The 25 references with contexts in paper A. Kryukova P., А. Крюкова П. (2016) “ЗНАНИЕ БЕЗ ОСОЗНАНИЯ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЙ ИМПЛИЦИТНОГО НАУЧЕНИЯ // KNOWLEDGE WITHOUT CONSCIOUSNESS: RESEARCHES OF IMPLICIT LEARNING” / spz:neicon:vestnik-k:y:2016:i:4:p:166-170

1
Агафонов А. Ю. Бессознательные обертоны осознания // По обе стороны сознания. Экспериментальные иссл едования по когнитивной психологии / под общ. ред. А. Ю. Агафонова. Самара: Бахрах-М, 2012. С. 6 – 53.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=2403
    Prefix
    В литературе указывают, что имплицитное научение проявляется, прежде всего, когда происходит оперирование довольно сложной организацией стимулов (например, усвоение правил родного языка, управление автомобилем, формирование экспертного знания) [6; 14; 15]. Следует отметить, что изучение данного когнитивного феномена – это только одна линия исследования бессознательной работы психики
    Exact
    [1; 10]
    Suffix
    . В этом проблемном поле можно назвать, например, изучение подпорогового восприятия, прайминг-эффектов, автоматизмов, установки [8]. Направление исследований получило развитие в 1967 г., когда А.

  2. In-text reference with the coordinate start=15986
    Prefix
    Хотя в современных теоретических подходах, так или иначе, прослеживается понимание, что имплицитное научение – это не полностью латентный процесс, в нем присутствуют и осознаваемые элементы [4; 14; 16]. Но преобладает представление, что эти типы знания являются отдельными и независящими друг от друга. Здесь же предлагается, на основании теории А. Ю. Агафонова
    Exact
    [1]
    Suffix
    , понимать имплицитное научение как единый процесс взаимодействия и взаимовлияния осознаваемой и неосознаваемой информации.

2
Агафонов А. Ю., Бурмистров С. Н., Козлов Д. Д., Шилов Ю. Е. Исследования влияния обратной связи на эффективность научения и когнитивной деятельности (обзор экспериментальных результатов) // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. Т. 17. No 1(2). С. 293 – 296.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15083
    Prefix
    Исследовательский коллектив под руководством А. Ю. Агафонова обнаружил различные эффекты в условиях действия эксплицитной переменной (обратная связь) на имплицитную когнитивную активность (см. обзор исследований
    Exact
    [2]
    Suffix
    ). Зафиксированы некоторые положительные результаты социального влияния (работа в парах) на имплицитное научение [9]. Таким образом, проведенный обзор по проблеме имплицитного научения показывает, что, несмотря на огромный экспериментальный материал, собранный за полстолетия, по сей день не существует общепризнанного в психологической научной среде объяснения этого феномена.

3
Агафонов А. Ю., Крюкова А. П., Бурмистров С. Н. Имплицитное научение искусственным грамматикам: установка vs обратная связь // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. Т. 17. No 1(3). С. 620 – 625.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13997
    Prefix
    Например, провели исследование, где по количеству верных ответов научения не наблюдалось. Однако время неправильных решений значимо превышало время правильных, что обнаружило скрытый феномен
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Экспериментальные данные говорят, что осознаваемые и неосознаваемые процессы не изолированы друг от друга. Установлено влияние эксплицитных процессов на имплицитное научение, хотя, в частности, не ясна роль осознанного контроля.

4
Иванчей И. И. Теории имплицитного научения: противоречивые подходы к одному феномену или непротиворечивые описания разных? // Российский журнал когнитивной науки. 2014. Т. 1(4). С. 4 – 30.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=1999
    Prefix
    Под имплицитным научением традиционно понимают неосознаваемый процесс познания, то есть способность использовать информацию в когнитивной деятельности без осознанного знания о наличии этой информации или в чем она состоит. Проблематика имплицитного научения предполагает выделение некоторых аспектов этой способности: знание «как», знание «почему»
    Exact
    [4; 5; 22]
    Suffix
    . В литературе указывают, что имплицитное научение проявляется, прежде всего, когда происходит оперирование довольно сложной организацией стимулов (например, усвоение правил родного языка, управление автомобилем, формирование экспертного знания) [6; 14; 15].

