The 31 reference contexts in paper Голочалова, ЦУРКАНУ (2016) “НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СУБСИДИЙ В КОНТЕКСТЕ МСФО И НСБУ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА // Some peculiarities of accounting of government grants in context IFRS and National Standarts Republic Moldova” / spz:ztu:ven:72444

  1. Start
    5860
    Prefix
    Ряд проблем, связанных с формированием понятийного аппарата в отношении различных форм государственной помощи, признанием и оценкой государственных субсидий, исследовали такие ученые, как Д.Александер
    Exact
    [1]
    Suffix
    , Н.Карзаева [6], А.Каланов [5], Г.Клычова [7], А.Челаков [12] и др. В Республике Молдова вопросам учета исполнения договора субсидирования посвящены работы ученых-экономистов В.Букур [3], Л.Григорой [4], М.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    5876
    Prefix
    Ряд проблем, связанных с формированием понятийного аппарата в отношении различных форм государственной помощи, признанием и оценкой государственных субсидий, исследовали такие ученые, как Д.Александер [1], Н.Карзаева
    Exact
    [6]
    Suffix
    , А.Каланов [5], Г.Клычова [7], А.Челаков [12] и др. В Республике Молдова вопросам учета исполнения договора субсидирования посвящены работы ученых-экономистов В.Букур [3], Л.Григорой [4], М.Дима [4] и др.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    5892
    Prefix
    Ряд проблем, связанных с формированием понятийного аппарата в отношении различных форм государственной помощи, признанием и оценкой государственных субсидий, исследовали такие ученые, как Д.Александер [1], Н.Карзаева [6], А.Каланов
    Exact
    [5]
    Suffix
    , Г.Клычова [7], А.Челаков [12] и др. В Республике Молдова вопросам учета исполнения договора субсидирования посвящены работы ученых-экономистов В.Букур [3], Л.Григорой [4], М.Дима [4] и др. Не обошли вниманием эту проблему и некоторые представители румынской школы бухгалтерского учета.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    5906
    Prefix
    Ряд проблем, связанных с формированием понятийного аппарата в отношении различных форм государственной помощи, признанием и оценкой государственных субсидий, исследовали такие ученые, как Д.Александер [1], Н.Карзаева [6], А.Каланов [5], Г.Клычова
    Exact
    [7]
    Suffix
    , А.Челаков [12] и др. В Республике Молдова вопросам учета исполнения договора субсидирования посвящены работы ученых-экономистов В.Букур [3], Л.Григорой [4], М.Дима [4] и др. Не обошли вниманием эту проблему и некоторые представители румынской школы бухгалтерского учета.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5921
    Prefix
    Ряд проблем, связанных с формированием понятийного аппарата в отношении различных форм государственной помощи, признанием и оценкой государственных субсидий, исследовали такие ученые, как Д.Александер [1], Н.Карзаева [6], А.Каланов [5], Г.Клычова [7], А.Челаков
    Exact
    [12]
    Suffix
    и др. В Республике Молдова вопросам учета исполнения договора субсидирования посвящены работы ученых-экономистов В.Букур [3], Л.Григорой [4], М.Дима [4] и др. Не обошли вниманием эту проблему и некоторые представители румынской школы бухгалтерского учета.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    6047
    Prefix
    Ряд проблем, связанных с формированием понятийного аппарата в отношении различных форм государственной помощи, признанием и оценкой государственных субсидий, исследовали такие ученые, как Д.Александер [1], Н.Карзаева [6], А.Каланов [5], Г.Клычова [7], А.Челаков [12] и др. В Республике Молдова вопросам учета исполнения договора субсидирования посвящены работы ученых-экономистов В.Букур
    Exact
    [3]
    Suffix
    , Л.Григорой [4], М.Дима [4] и др. Не обошли вниманием эту проблему и некоторые представители румынской школы бухгалтерского учета. Однако до сих пор существует проблема разработки техники отображения процесса субсидирования, связанной с применением экономического подхода при подготовке финансовой отчетности – источника представления достоверной информации,
    (check this in PDF content)

