The 24 references with contexts in paper V. Kalita V., A. Gaidai S., В. Калита В., А. Гайдай С. (2018) “РЕЛЕВАНТНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЭФФЕКТА БАРНУМА // RELEVANCE OF INTERPRETATION AS THE DETERMINANT OF THE BARNUM EFFECT” / spz:neicon:vestnik-k:y:2018:i:1:p:133-138

1
Forer B. R. The fallacy of personal validation: a classroom demonstration of gullibility // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1949. No 44. P. 118–123. DOI: 10.1037/h0059240.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=1075
    Prefix
    В данной работе будет рассмотрена релевантность психологического портрета с точки зрения ее влияния на эффект Барнума. Хотя феномен, обозначаемый как эффект Барнума, изучается уже около семидесяти лет
    Exact
    [1]
    Suffix
    , все еще имеется потенциал для его продуктивного исследования. Это связано с тем, что многие аспекты указанного явления по-прежнему остаются неясными и слабо исследованными. В первую очередь, это, конечно же, проблема детерминации эффекта Барнума.

  2. In-text reference with the coordinate start=11044
    Prefix
    Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же – интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей – стабильность»
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Как студенты оценили это описание в зависимости от заявленной релевантности, можно узнать из таблицы 1. Используем критерий Пирсона χ2 для выявления значимости различий в распределении признака, а именно – эффекта Барнума, операционализированного в суммарных баллах, выставленных испытуемыми релевантному и нерелевантному описаниям [23; 24].

2
Rosen G. M. Effects of source prestige on subjects’ acceptance of the Barnum effect: Psychologist versus astrologer // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1975. No 43. P. 95. DOI: 10.1037/h0076289.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1628
    Prefix
    За годы исследований по вопросу детерминирования эффекта Барнума рассматривался целый ряд переменных: авторитет исследователя, приятность описаний, их происхождение, культура испытуемых, их гендер, преобладание тех или иных личностных черт и многое другое
    Exact
    [2–11]
    Suffix
    . Одной из таких переменных является релевантность психологического портрета. Тут необходимо сразу уточнить термин «релевантность» применительно к исследованиям эффекта Барнума. Релевантность – это заявленное экспериментатором соответствие предлагаемого описания испытуемому.

3
Mosher D. L. Approval Motive and Acceptance of "Fake" Personality Test Interpretations which Differ in Favorability // Psychological Reports. 1965. No 17(2). P. 395–402. DOI: 10.2466/pr0.1965.17.2.395.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1628
    Prefix
    За годы исследований по вопросу детерминирования эффекта Барнума рассматривался целый ряд переменных: авторитет исследователя, приятность описаний, их происхождение, культура испытуемых, их гендер, преобладание тех или иных личностных черт и многое другое
    Exact
    [2–11]
    Suffix
    . Одной из таких переменных является релевантность психологического портрета. Тут необходимо сразу уточнить термин «релевантность» применительно к исследованиям эффекта Барнума. Релевантность – это заявленное экспериментатором соответствие предлагаемого описания испытуемому.

4
Richards W. S., Merrens M. R. Student evaluation of generalized personality interpretations as a function of method of assessment // Journal of Clinical Psychology. 1971. No 27. P. 457–459. DOI: 10.1002/1097-4679(197110)27:4<457:: aid-jclp2270270413>3.0.co;2-i.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1628
    Prefix
    За годы исследований по вопросу детерминирования эффекта Барнума рассматривался целый ряд переменных: авторитет исследователя, приятность описаний, их происхождение, культура испытуемых, их гендер, преобладание тех или иных личностных черт и многое другое
    Exact
    [2–11]
    Suffix
    . Одной из таких переменных является релевантность психологического портрета. Тут необходимо сразу уточнить термин «релевантность» применительно к исследованиям эффекта Барнума. Релевантность – это заявленное экспериментатором соответствие предлагаемого описания испытуемому.

