The 24 references with contexts in paper I. Kosheleva N., И. Кошелева Н. (2018) “ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОТКЛИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭКСТЕНСИВНОМУ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ // LITERATURE CIRCLES AS AN IMPLEMENTATION OF READER-RESPONSE THEORY WHEN TEACHING EXTENSIVE READING IN ENGLISH AT UNIVERSITY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2018:i:4:p:223-231

1
Nuttall C. Teaching reading skills in a foreign language (Practical language teaching). London: Heinemann educational books, 1982. 233 p.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3461
    Prefix
    .21603/2078­8975­2018­4­223­231 Введение Существует распространенное мнение о том, что для усовершенствования знания иностранного языка самый лучший способ – уехать в страну, где на нем говорят, и пожить там. Следующим по сво­ ей актуальности может считаться утверждение о том, что нужно читать в большом объеме книги на иностранном языке, т. е. уделять внимание экс­ тенсивному чтению
    Exact
    [1, p. 68]
    Suffix
    . Последнее представ­ ляет обучающемуся возможность «погружаться» в разнообразные контексты, наблюдать употребле­ ние грамматических структур, расширять словар­ ный запас, знакомиться с различными культурами, тем самым расширяя свой кругозор.

2
Ачкасова Н. Н. Важность использования в вузе экстенсивного чтения на иностранном языке // Аксиология иноязычного образования: сборник научных трудов участников V Междунар. науч.­практ. конф. М., 2016. Вып. 3. С. 315–322.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7815
    Prefix
    Теоретические аспекты изучения экстенсивного чтения В сфере интересов отечественных исследова­ телей находятся такие моменты изучения экстен­ сивного чтения, как организация самого процесса, акцент на самостоятельную работу студентов, ав­ тономию обучаемых
    Exact
    [2–5]
    Suffix
    , повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка посред­ ством данного вида рецептивной деятельности [6] и обучение интерпретации художественного текста на основе теории читательского отклика [7].

3
Жиркова О. П. Методика проведения экстенсивного домашнего чтения произведений художествен­ ной литературы при обучении немецкому языку студентов второй языковой специальности педагогиче­ ского вуза: дис. ... канд. пед. наук. Владимир, 2004. 131 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7815
    Prefix
    Теоретические аспекты изучения экстенсивного чтения В сфере интересов отечественных исследова­ телей находятся такие моменты изучения экстен­ сивного чтения, как организация самого процесса, акцент на самостоятельную работу студентов, ав­ тономию обучаемых
    Exact
    [2–5]
    Suffix
    , повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка посред­ ством данного вида рецептивной деятельности [6] и обучение интерпретации художественного текста на основе теории читательского отклика [7].

4
Борщева В. В. Организация программы экстенсивного чтения как механизм развития учебной авто­ номии учащихся в процессе изучения иностранного языка // Rhema. Рема. 2015. No1. С. 96–100.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7815
    Prefix
    Теоретические аспекты изучения экстенсивного чтения В сфере интересов отечественных исследова­ телей находятся такие моменты изучения экстен­ сивного чтения, как организация самого процесса, акцент на самостоятельную работу студентов, ав­ тономию обучаемых
    Exact
    [2–5]
    Suffix
    , повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка посред­ ством данного вида рецептивной деятельности [6] и обучение интерпретации художественного текста на основе теории читательского отклика [7].

5
Константинова Н. А. Домашнее чтение как одна из форм самостоятельной работы студентов при изучении немецкого языка // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. No 2­2. С. 224–227.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7815
    Prefix
    Теоретические аспекты изучения экстенсивного чтения В сфере интересов отечественных исследова­ телей находятся такие моменты изучения экстен­ сивного чтения, как организация самого процесса, акцент на самостоятельную работу студентов, ав­ тономию обучаемых
    Exact
    [2–5]
    Suffix
    , повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка посред­ ством данного вида рецептивной деятельности [6] и обучение интерпретации художественного текста на основе теории читательского отклика [7].

