The 28 references with contexts in paper B. Shapiro L., Б. Шапиро Л. (2017) “ТЕКСТИЛЬНОЕ КОНСКОЕ УБРАНСТВО В СИСТЕМЕ АТРИБУТОВ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ // TEXTILE HORSECLOTH AS AN ATTRIBUTES OF ROYAL POWER” / spz:neicon:vestnik-k:y:2017:i:1:p:74-79

1
Бойцов М. А. Что такое потестарная имагология? // Власть и образ. Очерки потестарной имагологии. СПб.: Алетейя, 2010. С. 5 – 37.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2036
    Prefix
    Как предмет исследования история внешних атрибутов царской власти находится на пересечении истории России, истории ее материальной и художественной культуры и потестарной имагологии – относительно нового направления, которое занимается историей формирования образов власти
    Exact
    [1, с. 7]
    Suffix
    . Теоретическое осмысление вопроса имеет давнюю традицию. В разное время исследованиями этого специфического вида текстиля с большей или меньшей полнотой занимались А. В. Висковатов (с 1841), П. И.

2
Гваньини А. Описание Московии. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1997. 172 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4879
    Prefix
    «Все... официально признают, что воля государева есть воля Божья и, что бы государь ни совершил, хотя бы и ошибочное, он совершил по воле Божьей. Поэтому они даже верят, что он – ключник и постельничий Бога и исполнитель его воли», – замечает А. Гваньини
    Exact
    [2, с. 93]
    Suffix
    . Столь же однозначно в русском сознании с личностью царя связывался его конь как символ единой державной власти [3, с. 134], воинской доблести и связи с божественными силами, поскольку только в лице властителя эти ипостаси соединялись.

3
Шапиро Б. Л. Реликты славянского культа коня в погребальном обряде государского чина по московскому обычаю // Клио. 2016. No 7(115). С. 133 – 141.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=4989
    Prefix
    Поэтому они даже верят, что он – ключник и постельничий Бога и исполнитель его воли», – замечает А. Гваньини [2, с. 93]. Столь же однозначно в русском сознании с личностью царя связывался его конь как символ единой державной власти
    Exact
    [3, с. 134]
    Suffix
    , воинской доблести и связи с божественными силами, поскольку только в лице властителя эти ипостаси соединялись. Ритуалы с царским участием оформлялись весьма красочно. Особым случаем был обряд «шествия на осляти», символизировавший вход Господень в Иерусалим.

  2. In-text reference with the coordinate start=14323
    Prefix
    Череда похорон по новому типу началась в 1699 г. погребением сподвижника Петра Великого Ф. Лефорта, где впервые участвовали «радостные» и «печальные» рыцари [21, с. 136 – 137]. В конце этого года прошли похороны П. Гордона по ритуалу, близкому к погребению Лефорта
    Exact
    [3, с. 137]
    Suffix
    . Оформляются новые убранства – «радостная» красно-золотая попона [13, с. 280 – 281; 19, с. 155] и черная «печальная». Из панихидных покровов исключаются вещи прежде традиционных «смирных» (траурных) цветов – вишневые и фиолетовые.

  3. In-text reference with the coordinate start=15407
    Prefix
    За ней следовали два латника: верховой в позолоченных латах и пеший в черных, лошадь которого, также в черном уборе, вели позади. Затем следовал гроб государя на «выносных» санях, которые везла восьмерка лошадей в черных гербовых попонах
    Exact
    [3, с. 138]
    Suffix
    . Процесс оформления комплекса гербового конского убранства был в целом завершен к началу XIX в. Его детали регламентировались прежде всего сакральной семантикой церемониала прошлых лет, затем текущей модой, имевшей меньшее влияние, и практическими соображениями.

4
Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора. СПб.: Типография Имп. Академии Наук, 1896. 184 с.
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=5314
    Prefix
    Ритуалы с царским участием оформлялись весьма красочно. Особым случаем был обряд «шествия на осляти», символизировавший вход Господень в Иерусалим. Центром внимания здесь была лошадь, изображающая осла. Ее убранство состояло из каптура
    Exact
    [4, с. 51]
    Suffix
    – длинной, до копыт, холщовой, реже шелковой [5, с. 40] простой попоны с капором-наголовником, мягкого поперечного седла [6, с. 294] и длинных поводьев. Царь же выступал в самом торжественном убранстве, – сообщает М.

  2. In-text reference with the coordinate start=7080
    Prefix
    Военное происхождение чалдара выдают металлические бляхи или пластинки, нашитые по его полю; со временем пластинки заменяются на касты с драгоценными камнями или полностью исчезают (но остается сложная разъемная конструкция панцирного покрова). Поверх чалдара укладывали попону или чепрак – подседельные покровы, закрывающие спину, бока, бедра и иногда голени лошади
    Exact
    [4, с. 164 – 165]
    Suffix
    . Поверх чепрака размещалось седло, в отделке которого также использовались драгоценные ткани. Самое ранее царское седло из известных относится к годам правления Ивана Грозного [10, с. 71]. Седло покрыто вишневым бархатом с вышитыми серебром двуглавыми орлами, травами и «инорогами» (единорогами).

  3. In-text reference with the coordinate start=9345
    Prefix
    Фиксировался плат пристругами, пропущенными в прорези [13, с. 314] или тесьмяным троком [15, с. 23]. Эти покровы иногда заменялись тигровыми и леопардовыми кожами на красном бархате – наметными барсами
    Exact
    [4, с. 9]
    Suffix
    . В описях царской казны от 1640 г. они упоминаются как «барсы, бабры и ирбасы» [16, с. 102]. В «Расходных книгах товарам и вещам для царского обихода» также фигурирует «покровец попугайной желт» [17, с. 106], небольшой коврик, сшитый из шкурок полутысячи попугаев [18, с. 212], переданный в Конюшенный приказ.