5
Калита В. В., Гайдай А. С. Детерминанты эффекта Барнума: объективность характера тривиальных личностных описаний // Сибирский психологический журнал. 2014. No 54. С. 48–61.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1628
    Prefix
    За годы исследований по вопросу детерминирования эффекта Барнума рассматривался целый ряд переменных: авторитет исследователя, приятность описаний, их происхождение, культура испытуемых, их гендер, преобладание тех или иных личностных черт и многое другое
    Exact
    [2–11]
    Suffix
    . Одной из таких переменных является релевантность психологического портрета. Тут необходимо сразу уточнить термин «релевантность» применительно к исследованиям эффекта Барнума. Релевантность – это заявленное экспериментатором соответствие предлагаемого описания испытуемому.

6
Mason O. J., Budge K. Schizotypy, self-referential thinking and the Barnum effect // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 2011. No 42. P. 145–148. DOI: 10.1016/j.jbtep.2010.11.003.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1628
    Prefix
    За годы исследований по вопросу детерминирования эффекта Барнума рассматривался целый ряд переменных: авторитет исследователя, приятность описаний, их происхождение, культура испытуемых, их гендер, преобладание тех или иных личностных черт и многое другое
    Exact
    [2–11]
    Suffix
    . Одной из таких переменных является релевантность психологического портрета. Тут необходимо сразу уточнить термин «релевантность» применительно к исследованиям эффекта Барнума. Релевантность – это заявленное экспериментатором соответствие предлагаемого описания испытуемому.

7
Rogers P., Soule J. Cross-Cultural Differences in the Acceptance of Barnum Profiles Supposedly Derived From Western Versus Chinese Astrology // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2009. No 40. P. 381–399. DOI: 10.1177/0022022109332843.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1628
    Prefix
    За годы исследований по вопросу детерминирования эффекта Барнума рассматривался целый ряд переменных: авторитет исследователя, приятность описаний, их происхождение, культура испытуемых, их гендер, преобладание тех или иных личностных черт и многое другое
    Exact
    [2–11]
    Suffix
    . Одной из таких переменных является релевантность психологического портрета. Тут необходимо сразу уточнить термин «релевантность» применительно к исследованиям эффекта Барнума. Релевантность – это заявленное экспериментатором соответствие предлагаемого описания испытуемому.

8
Layne C. Gender and the Barnum Effect: A Reinterpretation of Piper-Terry and Downey’s Results // Psychological Reports. 1998. No 83. P. 608–610. DOI: 10.2466/pr0.1998.83.2.608.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1628
    Prefix
    За годы исследований по вопросу детерминирования эффекта Барнума рассматривался целый ряд переменных: авторитет исследователя, приятность описаний, их происхождение, культура испытуемых, их гендер, преобладание тех или иных личностных черт и многое другое
    Exact
    [2–11]
    Suffix
    . Одной из таких переменных является релевантность психологического портрета. Тут необходимо сразу уточнить термин «релевантность» применительно к исследованиям эффекта Барнума. Релевантность – это заявленное экспериментатором соответствие предлагаемого описания испытуемому.

9
Farley-Icard R. L. (2007). Factors that influence the Barnum Effect: Social desirability, base rates and personalization. (January 1, 2007). ETD Collection for University of Texas, El Paso. Paper AAI1444101.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1628
    Prefix
    За годы исследований по вопросу детерминирования эффекта Барнума рассматривался целый ряд переменных: авторитет исследователя, приятность описаний, их происхождение, культура испытуемых, их гендер, преобладание тех или иных личностных черт и многое другое
    Exact
    [2–11]
    Suffix
    . Одной из таких переменных является релевантность психологического портрета. Тут необходимо сразу уточнить термин «релевантность» применительно к исследованиям эффекта Барнума. Релевантность – это заявленное экспериментатором соответствие предлагаемого описания испытуемому.

