The 16 references with contexts in paper I. Kovtun V., I. Rusakova D., И. Ковтун В., И. Русакова Д. (2016) “РОГАТЫЕ ЛОСИ ТОМСКИХ ПИСАНИЦ // HORNED ELKS IN THE TOM PETROGLYPHS” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:4:p:39-43

1
Атхарваведа (Шаунака): в 3 т. / пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т. Я. Елизаренковой; Ин-т востоковедения. М.: Вост. лит., 2007. Т. 2. Кн. VIII – XII. 293 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5346
    Prefix
    «Парнорождённые» – это двенадцать месяцев, а непарнорождённый – тринадцатый месяц, трясущиеся на метафорической колеснице года [10, с. 647]. Аналогичная календарная символика зафиксирована и Атхарваведой: Узнай это, о Савитар: Шестеро близнецов, один рождён в одиночку И они ищут участия в том, Кто из них один рождён в одиночку.
    Exact
    [1, X. 8. 5]
    Suffix
    . Итак, шесть близнечных пар составляют двенадцать месяцев, а «рождённый в одиночку» – это дополнительный тринадцатый месяц ведийского года [11, с. 252]. В Ригведе мотив тринадцатого месяца связывается с Варуной и присутствует в гимне, обращённом к этому божеству: Знает тот, чей завет крепок, двенадцать Месяцев с (их) потомством.

4
Бобров В. В., Ковтун И. В., Марочкин А. Г. Археологические комплексы в Нижнетомском очаге наскального искусства // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2009. Т. XV.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11747
    Prefix
    Его рога схематичны, но орнаментация корпуса удостоверяет продолжение мифокалендарной традиции жертвоприношения животного. На полностью исследованном местонахождении Долгая-1 у Новоромановской писаницы
    Exact
    [4, с. 215 – 216; 20, с. 84 – 87 и др.]
    Suffix
    обнаружены не рога, но причастная к ритуальным действиям серия костей ног нескольких лосиных особей [19, с. 64 – 86]. К какому времени следует отнести данное изображение? Один из древнейших комплексов нижнетомских петроглифов представлен изображениями самусьской изобразительной традиции [17, с. 103; 18, с. 288; 19, с. 31 – 35, 111 – 121].

5
Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. 2-е изд. доп. и испр. М.: Мысль, 1983. 206 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10688
    Prefix
    Параллелизм ведийского śarabhά и угорского sarp, šorp или мансийского šuorp, šōrp как обозначения лося [2, с. 28; 26, с. 147] удостоверяет лексические связи индоариев с уграми в ареале обитания этого животного, подтверждая, что прообразом шарабхи был лось [5, с. 105 и др.]. Поэтому тезис Б. Мункачи о соответствии ведийского слова «шарабха» названию лося у хантов и манси
    Exact
    [5, с. 105 – 106]
    Suffix
    соотносит образ лося с мифическим зверем индоариев, а рассматриваемых лосей Томской писаницы – с идеей заклания главной жертвы в канун главного тринадцатимесячного года. Вероятно, жертвоприношение лося с тринадцатью роговыми отростками – главного среди зверей в Западной Сибири (наряду с медведем), также приурочивалось к новогодней вставке дополнительного месяца олицетворявшего особый э

8
Вртанесян Г. С. Календарные мифы тунгусоязычных народов // Археолого-этнографические исследования Северной Евразии: от артефактов к прочтению прошлого. К 80-летию Светланы Вячеславовны Студзицкой и Михаила Фёдоровича Косарева. Томск: Аграф-Пресс, 2012.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4300
    Prefix
    Затем счёт спускался по левой стороне тела и, пройдя до последних суставов пальцев левой руки, переходил на подъём, начиная с «когтей» правой руки, и завершался на правом плече, соответствовавшему тринадцатому лунному месяцу
    Exact
    [8, с. 79]
    Suffix
    . Подобная антропоморфизация летосчисления повторяется в ведийском движении по кругу прадакшины, вос производящем дугообразную траекторию дневного пути солнца по небосклону слева направо. Прадакшина означает ритуальное обхождение объекта – святыни, почитаемого человека или статуи божества по движению солнца, слева направо, т. е. «по часовой стрелке» [7, с. 333; 22, с. 202].