  2. In-text reference with the coordinate start=15802
    Prefix
    Хотя в современных теоретических подходах, так или иначе, прослеживается понимание, что имплицитное научение – это не полностью латентный процесс, в нем присутствуют и осознаваемые элементы
    Exact
    [4; 14; 16]
    Suffix
    . Но преобладает представление, что эти типы знания являются отдельными и независящими друг от друга. Здесь же предлагается, на основании теории А. Ю. Агафонова [1], понимать имплицитное научение как единый процесс взаимодействия и взаимовлияния осознаваемой и неосознаваемой информации.

5
Иванчей И. И., Морошкина Н. В. Взаимодействие имплицитных и эксплицитных знаний при научении искусственным грамматикам // Психологические исследования. 2013. Т. 6. No 32. С. 2 – 17.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=1999
    Prefix
    Под имплицитным научением традиционно понимают неосознаваемый процесс познания, то есть способность использовать информацию в когнитивной деятельности без осознанного знания о наличии этой информации или в чем она состоит. Проблематика имплицитного научения предполагает выделение некоторых аспектов этой способности: знание «как», знание «почему»
    Exact
    [4; 5; 22]
    Suffix
    . В литературе указывают, что имплицитное научение проявляется, прежде всего, когда происходит оперирование довольно сложной организацией стимулов (например, усвоение правил родного языка, управление автомобилем, формирование экспертного знания) [6; 14; 15].

  2. In-text reference with the coordinate start=14490
    Prefix
    Так, эксперименты с искусственными грамматиками привели к противоположным результатам, когда испытуемых информировали перед обучающим этапом о наличии правил: в одном случае целенаправленный поиск правил уменьшил число верных решений
    Exact
    [5]
    Suffix
    ; в другом – увеличилось количество правильных ответов и возросла уверенность в них [13]. Существуют феномены, которые ярко свидетельствуют о взаимодействии осознаваемого и неосознаваемого.

  3. In-text reference with the coordinate start=14852
    Prefix
    Существуют феномены, которые ярко свидетельствуют о взаимодействии осознаваемого и неосознаваемого. Н. В. Морошкина и И. И. Иванчей сообщают, что противоречие в имплицитных знаниях влечет за собой избрание эксплицитной информации при принятии решения
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Исследовательский коллектив под руководством А. Ю. Агафонова обнаружил различные эффекты в условиях действия эксплицитной переменной (обратная связь) на имплицитную когнитивную активность (см. обзор исследований [2]).

6
Иванчей И. И., Морошкина Н. В. Измерение осознанности. Старая проблема на новый лад // Когнитивная психология сознания / под ред. В. М. Аллахвердова и О. В. Защиринской. СПб.: ЛЕМА, 2011. С. 39 – 53.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=2261
    Prefix
    В литературе указывают, что имплицитное научение проявляется, прежде всего, когда происходит оперирование довольно сложной организацией стимулов (например, усвоение правил родного языка, управление автомобилем, формирование экспертного знания)
    Exact
    [6; 14; 15]
    Suffix
    . Следует отметить, что изучение данного когнитивного феномена – это только одна линия исследования бессознательной работы психики [1; 10]. В этом проблемном поле можно назвать, например, изучение подпорогового восприятия, прайминг-эффектов, автоматизмов, установки [8].

  2. In-text reference with the coordinate start=12939
    Prefix
    В научной литературе описан и такой субъективный метод, как «ставки на собственный ответ». В этом случае испытуемым нужно после каждого ответа делать ставку на его правильность. Чем больше будет в результате «выигрыш», тем более выражено у испытуемого эксплицитное знание
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Проведенное сравнение субъективных методов выявило, что лучше измеряется осознанность, если испытуемые указывают вместе с обнаруженными правилами также и уровень уверенности в ответе. При этом одним из худших методов являются «ставки на собственный ответ», так как испытуемые обучаются меньше рисковать, больше выигрывать, а не указывают истинное состояние [25].

7
Пономарёв Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10372
    Prefix
    Важной теоретической проблемой является соотношение эксплицитное-имплицитное в познавательной деятельности. Многие ученые, кому принадлежат ранние исследования имплицитных феноменов, считали независимыми осознаваемые и неосознаваемые процессы
    Exact
    [7; 18; 23; 24]
    Suffix
    . Понимая отдельным имплицитное научение, противопоставляя его эксплицитному, признавалось их совместное присутствие. Л. Джакоби ввел процедуру диссоциации процессов для того, чтобы отдельно оценить степень влияния каждого из них на ход решения когнитивных задач.

