The 34 references with contexts in paper K. Nurkina K., К. Нуркина К. (2016) “ДОСУГ В НЕРЕГЛАМЕНТИРУЕМОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВЕТСКОГО РЕБЕНКА (на примере г. Омска 1960 – 1970-х гг.) // LEISURE THE UNREGULATED SPACE OF THE SOVIET CHILD (case study Omsk 1960 – 1970-ies.)” / spz:neicon:vestnik-k:y:2015:i:3:p:65-70

1
Балашов E. M. Школа в российском обществе 1917 – 1927 гг.: Становление «нового человека». СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 236 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3811
    Prefix
    В трансформации представлений о детстве как объекте исторического исследования значимую роль сыграли такие специалисты в области изучения детства, как Е. М. Балашов, В. Г. Безрогов, О. Е Кошелева, А. А. Сальникова, К. Келли
    Exact
    [1; 21; 23; 34]
    Suffix
    . Интересен опыт И. В. Нарского, который посредством истории одного ребенка освещает разные стороны повседневной жизни детей в рамках регламентируемого и нерегламентируемого пространств в 1960-е гг., уделяя при этом внимание влиянию макро- и микроистории, используя визуальные источники в качестве основного [27].

2
Беседа с Д. А. Асановой 1968 г. р. // Архив автора.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=6660
    Prefix
    Радио выполняло функции будильника: «Раньше просыпались под радио, сотовых телефоновто не было» [5], и «радио очень хорошо работало, постоянно, и на зарядку поднимало, но дома мы не делали зарядку, а в школе заставляли – перед уроками»
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Значимым элементом воспоминаний из детства выступают игрушки. Информанты, в зависимости от половой и возрастной принадлежности, называют разные любимые в их детстве игрушки: у девочек куклы, пластмассовые пупсы, плюшевые мишки.

  2. In-text reference with the coordinate start=21917
    Prefix
    Отдельная часть воспоминаний дворовой жизни связана с первыми совместными доходами: “Мы всей толпой разгружали КАМазы, на которых узбеки торговать приезжали, привозили овощи, фрукты на рынок <...> Еще бутылки сдавали, макулатуру, утиль”
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Порой заработки имели не совсем разрешенный характер: «Мы даже в азартные игры играли – в чику, деньги переворачивали [12]. Дворовое детство по временной протяженности было довольно длительным: “В казаки-разбойники играли, до 10 класса, аж до 17 лет!” [6].

3
Беседа с С. А. Вениковым 1962 г. р. // Архив автора.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=8719
    Prefix
    Коньки «снегурочки» у нас были – мы их привязывали на валенки и ходили на озеро – играли в хоккей, а летом – в футбол. ПОСТОЯННО. Были дворовые команды, собирались, и с соседними дворами играли», «на велосипедах постоянно катались»
    Exact
    [3]
    Suffix
    , «машинки, велосипед <...> к технике интерес был. Сам в основном собирал что-нибудь, из металлолома» [10]. Время досуга детей намного обширнее по временному показателю, чем у взрослых. При этом стоит различать свободное время систематически и организованно регулируемое обществом, и свободное время, которое регулируется самим человеком и может быть стихийно используемым [19, с. 82].

4
Беседа с Н. Н. Деревянкиной 1970 г. р.// Архив автора.
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=6383
    Prefix
    Такие добрососедские отношения распространялись не только на пользование телевизором, но и на другие предметы быта: «...И телефон один из первых в доме появился, всем домом прибегали звонить» [9]. Неизменным атрибутом в доме, «работающим с самого утра», было радио: «На кухне у всех висело»
    Exact
    [4]
    Suffix
    , «что-то разговаривает и ладно, главное, чтобы было» [12]. Радио выполняло функции будильника: «Раньше просыпались под радио, сотовых телефоновто не было» [5], и «радио очень хорошо работало, постоянно, и на зарядку поднимало, но дома мы не делали зарядку, а в школе заставляли – перед уроками» [2].

  2. In-text reference with the coordinate start=7464
    Prefix
    Помню, на семь лет папа подарил большого медведя, которого здесь, в Омске, купил. А в садике мечта была – «больничка»! Нереально было в магазине купить. Я всегда тащила папу на второй этаж универмага, к игрушкам, ждала «больничку»!
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Приобретение игрушек зачастую было приурочено к определенным событиям: «Крестные на каждый день рождения покупали по моему выбору игрушку <...> Помню куклу – что я, что она – такая большая была!» [14].

  3. In-text reference with the coordinate start=10024
    Prefix
    Значимое положение в структуре досуга занимало чтение книг, журналов и газет: «Книг, честно, в магазинах не было, в библиотеках даже очереди были, брали все подряд и читали. Читали много!» [12], «читали запоем в то время»
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Согласно опубликованным статистическим данным с 1960 по 1977 гг., расширяется сеть самостоятельных детских библиотек. В 1960-е гг. резко выросло издание детской литературы, в сравнении с 1950 гг. – в 1,8 раза, а тираж – в 2,8 раза.

  4. In-text reference with the coordinate start=17552
    Prefix
    Помощь от взрослых особенно ощущалась в зимнюю пору, при заливании катков, горок: “Родители горку заливали. Во дворе у нас горка обязательно была зимой” [5]. “Зимой дед, ветеран он был, заливал постоянно каток”
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Сами дети активно участвовали в организации зимнего активного отдыха. Так, в 1971 г. было сделано 75 горок, 47 катков, 58 хоккейных коробок [24, л. 96, об. 1], а в соревнованиях по хоккею с шайбой участие принимало 1470 ребят – 147 команд [30, л. 20, об. 1].

5
Беседа с А. А. Дрозжащих 1960 г. р. // Архив автора.
Total in-text references: 6
  1. In-text reference with the coordinate start=6119
    Prefix
    Телевизор был самый первый: с лупой спереди, куда воду наливали, чтобы экран увеличивался. Это дефицит еще был» [12]. Сложилась традиция «смотреть всем подъездом» или двором: «Первый телевизор в подъезде в третьей квартире появился, и туда чуть ли не пол подъезда ходили»
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Такие добрососедские отношения распространялись не только на пользование телевизором, но и на другие предметы быта: «...И телефон один из первых в доме появился, всем домом прибегали звонить» [9].

