The 6 references with contexts in paper Yu. Geraskin V., I. Povod V., Ю. Гераськин В., И. Повод В. (2016) “СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВВ. // SYSTEM OF MUSLIM EDUCATION IN RYAZAN PROVINCE AT THE TURN OF THE 19TH – 20TH CENTURIES” / spz:neicon:vestnik-k:y:2015:i:1:p:56-58

1
Беленчук Л. Н. Просвещение нерусских народов в России (1861 – 1917 гг.) // Педагогика. 2005. No 8.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=1643
    Prefix
    Российская империя была многоконфессиональным государством. Согласно переписи 1897 г. православия придерживалось 69,4 % населения, остальная его часть исповедовала различные христианские и нехристианские вероисповедания
    Exact
    [1, с. 76]
    Suffix
    . Приверженность традиционным религиям была одним из главных элементов определения своей национальной и культурной идентичности для большинства нерусских народов Российской империи. Немаловажную роль в этом играла система конфессионального образования, существовавшая в XIX – начале XX вв. у представителей некоторых вероисповеданий, в частности, у мусульман, составлявших 11,1 % населения [1

  2. In-text reference with the coordinate start=2016
    Prefix
    Немаловажную роль в этом играла система конфессионального образования, существовавшая в XIX – начале XX вв. у представителей некоторых вероисповеданий, в частности, у мусульман, составлявших 11,1 % населения
    Exact
    [1, с. 76]
    Suffix
    . Особенности исламского образования в Российской империи представлены в трудах как советских, так и современных исследователей. Основное внимание в этих работах уделяется тем регионам, где мусульмане составляли больше половины населения: Поволжье, Средняя Азия и Кавказ.

2
Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. 5. Оп. 4. Дело No 3339.
Total in-text references: 12
  1. In-text reference with the coordinate start=4919
    Prefix
    Главными предметами обучения были Коран и арабский язык, кроме того, преподавались языки хивинский и бухарский, из светских предметов – география, логика и история, но они стояли на втором плане
    Exact
    [2, л. 7]
    Suffix
    . Медресе пользовалось определенной известностью среди российских мусульман. В 1901 г. здесь обучалось 65 учеников, 50 из которых проживали в общежитии, в основном дети небогатых Пензенских и Симбирских татар, им обеспечивалось пропитание.

  2. In-text reference with the coordinate start=5246
    Prefix
    В 1901 г. здесь обучалось 65 учеников, 50 из которых проживали в общежитии, в основном дети небогатых Пензенских и Симбирских татар, им обеспечивалось пропитание. Все остальные расходы ученики должны были оплачивать самостоятельно, в том числе и покупку учебников
    Exact
    [2, л. 7]
    Suffix
    . Уровень образования в медресе не был высоким, в доказательство приведем выдержу из рапорта благочинного иерея. Подчеркивая, что все сведения получены от местных мусульман, он сообщает следующее: «...дело обучения, по-видимому, состоит в задавании и спрашивании уроков, учебники одобрены цензурой, но их или недостаточно, или ученики очень бедны, ученики сами от руки переписывают книги.

  3. In-text reference with the coordinate start=6081
    Prefix
    В последние 2 – 3 года у учащихся введены экзамены для возбуждения соревнования. От Касимовского духовенства медресе совершенно независимо, мулла и ахун бывают только в качестве почетных гостей на экзамене»
    Exact
    [2, л. 8]
    Suffix
    . Исходя из этого отрывка, можно выделить две основных причины такого состояния дел в медресе: недостаток средств и неудовлетворительная постановка самого педагогического процесса. Как уже отмечалось, в Касимовском уезде было девятнадцать начальных училищ, мектебе.

  4. In-text reference with the coordinate start=6666
    Prefix
    Женское мусульманское начальное образование в регионе только развивалось, хотя и довольно активно. Существовало три мектебе для девочек: в Касимове, с. Тарбаево (16 учениц) и с. Подлипки (19 учениц), и пять смешанных мектебе
    Exact
    [2, л. 20 – 25]
    Suffix
    . Образование у мусульман не было всеобщим, этот вывод можно сделать, сравнивая численность мусульманского населения и учащихся. Например, в с. Собакино при населении 669 человек в мектебе обучалось только 30 мальчиков, в с.

  5. In-text reference with the coordinate start=6971
    Prefix
    Образование у мусульман не было всеобщим, этот вывод можно сделать, сравнивая численность мусульманского населения и учащихся. Например, в с. Собакино при населении 669 человек в мектебе обучалось только 30 мальчиков, в с. Подлипки при населении 931 человек обучалось только 29 мальчиков и 19 девочек
    Exact
    [2, л. 7]
    Suffix
    . Кроме того, согласно переписи 1897 г., из всех мусульман Рязанской губернии грамотными, то есть получившими хотя бы начальное образование, были 1852 человека [4, с. 118 – 121], или 36 %. Обучение шло только на татарском языке.