6
Романов П. С. Экстенсивное чтение в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе (к поста­ новке проблемы) // Инновационные и приоритетные направления в преподавании гуманитарных дисци­ плин в техническом вузе: сборник трудов по материалам II Междунар. науч.­практ. конф. М.: Научный консультант, 2015. С. 126–149.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7933
    Prefix
    Теоретические аспекты изучения экстенсивного чтения В сфере интересов отечественных исследова­ телей находятся такие моменты изучения экстен­ сивного чтения, как организация самого процесса, акцент на самостоятельную работу студентов, ав­ тономию обучаемых [2–5], повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка посред­ ством данного вида рецептивной деятельности
    Exact
    [6]
    Suffix
    и обучение интерпретации художественного текста на основе теории читательского отклика [7]. Под экстенсивным чтением в данном случае понима­ ется вид учебного чтения, который предполагает умение читать значительные по объему тексты с общим охватом содержания.

7
Стул Т. Г. Обучение чтению и пониманию иноязычного художественного текста как активный твор­ ческий процесс // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2017. No 38. С. 70–77.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=8024
    Prefix
    исследова­ телей находятся такие моменты изучения экстен­ сивного чтения, как организация самого процесса, акцент на самостоятельную работу студентов, ав­ тономию обучаемых [2–5], повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка посред­ ством данного вида рецептивной деятельности [6] и обучение интерпретации художественного текста на основе теории читательского отклика
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Под экстенсивным чтением в данном случае понима­ ется вид учебного чтения, который предполагает умение читать значительные по объему тексты с общим охватом содержания. Внимание при этом сосредоточено на содержании текста, а не на его форме, а синтез преобладает над анализом.

8
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=8587
    Prefix
    Важное значение при экстенсивном чтении имеет смысло­ вая догадка, с помощью которой преодолеваются трудности понимания смысла текста. Этот вид чте­ ния рекомендуется для самостоятельной работы обучающихся с текстом с последующим контролем преподавателем на классных занятиях
    Exact
    [8, с. 353]
    Suffix
    . Стоит отметить, что некоторые ученые используют термин домашнее чтение (внеаудиторное чтение), подразумевающий форму организации внеаудитор­ ной учебной работы, при которой обучаемый чита­ ет рекомендованный или самостоятельно отобран­ ный текст (тексты) во внеаудиторное время (дома).

  2. In-text reference with the coordinate start=8956
    Prefix
    Стоит отметить, что некоторые ученые используют термин домашнее чтение (внеаудиторное чтение), подразумевающий форму организации внеаудитор­ ной учебной работы, при которой обучаемый чита­ ет рекомендованный или самостоятельно отобран­ ный текст (тексты) во внеаудиторное время (дома). Контроль за чтением осуществляется на занятии или во внеаудиторное время
    Exact
    [8, с. 66]
    Suffix
    . В трудах зарубежных ученых по данной тематике особо отмечается тенденция к студентоцентрирован­ ному подходу к обучению экстенсивному чтению, где мотивация считается существенной составляю­ щей в успешном прохождении данного курса.

9
Day R., Bassett J., Bowler B., Parminter S., Bullard N., Furr M., Prentice N., Mahmood M., Stewart D., Robb T. Bringing extensive reading into the classroom. Oxford: Oxford university press, 2011. 112 p.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9642
    Prefix
    Такая позиция предполагает предоставление обучающим­ ся большего контроля над своей учебой, свобод­ ный выбор книг для чтения, совместное обучение и изменение роли преподавателя. Последний часто выступает в роли фасилитатора при групповых об­ суждениях, а также стремится к повышению своего читательского уровня и часто читает при студентах, подавая им тем самым пример
    Exact
    [9–13]
    Suffix
    . Вместе с тем при анализе методической литературы преподавате­ лю не так просто найти определение экстенсивному чтению, которое охватывало бы все существенные элементы этого понятия, поскольку оно зависит от содержания конкретного исследования.

