The 30 references with contexts in paper E. Lyubomirova S., Е. Любомирова С. (2016) “МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА ФРГ В 1949 – 1957 ГГ. И ЕЁ АКТОРЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА // GERMANY’S YOUTH POLICY IN 1949 – 1957 AND ITS ACTORS: GENERAL OVERVIEW” / spz:neicon:vestnik-k:y:2015:i:3:p:135-139

1
Дубин Б. В. Антиамериканизм в европейской культуре после Второй мировой войны // Мониторинг общественного мнения. 2002. No 3. С. 44 – 50.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4741
    Prefix
    влияние индустрии развлечений – все эти моменты, ставшие предвестниками смены стереотипов социального поведения, а также трансформации общественных норм и ценностей, создавали ощущение угрозы национальной идентичности, усиливая подогреваемые прессой предубеждения насчёт «безвкусной» американской культуры и вызывая у депутатов стремление оградить молодёжь от её «разлагающего» влияния
    Exact
    [1, с. 46]
    Suffix
    . Стоит отметить, что это стремление не мог не поддержать и сам федеральный канцлер. Аденауэр был гибким политиком, но как человек, семьянин и глубоко верующий католик он был неизменно консервативен [26, с. 11 – 12].

2
Супрыгина Г. Г. Молодёжные службы ФРГ // Вопросы истории международного молодёжного движения. Вып. 5. Томск, 1976. С. 170 – 184.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=12885
    Prefix
    Издавались «Сведения о политическом образовании», еженедельная газета «Парламент» с приложением «Из политики и современной истории», а также бесплатные тематические брошюры для всех желающих [12]. Большую помощь Федеральному ведомству служения Родине в его издательской деятельности оказывало Федеральное ведомство прессы и информации, публиковавшее правительственные материалы для молодёжи
    Exact
    [2, с. 179 – 180]
    Suffix
    . Второй исполнительной структурой, подчинявшейся непосредственно МВД, было Федеральное ведомство по контролю за изданиями, опасными для молодежи. Оно было создано 18 мая 1954 г. и занималось обработкой заявлений на индексацию «вредной» литературы согласно закону «О распространении изданий, опасных для молодёжи».

  2. In-text reference with the coordinate start=14754
    Prefix
    Механизм централизованного регулирования молодёжной политики действовал и на земельном уровне. При земельных правительствах были учреждены органы, которые выполняли те же задачи, что и МВД. В их распоряжении находились средства земельных молодёжных планов
    Exact
    [2, с. 176]
    Suffix
    . Федеральное и земельные правительства придавали большое значение деятельности местных управлений по делам молодёжи, в ведении которых была государственная молодёжная помощь. Кроме того, эти управления наряду с полицией следили за исполнением закона «О защите молодёжи в общественных местах».

3
ФРГ: молодёжь и молодёжная политика 1960 – 1980. Томск, 1990. 196 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11927
    Prefix
    Перед политическим образованием ставилась цель добиться не только отрицания молодыми людьми прежних общественно-политических институтов, но и признания ими существующих общественных отношений, а также готовности выступить в их защиту
    Exact
    [3, с. 28]
    Suffix
    . Федеральное ведомство служения Родине быстро росло. Если в 1952 г. оно состояло из 5 реферативных секций, то к 1956 г. их стало уже 14 [12]. Среди них стоит выделить секцию «Психология», занимавшуюся поиском «непрямых методов вербовки» для привлечения политически незаинтересованных граждан на сторону демократии, а также секцию «Педагогика», отвечавшую за школьное политическое образ

4
BArch B 106/55164 Geschäftsverteilungspläne des Bundesministerium des Innern. 1950 – 1957.
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=8328
    Prefix
    Если в 1951 г. за проведением молодёжной политики следил лишь отдел V, занимавшийся вопросами вспомоществования молодёжи, а также небольшая реферативная секция III/4 отдела культуры, отвечавшая за защиту молодёжи от «вредных изданий»
    Exact
    [4]
    Suffix
    , то уже в 1954 г. внутри министерства была создана особая “группа J” «Молодёжные вопросы и спорт». Она состояла из трёх реферативных секций и подчинялась непосредственно второму госсекретарю МВД.