  4. In-text reference with the coordinate start=10646
    Prefix
    Украшениями оголовья были начелки (очелки) «бархатные червчатые, травы золоченые, обложены кружевом золото с серебром» [8, с. 502] и морхи в виде шелковой или золото-серебряной бахромы [15, с. 23]. Гривой, или огривком, назывались сетки из золотных нитей, часто с включением жемчуга; они предназначались для украшения головы и гривы лошади
    Exact
    [4, с. 88]
    Suffix
    . Так же выполнялись и оплеты декоративных подшейных кистей – наузов из конского волоса и кутасов из разноцветного «шелка шамаханского» [8, с. 503]. Первоначально они исполняли роль оберега для лошади и ее царственного всадника [12, с. 270].

5
Вебер И., Лунд М. И.] Подлинное известие о русском и московском путешествии и въезде светлейшего высокородного князя и государя, господина герцога Иогансена младшего // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1867. No 4. С. 2 – 56.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5371
    Prefix
    Особым случаем был обряд «шествия на осляти», символизировавший вход Господень в Иерусалим. Центром внимания здесь была лошадь, изображающая осла. Ее убранство состояло из каптура [4, с. 51] – длинной, до копыт, холщовой, реже шелковой
    Exact
    [5, с. 40]
    Suffix
    простой попоны с капором-наголовником, мягкого поперечного седла [6, с. 294] и длинных поводьев. Царь же выступал в самом торжественном убранстве, – сообщает М. Груневег, которому удалось приблизиться к государю почти вплотную [7, с. 228].

6
Роде А. Описание второго посольства в Россию датского посланника Ганса Ольделанда в 1659 году // Проезжая по Московии. М.: Международные отношения, 1991. С. 285 – 319.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5446
    Prefix
    Центром внимания здесь была лошадь, изображающая осла. Ее убранство состояло из каптура [4, с. 51] – длинной, до копыт, холщовой, реже шелковой [5, с. 40] простой попоны с капором-наголовником, мягкого поперечного седла
    Exact
    [6, с. 294]
    Suffix
    и длинных поводьев. Царь же выступал в самом торжественном убранстве, – сообщает М. Груневег, которому удалось приблизиться к государю почти вплотную [7, с. 228]. Каптуры другого назначения были более декоративны, но их художественное решение также имело определенный символический смысл.

7
Груневег М. Записки о торговой поездке в Москву в 1584 – 1585 гг. М.: Памятники исторической мысли, 2013. 384 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5597
    Prefix
    Ее убранство состояло из каптура [4, с. 51] – длинной, до копыт, холщовой, реже шелковой [5, с. 40] простой попоны с капором-наголовником, мягкого поперечного седла [6, с. 294] и длинных поводьев. Царь же выступал в самом торжественном убранстве, – сообщает М. Груневег, которому удалось приблизиться к государю почти вплотную
    Exact
    [7, с. 228]
    Suffix
    . Каптуры другого назначения были более декоративны, но их художественное решение также имело определенный символический смысл. Такими были «12 каптуров суконных красных и каптур суконный желтый.

8
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1613 – 1725 г. Вып. 2. М.: Тип. М. П. Щепкина, 1883. 660 с.
Total in-text references: 7
  1. In-text reference with the coordinate start=5828
    Prefix
    Каптуры другого назначения были более декоративны, но их художественное решение также имело определенный символический смысл. Такими были «12 каптуров суконных красных и каптур суконный желтый. На нем нашиваны орлы и травы суконные красные»
    Exact
    [8, с. 499]
    Suffix
    , хранящиеся в Конюшенной казне и предназначенные, очевидно, для церемониала государственного значения. Большинство предметов такого рода выполнялось золотом на красном поле, как «попона с каптуром, шита золотом и серебром волоченым и пряденым сканым по червчатому бархату», упомянутая в так называемой Описи Бутурлина (Описи Конюшенной казны, составленной в 1706 – 1707 гг. стольником Ф.

  2. In-text reference with the coordinate start=6209
    Prefix
    Большинство предметов такого рода выполнялось золотом на красном поле, как «попона с каптуром, шита золотом и серебром волоченым и пряденым сканым по червчатому бархату», упомянутая в так называемой Описи Бутурлина (Описи Конюшенной казны, составленной в 1706 – 1707 гг. стольником Ф. Бутурлиным
    Exact
    [8, с. 499]
    Suffix
    ). Максимально эффектным конский убор был в позднем русском средневековье и в раннее Новое время. Его основой были текстильные покровы, которые, различаясь в деталях, представляли собой комплекс, выдержанный в едином художественном стиле.

  3. In-text reference with the coordinate start=8697
    Prefix
    Именно покровцы чаще прочих деталей парадного конского убранства изготавливались из дорогих привозных тканей, например, из изорбафа – золотного персидского шелка, схожего с объярью. Самые ранние вещи из изорбафа относятся к XVII в. [14, с. 44], как «покровец изорбатной золотной, по нем травы разных шелков. В средине четыре грифа, кругом бахрома золотная»
    Exact
    [8, с. 499]
    Suffix
    . Как покровец был декоративным дополнением седла, так и расшитый узорами конский плат был частью убранства русского арчака [12, с. 266]. При седловке седла и платы подбирались по принципу внешнего сходства, в том числе сходства орнаментации.

  4. In-text reference with the coordinate start=9141
    Prefix
    Платы расшивались по бархату, по сукну, атласу [15, с. 23; 9, с. 144] и по алтабасу: «плат алтабас серебрян; по нем травы шиты золотом волоченым, в травках вшит бархат червчат, да зелен; круживо плетеное с городы, золото с серебром»
    Exact
    [8, с. 499]
    Suffix
    . Фиксировался плат пристругами, пропущенными в прорези [13, с. 314] или тесьмяным троком [15, с. 23]. Эти покровы иногда заменялись тигровыми и леопардовыми кожами на красном бархате – наметными барсами [4, с. 9].

