The 6 references with contexts in paper A. Tashchian A., А. Тащиан А. (2016) “РИТМИКА ПРИРОДЫ В МЕТАФИЗИКЕ СВ. АВГУСТИНА // NATURAL RHYTHMS IN ST. AUGUSTINE’S METAPHYSICS” / spz:neicon:vestnik-k:y:2015:i:2:p:228-231

1
Aristidis Quintiliani de Musica libri tres. Leipzig: Teubner Verlag, 1963.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=10410
    Prefix
    Вдохновляясь ею, неоплатонический «музыколог» Аристид Квинтилиан указывал, что «и в теле вселенной есть явная парадигма музыки» (Ἔστιν οὖν κἀν τῷ τοῦ παντὸς σώματι παράδειγμα μουσικῆς ἐναργές), причем «поэты, движимые этим музыкальным ветром, постоянно воспевают его как хор звезд» (ποιηταὶ μὲν γὰρ ταύτην πνοῇ κινούμενοι μουσικῇ διὰ παντὸς ᾄδουσιν ἄστρων χορὸν ἐπονομάζοντες)
    Exact
    [1, s. 119]
    Suffix
    . Сходную мысль высказывает и Августин, утверждая, что все временное подражает неизменной вечности. Это подражание «выражается в обращении неба, которое заставляет вернуться небесные тела к прежнему положению и в смене дней, месяцев, годов, пятилетий и круговом движении звезд подчиняется законам равенства, единства и упорядоченности».

  2. In-text reference with the coordinate start=17490
    Prefix
    В процессе жизни ФИЛОСОФИЯ Земли этот неоплатоник выявляет музыкальную определенность атмосферного и морского процессов, каковые свидетельствуют о том, что земная жизнь «симпатична» небесному миру и идет с ним «нога в ногу». К числу подобных аргументов относятся также времена года, климатическое разнообразие, океанические течения и многое другое
    Exact
    [1, s. 105]
    Suffix
    . Наиболее же примечательно в размышлениях Аристида следующее: подобно тому, как пифагорейцы причисляли определенную геометрическую фигуру каждой из стихий, он каждому времени года назначает определенное число.

  3. In-text reference with the coordinate start=18048
    Prefix
    Так, весна в качестве «воздушного» числа получает восьмерку; лето из-за жары получает число огня – четверку; осень из-за сухости – шестерку как число земли; а зима из-за влажности – двенадцать как число воды. Таким образом, по Аристиду, между временами года складываются музыкальные пропорции. Отношение весны, например, к осени составляет кварту, к зиме – квинту, к лету – октаву
    Exact
    [1, s. 119]
    Suffix
    . Но, конечно же, самая «звучная» ритмика раскрывается в растительной и животной природе. Если говорить о геологическом мире, то его особенности, «члены» пребывают сущими для себя только формально.

2
Hegel G. W. F. Werke: in 20 Bänden mit Registerband. Frankfurt a. M.: Suhrkamp Verlag, 1986. Bd. 9.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=4406
    Prefix
    Вспомним, что в их классическом понимании время выступает в качестве истины пространства, так как пространство само становится временем, ибо в последнем снимается негативность первого как вообще определенного
    Exact
    [2, s. 48]
    Suffix
    . Но поскольку удерживаемые вместе во времени противоположные моменты пространства снимают себя, то время в свою очередь оказывается впадением в безразличие, во внеположность, или пространство. А так как пространство посредством тотальной отрицательности времени перестает быть только внеположностью и становится внутренне конкретным, то возникает категория места.

  2. In-text reference with the coordinate start=12637
    Prefix
    Его проблемность состоит в том, что логическое в нем уже не налично непосредственно, как в механике, но при этом еще не просвечивается как реальное. «Здесь, – как утверждает философ, – понятие скрытно; оно проявляется только как скрепляющая связь необходимости, в то время как являющееся выступает как лишенное понятия»
    Exact
    [2, s. 110]
    Suffix
    . В этой физической «сокровенности» логического античность схватывала лишь ритмику известных ей природных стихий – земли, воды, воздуха и огня. Августин также в шестой книге трактата «О музыке» счел уместным упомянуть эти стихии.

  3. In-text reference with the coordinate start=16101
    Prefix
    Ясно, что принципом их построения оказывается их «дистилляция» до уровня «чистой механики». Именно поэтому земля, которая с логической точки зрения определяется как индивидуализирующий элемент, как целостность, скрепляющая остальные стихии в единство
    Exact
    [2, s. 142]
    Suffix
    , получает в августиновской интерпретации уничижительный статус самого презренного элемента (Quasi vero quidquam sit in eis vilius et abjectius quam terra est) [3, Col. 1192]. Это означает, что для Августина как античного мыслителя настоящая ценность конечного остается нераскрытой.