  2. In-text reference with the coordinate start=8789
    Prefix
    В задачи первой секции входили вопросы молодёжного законодательства, помощь федеральному правительству в создании ФМП, а также надзор за Ведомством по контролю за изданиями, опасными для молодежи. Деятельность второй секции была посвящена реализации ФМП; третья секция ведала вопросами молодёжного спорта
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Кроме того, увеличилось число и расширились функции молодёжных секций отдела культуры МВД. Особое место среди них занимала реферативная секция III/7, определявшая содержание политического образования молодёжи и осуществлявшая надзор за Федеральным ведомством служения Родине, а также молодёжная служба посещений и обмена (секция III/5), оказывавшая поддержку в организации школьного и моло

  3. In-text reference with the coordinate start=9220
    Prefix
    Особое место среди них занимала реферативная секция III/7, определявшая содержание политического образования молодёжи и осуществлявшая надзор за Федеральным ведомством служения Родине, а также молодёжная служба посещений и обмена (секция III/5), оказывавшая поддержку в организации школьного и молодёжного обмена, в проведении международных лагерей отдыха и конкурсов для молодёжи
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Деятельность молодёжных служб способствовала расширению контактов, но с другой стороны в условиях холодной войны она воспринималась в СССР и ГДР как антикоммунистическая, тем более что Федеральное молодёжное объединение настоятельно рекомендовало своим членам «не иметь каких бы то ни было контактов с Союзом свободной немецкой молодёжи ГДР» [18, с. 280].

  4. In-text reference with the coordinate start=9858
    Prefix
    В непосредственном подчинении у МВД находились две юридически неправоспособных организации – это Федеральное ведомство служения Родине и Федеральное ведомство по контролю за изданиями, опасными для молодежи. О степени их зависимости от министерства говорит тот факт, что в ведении отдела “Z” МВД находились все финансовые и кадровые вопросы ведомств
    Exact
    [4]
    Suffix
    ; более того, их руководители даже не могли уйти в отпуск без письменного разрешения министра [6]! Федеральное ведомство служения Родине было создано в 1952 г. Его предшественник – Имперское ведомство служения Родине – существовал ещё в Веймарской республике и был ликвидирован националсоциалистами в 1933 г. [20, с. 36].

5
BArch B 117/2 Übersicht über Organisation, Zusammensetzung und Verfahrensweise der Bundesprüfstelle.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13451
    Prefix
    Стоит отметить, что правом подачи такого заявления обладали лишь высшие земельные управления по делам молодёжи и само МВД. В том случае, если ведомство отклоняло заявление, то все возражения и претензии третьей стороны направлялись в управление, инициировавшее процедуру индексации
    Exact
    [5, с. 3]
    Suffix
    . Подобный порядок способствовал росту числа обращений в суд со стороны поборников нравственности: если нежелательное издание будет признано порнографическим согласно § 184 Уголовного кодекса, ведомство будет обязано занести его в «чёрный список» [7].

6
BArch B 117/4 Über den Urlaub des Leiters der Bundesprüfstelle.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9945
    Prefix
    О степени их зависимости от министерства говорит тот факт, что в ведении отдела “Z” МВД находились все финансовые и кадровые вопросы ведомств [4]; более того, их руководители даже не могли уйти в отпуск без письменного разрешения министра
    Exact
    [6]
    Suffix
    ! Федеральное ведомство служения Родине было создано в 1952 г. Его предшественник – Имперское ведомство служения Родине – существовал ещё в Веймарской республике и был ликвидирован националсоциалистами в 1933 г. [20, с. 36].

7
BArch B 117/8 Das Schreiben des Herrn Staatsanwalt Schilling an den Herrn Ersten Staatsanwalt Speidel betr. Zentralstelle zur Bekämpfung unzüchtiger Schriften vom 15.05.1954.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13685
    Prefix
    Подобный порядок способствовал росту числа обращений в суд со стороны поборников нравственности: если нежелательное издание будет признано порнографическим согласно § 184 Уголовного кодекса, ведомство будет обязано занести его в «чёрный список»
    Exact
    [7]
    Suffix
    . В отличие от своего предшественника из Веймарской республики – службы контроля, которая за 1927 – 1932 гг. проиндексировала всего лишь 170 изданий, федеральное ведомство за 1954 – 1957 гг. занесло в «чёрный список» 649 изданий, из которых порнографическими были признаны только 169; остальные же представляли собой комиксы, женские романы, приключенческие истории, «вестерны» и дете