  5. In-text reference with the coordinate start=10140
    Prefix
    Лысиной, лыской [13, с. 309] называлось украшение налобника оголовья [15, с. 23], аналогичное более распространенной (и изученной) решме переносного ремня. Чаще всего оно выполнялось в виде металлической бляхи, но встречались и текстильные лыски: «лысина шита по бархату золотом и серебром и низано жемчугом» из описи Бутурлина
    Exact
    [8, с. 500]
    Suffix
    ; «лысины 4 парчовые, обшитые шелковой малиновой бахромой, подложены красным сафьяном» из описи 1884 г. [9, с. 138]. Украшениями оголовья были начелки (очелки) «бархатные червчатые, травы золоченые, обложены кружевом золото с серебром» [8, с. 502] и морхи в виде шелковой или золото-серебряной бахромы [15, с. 23].

  6. In-text reference with the coordinate start=10444
    Prefix
    металлической бляхи, но встречались и текстильные лыски: «лысина шита по бархату золотом и серебром и низано жемчугом» из описи Бутурлина [8, с. 500]; «лысины 4 парчовые, обшитые шелковой малиновой бахромой, подложены красным сафьяном» из описи 1884 г. [9, с. 138]. Украшениями оголовья были начелки (очелки) «бархатные червчатые, травы золоченые, обложены кружевом золото с серебром»
    Exact
    [8, с. 502]
    Suffix
    и морхи в виде шелковой или золото-серебряной бахромы [15, с. 23]. Гривой, или огривком, назывались сетки из золотных нитей, часто с включением жемчуга; они предназначались для украшения головы и гривы лошади [4, с. 88].

  7. In-text reference with the coordinate start=10783
    Prefix
    Гривой, или огривком, назывались сетки из золотных нитей, часто с включением жемчуга; они предназначались для украшения головы и гривы лошади [4, с. 88]. Так же выполнялись и оплеты декоративных подшейных кистей – наузов из конского волоса и кутасов из разноцветного «шелка шамаханского»
    Exact
    [8, с. 503]
    Suffix
    . Первоначально они исполняли роль оберега для лошади и ее царственного всадника [12, с. 270]. Встречались в парадном убранстве и тканые тесьмы: широкие троки для закрепления покровов и седла, декоративные ухваты (охваты), покрывавшие простую узду [4, с. 150, 153, 156], «снасти» – узды, поводы, паперсти и пахви «тканые с шелки розными... червчат, лазорев, зелен, бел; а другая тесьма шелки:

9
Опись Московской Оружейной палаты: в 7 ч. 10 кн. Ч. 6. Кн. 5. Конюшенная казна. Ловчий снаряд. М.: Тип. О-ва распространения полезных книг, 1884. 194; XXII с.
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=6647
    Prefix
    При дворе Алексея Михайловича текстильный парадный убор включал в себя более десятка наименований. Нижними покровами были войлоки. Для царской лошади войлоки изготавливались из бархата или другой ценной ткани – объяри, алтабаса, тафты
    Exact
    [9, с. 135 – 136]
    Suffix
    . Круп, бока и грудь лошади покрывал чалдар – попона с нашитыми металлическими бляхами. Военное происхождение чалдара выдают металлические бляхи или пластинки, нашитые по его полю; со временем пластинки заменяются на касты с драгоценными камнями или полностью исчезают (но остается сложная разъемная конструкция панцирного покрова).

  2. In-text reference with the coordinate start=10255
    Prefix
    Чаще всего оно выполнялось в виде металлической бляхи, но встречались и текстильные лыски: «лысина шита по бархату золотом и серебром и низано жемчугом» из описи Бутурлина [8, с. 500]; «лысины 4 парчовые, обшитые шелковой малиновой бахромой, подложены красным сафьяном» из описи 1884 г.
    Exact
    [9, с. 138]
    Suffix
    . Украшениями оголовья были начелки (очелки) «бархатные червчатые, травы золоченые, обложены кружевом золото с серебром» [8, с. 502] и морхи в виде шелковой или золото-серебряной бахромы [15, с. 23].

  3. In-text reference with the coordinate start=12089
    Prefix
    Так, объяринным был чалдар лошади царевича Алексея Петровича «с золотыми и серебряными травами по малиновой земле, обшит кружевом и бахромой из золота и серебра, бахрома подпушена малиновым атласом»
    Exact
    [9, с. 166]
    Suffix
    . Заменой старинным тканям стали парча и глазеты, которые, менее ценные сами по себе, для блеска покрывались расшивкой из металлических бляшек и драгоценных камней. В XVIII в. на первое место среди материалов для украшения текстильного убранства царской лошади постепенно выступают алмазы.

  4. In-text reference with the coordinate start=12930
    Prefix
    Чалдар обшит кругом золотой с шелком тесьмой, к которой пришиты кисточки розового шелка с серебром, вделанные в серебряные грушки, сверху коих через один по корольку и Lapis lazurica, кистей 380»
    Exact
    [9, с. 21 – 23]
    Suffix
    . Второй чалдар «шитый золотом по серебряному глазету, с серебряными бляхами, украшенными алмазами и яхонтами (рубинами – Б. Ш.). На нем 169 блях или репьев, в каждом репье по 4 алмаза и по 3 яхонта» [9, с. 23 – 25].

  5. In-text reference with the coordinate start=13133
    Prefix
    Второй чалдар «шитый золотом по серебряному глазету, с серебряными бляхами, украшенными алмазами и яхонтами (рубинами – Б. Ш.). На нем 169 блях или репьев, в каждом репье по 4 алмаза и по 3 яхонта»
    Exact
    [9, с. 23 – 25]
    Suffix
    . В XVIII столетии парадные покровы уменьшаются в размерах и в объемах; в обиход входит получепрак, закрывающий только круп лошади. Такую форму, например, имеет бархатный покров лошади Петра I [19, с. 151].

