The 49 references with contexts in paper I. Nazarov I., И. Назаров И. (2018) “ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ КУМАНДИНЦЕВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ // MAIN TENDENCIES OF MODERN ETHNOCULTURAL DEVELOPMENT OF THE KUMANDINS OF ALTAI KRAI” / spz:neicon:vestnik-k:y:2018:i:2:p:39-49

1
Малочисленные этносы в пространстве доминирующего общества: практика прикладных исследований и эффективные инструменты этнической политики: сборник научных статей по итогам всероссийской с международным участием науч.-практич. конф. / отв. ред. В. В. Поддубиков. Кемерово: Практика, 2014. 549 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3223
    Prefix
    Региональные модели имеют как ряд сходных черт, так и отличительные особенности, обусловленные своеобразием исторических, социально-экономических и политических процессов, протекавших в каждом конкретном регионе
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Целью настоящей работы является выявление на основе опубликованных сведений и полевых материалов автора основных тенденций современного этнокультурного развития коренного малочисленного народа Алтайского края – кумандинцев.

2
Национальный состав и владение языками, гражданство. Статистический сборник. Барнаул: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, 2013. Т. 4. Ч. 1. 206 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3691
    Prefix
    Специфической особенностью Алтайского края является его полиэтническая среда, которая состоит из более чем 140 национальных и этнических групп, но преобладают все же русские (2 234 324 человека, или 92 % населения)
    Exact
    [2, с. 14]
    Suffix
    . К числу коренных малочисленных этносов, проживающих на территории Алтайского края, относятся только кумандинцы – тюркский народ, имеющий много сходных черт в этнической истории и культуре с соседними шорцами, челканцами и тубаларами [3, с. 3–5].

3
Назаров И. И. Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная культура. Барнаул: Алтайский дом печати, 2013. 192 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=3949
    Prefix
    К числу коренных малочисленных этносов, проживающих на территории Алтайского края, относятся только кумандинцы – тюркский народ, имеющий много сходных черт в этнической истории и культуре с соседними шорцами, челканцами и тубаларами
    Exact
    [3, с. 3–5]
    Suffix
    . Всероссийская перепись населения 2010 г. показала общую численность проживающих в России кумандинцев в 2892 человека. При этом самая большая по численности группа кумандинцев – 1401 человек – проживает на территории Алтайского края, 1062 – в Республике Алтай, 225 – в Кемеровской области [4].

  2. In-text reference with the coordinate start=7680
    Prefix
    Традиционная хозяйственная деятельность кумандинцев периода XIX – первой половины XX вв. подробно освещена в публикациях П. И. Каралькина [16], Л. П. Потапова [17; 18], Ф. А. Сатлаева [19], в работах Н. К. Карасевой [20] и в серии статей и монографий автора настоящей публикации
    Exact
    [3; 15; 21]
    Suffix
    . На основе имеющихся исследований можно определить традиционный хозяйственный уклад кумандинцев – как основанный на пешей таежной охоте, сочетающей сезонную зимнюю охоту на мясного и пушного зверя с собирательством дикоросов, а также со скотоводством и мотыжным земледелием [23].

4
Результаты Всероссийской переписи населения 2010 г.Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 01.05.2018).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4338
    Prefix
    Всероссийская перепись населения 2010 г. показала общую численность проживающих в России кумандинцев в 2892 человека. При этом самая большая по численности группа кумандинцев – 1401 человек – проживает на территории Алтайского края, 1062 – в Республике Алтай, 225 – в Кемеровской области
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Перепись населения 2010 г. в сравнении с результатами аналогичного среза 2002 г. показала уменьшение численности кумандинцев на территории Алтайского края с 1,66 до 1,4 тыс. человек. Это сокращение произошло в основном за счет уменьшения доли городских кумандинцев [5, с. 9].

5
Ноянзина О. Е. Этнокультурное пространство Алтайского края // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2013. No 1. С. 7–12.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4621
    Prefix
    Перепись населения 2010 г. в сравнении с результатами аналогичного среза 2002 г. показала уменьшение численности кумандинцев на территории Алтайского края с 1,66 до 1,4 тыс. человек. Это сокращение произошло в основном за счет уменьшения доли городских кумандинцев
    Exact
    [5, с. 9]
    Suffix
    . Названные выше три субъекта Российской Федерации являются этнической территорией кумандинцев, где они проживают компактно на протяжении нескольких веков. Вместе с тем на территории Алтайского края кумандинцы за последние два десятка лет продемонстрировали удивительные примеры возрождения своей культуры.

6
Аткунова Д. А. Социокультурные практики коренных малочисленных народов Северного Алтая 20–30-х гг. XX в. // Алтай – Россия: через века в будущее: Материалы всероссийской науч.-практич. конф. с международным участием, посвященной 260-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства и 25-летию образования Республики Алтай (09–12 июня 2016 г.). Горно-Алтайск, 2016. Т. I. С. 31–35.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5359
    Prefix
    Важными условиями сохранения традиционной культуры и ее возрождения, как показывают исследования этнографов, являются организационная и социальная активность самих представителей коренного малочисленного этноса. Примеры такой активности по возрождению своей культуры на примере современных малочисленных групп Алтая, в том числе и кумандинцев, представлены в работах Д. А. Аткуновой
    Exact
    [6–8]
    Suffix
    . Вопросы развития этнической идентичности у коренного населения северных районов Республики Алтай, а также анализ современной этнической культуры кумандинцев в Красногорском районе Алтайского края, представлен в публикациях А.