  2. In-text reference with the coordinate start=6533
    Prefix
    Неизменным атрибутом в доме, «работающим с самого утра», было радио: «На кухне у всех висело» [4], «что-то разговаривает и ладно, главное, чтобы было» [12]. Радио выполняло функции будильника: «Раньше просыпались под радио, сотовых телефоновто не было»
    Exact
    [5]
    Suffix
    , и «радио очень хорошо работало, постоянно, и на зарядку поднимало, но дома мы не делали зарядку, а в школе заставляли – перед уроками» [2]. Значимым элементом воспоминаний из детства выступают игрушки.

  3. In-text reference with the coordinate start=7961
    Prefix
    «Приоритеты с годами сменились: велосипед, коньки появились <...> два-три раза в неделю с подругой обязательно на «Красную звезду» (Прим. автора: спортивный комплекс) ездили, катались на коньках, невзирая на погоду»
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Игрушки для мальчиков имели более дефицитный характер, зачастую изготавливались самостоятельно: «Делали пистолеты, лук, рогатки, самострелы, организовывали банды на велосипедах, ездили по улицам и стреляли из самострелов ранетками» [6].

  4. In-text reference with the coordinate start=17498
    Prefix
    Пропагандировалась самостоятельная организация детских и спортивных площадок детьми старшего возраста или при помощи взрослых. Помощь от взрослых особенно ощущалась в зимнюю пору, при заливании катков, горок: “Родители горку заливали. Во дворе у нас горка обязательно была зимой”
    Exact
    [5]
    Suffix
    . “Зимой дед, ветеран он был, заливал постоянно каток” [4]. Сами дети активно участвовали в организации зимнего активного отдыха. Так, в 1971 г. было сделано 75 горок, 47 катков, 58 хоккейных коробок [24, л. 96, об. 1], а в соревнованиях по хоккею с шайбой участие принимало 1470 ребят – 147 команд [30, л. 20, об. 1].

  5. In-text reference with the coordinate start=19648
    Prefix
    Но я хочу сказать, что в наше детство были в основном активные игры: волейбол, баскетбол, футбол, казакиразбойники, резинки, прятки-жмурки, вышибалы, штандер. Сейчас дети в эти игры не играют. Тогда если собирались во дворе – человек 6 – 8, как минимум»
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Игровая деятельность – важная составляющая времяпровождения ребенка во дворе, служит формированию личностных качеств ребенка. Игры двора в 1960 – 1970-е гг. были многообразны, зачастую с самодельными игрушками: «На улицах были взрослые, нам всегда делали все, без проблем.

  6. In-text reference with the coordinate start=22866
    Prefix
    Присутствовавший дефицит информантами не ангажируется (или вовсе отрицается), и акцент переносится с материальных ценностей на ценности духовные, общечеловеческие. Как отмечает одна из интервьюируемых: «Это было лучшее время для детства!»
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Детям мирной послевоенной поры уделяется особое внимание, максимально организуется свободное время ребенка, расширяются возможности для досугового времяпровождения. Способствует этому развитие массового спорта, телевидения, технический прогресс, и, как следствие – становление целого ряда популярных тем и увлечений – конструирование, фотографии, космос и пр.

6
Беседа с В. Н. Зятьковым 1968 г. р. // Архив автора.
Total in-text references: 6
  1. In-text reference with the coordinate start=8181
    Prefix
    Игрушки для мальчиков имели более дефицитный характер, зачастую изготавливались самостоятельно: «Делали пистолеты, лук, рогатки, самострелы, организовывали банды на велосипедах, ездили по улицам и стреляли из самострелов ранетками»
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Игрушки заменялись дворовыми играми, активной деятельностью, что присуще для мальчиков по природе: «Игрушек почти в магазинах не было <...> это был очень большой дефицит, а так делали сами из железячек там, деревянные автоматы, пистолеты, луки обязательно, рогатки, играли в войнушки, стреляли, тир устраивали, клюшки деревянные сами себе делали.

  2. In-text reference with the coordinate start=12102
    Prefix
    Просмотр телепередач становится популярной формой проведения досуга, в связи с чем теле- и радиовещание можно отнести к нерегламентируемому пространству, с акцентом государственной регламентации. По рассказам респондентов, радио незримо присутствовало в их повседневной жизни: «Радио даже и не выключалось, оно было местное, омское»
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Транслировались радиопередачи, направленные на целевую аудиторию детей: «Пионерская зорька», «Радионяня». Кроме того, любили слушать зарядку, радиоспектакли, концерты по заявкам. Слушали и «Свободную Европу»/«Голос Америки»: «В 10 классе я слушал «Голос Америки», но он заглушался, но у нас была антенна и мы слушали.

  3. In-text reference with the coordinate start=12476
    Prefix
    Слушали и «Свободную Европу»/«Голос Америки»: «В 10 классе я слушал «Голос Америки», но он заглушался, но у нас была антенна и мы слушали. Потом – «Свободную Европу», или как там называлась... тоже заглушалось все»
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Часто слушали пластинки. Телевещанию, в том числе направленному на детскую аудиторию, как «передовому краю идеологической борьбы», государство уделяло особое внимание. Результатом системной продуманной работы стал подъем детского вещания в конце 1960 – начале 1980-х гг.

  4. In-text reference with the coordinate start=14500
    Prefix
    Организованно, преимущественно с классом, посещали музеи (прежде всего, Краеведческий музей), театры (в основном Музыкальный, Кукольный, Драматический театры, ТЮЗ). Цирк чаще всего посещали вместе с семьей. Популярность приобрели кинотеатры: «Приходилось даже отстаивать большие очереди»
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Активно функционировали кинотеатры «Художественный», «Спутник», «Пионер», «Кристалл», «Октябрь», клуб «Юность». Много времени проводили с друзьями в Парке культуры и отдыха, а также на набережной Иртыша и Оми.

