The 13 references with contexts in paper A. Aydarbekova S., А. Айдарбекова С. (2016) “ВИТАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ В СТРУКТУРАХ РУССКОГО КОНЦЕПТА «ДУША» И КАЗАХСКОГО КОНЦЕПТА «ЖАН» // VITAL SIGNS IN THE STRUCTURES OF THE RUSSIAN CONCEPT “ДУША” AND THE КАZAKH CONCEPT “ЖАН”” / spz:neicon:vestnik-k:y:2015:i:2:p:112-115

1
Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. Изд-е 2-е, испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2331
    Prefix
    Изучение языковых репрезентаций концептов внутреннего мира показывает, насколько велика в процессе создания этой области языковой картины мира роль «культурно-исторического багажа народа», то есть мифологии, фольклора, поэзии, художественной литературы
    Exact
    [1, с. 398 – 399]
    Suffix
    . Целью исследования выступает сопоставительный анализ фрагментов концептуальных структур, позволяющий выявить общие и специфические соответствия признаков «живого существа» русского и казахского концептов душа и жан.

2
Афанасьев А. Н. Мифы, поверья и суеверья славян: в 3 т. М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002. Т. III. 768 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3006
    Prefix
    «Славяне признавали в душе человеческой проявление той же творческой силы, без которой невозможна на земле никакая жизнь: это сила света и теплоты, действующая в пламени весенних гроз и в живительных лучах солнца. Душа – собственно частица, искра этого небесного огня, которая и сообщает очам блеск, крови – жар и всему телу – внутреннюю теплоту»
    Exact
    [2, с. 190]
    Suffix
    . Для наивной картины внутреннего мира человека характерно объяснение жизненных явлений действием и присутствием особого нематериального начала – жизненной силы, энтелехии. Обязательным и важным физическим признаком «внутреннего человека» можно назвать «витальность» (от лат. vitalis "жизненный").

3
Баранов А. Н. Когнитивная теория метафоры: почти двадцать лет спустя // Дж. Лакофф, М. Джонсон. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004. 256 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3783
    Prefix
    Термин «метафора» в работе понимается как некое отождествление объектов внутреннего мира, явлений идеального порядка, с явлениями, реально существующими в объективном (физическом) мире. Такое понимание метафоры определяет ее как «устойчивые соответствия между областью источника и областью цели, фиксированные в языковой и культурной традиции данного общества»
    Exact
    [3, с. 13]
    Suffix
    и возводит в ранг когнитивной. Как заметил В. фон Гумбольдт, «одно и то же понятие, например, понятие души, осмысливается с разных сторон, и на путях исторического исследования знакомимся как бы со всем диапазоном возможных для человека способов представления.

4
Бектаев Қ. Сөздік:Үлкен қазақша – орысша, орысша – қазақша сөздік. Алматы: Алтын қазына, 2001. 704 б.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11836
    Prefix
    Ср.: Ему просто хотелось меня видеть и, сверх того, хотелось, такова слабость души человеческой, даже под толстым аксельбантом, похвастать передо мной своими улучшениями по университету. А. И. Герцен. Былое и думы. В казахском языке «əлсіздік» – бессилие, вялость, слабость
    Exact
    [4, с. 76]
    Suffix
    : Өйткені, нашақорларды құрдымға катер ететін нəрсе – олардың ішкі жан дүниесінің əлсіздігі. Т. Өмірбаева. Нашақорлық ғасыр дерті. [Потому что к губительной опасности наркоманов приводит слабость их души.

5
Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. Т. 1: А – З. 397 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4097
    Prefix
    Как заметил В. фон Гумбольдт, «одно и то же понятие, например, понятие души, осмысливается с разных сторон, и на путях исторического исследования знакомимся как бы со всем диапазоном возможных для человека способов представления. Отдельные языки, даже отдельные писатели могут расширять этот диапазон»
    Exact
    [5, с. 181]
    Suffix
    . Общим признаком исследуемых концептов в русском и казахском языках является «жизнь/живое существо». Метафора ‘душа – живое существо’ подтверждается возможностью семантической согласованности номинанта концепта – слова душа со словами, выражающими значение «живой» (живая душа, ожившая душа).

6
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. 699 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13964
    Prefix
    Душа человека, его жизнь, по народным представлениям, находятся в животе. В словаре В. И. Даля живот обозначает «жизнь человека и животного; что есть в твари живое, оживляющее плоть, образующее земную жизнь»
    Exact
    [6, с. 539 – 540]
    Suffix
    . Ср.: Страшно оборвалось в животе, в пояснице, и Николка сел на землю, в ту же секунду его кольт прыгнул в руке и оглушительно выстрелил. М. Булгаков. Белая гвардия. Душа также располагается в межключичной впадине, в горле, в ямке под горлом: Чрез златое он ожерелие Ронит душу вон из бела тела.

7
Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2000. 326 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=1595
    Prefix
    Представления о мире, существующие в сознании, можно проследить через образные признаки, закрепленные в языке [12; 13]. «Признак – всегда образ, история каждого древнего слова и есть сгущение образов – исходных представлений – в законченное понятие о предмете»
    Exact
    [7, с. 11]
    Suffix
    . Структура концепта включает наиболее существенные, релевантные для национального сознания признаки. Они выражают этноспецифичность тех знаний, которые были накоплены носителями языка о конкретном фрагменте окружающей действительности [10, с. 63].