3
Patrologiae cursus completus: Series Latina / J.-P. Migne. Parisiis, 1877. T. 32.
Total in-text references: 16
  1. In-text reference with the coordinate start=5548
    Prefix
    Характерно, что ритмическую «модуляцию», т. е. размериваФИЛОСОФИЯ ние, Августин поясняет механическим принципом движения, отчего дополняет музыку определением науки правильного движения (scientia bene movendi). Таким образом, для него в предмет музыки входит изучение соотношений движений
    Exact
    [3, Col. 1082–3]
    Suffix
    . Нам, впрочем, понятно, что движение, каким бы «правильным» оно ни было в той или иной особенной форме, должно занимать определенную ступень в иерархии природы. При этом необходимо осознавать, что в зависимости от того, насколько логически развит соответствующий уровень природы, настолько, следовательно, оказывается ритмичным и движение в его плоскости.

  2. In-text reference with the coordinate start=6593
    Prefix
    Он аргументирует свою точку зрения тем, что, к слову, нет такого вида растения, которое бы определенными мерами времени не замещало семя и пускало корни, ростки, не стремилось к небу, не развертывало листья, не крепло, не приносило плод или же снова семя
    Exact
    [3, Col. 1192]
    Suffix
    . Это может показаться небезосновательным при первом приближении, ведь категория времени логически предшествует категории места. Однако то, что Августин употребляет выражение «временные ритмы» в «чистом» значении понятия «время», представляется необоснованным.

  3. In-text reference with the coordinate start=8150
    Prefix
    Кстати, эта же мысль высказывается Августином в другом месте и безотносительно к особенной определенности конечного: «Красота, изменяющаяся лишь во времени, предшествует той, что изменяется и во времени и в определенном месте» (prior est species tantummodo tempore commutabilis, quam ea quae et tempore et locis)
    Exact
    [3, Col. 1186]
    Suffix
    . В трактате «О музыке» обнаруживается еще одна схожая по смыслу ситуация с употреблением оппозиции «временных» и «местных» ритмов. Так, Августин говорит, что все, что мы перечисляем с помощью плотского ощущения, может, как представляется, удержать и воспринять ритмы места в некотором состоянии покоя, если только временные ритмы, пребывающие в движении, внутренним образом и в тишине не предше

  4. In-text reference with the coordinate start=8680
    Prefix
    все, что мы перечисляем с помощью плотского ощущения, может, как представляется, удержать и воспринять ритмы места в некотором состоянии покоя, если только временные ритмы, пребывающие в движении, внутренним образом и в тишине не предшествуют им (locales numeros qui videntur esse in aliquo statu, nisi praecedentibus intimis et in silentio temporalibus numeris qui sunt in motu)
    Exact
    [3, Col. 1192]
    Suffix
    . В отношении сказанного опять-таки нужно заметить, что если в приведенном отрывке «временные ритмы» оказываются логическим предшествованием (а никакого другого «пространственного» или «временного» предшествования здесь быть не может), то тогда тем более Августину следовало бы задуматься о «пространственных ритмах» (spatiales numeri), каковых он, однако, не вводит.

  5. In-text reference with the coordinate start=9863
    Prefix
    Это понятно потому, что, как и вся античность, ритмичным и размеренным в собственном смысле слова гиппонский епископ признавал такое движение, которое проявлялось как совершенное целое, как такое, о котором говорится, что оно «как бы господствует» (quasi dominari), ибо оно свершается ради себя самого (propter se ipse)
    Exact
    [3, Col. 1084]
    Suffix
    . Главным выражением подобного движения в природе является «небесная механика». Нам хорошо известно, что она образует одну из ведущих тем античной, средневековой и новоевропейской музыкальной рефлексии.

  6. In-text reference with the coordinate start=11003
    Prefix
    В конце концов по поводу всей этой абсолютной механики Августин вдохновенно заключает, что она по своей ритмической последовательности складывается в своеобразное стихотворение вселенной (orbes temporum suorum numerosa successione quasi carmini universitatis associant)
    Exact
    [3, Col. 1179]
    Suffix
    . Дальнейший процесс природной ритмики с логической точки зрения заключается в том, чтобы небесная гармония проявилась в каждом определенном существовании, чтоб она реализовалась как развитая самостоятельность «подлунных» формообразований.

  7. In-text reference with the coordinate start=13611
    Prefix
    констатирует, что даже земля, которая с традиционной точки зрения и его собственной представляет собой низшую природную стихию, все же обладает общей (с другими элементами) телесной красотой, в которой угадывается и определенное единство, и присутствие ритмов и упорядоченности (generalem speciem corporis habet, in qua unitas quaedam et numeri et ordo esse convincitur)
    Exact
    [3, Col. 1192]
    Suffix
    . Более того, высказываясь об этой природной стихии, Августин с необходимостью признает, что если землю лишить этой внутренней соразмерности (corrationalitas), то она утратит свою субстанциальную определенность, так что «ничего не останется» (nihil erit) [3, Col. 1192].