10
Ненарокомова И. С. Государственные музеи Московского Кремля. М.: Искусство, 1987. 239 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7256
    Prefix
    Поверх чалдара укладывали попону или чепрак – подседельные покровы, закрывающие спину, бока, бедра и иногда голени лошади [4, с. 164 – 165]. Поверх чепрака размещалось седло, в отделке которого также использовались драгоценные ткани. Самое ранее царское седло из известных относится к годам правления Ивана Грозного
    Exact
    [10, с. 71]
    Suffix
    . Седло покрыто вишневым бархатом с вышитыми серебром двуглавыми орлами, травами и «инорогами» (единорогами). Текстилем покрывались не только подушки, но и декоративные крыльца седел. Так, седло Бориса Годунова имело червчатые бархатные крыльца, расшитые золотом и серебром [11, с. 127].

11
Денисова М. М. Седло конца XVI века // Оружейная палата. М.: Издание Оружейной палаты, 1925. С. 125 – 132.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7518
    Prefix
    Седло покрыто вишневым бархатом с вышитыми серебром двуглавыми орлами, травами и «инорогами» (единорогами). Текстилем покрывались не только подушки, но и декоративные крыльца седел. Так, седло Бориса Годунова имело червчатые бархатные крыльца, расшитые золотом и серебром
    Exact
    [11, с. 127]
    Suffix
    . В ожидании всадника седло покрывалось роскошным, пышно декорированным наметом [12, с. 283]. У заводных лошадей, которые предваряли появление царя или царской кареты, поверх седла накидывался покровец [12, с. 267] или намет [13, с. 311].

12
Денисова М. М. Конюшенная казна. Парадное конское убранство XVI – XVII веков // Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М.: Искусство, 1954. С. 247 – 304.
Total in-text references: 8
  1. In-text reference with the coordinate start=7607
    Prefix
    Текстилем покрывались не только подушки, но и декоративные крыльца седел. Так, седло Бориса Годунова имело червчатые бархатные крыльца, расшитые золотом и серебром [11, с. 127]. В ожидании всадника седло покрывалось роскошным, пышно декорированным наметом
    Exact
    [12, с. 283]
    Suffix
    . У заводных лошадей, которые предваряли появление царя или царской кареты, поверх седла накидывался покровец [12, с. 267] или намет [13, с. 311]. Покровцы лошадей, находившихся под царственными всадниками, несли перед ними или за ними [12, с. 269].

  2. In-text reference with the coordinate start=7722
    Prefix
    В ожидании всадника седло покрывалось роскошным, пышно декорированным наметом [12, с. 283]. У заводных лошадей, которые предваряли появление царя или царской кареты, поверх седла накидывался покровец
    Exact
    [12, с. 267]
    Suffix
    или намет [13, с. 311]. Покровцы лошадей, находившихся под царственными всадниками, несли перед ними или за ними [12, с. 269]. Одним из самых ценных покровцов, если не самым ценным, из всех имеющихся в Конюшенной казне, считался «покровец с царствы», вышитый по лазоревому атласу «пряденым золотом, серебром и разноцветными шелками; в середине на красном фоне вышит герб Московского государст

  3. In-text reference with the coordinate start=7842
    Prefix
    У заводных лошадей, которые предваряли появление царя или царской кареты, поверх седла накидывался покровец [12, с. 267] или намет [13, с. 311]. Покровцы лошадей, находившихся под царственными всадниками, несли перед ними или за ними
    Exact
    [12, с. 269]
    Suffix
    . Одним из самых ценных покровцов, если не самым ценным, из всех имеющихся в Конюшенной казне, считался «покровец с царствы», вышитый по лазоревому атласу «пряденым золотом, серебром и разноцветными шелками; в середине на красном фоне вышит герб Московского государства – двуглавый орел с Георгием Победоносцем на коне.

  4. In-text reference with the coordinate start=8233
    Prefix
    покровцов, если не самым ценным, из всех имеющихся в Конюшенной казне, считался «покровец с царствы», вышитый по лазоревому атласу «пряденым золотом, серебром и разноцветными шелками; в середине на красном фоне вышит герб Московского государства – двуглавый орел с Георгием Победоносцем на коне... В кайме покровца – десять кругов... с вышитыми... гербами областей Московского государства»
    Exact
    [12, с. 268]
    Suffix
    . Вероятно, именно его несли за лошадью Алексея Михайловича, возвращавшегося в Москву 1655 г. после польского похода [12, с. 269]. Именно покровцы чаще прочих деталей парадного конского убранства изготавливались из дорогих привозных тканей, например, из изорбафа – золотного персидского шелка, схожего с объярью.

  5. In-text reference with the coordinate start=8353
    Prefix
    В кайме покровца – десять кругов... с вышитыми... гербами областей Московского государства» [12, с. 268]. Вероятно, именно его несли за лошадью Алексея Михайловича, возвращавшегося в Москву 1655 г. после польского похода
    Exact
    [12, с. 269]
    Suffix
    . Именно покровцы чаще прочих деталей парадного конского убранства изготавливались из дорогих привозных тканей, например, из изорбафа – золотного персидского шелка, схожего с объярью. Самые ранние вещи из изорбафа относятся к XVII в. [14, с. 44], как «покровец изорбатной золотной, по нем травы разных шелков.

  6. In-text reference with the coordinate start=8820
    Prefix
    Самые ранние вещи из изорбафа относятся к XVII в. [14, с. 44], как «покровец изорбатной золотной, по нем травы разных шелков. В средине четыре грифа, кругом бахрома золотная» [8, с. 499]. Как покровец был декоративным дополнением седла, так и расшитый узорами конский плат был частью убранства русского арчака
    Exact
    [12, с. 266]
    Suffix
    . При седловке седла и платы подбирались по принципу внешнего сходства, в том числе сходства орнаментации. Платы расшивались по бархату, по сукну, атласу [15, с. 23; 9, с. 144] и по алтабасу: «плат алтабас серебрян; по нем травы шиты золотом волоченым, в травках вшит бархат червчат, да зелен; круживо плетеное с городы, золото с серебром» [8, с. 499].