  2. In-text reference with the coordinate start=16461
    Prefix
    Носители языка используют «заданные» языком признаки для описания «внутреннего человека» посредством когнитивных моделей и языковых схем, свойственных для описания «внешнего человека», т. к. подобие телесного (внешнего) и внутреннего как изначальный акт номинации и метафоризации устанавливается не только сигнификативной, но и денотативной сферой обозначаемого
    Exact
    [7, с. 85]
    Suffix
    . Роль метафоры в репрезентации концептов душа и жан, составляющих основу русской и казахской национальных картин мира, очень велика. Таким образом, исследование способов вербализации признаков концептов душа и жан позволяет сделать следующие выводы.

8
Колесов В. В., Пименова М. В. Концептология: учебное пособие. Кемерово, 2012. 248 с. (Серия: Концептуальные исследования). Вып. 16.
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=15575
    Prefix
    Жан (душа) может перемещаться в разные участки тела в зависимости от ситуации. Например, в глотку: жан алқымға алу (келу, жету, таяну, тірелу), букв.: душе подходить, приближаться, подступать к горлу
    Exact
    [8, с. 74]
    Suffix
    . Жан (душа) может предстать перед глазами: жаны көзіне көріну (аналогично: свет в рогожку покажется) [8, с. 76]. Кто-нибудь извне может показать душу (человека): жанын көзіне көрсету, т. е. сделать очень больно, наводить страх на человека [8, с. 78].

  2. In-text reference with the coordinate start=15680
    Prefix
    Например, в глотку: жан алқымға алу (келу, жету, таяну, тірелу), букв.: душе подходить, приближаться, подступать к горлу [8, с. 74]. Жан (душа) может предстать перед глазами: жаны көзіне көріну (аналогично: свет в рогожку покажется)
    Exact
    [8, с. 76]
    Suffix
    . Кто-нибудь извне может показать душу (человека): жанын көзіне көрсету, т. е. сделать очень больно, наводить страх на человека [8, с. 78]. Способность жан (души) перемещаться отражена во фразеосочетаниях жаны мұрнының ұшына көріну, жаны тырнағының ұшына келді (висеть, держаться на волоске, чуть живой).

  3. In-text reference with the coordinate start=15807
    Prefix
    Жан (душа) может предстать перед глазами: жаны көзіне көріну (аналогично: свет в рогожку покажется) [8, с. 76]. Кто-нибудь извне может показать душу (человека): жанын көзіне көрсету, т. е. сделать очень больно, наводить страх на человека
    Exact
    [8, с. 78]
    Suffix
    . Способность жан (души) перемещаться отражена во фразеосочетаниях жаны мұрнының ұшына көріну, жаны тырнағының ұшына келді (висеть, держаться на волоске, чуть живой). Буквальное значение: подойти к кончику носа или к кончикам пальцев [8, с. 77].

  4. In-text reference with the coordinate start=16113
    Prefix
    Способность жан (души) перемещаться отражена во фразеосочетаниях жаны мұрнының ұшына көріну, жаны тырнағының ұшына келді (висеть, держаться на волоске, чуть живой). Буквальное значение: подойти к кончику носа или к кончикам пальцев
    Exact
    [8, с. 77]
    Suffix
    . Носители языка используют «заданные» языком признаки для описания «внутреннего человека» посредством когнитивных моделей и языковых схем, свойственных для описания «внешнего человека», т. к. подобие телесного (внешнего) и внутреннего как изначальный акт номинации и метафоризации устанавливается не только сигнификативной, но и денотативной сферой обозначаемого [7, с. 85].

9
Қазақша – орысша фразеологиялық сөздік; Казахско-русский фразеологический словарь. Х. К. Қожахметова, Р. Е. Жайсақова, Ш. О. Қожахметова. Алма-Ата: Мектеп, 1988. 224 с.
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=2082
    Prefix
    В данной статье под концептом понимается «национальный ментальный образ, некая идея, которая имеет сложную структуру представления, реализуемую различными языковыми средствами. В концепте заключаются признаки, функционально значимые для соответствующей культуры»
    Exact
    [9, c. 9]
    Suffix
    . Изучение языковых репрезентаций концептов внутреннего мира показывает, насколько велика в процессе создания этой области языковой картины мира роль «культурно-исторического багажа народа», то есть мифологии, фольклора, поэзии, художественной литературы [1, с. 398 – 399].

  2. In-text reference with the coordinate start=3351
    Prefix
    Для наивной картины внутреннего мира человека характерно объяснение жизненных явлений действием и присутствием особого нематериального начала – жизненной силы, энтелехии. Обязательным и важным физическим признаком «внутреннего человека» можно назвать «витальность» (от лат. vitalis "жизненный"). Витальные признаки свойственны любому живому существу
    Exact
    [9, с. 68]
    Suffix
    . Выражаясь абстрактными именами языка, концепты внутреннего мира актуализируются метафорически. Термин «метафора» в работе понимается как некое отождествление объектов внутреннего мира, явлений идеального порядка, с явлениями, реально существующими в объективном (физическом) мире.