  6. In-text reference with the coordinate start=7475
    Prefix
    Набор предметов в мектебе был следующим: мусульманский Закон Божий (истории о пророках, разъяснение Корана, молитвенные правила), татарское чтение и письмо и четыре действия арифметики (последнее было уже не везде). В двух мектебе: в с. Тарбаево и в с. Болотцы – преподавали также географию и русскую историю
    Exact
    [2, л. 20 – 25]
    Suffix
    . Поскольку мало кто из государственных чиновников знал татарский язык, то это приводило к проблемам в контроле над мусульманскими учебными заведениями. В результате надзор со стороны властей за этими школами практически отсутствовал [2, л. 18].

  7. In-text reference with the coordinate start=7700
    Prefix
    Поскольку мало кто из государственных чиновников знал татарский язык, то это приводило к проблемам в контроле над мусульманскими учебными заведениями. В результате надзор со стороны властей за этими школами практически отсутствовал
    Exact
    [2, л. 18]
    Suffix
    . Одним из пунктов упоминавшихся «Правил...» 1870 года была рекомендация всем мусульманским обществам открывать как в мектебе, так и в медресе классы по изучению русского языка. Новые мектебе и медресе должны, согласно правилам, открываться только с такими классами за счет магометанских обществ [6, с. 88].

  8. In-text reference with the coordinate start=8403
    Prefix
    В итоге многие из татар с большим трудом говорили по-русски, а чтобы получить свидетельство в знании русского языка (это нужно было тем, кто собирался стать муллой), брали уроки у кого-либо из русских учителей. Например, ахун Ханской мечети учился русскому языку у бывшего псаломщика Богоявленской церкви Василия Тумовского
    Exact
    [2, л. 7]
    Suffix
    . По данным переписи 1897 г. «русской грамотностью» среди касимовских татар владел только 291 человек [4, с. 118 – 121], около 5 % мусульманского населения края. Незнание русского языка закрывало татарскому населению доступ в средние и высшие образовательные учреждения Российской империи.

  9. In-text reference with the coordinate start=8892
    Prefix
    В частности, в Касимове существовало техническое училище, но за период с 1896 г. по 1901 г. из 205 учащихся было только шестеро детей мусульман, а в 1901 г. из мусульман не было ни одного желающего поступить в училище
    Exact
    [2, л. 9 об.]
    Suffix
    . На рубеже XIX – XX вв. в Касимовском уезде, как и в других мусульманских регионах России, появляются «новометодные школы». Они отличались тем, что татарский язык преподавался по новому звуковому методу обучения, а также большее внимание уделялось изучению светских предметов.

  10. In-text reference with the coordinate start=9343
    Prefix
    Согласно спискам, в Касимовском уезде числилось 6 новометодных мектебе: в селах Тарбаево, Болотцы, Мунтово, в деревне Шегамалов, в касимовских частном мектебе Хасана Булатова и приходском мектебе
    Exact
    [2, л. 8, 20 – 25]
    Suffix
    . Необходимо несколько слов сказать о преподавателях мусульманских школ. Известно, что из 25 учителей один обучался в Константинополе, семеро – в медресе (Казанском и Касимовском), и один закончил местное мектебе в с.

  11. In-text reference with the coordinate start=9797
    Prefix
    Болотцы, сведения об образовании других отсутствуют. Преподаванием Закона Божьего, как правило, занимался местный мулла, а арифметикой, письмом и другими предметами – отдельный преподаватель, мударис, хотя в некоторых местах всем занимался мулла
    Exact
    [2, л. 8]
    Suffix
    . Интересно, что сами мусульмане не были довольны своими священнослужителями как учителями. Ситуация осложнялась тем, что в школах не платили конкретного жалования, а получали только то, что могли дать родители учеников, поэтому найти хорошего преподавателя, 58 Вестник Кемеровского государственного университета 2015 No 1 (61) Т. 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ особенно в сельское мектебе,

  12. In-text reference with the coordinate start=10183
    Prefix
    Ситуация осложнялась тем, что в школах не платили конкретного жалования, а получали только то, что могли дать родители учеников, поэтому найти хорошего преподавателя, 58 Вестник Кемеровского государственного университета 2015 No 1 (61) Т. 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ особенно в сельское мектебе, было довольно сложно
    Exact
    [2, л. 8 об]
    Suffix
    . Подводя итог, можно отметить ряд положительных моментов в системе исламского конфесионального образования в регионе. В Касимовском уезде существовало одно высшее мусульманское учебное заведение – медресе.

3
Мухетдинов Д. В., Хабутдинов А. Ю. Ислам в России в XVIII – начале XXI вв.: модернизация и традиции. Н. Новгород: Издательство ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2011. 282 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2676
    Prefix
    и представлена была множеством образовательных учреждений, некоторые из которых существовали с XV в., например, медресе в Самарканде, Ташкенте и других городах Средней Азии [5, с. 253]. Достаточно подробно развитие исламского образования в этих регионах представлено в работе Д. В. Мухетдинова и А. Ю. Хабутдинова «Ислам в России в XVIII – начале XXI вв.: модернизация и традиции»
    Exact
    [3]
    Suffix
    и в монографии А. К. Тихонова «Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII – начале XX вв.» [5]. Особый случай представляли мусульмане Центральной России, в частности, Рязанской губернии, где представители этого вероисповедания были явным религиозным меньшинством.