  7. Start
    6063
    Prefix
    связанных с формированием понятийного аппарата в отношении различных форм государственной помощи, признанием и оценкой государственных субсидий, исследовали такие ученые, как Д.Александер [1], Н.Карзаева [6], А.Каланов [5], Г.Клычова [7], А.Челаков [12] и др. В Республике Молдова вопросам учета исполнения договора субсидирования посвящены работы ученых-экономистов В.Букур [3], Л.Григорой
    Exact
    [4]
    Suffix
    , М.Дима [4] и др. Не обошли вниманием эту проблему и некоторые представители румынской школы бухгалтерского учета. Однако до сих пор существует проблема разработки техники отображения процесса субсидирования, связанной с применением экономического подхода при подготовке финансовой отчетности – источника представления достоверной информации, которая требует
    (check this in PDF content)

  8. Start
    6075
    Prefix
    с формированием понятийного аппарата в отношении различных форм государственной помощи, признанием и оценкой государственных субсидий, исследовали такие ученые, как Д.Александер [1], Н.Карзаева [6], А.Каланов [5], Г.Клычова [7], А.Челаков [12] и др. В Республике Молдова вопросам учета исполнения договора субсидирования посвящены работы ученых-экономистов В.Букур [3], Л.Григорой [4], М.Дима
    Exact
    [4]
    Suffix
    и др. Не обошли вниманием эту проблему и некоторые представители румынской школы бухгалтерского учета. Однако до сих пор существует проблема разработки техники отображения процесса субсидирования, связанной с применением экономического подхода при подготовке финансовой отчетности – источника представления достоверной информации, которая требует углубленно
    (check this in PDF content)

  9. Start
    10059
    Prefix
    Это объясняется существующей на тот момент методологией бухгалтерского учета, согласно которой одним из базовых принципов представления информации в отчетности являлся принцип имущественного права (титул собственности). Ситуация радикально изменилась на современном этапе развития методологии учета, когда была признана методология МСФО
    Exact
    [1]
    Suffix
    как наиболее полно отвечающая основным экономическим тенденциям. Как известно, в основу методологии МСФО положен принцип приоритета содержания над формой, суть которого заключается в использовании при подготовке финансовой отчетности экономического подхода, а именно отражение информации в отчетности, исходя из экономического содержания реального события.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    11708
    Prefix
    Поскольку в специальной экономической литературе достаточно подробно раскрыт вопрос о сущности и воздействии идентификации на признание финансовой отчетности достоверной, рассмотрим ее действенность в отношении государственных субсидий в контексте принципа приоритета содержания над формой. Согласно методологии МСФО, идентификация должна проводиться в два этапа
    Exact
    [10, с. 34]
    Suffix
    : 1 этап – идентификация во времени, для признания объекта наблюдения в качестве элемента финансовой отчетности; 2 этап – идентификация по экономическим характеристикам объекта наблюдения, для его квалификации и установления порядка учета.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    14790
    Prefix
    Поэтому обязательство стало рассматриваться не столько как долг, сколько как источник получения экономической выгоды, эффективное управление которым способствует улучшению финансового положения организации
    Exact
    [9, с. 158]
    Suffix
    . Отсюда и взгляд на обязательство как на отложенные доходы. С другой стороны, как выше уже доказано, по своим экономическим характеристикам субсидии являются обязательствами, а поскольку их предоставление относится к сделке по передаче услуг, то эти обязательства относятся к классификационной группе «начисленные обязательства» [9, с. 156].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    15187
    Prefix
    С другой стороны, как выше уже доказано, по своим экономическим характеристикам субсидии являются обязательствами, а поскольку их предоставление относится к сделке по передаче услуг, то эти обязательства относятся к классификационной группе «начисленные обязательства»
    Exact
    [9, с. 156]
    Suffix
    . Такая последовательность позволяет отождествить субсидии как отложенные доходы и квалифицировать как объект учета в качестве доходов будущих периодов, подлежащих с целью определения финансового результата пропорциональному распределению по отчетным периодам.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    16499
    Prefix
    Следующей проблемой, которую необходимо решить, является установление техники отображения государственных субсидий. Поскольку порядок отражения государственных субсидий, согласно МСФО, достаточно широко освещен в экономической литературе
    Exact
    [3, 4, 8, 11]
    Suffix
    , рассмотрим эту проблему через призму сравнения IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» [13] и НСБУ «Собственный капитал и обязательства» [14], который в рамках реформы бухгалтерского учета в Республике Молдова был разработан на основе Директив ЕС, Концептуальных основ финансовой отчетности, IAS 20 и других стандартов.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    16648
    Prefix
    Поскольку порядок отражения государственных субсидий, согласно МСФО, достаточно широко освещен в экономической литературе [3, 4, 8, 11], рассмотрим эту проблему через призму сравнения IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»
    Exact
    [13]
    Suffix
    и НСБУ «Собственный капитал и обязательства» [14], который в рамках реформы бухгалтерского учета в Республике Молдова был разработан на основе Директив ЕС, Концептуальных основ финансовой отчетности, IAS 20 и других стандартов.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    16704
    Prefix
    Поскольку порядок отражения государственных субсидий, согласно МСФО, достаточно широко освещен в экономической литературе [3, 4, 8, 11], рассмотрим эту проблему через призму сравнения IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» [13] и НСБУ «Собственный капитал и обязательства»
    Exact
    [14]
    Suffix
    , который в рамках реформы бухгалтерского учета в Республике Молдова был разработан на основе Директив ЕС, Концептуальных основ финансовой отчетности, IAS 20 и других стандартов. Сравнение проведем по основным элементам методологии учета: идентификация, оценка, признание, механизм учета, что в обобщенном виде представлено в таблице 1.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    18162
    Prefix
    Согласно положениям указанного НСБУ, все виды государственной помощи трактуются как субсидии, под которыми понимается помощь, предоставленная Правительством, другими публичными учреждениями, национальными и международными организациями в форме передачи ресурсов при соблюдении субъектом определенных условий
    Exact
    [14]
    Suffix
    , а их порядок учета зависит только от вида организации: коммерческая или некоммерческая. Таблица 1 Сравнение положений IAS 20 и НСБУ Критерий сравнения IAS 20 НСБУ государственной помощи Государственные субсидии при отдельных обстоятельствах идентифицируются в качестве дотаций, субвенций или премий [п. 6] × Идентификация форм Приоритетная модель оценки По справедлив
    (check this in PDF content)

