The 19 references with contexts in paper V. Lyakin E., В. Лякин Е. (2016) “НАРОДНАЯ ПРАВДА В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ // PEOPLE’S VERITY IN RUSSIA IN AT THE TURN OF THE 19th – 20th CENTURIES” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:4:p:216-220

1
Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. 640 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12625
    Prefix
    Алексеев говорил: «Монархия-то Божье дело, да порядки в ней, скорее, дело нечистого». И у русского человека возникает глубочайшее стремление – исправить эти порядки. С величайшим подъёмом ищет он «правды» и хочет государство своё построить как «государство правды»
    Exact
    [1, с. 83]
    Suffix
    . При этом «исправление порядков» и «строительство государства правды» Н. Н. Алексеев понимал достаточно односторонне, ставя в пример эпоху Ивана Грозного и учреждённую им опричнину. При этом В.

3
Бердяев Н. А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. Л.: Лениздат, 1991.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16558
    Prefix
    Поскольку в божественной справедливости есть истина и любовь, а в человеческой – неправда и ненависть, то в самом восстании против основ социального строя во имя справедливости содержится религиозная ложь. Люди не должны думать, что они справедливее Бога и могут исправить справедливость
    Exact
    [3, с. 167 – 168]
    Suffix
    . Таким образом, народная правда и её не оформившаяся вера в пустого Бога ещё раз проявила свою антиправовую сущность, погубив только ещё утверждавшееся в России правовое сознание. При этом В. К.

4
Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // «Вехи», «Интеллигенция в России»: сб. статей 1909 – 1910 гг. М.: Молодая гвардия, 1991.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7620
    Prefix
    Интеллигенцию интересует не вопрос об истинности или ложности теории, а лишь то, благоприятна или нет эти теория, послужит ли она благу и интересам народа. Такие стремления парализовали и практически уничтожили интерес к истине, что можно выразить формулой: да сгинет истина, если от гибели её народу будет лучше житься, если люди будут счастливы
    Exact
    [4, с. 28 – 30]
    Suffix
    . Правовед и философ Б. А. Кистяковский отмечает, что в нашей богатой литературе прошлых веков нет ни одного трактата или этюда о праве, который имел бы общественное, а не узко научное значение: «Можно сказать, что в идейном развитии нашей интеллигенции, поскольку оно отразилось в литературе, не участвовала ни одна правовая идея.

5
Денисов С. Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды: монография. Омск: Издательство ОмГПУ, 2001. 206 с.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=1837
    Prefix
    Актуальность проблемы правды обосновывается её исследователями несколькими факторами, прежде всего недостаточностью критического или какого-либо иного анализа этой категории в современных философско-антропологических исследованиях
    Exact
    [5, с. 4]
    Suffix
    , а также распространением так называемого правдоискательства, которое в русской культуре служит предельным основанием человеческого поведения. Также возрастание интереса к правде объясняется вступлением человечества в эпоху постмодерна, которая сопровождается, с одной стороны, политической, культурной и ценностной плюральностью [5, с. 117 – 147; 10, с. 3], потерей человеком смысловых

  2. In-text reference with the coordinate start=2152
    Prefix
    философско-антропологических исследованиях [5, с. 4], а также распространением так называемого правдоискательства, которое в русской культуре служит предельным основанием человеческого поведения. Также возрастание интереса к правде объясняется вступлением человечества в эпоху постмодерна, которая сопровождается, с одной стороны, политической, культурной и ценностной плюральностью
    Exact
    [5, с. 117 – 147; 10, с. 3]
    Suffix
    , потерей человеком смысловых ориентиров и собственной идентичности, а с другой – кризисом рационализма, когда рациональные ценности оказываются чем-то внешним по отношению к человеку. Этимологические и лингвистические характеристики термина «правда» дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих работах, в числе которых: прагматическая [10,