8
По обе стороны сознания. Экспериментальные исследования по когнитивной психологии / под общ. ред. А. Ю. Агафонова. Самара: Бахрах-М, 2012. 192 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2539
    Prefix
    Следует отметить, что изучение данного когнитивного феномена – это только одна линия исследования бессознательной работы психики [1; 10]. В этом проблемном поле можно назвать, например, изучение подпорогового восприятия, прайминг-эффектов, автоматизмов, установки
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Направление исследований получило развитие в 1967 г., когда А. Ребер предложил сам термин «имплицитное научение» и экспериментальный прием – «научение искусственным грамматикам». Согласно теории А.

9
Тихонов Р. В., Морошкина Н. В. Влияние диадного взаимодействия на применение имплицитных знаний // Когнитивная наука в Москве: новые исследования: материалы конференции 16 июня 2015 г. / под ред. Е. В. Печенковой, М. В. Фаликман. М.: Буки Веди, ИППиП. 2015. С. 428 – 433.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15203
    Prefix
    Агафонова обнаружил различные эффекты в условиях действия эксплицитной переменной (обратная связь) на имплицитную когнитивную активность (см. обзор исследований [2]). Зафиксированы некоторые положительные результаты социального влияния (работа в парах) на имплицитное научение
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Таким образом, проведенный обзор по проблеме имплицитного научения показывает, что, несмотря на огромный экспериментальный материал, собранный за полстолетия, по сей день не существует общепризнанного в психологической научной среде объяснения этого феномена.

10
Шилов Ю. Е. Когнитивные аспекты изучения бессознательного в современной психологии // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. Т. 17. No 1(4). С. 907 – 912.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2403
    Prefix
    В литературе указывают, что имплицитное научение проявляется, прежде всего, когда происходит оперирование довольно сложной организацией стимулов (например, усвоение правил родного языка, управление автомобилем, формирование экспертного знания) [6; 14; 15]. Следует отметить, что изучение данного когнитивного феномена – это только одна линия исследования бессознательной работы психики
    Exact
    [1; 10]
    Suffix
    . В этом проблемном поле можно назвать, например, изучение подпорогового восприятия, прайминг-эффектов, автоматизмов, установки [8]. Направление исследований получило развитие в 1967 г., когда А.

11
Berry D. C., Broadbent D. E. Implicit learning in the control of complex systems // Complex problem solving: The European perspective. Edi. P. A. Frensch, J. Funke. 1995.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=8046
    Prefix
    Испытуемых попросили рассказать другим участникам, как эффективно выполнить задание. Применяя составленные правила, вторая группа смогла сразу управлять системой немногим хуже, чем первые испытуемые
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Порой считавшиеся не вполне соответствующими методики не только вызывали нарекания по отношению к себе, но и ставили под сомнение само существование имплицитного познания. Поэтому поиск более подходящих процедур продолжался.

12
Bierman D., Destrebecqz A., Cleeremans A. Intuitive decision making in complex situations: somatic markers in an artificial grammar learning task // Cognitive, affective and behavioral neuroscience. 2005. 5(3). P. 297 – 305.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13748
    Prefix
    Также зафиксировали «косвенные» эмпирические индикаторы имплицитного научения, такие как эмоциональные и соматические изменения: чувство умения, знакомости, приятность, ощущение теплоты, беглого просмотра
    Exact
    [12; 21]
    Suffix
    . Очень информативно время реакции. Например, провели исследование, где по количеству верных ответов научения не наблюдалось. Однако время неправильных решений значимо превышало время правильных, что обнаружило скрытый феномен [3].

13
Chan C. Implicit cognitive processes: theoretical issues and applications in computer design systems // Unpublished doctoral dissertation. Oxford: University of Oxford, 1992.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14580
    Prefix
    Так, эксперименты с искусственными грамматиками привели к противоположным результатам, когда испытуемых информировали перед обучающим этапом о наличии правил: в одном случае целенаправленный поиск правил уменьшил число верных решений [5]; в другом – увеличилось количество правильных ответов и возросла уверенность в них
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Существуют феномены, которые ярко свидетельствуют о взаимодействии осознаваемого и неосознаваемого. Н. В. Морошкина и И. И. Иванчей сообщают, что противоречие в имплицитных знаниях влечет за собой избрание эксплицитной информации при принятии решения [5].

14
Cleeremans A. Conscious and unconscious processes in cognition // In International encyclopedia of the social and behavioral sciences. 2001. Vol. 4. P. 2584 – 2589.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=2261
    Prefix
    В литературе указывают, что имплицитное научение проявляется, прежде всего, когда происходит оперирование довольно сложной организацией стимулов (например, усвоение правил родного языка, управление автомобилем, формирование экспертного знания)
    Exact
    [6; 14; 15]
    Suffix
    . Следует отметить, что изучение данного когнитивного феномена – это только одна линия исследования бессознательной работы психики [1; 10]. В этом проблемном поле можно назвать, например, изучение подпорогового восприятия, прайминг-эффектов, автоматизмов, установки [8].