  17. Start
    19858
    Prefix
    Согласно тенденции оценки по справедливой стоимости в системе МСФО, стандарт указывает на приоритетность применения этой модели оценки в случае, если государственная субсидия принимает форму передачи немонетарного актива, например, земли или других ресурсов
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Так как применение этой модели для данных видов активов является обычной практикой, то и субсидия будет учтена по справедливой стоимости. И, хотя в данном стандарте больше не приводится конкретной информации об оценке субсидий при первоначальном признании других активов, купленных, построенных или приобретенных иным способом за счет полученной субсидии, следует учесть
    (check this in PDF content)

  18. Start
    20665
    Prefix
    Это правило относится и к оценке субсидий, представляющих собой финансовую поддержку, предназначенную для покрытия фактических расходов. Стандартом допускается применение альтернативного подхода, при котором и актив, и субсидия учитываются по номинальной величине
    Exact
    [13]
    Suffix
    , однако, как отметчает Д.Александер, «отражение такого события по номинальной стоимости настолько непрозрачно, что недопустимо», приводит к нарушению принципа приоритета содержания над формой и последовательного отражения активов в балансе [1, с. 261].
    (check this in PDF content)

  19. Start
    20910
    Prefix
    Стандартом допускается применение альтернативного подхода, при котором и актив, и субсидия учитываются по номинальной величине [13], однако, как отметчает Д.Александер, «отражение такого события по номинальной стоимости настолько непрозрачно, что недопустимо», приводит к нарушению принципа приоритета содержания над формой и последовательного отражения активов в балансе
    Exact
    [1, с. 261]
    Suffix
    . НСБУ «Собственный капитал и обязательства» предусматривает первоначальную оценку субсидий в зависимости от формы (денежной или неденежной), в которой они были получены. Субсидии, полученные в денежной форме, оцениваются по номинальной стоимости, а неденежные – в размере первоначальной стоимости полученных активов, которая определяется в соответствии со стандарта
    (check this in PDF content)