10
Калита В. В., Гайдай А. С. Профессиональная направленность и тип описания как детерминанты эффекта Барнума // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. No 4-1. С. 113–117.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1628
    Prefix
    За годы исследований по вопросу детерминирования эффекта Барнума рассматривался целый ряд переменных: авторитет исследователя, приятность описаний, их происхождение, культура испытуемых, их гендер, преобладание тех или иных личностных черт и многое другое
    Exact
    [2–11]
    Suffix
    . Одной из таких переменных является релевантность психологического портрета. Тут необходимо сразу уточнить термин «релевантность» применительно к исследованиям эффекта Барнума. Релевантность – это заявленное экспериментатором соответствие предлагаемого описания испытуемому.

11
Гайдай А. С. Детерминанты эффекта Барнума // Сборник докладов 59-й Международной молодежной научно-технической конференции «Молодежь – наука – инновации» (21–23 марта 2012). Владивосток, 2012. Т. 2. С. 173–177.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1628
    Prefix
    За годы исследований по вопросу детерминирования эффекта Барнума рассматривался целый ряд переменных: авторитет исследователя, приятность описаний, их происхождение, культура испытуемых, их гендер, преобладание тех или иных личностных черт и многое другое
    Exact
    [2–11]
    Suffix
    . Одной из таких переменных является релевантность психологического портрета. Тут необходимо сразу уточнить термин «релевантность» применительно к исследованиям эффекта Барнума. Релевантность – это заявленное экспериментатором соответствие предлагаемого описания испытуемому.

12
Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 551 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3018
    Prefix
    Данная дефиниция является авторской, а потому кажется уместным добавить и словарные определения: – эффект Барнума – склонность людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если они преподносятся под научным, магическим или ритуальным соусом
    Exact
    [12]
    Suffix
    ; – эффект Барнума относится к склонности людей принимать неопределенные, в целом положительные утверждения об их личности как уникальные для них, хотя отзывы, скорее всего, верны для большинства людей [13]; – эффект Барнума относится к феномену, в котором люди принимают заявления о личности, которые Аннотация: В статье исследуется релевантность психологического портрета как факто

13
Corsini R. J., Craighead W. E., Weiner I. B. The Corsini encyclopedia of psychology: Vol. 1. Hoboken, NJ: Wiley, 2010.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3230
    Prefix
    : – эффект Барнума – склонность людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если они преподносятся под научным, магическим или ритуальным соусом [12]; – эффект Барнума относится к склонности людей принимать неопределенные, в целом положительные утверждения об их личности как уникальные для них, хотя отзывы, скорее всего, верны для большинства людей
    Exact
    [13]
    Suffix
    ; – эффект Барнума относится к феномену, в котором люди принимают заявления о личности, которые Аннотация: В статье исследуется релевантность психологического портрета как фактор влияния на эффект Барнума.

14
Rosen G. M. Barnum Effect. The Encyclopedia of Clinical Psychology, 2015. 1–3. DOI: 10.1002/9781118625392. wbecp482.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4627
    Prefix
    В выводе обозначены дальнейшие пути исследования эффекта Барнума и использования полученных данных. применяются к большинству людей, как если бы эти высказывания давали достоверное представление о себе
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Психологический портрет (описание, характеристика) – совокупность утверждений о характере и поведении. В рамках изучения эффекта Барнума выделяют следующие виды описаний: – тривиальное (оно же барнумовское) – состоит преимущественно или целиком из неконкретных утверждений, применимых практически к любому человеку (такое описание не имеет эмпирических оснований, то есть ему не предш

15
Snyder C. R., Larson G. R. A further look at student acceptance of general personality interpretations // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1972. No 38. P. 384–388. DOI: 10.1037/h0032899.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6582
    Prefix
    Исследователи заключили, что одобрение клиентами личностных описаний, в частности, основанных на личностных опросниках, не должно использоваться в качестве метода валидизации ни самого теста, ни его интерпретации
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Этот эффект «релевантности» был подтвержден в исследовании К. Снайдера, в котором сравнивается результат использования проективного теста, интервью, объективного теста и контрольной группы, в которой никакого теста не предоставлялось [16].