10
Елизаренкова Т. Я. Примечания // Ригведа. Мандалы. I – IV. Приложения. М.: Наука, 1989.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=5164
    Prefix
    Желанные их (дни и ночи), распределённые по порядку, Меняясь по форме, трясутся на (своём) месте. [25, I. 164. 15]. «Парнорождённые» – это двенадцать месяцев, а непарнорождённый – тринадцатый месяц, трясущиеся на метафорической колеснице года
    Exact
    [10, с. 647]
    Suffix
    . Аналогичная календарная символика зафиксирована и Атхарваведой: Узнай это, о Савитар: Шестеро близнецов, один рождён в одиночку И они ищут участия в том, Кто из них один рождён в одиночку. [1, X. 8. 5].

  2. In-text reference with the coordinate start=5814
    Prefix
    В Ригведе мотив тринадцатого месяца связывается с Варуной и присутствует в гимне, обращённом к этому божеству: Знает тот, чей завет крепок, двенадцать Месяцев с (их) потомством. Он знает (того), кто рождается в придачу. [25, I. 25. 8]. Как и в Атхарваведе, здесь тот, «кто рождается в придачу», – это тринадцатый месяц по лунному календарю
    Exact
    [10, с. 557]
    Suffix
    , являющийся частью поддерживаемого Варуной миропорядка. В Каушитаке Брахмане значимость тринадцатого месяца подчёркивается его уподоблением целому году: «По величине год таков, каков этот тринадцатый месяц; поэтому уже здесь весь год достигается (схватывается, делается доступным)» [13, с. 109].

11
Елизаренкова Т. Я. Комментарий // Атхарваведа (Шаунака): в 3 т. / пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т. Я. Елизаренковой; Ин-т востоковедения. М.: Вост. лит., 2007. Т. 2. Кн. VIII – XII.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5489
    Prefix
    Аналогичная календарная символика зафиксирована и Атхарваведой: Узнай это, о Савитар: Шестеро близнецов, один рождён в одиночку И они ищут участия в том, Кто из них один рождён в одиночку. [1, X. 8. 5]. Итак, шесть близнечных пар составляют двенадцать месяцев, а «рождённый в одиночку» – это дополнительный тринадцатый месяц ведийского года
    Exact
    [11, с. 252]
    Suffix
    . В Ригведе мотив тринадцатого месяца связывается с Варуной и присутствует в гимне, обращённом к этому божеству: Знает тот, чей завет крепок, двенадцать Месяцев с (их) потомством. Он знает (того), кто рождается в придачу. [25, I. 25. 8].

12
Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. 284 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6629
    Prefix
    Мансийское представление о разновидностях змей неявно уподобляет их двенадцати месяцам года, а особая тринадцатая змея – «чёрная», при первом весеннем солнце выползает по насту: «Пород змей всего двенадцать и одна чёрная. Она не собирается с другими, а ложится на зиму где-нибудь на кочке, так, что при первом солнце оживает и бежит по насту»
    Exact
    [12, с. 45]
    Suffix
    . В образе «бегущей по насту» тринадцатой змеи угадывается инвариантный остаток архаичного представления о времени вставки дополнительного месяца – «тринадцатой змеи», приуроченной к первому насту, а астрономически – к весеннему равноденствию [18, с. 108].

13
Кёйпер Ф. Б. Я. Три шага Вишну // Труды по ведийской мифологии. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1986.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6089
    Prefix
    В Каушитаке Брахмане значимость тринадцатого месяца подчёркивается его уподоблением целому году: «По величине год таков, каков этот тринадцатый месяц; поэтому уже здесь весь год достигается (схватывается, делается доступным)»
    Exact
    [13, с. 109]
    Suffix
    . Такое сравнение представляется эвфемизмом стыка Старого и Нового Года с приуроченными к этому времени новогодними ритуалами особого эмболисмического года. Тринадцатый месяц представляется и фрагментарным реликтом индоарийско-угорских связей.

18
Ковтун И. В. Предыстория индоарийской мифологии. Кемерово: Азия-Принт, 2013. 702 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=6867
    Prefix
    В образе «бегущей по насту» тринадцатой змеи угадывается инвариантный остаток архаичного представления о времени вставки дополнительного месяца – «тринадцатой змеи», приуроченной к первому насту, а астрономически – к весеннему равноденствию
    Exact
    [18, с. 108]
    Suffix
    . Показательна констатированная Ригведой причастность Варуны к тринадцатому месяцу, прямое отношение к которому имеет демиург и верховное божество Неба обских угров Нуми-Торум. Он упоминается в календарных ритуалах не менее трёх раз в году: дважды в составе божественного трио – Неба, Земли и Подземелья, и единожды отдельно.