10
Jacobs G., Farrell T. Teachers sourcebook for extensive reading. Charlotte, NC: Information age publishing, 2012. 126 p.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9642
    Prefix
    Такая позиция предполагает предоставление обучающим­ ся большего контроля над своей учебой, свобод­ ный выбор книг для чтения, совместное обучение и изменение роли преподавателя. Последний часто выступает в роли фасилитатора при групповых об­ суждениях, а также стремится к повышению своего читательского уровня и часто читает при студентах, подавая им тем самым пример
    Exact
    [9–13]
    Suffix
    . Вместе с тем при анализе методической литературы преподавате­ лю не так просто найти определение экстенсивному чтению, которое охватывало бы все существенные элементы этого понятия, поскольку оно зависит от содержания конкретного исследования.

11
Jacobs G. M. Reading alone together: enhancing extensive reading via student­student cooperation in second language instruction. 2000. 16 p. Режим доступа: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED444377.pdf (дата обращения: 14.05.2018).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9642
    Prefix
    Такая позиция предполагает предоставление обучающим­ ся большего контроля над своей учебой, свобод­ ный выбор книг для чтения, совместное обучение и изменение роли преподавателя. Последний часто выступает в роли фасилитатора при групповых об­ суждениях, а также стремится к повышению своего читательского уровня и часто читает при студентах, подавая им тем самым пример
    Exact
    [9–13]
    Suffix
    . Вместе с тем при анализе методической литературы преподавате­ лю не так просто найти определение экстенсивному чтению, которое охватывало бы все существенные элементы этого понятия, поскольку оно зависит от содержания конкретного исследования.

12
Krashen S. Free voluntary reading. Santa Barbara: Libraries unlimited, 2011. 104 p.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9642
    Prefix
    Такая позиция предполагает предоставление обучающим­ ся большего контроля над своей учебой, свобод­ ный выбор книг для чтения, совместное обучение и изменение роли преподавателя. Последний часто выступает в роли фасилитатора при групповых об­ суждениях, а также стремится к повышению своего читательского уровня и часто читает при студентах, подавая им тем самым пример
    Exact
    [9–13]
    Suffix
    . Вместе с тем при анализе методической литературы преподавате­ лю не так просто найти определение экстенсивному чтению, которое охватывало бы все существенные элементы этого понятия, поскольку оно зависит от содержания конкретного исследования.

13
Jacobs G., Renandya W. Making extensive reading even more student centered // Indonesian journal of applied linguistics. 2015. Vol. 4. No 2. P. 102–112. DOI: http:// dx.doi.org/10.17509/ijal.v4i2.691
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9642
    Prefix
    Такая позиция предполагает предоставление обучающим­ ся большего контроля над своей учебой, свобод­ ный выбор книг для чтения, совместное обучение и изменение роли преподавателя. Последний часто выступает в роли фасилитатора при групповых об­ суждениях, а также стремится к повышению своего читательского уровня и часто читает при студентах, подавая им тем самым пример
    Exact
    [9–13]
    Suffix
    . Вместе с тем при анализе методической литературы преподавате­ лю не так просто найти определение экстенсивному чтению, которое охватывало бы все существенные элементы этого понятия, поскольку оно зависит от содержания конкретного исследования.

14
Carrell P. L., Carson J. G. Extensive and intensive reading in an EAP setting // English for specific purposes. 1997. Vol. 16. Iss. 1. P. 47–60.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10433
    Prefix
    Карсон предлагают определе­ ние, куда включены три вышеперечисленных эле­ мента: быстрое прочтение больших объемов мате­ риала или длительное чтение целых книг с целью общего понимания, ориентированного, как правило, на значение литературного произведения, а не на язы­ ковое оформление
    Exact
    [14, p. 49–50]
    Suffix
    . Для других иссле­ дователей важен уровень сложности материала для чтения. Так, В. Грейб и Ф. Столлер считают экстен­ сивное чтение процессом, в котором обучающиеся читают большое количество материала, соответ­ ствующего их языковому уровню [15, p. 286].