7
Аткунова (Кучукова) Д. А. Традиционная община в процессе культурного возрождения (на примере северных алтайцев Республики Алтай) // Грани социального. Антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры: IX Сибирские чтения памяти российского этнографа-тунгусоведа Надежды Всеволодовны Ермоловой (Санкт-Петербург, 28–30 октября 2013 г.). СПб., 2014. С. 375–382.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5359
    Prefix
    Важными условиями сохранения традиционной культуры и ее возрождения, как показывают исследования этнографов, являются организационная и социальная активность самих представителей коренного малочисленного этноса. Примеры такой активности по возрождению своей культуры на примере современных малочисленных групп Алтая, в том числе и кумандинцев, представлены в работах Д. А. Аткуновой
    Exact
    [6–8]
    Suffix
    . Вопросы развития этнической идентичности у коренного населения северных районов Республики Алтай, а также анализ современной этнической культуры кумандинцев в Красногорском районе Алтайского края, представлен в публикациях А.

8
Аткунова Д. А. Национальное возрождение коренных малочисленных народов Северного Алтая (конец XIX – начало XX в.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2017. 24 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5359
    Prefix
    Важными условиями сохранения традиционной культуры и ее возрождения, как показывают исследования этнографов, являются организационная и социальная активность самих представителей коренного малочисленного этноса. Примеры такой активности по возрождению своей культуры на примере современных малочисленных групп Алтая, в том числе и кумандинцев, представлены в работах Д. А. Аткуновой
    Exact
    [6–8]
    Suffix
    . Вопросы развития этнической идентичности у коренного населения северных районов Республики Алтай, а также анализ современной этнической культуры кумандинцев в Красногорском районе Алтайского края, представлен в публикациях А.

9
Чемчиева А. П. Алтайские субэтносы в поисках идентичности. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2012. 254 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5611
    Prefix
    Вопросы развития этнической идентичности у коренного населения северных районов Республики Алтай, а также анализ современной этнической культуры кумандинцев в Красногорском районе Алтайского края, представлен в публикациях А. П. Чемчиевой
    Exact
    [9–11]
    Suffix
    . Состояние уязвимых компонентов этнокультурной среды кумандинцев и челканцев в местах их традиционного проживания на современном этапе рассмотрено в отдельной статье А. М. Веденина и В. В. Поддубикова [12].

10
Чемчиева А. П. Социальные практики возрождения традиционных праздников (на примере коренных малочисленных народов Республики Алтай) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. No 12-3. С. 195–198.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5611
    Prefix
    Вопросы развития этнической идентичности у коренного населения северных районов Республики Алтай, а также анализ современной этнической культуры кумандинцев в Красногорском районе Алтайского края, представлен в публикациях А. П. Чемчиевой
    Exact
    [9–11]
    Suffix
    . Состояние уязвимых компонентов этнокультурной среды кумандинцев и челканцев в местах их традиционного проживания на современном этапе рассмотрено в отдельной статье А. М. Веденина и В. В. Поддубикова [12].

11
Чемчиева А. П. Этническая культура кумандинцев Красногорского района Алтайского края: современные реалии // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2014. Т. XX. С. 422–424.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5611
    Prefix
    Вопросы развития этнической идентичности у коренного населения северных районов Республики Алтай, а также анализ современной этнической культуры кумандинцев в Красногорском районе Алтайского края, представлен в публикациях А. П. Чемчиевой
    Exact
    [9–11]
    Suffix
    . Состояние уязвимых компонентов этнокультурной среды кумандинцев и челканцев в местах их традиционного проживания на современном этапе рассмотрено в отдельной статье А. М. Веденина и В. В. Поддубикова [12].

12
Веденин А. В., Поддубиков В. В. О состоянии уязвимых компонентов этнокультурной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных этносов (на примере челканцев и кумандинцев) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. No 4-2. С. 104–106.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5827
    Prefix
    Состояние уязвимых компонентов этнокультурной среды кумандинцев и челканцев в местах их традиционного проживания на современном этапе рассмотрено в отдельной статье А. М. Веденина и В. В. Поддубикова
    Exact
    [12]
    Suffix
    . В публикациях представленных выше авторов подчеркивается ведущая роль североалтайских старейшин, знатоков традиционной культуры и лидеров общественных организаций в сложных процессах возрождения этнической культуры.

13
Ресурсный центр по развитию гражданских инициатив и содействию интеграции народов и культур в Алтайском крае / общ. ред. С. Г. Максимова, О. Е. Ноянзиной, М. Б. Максимова, Н. С. Разгоняевой. Барнаул: ИП Колмагоров И. А., 2018. 170 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6686
    Prefix
    Процессы создания и функционирования кумандинских общественных организаций и структур не были однозначными и позитивными. Их численность в разные годы не была устойчивой. На текущий момент на территории Алтайского края зарегистрировано шесть таких организаций
    Exact
    [13, с. 23–29]
    Suffix
    , а еще пять лет назад их было восемь [14, с. 30–43]. Упомянутые кумандинские организации в своей деятельности преследуют достаточно широкий спектр целей. Среди них на первом месте стоит сохранение кумандинского народа как самостоятельной этнической общности.

14
Развитие институтов гражданского общества в полиэтничной среде Алтайского края / общ. ред. С. Г. Максимовой. Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2014. 264 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=6738
    Prefix
    Их численность в разные годы не была устойчивой. На текущий момент на территории Алтайского края зарегистрировано шесть таких организаций [13, с. 23–29], а еще пять лет назад их было восемь
    Exact
    [14, с. 30–43]
    Suffix
    . Упомянутые кумандинские организации в своей деятельности преследуют достаточно широкий спектр целей. Среди них на первом месте стоит сохранение кумандинского народа как самостоятельной этнической общности.