16
Snyder C. R. Acceptance of personality interpretations as a function of assessment procedures // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. No 42. P. 150. DOI: 10.1037/h0036033.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6838
    Prefix
    Этот эффект «релевантности» был подтвержден в исследовании К. Снайдера, в котором сравнивается результат использования проективного теста, интервью, объективного теста и контрольной группы, в которой никакого теста не предоставлялось
    Exact
    [16]
    Suffix
    . Самые низкие оценки точности получили тривиальные описания в контрольной группе. Этот результат также был успешно воспроизведен в ряде других исследований [17–21]. К. Коллинз, В.

17
Snyder C. R., Larsen D. L., Bloom L. J. Acceptance of general personality interpretations prior to and after receipt of diagnostic feedback supposedly based on psychological, graphological, and astrological assessment procedures // Journal of Clinical Psychology. 1976. No 32. P. 258–265. DOI: 10.1002/1097-4679(197604)32:2<258:: aid-jclp2270320211>3.0.co;2-o.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7016
    Prefix
    Снайдера, в котором сравнивается результат использования проективного теста, интервью, объективного теста и контрольной группы, в которой никакого теста не предоставлялось [16]. Самые низкие оценки точности получили тривиальные описания в контрольной группе. Этот результат также был успешно воспроизведен в ряде других исследований
    Exact
    [17–21]
    Suffix
    . К. Коллинз, В. Дмитрук и Дж. Ренни не обнаружили устойчивых отличий между разными условиями релевантности, хотя полученные данные имели слабовыраженные тенденции к сходству с выводами вышеупомянутых авторов [22].

18
Dickson D. H., Kelly I. W. The ‘Barnum Effect’ in Personality Assessment: A Review of the Literature // Psychological Reports. 1985. No 57. P. 367–382. DOI: 10.2466/pr0.1985.57.2.367.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7016
    Prefix
    Снайдера, в котором сравнивается результат использования проективного теста, интервью, объективного теста и контрольной группы, в которой никакого теста не предоставлялось [16]. Самые низкие оценки точности получили тривиальные описания в контрольной группе. Этот результат также был успешно воспроизведен в ряде других исследований
    Exact
    [17–21]
    Suffix
    . К. Коллинз, В. Дмитрук и Дж. Ренни не обнаружили устойчивых отличий между разными условиями релевантности, хотя полученные данные имели слабовыраженные тенденции к сходству с выводами вышеупомянутых авторов [22].

19
Snyder C. R., Shenkel R. J. Effects of «favorability,» modality, and relevance on acceptance of general personality interpretations prior to and after receiving diagnostic feedback // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1976. No 44. P. 34–41. DOI: 10.1037//0022-006x.44.1.34.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=7016
    Prefix
    Снайдера, в котором сравнивается результат использования проективного теста, интервью, объективного теста и контрольной группы, в которой никакого теста не предоставлялось [16]. Самые низкие оценки точности получили тривиальные описания в контрольной группе. Этот результат также был успешно воспроизведен в ряде других исследований
    Exact
    [17–21]
    Suffix
    . К. Коллинз, В. Дмитрук и Дж. Ренни не обнаружили устойчивых отличий между разными условиями релевантности, хотя полученные данные имели слабовыраженные тенденции к сходству с выводами вышеупомянутых авторов [22].

  2. In-text reference with the coordinate start=8414
    Prefix
    Действительно, только те студенты, которые получили приятные описания, оценили их в целом как более точные для описания себя, чем для описания окружающих. Неприятные описания были оценены как одинаково точно описывающие и оценивающих, и окружающих
    Exact
    [19]
    Suffix
    . Наша задача состоит в апробации и оценке релевантности как детерминанты эффекта Барнума для будущего ее сопоставления с другими переменными в рамках нашей диссертационной работы. Перейдем к описанию метода.

