The 29 reference contexts in paper Пирожник (2016) “Стадиальность формирования рекреационного пространства и региональная структура туристского рынка Беларуси” / spz:polessu:tourism:y:2015:i:2:p:38-53

  1. Start
    4208
    Prefix
    В рекреационной географии категория рекреационно-туристского пространства играет ключевую роль в изучении процессов территориальной организации рекреационной деятельности и различных видов туризма
    Exact
    [1-3]
    Suffix
    . Как отмечает Л.Ю. Мажар [4], наиболее сложным для восприятия и анализа видом географического пространства является пространство социально-экономическое, которое во многом определяется не только заданными планетарными параметрами (географическое положение, природные условия и ресурсы), но и все возрастающей ролью человека как важнейшего фактора преобразования пространства.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    4239
    Prefix
    В рекреационной географии категория рекреационно-туристского пространства играет ключевую роль в изучении процессов территориальной организации рекреационной деятельности и различных видов туризма [1-3]. Как отмечает Л.Ю. Мажар
    Exact
    [4]
    Suffix
    , наиболее сложным для восприятия и анализа видом географического пространства является пространство социально-экономическое, которое во многом определяется не только заданными планетарными параметрами (географическое положение, природные условия и ресурсы), но и все возрастающей ролью человека как важнейшего фактора преобразования пространства.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    5525
    Prefix
    На основе показателей интенсивности туристских потоков, уровня развития туристской инфраструктуры, рекреационно-туристской специализации и воздействия туристской деятельности на окружающую среду С. Лишевски выделяет пять типов туристского пространства
    Exact
    [5]
    Suffix
    : зарождения, проникновения, ассимиляции, колонизации и урбанизации, которые могут рассматриваться и как стадии развития рекреационно-туристского пространства в процессе освоения территорий.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    5804
    Prefix
    Лишевски выделяет пять типов туристского пространства [5]: зарождения, проникновения, ассимиляции, колонизации и урбанизации, которые могут рассматриваться и как стадии развития рекреационно-туристского пространства в процессе освоения территорий. Наиболее общими свойствами рекреационно-туристского пространства являются
    Exact
    [6]
    Suffix
    : – гетерогенность и комплексность, вследствие насыщенности природными, культурноисторическими и социально-экономическими элементами с комплексом взаимосвязей различной интенсивности; – открытый характер по отношению к другим типам пространства и широкий взаимообмен материальными и нематериальными ценностями и благами – составными элементами туристского продукта и потребления; – целостн
    (check this in PDF content)

  5. Start
    7113
    Prefix
    и поддержания уровня здоровья; – функционально-иерархический характер территориальной организации, отличающийся зональностью, региональностью и ареально-сетевой концентрацией на разных иерархических уровнях и проявлением процессов динамизма, инерционности и лимитированности, сопровождающих постепенный переход от континуальности к дискретности рекреационно-туристского пространства
    Exact
    [7,8]
    Suffix
    . В современных условиях туристско-рекреационное пространство претерпевает глубокую трансформацию в связи с процессами глобализации, что привносит новые черты в его облик: высокую динамику конъюнктуры туристского рынка, унификацию турпродукта, доминирование на туристском рынке крупных транснациональных корпораций (туроператоров), проникновение на региональный и локальный иерархические ур
    (check this in PDF content)