  5. In-text reference with the coordinate start=21693
    Prefix
    Или: «Все было просто, замечательно, хулиганили, баловались, по стройкам бегали [...]. Как-то поспорили, кто с 9 этажа на кабеле высоковольтном спустится, и мы спускались, и ничего не боялись!»
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Отдельная часть воспоминаний дворовой жизни связана с первыми совместными доходами: “Мы всей толпой разгружали КАМазы, на которых узбеки торговать приезжали, привозили овощи, фрукты на рынок <.

  6. In-text reference with the coordinate start=22158
    Prefix
    Порой заработки имели не совсем разрешенный характер: «Мы даже в азартные игры играли – в чику, деньги переворачивали [12]. Дворовое детство по временной протяженности было довольно длительным: “В казаки-разбойники играли, до 10 класса, аж до 17 лет!”
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Наибольшее эмоциональное значение имеют различные дворовые истории, своего рода «приключения», самостоятельно организуемый досуг, когда дети не выступали в роли «активных строителей коммунизма», а оставались, прежде всего, детьми.

7
Беседа с И. Н. Ишковой 1962 г. р. // Архив автора.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7754
    Prefix
    Приобретение игрушек зачастую было приурочено к определенным событиям: «Крестные на каждый день рождения покупали по моему выбору игрушку <...> Помню куклу – что я, что она – такая большая была!» [14]. В старшем возрасте роль игрушек окончательно сменяет спортивный инвентарь: «скакалка, обруч, бадминтон»
    Exact
    [7]
    Suffix
    . «Приоритеты с годами сменились: велосипед, коньки появились <...> два-три раза в неделю с подругой обязательно на «Красную звезду» (Прим. автора: спортивный комплекс) ездили, катались на коньках, невзирая на погоду» [5].

8
Беседа с А. П. Кемпф 1955 г. р. // Архив автора.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11598
    Prefix
    Доступ к периодике преимущественно осуществлялся посредством подписки: «У каждой семьи была мощная подписка, и каждый друг перед другом бравировал, вот, мол, у меня журналов больше, чем у тебя» [15]. По воспоминаниям А. П. Кемпф, их семья выписывала около «12 журналов, 16 газет, и в каждой семье так было»
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Неотъемлемыми составляющими культурного просвещения были также радио и телевидение. Они, являясь в большей степени регулирующей стороной, выступают в качестве неизменных элементов в повседневной жизни населения.

9
Беседа с Л. Клевакиной 1958 г. р. // Архив автора.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=6293
    Prefix
    Сложилась традиция «смотреть всем подъездом» или двором: «Первый телевизор в подъезде в третьей квартире появился, и туда чуть ли не пол подъезда ходили» [5]. Такие добрососедские отношения распространялись не только на пользование телевизором, но и на другие предметы быта: «...И телефон один из первых в доме появился, всем домом прибегали звонить»
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Неизменным атрибутом в доме, «работающим с самого утра», было радио: «На кухне у всех висело» [4], «что-то разговаривает и ладно, главное, чтобы было» [12]. Радио выполняло функции будильника: «Раньше просыпались под радио, сотовых телефоновто не было» [5], и «радио очень хорошо работало, постоянно, и на зарядку поднимало, но дома мы не делали зарядку, а в школе заставляли – перед урок

  2. In-text reference with the coordinate start=19227
    Prefix
    н. 1970-х гг. уже более 10 лет, физкультурно-массовую работу в детской комнате «Космос» домоуправления No 8 НГЧ-2, инженер телевизионного завода, и организовал множество хоккейных команд [31, л. 96, Об. 1]. В материально-техническом оснащении дворового пространства г. Омск и в помощи от прикрепляемых шефов, наблюдается недостаточность: «У нас был пустырь, почти ничего вообще не было»
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Однако приоритетным является не оснащенность, а степень вовлеченности детей прошедшей поры в дворовую жизнь, взаимосвязь со сверстниками: «Во дворе минимум был, и то со временем все разломали.

10
Беседа с П. А. Осинцовым 1969 г. р. // Архив автора.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=8820
    Prefix
    Были дворовые команды, собирались, и с соседними дворами играли», «на велосипедах постоянно катались» [3], «машинки, велосипед <...> к технике интерес был. Сам в основном собирал что-нибудь, из металлолома»
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Время досуга детей намного обширнее по временному показателю, чем у взрослых. При этом стоит различать свободное время систематически и организованно регулируемое обществом, и свободное время, которое регулируется самим человеком и может быть стихийно используемым [19, с. 82].

11
Беседа с В. М Рочевым // Архив автора.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15043
    Prefix
    Для мальчиков местом отдыха выступали двор и улица: «Мы выросли во дворе» [12]. Особо любимым и буквально повсеместным занятием было катание на велосипедах. Пространство двора было важной частью жизни ребенка, где фактически проводили «все свободное время»
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Все больше внимания уделяется со стороны власти всесторонней работе с подрастающим поколением с целью «повышения роли комсомольских организаций в борьбе с нарушениями общественного порядка... помочь скорейшему торжеству коммунизма» и «формированию человека с коммунистическими чертами характера» [29, л. 22, об. 1].

12
Беседа с А. А Рудаевым 1957 г. р. // Архив автора.
Total in-text references: 8
  1. In-text reference with the coordinate start=5977
    Prefix
    Примечательны воспоминания о приобретении первого телевизора: «Да, я еще совсем маленький был, отец зарабатывал хорошо, и телевизор у нас сразу появился, и все люди ходили смотреть к нам. Телевизор был самый первый: с лупой спереди, куда воду наливали, чтобы экран увеличивался. Это дефицит еще был»
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Сложилась традиция «смотреть всем подъездом» или двором: «Первый телевизор в подъезде в третьей квартире появился, и туда чуть ли не пол подъезда ходили» [5]. Такие добрососедские отношения распространялись не только на пользование телевизором, но и на другие предметы быта: «.