  20. Start
    21343
    Prefix
    Субсидии, полученные в денежной форме, оцениваются по номинальной стоимости, а неденежные – в размере первоначальной стоимости полученных активов, которая определяется в соответствии со стандартами бухгалтерского учета
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Известно, что, в соответствии с современной методологией учета, по номинальной стоимости, являющейся базой оценки в рамках юридического подхода, может оцениваться только один вид монетарных активов – денежные средства, а дебиторская задолженность по предстоящей к получению субсидии при первоначальном признании будет оцениваться исходя из стоимости актива и затрат, сопутствующих
    (check this in PDF content)

  21. Start
    22589
    Prefix
    не только противоречив, но свидетельствует об отклонении от принципа приоритета содержания над формой при подготовке отчетности, что отличает национальную систему учета от системы МСФО, базирующейся на концепции экономической оценки. В этой связи авторы придерживаются мнения Д.Александер о нецелесообразности отражения субсидии по номинальной стоимости
    Exact
    [1, с. 261]
    Suffix
    . Как нами уже отмечено, субсидии – это отложенный доход и основным вопросом их учета является соотнесение доходов и расходов, связанных с получением и использованием субсидий, поэтому преимущественно и IAS 20, и НСБУ описывают порядок отражения субсидий в финансовой отчетности, и прежде всего, в момент их первоначального признания.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    23225
    Prefix
    Согласно IAS 20, важным является и то, что государственные субсидии следует систематически признавать в составе прибыли или убытка на протяжении периодов, в которых организация признает в качестве расходов соответствующие затраты, компенсируемые данными субсидиями
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Таким образом, несмотря на то, что допускается существование двух подходов к порядку учета государственных субсидий (1 – с позиции капитала; 2 – с позиции доходов), стандарт прямо указывает на приоритетность второго подхода, в соответствии с которым субсидия относится на текущие доходы/расходы [13].
    (check this in PDF content)

  23. Start
    23548
    Prefix
    Таким образом, несмотря на то, что допускается существование двух подходов к порядку учета государственных субсидий (1 – с позиции капитала; 2 – с позиции доходов), стандарт прямо указывает на приоритетность второго подхода, в соответствии с которым субсидия относится на текущие доходы/расходы
    Exact
    [13]
    Suffix
    . При этом стандарт указывает, что признание в момент получения государственных субсидий в составе прибыли или убытка будет противоречить принципу учета по методу начисления. Исключением являются операции субсидирования, по которым невозможно установить базы для распределения субсидии по периодам, кроме того периода, в котором она была получена [13].
    (check this in PDF content)

  24. Start
    23910
    Prefix
    При этом стандарт указывает, что признание в момент получения государственных субсидий в составе прибыли или убытка будет противоречить принципу учета по методу начисления. Исключением являются операции субсидирования, по которым невозможно установить базы для распределения субсидии по периодам, кроме того периода, в котором она была получена
    Exact
    [13]
    Suffix
    . НСБУ допускают применение подхода капитала для субсидий, предоставленных государственным, муниципальным и другим аналогичным субъектам, первоначально отраженных как обязательства (доходы будущих периодов).
    (check this in PDF content)

  25. Start
    25525
    Prefix
    Сторонники первого варианта считают, что вычет субсидии: нарушает концепцию достоверности, одним из принципов которой является запрет на взаимозачет (доходы будущих периодов засчитываются уменьшением стоимости актива); не соответствует концепции оценки по справедливой стоимости
    Exact
    [1, с. 256]
    Suffix
    . По мнению Д.Александер, с прагматической точки зрения способ вычета субсидий упрощает последующую оценку активов [1, с. 257], но ученый относится к сторонникам первого варианта. Он наряду с уже обозначенными недостатками варианта вычета указывает на проблему возникновения отложенного обязательства, порядок списания которого в последующие периоды усложнит проце
    (check this in PDF content)

