The 35 references with contexts in paper D. Savinov G., Д. Савинов Г. (2016) “НАХОДКИ ХУННСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ БРОНЗ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ // XIONGNU BRONZE ART OBJECTS FOUND IN THEIR HISTORICAL CONTEXT” / spz:neicon:vestnik-k:y:2015:i:2:p:145-150

1
Бобров В. В. О бронзовой поясной пластине из тагарского кургана // Советская археология. 1979. No 1. С. 254 – 256.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=18815
    Prefix
    «В насыпи кургана 5, видимо в том месте, где был грабительский лаз, найден большой, хорошо сохранившийся кусок шерстяной ткани, на котором лежала часть кожаного ремня с прикрепленной к нему бронзовой прямоугольной ажурной пластиной»
    Exact
    [1, с. 254]
    Suffix
    . Мотив изображения здесь – две геральдически расположенные фигуры стоящих яков – достаточно традиционный. Как и урбюнская бляха в Туве, пластина из кургана у оз. Утинка была сломана еще в древности, скреплена ремешками в двух местах и уже затем, через специально сделанные отверстия, прикреплена к кожаному ремню.

2
Бородовский А. П., Ларичев В. Е. Предметный комплекс Июсского клада // Вестник НГУ. (Серия: История, филология). 2011. С. 196 – 208.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17665
    Prefix
    В свою очередь хуннские бронзы Забайкалья, металлургически отличные от среднеенисейских, не находят себе аналогии по составу среди однотипных хуннских бронз Ордоса» [19, с. 101]. Особое значение имеют обнаруженные на северной окраине Минусинских степей клады хуннских бронзовых изделий – Июсский
    Exact
    [2]
    Suffix
    и Косогольский [25]. В состав Косогольского клада входило около 200 предметов, из них 130 – «бляхи и пряжки, выполненные в зверином стиле» (большинство из них хуннские). Многие из хуннских вещей сломаны и, как отдельные слитки бронзы и куски бронзовой стружки, предназначены для переплавки.

3
Боталов С. Г. Хунны и гунны // Археология, этнография и антропология Евразии. 2003. No 1(13). С. 106 – 127.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3833
    Prefix
    Ясно, что культурно-историческая интерпретация хуннской проблемы имеет не узко региональное, а поистине континентальное значение: по сути дела, с этого в Центральной Азии началась эпоха Великого переселения народов
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Эти, как и многие другие общие положения, приняты всеми исследователями и в целом не требуют подтверждения. Вместе с тем, в каждом из конкретных регионов распространение хуннских художественных бронз имело свою специфику, выявление которой возможно, главным образом, в историческом контексте, благодаря чему общая картина данного феномена становится более конкретной и логически обоснованной.

4
Варенов А. В., Полосьмак Н. В. Новые образцы поясных пластин гуннского времени из могильника Даодуньцзы в Северном Китае // Скифо-сибирский мир (социальная структура и общественные отношения). Ч. II. Кемерово: КемГУ, 1989. С. 111 – 115.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9449
    Prefix
    И наоборот, в экземплярах, найденных в более южных провинциях Китая, абсолютно преобладают изображения в бо́льшей степени «китаизированные», редкие для Центральной Азии. Особенно это видно по материалам расположенного поблизости от Ордоса могильника Даодуньцзы
    Exact
    [4, рис. 1–3]
    Suffix
    . При этом, как отметил С. А. Комиссаров, «центром, вокруг которого концентрируется наибольшее количество находок, является Ордос. Однако временами они встречаются далеко за пределами этой исторической области» [12, с. 273].

5
Волков В. В. Археологические исследования в МНР // Археологические открытия 1981 года. М.: Наука, 1983. С. 503.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10229
    Prefix
    При этом на территории Монголии известно огромное количество погребений рядовых хуннов, образующих целые «могильные поля». Так, на одном из могильников на р. Тамир насчитывалось более 200 курганов
    Exact
    [5, с. 503]
    Suffix
    . По данным Ц. Турбата, их здесь еще больше – 306, а в другой расположенной здесь же долине – 367 [34, с. 135] и т. д. Многие из этих погребений раскопаны и по всем признакам являются упрощенной «копией» хуннских захоронений более высокого социального уровня.

