The 14 references with contexts in paper E. Starchenko V., Е. Старченко В. (2016) “ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ // PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE STUDENTS OF LINGUISTIC DEPARTMENTS IN THE CONTEXT OF THE COMPETENCE APPROACH TO UNIVERSITY EDUCATION” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:4:p:91-96

1
Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5518
    Prefix
    Махмурян); практическое выражение модернизации содержания образования (В. В. Краевский). Компетенции, согласно классификации В. И. Байденко, подразделяются на две группы: общие и профессиональные
    Exact
    [1, с. 10 – 11]
    Suffix
    . Общие компетенции формируются в общеобразовательной школе и составляют определенный круг учебных предметов и образовательных областей. Основы профессиональных компетенций закладываются на этапе профильного обучения в старших классах школы в виде осознанного понимания применения умственных и практических навыков в определенных видах будущей профессиональной деятельности и продолжают формирова

2
Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6294
    Prefix
    Профессиональные компетенции детерминируются как потенциал, в котором личность нуждается как в предпосылке для ответственного и целенаправленного решения встающих задач или проблем, для оценки найденных решений и дальнейшего развития собственного подхода к типовым действиям [4]; как отражающие специфические для профессиональной области способности, знания и навыки
    Exact
    [2]
    Suffix
    ; как обладание способностью и умениями выполнять определенные профессиональные функции [9]. В контексте компетентностного подхода профессиональные компетенции предполагают целенаправленное их формирование в учебном процессе в ходе изучения учебных дисциплин, выступая как результат профессиональной подготовки выпускника вуза.

3
Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12366
    Prefix
    Халеева и др.), т. е. личности, способной осуществлять эффективное иноязычное общение в реальных ситуациях на межкультурном уровне, под которым понимается адекватное взаимодействие с представителями других культур
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Другими словами, без знания и понимания норм, правил межкультурного общения грамотность, беглость и насыщенность речи на изучаемом иностранном языке, умение понимать иноязычную речь, способность выполнять устные и письменные переводы с иностранного языка на родной и наоборот не гарантируют взаимопонимания и, соответственно, продуктивной совместной деятельности в реальном общении.

4
Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Компетентностный подход к образованию // Высшее образование в России. 2005. No 4. С. 23 – 29.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6209
    Prefix
    Профессиональные компетенции детерминируются как потенциал, в котором личность нуждается как в предпосылке для ответственного и целенаправленного решения встающих задач или проблем, для оценки найденных решений и дальнейшего развития собственного подхода к типовым действиям
    Exact
    [4]
    Suffix
    ; как отражающие специфические для профессиональной области способности, знания и навыки [2]; как обладание способностью и умениями выполнять определенные профессиональные функции [9]. В контексте компетентностного подхода профессиональные компетенции предполагают целенаправленное их формирование в учебном процессе в ходе изучения учебных дисциплин, выступая как результат профессиональной под

5
Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4099
    Prefix
    науке, ориентированной преимущественно на ценностносмысловую, содержательную, личностную составляющие образования, компетентностный подход определяется как формирующий способности индивида самостоятельно отбирать и пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни [8]; как практикоориентированный, с акцентом на операциональную, навыковую сторону результата
    Exact
    [5, с. 36]
    Suffix
    ; как принципиально новый, требующий пересмотра отношения к обучению учащихся, позиции преподавателя [6]; как совокупность общих принципов определения целей, содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [7].

6
Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / под ред. А. В. Великановой. Самара: Профи, 2001.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4204
    Prefix
    , компетентностный подход определяется как формирующий способности индивида самостоятельно отбирать и пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни [8]; как практикоориентированный, с акцентом на операциональную, навыковую сторону результата [5, с. 36]; как принципиально новый, требующий пересмотра отношения к обучению учащихся, позиции преподавателя
    Exact
    [6]
    Suffix
    ; как совокупность общих принципов определения целей, содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [7]. Анализ различных трактовок данного подхода позволяет сделать вывод, что под компетентностным подходом в целом понимают подход в обучении, детерминирующий содержание современного образования, в котором главным аспектом становится овладен

7
Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. No 5. С. 3 – 12.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4352
    Prefix
    ситуациях и сферах жизни [8]; как практикоориентированный, с акцентом на операциональную, навыковую сторону результата [5, с. 36]; как принципиально новый, требующий пересмотра отношения к обучению учащихся, позиции преподавателя [6]; как совокупность общих принципов определения целей, содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Анализ различных трактовок данного подхода позволяет сделать вывод, что под компетентностным подходом в целом понимают подход в обучении, детерминирующий содержание современного образования, в котором главным аспектом становится овладение учащимися профессиональными знаниями, умениями, навыками и способностями их применять в профессиональной деятельности.

8
Локалова Н. П. Психологическая основа компетентностного подхода как новой парадигмы современного школьного образования // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / 2010. No 4. Режим доступа: www.psyjournals.ru›files/33671/psyedu_ru_2010_4_
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4012
    Prefix
    В отечественной психолого-педагогической науке, ориентированной преимущественно на ценностносмысловую, содержательную, личностную составляющие образования, компетентностный подход определяется как формирующий способности индивида самостоятельно отбирать и пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни
    Exact
    [8]
    Suffix
    ; как практикоориентированный, с акцентом на операциональную, навыковую сторону результата [5, с. 36]; как принципиально новый, требующий пересмотра отношения к обучению учащихся, позиции преподавателя [6]; как совокупность общих принципов определения целей, содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [7].