  2. In-text reference with the coordinate start=6438
    Prefix
    Такие добрососедские отношения распространялись не только на пользование телевизором, но и на другие предметы быта: «...И телефон один из первых в доме появился, всем домом прибегали звонить» [9]. Неизменным атрибутом в доме, «работающим с самого утра», было радио: «На кухне у всех висело» [4], «что-то разговаривает и ладно, главное, чтобы было»
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Радио выполняло функции будильника: «Раньше просыпались под радио, сотовых телефоновто не было» [5], и «радио очень хорошо работало, постоянно, и на зарядку поднимало, но дома мы не делали зарядку, а в школе заставляли – перед уроками» [2].

  3. In-text reference with the coordinate start=9993
    Prefix
    Пассивный отдых [19, с. 94]. Значимое положение в структуре досуга занимало чтение книг, журналов и газет: «Книг, честно, в магазинах не было, в библиотеках даже очереди были, брали все подряд и читали. Читали много!»
    Exact
    [12]
    Suffix
    , «читали запоем в то время» [4]. Согласно опубликованным статистическим данным с 1960 по 1977 гг., расширяется сеть самостоятельных детских библиотек. В 1960-е гг. резко выросло издание детской литературы, в сравнении с 1950 гг. – в 1,8 раза, а тираж – в 2,8 раза.

  4. In-text reference with the coordinate start=13281
    Prefix
    Любимы были сказки, детские фильмы, мультфильмы: «очень много показывали мультфильмов, хороших: про Красную шапочку, про Серого волка, про кота – нормальные, не то что бум-бум, стрелялки всякие»
    Exact
    [12]
    Suffix
    , «сборники мультфильмов были только по выходным, поэтому мы ждали выходных! Это были получасовые сборники» [15]. Уделяя отдельное внимание увлечениям, отметим, что особенностью той поры было коллекционирование марок, открыток, значков, фотографий любимых артистов.

  5. In-text reference with the coordinate start=14877
    Prefix
    Данные дислокации выступали в качестве универсальных зон отдыха в г. Омск для детей и взрослых, местом семейного отдыха. Для мальчиков местом отдыха выступали двор и улица: «Мы выросли во дворе»
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Особо любимым и буквально повсеместным занятием было катание на велосипедах. Пространство двора было важной частью жизни ребенка, где фактически проводили «все свободное время» [11]. Все больше внимания уделяется со стороны власти всесторонней работе с подрастающим поколением с целью «повышения роли комсомольских организаций в борьбе с нарушениями общественного порядка... помочь скорейшему т

  6. In-text reference with the coordinate start=20370
    Prefix
    Ну и даже в азартные игры – в «чику», деньги переворачивали. В карты нам взрослые не разрешали играть, они рядом постоянно в домино, в шахматы играли, ну а мы – по своему, но они за нами приглядывали»
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Самыми распространенными играми были «казаки-разбойники», «лапта», «лезиночки», скакалки, «штандер», «вышибалы», «12 палочек», «войнушки», волейбол, футбол, прятки, «кашевар», классики и т. д.

  7. In-text reference with the coordinate start=21416
    Prefix
    Взорвал, чуть палец себе не оторвал – и это мы чисто тренировались, интересно было. Ружья у взрослых были, не прятали тогда, но мы не трогали, сами по себе хулиганили. Еще воробьев стреляли из рогатки»
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Или: «Все было просто, замечательно, хулиганили, баловались, по стройкам бегали [...]. Как-то поспорили, кто с 9 этажа на кабеле высоковольтном спустится, и мы спускались, и ничего не боялись!» [6].

  8. In-text reference with the coordinate start=22027
    Prefix
    Отдельная часть воспоминаний дворовой жизни связана с первыми совместными доходами: “Мы всей толпой разгружали КАМазы, на которых узбеки торговать приезжали, привозили овощи, фрукты на рынок <...> Еще бутылки сдавали, макулатуру, утиль” [2]. Порой заработки имели не совсем разрешенный характер: «Мы даже в азартные игры играли – в чику, деньги переворачивали
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Дворовое детство по временной протяженности было довольно длительным: “В казаки-разбойники играли, до 10 класса, аж до 17 лет!” [6]. Наибольшее эмоциональное значение имеют различные дворовые истории, своего рода «приключения», самостоятельно организуемый досуг, когда дети не выступали в роли «активных строителей коммунизма», а оставались, прежде всего, детьми.

13
Беседа с М. Г Сагалбековой 1964 г. р. // Архив автора.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7115
    Prefix
    Они приобретались в «Детском мире», либо их привозили, чаще всего из командировок, или «по блату»: «У сестры германская кукла была, которая и сейчас есть, дочь моя теперь играется, уже 40 лет ей (Прим. автора: кукле)! У меня мишка был – любимая мягкая игрушка»
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Н. Н. Деревянкина вспоминает: «В зале детский уголок был. Игрушек много на стеллаже стояло: конструкторы, мозаики, посудки, мягкие игрушки. Помню, на семь лет папа подарил большого медведя, которого здесь, в Омске, купил.

14
Беседа с И. Н. Соловьевой 1970 г. р. // Архив автора.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=7648
    Prefix
    Приобретение игрушек зачастую было приурочено к определенным событиям: «Крестные на каждый день рождения покупали по моему выбору игрушку <...> Помню куклу – что я, что она – такая большая была!»
    Exact
    [14]
    Suffix
    . В старшем возрасте роль игрушек окончательно сменяет спортивный инвентарь: «скакалка, обруч, бадминтон» [7]. «Приоритеты с годами сменились: велосипед, коньки появились <...> два-три раза в неделю с подругой обязательно на «Красную звезду» (Прим. автора: спортивный комплекс) ездили, катались на коньках, невзирая на погоду» [5].