15
Grabe W., Stoller F. Teaching and researching: reading (applied linguistics in action). London, N. Y.: Routledge, 2011. 344 p.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10690
    Prefix
    Для других иссле­ дователей важен уровень сложности материала для чтения. Так, В. Грейб и Ф. Столлер считают экстен­ сивное чтение процессом, в котором обучающиеся читают большое количество материала, соответ­ ствующего их языковому уровню
    Exact
    [15, p. 286]
    Suffix
    . Нема­ ловажным параметром в обучении экстенсивному чтению можно считать и его продолжительность. Поскольку эффект от данного вида чтения не явля­ ется мгновенным, от обучаемых требуется вложе­ ние существенного количества времени в данный процесс.

16
Krashen S. The power of reading: insights from the research. Portsmouth, NH: Heinemann, 2004. 199 p.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11241
    Prefix
    Крашен пришел к выводу о том, что эффект от экстенсивного чтения с большой долей вероят­ ности будет сильнее и наиболее продолжительным, когда студенты уделяют внимание чтению на про­ тяжении всего года
    Exact
    [16]
    Suffix
    . Эта точка зрения поддер­ живается результатами метаанализа экстенсивного чтения, проведенного Т. Наканиши, согласно кото­ рым продолжительное чтение в больших объемах производит более устойчивый эффект [17].

17
Nakanishi T. A meta­analysis of extensive reading research // Tesol Quarterly. 2015. Vol. 49. Iss. 1. P. 6–37. DOI: https:// doi.org/10.1002/tesq.157.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11447
    Prefix
    Эта точка зрения поддер­ живается результатами метаанализа экстенсивного чтения, проведенного Т. Наканиши, согласно кото­ рым продолжительное чтение в больших объемах производит более устойчивый эффект
    Exact
    [17]
    Suffix
    . В. Грейб утверждает, что экстенсивное чтение на постоянной основе в течение долгого времени приводит к луч­ шему пониманию содержания того или иного ли­ тературного материала, а также улучшает и другие языковые навыки [18, p. 328].

18
Grabe W. Reading in a second language: moving from theory to practice (Cambridge applied linguistics). Cambridge: Cambridge university press, 2008. 484 p.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11669
    Prefix
    Грейб утверждает, что экстенсивное чтение на постоянной основе в течение долгого времени приводит к луч­ шему пониманию содержания того или иного ли­ тературного материала, а также улучшает и другие языковые навыки
    Exact
    [18, p. 328]
    Suffix
    . Поскольку положи­ тельное влияние экстенсивного чтения на изучение языка проявляется только после продолжительного периода времени, мотивация приобретает ключе­ вое значение. Так, специалист в области изучения мотивации к чтению С.

19
Mori S. If you build it, they will come: from a "Field of dreams" to a more realistic view of extensive reading in an EFL context // Reading in a foreign language. 2015. Vol. 27. No 1. P. 129–135.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12289
    Prefix
    Мори включает ее в свое определение, полагая, что если обучаемые не чита­ ют интересные увлекательные материалы, удовлет­ воряющие их мотивационные потребности, вскоре им станет скучно и они перестанут читать. По мне­ нию С. Мори, чтение на иностранном языке требует развития когнитивных и лингвистических навыков, и мотивация является необходимым условием дан­ ного процесса
    Exact
    [19, p. 129]
    Suffix
    . Согласно вышеизложенным фактам можно за­ ключить, что экстенсивное чтение – это чтение в течение продолжительного периода времени обу­ чающимися иностранному языку больших объе­ мов мотивирующих и занимательных текстов (это могут быть как газетные и журнальные статьи, так и онлайн­публикации, но в данной статье речь идет именно о литературных произведениях), ко­ торые соответствую

20
Rosenblatt L. Literature as exploration. N. Y.: The modern language association of America, 1995. 341 p.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15701
    Prefix
    Розенблатт В противоположность рассмотрению чтения как процесса восприятия только тех идей, которые были заложены автором, Л. Розенблатт выдвинула тезис о том, что чтение – это слияние текста и чи­ тателя
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Так, смысл порождается читающим при его взаимодействии с текстом под влиянием его (ее) жизненного опыта, типа личности, миро­ воззрения. Согласно этой точке зрения, читатели играют активную роль в построении смысла.