9
Маркова А. К. Учебно-познавательные мотивы и пути их исследования. Формирование учебной деятельности. М.: Просвещение, 2002. 218 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6379
    Prefix
    личность нуждается как в предпосылке для ответственного и целенаправленного решения встающих задач или проблем, для оценки найденных решений и дальнейшего развития собственного подхода к типовым действиям [4]; как отражающие специфические для профессиональной области способности, знания и навыки [2]; как обладание способностью и умениями выполнять определенные профессиональные функции
    Exact
    [9]
    Suffix
    . В контексте компетентностного подхода профессиональные компетенции предполагают целенаправленное их формирование в учебном процессе в ходе изучения учебных дисциплин, выступая как результат профессиональной подготовки выпускника вуза.

10
Пермяков О. Е., Менькова С. В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. М.: ФИРО, 2010. 114 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5943
    Prefix
    Основы профессиональных компетенций закладываются на этапе профильного обучения в старших классах школы в виде осознанного понимания применения умственных и практических навыков в определенных видах будущей профессиональной деятельности и продолжают формироваться в учреждениях профессионального образования
    Exact
    [10, с. 38 – 48]
    Suffix
    . Профессиональные компетенции детерминируются как потенциал, в котором личность нуждается как в предпосылке для ответственного и целенаправленного решения встающих задач или проблем, для оценки найденных решений и дальнейшего развития собственного подхода к типовым действиям [4]; как отражающие специфические для профессиональной области способности, знания и навыки [2]; как обладание спос

11
Середенко П. В. Формирование исследовательских компетенций у выпускников педвузов: монография. Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2013. 164 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9363
    Prefix
    В сферу учебноисследовательской компетенции также входят общие и специальные исследовательские умения, способы и приемы самостоятельного изучения как характеристик страны изучаемого языка, так и самого иностранного языка, обучение которым возможно как во внеучебное время, так и на занятиях при изучении дисциплин
    Exact
    [11, с. 13]
    Suffix
    . Здесь необходимо подчеркнуть значительную роль преподавателя в формировании у учащихся способностей подходить к любой возникающей проблеме с исследовательской позиции в ходе изучения специальных дисциплин.

12
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 «Востоковедение и африканистика» (Квалификация (степень) «Бакалавр») (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 No 1975).
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=6914
    Prefix
    Создание основы оценивания результатов профессиональной подготовки невозможно без четкого представления о том, какие конкретно профессиональные компетенции должны быть сформированы, для чего необходим перечень профессиональных компетенций, соответствующий определенному направлению подготовки студентов. Изучение нормативной документации
    Exact
    [12; 13]
    Suffix
    , основных образовательных программ, регламентирующих содержание профессиональной подготовки студентов языковых направлений, позволило констатировать отсутствие конкретизированного перечня наименований профессиональных компетенций, отражающих профиль профессиональной деятельности специалиста, основу деятельности которого составляет иностранный язык.

  2. In-text reference with the coordinate start=7604
    Prefix
    В частности, в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) языковых направлений подготовки «Востоковедение и африканистика» (профиль обучения Языки и литература стран Азии и Африки (Япония)) и «Педагогическое образование» (профиль обучения Иностранный язык (японский язык)) профессиональные компетенции делятся на общепрофессиональные и профессиональные
    Exact
    [12; 13]
    Suffix
    . В стандартах, как основных документах, детерминирующих компетенции будущего профессионала, четко не прописаны названия формируемых профессиональных компетенций, а индикаторы владения ими закодированы обозначениями ПК-1; ПК-2; ОПК-3 и т. д.

  3. In-text reference with the coordinate start=8220
    Prefix
    В связи с этим, мы поставили перед собой задачу выделить и научно обосновать содержание профессиональных компетенций студентов вышеуказанных языковых направлений подготовки. На основании анализа ФГОС
    Exact
    [12; 13]
    Suffix
    , изучения специфики профессиональной деятельности, требований работодателей, социальных и личностных ожиданий учащихся, собственного педагогического опыта мы выделили следующие профессиональные компетенции: учебно-исследовательскую, педагогическую, межкультурную и иноязычную.