8
BArch B 117/47 Das Schreiben der Jugendbehörde Hamburg an die Bundesprüfstelle über die Verbreitung der „Nazibibel“ vom 28.04.1959.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14241
    Prefix
    в «чёрный список» 649 изданий, из которых порнографическими были признаны только 169; остальные же представляли собой комиксы, женские романы, приключенческие истории, «вестерны» и детективы [17]. Стоит отметить, что среди проиндексированной литературы не было книг, прославлявших войну и расовую ненависть, хотя они имелись в букинистических лавках и были вполне доступны для молодёжи
    Exact
    [8]
    Suffix
    . С одной стороны, это говорит о стремлении к вытеснению из сознания и снижению значения национал-социализма и поражения в войне [29, с. 16]; с другой стороны, состав проиндексированных изданий указывал на повышенное внимание «стражей нравственности» к усиливающейся американизации общественного сознания.

9
BArch B 122/2142 Erlass des Bundesministers des Innern über die Errichtung der Bundeszentrale für Heimatdienst vom 25.11.1952.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=10359
    Prefix
    Официальной задачей ведомства являлось «распространение и укрепление демократических и европейских идей в немецком народе». По крайней мере, так гласил § 2 Постановления об его учреждении от 25 ноября 1952 г.
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Помимо контроля со стороны МВД и лично министра внутренних дел, созывавшего специальную комиссию, которая задавала общие направления работы ведомства [9, § 4], за его «политической эффективностью и надпартийным характером работы» наблюдал попечительский совет из 15 депутатов бундестага [9, § 5].

  2. In-text reference with the coordinate start=10621
    Prefix
    По крайней мере, так гласил § 2 Постановления об его учреждении от 25 ноября 1952 г. [9]. Помимо контроля со стороны МВД и лично министра внутренних дел, созывавшего специальную комиссию, которая задавала общие направления работы ведомства
    Exact
    [9, § 4]
    Suffix
    , за его «политической эффективностью и надпартийным характером работы» наблюдал попечительский совет из 15 депутатов бундестага [9, § 5]. При этом под «политической эффективностью» и «укреплением демократических идей» до 1955 г. понималась, на мой взгляд, в первую очередь не только и не столько идеологическая борьба с коммунизмом, сколько «перевоспитание к демократии» [16, с. 6] немецк

  3. In-text reference with the coordinate start=10757
    Prefix
    Помимо контроля со стороны МВД и лично министра внутренних дел, созывавшего специальную комиссию, которая задавала общие направления работы ведомства [9, § 4], за его «политической эффективностью и надпартийным характером работы» наблюдал попечительский совет из 15 депутатов бундестага
    Exact
    [9, § 5]
    Suffix
    . При этом под «политической эффективностью» и «укреплением демократических идей» до 1955 г. понималась, на мой взгляд, в первую очередь не только и не столько идеологическая борьба с коммунизмом, сколько «перевоспитание к демократии» [16, с. 6] немецкой молодёжи.

10
BArch B 153/317 Zusammenfassende Darstellung der Grundsätze, Ausführungsbestimmungen und Verfahrensordnung der Freiwilligen Selbstkontrolle der deutschen Filmwirtschaft. 16 s.
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=15585
    Prefix
    Организация «Добровольный самоконтроль немецкой киноиндустрии» была задумана по образцу американской “Production Code” 18 июля 1949 г. режиссёром Куртом Эртелем и бывшим продюсером киностудии УФА Эрихом Поммером. Целью создания FSK являлась отмена союзнического контроля в этой области и его дальнейшее осуществление органом самоуправления киноиндустрии
    Exact
    [10, с. 3]
    Suffix
    . 30 сентября 1949 г. военная администрация союзников официально передала ей свои полномочия [23, с. 34]. В неё вошли представители киноиндустрии и общественности в лице федеральных земель, молодёжных организаций и христианских церквей.

