The 30 reference contexts in paper N. Belova A., Z. Israilova S., N. Strakhova A., Н. Белова А., З. Исраилова С., Н. Страхова А. (2016) “ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА НЕФТЯНЫХ БИТУМОВ // PROBLEMS AND PROSPECTS OF PETROLEUM BITUMEN PRODUCTION” / spz:neicon:vestnik:y:2016:i:2:p:139-150

  1. Start
    4540
    Prefix
    По протяженности автомобильных дорог США находится на первом месте. Их протяженность составляет более ста с лишним земных экваторов (свыше 6,5 млн. км), они пересекли и перепоясали всю территорию страны
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Индия с отрывом от Китая в несколько сот тысяч километров - на втором месте после США. Китай пока на третьем месте в мире (по усредненным данным приближается к 4,5 млн. км) [1]. Сегодня в Китае самые высокие темпы строительства автомобильных дорог.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    4719
    Prefix
    Их протяженность составляет более ста с лишним земных экваторов (свыше 6,5 млн. км), они пересекли и перепоясали всю территорию страны [1]. Индия с отрывом от Китая в несколько сот тысяч километров - на втором месте после США. Китай пока на третьем месте в мире (по усредненным данным приближается к 4,5 млн. км)
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Сегодня в Китае самые высокие темпы строительства автомобильных дорог. Так в 2001 году общая длина скоростных автомагистралей составляла 10 тыс. км, в 2002 – 20 тыс. км, в 2008 – 60 тыс. км. В 2014 году в Китае общая протяженность автомагистралей составила более 4 миллионов километров, из которых более 100 тысяч километров – это скоростные автотрассы.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    5272
    Prefix
    В 2014 году в Китае общая протяженность автомагистралей составила более 4 миллионов километров, из которых более 100 тысяч километров – это скоростные автотрассы. Ежегодно в Китае строится в год более 10 тысяч километров дорог, а в России – 600 километров
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Постановка задачи. По мнению экспертов, емкость битумного рынка будет оставаться в пределах 100-120 млн. т/г. Именно поэтому, определение перспективы развития производства нефтяных битумов представляется весьма актуальным.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    5683
    Prefix
    Именно поэтому, определение перспективы развития производства нефтяных битумов представляется весьма актуальным. Методы исследования. По данным статистического наблюдения, в настоящее время нефтяные битумы производятся более чем в 70 странах мира при суммарной мощности порядка 110 млн. т/г
    Exact
    [3]
    Suffix
    . С 1992-го по 2008-й годы мировое производство битума возросло на 30%. Динамика мирового производства битума с 1992-го по 2008 годы приведена на рисунке 1[4]. Рисунок 1 – Динамика мирового производства битума с 1992-го по 2008 годы (тыс. т) По данным [1] основные мощности по производству битумов расположены в США, которые занимают первое место по объемам производства нефтяного битума, а
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5841
    Prefix
    По данным статистического наблюдения, в настоящее время нефтяные битумы производятся более чем в 70 странах мира при суммарной мощности порядка 110 млн. т/г [3]. С 1992-го по 2008-й годы мировое производство битума возросло на 30%. Динамика мирового производства битума с 1992-го по 2008 годы приведена на рисунке 1
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Рисунок 1 – Динамика мирового производства битума с 1992-го по 2008 годы (тыс. т) По данным [1] основные мощности по производству битумов расположены в США, которые занимают первое место по объемам производства нефтяного битума, а также в странах Средней, Южной и Восточной Азии.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    5934
    Prefix
    С 1992-го по 2008-й годы мировое производство битума возросло на 30%. Динамика мирового производства битума с 1992-го по 2008 годы приведена на рисунке 1[4]. Рисунок 1 – Динамика мирового производства битума с 1992-го по 2008 годы (тыс. т) По данным
    Exact
    [1]
    Suffix
    основные мощности по производству битумов расположены в США, которые занимают первое место по объемам производства нефтяного битума, а также в странах Средней, Южной и Восточной Азии. Китай является вторым в мире производителем битума, после США.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    6449
    Prefix
    Производство битума в стране в 2015 году достигло 22,5 млн. т, это более чем в 2 раза больше, чем в 2007 году Объем импорта битума в Китае продолжался почти весь период активного строительства скоростных дорог, за исключением спада в 2011-2012 годов (рисунок 3)
    Exact
    [5]
    Suffix
    . (рисунок 2) [5]. Как показало исследование, крупнейшим поставщиком нефтяного битума в Китай стала Малайзия, которая поставила в январе-декабре 2014 года 4,45 млн. т нефтяного битума по сравнению с 1,64 млн. тонн в 2013 году.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    6465
    Prefix
    Производство битума в стране в 2015 году достигло 22,5 млн. т, это более чем в 2 раза больше, чем в 2007 году Объем импорта битума в Китае продолжался почти весь период активного строительства скоростных дорог, за исключением спада в 2011-2012 годов (рисунок 3) [5]. (рисунок 2)
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Как показало исследование, крупнейшим поставщиком нефтяного битума в Китай стала Малайзия, которая поставила в январе-декабре 2014 года 4,45 млн. т нефтяного битума по сравнению с 1,64 млн. тонн в 2013 году.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    6896
    Prefix
    Среди иностранных производителей на рынке Китая находится и Южная Корея. Как видно из приведенных данных в 2015 году в Китай было ввезено 4,75 млн. т импортного битума, что составило около 17 % рынка битумов
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Рисунок 2 – Объем производства битума в Китае 2007-2015 гг., млн. т Рисунок 3 – Объем импорта битума Китаем, 2008-2015 гг., млн. т В 2015 в структуре потребления битума Китая 76% занимало дорожное строительство, 11% производство гидроизоляционных материалов, остальное делили между собой строительство аэропортов, строительство гидроэлектростанций и др. [5].
    (check this in PDF content)