  8. In-text reference with the coordinate start=13868
    Prefix
    Более того, высказываясь об этой природной стихии, Августин с необходимостью признает, что если землю лишить этой внутренней соразмерности (corrationalitas), то она утратит свою субстанциальную определенность, так что «ничего не останется» (nihil erit)
    Exact
    [3, Col. 1192]
    Suffix
    . Это, несомненно, свидетельствует о том, что земля имеет свое бытие именно в своей ритмической форме, и вовсе не безразлична к ней. Сказанное Августином о земле тем более существенно для остальных элементов.

  9. In-text reference with the coordinate start=14709
    Prefix
    она стоит выше земли [ритмы воды в представлении гиппонца прекраснее, так как более «видны» (speciosior), т. е. более эстетичны, в силу большего подобия частей и удержания порядка и связности]. Далее, подобно тому, как соотносится с землей вода, с водой соотносится воздух. Его природа еще более прекрасная и «видная» по причине того, что его части еще больше стремятся к единству
    Exact
    [3, Col. 1192]
    Suffix
    . Об элементе огня, впрочем, в трактате «О музыке» в особенности ничего не сказано. Однако в таких августиновских сочинениях, как «О граде Божием» [5, Col. 230] и «Двенадцать книг о Бытии буквально», мы находим традиционное античное представление о четырех природных стихиях с той же традиционной иерархией, сообразно с которой «чистый огонь выше воздуха» (super aerem purus ignis esse) [4, C

  10. In-text reference with the coordinate start=15508
    Prefix
    Впрочем, теперь стоит внимательно присмотреться к тому, что в августиновской классификации физических стихий делает ее метафизической в собственном смысле. В трактате «О музыке» огонь называется элементом, «высшем в этом роде красоты» (summa in hoc genere species)
    Exact
    [3, Col. 1192]
    Suffix
    . Его существенным признаком является то, что он являет собой «высочайший оборот», которым охватывается вся видимая вселенная [3, Col. 1192]. Однако из этого следует, что природные стихии выстраиваются в иерархию отнюдь не в зависимости от того, насколько они становятся конкретнее в своей физической определенности, а совсем напротив, в соответствии с тем, насколько они ее лишены.

  11. In-text reference with the coordinate start=15640
    Prefix
    В трактате «О музыке» огонь называется элементом, «высшем в этом роде красоты» (summa in hoc genere species) [3, Col. 1192]. Его существенным признаком является то, что он являет собой «высочайший оборот», которым охватывается вся видимая вселенная
    Exact
    [3, Col. 1192]
    Suffix
    . Однако из этого следует, что природные стихии выстраиваются в иерархию отнюдь не в зависимости от того, насколько они становятся конкретнее в своей физической определенности, а совсем напротив, в соответствии с тем, насколько они ее лишены.

  12. In-text reference with the coordinate start=16273
    Prefix
    Именно поэтому земля, которая с логической точки зрения определяется как индивидуализирующий элемент, как целостность, скрепляющая остальные стихии в единство [2, s. 142], получает в августиновской интерпретации уничижительный статус самого презренного элемента (Quasi vero quidquam sit in eis vilius et abjectius quam terra est)
    Exact
    [3, Col. 1192]
    Suffix
    . Это означает, что для Августина как античного мыслителя настоящая ценность конечного остается нераскрытой. Более сложной и развитой формой природного, нежели физика, является органика. В отличие от предшествующих форм, органическое как живое есть положенность различий логического как реальных же.

  13. In-text reference with the coordinate start=19155
    Prefix
    В книгах «О музыке» Августин отмечает «первобытную» субъективность жизни, обнаруживаемую в деревьях и в остальных растениях (in arboribus atque stirpibus caeteris), а также в вегетативных частях животного организма (костях, волосах, ногтях)
    Exact
    [3, Col. 1171]
    Suffix
    . По его мнению, эти растительные формы содержат «сокровеннейшие ритмы» (occultissimis numeris) [3, Col. 1192], посредством которых осуществляется их жизненный процесс. Мы полагаем при этом, что «сокровеннейшими» их следует считать не столько потому, что они составляют субстанциальность органической деятельности, сколько потому, что в них еще не явлена себе самой ритмика организма к

  14. In-text reference with the coordinate start=19268
    Prefix
    В книгах «О музыке» Августин отмечает «первобытную» субъективность жизни, обнаруживаемую в деревьях и в остальных растениях (in arboribus atque stirpibus caeteris), а также в вегетативных частях животного организма (костях, волосах, ногтях) [3, Col. 1171]. По его мнению, эти растительные формы содержат «сокровеннейшие ритмы» (occultissimis numeris)
    Exact
    [3, Col. 1192]
    Suffix
    , посредством которых осуществляется их жизненный процесс. Мы полагаем при этом, что «сокровеннейшими» их следует считать не столько потому, что они составляют субстанциальность органической деятельности, сколько потому, что в них еще не явлена себе самой ритмика организма как целого.