  26. Start
    25662
    Prefix
    считают, что вычет субсидии: нарушает концепцию достоверности, одним из принципов которой является запрет на взаимозачет (доходы будущих периодов засчитываются уменьшением стоимости актива); не соответствует концепции оценки по справедливой стоимости [1, с. 256]. По мнению Д.Александер, с прагматической точки зрения способ вычета субсидий упрощает последующую оценку активов
    Exact
    [1, с. 257]
    Suffix
    , но ученый относится к сторонникам первого варианта. Он наряду с уже обозначенными недостатками варианта вычета указывает на проблему возникновения отложенного обязательства, порядок списания которого в последующие периоды усложнит процесс подготовки финансовой отчетности.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    26348
    Prefix
    Согласно балансовому методу, налог на прибыль рассчитывается как разница между балансовой стоимостью актива и его налогооблагаемой базой, определяемой, исходя из покупной стоимости объекта, скорректированной на его процентную ставку. Сторонники варианта вычета субсидии утверждают, что организация не понесла бы определенные расходы, если бы субсидия не была бы предоставлена
    Exact
    [8, с. 2271]
    Suffix
    . Применение этого варианта допускается и IAS 20, и базовыми стандартами, регламентирующими признание и оценку долгосрочных активов, то есть, оба варианта могут быть использованы, поэтому выбор одного из них – это вопрос применения профессионального суждения.
    (check this in PDF content)

  28. Start
    28539
    Prefix
    порядок: для коммерческих организаций субсидии признаются в качестве доходов будущих периодов, которые после выполнения договорных условий списываются на увеличение текущих доходов отчетного периода; для государственных и других аналогичных субъектов, после выполнения договорных условий субсидии списываются на увеличение других элементов собственного капитала
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Учитывая тот факт, что характерной чертой субсидий является софинансирование операционной деятельности (мероприятия), в контексте применения положений НСБУ возникают следующие две проблемы, требующие соответствующего решения: − нарушение принципа соотнесения доходов и расходов, так как доходы будущих периодов (субсидия) будут непосредственно включены в состав капитала, а с
    (check this in PDF content)

  29. Start
    30787
    Prefix
    Чтобы определить порядок учета НДС, оплачиваемого за счет средств субсидий, вначале необходимо проанализировать положения как базовых международных стандартов бухгалтерского учета, так и НСБУ “Долгосрочные нематериальные и материальные активы”
    Exact
    [14]
    Suffix
    , и соответствующие статьи Налогового Кодекса Республики Молдова. Согласно общему подходу, который является унифицированным на международном уровне, актив признается по первоначальной стоимости, состоящей из: - фактических затрат на приобретение, включая импортные пошлины и невозмещаемые налоги на приобретение; - любых прямых затрат, связанных с приведением актива в рабочее сос
    (check this in PDF content)

  30. Start
    31438
    Prefix
    , включая импортные пошлины и невозмещаемые налоги на приобретение; - любых прямых затрат, связанных с приведением актива в рабочее состояние к использованию по назначению, например, затраты на вознаграждение работникам и оплата профессиональных услуг, возникающих в связи с приведением актива в рабочее состояние, затраты на проверку на соответствие актива его функциональному назначению
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Следовательно, применение варианта включения НДС в стоимость приобретенного актива (первый вариант) в рамках государственного субсидирования невозможно, поскольку он противоречит требованиям нормативной базы бухгалтерского учета.
    (check this in PDF content)

  31. Start
    32191
    Prefix
    Согласно Налоговому Кодексу Республики Молдова, основным условием для зачета НДС является факт использования таких товаров (работ, услуг) и имущественных прав для осуществления операций, облагаемых НДС
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Это условие выполняется, но при проведении операций, связанных с субсидированием, приводит к повторному возмещению налога. Правила Налогового Кодекса Молдовы прямо не предусматривают возможность включения НДС, уплаченного за счет субсидии в состав расходов, но при этом в них указывается, что сумма НДС, не подлежащая зачету, относится на расходы периода.
    (check this in PDF content)