  7. In-text reference with the coordinate start=10869
    Prefix
    Так же выполнялись и оплеты декоративных подшейных кистей – наузов из конского волоса и кутасов из разноцветного «шелка шамаханского» [8, с. 503]. Первоначально они исполняли роль оберега для лошади и ее царственного всадника
    Exact
    [12, с. 270]
    Suffix
    . Встречались в парадном убранстве и тканые тесьмы: широкие троки для закрепления покровов и седла, декоративные ухваты (охваты), покрывавшие простую узду [4, с. 150, 153, 156], «снасти» – узды, поводы, паперсти и пахви «тканые с шелки розными... червчат, лазорев, зелен, бел; а другая тесьма шелки: червчат, рудожелт, лазорев, бел, зелен» [17, с. 268], где текстиль украшался оковами из

  8. In-text reference with the coordinate start=11421
    Prefix
    узды, поводы, паперсти и пахви «тканые с шелки розными... червчат, лазорев, зелен, бел; а другая тесьма шелки: червчат, рудожелт, лазорев, бел, зелен» [17, с. 268], где текстиль украшался оковами из драгоценного металла и самоцветами. Все части седельно-сбруйного комплекта выполнялись в едином стиле, а отделка текстильной сбруи соответствовала отделке металлической оправы седельной луки
    Exact
    [12, с. 267]
    Suffix
    . В церемониях с участием царских лошадей вещи из вышеприведенного списка были представлены с большей или меньшей полнотой, разной для верховой и упряжной лошади. Особой роскошью отличалось убранство «выводных» лошадей, сотенные ряды которых вели слуги, предваряя появление царской кареты.

13
Чернышев В. А. Конные повозки и экипажи в России X – XIX веков. СПб.: Форт, 2007. 368 с.
Total in-text references: 6
  1. In-text reference with the coordinate start=7746
    Prefix
    В ожидании всадника седло покрывалось роскошным, пышно декорированным наметом [12, с. 283]. У заводных лошадей, которые предваряли появление царя или царской кареты, поверх седла накидывался покровец [12, с. 267] или намет
    Exact
    [13, с. 311]
    Suffix
    . Покровцы лошадей, находившихся под царственными всадниками, несли перед ними или за ними [12, с. 269]. Одним из самых ценных покровцов, если не самым ценным, из всех имеющихся в Конюшенной казне, считался «покровец с царствы», вышитый по лазоревому атласу «пряденым золотом, серебром и разноцветными шелками; в середине на красном фоне вышит герб Московского государства – двуглавый орел с Гео

  2. In-text reference with the coordinate start=9208
    Prefix
    Платы расшивались по бархату, по сукну, атласу [15, с. 23; 9, с. 144] и по алтабасу: «плат алтабас серебрян; по нем травы шиты золотом волоченым, в травках вшит бархат червчат, да зелен; круживо плетеное с городы, золото с серебром» [8, с. 499]. Фиксировался плат пристругами, пропущенными в прорези
    Exact
    [13, с. 314]
    Suffix
    или тесьмяным троком [15, с. 23]. Эти покровы иногда заменялись тигровыми и леопардовыми кожами на красном бархате – наметными барсами [4, с. 9]. В описях царской казны от 1640 г. они упоминаются как «барсы, бабры и ирбасы» [16, с. 102].

  3. In-text reference with the coordinate start=9852
    Prefix
    Деталями парадного убранства царской лошади допетровского времени, которые, как «барсы и бабры», не относят к текстильному, но которые имеют к нему отношение, были лысина, начелки, грива и тесьмяная сбруя. Лысиной, лыской
    Exact
    [13, с. 309]
    Suffix
    называлось украшение налобника оголовья [15, с. 23], аналогичное более распространенной (и изученной) решме переносного ремня. Чаще всего оно выполнялось в виде металлической бляхи, но встречались и текстильные лыски: «лысина шита по бархату золотом и серебром и низано жемчугом» из описи Бутурлина [8, с. 500]; «лысины 4 парчовые, обшитые шелковой малиновой бахромой, подложены красным

  4. In-text reference with the coordinate start=13572
    Prefix
    К концу века утверждается новая терминология: отныне чепрак – это попона под седло немецкого типа; покрывало на венгерское седло получило название вальтрапа [13, с. 188 – 189, 294]. Стилистическое исполнение декора покровов выдерживается в духе времени
    Exact
    [13, с. 189]
    Suffix
    . Так, полностью соответствует консерватизму Павла I художественное решение чепрака его лошади – стилизованные рокайльные растительные узоры, выполненные по строгому синему фону [13, с. 194]. Получает дальнейшее развитие гербовое убранство.

  5. In-text reference with the coordinate start=13752
    Prefix
    Стилистическое исполнение декора покровов выдерживается в духе времени [13, с. 189]. Так, полностью соответствует консерватизму Павла I художественное решение чепрака его лошади – стилизованные рокайльные растительные узоры, выполненные по строгому синему фону
    Exact
    [13, с. 194]
    Suffix
    . Получает дальнейшее развитие гербовое убранство. Теперь оно находится среди особого комплекса для обслуживания придворных «торжеств», к которым, согласно церемониалу, причислялись не только коронации и венчания, но и погребения [20, с. 250].