  6. Start
    7635
    Prefix
    глобализации, что привносит новые черты в его облик: высокую динамику конъюнктуры туристского рынка, унификацию турпродукта, доминирование на туристском рынке крупных транснациональных корпораций (туроператоров), проникновение на региональный и локальный иерархические уровни туристской субкультуры, что зачастую вносит дисгармонию в социально-экономическое развитие соответствующих регионов
    Exact
    [9, с.137]
    Suffix
    . Глобализацию правомерно трактовать как динамичный процесс качественного развития реструктуризации рекреационно-туристского пространства. Глобальным данный процесс является как по территориальному охвату, так и по организации всех элементов рекреационно-туристского пространства.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    9821
    Prefix
    При этом отмечается непропорциональность развития отдельных стадий формирования туристского пространства в разных типах географической среды (проникновения – в горных районах, ассимиляции на равнинах и поозерьях, урбанизации в ряде приморских районов и зонах крупных агломераций
    Exact
    [10, с. 25]
    Suffix
    . В целом тип географической среды является одним из составных элементов туристского продукта, поскольку спрос формируется на конкретные (уникальные с точки зрения индивидуального туриста) регионы (типы географической среды) для занятий избранными видами туризма.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    10747
    Prefix
    Европейской комиссии (1993) туристское пространство рассматривается как совокупность внешних факторов, определяющих функционирование туристской местности (дестинации), при котором природные, антропогенные, экономические, социальные, культурные, архитектурные и инфраструктурные факторы формируют внешнее окружение и подлежат эксплуатации и преобразованию туристским бизнесом
    Exact
    [11, с. 316]
    Suffix
    . О высокой степени влияния географической среды на выбор районов отдыха свидетельствуют исследования туристского спроса и избирательности туристов на рынке Великобритании, при которых условия географической среды (хорошая погода) занимают вторую позицию (78 % высоких оценок отмеченного фактора) сразу после ценового фактора (82 %) и несколько опережая условия размещения в отелях (71 %) [12, с. 36
    (check this in PDF content)

  9. Start
    11151
    Prefix
    О высокой степени влияния географической среды на выбор районов отдыха свидетельствуют исследования туристского спроса и избирательности туристов на рынке Великобритании, при которых условия географической среды (хорошая погода) занимают вторую позицию (78 % высоких оценок отмеченного фактора) сразу после ценового фактора (82 %) и несколько опережая условия размещения в отелях (71 %)
    Exact
    [12, с. 360]
    Suffix
    . Таким образом, рекреационно-туристское пространство охватывает ту часть географической среды, где под влиянием спроса сформировались соответствующие элементы туристской инфраструктуры и реализуются различные виды рекреационных занятий в свободное время.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    11819
    Prefix
    Лишевского, туристское пространство выступает функционально отличающейся частью (подпространством) окружающей географической среды. Оно понимается как пространство, которое формируют естественные элементы (природная среда), постоянные элементы человеческой деятельности (экономическая среда), а также социальная среда человека
    Exact
    [5, с. 90]
    Suffix
    . Такой подход позволяет рассматривать рекреационно-туристское пространство как сегмент пространства социально-экономического, представляющего собой «совокупность специализированных территорий, организованных для обслуживания рекреационнотуристской деятельности посетителей в свободное время» [9, с. 136].
    (check this in PDF content)

  11. Start
    12136
    Prefix
    Такой подход позволяет рассматривать рекреационно-туристское пространство как сегмент пространства социально-экономического, представляющего собой «совокупность специализированных территорий, организованных для обслуживания рекреационнотуристской деятельности посетителей в свободное время»
    Exact
    [9, с. 136]
    Suffix
    . Однако ключевым элементом, имманентной чертой туристского пространства, остается перемещение человека в процессе туристского путешествия и его деятельность в пространстве. С учетом эволюции различных фаз познания и формирования рекреационно-туристского пространства, его насыщенности различными элементами на стадии зарождения, проникновения, ассимиляции, колонизации и урбанизации параллельно ф
    (check this in PDF content)

  12. Start
    13121
    Prefix
    restricted” tourism spaces), под влиянием лимитирующих природных, политических и социально-культурных факторов и 3) реальное туристское пространство (real tourism spaces), как часть реальной географической среды (природного и социально-культурного пространства), сформировавшаяся под влиянием потребностей современного человека в отдыхе, познании, накоплении впечатлений
    Exact
    [13, с.16]
    Suffix
    . Таким образом, структурно-функциональный подход позволяет определить рекреационнотуристское пространство как часть окружающей географической среды с совокупностью природных и антропогенных элементов и их взаимосвязей, на которые сложился реальный платежеспособный спрос и существует система предложения различных услуг для туристского потребления в свободное время.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    13867
    Prefix
    При этом на разных стадиях его формирования можно проследить взаимосвязи с типами территориальной структуры, рангом туристских функций, сегментами потребителей туристского рынка и характером туристского предложения (табл. 1). Таблица 1 – Стадии развития рекреационно-туристского пространства и элементы территориальной структуры рекреационных районов
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Типы пространства Интенсивность туристских потоков Уровень развития инфраструктуры Ранг туристских функций Тип территориальной структуры Сегменты туристского рынка Характер туристского предложения 1 2 3 4 5 6 7 Зарождения Минимальная Отсутствует Зарождающаяся Точечная Первопроходцы Единичное Проникновения Растущая Низкий Сопутствующая Очаговая Новаторы Избирательное
    (check this in PDF content)