  10. Start
    7363
    Prefix
    Рисунок 2 – Объем производства битума в Китае 2007-2015 гг., млн. т Рисунок 3 – Объем импорта битума Китаем, 2008-2015 гг., млн. т В 2015 в структуре потребления битума Китая 76% занимало дорожное строительство, 11% производство гидроизоляционных материалов, остальное делили между собой строительство аэропортов, строительство гидроэлектростанций и др.
    Exact
    [5]
    Suffix
    . На долю России и других стран СНГ приходится около 11,9% общемирового объема производства битумов, из них доля России составляет 9,1% [6]. Европа является экспортером битума, а дефицит битума в некоторых европейских странах покрывают экспортные поставки из соседних стран.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    7502
    Prefix
    -2015 гг., млн. т В 2015 в структуре потребления битума Китая 76% занимало дорожное строительство, 11% производство гидроизоляционных материалов, остальное делили между собой строительство аэропортов, строительство гидроэлектростанций и др. [5]. На долю России и других стран СНГ приходится около 11,9% общемирового объема производства битумов, из них доля России составляет 9,1%
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Европа является экспортером битума, а дефицит битума в некоторых европейских странах покрывают экспортные поставки из соседних стран. Оборот по внешней торговле нефтяным битумом в Северной, Латинской и Южной Америке только в 2008 году составил 1 млрд. долл. [4].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    7875
    Prefix
    Европа является экспортером битума, а дефицит битума в некоторых европейских странах покрывают экспортные поставки из соседних стран. Оборот по внешней торговле нефтяным битумом в Северной, Латинской и Южной Америке только в 2008 году составил 1 млрд. долл.
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Самый большой объем нефтяных битумов производит США – более 38 млн. тонн в год; для сравнения: в России по результатам 2014 года – только 5,4 млн. тонн в год, большая часть продукции (из которого 4,9 млн. тонн – дорожные битумы) идет на внутренний рынок [7].
    (check this in PDF content)