6
Давыдова А. В. К вопросу о хуннских художественных бронзах // Советская археология. 1971. No 1. С. 93 – 105.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3319
    Prefix
    Давыдовой доказано, что подобного рода ажурные бронзовые пластины служили украшениями верхнего («парадного») пояса людей, занимавших особое социальное положение; причем, судя по находкам в Забайкалье, это касается не только мужчин, но и женщин
    Exact
    [6]
    Suffix
    . В соответствии с указаниями письменных источников о перенесении хуннских владений «на север» (120 г. до н. э.), было предложено ограничить время появления хуннских памятников в Забайкалье начиная с конца II в. до н. э. [17].

7
Давыдова А. В. Иволгинский археологический комплекс. Т. 1: Иволгинское городище. СПб.: Петербургское востоковедение, 1996. 92 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14000
    Prefix
    Давыдовой о том, что «на первых этапах значение (Иволгинского – Д. С.) городища было преимущественно военным, но в дальнейшем (по мере освоения территории – Д. С.) роль поселения далеко вышла за эти рамки»
    Exact
    [7, с. 59]
    Suffix
    . Нахождение всех бронзовых поясных ажурных пластин из Забайкалья в погребениях с каменными выкладками (Дырестуйский могильник) или в грунтовых захоронениях (Иволгинский могильник), возможно, указывает, с какими именно видами погребальных памятников связаны такие социально ориентированные изделия.

8
Давыдова А. В. Иволгинский археологический комплекс. Т. 2: Иволгинский могильник. СПб.: Петербургское востоковедение, 1996. 176 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12000
    Prefix
    Забайкалье, сравнительно невелико, но, поскольку большинство из них происходит из непотревоженных комплексов, значение этих находок для культурно-исторической интерпретации подобного рода изделий вообще является не только крайне важным, но и определяющим. Большинство из найденных в Забайкалье хуннских художественных бронз происходит из двух наиболее исследованных могильников – Иволгинского
    Exact
    [8]
    Suffix
    и особенно Дырестуйского [22]. По характеру оформления и мотивам изображений забайкальские поясные пластины имеют как некоторое количество китайских (ордосских) параллелей, так и в основном уже более западных (южносибирских).

9
Дэвлет М. А. О происхождении минусинских ажурных пластин // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М.: Наука, 1976. С. 219 – 227.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9193
    Prefix
    образцы, отражающие влияние ханьской традиции, и преобладает сравнительно небольшая выборка пластин с более динамичными изображениями, в какой-то мере соответствующими традициям «звериного стиля». Наибольшая степень близости связывает ордосские художественные бронзы с забайкальскими и среднеенисейскими. Одной из первых показала близость ордосских и минусинских бронз М. А. Дэвлет
    Exact
    [9, рис. 1–5]
    Suffix
    . И наоборот, в экземплярах, найденных в более южных провинциях Китая, абсолютно преобладают изображения в бо́льшей степени «китаизированные», редкие для Центральной Азии. Особенно это видно по материалам расположенного поблизости от Ордоса могильника Даодуньцзы [4, рис. 1–3].

10
Дэвлет М. А. Сибирские поясные ажурные пластины II в. до н. э. – I в. н. э. // Свод археологических источников. Вып. Д. 4–7. М.: Наука, 1980. 67 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16894
    Prefix
    Дэвлет, показавшая устойчивость выделенных ею типов поясных ажурных пластин и канонический характер представленных на них изображений: парные фигуры стоящих быков, схватка лошадей, пряжки в виде свернувшегося «дракона», решетчатые пластины и др.
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Однако комплексных находок подобного рода на Енисее известно немного. Большинство из них представляют собой обломки предметов, бывших в употреблении и найдены в погребениях тесинского этапа, датируемых II в. до н. э.