  2. In-text reference with the coordinate start=16933
    Prefix
    Эти сведения впоследствии легли в основу публикаций упомянутых собирателей, написанных в автоэтнографическом жанре. Можно уверенно говорить, что публикации названных выше собирателей продолжили инициированную первым поколением этнографов из числа кумандинцев – П. И. Каралькиным
    Exact
    [14]
    Suffix
    и Ф. А. Сатлаевым [17] – работу по изучению истории и культуры своего народа. Собирательская деятельность Макара Васильевича Кастаракова не ограничивалась только записью исторических преданий, верований и обрядов кумандинцев.

15
Назаров И. И. «Новые маски»: возрождаемые явления традиционной культуры кумандинцев в системе управления и развития этнокультурного наследия региона // Малочисленные этносы в пространстве доминирующего общества: практика прикладных исследований и эффективные инструменты этнической политики: сборник научных статей по итогам всероссийской с международным участием науч.-практич. конф. Кемерово: Практика, 2014. С. 330–336.
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=7394
    Prefix
    В качестве второстепенных целей своей деятельности кумандинские организации видят развитие народных промыслов и ремесел, связанных с лесным хозяйством и сбором дикоросов; возрождение и развитие кумандинского языка, культуры, традиций и обычаев
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Традиционная хозяйственная деятельность кумандинцев периода XIX – первой половины XX вв. подробно освещена в публикациях П. И. Каралькина [16], Л. П. Потапова [17; 18], Ф. А. Сатлаева [19], в работах Н.

  2. In-text reference with the coordinate start=7680
    Prefix
    Традиционная хозяйственная деятельность кумандинцев периода XIX – первой половины XX вв. подробно освещена в публикациях П. И. Каралькина [16], Л. П. Потапова [17; 18], Ф. А. Сатлаева [19], в работах Н. К. Карасевой [20] и в серии статей и монографий автора настоящей публикации
    Exact
    [3; 15; 21]
    Suffix
    . На основе имеющихся исследований можно определить традиционный хозяйственный уклад кумандинцев – как основанный на пешей таежной охоте, сочетающей сезонную зимнюю охоту на мясного и пушного зверя с собирательством дикоросов, а также со скотоводством и мотыжным земледелием [23].

  3. In-text reference with the coordinate start=9315
    Prefix
    В числе основных видов их деятельности можно встретить заготовку кормов, разведение домашнего скота, производство продуктов из мяса, переработку и консервирование овощей и фруктов, а также оптовую торговлю
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Община в Бийске специализируется на строительстве, а община в Красногорском – на предоставлении туристических услуг. Таким образом, в современной деятельности кумандинских организаций роль традиционных видов хозяйственной деятельности крайне мала, а весомое место занимают новые, более прибыльные занятия.

  4. In-text reference with the coordinate start=15766
    Prefix
    Общекумандинскими праздниками, которые приобрели большую популярность, стали и другие мероприятия, проводимые в разные сроки: «Спартакиада» по традиционным видам спорта (борьба куреш, поднятие и метание камня, стрельба из лука, перетягивание каната и т. п.), «День родного языка» для детей, «Кочо-кан» и т. п.
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Активность кумандинцев, наряду с административными и финансовыми мерами поддержки данного народа, привели к качественным изменениям в области сохранения и развития их культуры. Эти изменения подразделяются на несколько групп.

16
Каралькин П. И. Кумандинцы // Краткие сообщения Института этнографии. 1953. Вып. 18. С. 29–38.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7539
    Prefix
    качестве второстепенных целей своей деятельности кумандинские организации видят развитие народных промыслов и ремесел, связанных с лесным хозяйством и сбором дикоросов; возрождение и развитие кумандинского языка, культуры, традиций и обычаев [15]. Традиционная хозяйственная деятельность кумандинцев периода XIX – первой половины XX вв. подробно освещена в публикациях П. И. Каралькина
    Exact
    [16]
    Suffix
    , Л. П. Потапова [17; 18], Ф. А. Сатлаева [19], в работах Н. К. Карасевой [20] и в серии статей и монографий автора настоящей публикации [3; 15; 21]. На основе имеющихся исследований можно определить традиционный хозяйственный уклад кумандинцев – как основанный на пешей таежной охоте, сочетающей сезонную зимнюю охоту на мясного и пушного зверя с собирательством дикоросов, а

17
Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. 444 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=7560
    Prefix
    целей своей деятельности кумандинские организации видят развитие народных промыслов и ремесел, связанных с лесным хозяйством и сбором дикоросов; возрождение и развитие кумандинского языка, культуры, традиций и обычаев [15]. Традиционная хозяйственная деятельность кумандинцев периода XIX – первой половины XX вв. подробно освещена в публикациях П. И. Каралькина [16], Л. П. Потапова
    Exact
    [17; 18]
    Suffix
    , Ф. А. Сатлаева [19], в работах Н. К. Карасевой [20] и в серии статей и монографий автора настоящей публикации [3; 15; 21]. На основе имеющихся исследований можно определить традиционный хозяйственный уклад кумандинцев – как основанный на пешей таежной охоте, сочетающей сезонную зимнюю охоту на мясного и пушного зверя с собирательством дикоросов, а также со скотоводством

  2. In-text reference with the coordinate start=16956
    Prefix
    Эти сведения впоследствии легли в основу публикаций упомянутых собирателей, написанных в автоэтнографическом жанре. Можно уверенно говорить, что публикации названных выше собирателей продолжили инициированную первым поколением этнографов из числа кумандинцев – П. И. Каралькиным [14] и Ф. А. Сатлаевым
    Exact
    [17]
    Suffix
    – работу по изучению истории и культуры своего народа. Собирательская деятельность Макара Васильевича Кастаракова не ограничивалась только записью исторических преданий, верований и обрядов кумандинцев.