  2. In-text reference with the coordinate start=13639
    Prefix
    Уделяя отдельное внимание увлечениям, отметим, что особенностью той поры было коллекционирование марок, открыток, значков, фотографий любимых артистов. Увлечение коллекционированием «чего-нибудь» имело повсеместный и долгосрочный характер – «до сих пор хранятся»
    Exact
    [14]
    Suffix
    . В качестве хобби информанты называют конструирование (характерно для мальчиков) и спортивные занятия. Фотографирование и конструирование, соответственно техническому развитию в обществе, выступали в качестве востребованных и популярных увлечений: «В основном это (Прим. автора: хобби в период детства) связано с техникой – мотоциклы, мопеды.

15
Беседа с А. А. Щегловым 1963 г. р. // Архив автора.
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=11040
    Prefix
    Каждые из них имел свой возрастной адрес: дошкольникам предназначались «Веселые картинки», младшим школьникам – «Мурзилка», подросткам «Пионер», но возрастные разграничения были условны. Информанты отмечают, что «народными были журналы «Работница» и «Крестьянка»
    Exact
    [15]
    Suffix
    , и дети их тоже «пролистывали». Читаемыми среди юных читателей были и журналы «Костер», «Юный натуралист», «Огонек», «Романгазета». Реже читали «Юность», «Ровесник», «Крокодил», «Вокруг света», «Музыкальную жизнь».

  2. In-text reference with the coordinate start=11494
    Prefix
    Доступ к периодике преимущественно осуществлялся посредством подписки: «У каждой семьи была мощная подписка, и каждый друг перед другом бравировал, вот, мол, у меня журналов больше, чем у тебя»
    Exact
    [15]
    Suffix
    . По воспоминаниям А. П. Кемпф, их семья выписывала около «12 журналов, 16 газет, и в каждой семье так было» [8]. Неотъемлемыми составляющими культурного просвещения были также радио и телевидение.

  3. In-text reference with the coordinate start=13385
    Prefix
    Любимы были сказки, детские фильмы, мультфильмы: «очень много показывали мультфильмов, хороших: про Красную шапочку, про Серого волка, про кота – нормальные, не то что бум-бум, стрелялки всякие» [12], «сборники мультфильмов были только по выходным, поэтому мы ждали выходных! Это были получасовые сборники»
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Уделяя отдельное внимание увлечениям, отметим, что особенностью той поры было коллекционирование марок, открыток, значков, фотографий любимых артистов. Увлечение коллекционированием «чего-нибудь» имело повсеместный и долгосрочный характер – «до сих пор хранятся» [14].

  4. In-text reference with the coordinate start=14118
    Prefix
    и конструирование, соответственно техническому развитию в обществе, выступали в качестве востребованных и популярных увлечений: «В основном это (Прим. автора: хобби в период детства) связано с техникой – мотоциклы, мопеды. Я даже конструировал что-то наподобие автомобильчиков, типа карт, это такой спортивный автомобиль с четырьмя колесами. Сами с ребятами, в гаражах, с чертежей делали»
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Свободное время, посвященное культурному просвещению, организовывалось школой, семьей и в кругу сверстников. Организованно, преимущественно с классом, посещали музеи (прежде всего, Краеведческий музей), театры (в основном Музыкальный, Кукольный, Драматический театры, ТЮЗ).

  5. In-text reference with the coordinate start=18790
    Prefix
    Зимой чемпионат начинался, и весной определялся чемпион. Так было из года в год. Была построена хоккейная коробка, а потом все рассыпалось, ближе к 1990-м гг. А так, это была целая эпоха, лет 10 – 15 вся Московка жила хоккеем”
    Exact
    [15]
    Suffix
    . В. П. Завалин, известный тренер-общественник, который вел, на период н. 1970-х гг. уже более 10 лет, физкультурно-массовую работу в детской комнате «Космос» домоуправления No 8 НГЧ-2, инженер телевизионного завода, и организовал множество хоккейных команд [31, л. 96, Об. 1].

16
Большая Советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд.: испр., доп. и перераб. М.: Советская энциклопедия, 1969 – 1978. Т. 8: Дебитор-Евкалипт. 1972. 592 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3182
    Prefix
    Согласно энциклопедическому определению, «досуг – это часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания)»
    Exact
    [16, с. 468]
    Suffix
    . С философской точки зрения досуг выступает реальным пространством для всестороннего развития и удовлетворения многообразных потребностей [19, с. 5]. Существующий спектр работ по истории детства преимущественно построен на источниках официального характера, и освещает, прежде всего, регламентируемое пространство ребенка и властные стратегии в области детства, а в хронологическом срезе охватыв

17
Дети в СССР: статистический сборник. М.: Статистика, 1979. 70 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10501
    Prefix
    В 1960-е гг. резко выросло издание детской литературы, в сравнении с 1950 гг. – в 1,8 раза, а тираж – в 2,8 раза. Уже в течение 1960 – 1970-х гг. общее количество изданных книг и брошюр для детей меняется несущественно, но при этом тираж их возрастает в 2,5 раза (с 204 млн экземпляров до 516)
    Exact
    [17, с. 54 – 55]
    Suffix
    . Периодическая печать играла большую роль как еще один канал воспитания и культурного просвещения. По итогам проведенных бесед, было выяснено, что наиболее популярными из числа периодических изданий для детей были журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», газета «Пионерская правда».

18
Дети эмиграции: воспоминания: сб. ст. / под ред. В. В. Зеньковского. М.: Аграф, 2001. 256 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3583
    Prefix
    Существующий спектр работ по истории детства преимущественно построен на источниках официального характера, и освещает, прежде всего, регламентируемое пространство ребенка и властные стратегии в области детства, а в хронологическом срезе охватывает периоды катастроф и войн
    Exact
    [18; 20; 33]
    Suffix
    . В трансформации представлений о детстве как объекте исторического исследования значимую роль сыграли такие специалисты в области изучения детства, как Е. М. Балашов, В. Г. Безрогов, О. Е Кошелева, А.