11
Ковалев А. А. Происхождение хунну согласно данным истории и археологии // Европа – Азия: проблемы этнокультурных контактов. СПб.: Петроскандика, 2002. С. 150 – 194.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4834
    Prefix
    Ковалевым, детальным образом рассмотревшего соответствие сведений письменных источников и ранних археологических памятников «доциньского времени с признаками влияния хунну», указывающих на место формирования их культуры – территория Внутренней Монголии, севернее провинции Шаньси и к северозападу от провинции Хэбэй
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Что касается решения второго вопроса, то здесь решающее значение имеет территория Ордоса, судя по многочисленным находкам хуннских художественных бронз бывшего основным источником распространения таких изделий в более отдаленных районах Центральной Азии и Южной Сибири.

12
Комиссаров С. А. Ордосские бронзы в бассейне Янзцы // Социогенез в Северной Азии. Ч. 1. Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. техн. ун-та, 2005. С. 273 – 276.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9656
    Prefix
    При этом, как отметил С. А. Комиссаров, «центром, вокруг которого концентрируется наибольшее количество находок, является Ордос. Однако временами они встречаются далеко за пределами этой исторической области»
    Exact
    [12, с. 273]
    Suffix
    . Монголия. На территории Монголии, судя по имеющимся изданиям, поясные бронзовые пластины известны в достаточно большом количестве [37]. Однако все они, насколько можно судить, представляют случайные находки, лишенные конкретного исторического контекста.

13
Коновалов П. Б. Усыпальница хуннского князя в Суджи (Ильмовая падь, Забайкалье). Улан-Удэ: Издво Бурятского НЦ СО РАН, 2008. 98 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11152
    Prefix
    Причем это касается не только «царских» или династийных курганов в Ноин-Уле [26] и в пади Царам [23] с их глубочайшими (до 20 метров!) могильными ямами и сложными входными устройствами-дромосами, копирующими усыпальницы имперской знати династии Хань, но и так называемых «княжеских» погребений типа Ильмовой пади
    Exact
    [13]
    Suffix
    , в свою очередь повторяющих основные конструктивные особенности «царских» захоронений. Очевидно, что обладание художественными бронзами, в первую очередь поясными ажурными пряжкамипластинами с различного рода изображениями, есть не просто знак социального достоинства, а, в первую очередь, прерогатива определенного слоя населения, скорее всего, имевшего непосредственное отношение к распрост

14
Крадин Н. Н. Империя Хунну. М.: Логос, 2001. 312 с. САЯНО-АЛТАЙ ОРКИТАЙ ДОС МОНГОЛИЯ СРЕДНЯЯ АЗИЯ ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ ЗАБАЙКАЛЬЕ
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5444
    Prefix
    Как следует из письменных источников, появление хуннов в Ордосе уходит еще в «скифскую» древность. Однако в конце III в. до н. э. (215 г.) китайские войска под водительством Мэнь Тяня разбили хуннов и завоевали Ордос. По словам Н. Н. Крадина, «потеря Ордоса являлась для номадов тяжелым ударом»
    Exact
    [14, с. 41]
    Suffix
    . Очевидно, к этому событию имеет отношение сообщение о том, что Тоумань, первое достоверное лицо хуннской истории, «оказавшись не в силах победить (царство) Цинь, переселился на север, где хунны пробыли... более десяти лет».

15
Кызласов Л. Р. Древняя Тува (от палеолита до IX в.). М.: Изд-во МГУ, 1979. 208 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6094
    Prefix
    основатель хуннского государства шаньюй Маодунь отвоевал Ордос и, очевидно, уже отсюда предпринял свой знаменитый поход 201 г. до н. э., в результате которого «покорил на севере владения хуньюев, цюйше, гэгуней, динлинов и синьли» [31, с. 43]. Рассказ о походе Маодуня послужил основой для красивой и внешне убедительной гипотезы Л. Р. Кызласова о завоевании хуннами Саяно-Алтая
    Exact
    [15, с. 79 – 80]
    Suffix
    , воспринятую как уже доказанную большинством исследователей. Однако в источниках нигде не говорится о местонахождении этих народов, хотя археологический материал, в том числе и находки хуннских художественных бронз, вполне соответствуют такой реконструкции событий.