  6. In-text reference with the coordinate start=14401
    Prefix
    Лефорта, где впервые участвовали «радостные» и «печальные» рыцари [21, с. 136 – 137]. В конце этого года прошли похороны П. Гордона по ритуалу, близкому к погребению Лефорта [3, с. 137]. Оформляются новые убранства – «радостная» красно-золотая попона
    Exact
    [13, с. 280 – 281; 19, с. 155]
    Suffix
    и черная «печальная». Из панихидных покровов исключаются вещи прежде традиционных «смирных» (траурных) цветов – вишневые и фиолетовые. Наиболее полным выражением нового ритуала стали похороны самого Петра Великого в 1725 г.

14
Клейн В. К. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология. М.: Оружейная палата, 1925. 67 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=8582
    Prefix
    Именно покровцы чаще прочих деталей парадного конского убранства изготавливались из дорогих привозных тканей, например, из изорбафа – золотного персидского шелка, схожего с объярью. Самые ранние вещи из изорбафа относятся к XVII в.
    Exact
    [14, с. 44]
    Suffix
    , как «покровец изорбатной золотной, по нем травы разных шелков. В средине четыре грифа, кругом бахрома золотная» [8, с. 499]. Как покровец был декоративным дополнением седла, так и расшитый узорами конский плат был частью убранства русского арчака [12, с. 266].

  2. In-text reference with the coordinate start=11898
    Prefix
    В начале XVIII в. драгоценные ткани с высоким содержанием золота и серебра, прежде всего алтабас и аксамит, выходят из обихода. Дольше прочих бытовала объярь, которая в допетровское время была одной из самых популярных тканей
    Exact
    [14, с. 38]
    Suffix
    . Так, объяринным был чалдар лошади царевича Алексея Петровича «с золотыми и серебряными травами по малиновой земле, обшит кружевом и бахромой из золота и серебра, бахрома подпушена малиновым атласом» [9, с. 166].

15
Висковатов А. В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению: в 34-х т. Ч. 1: Народная гражданская одежда с 862 по 1700 год. СПб.: Тип. В. С. Балашев, 1899. 118 с.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=9242
    Prefix
    Платы расшивались по бархату, по сукну, атласу [15, с. 23; 9, с. 144] и по алтабасу: «плат алтабас серебрян; по нем травы шиты золотом волоченым, в травках вшит бархат червчат, да зелен; круживо плетеное с городы, золото с серебром» [8, с. 499]. Фиксировался плат пристругами, пропущенными в прорези [13, с. 314] или тесьмяным троком
    Exact
    [15, с. 23]
    Suffix
    . Эти покровы иногда заменялись тигровыми и леопардовыми кожами на красном бархате – наметными барсами [4, с. 9]. В описях царской казны от 1640 г. они упоминаются как «барсы, бабры и ирбасы» [16, с. 102].

  2. In-text reference with the coordinate start=9903
    Prefix
    Деталями парадного убранства царской лошади допетровского времени, которые, как «барсы и бабры», не относят к текстильному, но которые имеют к нему отношение, были лысина, начелки, грива и тесьмяная сбруя. Лысиной, лыской [13, с. 309] называлось украшение налобника оголовья
    Exact
    [15, с. 23]
    Suffix
    , аналогичное более распространенной (и изученной) решме переносного ремня. Чаще всего оно выполнялось в виде металлической бляхи, но встречались и текстильные лыски: «лысина шита по бархату золотом и серебром и низано жемчугом» из описи Бутурлина [8, с. 500]; «лысины 4 парчовые, обшитые шелковой малиновой бахромой, подложены красным сафьяном» из описи 1884 г. [9, с. 138].

  3. In-text reference with the coordinate start=10504
    Prefix
    шита по бархату золотом и серебром и низано жемчугом» из описи Бутурлина [8, с. 500]; «лысины 4 парчовые, обшитые шелковой малиновой бахромой, подложены красным сафьяном» из описи 1884 г. [9, с. 138]. Украшениями оголовья были начелки (очелки) «бархатные червчатые, травы золоченые, обложены кружевом золото с серебром» [8, с. 502] и морхи в виде шелковой или золото-серебряной бахромы
    Exact
    [15, с. 23]
    Suffix
    . Гривой, или огривком, назывались сетки из золотных нитей, часто с включением жемчуга; они предназначались для украшения головы и гривы лошади [4, с. 88]. Так же выполнялись и оплеты декоративных подшейных кистей – наузов из конского волоса и кутасов из разноцветного «шелка шамаханского» [8, с. 503].

16
Опись царской казны на Казенном дворе 1640 года. М.: Московский Кремль, 2014. 192 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9432
    Prefix
    Фиксировался плат пристругами, пропущенными в прорези [13, с. 314] или тесьмяным троком [15, с. 23]. Эти покровы иногда заменялись тигровыми и леопардовыми кожами на красном бархате – наметными барсами [4, с. 9]. В описях царской казны от 1640 г. они упоминаются как «барсы, бабры и ирбасы»
    Exact
    [16, с. 102]
    Suffix
    . В «Расходных книгах товарам и вещам для царского обихода» также фигурирует «покровец попугайной желт» [17, с. 106], небольшой коврик, сшитый из шкурок полутысячи попугаев [18, с. 212], переданный в Конюшенный приказ.

17
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584 – 1725 г. Вып. 1. М.: Типо-Литография С. П. Архипова, 1877. 376 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=9542
    Prefix
    В описях царской казны от 1640 г. они упоминаются как «барсы, бабры и ирбасы» [16, с. 102]. В «Расходных книгах товарам и вещам для царского обихода» также фигурирует «покровец попугайной желт»
    Exact
    [17, с. 106]
    Suffix
    , небольшой коврик, сшитый из шкурок полутысячи попугаев [18, с. 212], переданный в Конюшенный приказ. Деталями парадного убранства царской лошади допетровского времени, которые, как «барсы и бабры», не относят к текстильному, но которые имеют к нему отношение, были лысина, начелки, грива и тесьмяная сбруя.