  2. In-text reference with the coordinate start=10314
    Prefix
    Таблица I 1 – Томская писаница, плоскость 8, прорисовка с фотографии начала ХХ века; 2, 4 – Томская писаница, плоскость 6; 3 – Томская писаница, плоскость 8; 5 – Новоромановская писаница; 6 – 8 – Томская писаница, плоскость 3 Ведийскому жертвенному коню предшествовал образ лося / шарабхи – мифического зверя индоариев
    Exact
    [18, с. 95 – 97]
    Suffix
    . Параллелизм ведийского śarabhά и угорского sarp, šorp или мансийского šuorp, šōrp как обозначения лося [2, с. 28; 26, с. 147] удостоверяет лексические связи индоариев с уграми в ареале обитания этого животного, подтверждая, что прообразом шарабхи был лось [5, с. 105 и др.

19
Ковтун И. В. Шёпот духов (Этнолингвокультурные очерки мифологии нижнетомских писаниц). Кемерово: Азия-Принт, 2014. 171 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11885
    Prefix
    На полностью исследованном местонахождении Долгая-1 у Новоромановской писаницы [4, с. 215 – 216; 20, с. 84 – 87 и др.] обнаружены не рога, но причастная к ритуальным действиям серия костей ног нескольких лосиных особей
    Exact
    [19, с. 64 – 86]
    Suffix
    . К какому времени следует отнести данное изображение? Один из древнейших комплексов нижнетомских петроглифов представлен изображениями самусьской изобразительной традиции [17, с. 103; 18, с. 288; 19, с. 31 – 35, 111 – 121].

20
Ковтун И. В., Марочкин А. Г., Русакова И. Д. Археологические комплексы в устье р. Долгая и культурно-хронологическая атрибуция петроглифов Новоромановской писаницы // Материалы научной сессии ИЭЧ СО РАН. Кемерово: ИП Скобликов, 2010. Вып. 2.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11747
    Prefix
    Его рога схематичны, но орнаментация корпуса удостоверяет продолжение мифокалендарной традиции жертвоприношения животного. На полностью исследованном местонахождении Долгая-1 у Новоромановской писаницы
    Exact
    [4, с. 215 – 216; 20, с. 84 – 87 и др.]
    Suffix
    обнаружены не рога, но причастная к ритуальным действиям серия костей ног нескольких лосиных особей [19, с. 64 – 86]. К какому времени следует отнести данное изображение? Один из древнейших комплексов нижнетомских петроглифов представлен изображениями самусьской изобразительной традиции [17, с. 103; 18, с. 288; 19, с. 31 – 35, 111 – 121].

21
Ковтун И.В., Русакова И.Д. Новые исследования и ранее неизвестные петроглифы Тутальской писаницы // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: ИАЭт СО РАН, 2005. – Т. XI, часть I. – С. 352-354.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=751
    Prefix
    Ключевые слова: elk, Tomskya pisanitsa, semantics. Микалентное копирование и повторные прорисовки изображений Томской писаницы [22, с. 356 – 357 и др.], а равно других нижнетомских петроглифических местонахождений
    Exact
    [21, с. 352-354]
    Suffix
    позволили уточнить детали известных и выявить ранее неизвестные рисунки этих памятников. К числу последних относятся и редко встречающиеся на нижнетомских писаницах изображения рогатых лосей. Подавляющее большинство таких изображений зафиксировано на Томской писанице (таблица I, 1-4, 6-8) и только одно изображение лося со схематичными рогами известно на Новоромановской писанице (таблица I

22
Ковтун И. В., Русакова И. Д., Миклашевич Е. А. Обследование памятников наскального искусства Нижнего Притомья // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: ИАЭт СО РАН, 2005. Т. XI. Ч. I.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=666
    Prefix
    The semantic plan of drawings of elks with thirteen horn branches is reconstructed. Ключевые слова: лось, Томская писаница, семантика. Ключевые слова: elk, Tomskya pisanitsa, semantics. Микалентное копирование и повторные прорисовки изображений Томской писаницы
    Exact
    [22, с. 356 – 357 и др.]
    Suffix
    , а равно других нижнетомских петроглифических местонахождений [21, с. 352-354] позволили уточнить детали известных и выявить ранее неизвестные рисунки этих памятников. К числу последних относятся и редко встречающиеся на нижнетомских писаницах изображения рогатых лосей.