16
Матющенко В. И. Татаурова Л. В. Могильник Сидоровка в Омском Прииртышье. Новосибирск: Наука, 1997. 198 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=20515
    Prefix
    Богатейший комплекс находок из кургана 1 могильника Сидоровка свидетельствует об очень высоком социальном статусе погребенных. «Можно предполагать, – отмечают авторы, – что могильник Сидоровка входит в заключительную фазу существования саргатской культуры, а именно: II – IV вв. н. э.»
    Exact
    [16, с. 82]
    Suffix
    , то есть относится уже к самому позднему, среднеазиатскому периоду истории хунну. Знаковая, социально обусловленная сущность хуннских художественных изделий при этом остается неизменной. Рассмотренные материалы не только подтверждают, но и во многом конкретизируют несколько существенных выводов. 1.

17
Миняев С. С. К хронологии сюннуских памятников Забайкалья // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. Л.: ЛОИА АН СССР, 1975. С. 47 – 48.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3523
    Prefix
    В соответствии с указаниями письменных источников о перенесении хуннских владений «на север» (120 г. до н. э.), было предложено ограничить время появления хуннских памятников в Забайкалье начиная с конца II в. до н. э.
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Очевидно, что это должно учитываться и при рассмотрении других областей распространения хуннских художественных бронз. Ясно, что культурно-историческая интерпретация хуннской проблемы имеет не узко региональное, а поистине континентальное значение: по сути дела, с этого в Центральной Азии началась эпоха Великого переселения народов [3].

18
Миняев С. С. Результаты спектрального анализа Косогольского клада // Этнокультурная история населения Западной Сибири. Томск: ТГУ, 1978. С. 26 – 45.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=18141
    Prefix
    Миняева, «большинство изделий Косогольского клада изготовлено в Минусинской котловине» и «клад был предназначен, вероятно, для племен Ачинско-Мариинской лесостепи, испытывавших в то время нужду в металле»
    Exact
    [18, с. 45]
    Suffix
    . Вполне возможно, что из этого металла была изготовлена и бронзовая пластина, найденная в соседней Кузнецкой котловине. Таким образом, как будто выстраивается своеобразная «эстафета» передачи изготовления данного вида престижных изделий – от Ордоса до Забайкалья, от Забайкалья до Енисея, от Енисея до Ачинско-Мариинской лесостепи.

19
Миняев С. С. Производство и распространение поясных пластин с зооморфным изображениями (по данным спектрального анализа) // В кн.: М. А. Дэвлет. Сибирские поясные ажурные пластины II в. до н. э. – I в. н. э. Свод археологических источников. Вып. Д. 4–7. М.: Наука, 1980. С. 29 – 34.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17542
    Prefix
    Миняев, «имеется основание связывать производство бронз хуннских типов, найденных на Среднем Енисее, с деятельностью местных металлургических центров. В свою очередь хуннские бронзы Забайкалья, металлургически отличные от среднеенисейских, не находят себе аналогии по составу среди однотипных хуннских бронз Ордоса»
    Exact
    [19, с. 101]
    Suffix
    . Особое значение имеют обнаруженные на северной окраине Минусинских степей клады хуннских бронзовых изделий – Июсский [2] и Косогольский [25]. В состав Косогольского клада входило около 200 предметов, из них 130 – «бляхи и пряжки, выполненные в зверином стиле» (большинство из них хуннские).

20
Миняев С. С. Хуннские бронзы на Среднем Енисее // Древние культуры Евразийских степей. Л.: Наука, 1983. С. 101 – 103.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12844
    Prefix
    Миняева, анализ поясных пластин, найденных на Енисее, позволяет говорить не о «широком распространении сюннусских бронз, а о хорошо организованном в различных, весьма удаленных друг от друга областях, процессе воспроизводства, репродуцировании бронзовых изделий по сюннуским образцам и, вероятно, для самих сюнну»
    Exact
    [20, с. 103]
    Suffix
    . Обращает на себя внимание, что все наиболее известные в настоящее время хуннские памятники Забайкалья, также как и выделенные С. С. Миняевым центры производства хуннских бронзовых изделий, находятся в одном районе.