  3. In-text reference with the coordinate start=2645
    Prefix
    Этимологические и лингвистические характеристики термина «правда» дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих работах, в числе которых: прагматическая [10, с. 44], эссенциалистская [15, с. 144], социальная [16, с. 189], антропологическая
    Exact
    [5, с. 24]
    Suffix
    , онтологическая (эпистемологическая) [9, с. 58 – 59], экзистенциальная [14, с. 83]. При этом отмечается несомненное значение рассматриваемого понятия именно для русской культуры. Так, Н. А. Земскова замечает, что наличие в русском языке двух слов-концептов «Истина» и «Правда» для выражения очень близких по значению понятий является отличительной особенностью русской культуры, для установ

6
Доброхотов А. Л. Белый царь, или Метафизика власти в русской мысли // Доброхотов А. Л. Избранное. М.: Территория будущего, 2008.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9036
    Prefix
    – это "они", это ктото распоряжающийся его жизнью и свободой <...> В народном сознании эта ситуация отразилась в восприятии власти как сакрально нечистой силы, несущей на себе печать проклятия. Власть или принимали как злое средство для хороших целей, или отвергали как источник греха. Греховность власти – одна из фундаментальных, хотя и не всегда явных интуиций русской культуры»
    Exact
    [6, с. 114 – 115]
    Suffix
    . Как пишет В. К. Кантор, тема правового сознания, правового начала в русский историко-культурной традиции и отношении к праву народа, соотношения права с т. н. «народной правдой» обострилась после революций начала XX столетия, прозвучав в работах П.

7
Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 30-ти т. Л.: Наука, 1971 – 1987. Т. 22.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=11520
    Prefix
    При этом он принимал и существование правды образованного общества, указывая, что это общество должно «преклониться перед народом и ждать от него всего, и мысли и образа; преклониться перед правдой народной»
    Exact
    [7, с. 45]
    Suffix
    . Преклонение не должно быть раболепным: тут же Достоевский настаивает на сохранении и самости образованного общества: «Не можем же мы совсем перед ним уничтожиться, и даже перед какой бы то ни было его правдой; наше пусть остаётся при нас и мы не отдадим его ни за что на свете, даже, в крайнем случае, и за счастье соединения с народом.

  2. In-text reference with the coordinate start=11868
    Prefix
    Преклонение не должно быть раболепным: тут же Достоевский настаивает на сохранении и самости образованного общества: «Не можем же мы совсем перед ним уничтожиться, и даже перед какой бы то ни было его правдой; наше пусть остаётся при нас и мы не отдадим его ни за что на свете, даже, в крайнем случае, и за счастье соединения с народом. В противном случае пусть уж мы оба погибаем врознь»
    Exact
    [7, с. 45]
    Suffix
    . Но основную массу русского народа Достоевский в своём романе «Бесы» нарисовал погруженной в языческую стихию, живущей вне христианства, представив русский народ-богоносец в образе бесноватого. В.

8
Земскова Н. А. Концепты «истина», «правда», «ложь» как факторы вербализации действительности: когнитивно-прагматический аспект на материале русского и английского языков: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Краснодар, 2006. 200 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3121
    Prefix
    Земскова замечает, что наличие в русском языке двух слов-концептов «Истина» и «Правда» для выражения очень близких по значению понятий является отличительной особенностью русской культуры, для установления чего достаточно обратить внимание на частоту их употребления в пословицах, поговорках, фразеологизмах
    Exact
    [8, с. 103 – 104]
    Suffix
    . В связи с этим исследование понятия правды актуально и в культурологическом аспекте в свете возрастающего интереса к российской истории. Рассматривая вопрос с точки зрения русской религиозной философии, самоопределившейся в последней трети XIX века, можно обратиться к мнению С.