18
Потапов Л. П. Охотничий промысел алтайцев: отражение древнетюркской культуры в традиционном охотничьем промысле алтайцев. СПб.: МАЭ РАН, 2001. 167 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7560
    Prefix
    целей своей деятельности кумандинские организации видят развитие народных промыслов и ремесел, связанных с лесным хозяйством и сбором дикоросов; возрождение и развитие кумандинского языка, культуры, традиций и обычаев [15]. Традиционная хозяйственная деятельность кумандинцев периода XIX – первой половины XX вв. подробно освещена в публикациях П. И. Каралькина [16], Л. П. Потапова
    Exact
    [17; 18]
    Suffix
    , Ф. А. Сатлаева [19], в работах Н. К. Карасевой [20] и в серии статей и монографий автора настоящей публикации [3; 15; 21]. На основе имеющихся исследований можно определить традиционный хозяйственный уклад кумандинцев – как основанный на пешей таежной охоте, сочетающей сезонную зимнюю охоту на мясного и пушного зверя с собирательством дикоросов, а также со скотоводством

19
Сатлаев Ф. А. Кумандинцы: историко-этнографический очерк (XIX – первая четверть XX в.). ГорноАлтайск: Алтайское книжное издательство, 1974. 200 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7585
    Prefix
    кумандинские организации видят развитие народных промыслов и ремесел, связанных с лесным хозяйством и сбором дикоросов; возрождение и развитие кумандинского языка, культуры, традиций и обычаев [15]. Традиционная хозяйственная деятельность кумандинцев периода XIX – первой половины XX вв. подробно освещена в публикациях П. И. Каралькина [16], Л. П. Потапова [17; 18], Ф. А. Сатлаева
    Exact
    [19]
    Suffix
    , в работах Н. К. Карасевой [20] и в серии статей и монографий автора настоящей публикации [3; 15; 21]. На основе имеющихся исследований можно определить традиционный хозяйственный уклад кумандинцев – как основанный на пешей таежной охоте, сочетающей сезонную зимнюю охоту на мясного и пушного зверя с собирательством дикоросов, а также со скотоводством и мотыжным земледели

20
Карасева Н. К. Формы хозяйственной деятельности кумандинцев: устойчивость и изменчивость традиций: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2010. 28 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=7617
    Prefix
    Традиционная хозяйственная деятельность кумандинцев периода XIX – первой половины XX вв. подробно освещена в публикациях П. И. Каралькина [16], Л. П. Потапова [17; 18], Ф. А. Сатлаева [19], в работах Н. К. Карасевой
    Exact
    [20]
    Suffix
    и в серии статей и монографий автора настоящей публикации [3; 15; 21]. На основе имеющихся исследований можно определить традиционный хозяйственный уклад кумандинцев – как основанный на пешей таежной охоте, сочетающей сезонную зимнюю охоту на мясного и пушного зверя с собирательством дикоросов, а также со скотоводством и мотыжным земледелием [23].

  2. In-text reference with the coordinate start=18209
    Prefix
    В 2010 г. бийская исследовательница из числа кумандинцев Н. К. Карасева защитила кандидатскую диссертацию по этнографической теме «Формы хозяйственной деятельности кумандинцев: устойчивость и изменчивость традиций»
    Exact
    [20]
    Suffix
    . В последние годы большую работу по собиранию и тиражированию сведений о культуре своего народа проделывают лидеры кумандинских общин из г. Бйиска и с. Красногорское: Л. О. Кукоева, В. М. Кастаракова, Н.

21
Назаров И. И. Традиционное хозяйство и материальная культура кумандинцев // Культура и традиции коренных народов Северного Алтая. СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. С. 125–180.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7680
    Prefix
    Традиционная хозяйственная деятельность кумандинцев периода XIX – первой половины XX вв. подробно освещена в публикациях П. И. Каралькина [16], Л. П. Потапова [17; 18], Ф. А. Сатлаева [19], в работах Н. К. Карасевой [20] и в серии статей и монографий автора настоящей публикации
    Exact
    [3; 15; 21]
    Suffix
    . На основе имеющихся исследований можно определить традиционный хозяйственный уклад кумандинцев – как основанный на пешей таежной охоте, сочетающей сезонную зимнюю охоту на мясного и пушного зверя с собирательством дикоросов, а также со скотоводством и мотыжным земледелием [23].

23
План мероприятий по реализации в Алтайском крае в 2013–2015 годах Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Режим доступа: http://www.altairegion22. ru/upload/iblock/0aa/478r_13.pdf (дата обращения: 01.05.2018).
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=7990
    Prefix
    На основе имеющихся исследований можно определить традиционный хозяйственный уклад кумандинцев – как основанный на пешей таежной охоте, сочетающей сезонную зимнюю охоту на мясного и пушного зверя с собирательством дикоросов, а также со скотоводством и мотыжным земледелием
    Exact
    [23]
    Suffix
    . В ходе активного взаимодействия с окружающим русским населением и благодаря социально-экономическим трансформациям советской эпохи хозяйственные занятия кумандинцев в местах их традиционного проживания существенно изменились и сблизились с комплексом крестьянского земледельческо-животноводческого хозяйства.