  13. Start
    8130
    Prefix
    Самый большой объем нефтяных битумов производит США – более 38 млн. тонн в год; для сравнения: в России по результатам 2014 года – только 5,4 млн. тонн в год, большая часть продукции (из которого 4,9 млн. тонн – дорожные битумы) идет на внутренний рынок
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Следует отметить, что США является не только крупнейшим производителем, но и крупнейшим потребителем битума в мире. Значительные объемы битума США импортирует из Канады. Производственный потенциал различных стран мира по производству нефтяных битумов приведен в таблице 1[8].
    (check this in PDF content)

  14. Start
    8412
    Prefix
    Следует отметить, что США является не только крупнейшим производителем, но и крупнейшим потребителем битума в мире. Значительные объемы битума США импортирует из Канады. Производственный потенциал различных стран мира по производству нефтяных битумов приведен в таблице 1
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Таблица 1. – Характеристика производственного потенциала получения нефтяных битумов в основных странах мира (2009 год) Страна млн. т/г Доля в мировом потенциале, % % к первичной переработке нефти США 31,5 28,7 3,7 Канада 6,7 6,1 6,7 Япония 7,3 6,7 3,1 Италия 0,9 0,8 0,7 Германия 4,7 4,3 4,0 Франция 3,0 2,7 3,0 Великобритания 2,5 2,3 2,8 Испания 1,6 1,4 2,4 Нидерланды 0
    (check this in PDF content)

  15. Start
    9234
    Prefix
    0,3 0,3 0,8 ЮАР 0,3 0,3 1,3 Румыния 0,8 0,7 3,3 Польша 1,1 1,0 5,8 Итого в мире 109,6 100,0 2,7 Высокая стоимость энергоносителей в странах Европы определяет самую высокую стоимость нефтяного битума в Испании, Бельгии, Германии, Франции и Италии (400-550 дол/т) в сравнении с прочими экспортерами. Значительно дешевле нефтяной битум, экспортируемый из США (220-300 дол/т)
    Exact
    [4]
    Suffix
    . В расчете на душу населения мощности по производству нефтяных битумов на НПЗ России несколько выше, чем в странах Западной Европы, но в 3 раза ниже, чем в Канаде, и в 1,6 раза ниже, чем в США (таблица 2) [9].
    (check this in PDF content)

  16. Start
    9545
    Prefix
    В расчете на душу населения мощности по производству нефтяных битумов на НПЗ России несколько выше, чем в странах Западной Европы, но в 3 раза ниже, чем в Канаде, и в 1,6 раза ниже, чем в США (таблица 2)
    Exact
    [9]
    Suffix
    . На территории бывшего СССР основными экспортерами нефтяного битума являются Российская Федерация и Беларусь, Литва. Остальные страны в основном импортируют битум (таблица 3) [4]. Таблица 2.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    9724
    Prefix
    В расчете на душу населения мощности по производству нефтяных битумов на НПЗ России несколько выше, чем в странах Западной Европы, но в 3 раза ниже, чем в Канаде, и в 1,6 раза ниже, чем в США (таблица 2) [9]. На территории бывшего СССР основными экспортерами нефтяного битума являются Российская Федерация и Беларусь, Литва. Остальные страны в основном импортируют битум (таблица 3)
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Таблица 2. – Сравнительная характеристика развития мощностей по производству битумов в России и в семерке ведущих стран мира, 2009 г. Ведущие страны мира Удельная мощность на душу населения, кг/г на 1 км 2 территории, т/ км 2 Канада 209,4 0,7 США 107,7 3.4 Россия 69,0 0,6 Япония 57,0 19,6 Германия 57,0 13,2 Франция 49,6 5,4 Великобритания 41,7 10,3 Италия 15,4 3,0 Таблиц
    (check this in PDF content)