4
Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 35. Рязанская губерния. СПб., 1903. 259 с.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=3322
    Prefix
    данным Государственного архива Рязанской области, в Рязанской губернии в течение XIX – начале XX вв. средняя численность исламского населения была небольшой и колебалась от 5 до 6 тысяч человек. Подавляющая его часть проживала в границах Касимовского уезда и называлась касимовскими татарами. На момент переписи 1897 г. на территории губернии постоянно проживало 5041 татар-мусульман
    Exact
    [4, с. 84 – 85]
    Suffix
    , это чуть больше 3 % от населения Касимовского уезда и около 0,04 % от общего числа жителей губернии. Изучение системы исламского образования в Рязанском регионе представляет большой интерес, так как помогает понять, каким образом удалось избежать ассимиляции довольно небольшой группы мусульманского населения.

  2. In-text reference with the coordinate start=7131
    Prefix
    Подлипки при населении 931 человек обучалось только 29 мальчиков и 19 девочек [2, л. 7]. Кроме того, согласно переписи 1897 г., из всех мусульман Рязанской губернии грамотными, то есть получившими хотя бы начальное образование, были 1852 человека
    Exact
    [4, с. 118 – 121]
    Suffix
    , или 36 %. Обучение шло только на татарском языке. Набор предметов в мектебе был следующим: мусульманский Закон Божий (истории о пророках, разъяснение Корана, молитвенные правила), татарское чтение и письмо и четыре действия арифметики (последнее было уже не везде).

  3. In-text reference with the coordinate start=8515
    Prefix
    Например, ахун Ханской мечети учился русскому языку у бывшего псаломщика Богоявленской церкви Василия Тумовского [2, л. 7]. По данным переписи 1897 г. «русской грамотностью» среди касимовских татар владел только 291 человек
    Exact
    [4, с. 118 – 121]
    Suffix
    , около 5 % мусульманского населения края. Незнание русского языка закрывало татарскому населению доступ в средние и высшие образовательные учреждения Российской империи. В частности, в Касимове существовало техническое училище, но за период с 1896 г. по 1901 г. из 205 учащихся было только шестеро детей мусульман, а в 1901 г. из мусульман не было ни одного желающего поступить в учил

5
Тихонов А. К. Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII – начале XX вв. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. 368 с.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=2485
    Prefix
    Система исламского образования здесь имела давние традиции и представлена была множеством образовательных учреждений, некоторые из которых существовали с XV в., например, медресе в Самарканде, Ташкенте и других городах Средней Азии
    Exact
    [5, с. 253]
    Suffix
    . Достаточно подробно развитие исламского образования в этих регионах представлено в работе Д. В. Мухетдинова и А. Ю. Хабутдинова «Ислам в России в XVIII – начале XXI вв.: модернизация и традиции» [3] и в монографии А.

  2. In-text reference with the coordinate start=2797
    Prefix
    Хабутдинова «Ислам в России в XVIII – начале XXI вв.: модернизация и традиции» [3] и в монографии А. К. Тихонова «Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII – начале XX вв.»
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Особый случай представляли мусульмане Центральной России, в частности, Рязанской губернии, где представители этого вероисповедания были явным религиозным меньшинством. Согласно данным Государственного архива Рязанской области, в Рязанской губернии в течение XIX – начале XX вв. средняя численность исламского населения была небольшой и колебалась от 5 до 6 тысяч человек.

  3. In-text reference with the coordinate start=4100
    Prefix
    источником для изучения системы исламского образования в Рязанской губернии послужили документы, хранящиеся в Государственном архиве Рязанской области: рапорты участкового инспектора народных училищ, благочинного иерея Касимовского уезда и уездного исправника. Мусульманское образование России в изучаемый период было представлено: 1) начальной ступенью, мектебе; 2) высшей школой, медресе
    Exact
    [5, с. 238]
    Suffix
    . Основным документом для его регулирования были «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев», утвержденные императором Александром II 26 марта 1870 г. В начале XX в. в регионе существовало одно медресе и девятнадцать мектебе.

6
Хрестоматия по истории педагогики. Т. IV. Ч. 2. / общ ред. С. А. Каменева. Составил Н. А. Желваков. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1936. 516 с. Информация об авторах: Гераськин Юрий Вениаминович – доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, gera56@inbox.ru.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7976
    Prefix
    Одним из пунктов упоминавшихся «Правил...» 1870 года была рекомендация всем мусульманским обществам открывать как в мектебе, так и в медресе классы по изучению русского языка. Новые мектебе и медресе должны, согласно правилам, открываться только с такими классами за счет магометанских обществ
    Exact
    [6, с. 88]
    Suffix
    . Это положение в мусульманских учебных заведениях Касимовкого уезда не соблюдалось и обучение русскому языку здесь отсутствовало совершенно. В итоге многие из татар с большим трудом говорили по-русски, а чтобы получить свидетельство в знании русского языка (это нужно было тем, кто собирался стать муллой), брали уроки у кого-либо из русских учителей.