  2. In-text reference with the coordinate start=12132
    Prefix
    Здесь критерием того, что научение является имплицитным, выступает отсутствие верно составленных последовательностей. Также результаты генерации дают материал для анализа того, на что обращают внимание испытуемые при классификации, что принимают за правила
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Предлагаются методы, замысел авторов которых состоит в том, что уровень уверенности говорит о степени осознанности. Испытуемых просят после каждого ответа указывать, насколько они уверены в своем решении.

  3. In-text reference with the coordinate start=15802
    Prefix
    Хотя в современных теоретических подходах, так или иначе, прослеживается понимание, что имплицитное научение – это не полностью латентный процесс, в нем присутствуют и осознаваемые элементы
    Exact
    [4; 14; 16]
    Suffix
    . Но преобладает представление, что эти типы знания являются отдельными и независящими друг от друга. Здесь же предлагается, на основании теории А. Ю. Агафонова [1], понимать имплицитное научение как единый процесс взаимодействия и взаимовлияния осознаваемой и неосознаваемой информации.

15
Dienes Z., Berry D. Implicit learning: below the subjective threshold // Psychonomic bulletin & review. 1997. 4(1). P. 3 – 23.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=2261
    Prefix
    В литературе указывают, что имплицитное научение проявляется, прежде всего, когда происходит оперирование довольно сложной организацией стимулов (например, усвоение правил родного языка, управление автомобилем, формирование экспертного знания)
    Exact
    [6; 14; 15]
    Suffix
    . Следует отметить, что изучение данного когнитивного феномена – это только одна линия исследования бессознательной работы психики [1; 10]. В этом проблемном поле можно назвать, например, изучение подпорогового восприятия, прайминг-эффектов, автоматизмов, установки [8].

  2. In-text reference with the coordinate start=9195
    Prefix
    Изменение в течение эксперимента закономерности приводит к замедлению реакции и уменьшению количества верных ответов. Близок к данному метод П. Левицки по перцептивному научению. Эти техники получили, пожалуй, меньше всего критики
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Один из новых методов предложили Г. Нейл и Ф. Хигхем в 2012 г. – «наборы соединенных правил». Способ создания стимульного материала представляет собой соединение в слове двух категорий (например, категориям «распространенное слово» и «глагол» соответствуют слова «идти», «смотреть», «говорить»).

  3. In-text reference with the coordinate start=12658
    Prefix
    Если наблюдается положительная корреляция между точностью ответов и уверенностью в них, то человек осознает правила. Когда правильные ответы оцениваются как угадывание, то человек действует под влиянием знания, находящегося ниже субъективного порога понимания, то есть научение является имплицитным
    Exact
    [15]
    Suffix
    . В научной литературе описан и такой субъективный метод, как «ставки на собственный ответ». В этом случае испытуемым нужно после каждого ответа делать ставку на его правильность. Чем больше будет в результате «выигрыш», тем более выражено у испытуемого эксплицитное знание [6].

16
Dienes Z., Scott R. Measuring unconscious knowledge: Distinguishing structural knowledge and judgment knowledge // Psychological Research. 2005. Vol. 69. No 5 – 6. P. 338 – 351.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15802
    Prefix
    Хотя в современных теоретических подходах, так или иначе, прослеживается понимание, что имплицитное научение – это не полностью латентный процесс, в нем присутствуют и осознаваемые элементы
    Exact
    [4; 14; 16]
    Suffix
    . Но преобладает представление, что эти типы знания являются отдельными и независящими друг от друга. Здесь же предлагается, на основании теории А. Ю. Агафонова [1], понимать имплицитное научение как единый процесс взаимодействия и взаимовлияния осознаваемой и неосознаваемой информации.

17
Jacoby L. L., Lindsay D. S., Toth J. P. Unconscious influences revealed. Attention, awareness and control // American Psychologist. 1992. No 47(6). P. 802 – 809.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10857
    Prefix
    Джакоби ввел процедуру диссоциации процессов для того, чтобы отдельно оценить степень влияния каждого из них на ход решения когнитивных задач. То есть экспериментальные процедуры должны включать как «прямые» методы для изучения осознанной переработки информации, так и «косвенные» задания, изучающие неосознаваемую работу с ней
    Exact
    [17]
    Suffix
    . В случае исследований имплицитного научения для измерения осознанности, применяют так называемые субъективные методы. Прежде всего, меру осознанности определяют в постэкспериментальных отчетах испытуемых.