20
Jackson D. E. The effect of test taking on acceptance of bogus personality statements // Journal of Clinical Psychology. 1978. No 34. P. 63–68. DOI: 10.1002/1097-4679(197801)34:1<63::aid-jclp2270340113>3.0.co;2-x.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7016
    Prefix
    Снайдера, в котором сравнивается результат использования проективного теста, интервью, объективного теста и контрольной группы, в которой никакого теста не предоставлялось [16]. Самые низкие оценки точности получили тривиальные описания в контрольной группе. Этот результат также был успешно воспроизведен в ряде других исследований
    Exact
    [17–21]
    Suffix
    . К. Коллинз, В. Дмитрук и Дж. Ренни не обнаружили устойчивых отличий между разными условиями релевантности, хотя полученные данные имели слабовыраженные тенденции к сходству с выводами вышеупомянутых авторов [22].

21
Baillargeon J., Danis C. Barnum Meets the Computer: A Critical Test // Journal of Personality Assessment. 1984. No 48. P. 415–419. DOI: 10.1207/s15327752jpa4804_15.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7016
    Prefix
    Снайдера, в котором сравнивается результат использования проективного теста, интервью, объективного теста и контрольной группы, в которой никакого теста не предоставлялось [16]. Самые низкие оценки точности получили тривиальные описания в контрольной группе. Этот результат также был успешно воспроизведен в ряде других исследований
    Exact
    [17–21]
    Suffix
    . К. Коллинз, В. Дмитрук и Дж. Ренни не обнаружили устойчивых отличий между разными условиями релевантности, хотя полученные данные имели слабовыраженные тенденции к сходству с выводами вышеупомянутых авторов [22].

22
Collins R. W., Dmitruk V. M., Ranney J. T. Personal validation: Some empirical and ethical considerations // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1977. No 45. P. 70–77. DOI: 10.1037//0022-006x.45.1.70.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7239
    Prefix
    Коллинз, В. Дмитрук и Дж. Ренни не обнаружили устойчивых отличий между разными условиями релевантности, хотя полученные данные имели слабовыраженные тенденции к сходству с выводами вышеупомянутых авторов
    Exact
    [22]
    Suffix
    . Еще до всех перечисленных авторов Б. Форер выдвигал гипотезу о том, что люди будут охотно принимать тривиальные личностные описания на свой счет, вдобавок считая их точными, и в то же время проявят неспособность распознать то, что это же описание подходит любому другому человеку ничуть не хуже.

23
Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 388 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11392
    Prefix
    Используем критерий Пирсона χ2 для выявления значимости различий в распределении признака, а именно – эффекта Барнума, операционализированного в суммарных баллах, выставленных испытуемыми релевантному и нерелевантному описаниям
    Exact
    [23; 24]
    Suffix
    . Сформулируем следующие гипотезы: Н0: Эмпирические распределения оценок не имеют статистически значимых отличий друг от друга. Н1: Эмпирические распределения оценок отличаются друг от друга статистически значимо.

24
Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии. М.: Юрайт, 2016. 511 с. ностных описаний в средствах массовой информации создает искаженно-упрощенное представление о психологическом портрете. В итоге получается, что даже критически настроенным испытуемым не с чем соот-
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11392
    Prefix
    Используем критерий Пирсона χ2 для выявления значимости различий в распределении признака, а именно – эффекта Барнума, операционализированного в суммарных баллах, выставленных испытуемыми релевантному и нерелевантному описаниям
    Exact
    [23; 24]
    Suffix
    . Сформулируем следующие гипотезы: Н0: Эмпирические распределения оценок не имеют статистически значимых отличий друг от друга. Н1: Эмпирические распределения оценок отличаются друг от друга статистически значимо.