  2. In-text reference with the coordinate start=11415
    Prefix
    традиционного образа жизни; повышение туристической привлекательности территорий традиционного проживания кумандинцев; улучшение демографических показателей; организация образования; сохранение и пропаганда культурного наследия и другие мероприятия. Всего в упомянутом плане на развитие кумандинцев предусмотрено более 20 различных мероприятий, подкрепленных финансовой поддержкой
    Exact
    [23]
    Suffix
    . Одним из ключевых факторов современного этнокультурного развития является институционализация общественно-политической жизни кумандинцев в Алтайском крае. Это нашло отражение в оформлении общественной структуры, выражающей интересы всего кумандинского населения региона, ведущей диалог с региональными и муниципальными органами власти.

24
Кастараков М. В. Белые кони духов. Бийск: БГПУ им. В. М. Шукшина, 2010. 124 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16510
    Prefix
    Составляющей процесса сохранения этнической культуры является целенаправленная деятельность по сбору сведений по истории и культуре своего народа. Главная роль в этом принадлежит местным краеведам, представителям национальной интеллигенции. В течение 1990-х и 2000-х гг. кумандинскими краеведами М. В. Кастараковым
    Exact
    [24; 25]
    Suffix
    , В. М. Даниловым [26; 27], Л. М. Тукмачевым [28] осуществлялась запись сведений о традициях своего народа. Эти сведения впоследствии легли в основу публикаций упомянутых собирателей, написанных в автоэтнографическом жанре.

25
Кастараков М. В. Пять тысяч родни // Северные просторы. 2001. No 1. С. 13–15.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16510
    Prefix
    Составляющей процесса сохранения этнической культуры является целенаправленная деятельность по сбору сведений по истории и культуре своего народа. Главная роль в этом принадлежит местным краеведам, представителям национальной интеллигенции. В течение 1990-х и 2000-х гг. кумандинскими краеведами М. В. Кастараковым
    Exact
    [24; 25]
    Suffix
    , В. М. Даниловым [26; 27], Л. М. Тукмачевым [28] осуществлялась запись сведений о традициях своего народа. Эти сведения впоследствии легли в основу публикаций упомянутых собирателей, написанных в автоэтнографическом жанре.

26
Данилов В. М. Кумандинцы: большие заботы малочисленного народа // Жизнь национальностей. 2000. No 2. С. 62–63.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16538
    Prefix
    Главная роль в этом принадлежит местным краеведам, представителям национальной интеллигенции. В течение 1990-х и 2000-х гг. кумандинскими краеведами М. В. Кастараковым [24; 25], В. М. Даниловым
    Exact
    [26; 27]
    Suffix
    , Л. М. Тукмачевым [28] осуществлялась запись сведений о традициях своего народа. Эти сведения впоследствии легли в основу публикаций упомянутых собирателей, написанных в автоэтнографическом жанре.

27
Данилов В. М. Тайлгьа // Жизнь национальностей. 2001. No 1/2. С. 62–63.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16538
    Prefix
    Главная роль в этом принадлежит местным краеведам, представителям национальной интеллигенции. В течение 1990-х и 2000-х гг. кумандинскими краеведами М. В. Кастараковым [24; 25], В. М. Даниловым
    Exact
    [26; 27]
    Suffix
    , Л. М. Тукмачевым [28] осуществлялась запись сведений о традициях своего народа. Эти сведения впоследствии легли в основу публикаций упомянутых собирателей, написанных в автоэтнографическом жанре.

28
Тукмачев-Соболеков Л. М. У истоков древнего Алтая. Бийск: Кедр, 2001. 195 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16568
    Prefix
    Главная роль в этом принадлежит местным краеведам, представителям национальной интеллигенции. В течение 1990-х и 2000-х гг. кумандинскими краеведами М. В. Кастараковым [24; 25], В. М. Даниловым [26; 27], Л. М. Тукмачевым
    Exact
    [28]
    Suffix
    осуществлялась запись сведений о традициях своего народа. Эти сведения впоследствии легли в основу публикаций упомянутых собирателей, написанных в автоэтнографическом жанре. Можно уверенно говорить, что публикации названных выше собирателей продолжили инициированную первым поколением этнографов из числа кумандинцев – П.

29
Кумандинско-русский словарь / отв. ред. Л. М. Тукмачев. Бийск: Бийский котельщик, 1995. 150 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17646
    Prefix
    Представителями из числа кумандинской интеллигенции была осуществлена кропотливая работа по фиксации лексического фонда своего языка. Эта многолетняя деятельность была воплощена в опубликованных кумандинско-русском и русско-кумандинском словарях
    Exact
    [29; 30]
    Suffix
    , кумандинской азбуке [31] и русско-кумандинском разговорнике [32]. В последующем работа по сбору информации о традиционной культуре кумандинцев была продолжена коллективом энтузиастов и преподавателей из г.

30
Русско-кумандинский словарь / под ред. Н. А. Дьайым. Бийск, 2006. 552 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17646
    Prefix
    Представителями из числа кумандинской интеллигенции была осуществлена кропотливая работа по фиксации лексического фонда своего языка. Эта многолетняя деятельность была воплощена в опубликованных кумандинско-русском и русско-кумандинском словарях
    Exact
    [29; 30]
    Suffix
    , кумандинской азбуке [31] и русско-кумандинском разговорнике [32]. В последующем работа по сбору информации о традиционной культуре кумандинцев была продолжена коллективом энтузиастов и преподавателей из г.