  2. In-text reference with the coordinate start=16269
    Prefix
    Правовой основой для проверки являлся закон «О защите молодёжи в общественных местах». В соответствии с ним FSK принимала решение о разрешении фильма к показу для определённой возрастной категории; отдельно рассматривалась возможность его показа в дни, значимые для верующих
    Exact
    [10, с. 15]
    Suffix
    . При этом FSK не осущ ествляла цензуру, т. е. даже если бы фильм был запрещён к публичному показу, это не означало бы запрета на его частный просмотр и распространение по стране [10, с. 8]. Согласно правилам FSK, проверка фильмов осуществлялась рабочей комиссией из шести человек.

  3. In-text reference with the coordinate start=16438
    Prefix
    В соответствии с ним FSK принимала решение о разрешении фильма к показу для определённой возрастной категории; отдельно рассматривалась возможность его показа в дни, значимые для верующих [10, с. 15]. При этом FSK не осущ ествляла цензуру, т. е. даже если бы фильм был запрещён к публичному показу, это не означало бы запрета на его частный просмотр и распространение по стране
    Exact
    [10, с. 8]
    Suffix
    . Согласно правилам FSK, проверка фильмов осуществлялась рабочей комиссией из шести человек. В неё входили четыре представителя киноиндустрии и два представителя общественности. Её решение можно было обжаловать в главной комиссии, состоящей из пятнадцати проверяющих, в числе которых были президент FSK и по семь представителей от киноиндустрии и общественности [10, с. 3 – 4].

  4. In-text reference with the coordinate start=16780
    Prefix
    В неё входили четыре представителя киноиндустрии и два представителя общественности. Её решение можно было обжаловать в главной комиссии, состоящей из пятнадцати проверяющих, в числе которых были президент FSK и по семь представителей от киноиндустрии и общественности
    Exact
    [10, с. 3 – 4]
    Suffix
    . В случае несогласия и с её вердиктом оставалась возможность подачи апелляции в юридическую комиссию, решение которой являлось окончательным и обязательным к исполнению [10, с. 15 – 16]. За 1954 – 1957 гг.

  5. In-text reference with the coordinate start=16949
    Prefix
    Её решение можно было обжаловать в главной комиссии, состоящей из пятнадцати проверяющих, в числе которых были президент FSK и по семь представителей от киноиндустрии и общественности [10, с. 3 – 4]. В случае несогласия и с её вердиктом оставалась возможность подачи апелляции в юридическую комиссию, решение которой являлось окончательным и обязательным к исполнению
    Exact
    [10, с. 15 – 16]
    Suffix
    . За 1954 – 1957 гг. FSK разрешила к публичному показу 1895 фильмов. Из них 907 (47,86 %) были отнесены к категории «старше 10 лет», 755 (39,84 %) – к категории «старше 16 лет» и всего лишь 233 (12,3 %) – к категории «младше 10 лет».

11
BArch B 153/1347 Statistik für freigegebene Spitzenfilme 1954 – 1959.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17298
    Prefix
    Из них 907 (47,86 %) были отнесены к категории «старше 10 лет», 755 (39,84 %) – к категории «старше 16 лет» и всего лишь 233 (12,3 %) – к категории «младше 10 лет». При этом по итогам апелляций 194 фильма были задним числом перенесены из первой категории во вторую
    Exact
    [11]
    Suffix
    . На мой взгляд, это указывало на серьёзную борьбу внутри проверяющих комиссий между представителями киноиндустрии, которые были заинтересованы в извлечении максимальной прибыли из кинопроката, в том числе и за счёт молодёжи, и представителями общественности, которые строго придерживались букве закона «О защите молодёжи в общественных местах», и старались не допустить превращения «самоконтрол

12
BArch B 168/2623 Geschäftsverteilungs- und Organisationspläne der Bundeszentrale für Heimatdienst. 1952 – 1957.
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=12070
    Prefix
    Перед политическим образованием ставилась цель добиться не только отрицания молодыми людьми прежних общественно-политических институтов, но и признания ими существующих общественных отношений, а также готовности выступить в их защиту [3, с. 28]. Федеральное ведомство служения Родине быстро росло. Если в 1952 г. оно состояло из 5 реферативных секций, то к 1956 г. их стало уже 14
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Среди них стоит выделить секцию «Психология», занимавшуюся поиском «непрямых методов вербовки» для привлечения политически незаинтересованных граждан на сторону демократии, а также секцию «Педагогика», отвечавшую за школьное политическое образование [12].