19
Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Досуг: деятельность и иллюзии. Свердловск, 1970. 232 с.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=3322
    Prefix
    определению, «досуг – это часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания)» [16, с. 468]. С философской точки зрения досуг выступает реальным пространством для всестороннего развития и удовлетворения многообразных потребностей
    Exact
    [19, с. 5]
    Suffix
    . Существующий спектр работ по истории детства преимущественно построен на источниках официального характера, и освещает, прежде всего, регламентируемое пространство ребенка и властные стратегии в области детства, а в хронологическом срезе охватывает периоды катастроф и войн [18; 20; 33].

  2. In-text reference with the coordinate start=9065
    Prefix
    Время досуга детей намного обширнее по временному показателю, чем у взрослых. При этом стоит различать свободное время систематически и организованно регулируемое обществом, и свободное время, которое регулируется самим человеком и может быть стихийно используемым
    Exact
    [19, с. 82]
    Suffix
    . Согласно классификации Г. Е. Збровского досуг состоит из следующих элементов. 1. Культурное потребление индивидуального характера (чтение книг и журналов, газет, слушание радио, просмотр телепередач, сюда же можем отнести посещение кружков по интересам, увлечения/хобби). 2.

  3. In-text reference with the coordinate start=9811
    Prefix
    Развлечения, обусловленные желанием отвлечься от серьезных дел, дать разрядку умственному и физическому напряжению, создать хорошее настроение, весело провести время. Учитывая специфику исследуемого объекта, здесь можно отметить и игровую деятельность. 6. Пассивный отдых
    Exact
    [19, с. 94]
    Suffix
    . Значимое положение в структуре досуга занимало чтение книг, журналов и газет: «Книг, честно, в магазинах не было, в библиотеках даже очереди были, брали все подряд и читали. Читали много!» [12], «читали запоем в то время» [4].

20
Зезина М. Р. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы (1945 – 1955) // Вопросы истории. 1999. No 1. С. 127 – 136.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=3583
    Prefix
    Существующий спектр работ по истории детства преимущественно построен на источниках официального характера, и освещает, прежде всего, регламентируемое пространство ребенка и властные стратегии в области детства, а в хронологическом срезе охватывает периоды катастроф и войн
    Exact
    [18; 20; 33]
    Suffix
    . В трансформации представлений о детстве как объекте исторического исследования значимую роль сыграли такие специалисты в области изучения детства, как Е. М. Балашов, В. Г. Безрогов, О. Е Кошелева, А.

  2. In-text reference with the coordinate start=21046
    Prefix
    Не исключено, что именно по этой причине девочки менее склонны расширять пространство, но зато более качественно обживают и психологически осваивают его [27, с. 201]. Мальчики предпочитали футбол, хоккей, «войнушки». Им от природы положено больше, чем девочкам, лазать, на всех парах устремляться туда, где интересно и опасно
    Exact
    [20, с. 64]
    Suffix
    . Один из информантов рассказывает, как «таскали помидоры с чужих огородов, свои были, но нет, надо было у кого-то утащить, хулиганили, карбида наберем и бомбочку изготовим, взорвем и посмотрим. Взорвал, чуть палец себе не оторвал – и это мы чисто тренировались, интересно было.

21
Келли К. «Маленькие граждане большой страны»: интернационализм, дети и советская пропаганда // Новое литературное обозрение. 2003. No 60(2). С. 218 – 251.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3811
    Prefix
    В трансформации представлений о детстве как объекте исторического исследования значимую роль сыграли такие специалисты в области изучения детства, как Е. М. Балашов, В. Г. Безрогов, О. Е Кошелева, А. А. Сальникова, К. Келли
    Exact
    [1; 21; 23; 34]
    Suffix
    . Интересен опыт И. В. Нарского, который посредством истории одного ребенка освещает разные стороны повседневной жизни детей в рамках регламентируемого и нерегламентируемого пространств в 1960-е гг., уделяя при этом внимание влиянию макро- и микроистории, используя визуальные источники в качестве основного [27].

22
Когатько А. Г. История Отечественного телевидения для детей (на примере программ для дошкольников, младших и средних школьников) // Вест. Моск. ун-та. (Серия 10: Журналистика). М., 2007. Вып. 1. С. 79 – 85.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12908
    Prefix
    Результатом системной продуманной работы стал подъем детского вещания в конце 1960 – начале 1980-х гг. Сдача в эксплуатацию московского телецентра «Останкино», увеличение объема программ для юной аудитории, расширение тематики, ощутимая финансовая поддержка положительно сказались на его развитии
    Exact
    [22, с. 81]
    Suffix
    . Наибольшей популярностью пользовались следующие телепередачи для детей: «В гостях у сказки», «АБВГДейка», «Будильник», «Спокойной ночи, малыши», а также «Ералаш», «Веселая карусель». Любимы были сказки, детские фильмы, мультфильмы: «очень много показывали мультфильмов, хороших: про Красную шапочку, про Серого волка, про кота – нормальные, не то что бум-бум, стрелялки всякие» [12], «

23
Кошелева О. Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения. М.: УРАО, 2000. 319 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3811
    Prefix
    В трансформации представлений о детстве как объекте исторического исследования значимую роль сыграли такие специалисты в области изучения детства, как Е. М. Балашов, В. Г. Безрогов, О. Е Кошелева, А. А. Сальникова, К. Келли
    Exact
    [1; 21; 23; 34]
    Suffix
    . Интересен опыт И. В. Нарского, который посредством истории одного ребенка освещает разные стороны повседневной жизни детей в рамках регламентируемого и нерегламентируемого пространств в 1960-е гг., уделяя при этом внимание влиянию макро- и микроистории, используя визуальные источники в качестве основного [27].

24
Михайлова В. А. «Самые первые»: Исторический очерк об истории Омской пионерской организации // Исторический архив Омской области. Ф. 4. Оп. 56. Д. 140. Л. 1 – 119.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=17697
    Prefix
    “Зимой дед, ветеран он был, заливал постоянно каток” [4]. Сами дети активно участвовали в организации зимнего активного отдыха. Так, в 1971 г. было сделано 75 горок, 47 катков, 58 хоккейных коробок
    Exact
    [24, л. 96, об. 1]
    Suffix
    , а в соревнованиях по хоккею с шайбой участие принимало 1470 ребят – 147 команд [30, л. 20, об. 1]. Занятие спортом приобрело общесоюзный размах. К 40-летию Пионерской организации ежегодно в 40 видах спорта занимались более 140 тыс. пионеров и школьников.