  2. In-text reference with the coordinate start=11202
    Prefix
    Встречались в парадном убранстве и тканые тесьмы: широкие троки для закрепления покровов и седла, декоративные ухваты (охваты), покрывавшие простую узду [4, с. 150, 153, 156], «снасти» – узды, поводы, паперсти и пахви «тканые с шелки розными... червчат, лазорев, зелен, бел; а другая тесьма шелки: червчат, рудожелт, лазорев, бел, зелен»
    Exact
    [17, с. 268]
    Suffix
    , где текстиль украшался оковами из драгоценного металла и самоцветами. Все части седельно-сбруйного комплекта выполнялись в едином стиле, а отделка текстильной сбруи соответствовала отделке металлической оправы седельной луки [12, с. 267].

18
Писарская Л. В. Оружейная палата Кремля. М.: Московский рабочий, 1975. 240 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9606
    Prefix
    В описях царской казны от 1640 г. они упоминаются как «барсы, бабры и ирбасы» [16, с. 102]. В «Расходных книгах товарам и вещам для царского обихода» также фигурирует «покровец попугайной желт» [17, с. 106], небольшой коврик, сшитый из шкурок полутысячи попугаев
    Exact
    [18, с. 212]
    Suffix
    , переданный в Конюшенный приказ. Деталями парадного убранства царской лошади допетровского времени, которые, как «барсы и бабры», не относят к текстильному, но которые имеют к нему отношение, были лысина, начелки, грива и тесьмяная сбруя.

19
Чернышев В. А. Седельная сбруя XVIII – XIX веков // «Полцарства за коня...» Лошадь в мировой культуре. Произведения из собрания Государственного Эрмитажа. Казань: Славия, 2007. С. 150 – 157.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=13326
    Prefix
    На нем 169 блях или репьев, в каждом репье по 4 алмаза и по 3 яхонта» [9, с. 23 – 25]. В XVIII столетии парадные покровы уменьшаются в размерах и в объемах; в обиход входит получепрак, закрывающий только круп лошади. Такую форму, например, имеет бархатный покров лошади Петра I
    Exact
    [19, с. 151]
    Suffix
    . К концу века утверждается новая терминология: отныне чепрак – это попона под седло немецкого типа; покрывало на венгерское седло получило название вальтрапа [13, с. 188 – 189, 294]. Стилистическое исполнение декора покровов выдерживается в духе времени [13, с. 189].

  2. In-text reference with the coordinate start=14401
    Prefix
    Лефорта, где впервые участвовали «радостные» и «печальные» рыцари [21, с. 136 – 137]. В конце этого года прошли похороны П. Гордона по ритуалу, близкому к погребению Лефорта [3, с. 137]. Оформляются новые убранства – «радостная» красно-золотая попона
    Exact
    [13, с. 280 – 281; 19, с. 155]
    Suffix
    и черная «печальная». Из панихидных покровов исключаются вещи прежде традиционных «смирных» (траурных) цветов – вишневые и фиолетовые. Наиболее полным выражением нового ритуала стали похороны самого Петра Великого в 1725 г.

20
Агеева О. Г. Европейские образцы и церемониалы русского императорского двора XVIII в. // Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. Вып. 3. М.: ИРИ РАН, 2006. С. 249 – 269.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13975
    Prefix
    Получает дальнейшее развитие гербовое убранство. Теперь оно находится среди особого комплекса для обслуживания придворных «торжеств», к которым, согласно церемониалу, причислялись не только коронации и венчания, но и погребения
    Exact
    [20, с. 250]
    Suffix
    . Основы печального церемониала разрабатывались еще Петром I по западноевропейскому образцу. Череда похорон по новому типу началась в 1699 г. погребением сподвижника Петра Великого Ф. Лефорта, где впервые участвовали «радостные» и «печальные» рыцари [21, с. 136 – 137].

21
Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.). СПб.: Изд. А. С. Суворина, 1906. 322 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14224
    Prefix
    Основы печального церемониала разрабатывались еще Петром I по западноевропейскому образцу. Череда похорон по новому типу началась в 1699 г. погребением сподвижника Петра Великого Ф. Лефорта, где впервые участвовали «радостные» и «печальные» рыцари
    Exact
    [21, с. 136 – 137]
    Suffix
    . В конце этого года прошли похороны П. Гордона по ритуалу, близкому к погребению Лефорта [3, с. 137]. Оформляются новые убранства – «радостная» красно-золотая попона [13, с. 280 – 281; 19, с. 155] и черная «печальная».

22
Гендриков В. Б. Западноевропейские влияния в императорском погребальном ритуале // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XXXVI: Российский императорский двор и Европа. Диалоги культур. СПб.: Изд-во ГЭ, 2007. С. 170 – 176.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14938
    Prefix
    В церемонии участвовали личная лошадь Петра, которая чаще прочих сопровождала его в походах – лейб-ферд – в богатом убранстве, с вышитым седлом и красно-белым плюмажем на голове и на крестце. Здесь же выступали лошади в попонах с гербами российских провинций. Лошади были без седоков, что символизировало отсутствие владетеля
    Exact
    [22, с. 173]
    Suffix
    . Затем выступала вторая личная лошадь, фрейденферд. Убранство ее было столь же богатым, как и у первой: попона из зеленого бархата, обложенного золотным галуном; по сторонам в картушах девизы и личная эмблема Петра в виде аллегорического сюжета [23, с. 217 – 218].

23
Матвеев В. Ю. Процессионная попона с личной эмблемой Петра I в собрании Оружейной палаты // Произведения русского и зарубежного искусства XVI – начала XVIII вв.: материалы и исследования. М.: Гос. музеи Моск. Кремля, 1984. С. 217 – 220.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15171
    Prefix
    Затем выступала вторая личная лошадь, фрейденферд. Убранство ее было столь же богатым, как и у первой: попона из зеленого бархата, обложенного золотным галуном; по сторонам в картушах девизы и личная эмблема Петра в виде аллегорического сюжета
    Exact
    [23, с. 217 – 218]
    Suffix
    . За ней следовали два латника: верховой в позолоченных латах и пеший в черных, лошадь которого, также в черном уборе, вели позади. Затем следовал гроб государя на «выносных» санях, которые везла восьмерка лошадей в черных гербовых попонах [3, с. 138].