  2. In-text reference with the coordinate start=12310
    Prefix
    Среди них стоит выделить секцию «Психология», занимавшуюся поиском «непрямых методов вербовки» для привлечения политически незаинтересованных граждан на сторону демократии, а также секцию «Педагогика», отвечавшую за школьное политическое образование
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Федеральное ведомство служения Родине играло также посредническую роль между МВД и СМИ. Оно регулярно проводило семинары и консультации для прессы, давало заказы на выпуск литературы или на изготовление фильмов по нужной тематике [12].

  3. In-text reference with the coordinate start=12518
    Prefix
    Федеральное ведомство служения Родине играло также посредническую роль между МВД и СМИ. Оно регулярно проводило семинары и консультации для прессы, давало заказы на выпуск литературы или на изготовление фильмов по нужной тематике
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Издавались «Сведения о политическом образовании», еженедельная газета «Парламент» с приложением «Из политики и современной истории», а также бесплатные тематические брошюры для всех желающих [12].

  4. In-text reference with the coordinate start=12702
    Prefix
    Оно регулярно проводило семинары и консультации для прессы, давало заказы на выпуск литературы или на изготовление фильмов по нужной тематике [12]. Издавались «Сведения о политическом образовании», еженедельная газета «Парламент» с приложением «Из политики и современной истории», а также бесплатные тематические брошюры для всех желающих
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Большую помощь Федеральному ведомству служения Родине в его издательской деятельности оказывало Федеральное ведомство прессы и информации, публиковавшее правительственные материалы для молодёжи [2, с. 179 – 180].

13
Borinski F. Der Weg zum Mitbürger. Düsseldorf – Köln, 1954. 257 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11403
    Prefix
    Большую роль в ней играла позаимствованная у американских оккупационных властей идея «мягкого управления» молодёжью [21, с. 90], а теоретической и методологической основой политического образования стали концепции «воспитания в духе партнёрства» Фридриха Этингера [25] и «пути к согражданину» Фрица Борински
    Exact
    [13]
    Suffix
    . С 1952 г. политическое образование являлось обязательным учебным предметом, включавшим в себя сумму теоретических знаний о государственном устройстве, общественных институтах, партийной системе.

14
Buchloh S. "Pervers, jugendgefährdend, staatsfeindlich". Frankfurt am Main, 2002. 488 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4217
    Prefix
    до середины 1950-х гг., давали депутатам повод утверждать, что в такой ситуации западногерманская молодёжь является гораздо более восприимчивой к идеологической пропаганде из СССР и ГДР, поэтому молодёжная законодательная практика ФРГ была нацелена не только на преодоление тяжёлого материального положения молодёжи, но и на её адаптацию в обществе и дальнейшую привязку к западной демократии
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Третьей отправной точкой стал антиамериканизм. Усиливающаяся американизация общественного сознания, проникновение через СМИ символов американского образа жизни, растущее влияние индустрии развлечений – все эти моменты, ставшие предвестниками смены стереотипов социального поведения, а также трансформации общественных норм и ценностей, создавали ощущение угрозы национальной идентичности, ус

15
Buchloh S. Wider der Schmutzflut // Jahrbuch für Kommunikationsgeschichte, 2000. S. 157 – 187.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6599
    Prefix
    «охрану» молодёжи от новых веяний американской культуры и растущего влияния индустрии развлечений и воплотившееся в законах «О защите молодёжи в общественных местах» 1951 г. и «О распространении изданий, опасных для молодёжи» 1953 г., стало ярким проявлением консервативного поворота в сторону Веймара. Кроме того, в нём отразилось господство в обществе ограничительной сексуальной морали
    Exact
    [15, с. 187]
    Suffix
    , предубеждения насчёт всё более усиливающейся американизации и «потребность общества в перестраховке» [29, с. 16] в быстро меняющемся мире. К позитивному направлению относились реформа «Имперского закона о вспомоществовании молодёжи» и особенно принятие в 1950 г.