  4. In-text reference with the coordinate start=14971
    Prefix
    В стандартах направлений «Востоковедение и африканистика» и «Педагогическое образование» формирование межкультурной компетенции не выделяется как основная цель педагогического процесса и, соответственно, название данной компетенции в образовательных стандартах не представлено. Однако в стандарты обоих направлений
    Exact
    [12; 13]
    Suffix
    входят дисциплины, проектируемые результаты образования которых можно отнести к компонентам межкультурной компетенции. В этом, по нашему мнению, можно найти подтверждение того, что межкультурная компетенция является неотъемлемой частью профессиональных компетенций студентов языковых направлений и формируется в учебном процессе вуза посредством разных профильных дисциплин, а также учебного и «жив

  5. In-text reference with the coordinate start=22410
    Prefix
    В свою очередь, выпускники востоковедческого направления готовятся к профессиональной деятельности, для эффективного выполнения которой, наряду со знанием иностранного языка, необходимы знания политико-экономических, социальных, культурноцивилизационных, этно-конфессиональных, лингвистических и прочих особенностей страны изучаемого языка
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Множество дисциплин учебного плана направления «Востоковедение и африканистика», в ходе изучения которых детально изучаются характеристики и особенности страны изучаемого языка, детерминирует более развернутое содержание, организацию, контроль и оценивание сформированности межкультурной компетенции, в отличие от критериев этой же компетенции на педагогическом направлении, в рамках которого

13
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) "бакалавр") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788) (с изменениями от 31 мая 2011 г.).
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=6914
    Prefix
    Создание основы оценивания результатов профессиональной подготовки невозможно без четкого представления о том, какие конкретно профессиональные компетенции должны быть сформированы, для чего необходим перечень профессиональных компетенций, соответствующий определенному направлению подготовки студентов. Изучение нормативной документации
    Exact
    [12; 13]
    Suffix
    , основных образовательных программ, регламентирующих содержание профессиональной подготовки студентов языковых направлений, позволило констатировать отсутствие конкретизированного перечня наименований профессиональных компетенций, отражающих профиль профессиональной деятельности специалиста, основу деятельности которого составляет иностранный язык.

  2. In-text reference with the coordinate start=7604
    Prefix
    В частности, в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) языковых направлений подготовки «Востоковедение и африканистика» (профиль обучения Языки и литература стран Азии и Африки (Япония)) и «Педагогическое образование» (профиль обучения Иностранный язык (японский язык)) профессиональные компетенции делятся на общепрофессиональные и профессиональные
    Exact
    [12; 13]
    Suffix
    . В стандартах, как основных документах, детерминирующих компетенции будущего профессионала, четко не прописаны названия формируемых профессиональных компетенций, а индикаторы владения ими закодированы обозначениями ПК-1; ПК-2; ОПК-3 и т. д.

  3. In-text reference with the coordinate start=8220
    Prefix
    В связи с этим, мы поставили перед собой задачу выделить и научно обосновать содержание профессиональных компетенций студентов вышеуказанных языковых направлений подготовки. На основании анализа ФГОС
    Exact
    [12; 13]
    Suffix
    , изучения специфики профессиональной деятельности, требований работодателей, социальных и личностных ожиданий учащихся, собственного педагогического опыта мы выделили следующие профессиональные компетенции: учебно-исследовательскую, педагогическую, межкультурную и иноязычную.

  4. In-text reference with the coordinate start=14971
    Prefix
    В стандартах направлений «Востоковедение и африканистика» и «Педагогическое образование» формирование межкультурной компетенции не выделяется как основная цель педагогического процесса и, соответственно, название данной компетенции в образовательных стандартах не представлено. Однако в стандарты обоих направлений
    Exact
    [12; 13]
    Suffix
    входят дисциплины, проектируемые результаты образования которых можно отнести к компонентам межкультурной компетенции. В этом, по нашему мнению, можно найти подтверждение того, что межкультурная компетенция является неотъемлемой частью профессиональных компетенций студентов языковых направлений и формируется в учебном процессе вуза посредством разных профильных дисциплин, а также учебного и «жив

  5. In-text reference with the coordinate start=21514
    Prefix
    Кроме того, дисциплина, направленная непосредственно на формирование исследовательских умений и навыков, отсутствует в обоих стандартах и образовательных программах, поэтому должна быть специально разработана и внедрена в учебный процесс каждого направления. Подготовка к профессиональной педагогической деятельности, согласно стандарту направления «Педагогическое образование»
    Exact
    [13]
    Suffix
    , заключается в изучении множества «педагогических» дисциплин и практической подготовке за время прохождения педагогической практики. Соответственно, для студентов, обучающихся на данном направлении, педагогическая компетенция является неотъемлемой частью профессиональной подготовки.

14
Хаймс Д. On Communicative Competence / D. Hymes; in J.B. Pride and J. Holmes (eds.). New York: Harmondsworth: Penguin, 1972. P. 269 – 293. Информация об авторе: Старченко Елена Викторовна – аспирант кафедры теории и методики обучения и воспитания института педагогики Сахалинского государственного университета, старший преподаватель кафедры японской филоло-
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12856
    Prefix
    языке, умение понимать иноязычную речь, способность выполнять устные и письменные переводы с иностранного языка на родной и наоборот не гарантируют взаимопонимания и, соответственно, продуктивной совместной деятельности в реальном общении. Мы, вслед за Д. Хаймсом, доказавшим, что владение языком предполагает знание не только грамматики и лексики, но и социальных условий их употребления
    Exact
    [14]
    Suffix
    , считаем, что формирование языковой личности, владеющей иностранным языком на уровне профессионального общения, способной осуществлять продуктивное межкультурное общение, невозможно без обладания межкультурной компетенцией.