The 13 references with contexts in paper O. Terekhov E., О. Терехов Э. (2016) “ОТ ТРАДИЦИИ К «КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»: ИСТОРИЯ И ИДЕОЛОГИЯ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА // FROM TRADITION TO “CONSERVATIVE REVOLUTION”: HISTORY AND IDEOLOGY IN OSWALD SPENGLER’S CULTURAL-HISTORICAL THEORY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2015:i:3:p:49-52

1
Мёккель К. Диагностика кризиса: Гуссерль против Шпенглера // Логос. 2007. No 6. С. 147 – 175.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6951
    Prefix
    Он стал голосом консервативных кругов в составе правящей элиты, враждебно настроенных к Веймарской республике, хотя сотрудничество Шпенглера с националсоциализмом, конечно, не состоялось в силу его элитистских убеждений»
    Exact
    [1, c. 159 – 160]
    Suffix
    . Шпенглера, как политически ориентированного мыслителя, в первую очередь занимал вопрос о проявлении в духовных и материальных феноменах культуры выражения ее идеологической и мировоззренческой основы.

2
Сендеров В. Кризис современного консерватизма // Новый мир. 2007. No 1. С. 117 – 151.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17524
    Prefix
    Бройер рассматривает «консервативную революцию» как одно из проявлений кризиса «буржуазного сознания» в форме нового национализма, родившегося в недрах «массового общества», стремившегося разрушить узкоклассовые интересы «старого» консерватизма и рассматривающего как единое целое [5, c. 183]. «Консервативная революция осталась в истории последним ярким явлением немецкого романтизма»
    Exact
    [2, c. 133]
    Suffix
    . По существу, в «Закате Европы» Шпенглер отразил главные мировоззренческие и идейные тренды «консервативной революции»: идею сословно-корпоративного строя и общественной иерархии, опору на традицию и поиск новых ценностных ориентиров для ее дальнейшего развития, неприятие как чуждых духу немцев идеалов секуляризации, либерализма, демократии, народного представительства, равенства и свободы и

3
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность // пер. с нем. М.: Мысль, 1993. 663 с.
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=3705
    Prefix
    Книга наглядно свидетельствовала, какие политические теории можно было вывести из казалось бы сугубо философского учения о закате культур. Впрочем, сам Шпенглер и не отрицал политический подтекст своей книги, выход который был приурочен к окончательной победе немецкого оружия в мировой войне
    Exact
    [3, c. 127]
    Suffix
    , а замысел «Заката Европы» возник из политического очерка 1911 г., написанного им как отклик на текущие политические события [3, c. 183]. Проблема политической составляющей в философии истории Шпенглера нашла достаточно подробное освещение в шпенглериане.

  2. In-text reference with the coordinate start=3829
    Prefix
    Впрочем, сам Шпенглер и не отрицал политический подтекст своей книги, выход который был приурочен к окончательной победе немецкого оружия в мировой войне [3, c. 127], а замысел «Заката Европы» возник из политического очерка 1911 г., написанного им как отклик на текущие политические события
    Exact
    [3, c. 183]
    Suffix
    . Проблема политической составляющей в философии истории Шпенглера нашла достаточно подробное освещение в шпенглериане. Х. Мёллер писал о том, что политические сочинения Шпенглера следует воспринимать и понимать «как актуальные парафразы его необычно сенсационного и волнующего главного труда» [12, c. 51].

  3. In-text reference with the coordinate start=7655
    Prefix
    В самой книге он более образно проговаривает эту мысль: «Становилось ясным, что политическая проблема не может быть понята из самой политики и что существенные черты, скрытые в глубинах, зачастую осязаемо проявляются лишь в сфере искусства, часто даже только в форме весьма отдаленных научных и чисто философских мыслей»
    Exact
    [3, c. 183]
    Suffix
    . В таком контексте «Закат Европы» является знаковой книгой, в которой отразился переход Шпенглера от политического традиционализма типичного для немецких консерваторов кайзеровской эпохи к радикализации идейно-политических воззрений после поражения Германии в Первой мировой войне, Ноябрьской революции и учреждения буржуазно-демократической Веймарской республики.

  4. In-text reference with the coordinate start=10494
    Prefix
    В этом и заключалась основная идея первого тома: показать на грандиозных исторических примерах судьбу западной (фаустовской) культуры, входящей в стадию цивилизации, которая неизбежно должна была закончиться ее распадом. «Гибель Запада, рассмотренная таким образом, означает не больше и не меньше как проблему цивилизации»
    Exact
    [3, c. 163]
    Suffix
    . Цивилизация разрушает традиционную основу культуры, базис которой составляет мистический и почвеннический прафеномен, и выпускает на свет силы космополитизма, экономики, денег, политики, цезаризма и т. д.