18
Lewicki P., Hill T., Sasaki I. Self-perpetuating development of encoding biases // Journal of Experimental Psychology: General. 1989. P. 323 – 337.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10372
    Prefix
    Важной теоретической проблемой является соотношение эксплицитное-имплицитное в познавательной деятельности. Многие ученые, кому принадлежат ранние исследования имплицитных феноменов, считали независимыми осознаваемые и неосознаваемые процессы
    Exact
    [7; 18; 23; 24]
    Suffix
    . Понимая отдельным имплицитное научение, противопоставляя его эксплицитному, признавалось их совместное присутствие. Л. Джакоби ввел процедуру диссоциации процессов для того, чтобы отдельно оценить степень влияния каждого из них на ход решения когнитивных задач.

19
Neil G. J., Higham P. A. Implicit learning of conjunctive rule sets: an alternative to artificial grammars // Consciousness and Cognition. 2012. 21. P. 1393 – 1400.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10112
    Prefix
    В тестовом списке были слова как отвечающие правилу, так и составленные по несоответствующим категориям («редкие конкретные»). Испытуемые классифицировали слова по соответствию правилу. Оказалось, что участники успешно справляются с заданием, не обнаруживая правило, что, однако, пока не имеет проверки
    Exact
    [19]
    Suffix
    . Важной теоретической проблемой является соотношение эксплицитное-имплицитное в познавательной деятельности. Многие ученые, кому принадлежат ранние исследования имплицитных феноменов, считали независимыми осознаваемые и неосознаваемые процессы [7; 18; 23; 24].

20
Perruchet P., Vinter A. The Self-Organizing consciousness // Behavioral and Brain Sciences. 2002. Vol. 25. No 3. P. 297 – 388.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5670
    Prefix
    В другом случае во время тестового этапа часть аграмматических последовательностей была составлена путем расположения грамматических биграмм на неправильных местах. По сообщению исследователей, участники выбирали в качестве соответствующих правилу и эти аграмматические строчки
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Схожим образом трактуется эффект переноса. Он был зафиксирован, когда А. Ребер проверял предположение, что синтетическая грамматика имеет абстрактное свойство, то есть не зависит от определенных стимулов.

21
Pothos E. M. Theories of artificial grammar learning // Psychological Bulletin. 2007. No 133. P. 227 – 244.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=4877
    Prefix
    Оказалось, что большинство испытуемых смогли правильно определить фрагменты. Однако А. Ребер с коллегами указали, что такая процедура отражает имплицитное научение, так как содержит свойственное ему узнавание, а не экспликацию
    Exact
    [21]
    Suffix
    . Вместе с тем результаты Д. Дюлейни сочетаются с данными, полученными П. Перруше и Ш. Пакто. В эксперименте испытуемые первой группы проходили стандартную процедуру с искусственными грамматиками.

  2. In-text reference with the coordinate start=6508
    Prefix
    В последующих экспериментах с различным стимульным материалом эффект неосознаваемого переноса структуры правила повторился. Противники же заявляют, что эти результаты говорят лишь о внимании испытуемых к внешнему виду последовательностей, количеству одинаковых знаков
    Exact
    [21; 22]
    Suffix
    . В 1984 г. Д. Берри и Д. Бродбент описали другой метод исследования имплицитного научения – «управление динамическими системами». Авторы разработали компьютерную модель, при помощи которой испытуемые должны были имплицитно научаться управлять интерактивной системой.

  3. In-text reference with the coordinate start=13748
    Prefix
    Также зафиксировали «косвенные» эмпирические индикаторы имплицитного научения, такие как эмоциональные и соматические изменения: чувство умения, знакомости, приятность, ощущение теплоты, беглого просмотра
    Exact
    [12; 21]
    Suffix
    . Очень информативно время реакции. Например, провели исследование, где по количеству верных ответов научения не наблюдалось. Однако время неправильных решений значимо превышало время правильных, что обнаружило скрытый феномен [3].