31
Тукмачев Л. М. Азбука куманданг. Барнаул: Азбука, 2005. 100 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17676
    Prefix
    Представителями из числа кумандинской интеллигенции была осуществлена кропотливая работа по фиксации лексического фонда своего языка. Эта многолетняя деятельность была воплощена в опубликованных кумандинско-русском и русско-кумандинском словарях [29; 30], кумандинской азбуке
    Exact
    [31]
    Suffix
    и русско-кумандинском разговорнике [32]. В последующем работа по сбору информации о традиционной культуре кумандинцев была продолжена коллективом энтузиастов и преподавателей из г.

32
Учитесь говорить по-кумандински. Русско-кумандинский разговорник / отв. ред. Ф. А. Сатлаев. ГорноАлтайск, 1990. 152 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17716
    Prefix
    Представителями из числа кумандинской интеллигенции была осуществлена кропотливая работа по фиксации лексического фонда своего языка. Эта многолетняя деятельность была воплощена в опубликованных кумандинско-русском и русско-кумандинском словарях [29; 30], кумандинской азбуке [31] и русско-кумандинском разговорнике
    Exact
    [32]
    Suffix
    . В последующем работа по сбору информации о традиционной культуре кумандинцев была продолжена коллективом энтузиастов и преподавателей из г. Бийска, которыми были подготовлены информационно-методические публикации для учащейся молодежи [33; 34].

33
Кумандинцы – дети гор. Барнаул: АКЦНТиД, 2005. 104 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17980
    Prefix
    В последующем работа по сбору информации о традиционной культуре кумандинцев была продолжена коллективом энтузиастов и преподавателей из г. Бийска, которыми были подготовлены информационно-методические публикации для учащейся молодежи
    Exact
    [33; 34]
    Suffix
    . В 2010 г. бийская исследовательница из числа кумандинцев Н. К. Карасева защитила кандидатскую диссертацию по этнографической теме «Формы хозяйственной деятельности кумандинцев: устойчивость и изменчивость традиций» [20].

34
Визер В. Г., Калинина Г. М. Кумандинцы – дети гор (прошлое, настоящее, будущее). Бийск, 2013. 168 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=17980
    Prefix
    В последующем работа по сбору информации о традиционной культуре кумандинцев была продолжена коллективом энтузиастов и преподавателей из г. Бийска, которыми были подготовлены информационно-методические публикации для учащейся молодежи
    Exact
    [33; 34]
    Suffix
    . В 2010 г. бийская исследовательница из числа кумандинцев Н. К. Карасева защитила кандидатскую диссертацию по этнографической теме «Формы хозяйственной деятельности кумандинцев: устойчивость и изменчивость традиций» [20].

  2. In-text reference with the coordinate start=29173
    Prefix
    Внутри каждого сегмента представлены названия месяца на русском и на кумандинском языках, а также содержатся символические изображения, передающие суть каждого месяца. Такое изображение календаря, обладающее большой наглядностью и аттрактивностью, активно тиражируется кумандинцами
    Exact
    [34, с. 37]
    Suffix
    . Современные реконструкции, предпринимаемые кумандинцами для возрождения своей культуры, используются и в отношении обрядовой сферы. Наиболее ярко эта деятельность по реконструкции уже утраченных ритуальных действий у кумандинцев проявилась в возрождении обряда Кочо-кан, о чем мы уже отмечали в специальных публикациях [46–48].

35
Тукмачева Е. И. Кумандинские легенды и сказки. Бийск: Бия, 2011. 52 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=18904
    Prefix
    Тукмачева активно публикует записанные ею ранее тексты легенд, сказок, преданий. В 2011 г. была издана ее книжка «Кумандинские легенды и сказки», содержащая тексты на русском и кумандинском языках
    Exact
    [35]
    Suffix
    . В 2015 г. издана еще одна брошюра собирательницы «Два рыжих жеребенка» – сборник литературно обработанных кумандинских легенд на русском языке [36]. Еще одним механизмом, с помощью которого происходит расширение информационного пространства о традиционной культуре кумандинцев, являются региональные (краевые, городские и районные) средства массовой информации: электронные СМИ, газеты.

36
Тукмачева Е. И. Два рыжих жеребенка. Кумандинские легенды. Бийск: Бия, 2015. 52 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=19054
    Prefix
    В 2011 г. была издана ее книжка «Кумандинские легенды и сказки», содержащая тексты на русском и кумандинском языках [35]. В 2015 г. издана еще одна брошюра собирательницы «Два рыжих жеребенка» – сборник литературно обработанных кумандинских легенд на русском языке
    Exact
    [36]
    Suffix
    . Еще одним механизмом, с помощью которого происходит расширение информационного пространства о традиционной культуре кумандинцев, являются региональные (краевые, городские и районные) средства массовой информации: электронные СМИ, газеты.

37
Шорина Д. Е. Национальный праздник в музейном пространстве // Проектно-технологические и организационно-методические аспекты деятельности этнокультурных коллективов. Барнаул: Азбука, 2014. 130–137.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=21554
    Prefix
    В 2006 г. в названном училище был открыт Музей коренных малочисленных народов Алтая, в котором экспонируются образцы традиционной кумандинской одежды и обуви, орудий труда, предметов религиозного культа. В музее училища проводятся тематические вечера, встречи и праздники, способствующие усвоению студентами основ традиционной культуры кумандинцев
    Exact
    [37]
    Suffix
    . Механизмом сохранения и развития фольклорной традиции может являться действующий фольклорный или хореографический коллектив. На рубеже XX–XXI вв. на территории компактного проживания кумандинцев в Алтайском крае: в г.