21
Rosenblatt L. The reader, the text, the poem: the transactional theory of the literary work. Carbondale: Southern Illinois university press, 1978. 196 p.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16721
    Prefix
    Также это называют чтени­ ем для удовольствия и развлечения. Оно позволя­ ет читающим сфокусироваться на «проживании» опыта, который они получают в процессе транзакции (взаимодействия) с литературным текстом
    Exact
    [21, p. 24]
    Suffix
    . Н. Кэролайдс развивает эту мысль, считая, что транзакция имеет важное значение в выраже­ нии отношений читатель – текст. Под транзак­ цией понимается ситуация взаимного влияния, т. е. читатель и текст оказывают действие друг на друга, определяют характер такого соприкосновения [22, p. 5].

22
Karolides N. Reader response in secondary and college classrooms. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum associates, 2000. 374 p.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17010
    Prefix
    Кэролайдс развивает эту мысль, считая, что транзакция имеет важное значение в выраже­ нии отношений читатель – текст. Под транзак­ цией понимается ситуация взаимного влияния, т. е. читатель и текст оказывают действие друг на друга, определяют характер такого соприкосновения
    Exact
    [22, p. 5]
    Suffix
    . Подход к обучению экстенсивному чтению с позиции данной теории помогает преподавате­ лю вовлекать студентов в осмысленное прочтение того или иного литературного произведения с по­ следующим обсуждением, дающим не только одну правильную интерпретацию книги (ее отрывка или главы), а их разнообразие.

23
Daniels H. Literature circles: voice and choice in book clubs and reading groups. Portland, Maine: Stenhouse publishers, 2002. 272 p.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=18411
    Prefix
    Поставлен­ ная цель достигается посредством распределения между членами группы различных ролей или же определенных заданий, сфокусированных на рас­ крытии смысла текста. Встреча групп происходит на регулярной основе. Вклад участников в обсуж­ дение зависит в значительной степени от того, как они подготовили свою роль
    Exact
    [23, p. 2]
    Suffix
    . Литератур­ ные кружки не только служат мощным средством вовлечения обучаемых в процесс экстенсивного чтения, но и являются по своей сущности совмест­ ной деятельностью студентов, способствующей развитию учебной автономии.

  2. In-text reference with the coordinate start=19959
    Prefix
    осуществляется при помощи наблюдения преподавателем за работой студен­ тов и их взаимных комментариев о результатах обсуждения; 10) создание атмосферы игры, отличающейся доброжелательностью и увлекательностью; 11) по прочтению книги студенты делятся со своими одногруппниками впечатлениями, и затем образуются новые группы в зависимости от новых читательских предпочтений
    Exact
    [23, p. 18]
    Suffix
    . Практическое применение концепции литера­ турных кружков часто требует внесения важных изменений в представленную версию организации. Так, в основном это касается пунктов 1–3 и 11. Вполне оправдана точка зрения М.

24
Furr M. Literature circles for the EFL classrooms // Proceedings of the 2003 TESOL Arabia Conference. TESOL Arabia: Dubai, UAE, 2004. Режим доступа: http://www.eflliteraturecircles.com/litcirclesforEFL.pdf (дата обращения: 14.05.2018). LITERATUR
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=20607
    Prefix
    Он обосновывает такой выбор тем, что для изуча­ ющих иностранный язык суть успешно организо­ ванного литературного кружка заключается в том, чтобы дать им возможность участвовать в реалис­ тичных, полноценных обсуждениях литератур­ ного текста. Преподавателю же проще подыскать «правильный» материал, который способствовал бы свободному чтению и дискуссии
    Exact
    [24]
    Suffix
    . Однако признавая за обучающим определенные основа­ ния для выбора той или иной книги в соответствии с языковым уровнем студентов, мы считаем, что все же читательская мотивация только выиграла бы от того, если бы студенты выбрали книгу сами.