9
Знаков В. В. Категории правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания // Вопросы психологии. 1994. No 2.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2695
    Prefix
    Этимологические и лингвистические характеристики термина «правда» дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих работах, в числе которых: прагматическая [10, с. 44], эссенциалистская [15, с. 144], социальная [16, с. 189], антропологическая [5, с. 24], онтологическая (эпистемологическая)
    Exact
    [9, с. 58 – 59]
    Suffix
    , экзистенциальная [14, с. 83]. При этом отмечается несомненное значение рассматриваемого понятия именно для русской культуры. Так, Н. А. Земскова замечает, что наличие в русском языке двух слов-концептов «Истина» и «Правда» для выражения очень близких по значению понятий является отличительной особенностью русской культуры, для установления чего достаточно обратить внимание на частоту их уп

10
Иванова В. В. Правда в бытии человека: дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2005. 185 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=2152
    Prefix
    философско-антропологических исследованиях [5, с. 4], а также распространением так называемого правдоискательства, которое в русской культуре служит предельным основанием человеческого поведения. Также возрастание интереса к правде объясняется вступлением человечества в эпоху постмодерна, которая сопровождается, с одной стороны, политической, культурной и ценностной плюральностью
    Exact
    [5, с. 117 – 147; 10, с. 3]
    Suffix
    , потерей человеком смысловых ориентиров и собственной идентичности, а с другой – кризисом рационализма, когда рациональные ценности оказываются чем-то внешним по отношению к человеку. Этимологические и лингвистические характеристики термина «правда» дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих работах, в числе которых: прагматическая [10,

  2. In-text reference with the coordinate start=2546
    Prefix
    Этимологические и лингвистические характеристики термина «правда» дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих работах, в числе которых: прагматическая
    Exact
    [10, с. 44]
    Suffix
    , эссенциалистская [15, с. 144], социальная [16, с. 189], антропологическая [5, с. 24], онтологическая (эпистемологическая) [9, с. 58 – 59], экзистенциальная [14, с. 83]. При этом отмечается несомненное значение рассматриваемого понятия именно для русской культуры.

11
Кантор В. К. Фёдор Степун: «Народная правда» против правового сознания как явления христианской политики // «Правда». Дискурсы справедливости в русской интеллектуальной истории. М.: Ключ-С, 2010.
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=5398
    Prefix
    Названное определяет цель настоящей работы – установить характеристики и систему ценностей «народной правды» как социально-культурного феномена России рубежа XIX – XX веков и её соотношение с религиозной правдой как нравственным и моральным явлением. Предмет настоящей работы задан мыслями, изложенными в статье В. К. Кантора о «народной правде»
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Тема соотнесения христианства и политики (иначе: нравственного и юридического закона) является не новой для русской философии. В качестве примера остроты этого вопроса можно вспомнить полемику В.

  2. In-text reference with the coordinate start=6201
    Prefix
    Он был убеждён в невозможности вести людей к нравственному идеалу путём внешнего принуждения. Нравственность по принуждению – это искажения нравственности как таковой, по сути безнравственность
    Exact
    [11, с. 241]
    Suffix
    . На протяжении всей истории русской религиознофилософской литературы утверждалось, что русский народ пошёл путём «внутренней», нравственной правды, по пути мира, согласному с учением Христа. Как отмечал Е.

  3. In-text reference with the coordinate start=9373
    Prefix
    Кантор, тема правового сознания, правового начала в русский историко-культурной традиции и отношении к праву народа, соотношения права с т. н. «народной правдой» обострилась после революций начала XX столетия, прозвучав в работах П. Н. Новгородцева, Е. Н. Трубецкого, Н. Н. Алексеева, С. А. Муромцева, Ф. А. Степуна
    Exact
    [11, с. 246 – 247]
    Suffix
    . Как уже указывалось, об отсутствии правового сознания в народе неоднократно писали и «Вехи». Уже упомянутый Б. А. Кистяковский так осуждал одобрительное отношение к этому феномену со стороны славянофилов: «Герцен предполагает, что в этом коренном недостатке русской общественной жизни заключается известное преимущество.

  4. In-text reference with the coordinate start=10427
    Prefix
    Кистяковский всё же уточняет: «Притупленность правосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом нашего застарелого зла – отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа» [12, с. 113]. Данную проблему В. К. Кантор считает одной из сущностных для русской действительности
    Exact
    [11, с. 248]
    Suffix
    . Так, до упомянутой дискуссии начала XX века из всех областей мировоззрения интерес к проблеме права фактически имелся только в художественной сфере. Правовые проблемы, девиантное поведение волновали деятелей русской культуры, прежде всего, литераторов (романы Ф.