22
Reber A. S. Implicit learning and tacit knowledge: an essay on the cognitive unconscious. N. Y.: Oxford University Press, 1993.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=1999
    Prefix
    Под имплицитным научением традиционно понимают неосознаваемый процесс познания, то есть способность использовать информацию в когнитивной деятельности без осознанного знания о наличии этой информации или в чем она состоит. Проблематика имплицитного научения предполагает выделение некоторых аспектов этой способности: знание «как», знание «почему»
    Exact
    [4; 5; 22]
    Suffix
    . В литературе указывают, что имплицитное научение проявляется, прежде всего, когда происходит оперирование довольно сложной организацией стимулов (например, усвоение правил родного языка, управление автомобилем, формирование экспертного знания) [6; 14; 15].

  2. In-text reference with the coordinate start=4169
    Prefix
    Ребер объясняет полученные данные тем, что «филогенетически более ранние» бессознательные процессы перерабатывают информацию независимо от осознаваемых. Поэтому предполагается, что человек не может контролировать проявление имплицитных знаний и вербализовать их
    Exact
    [22; 23]
    Suffix
    . Дальнейшее применение экспериментальной техники «научения искусственным грамматикам» обнаружило факты, противоречащие гипотезам Ребера. Критики утверждали, что успешное выполнение тестового задания может быть связано с запоминанием буквенных биграмм и триграмм обучающих последовательностей.

  3. In-text reference with the coordinate start=6508
    Prefix
    В последующих экспериментах с различным стимульным материалом эффект неосознаваемого переноса структуры правила повторился. Противники же заявляют, что эти результаты говорят лишь о внимании испытуемых к внешнему виду последовательностей, количеству одинаковых знаков
    Exact
    [21; 22]
    Suffix
    . В 1984 г. Д. Берри и Д. Бродбент описали другой метод исследования имплицитного научения – «управление динамическими системами». Авторы разработали компьютерную модель, при помощи которой испытуемые должны были имплицитно научаться управлять интерактивной системой.

23
Reber A. S. Implicit learning of artificial grammars // Journal of verbal learning and verbal behavior. 1967. 6(6). P. 855 – 863.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=4169
    Prefix
    Ребер объясняет полученные данные тем, что «филогенетически более ранние» бессознательные процессы перерабатывают информацию независимо от осознаваемых. Поэтому предполагается, что человек не может контролировать проявление имплицитных знаний и вербализовать их
    Exact
    [22; 23]
    Suffix
    . Дальнейшее применение экспериментальной техники «научения искусственным грамматикам» обнаружило факты, противоречащие гипотезам Ребера. Критики утверждали, что успешное выполнение тестового задания может быть связано с запоминанием буквенных биграмм и триграмм обучающих последовательностей.

  2. In-text reference with the coordinate start=10372
    Prefix
    Важной теоретической проблемой является соотношение эксплицитное-имплицитное в познавательной деятельности. Многие ученые, кому принадлежат ранние исследования имплицитных феноменов, считали независимыми осознаваемые и неосознаваемые процессы
    Exact
    [7; 18; 23; 24]
    Suffix
    . Понимая отдельным имплицитное научение, противопоставляя его эксплицитному, признавалось их совместное присутствие. Л. Джакоби ввел процедуру диссоциации процессов для того, чтобы отдельно оценить степень влияния каждого из них на ход решения когнитивных задач.

24
Schacter D. Implicit memory: history and current status // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 1987. Vol. 13. No 3. P. 501 – 518.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10372
    Prefix
    Важной теоретической проблемой является соотношение эксплицитное-имплицитное в познавательной деятельности. Многие ученые, кому принадлежат ранние исследования имплицитных феноменов, считали независимыми осознаваемые и неосознаваемые процессы
    Exact
    [7; 18; 23; 24]
    Suffix
    . Понимая отдельным имплицитное научение, противопоставляя его эксплицитному, признавалось их совместное присутствие. Л. Джакоби ввел процедуру диссоциации процессов для того, чтобы отдельно оценить степень влияния каждого из них на ход решения когнитивных задач.

25
Wierzchon M., Asanowicz D., Cleeremans A. Subjective measures of consciousness in artificial grammar learning task // Consciousness and Cognition. 2012. 21. P. 1141 – 1153.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13313
    Prefix
    Проведенное сравнение субъективных методов выявило, что лучше измеряется осознанность, если испытуемые указывают вместе с обнаруженными правилами также и уровень уверенности в ответе. При этом одним из худших методов являются «ставки на собственный ответ», так как испытуемые обучаются меньше рисковать, больше выигрывать, а не указывают истинное состояние
    Exact
    [25]
    Suffix
    . Главным эмпирическим маркером собственно имплицитного научения называют сочетание двух эффектов: повышение эффективности решения при невозможности дать вербальный отчет о сформированном знании.