24
Врангель К. Г. Книга о лошади: в 2 т. Т. 1. СПб.: Издание Ф. В. Щепанского, 1886. 597 c.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16096
    Prefix
    Врангель указывает минимально допустимый рост в 4 вершка, что равно 160 см) тяжелые лошади с ровным и высоким «каретным» ходом, благородными формами, красиво поставленными густыми неподрезанными хвостами
    Exact
    [24, с. 495 – 496]
    Suffix
    . К тому же каретная лошадь должна была уметь «красиво нести голову» [25, с. 266] – иметь правильный постав головы и шеи. Кроме того, она «должна быть хорошо сложена и высока в переду, имея при этом чуть провислую спину (что было бы недостатком для верховой лошади), создающую в экипаже впечатление большей приподнятости переда.

25
Гериньер Ф. Р. Конная библия. Школа верховой езды. М.: Аквариум-Принт, 2007. 320 с.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=16180
    Prefix
    Врангель указывает минимально допустимый рост в 4 вершка, что равно 160 см) тяжелые лошади с ровным и высоким «каретным» ходом, благородными формами, красиво поставленными густыми неподрезанными хвостами [24, с. 495 – 496]. К тому же каретная лошадь должна была уметь «красиво нести голову»
    Exact
    [25, с. 266]
    Suffix
    – иметь правильный постав головы и шеи. Кроме того, она «должна быть хорошо сложена и высока в переду, имея при этом чуть провислую спину (что было бы недостатком для верховой лошади), создающую в экипаже впечатление большей приподнятости переда.

  2. In-text reference with the coordinate start=16535
    Prefix
    Кроме того, она «должна быть хорошо сложена и высока в переду, имея при этом чуть провислую спину (что было бы недостатком для верховой лошади), создающую в экипаже впечатление большей приподнятости переда... Каретная лошадь не должна быть ни слишком длинна ни слишком коротка»
    Exact
    [25, с. 266 – 267]
    Suffix
    . Для торжественных процессий с царским участием требовалось более чем значительное количество лошадей. Так, перед коронацией Александра II для запряжки в коронационные кареты было закуплено 160 лошадей [26, с. 198]; на 1901 г. в конюшнях Его Императорского Величества стояло 2000 лошадей [27, с. 134].

  3. In-text reference with the coordinate start=17389
    Prefix
    Она была универсальным средством, позволяющим нивелировать возможные, пусть незначительные, но нежелательные с точки зрения придворного церемониала различия во внешнем виде лошадей, «если удастся достать лошадь, которая обладала бы всеми названными качествами <...> так как совершенства на земле не бывает»
    Exact
    [25, с. 497]
    Suffix
    . Завершая анализ, можно заключить, что в результате работы: уточнен предметный ряд, составляющий текстильное убранство царской лошади и терминология, характеризующая этот ряд; выявлены и идентифицированы подлинные предметы текстильного убранства, находящиеся в отечественных музейных собраниях; определена роль текстильного убранства в формировании образа властителя в России позднего Средневеков

26
Бредихина И. И. Придворные экипажи. Царскосельское собрание. СПб.: Аврора, 2008. 208 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16739
    Prefix
    Для торжественных процессий с царским участием требовалось более чем значительное количество лошадей. Так, перед коронацией Александра II для запряжки в коронационные кареты было закуплено 160 лошадей
    Exact
    [26, с. 198]
    Suffix
    ; на 1901 г. в конюшнях Его Императорского Величества стояло 2000 лошадей [27, с. 134]. Из всей этой массы для участия в придворных процессиях отбирались лошади тех мастей без отметин, что ценились выше прочих – вороные или светло-серые (почти белые), затем серые в яблоках, и, наконец, темно-гнедые [28, с. 196].

27
Плотников С. Л. «Государь на коне»: Российская империя под знаком всадника // «Полцарства за коня...» Лошадь в мировой культуре. Произведения из собрания Государственного Эрмитажа. Казань: Славия, 2007. С. 131 – 141.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16825
    Prefix
    Для торжественных процессий с царским участием требовалось более чем значительное количество лошадей. Так, перед коронацией Александра II для запряжки в коронационные кареты было закуплено 160 лошадей [26, с. 198]; на 1901 г. в конюшнях Его Императорского Величества стояло 2000 лошадей
    Exact
    [27, с. 134]
    Suffix
    . Из всей этой массы для участия в придворных процессиях отбирались лошади тех мастей без отметин, что ценились выше прочих – вороные или светло-серые (почти белые), затем серые в яблоках, и, наконец, темно-гнедые [28, с. 196].

28
Шапиро Б. Л. Женщина в седле: история костюма для верховой езды. М.: Ленанд, 2016. 208 с. TEXTILE HORSECLOTH AS AN ATTRIBUTES OF ROYAL POWER
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17032
    Prefix
    Из всей этой массы для участия в придворных процессиях отбирались лошади тех мастей без отметин, что ценились выше прочих – вороные или светло-серые (почти белые), затем серые в яблоках, и, наконец, темно-гнедые
    Exact
    [28, с. 196]
    Suffix
    . В этих условиях церемониальная попона не только скрывала элементы сбруи. Она была универсальным средством, позволяющим нивелировать возможные, пусть незначительные, но нежелательные с точки зрения придворного церемониала различия во внешнем виде лошадей, «если удастся достать лошадь, которая обладала бы всеми названными качествами <...> так как совершенства на земле не бывает» [25, с. 497