  5. In-text reference with the coordinate start=12934
    Prefix
    Алексеев понимал достаточно односторонне, ставя в пример эпоху Ивана Грозного и учреждённую им опричнину. При этом В. К. Кантор справедливо отмечает, что ни Ивана Грозного, ни верхушку опричнины нельзя причислить к народу, крестьянам, хлебопашцам
    Exact
    [11, с. 252]
    Suffix
    . По сути произошло размывание понятий: такие размышления в некоем роде оправдали знаменем «народной правды», «благом народа» дальнейшую политику ортодоксальных представителей русского общества.

12
Кистяковский Б. А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // «Вехи», «Интеллигенция в России»: сб. статей 1909 – 1910 гг. М.: Молодая гвардия, 1991.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=8040
    Prefix
    литературе прошлых веков нет ни одного трактата или этюда о праве, который имел бы общественное, а не узко научное значение: «Можно сказать, что в идейном развитии нашей интеллигенции, поскольку оно отразилось в литературе, не участвовала ни одна правовая идея. И теперь в той совокупности идей, из которой слагается мировоззрение нашей интеллигенции, идея права не играет никакой роли»
    Exact
    [12, с. 110]
    Suffix
    . Эти негативные оценки являются выражением типичного для большинства отечественных правоведов мнения о том, что, во-первых, наша правовая система является недостаточно развитой по сравнению с правовыми системами западных государств, во-вторых, магистральный путь ее развития – заимствование зарубежного (западного) права.

  2. In-text reference with the coordinate start=10090
    Prefix
    В слабости внешних правовых форм и даже в полном отсутствии внешнего правопорядка в русской общественной жизни они усматривали положительную, а не отрицательную сторону <...> Поэтому отношения между народом и государем в России, особенно допетровской, основывались на взаимном доверии и на обоюдном искреннем желании пользы»
    Exact
    [12, с. 114]
    Suffix
    . Кистяковский всё же уточняет: «Притупленность правосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом нашего застарелого зла – отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа» [12, с. 113].

  3. In-text reference with the coordinate start=10334
    Prefix
    Кистяковский всё же уточняет: «Притупленность правосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом нашего застарелого зла – отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа»
    Exact
    [12, с. 113]
    Suffix
    . Данную проблему В. К. Кантор считает одной из сущностных для русской действительности [11, с. 248]. Так, до упомянутой дискуссии начала XX века из всех областей мировоззрения интерес к проблеме права фактически имелся только в художественной сфере.

13
Новгородцев П. И. Восстановление святынь // Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. 639 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13870
    Prefix
    Надо только расшатать и разрушить старую власть и старый порядок, а затем всё само собою устроится... На почве таких воззрений нельзя было, конечно, организовать ни народовластия, ни управления»
    Exact
    [13, с. 566]
    Suffix
    . Изложенное ещё раз подтверждает высказанный ранее тезис о низком уровне правосознания русского народа. В результате распространения анархических идей дворянство не прошло конституционной школы, тезисы о законности, правопорядке, подчинении существующим нормам права, гарантий собственности, личной неприкосновенности и иных базисных свобод, разработанных Монтескьё ещё в середине XVIII век

14
Огурцов А. П. Экзистенциальность правды и объективность истины: конфликтность установки творческой личности // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М.: Наука, 1990.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2731
    Prefix
    Этимологические и лингвистические характеристики термина «правда» дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих работах, в числе которых: прагматическая [10, с. 44], эссенциалистская [15, с. 144], социальная [16, с. 189], антропологическая [5, с. 24], онтологическая (эпистемологическая) [9, с. 58 – 59], экзистенциальная
    Exact
    [14, с. 83]
    Suffix
    . При этом отмечается несомненное значение рассматриваемого понятия именно для русской культуры. Так, Н. А. Земскова замечает, что наличие в русском языке двух слов-концептов «Истина» и «Правда» для выражения очень близких по значению понятий является отличительной особенностью русской культуры, для установления чего достаточно обратить внимание на частоту их употребления в пословицах, погов

15
Печерская Н. В. Метаморфозы справедливости: историко-этимологический анализ понятия справедливость в русской культуре // Полит. исслед. 2001. No 2.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2582
    Prefix
    Этимологические и лингвистические характеристики термина «правда» дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих работах, в числе которых: прагматическая [10, с. 44], эссенциалистская
    Exact
    [15, с. 144]
    Suffix
    , социальная [16, с. 189], антропологическая [5, с. 24], онтологическая (эпистемологическая) [9, с. 58 – 59], экзистенциальная [14, с. 83]. При этом отмечается несомненное значение рассматриваемого понятия именно для русской культуры.