25
Ригведа. Мандалы I-IV. М.: Наука, 1989. 767 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=5024
    Prefix
    Примечательно, что и в ведийском календаре известен тринадцатимесячный год: Седьмой из парнорождённых, говорят, рождён один, А шестеро – близнецы, это риши, рождённые богами. Желанные их (дни и ночи), распределённые по порядку, Меняясь по форме, трясутся на (своём) месте.
    Exact
    [25, I. 164. 15]
    Suffix
    . «Парнорождённые» – это двенадцать месяцев, а непарнорождённый – тринадцатый месяц, трясущиеся на метафорической колеснице года [10, с. 647]. Аналогичная календарная символика зафиксирована и Атхарваведой: Узнай это, о Савитар: Шестеро близнецов, один рождён в одиночку И они ищут участия в том, Кто из них один рождён в одиночку. [1, X. 8. 5].

  2. In-text reference with the coordinate start=5701
    Prefix
    В Ригведе мотив тринадцатого месяца связывается с Варуной и присутствует в гимне, обращённом к этому божеству: Знает тот, чей завет крепок, двенадцать Месяцев с (их) потомством. Он знает (того), кто рождается в придачу.
    Exact
    [25, I. 25. 8]
    Suffix
    . Как и в Атхарваведе, здесь тот, «кто рождается в придачу», – это тринадцатый месяц по лунному календарю [10, с. 557], являющийся частью поддерживаемого Варуной миропорядка. В Каушитаке Брахмане значимость тринадцатого месяца подчёркивается его уподоблением целому году: «По величине год таков, каков этот тринадцатый месяц; поэтому уже здесь весь год достигается (схватывается, делается

28
Филонов К. П. Лось. М.: Лесная промышленность, 1983. 246 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1897
    Prefix
    На Томской писанице известен ещё один геометризованный рисунок сохатого с тринадцатью роговыми отростками, стилистически близкий вышеописанному экземпляру (таблица I, 1). В большинстве популяций рога у лосей начинают отрастать с конца марта, в апреле (на северных территориях в мае), достигая максимума к июлю-августу, а сбрасывают они их в ноябре-январе
    Exact
    [28, с. 12 – 15]
    Suffix
    . Поэтому в архаичных традициях лось с рогами ассоциировался с тёплым временем года, а без рогов – с зимой. Рога лося-оленя представлялись метафорой несущих жизненное тепло солнечных лучей. А. В.

29
The Satapatha-Brâhmana. According to the text of the Mâdhyandina school. Translated by Julius Eggeling. Part V. Books XI, XII, XIII, and XIV // The sacred books of the east. Translated by various oriental scholars and edited by F. Max Müller. Oxford: At the clarendon press, 1900. Vol. XLIV. 596 + 8 p. Информация об авторах: Ковтун Игорь Вячеславович – доктор исторических наук, заведующий лабораторией ФГБУН Института
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9909
    Prefix
    бык среди зверей, и тринадцатый (или вставленный) месяц, для согласования календаря с солнечным годом, – его своеобразный нарост; так и эта Ашвамедха является главной среди остальных жертвоприношений, и поскольку у быка есть (горб) (иначе = нарост. – И. К.), можно добавить тринадцатый локоть к узде, словно нарост к этой (Ашвамедхе): даже если нарост находится на спине быка, будет так»
    Exact
    [29, XIII. 1. 2. 2]
    Suffix
    . Таблица I 1 – Томская писаница, плоскость 8, прорисовка с фотографии начала ХХ века; 2, 4 – Томская писаница, плоскость 6; 3 – Томская писаница, плоскость 8; 5 – Новоромановская писаница; 6 – 8 – Томская писаница, плоскость 3 Ведийскому жертвенному коню предшествовал образ лося / шарабхи – мифического зверя индоариев [18, с. 95 – 97].