16
Gagel W. Der lange Weg zur demokratischen Schulkultur // Aus Politik und Zeitgeschichte, No 45/2002. S. 6 – 16.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10988
    Prefix
    При этом под «политической эффективностью» и «укреплением демократических идей» до 1955 г. понималась, на мой взгляд, в первую очередь не только и не столько идеологическая борьба с коммунизмом, сколько «перевоспитание к демократии»
    Exact
    [16, с. 6]
    Suffix
    немецкой молодёжи. Для этого с помощью Федерального ведомства служения Родине была создана система политического образования. Большую роль в ней играла позаимствованная у американских оккупационных властей идея «мягкого управления» молодёжью [21, с. 90], а теоретической и методологической основой политического образования стали концепции «воспитания в духе партнёрства» Фридриха Этингера [25

17
Gesamtverzeichnis der in der Liste der jugendgefährdenden Schriften befindlichen Schriften und Abbildungen. Köln-Klettenberg, 1958. 82 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14065
    Prefix
    от своего предшественника из Веймарской республики – службы контроля, которая за 1927 – 1932 гг. проиндексировала всего лишь 170 изданий, федеральное ведомство за 1954 – 1957 гг. занесло в «чёрный список» 649 изданий, из которых порнографическими были признаны только 169; остальные же представляли собой комиксы, женские романы, приключенческие истории, «вестерны» и детективы
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Стоит отметить, что среди проиндексированной литературы не было книг, прославлявших войну и расовую ненависть, хотя они имелись в букинистических лавках и были вполне доступны для молодёжи [8].

18
Gröschel R. Gesellschaftliches Engagement und politische Interessenvertretung. Berlin, 2003. 469 s.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=9529
    Prefix
    Деятельность молодёжных служб способствовала расширению контактов, но с другой стороны в условиях холодной войны она воспринималась в СССР и ГДР как антикоммунистическая, тем более что Федеральное молодёжное объединение настоятельно рекомендовало своим членам «не иметь каких бы то ни было контактов с Союзом свободной немецкой молодёжи ГДР»
    Exact
    [18, с. 280]
    Suffix
    . В непосредственном подчинении у МВД находились две юридически неправоспособных организации – это Федеральное ведомство служения Родине и Федеральное ведомство по контролю за изданиями, опасными для молодежи.

  2. In-text reference with the coordinate start=19445
    Prefix
    Это достигалось тем, что хотя молодёжные союзы работали самостоятельно и без непосредственных государственных указаний, все они получали средства на свои проекты в рамках ФМП, через который государство могло как поощрять их денежными бонусами, так и тормозить их деятельность, сужая, а то и вовсе лишая их финансирования
    Exact
    [18, с. 264]
    Suffix
    . Подводя итоги, следует отметить, что молодёжная политика ФРГ носила в первую очередь координирующий характер. Несмотря на довольно жёсткую иерархию акторов молодёжной политики и наличие рычагов воздействия на молодёжные союзы и общественные организации, власти предпочитали не давить на них строгими указаниями и инструкциями, а объединять усилия исполнительных структур и общества, закладывая

19
Hamburger Programm der CDU vom 22.04.1953. 24 s. Режим доступа: http://www.kas.de/upload/ACDP/CDU/Programme_Bundestag/1953_Hamburger-Programm.pdf (Zugriff: 28.02.2015).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6064
    Prefix
    Это был иной взгляд, основанный на более широком понимании социальной ответственности государства, нежели у ХДС/ХСС, которая ратовала за принцип субсидиарности, и, фактически, не признавала, что молодёжь нуждается в широкой поддержке, не ограниченной вопросами нравственной защиты молодёжи от проявлений американизации
    Exact
    [19]
    Suffix
    . На основе установок партий, а также трёх отправных точек в молодёжной законодательной практике бундестага сформировались два параллельных направления. Негативное направление, нацеленное на «охрану» молодёжи от новых веяний американской культуры и растущего влияния индустрии развлечений и воплотившееся в законах «О защите молодёжи в общественных местах» 1951 г. и «О распространении изданий

20
Hentges G. Neuanfang staatlicher politischer Bildung // Aus Politik und Zeitgeschichte. 2012. No 46 – 47. S. 35 – 43.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10149
    Prefix
    Федеральное ведомство служения Родине было создано в 1952 г. Его предшественник – Имперское ведомство служения Родине – существовал ещё в Веймарской республике и был ликвидирован националсоциалистами в 1933 г.
    Exact
    [20, с. 36]
    Suffix
    . Официальной задачей ведомства являлось «распространение и укрепление демократических и европейских идей в немецком народе». По крайней мере, так гласил § 2 Постановления об его учреждении от 25 ноября 1952 г. [9].