  18. Start
    11542
    Prefix
    Можно отметить, что мощности российских заводов находятся на уровне 9,8 млн. тонн в год (приблизительно в 4 раза отставая от американских и ненамного превышая канадские), при этом загруженность российских мощностей не превышает 40 %, в то время как в семѐрке наиболее развитых стран мира (США, Канада, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Италия) этот потенциал используется на 90-96 %
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Мировое потребление битума, как ожидается, достигнет 135,07 млн. т к 2020 году, рост в среднем на 2,7 % по сравнению с 2014 года. Основным фактором роста потребления битума являются быстрорастущие рынки Индии, Китая и Бразилии.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    12107
    Prefix
    Для изменения и придания новых свойств битумоминеральным материалам используют целый ряд различных нанодобавок: углеродные наноматериалы (УНМ), минеральные наноагенты, наночастицы SiO 2 , TiO 2 , Fe2O3 и т.д.
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Результаты исследования влияния наночастиц на свойства битумного вяжущего приведены в таблице 4. Таблица 4. – Изменения основных свойств битума Состав Температура размягчения,ºС Глубина проникновения иглы, 0,1 мм Температура хрупкости,ºС Дуктильность, см Индекс пенетрации Битум БНД 90/130 46 98 -25 Свыше 150 -0,77 Битум +0,1% УНМ 44 92 -29 136
    (check this in PDF content)

  20. Start
    13326
    Prefix
    Следует предположить, что смолы, отвечающие за пластичность битума, взаимодействуя с фуллеренами, проявляют свои свойства лучше. В то же время глубина проникновения иглы снижается, битум становиться более твердый, следовательно, асфальтены, определяющие степень его твердости, так же взаимодействуют с фуллеренами
    Exact
    [10]
    Suffix
    . На наш взгляд, при введении нанодобавок битум приобретает новые, уникальные свойства. Так же наблюдается понижение температуры хрупкости битума при добавлении 0,1% модификатора, что свидетельствует о повышении качества битума.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    14788
    Prefix
    Среди блоксополимеров стирола (SBC – styrene block copolymer), используемых в дорожном строительстве, основным модификатором для производства полимермодифицированных битумов в мире является бутадиен-стирольный термоэластопласт СБС (SBS – styrene butadiene styrene)
    Exact
    [10]
    Suffix
    . В структуре производства стирольных модификаторов на долю SBS приходится до 80%. К остальным блок-сополимерам стирола относятся:  блок-сополимер стирола и изопрена (SIS),  стирол-этило-бутилен (SEBS),  бутадиенстирольный каучуковый латекс (SBR).
    (check this in PDF content)

  22. Start
    15207
    Prefix
    К остальным блок-сополимерам стирола относятся:  блок-сополимер стирола и изопрена (SIS),  стирол-этило-бутилен (SEBS),  бутадиенстирольный каучуковый латекс (SBR). Мировой рынок SBC оценивается в 1,6 млн. тонн. Из них на дорожные модификаторы приходится 26% или 0,42 млн. тонн. В таблице 5 приведены мощности мирового выпуска SBC
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Таблица 5. – Мощности по производству SBC Регион Тыс. тонн % Европа 418 28 Северная Америка 269 18 Латинская Америка 65 4 Азия 755 50 Как показало исследование, сегодня в мире насчитывается свыше 30 производителей SBC в США, Канаде, Китае, Корее, Великобритании, Франции, Германии, Италии и др.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    15849
    Prefix
    По темпам прироста мощностей бутадиен-стирольных термоэластопластов лидирует Китай. Ежегодный рост достигает 30%. Несмотря на высокие темпы роста производства, спрос опережает предложение. Дефицит покрывается за счет импорта из Тайваня, Кореи и Японии
    Exact
    [11]
    Suffix
    . При добавлении СБС в битуме образуется пространственная сетка, усиливающая свойства полимерно-битумного вяжущего (ударная вязкость, прочность, эластичность, тепло- и морозостойкость). Применение полимермодифицированного битума на основе СБС повышает срок службы дорожного покрытия в 2-3 раза [11].
    (check this in PDF content)

  24. Start
    16159
    Prefix
    При добавлении СБС в битуме образуется пространственная сетка, усиливающая свойства полимерно-битумного вяжущего (ударная вязкость, прочность, эластичность, тепло- и морозостойкость). Применение полимермодифицированного битума на основе СБС повышает срок службы дорожного покрытия в 2-3 раза
    Exact
    [11]
    Suffix
    . К пластомерам, используемым в мире для модификации дорожного битума, относятся в первую очередь сополимеры этилена и винилацетата (EVA), а также реактивные полимеры – терполимеры этилена, буталакрилата и глицидилмеакрилата (RET) [11].
    (check this in PDF content)