38
Романов А. Н., Харламов С. В., Попова Н. Г. Туристские ресурсы Алтайского края / под общ. ред. М. П. Щетинина. Барнаул: Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, 2012. 472 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=23573
    Prefix
    Нельзя не отметить, что в последние годы заметно усилился интерес общества к этническим традициям кумандинцев. Этнокультурное наследие этого народа все активнее включается в индустрию туризма. Этот вектор роста интереса к культуре малого народа совпал с бурным развитием в Алтайском крае туризма
    Exact
    [38]
    Suffix
    . На территории края были разработаны и оформлены уникальные туристические маршруты, соединяющие природный и историко-культурный рекреационный потенциал. Самый протяженный туристический маршрут «Большое золотое кольцо Алтая» включает в себя несколько туристко-рекреационных кластеров, локализованных в разных частях региона.

39
Алтай туристический / под общ. ред. М. П. Щетинина. 2-е изд. перераб. и доп. Барнаул: СЛОВО, 2011. 252 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=24154
    Prefix
    Один из таких кластеров – «Красногорье» – расположен на территории Красногорского района. Здесь в живописной предгорной местности, являющейся территорией традиционного проживания кумандинцев, реализован туристический проект «Вотчина кумандинцев»
    Exact
    [39; 40]
    Suffix
    . Еще одним новым туристическим маршрутом, имеющим меньшую протяженность, является «Малое золотое кольцо Алтая». В одном из его пунктов – туристко-этнографическом комплексе «Уикэнд-парк», располагающемся неподалеку от г.

40
Большое золотое кольцо Алтая. Информационный буклет / под общ. ред. М. П. Щетинина. Барнаул, 2011. 48 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=24154
    Prefix
    Один из таких кластеров – «Красногорье» – расположен на территории Красногорского района. Здесь в живописной предгорной местности, являющейся территорией традиционного проживания кумандинцев, реализован туристический проект «Вотчина кумандинцев»
    Exact
    [39; 40]
    Suffix
    . Еще одним новым туристическим маршрутом, имеющим меньшую протяженность, является «Малое золотое кольцо Алтая». В одном из его пунктов – туристко-этнографическом комплексе «Уикэнд-парк», располагающемся неподалеку от г.

41
Малое золотое кольцо Алтая. Информационный буклет / под общ. ред. М. П. Щетинина. Барнаул, 2011. 24 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=24471
    Prefix
    Еще одним новым туристическим маршрутом, имеющим меньшую протяженность, является «Малое золотое кольцо Алтая». В одном из его пунктов – туристко-этнографическом комплексе «Уикэнд-парк», располагающемся неподалеку от г. Бийска, туристы могут увидеть явления этнической культуры кумандинцев
    Exact
    [41]
    Suffix
    . Туристический центр кумандинцев в Красногорском районе в последние годы приобретает все большую популярность у туристов. Специально для развития этого центра в 2015 г. региональной телекомпанией был снят рекламный фильм с явно выраженной положительной презентационной идеологией [42].

42
Кумандинцы – коренные жители Алтая: документальный фильм компании «Умная реклама» по заказу ГКБУ «Туристический центр Алтайского края», 2015. Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=7pSmDStfWzw (дата обращения: 01.05.2018).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=24756
    Prefix
    Туристический центр кумандинцев в Красногорском районе в последние годы приобретает все большую популярность у туристов. Специально для развития этого центра в 2015 г. региональной телекомпанией был снят рекламный фильм с явно выраженной положительной презентационной идеологией
    Exact
    [42]
    Suffix
    . Еще одним механизмом развития традиционной культуры, который в настоящее время демонстрирует определенную успешность, является использование национальных блюд в современных социокультурных практиках.

43
Редькин А. Г., Назаров И. И. Использование явлений традиционных национальных культур в практике туризма и гостеприимства // Сибирское поле: от освоения целины до продовольственной безопасности страны. Барнаул: Литера, 2014. С. 282–285.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=26477
    Prefix
    Гастрономические традиции проживающих в Алтайском крае народов на настоящем этапе активно включаются в региональные туристические проекты. В частности, один из таких проектов – «Алтайский гурман» – предполагает организацию туристических поездок к сельским кумандинцам, которые способны удивить туристов кумандинскими кушаньями
    Exact
    [43]
    Suffix
    . Пищевые традиции кумандинцев стали неотъемлемой частью амбициозных презентационных проектов, демонстрирующих многообразие этнических традиций в Алтайском крае. Так, например, в 2013 г. в ходе реализации целевой программы «Здоровое питание населения Алтайского края на 2013–2017 гг.» была издана книга «Алтайская трапеза.

44
Алтайская трапеза. Вкусные и полезные рецепты от жителей Алтайского края / под. общ. ред. А. Н. Лукьянова. Барнаул: Литера, 2013. 300 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=26998
    Prefix
    Так, например, в 2013 г. в ходе реализации целевой программы «Здоровое питание населения Алтайского края на 2013–2017 гг.» была издана книга «Алтайская трапеза. Вкусные рецепты от жителей Алтайского края». В этой книге опубликованы рецепты приготовления кумандинских блюд из Красногорского и Солтонского районов (кан, кыйма, талкан, шургем и др.)
    Exact
    [44]
    Suffix
    . В еще одном издании, имеющем аналогичную презентационную направленность – «Кулинарное путешествие по Алтайскому краю», пельмени по-кумандински позиционируется как главное блюдо в одном из ресторанов, расположенном на маршруте «Большое золотое кольцо Алтая» [45, с. 105].