  14. Start
    15284
    Prefix
    систем (ТРС), региональных туристских комплексов (РТК), территориальных туристских кластеров (ТТК) и рекреационно-туристских районов, которые отражают уровень развития и ранг туристских функций различных центров и местностей, характер рекреационной специализации различных регионов в условиях географического разделения труда и расширении процессов интеграции и глобализации
    Exact
    [1-3,14,15]
    Suffix
    . Введенное в научную практику понятие туристских кластеров, как географической совокупности взаимно связанных специализированных фирм (предприятий) и организаций с общими взаимозависимыми и взаимно дополняющимися синергетическими свойствами, системно раскрывают механизм внутреннего и внешнего взаимодействия элементов туристского пространства и их функционирования в условиях изменяюще
    (check this in PDF content)

  15. Start
    16018
    Prefix
    При этом кластер, определяется как технологическое целостное образование, которое формируют фирмы (предприятия) и их институционная среда (научные, финансовые, информационные, маркетинговые компании и агентства), создающие инновационную сетевую среду в определенных географических границах
    Exact
    [16]
    Suffix
    . Кластер, с позиций структурно-функционального анализа, включает два структурных элемента – ядро (экономические субъекты технологического цикла) и окружающую инновационную среду, формируемую системой тесных внутренних и внешних взаимосвязей и отношений.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    16778
    Prefix
    и нацеленность на эффективный конечный продукт, социальное и территориальное партнерство, растущий спрос и притяжение специализированных услуг, сближают понятие кластера и рекреационного района, где также выделяются два структурных элемента – ядро района (ТРС, РТК) и окружающая среда с комплексом природных и антропогенных элементов и совокупности их внутренних и внешних взаимодействий
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Для анализа механизмов внутреннего и внешнего взаимодействия элементов туристского пространства и их функционирования в условиях изменяющегося рыночного окружения в рекреационной географии разработан пространственно-функциональный подход направленный как на изучение внутреннего состояния и взаимодействия элементов туристского сектора, так и совокупности всей системы внешних территориальных отн
    (check this in PDF content)

  17. Start
    17378
    Prefix
    пространственно-функциональный подход направленный как на изучение внутреннего состояния и взаимодействия элементов туристского сектора, так и совокупности всей системы внешних территориальных отношений, раскрывающих не только особенности географической дифференциации изучаемого явления, но и тенденции функционирования территориальных социально-экономических систем и туристского сектора
    Exact
    [8, 17]
    Suffix
    . Рекреационный район, выступающий основным объектом пространственно-функционального анализа, может быть представлен как система, состоящая из двух структурных элементов – территориальной рекреационной системы (ТРС) и окружающего ее социально-экономического и географического пространства, обеспечивающего эффективное функционирование всего рекреационно-обслуживающего комплекса.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    23219
    Prefix
    Функциональный тип района определяется как пространственно-временная категория, отражающая как функции районов в географическом разделении труда при удовлетворении рекреационно-туристских потребностей населения, так и уровень интенсивности рекреационного освоения и использования потенциала районов
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Динамический процесс территориальной организации туристского пространства обслуживания могут быть представлены двумя типами территориальных моделей. Первый из них раскрывает тенденции формирования особого элемента географического пространства – рекреационно-туристского пространства, выявляет сложившиеся функциональные типы районов в туристском обслуживании, особенности внутренней территориаль
    (check this in PDF content)