  5. In-text reference with the coordinate start=12085
    Prefix
    В первом томе «Заката Европы» также появляется один из основополагающих мотивов политической философии Шпенглера – проблема социализма. Шпенглер следующим образом обосновывает свое понимание социализма. «Социализм есть ставшее иррелигиозным фаустовское жизнечувствование» – писал Шпенглер
    Exact
    [3, c. 546]
    Suffix
    . Социализм в представлении Шпенглера являлся неким этическим кодексом фаустовского человека эпохи цивилизации, еще не растерявшего свою жизненную активность. Шпенглер отверг экономическую трактовку социализма и наполнил понятие «социализм» этическим содержанием.

4
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2: Всемирно-исторические перспективы [пер. с нем.]. М.: Мысль, 1998. 606 с.
Total in-text references: 6
  1. In-text reference with the coordinate start=12788
    Prefix
    Таким образом, уже в первом томе «Заката Европы» содержались основные компоненты шпенглеровской концепции «прусского социализма», развитые позднее в его главном политическом сочинении «Пруссачество и социализм». Во втором томе «Заката Европы» Шпенглер политические мотивы и политическая философия Шпенглера заняли едва ли не главное место
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Шпенглер, анализируя политическую историю, вновь вернулся к противопоставлению цивилизации и культуры через оценку роли в истории социальных сословий, которые, по его мнению, являются отображением метафизического момента в истории [4, с. 355].

  2. In-text reference with the coordinate start=13006
    Prefix
    Шпенглер, анализируя политическую историю, вновь вернулся к противопоставлению цивилизации и культуры через оценку роли в истории социальных сословий, которые, по его мнению, являются отображением метафизического момента в истории
    Exact
    [4, с. 355]
    Suffix
    . Шпенглер ставит политику в центр исторического развития, космического течения жизни «Политика в высшем смысле – это жизнь, и жизнь – это политика» – пишет он [4, с. 354]. Шпенглер подчеркивает силу традиций для становления и развития института государства.

  3. In-text reference with the coordinate start=13166
    Prefix
    политическую историю, вновь вернулся к противопоставлению цивилизации и культуры через оценку роли в истории социальных сословий, которые, по его мнению, являются отображением метафизического момента в истории [4, с. 355]. Шпенглер ставит политику в центр исторического развития, космического течения жизни «Политика в высшем смысле – это жизнь, и жизнь – это политика» – пишет он
    Exact
    [4, с. 354]
    Suffix
    . Шпенглер подчеркивает силу традиций для становления и развития института государства. Государство возможно только в контексте культуры, а создателями и носителями культуры в истории, по Шпенглеру, выступают дворянство и духовенство.

  4. In-text reference with the coordinate start=13639
    Prefix
    Позитивно оценивает Шпенглер и крестьянство, которое как сословие кровно связанно с землей и поэтому также является носителем культуры. «Всемирная история – история государств» – утверждал он
    Exact
    [4, с. 385]
    Suffix
    . Шпенглер, основываясь на своем принципе морфологические подхода к истории, рассматривает государство как естественную форму исторического существования народа, обусловленную особенностями культуры.

  5. In-text reference with the coordinate start=14389
    Prefix
    С наступлением цивилизации и приходом буржуазии к политической власти авторитет государства начинает падать. Наступает современная эпоха демократии и парламентаризма, которую Шпенглер ненавидел. Шпенглер считал парламентаризм «продолжением буржуазной революции иными средствами»
    Exact
    [4, с. 441]
    Suffix
    . Демократия верный признак и начало упадка и гибели культуры. С распадом парламентаризма государство в эпоху цивилизации вступает в свою заключительную стадию – стадию цезаризма; господства сильной харизматической личности, но лишенной культурноисторической детерминации.

  6. In-text reference with the coordinate start=14869
    Prefix
    «Цезаризмом я называю такой способ управления, который, несмотря на все государственно-правовые формулировки... бесформен по своему внутреннему существу» – характеризовал Шпенглер последнюю стадию существования государства в истории
    Exact
    [4, с. 459]
    Suffix
    . К. Экерманн, рассматривая функцию власти и политики в философии истории Шпенглера, писала, что «в концепции Шпенглера власть возникает как противоположность культуре, а политика становится высшим проявлением виталистского напора в самоутверждении властной экспансии» [7, с. 40].