  15. In-text reference with the coordinate start=19651
    Prefix
    Мы полагаем при этом, что «сокровеннейшими» их следует считать не столько потому, что они составляют субстанциальность органической деятельности, сколько потому, что в них еще не явлена себе самой ритмика организма как целого. Поэтому Августин находит необходимым ставить эти ритмы ниже не только разумной жизни человека, но и ниже жизни животных
    Exact
    [3, Col. 1171]
    Suffix
    . Животная ритмика превосходна по сравнению с растительной потому, что в животных телах расположение членов с большим разнообразием раскрывает их ритмическое равенство (intervalla membrorum numerosam parilitatem multo magis aspectibus offerunt) [3, Col. 1192].

  16. In-text reference with the coordinate start=19925
    Prefix
    Животная ритмика превосходна по сравнению с растительной потому, что в животных телах расположение членов с большим разнообразием раскрывает их ритмическое равенство (intervalla membrorum numerosam parilitatem multo magis aspectibus offerunt)
    Exact
    [3, Col. 1192]
    Suffix
    . Правда, поскольку этот аргумент касается лишь внешности живого существа, он остается еще формальным. Ведь в таком сопоставлении большая ритмичность животного остается механическим отношением, в котором его моменты равнодушны друг к другу, а потому в своей особенности не обнаруживают субъективности целого.

4
Patrologiae cursus completus: Series Latina / J.-P. Migne. Parisiis, 1887. T. 34.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=9310
    Prefix
    Наконец, та же проблематика очевидна в пассаже из сочинения «Об истинной религии», где он говорит о якобы бестелесных ритмах, проникающих во все живое и «не имеющих объема» (sine tumore), которым «следует удивляться более, чем тем, что в теле» (magis ibi mirandi sunt quam in corpore)
    Exact
    [4, Col. 158]
    Suffix
    . Между тем требуется заключить, что до своей реализации логического еще нет, т. е. что логическое как именно логическое возникает лишь «после» (т. е. в духе). Как бы то ни было, мы не находим у Августина серьезного внимания к этой еще только «конечной механике».

  2. In-text reference with the coordinate start=15083
    Prefix
    Однако в таких августиновских сочинениях, как «О граде Божием» [5, Col. 230] и «Двенадцать книг о Бытии буквально», мы находим традиционное античное представление о четырех природных стихиях с той же традиционной иерархией, сообразно с которой «чистый огонь выше воздуха» (super aerem purus ignis esse)
    Exact
    [4, Col. 265]
    Suffix
    . Поэтому мы убеждены, что, с точки зрения Августина, должна соблюдаться та же пропорция в отношении огня к воздуху, что и в отношениях каждого последующего элемента к предшествующему. Впрочем, теперь стоит внимательно присмотреться к тому, что в августиновской классификации физических стихий делает ее метафизической в собственном смысле.

5
Patrologiae cursus completus: Series Latina / J.-P. Migne. Parisiis, 1900. T. 41.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14859
    Prefix
    Его природа еще более прекрасная и «видная» по причине того, что его части еще больше стремятся к единству [3, Col. 1192]. Об элементе огня, впрочем, в трактате «О музыке» в особенности ничего не сказано. Однако в таких августиновских сочинениях, как «О граде Божием»
    Exact
    [5, Col. 230]
    Suffix
    и «Двенадцать книг о Бытии буквально», мы находим традиционное античное представление о четырех природных стихиях с той же традиционной иерархией, сообразно с которой «чистый огонь выше воздуха» (super aerem purus ignis esse) [4, Col. 265].

6
Pickstock C. Music: Soul, City and Cosmos after Augustine // Radical Orthodoxy: A New Theology / еd. by J. Milbank, C. Pickstock, G. Ward. London, New York: Routledge, 1999. Информация об авторе: Тащиан Андрей Артемович – кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Кубанского госу-
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7581
    Prefix
    Пиксток, занимаясь метафизикой ритма у Августина, желала показать, что с его точки зрения вся пространственная реальность (spatial reality) постоянно порождается из чего-то, не имеющего протяжения, т. е. силой, существенно чуждой этой пространственной реальности. Но она ошибочно не различает в его концепции «пространственные ритмы» и «местные»
    Exact
    [6, р. 248]
    Suffix
    . Следовательно, когда сам Августин говорит о «временных ритмах» дерева как таких, которые предваряют его «местные», то для нас очевидно, что в виду имеется совсем другой аспект, а именно то, что логическое (сущностное) логически же предшествует своей реализации, есть «до» нее.