  19. Start
    25958
    Prefix
    Таблица 2 – Удельный вес туристских услуг в общем объеме платных услуг ( %) Виды услуг 2000 г. 2010 г. 2013 г. Туристско-экскурсионные 1,2 3,0 4,5 Санаторно-курортные 7,6 1,3 1,3 Гостиниц и аналогичных объектов 2,1 0,8 2,1 Составлено по
    Exact
    [18, с. 87]
    Suffix
    . В указанный период расходы домашних хозяйств на туристские услуги выросли с 6,1 долл./1 члена домашнего хозяйства в 2005 г. до 29,9 долл./1 члена в 2013 г. (в 4,9 раза), а на санаторнокурортные, за тот же период – с 1,7 до 6,1 долл./1 члена семьи (в 3,6 раза).
    (check this in PDF content)

  20. Start
    26533
    Prefix
    При этом на первую 20% группу домашних хозяйств с наименьшими доходами приходилось 2,0% всех расходов на туристские услуги и 6,0% – на санаторно-курортные. Соответственно, на пятую 20% группы с наибольшими доходами приходится 56,9% расходов на туристские услуги и 60,2% – на санаторнокурортные
    Exact
    [18, с. 89]
    Suffix
    . Для анализа воздействия туризма на экономику страны выделяют его прямое и косвенное влияние на структуру потребления всего комплекса услуг. По методике Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и Всемирного совета по туризму и путешествиям [19, 20], прямое влияние туристского потребления и доходов отмечается в секторах сферы услуг, непосредственно связанных с обслуживанием туристов (гостиничные
    (check this in PDF content)

  21. Start
    26795
    Prefix
    Для анализа воздействия туризма на экономику страны выделяют его прямое и косвенное влияние на структуру потребления всего комплекса услуг. По методике Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и Всемирного совета по туризму и путешествиям
    Exact
    [19, 20]
    Suffix
    , прямое влияние туристского потребления и доходов отмечается в секторах сферы услуг, непосредственно связанных с обслуживанием туристов (гостиничные объекты и рестораны, санаторно-оздоровительные и туристские учреждения, туристский транспорт, услуги туристских агентств и бюро, индустрия развлечений и др.), косвенное влияние туризма охватывает более широкий спектр предприятий, обеспечивающих деят
    (check this in PDF content)

  22. Start
    27768
    Prefix
    сектора в экономику Беларуси оценивался в 2014 г. в 1,4 млрд долл. (1,9% совокупного ВВП) в форме доходов от прямого туристского потребления и 4,5 млрд долл. (6,0% ВВП) от совокупных поступлений прямого, косвенного и индуцированного потребления (табл. 3). Экспорт туристских услуг (обслуживание иностранных туристов в Беларуси) составлял около 1,2 млрд долл. (7,2 % объема всего экспорта.
    Exact
    [20, с. 7]
    Suffix
    , При этом размеры прямой трудовой занятости в туристском секторе оценивались в 76,8 тыс. чел. (1,7 %), а общей занятости в туристском обслуживании в 244,9 тыс. чел (5,6 %). Таблица 3 – Туристский сектор Беларуси в социально-экономическом комплексе страны (20102014 гг.) 2010 2014 Индекс, млрд2010=100 руб. млрд руб. млн долл.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    30775
    Prefix
    2014/2000 Гостиницы и аналогичные средства размещения 256 26,2 279 23,5 359 26,7 530 35,4 1,9 1,4 Санаторно-курортные и оздоровительные учреждения 318 47,1 321 46,1 334 43,5 466 46,9 1,5 1,0 Всего в объектах коллективного размещения 574 73,3 600 69,6 693 70,2 996 82,3 1,7 1,1 В числителе указано число объектов, в знаменателе их общая вместимость (тыс. мест)
    Exact
    [18]
    Suffix
    В региональном разрезе наибольшей концентрацией гостиничного фонда выделятся столичная агломерация г. Минск (4 гостиницы имеют категорию 5 звезд, 5 – 4 звезды и 14 – 3 звезды), где сосредоточено почти 1/3 гостиничного фонда (вместе с Минской областью более 2/5), который до 2016 г. увеличится еще на 15 объектов дополнительной вместимостью 4 тыс. мест.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    31571
    Prefix
    Брестская и Витебская области концентрируют примерно по 15 % санаторно-оздоровительного фонда каждая, Гродненская и Гомельская по 10-13%, а наименьшим потенциалом располагает Могилевская область
    Exact
    [21]
    Suffix
    . В региональной структуре 20 микрорайонов Беларуси (рис. 1) наибольшей емкостью туристского коечного фонда располагает Минский столичный, Молодечненский, располагающий значительным рекреационно-туристским потенциалом Нарочанской курортно-туристской зоны, а также Брестский приграничный микрорайоны.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    34103
    Prefix
    В 2014 г. число поездок иностранных граждан в Беларусь составило 6 240,4 тыс., а выездные потоки превысили 8 840,8 тыс. поездок резидентов за границу, что формирует в целом отрицательное сальдо по статье международный туризм в Беларуси
    Exact
    [18]
    Suffix
    . Общий объем туристских потоков зарегистрированных в объектах туристской инфраструктуры Беларуси и формирующих основной объем прямого туристского потребления услуг (гостиничные объекты, санаторнооздоровительные учреждения, агроусадьбы) в 2014 г. составил 2 905,6 тыс. чел.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    35471
    Prefix
    Таким образом, с учетом посещения объектов сельского туризма (около 40 тыс. нерезидентов), общий поток иностранных туристов в страну в 2013 г. превысил 1 млн человек (по методике регистрации в объектах туристской инфраструктуры). Таблица 5 – Численность туристов, зарегистрированных в коллективных средствах размещения Беларуси. *Составлено по:
    Exact
    [18, с.38-40]
    Suffix
    В географической структуре туристского обмена Беларуси основное место занимают соседние страны. В общем объеме организованных въездных туристских потоков иностранных туристов более 2/5 составляют соседние страны СНГ (Россия, Украина), поток из соседних стран-членов ЕС не превышает 4-5 % (Польша, Литва, Латвия), что примерно равно потоку из основных дестинаций зарубежной Европы (Герм
    (check this in PDF content)