16
Соловьёв В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 1. 892 c.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=2611
    Prefix
    Этимологические и лингвистические характеристики термина «правда» дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих работах, в числе которых: прагматическая [10, с. 44], эссенциалистская [15, с. 144], социальная
    Exact
    [16, с. 189]
    Suffix
    , антропологическая [5, с. 24], онтологическая (эпистемологическая) [9, с. 58 – 59], экзистенциальная [14, с. 83]. При этом отмечается несомненное значение рассматриваемого понятия именно для русской культуры.

  2. In-text reference with the coordinate start=5906
    Prefix
    Первый утверждал, что право есть требование реализации минимума нравственности, который должен иметься в каждой душе, то есть реализации определённого минимального добра, «тогда как интерес собственно нравственный относится непосредственно не к внешней реализации добра, а к его внутреннему существованию в сердце человеческом»
    Exact
    [16, с. 413]
    Suffix
    . Б. Н. Чичерин, в свою очередь, видел в этом призыве к нравственности возврат к антиправовому пафосу русской мысли. Он был убеждён в невозможности вести людей к нравственному идеалу путём внешнего принуждения.

17
Степун Ф. А. Мысли о России. Очерк VIII. Национально-религиозные основы большевизма: пейзаж, крестьянство, философия, интеллигенция // Степун Ф. А. Сочинения. Составление, вступ. статья, примечания и библиография В. К. Кантора. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. 1000 с.
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=15091
    Prefix
    Через всю историю русской религиозной мысли проходит, если и не красною линией, то всё же красным пунктиром проходит домысел, что право – могила правды, что лучше быть бьющим себя в перси грешником, чем просто порядочным существом...». «Что право может быть не могилой правды, а её прославлением... – это для философской стихии русского духа никогда не было по-настоящему убедительно»
    Exact
    [17, с. 328]
    Suffix
    . Всё это можно было принять, если бы народная правда действительно была тождественна христианской правде. Как пишет Степун, «всякий добрый европеец, не верующий в Бога, далеко ещё не безбожный человек, в нём в той или иной степени, в том или ином ущерблении всегда или почти всегда жива вера: вера в нравственность, в право, в культуру, в науку, во все ризы отрицаемого им Божества.

  2. In-text reference with the coordinate start=15578
    Prefix
    верующий в Бога, далеко ещё не безбожный человек, в нём в той или иной степени, в том или ином ущерблении всегда или почти всегда жива вера: вера в нравственность, в право, в культуру, в науку, во все ризы отрицаемого им Божества. Народная же Россия всем этим верованиям всегда была чужда. Никогда не верила она ни в науку, ни в право, а всегда только в Бога, в нагого, не облачённого Бога»
    Exact
    [17, с. 322]
    Suffix
    . А когда в ходе революции произошло крушение народной веры, неоформленность народного сознания не дала ему удержаться во внешних формах. Вера в нагого, абстрактного, не окружённого мировоззренческими ценностями Бога, сразу, почти без перехода, перешла в голое циничное безбожие.

  3. In-text reference with the coordinate start=17177
    Prefix
    напротив, во всех своих работах ищет путей, которые позволили бы не просто возродить интерес к православию в России, но сделать его основой демократических изменений: даже «оставляя в стороне историю демократии, нельзя не видеть, что её основной принцип – принцип защиты свободы мнения как формы коллективного искания освобождающей мысли – должен быть близок духу христианской политики»
    Exact
    [17, с. 451]
    Suffix
    (курсив Степуна). И далее: пути личного религиозного творчества «неизбежно приводят к многообразию христианских миросозерцаний, а тем самым и к многообразию решений тех или иных социально-политических вопросов» [17, с. 451], что и является общим выражением сути демократии.