21
Hentges G. Staat und politische Bildung. Wiesbaden, 2013. 467 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11222
    Prefix
    Для этого с помощью Федерального ведомства служения Родине была создана система политического образования. Большую роль в ней играла позаимствованная у американских оккупационных властей идея «мягкого управления» молодёжью
    Exact
    [21, с. 90]
    Suffix
    , а теоретической и методологической основой политического образования стали концепции «воспитания в духе партнёрства» Фридриха Этингера [25] и «пути к согражданину» Фрица Борински [13]. С 1952 г. политическое образование являлось обязательным учебным предметом, включавшим в себя сумму теоретических знаний о государственном устройстве, общественных институтах, партийной системе.

22
Jugendplan der SPD vom 02.05.1953. Bonn, 1953. 20 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5760
    Prefix
    Специфика подхода СДПГ состояла в подчёркивании социально-политического компонента молодёжной политики, в рассмотрении её в первую очередь как части политики социальной, многие функции которой должно взять на себя государство
    Exact
    [22, с. 11]
    Suffix
    . Это был иной взгляд, основанный на более широком понимании социальной ответственности государства, нежели у ХДС/ХСС, которая ратовала за принцип субсидиарности, и, фактически, не признавала, что молодёжь нуждается в широкой поддержке, не ограниченной вопросами нравственной защиты молодёжи от проявлений американизации [19].

23
Mit Intimitäten fing es an. Baden-Baden, 1999. 112 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15682
    Prefix
    Целью создания FSK являлась отмена союзнического контроля в этой области и его дальнейшее осуществление органом самоуправления киноиндустрии [10, с. 3]. 30 сентября 1949 г. военная администрация союзников официально передала ей свои полномочия
    Exact
    [23, с. 34]
    Suffix
    . В неё вошли представители киноиндустрии и общественности в лице федеральных земель, молодёжных организаций и христианских церквей. FSK занималась проверкой фильмов, предназначенных для публичного показа и распространения в ФРГ.

24
Nikles Br. W. Jugendpolitik in der Bundesrepublik Deutschland. Opladen, 1976. 244 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7008
    Prefix
    К позитивному направлению относились реформа «Имперского закона о вспомоществовании молодёжи» и особенно принятие в 1950 г. Федерального молодёжного плана (ФМП), на основе которого была создана практическая основа для взаимодействия государственных и негосударственных акторов в этой сфере
    Exact
    [24, с. 199 – 200]
    Suffix
    . Они указывали на попытки депутатов отойти от уже знакомых охранительных мотивов и придать молодёжной политике ФРГ некое новое начало. На исполнительном уровне власти ФРГ создали ряд проводников (акторов) молодёжной политики, которые занимались практической реализацией молодёжного законодательства и имели определённую иерархию.

25
Oetinger F. Wendepunkt der politischen Bildung. Stuttgart, 1951. 263 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11361
    Prefix
    Большую роль в ней играла позаимствованная у американских оккупационных властей идея «мягкого управления» молодёжью [21, с. 90], а теоретической и методологической основой политического образования стали концепции «воспитания в духе партнёрства» Фридриха Этингера
    Exact
    [25]
    Suffix
    и «пути к согражданину» Фрица Борински [13]. С 1952 г. политическое образование являлось обязательным учебным предметом, включавшим в себя сумму теоретических знаний о государственном устройстве, общественных институтах, партийной системе.

26
Recker M-L. Konrad Adenauer. Leben und Politik. München, 2010. 112 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5065
    Prefix
    Стоит отметить, что это стремление не мог не поддержать и сам федеральный канцлер. Аденауэр был гибким политиком, но как человек, семьянин и глубоко верующий католик он был неизменно консервативен
    Exact
    [26, с. 11 – 12]
    Suffix
    . В период 1949 – 1957 гг. внутренняя и внешняя политика ФРГ определялась в основном ХДС/ХСС. Как правящая партия, обладавшая относительным парламентским большинством, она оказала значительной влияние и на профиль молодёжной политики страны.