5
Breuer S. Anatomie der Konservativen Revolution. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1993. 232 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17424
    Prefix
    Бройер рассматривает «консервативную революцию» как одно из проявлений кризиса «буржуазного сознания» в форме нового национализма, родившегося в недрах «массового общества», стремившегося разрушить узкоклассовые интересы «старого» консерватизма и рассматривающего как единое целое
    Exact
    [5, c. 183]
    Suffix
    . «Консервативная революция осталась в истории последним ярким явлением немецкого романтизма» [2, c. 133]. По существу, в «Закате Европы» Шпенглер отразил главные мировоззренческие и идейные тренды «консервативной революции»: идею сословно-корпоративного строя и общественной иерархии, опору на традицию и поиск новых ценностных ориентиров для ее дальнейшего развития, неприятие как чуждых духу

6
Bussche R. von dem. Konservatismus in der Weimarer Republik: die Politisierung des Unpolitischen. Heidelberg: Universitätsverlag C. Winter, 1998. 428 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6246
    Prefix
    , породившие их; 2) пессимистическая культурфилософия Шпенглера стала важным опытом создания метаполитических конструкции в германском консерватизме в Веймарской республике; 3) изобретенный Шпенглером, звучный тезислозунг о «Закате Европы» (буржуазной, либеральной, космополитической Европы – авт.) стал символом обновленного немецкого консервативного движения в Веймарской республике
    Exact
    [6, c. 119 – 120]
    Suffix
    . К. Мёккель следующим образом характеризует сущность философско-исторических и политических взглядов Шпенглера: «В своей критике культуры и человека, которая, помимо философии жизни, основывается также на социал-дарвинистских и антилиберальных позициях, Шпенглер глубоко проникает в сущность современного индустриального общества и массового производства.

7
Eckermann K E. Oswald Spengler und moderne Kulturkritik. Bonn, 1980. 315 s.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=13984
    Prefix
    Шпенглер, основываясь на своем принципе морфологические подхода к истории, рассматривает государство как естественную форму исторического существования народа, обусловленную особенностями культуры. Проблема стабильности государства – это вопрос о его внутреннем авторитете, который зависел не от конституции, а от работы правительства и авторитета вождя
    Exact
    [7, с. 40 – 41]
    Suffix
    . Истинным порождением культуры и, соответственно, подлинным государством могло быть, по мнению Шпенглера, только сословное государство. С наступлением цивилизации и приходом буржуазии к политической власти авторитет государства начинает падать.

  2. In-text reference with the coordinate start=15129
    Prefix
    Экерманн, рассматривая функцию власти и политики в философии истории Шпенглера, писала, что «в концепции Шпенглера власть возникает как противоположность культуре, а политика становится высшим проявлением виталистского напора в самоутверждении властной экспансии»
    Exact
    [7, с. 40]
    Suffix
    . Шпенглер понимал государство как органический индивидуум, в котором единичная воля подчинялась воли общей [7, с. 40]. Уже в первом томе «Заката Европы» Шпенглер в своем понимании традиции вышел за рамки традиционализма вильгельмовской эпохи в Германии.

  3. In-text reference with the coordinate start=15239
    Prefix
    Экерманн, рассматривая функцию власти и политики в философии истории Шпенглера, писала, что «в концепции Шпенглера власть возникает как противоположность культуре, а политика становится высшим проявлением виталистского напора в самоутверждении властной экспансии» [7, с. 40]. Шпенглер понимал государство как органический индивидуум, в котором единичная воля подчинялась воли общей
    Exact
    [7, с. 40]
    Suffix
    . Уже в первом томе «Заката Европы» Шпенглер в своем понимании традиции вышел за рамки традиционализма вильгельмовской эпохи в Германии. Во втором томе, как мы писали выше, этот тренд проявился еще более отчетливо.

9
Felken D. Oswald Spengler: Konservativer Denker zwischen Kaiserreich und Diktatur. München: Beck, 1988. 304 s.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=4286
    Prefix
    Мёллер писал о том, что политические сочинения Шпенглера следует воспринимать и понимать «как актуальные парафразы его необычно сенсационного и волнующего главного труда» [12, c. 51]. Д. Фелькен подчеркивал, что вопрос о принципах философии Шпенглера, ее методологических и мировоззренческих основах возможен только в контексте современной Шпенглеру идеологии
    Exact
    [9, c. 49]
    Suffix
    . Биограф Шпенглера А. М. Коктанек, рассматривая предпосылки возникновения «Пруссачества и социализма», приходит к выводу, что политические работы Шпенглера были завершающим аккордом в разработке формы его взглядов на историю и человека [10, c. 232].