22
Миняев С. С. Дырестуйский могильник. СПб.: Европейский дом, 1998.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12030
    Prefix
    , но, поскольку большинство из них происходит из непотревоженных комплексов, значение этих находок для культурно-исторической интерпретации подобного рода изделий вообще является не только крайне важным, но и определяющим. Большинство из найденных в Забайкалье хуннских художественных бронз происходит из двух наиболее исследованных могильников – Иволгинского [8] и особенно Дырестуйского
    Exact
    [22]
    Suffix
    . По характеру оформления и мотивам изображений забайкальские поясные пластины имеют как некоторое количество китайских (ордосских) параллелей, так и в основном уже более западных (южносибирских).

23
Миняев С. С., Сахаровская Л. М. Элитный комплекс захоронения в пади Царам // Российская археология. 2007. No 1. С. 159 – 166.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10950
    Prefix
    Обращает на себя внимание, что и в погребениях представителей высшей знати хуннского общества с их великолепными находками предметов торевтики из золота и серебра, ковров, колесниц, китайских лаковых изделий и др., хуннских художественных бронз также не найдено. Причем это касается не только «царских» или династийных курганов в Ноин-Уле [26] и в пади Царам
    Exact
    [23]
    Suffix
    с их глубочайшими (до 20 метров!) могильными ямами и сложными входными устройствами-дромосами, копирующими усыпальницы имперской знати династии Хань, но и так называемых «княжеских» погребений типа Ильмовой пади [13], в свою очередь повторяющих основные конструктивные особенности «царских» захоронений.

25
Нащекин Н. В. Косогольский клад // Археологические открытия 1966 года. М.: Наука, 1967. С. 163 – 165.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17683
    Prefix
    В свою очередь хуннские бронзы Забайкалья, металлургически отличные от среднеенисейских, не находят себе аналогии по составу среди однотипных хуннских бронз Ордоса» [19, с. 101]. Особое значение имеют обнаруженные на северной окраине Минусинских степей клады хуннских бронзовых изделий – Июсский [2] и Косогольский
    Exact
    [25]
    Suffix
    . В состав Косогольского клада входило около 200 предметов, из них 130 – «бляхи и пряжки, выполненные в зверином стиле» (большинство из них хуннские). Многие из хуннских вещей сломаны и, как отдельные слитки бронзы и куски бронзовой стружки, предназначены для переплавки.

26
Полосьмак Н. В., Богданов Е. С., Цэвээндорж Д. Двадцатый Ноин-Улинский курган. Новосибирск: ИНФОЛИО, 2011. 184 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10932
    Prefix
    Обращает на себя внимание, что и в погребениях представителей высшей знати хуннского общества с их великолепными находками предметов торевтики из золота и серебра, ковров, колесниц, китайских лаковых изделий и др., хуннских художественных бронз также не найдено. Причем это касается не только «царских» или династийных курганов в Ноин-Уле
    Exact
    [26]
    Suffix
    и в пади Царам [23] с их глубочайшими (до 20 метров!) могильными ямами и сложными входными устройствами-дромосами, копирующими усыпальницы имперской знати династии Хань, но и так называемых «княжеских» погребений типа Ильмовой пади [13], в свою очередь повторяющих основные конструктивные особенности «царских» захоронений.

27
Пшеницына М. Н. Тесинский этап // Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. Новосибирск: Наука, 1979. С. 70 – 89.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17138
    Prefix
    Однако комплексных находок подобного рода на Енисее известно немного. Большинство из них представляют собой обломки предметов, бывших в употреблении и найдены в погребениях тесинского этапа, датируемых II в. до н. э. – I в. н. э.; например, Тепсей VII
    Exact
    [27, рис. 52]
    Suffix
    . Более мелкие изделия этого же времени сохранились полностью; например, могильник Есино III. Как отметил С. С. Миняев, «имеется основание связывать производство бронз хуннских типов, найденных на Среднем Енисее, с деятельностью местных металлургических центров.

28
Руденко С. И. Культура хуннов и Ноин-Улинские курганы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 206 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7089
    Prefix
    С.) «уже не было ставки их правителя». Здесь же, на севере, находится теперь и некрополь хуннских шаньюев – знаменитый могильник Ноин-Ула, датированный по находкам лаковых изделий самым началом I в. н. э.
    Exact
    [28]
    Suffix
    . Отсюда и, очевидно, очень быстро экспансия хуннов охватывает Забайкалье, где образуется плотное население и представлено большое количество археологических памятников хунну [24, с. 255, карта 15].