  27. Start
    39304
    Prefix
    607,1 217,5 8,9 Рисунок 2 – Объем и интенсивность туристских потоков (2013) А – число туристов (тыс. чел.); В – интенсивность туристских ночлегов/100 местных жителей; С – типы объектов туристской инфраструктуры: a – гостиницы и подобные объекты. На основе анализа региональных различий рекреационно-ресурсного потенциала, туристской специализации и уровня развития рекреационных функций
    Exact
    [22]
    Suffix
    можно выделить четыре основных рекреационно-туристских региона Беларуси: Северный (Витебская обл.), Центральный (Минская обл. и Ошмянский, Островецкий, Сморгонский районы Гродненской обл.), Восточный (Гомельская и Могилевская обл.) и Западный (Брестская и основная часть Гродненской обл.) – рис. 3, табл. 6.
    (check this in PDF content)

  28. Start
    42572
    Prefix
    Наиболее перспективным районом развития трансграничных туристских связей, расширения сотрудничества со странами Европейского Союза и активизации регионального туристского рынка на базе имеющегося ресурсного потенциала выступает регион междуречья Немана и Вислы, ограниченный пунктами Августов, Каунас, Вильнюс, Лида, Слоним, Пинск, Брест, Белосток
    Exact
    [23]
    Suffix
    . Регион включает историко-коммуникационный водный путь Север – Юг (Балтийское море – Неман – Огинский канал – Ясельда – Припять – Днепр – Черное море) с интенсивными перекрестными связями Восток – Запад: 1) Неман – Августовский канал – Бебжа – Нарев – Буг – Висла; 2) Днепровско-Бугский водный путь (Припять – Днепровско-Бугский канал – Буг – Висла).
    (check this in PDF content)

  29. Start
    47052
    Prefix
    На современном этапе трансформации всего социально-экономического уклада государств СНГ в области новой организации рекреационно-туристского пространства (в условиях глобализации и рыночного хозяйствования) актуальной задачей является выбор стратегии развития и сценариев пространственной организации. Запас времени и набор вариантов здесь не очень велик и включает следующие сценарии
    Exact
    [8,9]
    Suffix
    : – сохранить сложившуюся структуру рекреационно-туристского пространства на новых экономических принципах и в изменившихся международно-правовых условиях; – входить в созданную крупнейшими западными странами систему рекреационно-туристского пространства, пытаясь установить благоприятные условия для себя или региональной группировки в целом; – оставаться аутсайдером существующей мировой систем
    (check this in PDF content)