  2. In-text reference with the coordinate start=7358
    Prefix
    Издателю Курту Вольфу он следующим образом характеризовал суть замысла «Заката Европы»: «Проблема формы духовного и социального развития сегодняшней Европы образует здесь сущность окончательного анализа человеческой культуры»
    Exact
    [9, c. 40]
    Suffix
    . В самой книге он более образно проговаривает эту мысль: «Становилось ясным, что политическая проблема не может быть понята из самой политики и что существенные черты, скрытые в глубинах, зачастую осязаемо проявляются лишь в сфере искусства, часто даже только в форме весьма отдаленных научных и чисто философских мыслей» [3, c. 183].

10
Koktanek A. M. Oswald Spengler und seiner Zeit. München: Beck, 1968. XXVII. 523 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4518
    Prefix
    Коктанек, рассматривая предпосылки возникновения «Пруссачества и социализма», приходит к выводу, что политические работы Шпенглера были завершающим аккордом в разработке формы его взглядов на историю и человека
    Exact
    [10, c. 232]
    Suffix
    . По мнению Дж. Фарренкопфа, «Закат Европы» необходимо рассматривать не только как новаторскую книгу по философии истории, но и как труд призванный дать немецкой элите рекомендации по искусству управления государством [8, c. 45 – 46, 72].

11
Merlio G. Die mythenlose Mythologie des Oswald Spengler // Moderne und Mythos / Hrsg. von S. Vietta, H. Uerlings. München: Wilhelm Fink Verlag, 2006. S. 207 – 225.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5209
    Prefix
    Шпенглер, по мнению Фарренкопфа, попытался соединить три великие немецкие интеллектуальные традиции: философию истории, культурпессимизм, «Realpolitik». Ж. Мерлио полагает, что за маской культурпессимизма и героического реализма, которую надел на себя Шпенглер, скрывалась банальная мифология германского империализма
    Exact
    [11, c. 221]
    Suffix
    . В исторической системе Шпенглера нашли свое выражение все мифы и желания немецкой национальной буржуазии: миф об особом пути Германии; имперский и государственный миф; миф о Фаусте как символе германской культуры; миф о Пруссии как о подлинной выразительнице германской сущности; миф о великом вожде.

12
Möller H. Oswald Spengler – Geschichte im Dienste der Zeitkritik // Spengler heute / Hrsg. von Ch. Ludz. München: Beck, 1980. S. 49 – 73.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4107
    Prefix
    Проблема политической составляющей в философии истории Шпенглера нашла достаточно подробное освещение в шпенглериане. Х. Мёллер писал о том, что политические сочинения Шпенглера следует воспринимать и понимать «как актуальные парафразы его необычно сенсационного и волнующего главного труда»
    Exact
    [12, c. 51]
    Suffix
    . Д. Фелькен подчеркивал, что вопрос о принципах философии Шпенглера, ее методологических и мировоззренческих основах возможен только в контексте современной Шпенглеру идеологии [9, c. 49].

13
Mohler A. Die Konservative Revolution in Deutschland 1918 – 1932: Grundriss ihrer Weltanschauungen. Stuttgart: Vorwerk, 1950. 287 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16728
    Prefix
    Молер давал следующие ее определение: «Консервативная революция» – это процесс, имеющий европейский характер, который еще не завершен, но начало которого следует относить к Великой Французской революции. «Консервативная революция» – это контрреволюция, направленная против идей Великой Французской революции и в целом XIX столетия»
    Exact
    [13, c. 19]
    Suffix
    . Другой вариант трактовки «консервативной революции» принадлежит известному современному германскому политологу и социологу Ш. Бройеру, который считает, что «консервативная революция» не была консервативной в том смысле в каком ее понимают, и в целом мало имела отношение к консерватизму как таковому.

14
Sieferle R. P. Die Konservative Revolution: fünf biographische Skizzen (Paul Lensch, Oswald Spengler, Ernst Jünger, Hans Freyer. Frankfurt am Main: Fischer-Taschenbuch-Verlag, 1995. 250 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9044
    Prefix
    Учреждение буржуазно-демократической Веймарской республики он воспринял как предательство исторических, культурных и национальных традиций германской государственности. Республика означала для Шпенглера крушение прусской государственнополитической традиции
    Exact
    [14, c. 115]
    Suffix
    . Мировая война также показала, какие цивилизационные силы будут доминировать в будущей мировой империи: англосаксонский капитализм или по-прусски организованный социализм. Первая мировая война завершилась, по мнению Шпенглера, не национальным возрождением, а национальным крахом Германии.