29
Савинов Д. Г. Культурные контакты в Западносибирской части сферы влияния Хунну // Археологические изыскания в Западной Сибири: прошлое, настоящее, будущее. К юбилею Т. Н. Троицкой. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 2010. С. 163 – 173.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=19302
    Prefix
    Больше пока таких находок в Кузнецкой котловине нет. Западная Сибирь. Отдельные изделия хуннского облика или, точнее, сделанные под влиянием образов и стиля хуннской изобразительной традиции, известны в Западной Сибири
    Exact
    [29, рис. 1–3]
    Suffix
    . Возможно, что они, будучи несколько «смещены» во времени, археологически одновременны с южносибирскими. Однако отсутствие подобных находок на территории Северного Алтая позволяет предполагать возможность и их иного, среднеазиатского источника происхождения.

30
Семенов Вл. А., Килуновская М. Е. Художественное литье эпохи ранних кочевников Тувы // Тува – в беге времен. Каталог выставки. М., 2014. С. 62 – 68.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=14614
    Prefix
    Пластина со следами сильной изношенности, была сломана еще в древности и помещена в специально сделанную для этого деревянную основу с плоским углублением и с отверстиями для крепления по краям
    Exact
    [30, рис. 51]
    Suffix
    . Точно также на деревянную основу были положены две прямоугольные бронзовые пластины со сценой схватки лошадей из погребения 107 Дырестуйского могильника. Долгое время урбюнская находка оставалась единственной на территории Тувы, несмотря на явное влияние и даже присутствие здесь самих хуннов (могильник Бай-Даг II).

  2. In-text reference with the coordinate start=15134
    Prefix
    И только в 2007–2010 гг. целая серия предметов хуннской художественной бронзы была обнаружена при исследовании разрушающегося (и, очевидно, уже разрушенного) грунтового могильника Терезин около пос. ЧааХоль, там же, в Центральной Туве
    Exact
    [30, с. 66 – 68]
    Suffix
    . Обилие и разнообразие найденных здесь изделий сразу ставит Туву на одно из первых мест по количеству находок подобного рода предметов, наряду с Забайкальем и Минусинской котловиной. По всем имеющимся данным, включая радиокарбоновый анализ, этот памятник датируется I в. н. э.

31
Таскин В. С. Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). Вып. 1. М.: Изд-во восточной литературы, 1968. 177 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5961
    Prefix
    В 205 – 204 гг. до н. э. уже после своего воцарения (209 г. до н. э.) фактический основатель хуннского государства шаньюй Маодунь отвоевал Ордос и, очевидно, уже отсюда предпринял свой знаменитый поход 201 г. до н. э., в результате которого «покорил на севере владения хуньюев, цюйше, гэгуней, динлинов и синьли»
    Exact
    [31, с. 43]
    Suffix
    . Рассказ о походе Маодуня послужил основой для красивой и внешне убедительной гипотезы Л. Р. Кызласова о завоевании хуннами Саяно-Алтая [15, с. 79 – 80], воспринятую как уже доказанную большинством исследователей.

32
Тишкин А. А. Предметы торевтики хуннусского времени из памятника Яломан-II (Центральный Алтай) // Торевтика в древних и средневековых культурах Евразии. Барнаул: Азбука, 2010. С. 40 – 45.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15868
    Prefix
    Юстыд, а также фрагменты таких же сосудов, найденные в ограбленных погребениях скифского времени в Узунтале. То и другое – юго-восточный Алтай. Первые образцы хуннских художественных изделий были обнаружены при раскопках могильника Яломан II в Центральной части Горного Алтая
    Exact
    [32, рис. 1]
    Suffix
    . По заключению авторов исследования этого памятника, крайне важного для общей реконструкции событий конца I тыс. до н. э. – начала I тыс. н. э., они относятся к тому же эталонному периоду (II в. до н. э.