  2. In-text reference with the coordinate start=18200
    Prefix
    В 1963 г. в соревнованиях по лыжам на приз газеты «Пионерская правда» только в Омске участвовало более 13 тысяч пионеров. Популярны стали соревнования «Олимпийская снежинка» по конькам, на приз «Золотая шайба» по хоккею, на кубок клуба «Кожаный мяч» по футболу
    Exact
    [24, л. 73, об. 1]
    Suffix
    . К одним из самых ярких воспоминаний А. Ф. Щеглов, один из интервьюируемых, относит воспоминания о дворовом хоккее: “В нашем микрорайоне, это в Старой Московке, был такой человек, Завалин, который на общественных началах организовал большую хоккейную секцию.

25
Молодой сибиряк. Омск, 1960. 1 июля. No 78.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16906
    Prefix
    В газете «Молодой Сибиряк» представлен опыт активно действующих тимуровских отрядов, детских клубов «Радуга», «Дружба», «Ракета», где дети занимаются в драмкружке, танцевальном, акробатическом кружках, проводят концерты. В общем, «увлекательный труд и веселый отдых объединяет ребят» [26, с. 3]. Представлены и бездействующие клубы: «С замком на двери»
    Exact
    [25, с. 4]
    Suffix
    , и подозреваемые в ложной активности: «Наглухо закрытая дверь. В такое время дня замок вызывал удивление <...> Еще совсем недавно ребята живущие в этом квартале, взахлеб, с упоением рассказывали о своем «Востоке», о технической лаборатории, кружках» [26, с. 3].

26
Молодой Сибиряк. Омск, 1978. 12 января. No (5588).
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=16839
    Prefix
    В газете «Молодой Сибиряк» представлен опыт активно действующих тимуровских отрядов, детских клубов «Радуга», «Дружба», «Ракета», где дети занимаются в драмкружке, танцевальном, акробатическом кружках, проводят концерты. В общем, «увлекательный труд и веселый отдых объединяет ребят»
    Exact
    [26, с. 3]
    Suffix
    . Представлены и бездействующие клубы: «С замком на двери» [25, с. 4], и подозреваемые в ложной активности: «Наглухо закрытая дверь. В такое время дня замок вызывал удивление <...> Еще совсем недавно ребята живущие в этом квартале, взахлеб, с упоением рассказывали о своем «Востоке», о технической лаборатории, кружках» [26, с. 3].

  2. In-text reference with the coordinate start=17149
    Prefix
    Представлены и бездействующие клубы: «С замком на двери» [25, с. 4], и подозреваемые в ложной активности: «Наглухо закрытая дверь. В такое время дня замок вызывал удивление <...> Еще совсем недавно ребята живущие в этом квартале, взахлеб, с упоением рассказывали о своем «Востоке», о технической лаборатории, кружках»
    Exact
    [26, с. 3]
    Suffix
    . Наблюдается увеличение количества спортивных площадок, но темпы обустройства были невысокими. Пропагандировалась самостоятельная организация детских и спортивных площадок детьми старшего возраста или при помощи взрослых.

27
Нарский И. В. Фотокарточка на память: семейные истории, фотографические послания и советское детство (автобио-историографический роман). Челябинск: Энциклопедия, 2008. 516 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=4112
    Prefix
    Нарского, который посредством истории одного ребенка освещает разные стороны повседневной жизни детей в рамках регламентируемого и нерегламентируемого пространств в 1960-е гг., уделяя при этом внимание влиянию макро- и микроистории, используя визуальные источники в качестве основного
    Exact
    [27]
    Suffix
    . Периоду «счастливого» детства, когда в поле зрения исследователя оказывается период достаточно благополучный для развития ребенка, уделено мало внимания, повседневная жизнь ребенка, его переживания оказывались вне исследовательского интереса, или же исследования имели фрагментарный характер.

  2. In-text reference with the coordinate start=20886
    Prefix
    Женское поведение стабильнее и осмотрительнее. Не исключено, что именно по этой причине девочки менее склонны расширять пространство, но зато более качественно обживают и психологически осваивают его
    Exact
    [27, с. 201]
    Suffix
    . Мальчики предпочитали футбол, хоккей, «войнушки». Им от природы положено больше, чем девочкам, лазать, на всех парах устремляться туда, где интересно и опасно [20, с. 64]. Один из информантов рассказывает, как «таскали помидоры с чужих огородов, свои были, но нет, надо было у кого-то утащить, хулиганили, карбида наберем и бомбочку изготовим, взорвем и посмотрим.

28
Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Речь, 2000. 245 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5158
    Prefix
    Специфика устного источника требуют критичного подхода, и параллельно не терпит пренебрежительности, поскольку источники данного вида позволяют выявить непосредственно переживания, восприятие детьми окружающей реальности. Ведь именно эмоциональная составляющая повседневной жизни формирует человека. Первым социальным пространством, которое осваивает ребенок, служит дом
    Exact
    [28, с. 38]
    Suffix
    . В послесталинскую эпоху возросло строительство индивидуального жилья, семья и дом приобретают особое значение. «Приватизация» социальной жизни, в том числе позволяла уделять больше внимания потребностям детей.

29
Протокол заседания актива Горкома ВЛКСМ 24 февраля 1964 г. // ИАОО. Ф. 2400, Оп. 5. Д. 42.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=15319
    Prefix
    Все больше внимания уделяется со стороны власти всесторонней работе с подрастающим поколением с целью «повышения роли комсомольских организаций в борьбе с нарушениями общественного порядка... помочь скорейшему торжеству коммунизма» и «формированию человека с коммунистическими чертами характера»
    Exact
    [29, л. 22, об. 1]
    Suffix
    . В связи с чем остро ставится вопрос о массовом спорте, «чтобы отвлечь ребят от плохого». В постановлении Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК ВЛКСМ «Об улучшении работы профсоюзных и комсомольских организаций с детьми и подростками по месту жительства» (1969) отмечается необходимость работы пионерской организации по месту жительства [32, с. 64].