  4. In-text reference with the coordinate start=17384
    Prefix
    , что её основной принцип – принцип защиты свободы мнения как формы коллективного искания освобождающей мысли – должен быть близок духу христианской политики» [17, с. 451] (курсив Степуна). И далее: пути личного религиозного творчества «неизбежно приводят к многообразию христианских миросозерцаний, а тем самым и к многообразию решений тех или иных социально-политических вопросов»
    Exact
    [17, с. 451]
    Suffix
    , что и является общим выражением сути демократии. Исследование вышеозначенных вопросов позволяет сформулировать следующие выводы. В качестве отличительной особенности русской ментальности и культуры отмечен интерес к правде.

18
Устрялов Н. В. «Товарищ» и «гражданин» // Устрялов Н. В. Очерки философии эпохи. М.: Вузовская книга, 2006. 268 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16008
    Prefix
    Вера в нагого, абстрактного, не окружённого мировоззренческими ценностями Бога, сразу, почти без перехода, перешла в голое циничное безбожие. Этим срывом народной души и объясняют напряжённость и жестокость русской революции. По выражению Н. В. Устрялова, «думали перерасти правовое государство, а на деле не доросли до него»
    Exact
    [18, с. 170]
    Suffix
    . Вестник Кемеровского государственного университета 2014 No 4 (60) Т. 3 Н. А. Бердяев утверждал, что хотя правда и истина всегда бывают в меньшинстве, правду и истину должно поставить выше воли народа, подчинить эту волю им.

19
Франк С. Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990. No 5.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=3726
    Prefix
    Предмет последней он определял через истину, указывая, что добро в русской философии представляет собой не должное или норму, а истину как живую онтологическую сущность мира, которую человек должен постигнуть и которой он должен покориться
    Exact
    [19, с. 86]
    Suffix
    . С другой стороны, отмечал С. Л. Франк, у русских имеется ещё другое понятие, ставшее главной темой их раздумий и духовных поисков. Это «правда», которая, с одной стороны, означает истину в смысле теоретически адекватного образа действительности, а с другой – нравственную правоту, основания жизни, посредством которых бытие становится внутренне единым, освящается и спасается.

  2. In-text reference with the coordinate start=4254
    Prefix
    , означает истину в смысле теоретически адекватного образа действительности, а с другой – нравственную правоту, основания жизни, посредством которых бытие становится внутренне единым, освящается и спасается. Русский мыслитель всегда ищет правду, он желает не только понять мир и жизнь, но и постичь главный религиозно-нравственный принцип мироздания, чтобы преобразить мир, очиститься и спастись
    Exact
    [19, с. 85]
    Suffix
    . При всём изложенном, отмечая высокую роль в русской философии правды как нравственной правоты, норматива поведения, многие исследователи отмечают критическую недостаточность правового сознания, правового начала в русской историко-культурной традиции.

20
Франк С. Л. Этика нигилизма // «Вехи», «Интеллигенция в России»: сб. статей 1909 – 1910 гг. М.: Молодая гвардия, 1991. Информация об авторе: Лякин Василий Евгеньевич – соискатель кафедры философии Кемеровского государственного университета культуры и искусств, barrister_office@mail.ru.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7012
    Prefix
    Франк, в свою очередь, отмечал, что русская интеллигенция искала в мыслителях и их системах не истины научной, а пользы для жизни, оправдания или освящения какой-либо общественно-моральной тенденции (благо народа, удовлетворение нужд большинства)
    Exact
    [20, с. 156 – 165]
    Suffix
    . Здесь и возникает вопрос, где находятся пределы, до которых во имя чьих-либо интересов (пусть даже народных) допустимо оправдывать мысли и поступки. Н. А. Бердяев отмечал, что русская интеллигенция, страстно желая органического слияния истины и добра, понимала справедливость только как пользу и благо народа.