33
Тишкин А. А., Горбунов В. В. Предметный комплекс в памятнике Яломан II на Алтае как отражение влияния материальной культуры Хунну // Социогенез в Северной Азии. Ч. 1. Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. техн. ун-та, 2005. С. 327 – 333.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16274
    Prefix
    По заключению авторов исследования этого памятника, крайне важного для общей реконструкции событий конца I тыс. до н. э. – начала I тыс. н. э., они относятся к тому же эталонному периоду (II в. до н. э. – I в. н. э.), по характеру изображений аналогичны забайкальским, а по составу металла близки бронзовым предметам пазырыкской культуры
    Exact
    [33]
    Suffix
    . На Северном Алтае (большереченская и каменская культуры), по всей видимости, не входивших в систему протектората хунну, таких изделий до сих пор не обнаружено. Минусинская котловина. Находки хуннских художественных бронз на Среднем Енисее (Минусинская котловина), пожалуй, в количественном отношении занимают второе место после Ордоса, но при этом лучше изучены и систематизированы.

34
Турбат Ц. Могилы рядовых хунну. Улан-Батор, 2004 (на монг. языке).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10334
    Prefix
    При этом на территории Монголии известно огромное количество погребений рядовых хуннов, образующих целые «могильные поля». Так, на одном из могильников на р. Тамир насчитывалось более 200 курганов [5, с. 503]. По данным Ц. Турбата, их здесь еще больше – 306, а в другой расположенной здесь же долине – 367
    Exact
    [34, с. 135]
    Suffix
    и т. д. Многие из этих погребений раскопаны и по всем признакам являются упрощенной «копией» хуннских захоронений более высокого социального уровня. Ни в одном из этих погребений бронзовых ажурных поясных пластин не обнаружено.

35
Худяков Ю. С. Археология Южной Сибири в хунно-сяньбийскую эпоху. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2006. 130 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6498
    Prefix
    Однако в источниках нигде не говорится о местонахождении этих народов, хотя археологический материал, в том числе и находки хуннских художественных бронз, вполне соответствуют такой реконструкции событий. Появилось и иное толкование источников, представляющее локализацию носителей данных этнонимов значительно западнее, в областях, прилегающих к Притяньшанью
    Exact
    [35, с. 20 – 22]
    Suffix
    . Но здесь нет никаких археологических следов столь раннего появления хуннов, в том числе и находок хуннских художественных бронз. Массовый характер оно приобретает в связи с событиями более позднего времени.

36
Kost C. The Practice of Imagery in the Northern Chinese Steppe (5th – 1st centuries BCE) // Bonn Contributions to Asian Archaeology. Volume 6. Bonn, 2014.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=8009
    Prefix
    В основной своей массе это вещи, найденные при случайных обстоятельствах и тем или иным образом попавшие в музейные и частные коллекции. В последней их сводке представлены все известные к настоящему времени комплексные находки, в том числе из эталонного здесь погребального памятника Маоцингоу
    Exact
    [36, s. 95 – 101, 110 – 115]
    Suffix
    . В отечественной литературе они наиболее полно представлены в трудах С. И. Руденко, М. А. Дэвлет, Е. С. Богданова и Д. В. Кузнецова и др. По характеру изображений ордосские поясные пластины наиболее разнообразны: здесь представлены все типы изделий данного рода, как имеющие сходство (иногда доходящее до тождества) с находками на других территориях, так и вполне оригинальные.

37
The sword of Heaven. Culture of bronze artefacts of the Bronze Age and Hunnu Empire. Ulaanbaatar, 2011. Список сокращений АГУ – Алтайский государственный университет. ИАЭ СО РАН – Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9788
    Prefix
    Однако временами они встречаются далеко за пределами этой исторической области» [12, с. 273]. Монголия. На территории Монголии, судя по имеющимся изданиям, поясные бронзовые пластины известны в достаточно большом количестве
    Exact
    [37]
    Suffix
    . Однако все они, насколько можно судить, представляют случайные находки, лишенные конкретного исторического контекста. Некоторые из них более всего соответствуют забайкальским образцам; другие, в первую очередь, с сюжетными изображениями, не имеют аналогов в Саяно-Алтае.