27
Schneider U. Jugendhilferechtsreform. Münster, 1988. 220 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3196
    Prefix
    Фактически, Аденауэром была озвучена претензия на новый путь молодёжной политики ФРГ, отличный от политики предшественников. Но поскольку при отказе от тоталитарного наследия, от этой «травмы прошлого»
    Exact
    [27, с. 55]
    Suffix
    , вынудившей государственных мужей постоянно подчёркивать своё дистанцирование от политики НСДАП, единственным прожитым политическим опытом оставался опыт Веймарской республики, то это обстоятельство вольно или невольно предопределило их обращение к молодёжному законодательству Веймара.

28
Speitkamp W. Jugend in der Neuzeit. Göttingen, 1998. 322 s.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3563
    Prefix
    , с. 55], вынудившей государственных мужей постоянно подчёркивать своё дистанцирование от политики НСДАП, единственным прожитым политическим опытом оставался опыт Веймарской республики, то это обстоятельство вольно или невольно предопределило их обращение к молодёжному законодательству Веймара. Этот консервативный поворот, удачно вписывавшийся в традицию патерналистского воспитания молодёжи
    Exact
    [28, с. 268]
    Suffix
    , стал первой отправной точкой для законодательной практики бундестага в области молодёжной политики. Второй отправной точкой стал антикоммунизм, усиленный расколом прежде единой страны на два государства.

29
Steinbacher S. Wie der Sex nach Deutschland kam. München, 2011. 575 s.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=6706
    Prefix
    Кроме того, в нём отразилось господство в обществе ограничительной сексуальной морали [15, с. 187], предубеждения насчёт всё более усиливающейся американизации и «потребность общества в перестраховке»
    Exact
    [29, с. 16]
    Suffix
    в быстро меняющемся мире. К позитивному направлению относились реформа «Имперского закона о вспомоществовании молодёжи» и особенно принятие в 1950 г. Федерального молодёжного плана (ФМП), на основе которого была создана практическая основа для взаимодействия государственных и негосударственных акторов в этой сфере [24, с. 199 – 200].

  2. In-text reference with the coordinate start=14357
    Prefix
    Стоит отметить, что среди проиндексированной литературы не было книг, прославлявших войну и расовую ненависть, хотя они имелись в букинистических лавках и были вполне доступны для молодёжи [8]. С одной стороны, это говорит о стремлении к вытеснению из сознания и снижению значения национал-социализма и поражения в войне
    Exact
    [29, с. 16]
    Suffix
    ; с другой стороны, состав проиндексированных изданий указывал на повышенное внимание «стражей нравственности» к усиливающейся американизации общественного сознания. Механизм централизованного регулирования молодёжной политики действовал и на земельном уровне.

  3. In-text reference with the coordinate start=18618
    Prefix
    Их визитной карточкой стали «Недели защиты молодёжи», которые на протяжении 1950-х гг. были с большим успехом проведены около 2000 раз в различных городах. На них в реферативных секциях и подиумных дискуссиях обсуждались проблемы воспитания молодёжи и давались советы родителям и учителям
    Exact
    [29, с. 211]
    Suffix
    . В качестве особых проводников молодёжной политики можно выделить «верхушечные» молодёжные организации – это Объединение политической молодёжи, представленное «Молодыми социалистами» (СДПГ), «Молодыми демократами» (СвДП) и «Юнге Унион» (ХДС/ХСС), и Федеральное молодёжное объединение, в которое вошли различные конфессиональные, экологические и культурные молодёжные союзы.

30
Verhandlungen des Deutschen Bundestages. Stenographischer Bericht 1/5 vom 20.09.1949. URL: http://pdok.bundestag.de/ (Zugriff: 28.02.2015). Информация об авторе: Любомирова Екатерина Сергеевна – аспирант кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Аме-
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2754
    Prefix
    Уже в его первой правительственной декларации в качестве федерального канцлера были заложены два принципа, которыми в дальнейшем руководствовалось федеральное правительство в сфере молодёжной политики. Вопервых, это наличие у государства обязательств по отношению к молодёжи. Во-вторых, это необходимость рассматривать данные обязательства «иначе, чем это происходило до нас»
    Exact
    [30, с. 27]
    Suffix
    . В то время как первый принцип прозвучал в речи канцлера более чем формально, второй принцип давал чёткие сигналы: руководство ФРГ решительно отмежевывается от молодёжной политики Третьего рейха, и оно будет проводить свою собственную, самостоятельную политику в этой области.