  25. Start
    16399
    Prefix
    К пластомерам, используемым в мире для модификации дорожного битума, относятся в первую очередь сополимеры этилена и винилацетата (EVA), а также реактивные полимеры – терполимеры этилена, буталакрилата и глицидилмеакрилата (RET)
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Полиолефины могут быть использованы для модификации нефтяных битумов, однако, обычно они применяются в сегменте кровельного битума с целью повышения характеристик водонепроницаемости. Основным фактором, определяющим выбор того или иного модификатора, является экономическая целесообразность.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    16940
    Prefix
    Однако по мере обострения экологических проблем возможен переход на недорогие эффективные модификаторы из различных отходов. Наиболее широкое применение находят полимеры: полиолефины, полибутадиен, термоэластопласты типа СБС. По данным
    Exact
    [12]
    Suffix
    использование ПБВ в дорожном строительстве составило, % в общем объеме битумов: США- 15, в том числе, Аляска -48; Европа – 20; Китай – 15, Россия – 5. По объемам производства ПБВ на мировом уровне лидером является Германия (32%), на втором месте Польша (22%), на третьем – Франция (18%) [12].
    (check this in PDF content)

  27. Start
    17227
    Prefix
    По данным [12] использование ПБВ в дорожном строительстве составило, % в общем объеме битумов: США- 15, в том числе, Аляска -48; Европа – 20; Китай – 15, Россия – 5. По объемам производства ПБВ на мировом уровне лидером является Германия (32%), на втором месте Польша (22%), на третьем – Франция (18%)
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Таким образом, в России использование ПБВ в практике строительства дорог значительно меньше, чем в экономически развитых странах. Обсуждение результатов. Одним из существенных препятствий для ускоренного развития российской экономики является недостаточное развитие транспортной инфраструктуры.
    (check this in PDF content)

  28. Start
    18210
    Prefix
    и моральный износ битумных установок; незначительное различие в ценах сырья и битума; недостаточное государственное финансирование дорожных работ, что является основной причиной низкого спроса на битум. Лидирующие позиции на российском рынке битумов в 2014 г. занимают компании «Газпром нефть», «Роснефть», и «Лукойл». На них приходится почти 80% общего объема производства битумов в РФ
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Растет интерес к российскому битуму и на зарубежных рынках. В 2014 году на Московском НПЗ запущена установка по производству ПМБ нового поколения под брендом G-Way Styrelf. Установка построена совместным предприятием «Газпром нефть» и французского концерна Total, рассчитана на выпуск 60 тыс. тонн ПМБ и 7 тыс. тонн битумных эмульсий в год.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    18981
    Prefix
    Производство осуществляется в соответствии с технологией Styrelf, разработанной концерном Total и адаптированной к российским климатическим условиям. В битумное сырье добавляется специальный связующий реагент (PAXL), который способствует образованию дополнительных химических связей на молекулярном уровне
    Exact
    [14]
    Suffix
    . В США разработана комплексная система проектирования составов асфальтобетонных смесей «Суперпейв» (Superpave: «Strategic Highway Research Program» – Стратегическая система исследования автодорог), суть которой заключается в новой классификации вяжущих, принципиально иных методах испытаний вяжущих и асфальтобетонных смесей, а также проектировании их составов для обеспечения эксп
    (check this in PDF content)

  30. Start
    19509
    Prefix
    Strategic Highway Research Program» – Стратегическая система исследования автодорог), суть которой заключается в новой классификации вяжущих, принципиально иных методах испытаний вяжущих и асфальтобетонных смесей, а также проектировании их составов для обеспечения эксплуатационной надежности дорожных покрытий, устраиваемых на конкретных объектах в известных климатических условиях
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Система «Суперпейв» признана на международном уровне, однако внедрена далеко не везде. В большинстве стран Европы и в Китае широко используется оборудование и методы тестирования дорожных материалов подобные ей, но полностью система не внедрена.
    (check this in PDF content)