45
Кулинарное путешествие по Алтайскому краю. Барнаул: Азбука, 2015. 184 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=27269
    Prefix
    В еще одном издании, имеющем аналогичную презентационную направленность – «Кулинарное путешествие по Алтайскому краю», пельмени по-кумандински позиционируется как главное блюдо в одном из ресторанов, расположенном на маршруте «Большое золотое кольцо Алтая»
    Exact
    [45, с. 105]
    Suffix
    . Одним из основных механизмов, с помощью которого на современном этапе активно возрождается культура кумандинцев, является реконструкция явлений этнической культуры. Выше уже был описан опыт реконструкции кумандинцами на основе разнообразных источников костюмов для их творческих коллективов.

46
Назаров И. И. Старые традиции и новые смыслы: о возрождении кумандинцами обряда Кочо-кан // Политические институты и процессы. 2015. No 4. С. 90–95.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=29521
    Prefix
    Современные реконструкции, предпринимаемые кумандинцами для возрождения своей культуры, используются и в отношении обрядовой сферы. Наиболее ярко эта деятельность по реконструкции уже утраченных ритуальных действий у кумандинцев проявилась в возрождении обряда Кочо-кан, о чем мы уже отмечали в специальных публикациях
    Exact
    [46–48]
    Suffix
    . Описанию традиционного кумандинского обряда Кочо-кан, проводившегося в прошлом с целью обеспечения плодородия, посвящена отдельная статья Ф. А. Сатлаева [49]. В ней этнограф отмечал, что во время фиксации сведений об этом обряде в 1960–1970-е гг. многие пожилые кумандинцы не могли вспомнить этот обряд либо вспоминали его фрагментарно.

47
Назаров И. И. О практике возрождения кумандинцами Алтайского края обряда «Кочо-кан» // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобъе и на Алтае 2015 г.: энография, устная история. Павлодар, 2016. С. 97–103.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=29521
    Prefix
    Современные реконструкции, предпринимаемые кумандинцами для возрождения своей культуры, используются и в отношении обрядовой сферы. Наиболее ярко эта деятельность по реконструкции уже утраченных ритуальных действий у кумандинцев проявилась в возрождении обряда Кочо-кан, о чем мы уже отмечали в специальных публикациях
    Exact
    [46–48]
    Suffix
    . Описанию традиционного кумандинского обряда Кочо-кан, проводившегося в прошлом с целью обеспечения плодородия, посвящена отдельная статья Ф. А. Сатлаева [49]. В ней этнограф отмечал, что во время фиксации сведений об этом обряде в 1960–1970-е гг. многие пожилые кумандинцы не могли вспомнить этот обряд либо вспоминали его фрагментарно.

48
Назаров И. И. Новое в обрядовой практике кумандинцев Алтайского края: возрождение обряда «Кочокан» // Культура и взаимодействие народов в музейных, научных и образователных процессах – важнейшие факторы стабильного развития России. Омск, 2016. С. 161–164.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=29521
    Prefix
    Современные реконструкции, предпринимаемые кумандинцами для возрождения своей культуры, используются и в отношении обрядовой сферы. Наиболее ярко эта деятельность по реконструкции уже утраченных ритуальных действий у кумандинцев проявилась в возрождении обряда Кочо-кан, о чем мы уже отмечали в специальных публикациях
    Exact
    [46–48]
    Suffix
    . Описанию традиционного кумандинского обряда Кочо-кан, проводившегося в прошлом с целью обеспечения плодородия, посвящена отдельная статья Ф. А. Сатлаева [49]. В ней этнограф отмечал, что во время фиксации сведений об этом обряде в 1960–1970-е гг. многие пожилые кумандинцы не могли вспомнить этот обряд либо вспоминали его фрагментарно.

49
Сатлаев Ф.А . Коча-кан – старинный обряд испрашивания плодородия у кумандинцев // Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1971. Вып. 27. С.130–141.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=29696
    Prefix
    Наиболее ярко эта деятельность по реконструкции уже утраченных ритуальных действий у кумандинцев проявилась в возрождении обряда Кочо-кан, о чем мы уже отмечали в специальных публикациях [46–48]. Описанию традиционного кумандинского обряда Кочо-кан, проводившегося в прошлом с целью обеспечения плодородия, посвящена отдельная статья Ф. А. Сатлаева
    Exact
    [49]
    Suffix
    . В ней этнограф отмечал, что во время фиксации сведений об этом обряде в 1960–1970-е гг. многие пожилые кумандинцы не могли вспомнить этот обряд либо вспоминали его фрагментарно. Таким образом, во второй половине XX в. этот обряд у кумандинцев уже не проводился, а знания о нем стали фрагментарными либо были совсем утрачены.

50
Назаров И. И. Комплекс традиционной одежды главных участников ритуала «Кочо-кан» у кумандинцев: от этнографических описаний к современным реконструкциям // Народный костюм в Сибири / отв. ред. Е. Ф. Фурсова. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. С. 216–218. MAIN TENDENCIES OF MODERN ETHNOCULTURAL DEVELOPMENT OF THE KUMANDIN
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=32196
    Prefix
    Сценарий осеннего праздника плодородия, несмотря на наличие устоявшегося сценария, не лишен активной импровизации. Определенная условность характерна и для нарядов, в которые облачаются современные главные участники праздника «Кочо-кан» – люди, изображающие собственно Кочо и шамана
    Exact
    [50]
    Suffix
    . Таким образом, к числу основных тенденций современного этнокультурного развития кумандинцев Алтайского края можно отнести: повышение их политической и общественной активности; создание новых форм хозяйствующих структур (общин), целенаправленную деятельность по собиранию, сохранению и трансляции последующим поколениям этнокультурного наследия; выставочную деятельность; возрождение песе