  3. In-text reference with the coordinate start=5276
    Prefix
    Ты живая душа, но помни о смерти! Ж. Баласагун. Cчастливое познание]. Процесс познания характеризуется способностью человека описывать объективную и виртуальную реальность как «очеловеченную», соразмерную самому себе»
    Exact
    [9, с. 89]
    Suffix
    . С другой стороны, внутренний мир мифологизируется. Душу дарит творец, Бог: И только не говори мне об известных догматах: «душу дает творец». Т. Соломатина. Отойти в сторону и посмотреть. ‘Рождение’ и ‘смерть’ считаются закономерными и неизбежными стадиями существования любого живого организма: родилась душа, умирала душа.

  4. In-text reference with the coordinate start=5984
    Prefix
    Александр Герцен; Его жизнь и литературная деятельность. Если бы душа умирала с телом, она не вернулась бы в голову. А. Беляев. Голова профессора Доуэля. Жизнь – это временный дар, потому что по смерти душу возвращают обратно
    Exact
    [9, с. 47]
    Suffix
    . Душу отдают богу: ...Потому что профессор родился, когда старый Ивановский отдал богу душу; профессор родился, когда его мать, то есть моя теща, уже три года была вдовой. А. Рыбаков. Тяжелый песок.

  5. In-text reference with the coordinate start=13696
    Prefix
    Концепты душа и жан включают в свои структуры признаки «локализации». Локусы души описываются разными языковыми средствами. В ситуациях сильного негативного эмоционального переживания душа уходит в пятки, прыгает в темя
    Exact
    [9, с. 81]
    Suffix
    . Реальные локусы человеческого тела выступают местом расположения души. Душа человека, его жизнь, по народным представлениям, находятся в животе. В словаре В. И. Даля живот обозначает «жизнь человека и животного; что есть в твари живое, оживляющее плоть, образующее земную жизнь» [6, с. 539 – 540].

10
Пименова М. В. Душа и дух: особенности концептуализации. Кемерово: Графика, 2004. 386 с. (Серия: Концептуальные исследования). Вып. 3.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1825
    Prefix
    Структура концепта включает наиболее существенные, релевантные для национального сознания признаки. Они выражают этноспецифичность тех знаний, которые были накоплены носителями языка о конкретном фрагменте окружающей действительности
    Exact
    [10, с. 63]
    Suffix
    . В данной статье под концептом понимается «национальный ментальный образ, некая идея, которая имеет сложную структуру представления, реализуемую различными языковыми средствами. В концепте заключаются признаки, функционально значимые для соответствующей культуры» [9, c. 9].

11
Пименова М. В. Концепт сердце: образ, понятие, символ. Кемерово, 2007. 500 с. (Серия: Концептуальные исследования). Вып. 9.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13483
    Prefix
    Таким образом, «выбирая уже готовое наименование, пригодное для метафорического взаимодействия с основной сущностью, мы тем самым идем от значения этого наименования к его обозначаемому (в актах номинации – к экстенсионалу): ведь путь к отображаемому миру идет через знание значений, на него указывающих»
    Exact
    [11, с. 43]
    Suffix
    . Концепты душа и жан включают в свои структуры признаки «локализации». Локусы души описываются разными языковыми средствами. В ситуациях сильного негативного эмоционального переживания душа уходит в пятки, прыгает в темя [9, с. 81].

12
Пименова М. В. Типы концептов и этапы концептуального исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. Вып. No 2(54). Т. 2. С. 127 – 131.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1447
    Prefix
    В статье уделяется внимание только определенной части структур этих концептов, а именно их витальным признакам. Концептуализация мира происходит через язык. Представления о мире, существующие в сознании, можно проследить через образные признаки, закрепленные в языке
    Exact
    [12; 13]
    Suffix
    . «Признак – всегда образ, история каждого древнего слова и есть сгущение образов – исходных представлений – в законченное понятие о предмете» [7, с. 11]. Структура концепта включает наиболее существенные, релевантные для национального сознания признаки.

13
Пименова М. В. Ментальность в зеркале фольклорной картины мира // Современная лингвистика и исследования ментальности в ХХI веке: коллективная монография: к 80-летнему юбилею профессора В. В. Колесова; отв. соред. М. В. Пименова, В. И. Теркулов. Киев: Издательский Дом Д. Бураго, 2014. 376 с. С. 70 – 105. (Серия: Концептуальный и лингвальный миры). Вып. 5. Информация об авторе:
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1447
    Prefix
    В статье уделяется внимание только определенной части структур этих концептов, а именно их витальным признакам. Концептуализация мира происходит через язык. Представления о мире, существующие в сознании, можно проследить через образные признаки, закрепленные в языке
    Exact
    [12; 13]
    Suffix
    . «Признак – всегда образ, история каждого древнего слова и есть сгущение образов – исходных представлений – в законченное понятие о предмете» [7, с. 11]. Структура концепта включает наиболее существенные, релевантные для национального сознания признаки.