  2. In-text reference with the coordinate start=16174
    Prefix
    Обозначается, что «всяческой поддержки заслуживает работа по созданию тимуровских команд при домоуправлениях, кварталах, создание органов детского самоуправления: пионерские штабы, пионерские отряды, детские клубы», и насколько «важно добиться, чтобы ребята, придя из школы домой, на улицу, на свой двор, попадали в такую же среду, какой является пионерский и комсомольский коллектив»
    Exact
    [29, л. 30, об. 1]
    Suffix
    . Хотя отмечаются недостатки в работе школы, которая так и «не стала центром воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства» [30, л. 20, об. 1]. Деятельность клубов и штабов была поставлена под контроль рейдовых бригад, отчеты которых периодически появлялись на страницах местной печати, особенно в летний период, ведь «отдых должен быть таким же целенаправленным, как уче

30
Протоколы No 42, 43, 1 – 6 заседаний бюро ГК ВЛКСМ. 14 янв. – 12 мая 1972 г. // ИАОО. Ф. 2400. Оп. 8. Д. 4.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=16322
    Prefix
    : пионерские штабы, пионерские отряды, детские клубы», и насколько «важно добиться, чтобы ребята, придя из школы домой, на улицу, на свой двор, попадали в такую же среду, какой является пионерский и комсомольский коллектив» [29, л. 30, об. 1]. Хотя отмечаются недостатки в работе школы, которая так и «не стала центром воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства»
    Exact
    [30, л. 20, об. 1]
    Suffix
    . Деятельность клубов и штабов была поставлена под контроль рейдовых бригад, отчеты которых периодически появлялись на страницах местной печати, особенно в летний период, ведь «отдых должен быть таким же целенаправленным, как учебный процесс в школе».

  2. In-text reference with the coordinate start=17791
    Prefix
    Сами дети активно участвовали в организации зимнего активного отдыха. Так, в 1971 г. было сделано 75 горок, 47 катков, 58 хоккейных коробок [24, л. 96, об. 1], а в соревнованиях по хоккею с шайбой участие принимало 1470 ребят – 147 команд
    Exact
    [30, л. 20, об. 1]
    Suffix
    . Занятие спортом приобрело общесоюзный размах. К 40-летию Пионерской организации ежегодно в 40 видах спорта занимались более 140 тыс. пионеров и школьников. В 1963 г. в соревнованиях по лыжам на приз газеты «Пионерская правда» только в Омске участвовало более 13 тысяч пионеров.

31
Протоколы бюро горкома ВЛКСМ с No 19 по No 28. // ИАОО. Ф. 2400. Оп. 7. Д. 47.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=19041
    Prefix
    Завалин, известный тренер-общественник, который вел, на период н. 1970-х гг. уже более 10 лет, физкультурно-массовую работу в детской комнате «Космос» домоуправления No 8 НГЧ-2, инженер телевизионного завода, и организовал множество хоккейных команд
    Exact
    [31, л. 96, Об. 1]
    Suffix
    . В материально-техническом оснащении дворового пространства г. Омск и в помощи от прикрепляемых шефов, наблюдается недостаточность: «У нас был пустырь, почти ничего вообще не было» [9]. Однако приоритетным является не оснащенность, а степень вовлеченности детей прошедшей поры в дворовую жизнь, взаимосвязь со сверстниками: «Во дворе минимум был, и то со временем все разломали.

32
Розенберг А. Я. Пионерская организация, общественность, семья: учебное пособие. М.: Просвещение, 1982. 142 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15644
    Prefix
    В постановлении Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК ВЛКСМ «Об улучшении работы профсоюзных и комсомольских организаций с детьми и подростками по месту жительства» (1969) отмечается необходимость работы пионерской организации по месту жительства
    Exact
    [32, с. 64]
    Suffix
    . Ответственность за реализацию ложилась на школы и комсомольские организации. Обозначается, что «всяческой поддержки заслуживает работа по созданию тимуровских команд при домоуправлениях, кварталах, создание органов детского самоуправления: пионерские штабы, пионерские отряды, детские клубы», и насколько «важно добиться, чтобы ребята, придя из школы домой, на улицу, на свой двор, попадали в

33
Салова Ю. Г. «Новый человек»: взгляд на проблему в 1920-е годы: учебное пособие. М.: Ярославль, 1998. 100 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3583
    Prefix
    Существующий спектр работ по истории детства преимущественно построен на источниках официального характера, и освещает, прежде всего, регламентируемое пространство ребенка и властные стратегии в области детства, а в хронологическом срезе охватывает периоды катастроф и войн
    Exact
    [18; 20; 33]
    Suffix
    . В трансформации представлений о детстве как объекте исторического исследования значимую роль сыграли такие специалисты в области изучения детства, как Е. М. Балашов, В. Г. Безрогов, О. Е Кошелева, А.

34
Сальникова А. А. Российское детство в XX веке: история, теория и практика исследования. Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2007. 256 с. Информация об авторах: Нуркина Кымбат Кайсаровна – аспирант кафедры «Отечественная история» Омского государственного
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3811
    Prefix
    В трансформации представлений о детстве как объекте исторического исследования значимую роль сыграли такие специалисты в области изучения детства, как Е. М. Балашов, В. Г. Безрогов, О. Е Кошелева, А. А. Сальникова, К. Келли
    Exact
    [1; 21; 23; 34]
    Suffix
    . Интересен опыт И. В. Нарского, который посредством истории одного ребенка освещает разные стороны повседневной жизни детей в рамках регламентируемого и нерегламентируемого пространств в 1960-е гг., уделяя при этом внимание влиянию макро- и микроистории, используя визуальные источники в качестве основного [27].