The 9 references with contexts in paper V. Shchennikov P., N. Ravochkin N., В. Щенников П., Н. Равочкин Н. (2016) “ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // IDEOLOGICAL PLURALISM AS A CONCEPT FRAMEWORK OF MODERN SOCIETY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:4:p:210-215

1
Барт Р. Мир мифологии. М.: Б. в., 1996. 276 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=7401
    Prefix
    Скажем, в эпоху феодализма доминирующей практикой была политика. Экономика является детерминантой "в последней инстанции", но не потому, что другие практики составляют ее эпифеномен, а потому, что она детерминируется "доминирующей практикой"
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Альтюссер дает два определения идеологии. По первому, идеология "наделена собственной логикой и строгими ограничениями система репрезентаций (образов, мифов, идей и концепций)". Следовательно, идеология составляет не столько отображение базиса, сколько самодостаточную практику.

  2. In-text reference with the coordinate start=19862
    Prefix
    Модус такой индивидуализации, способ производства личности, соответственно, нужно четко отделять от конкретного проявления субъекта, ведь такие «частные случаи» зачастую обременены различными вариациями идентичности, искажает их концептуальный вес. Другой контекст, в который может распространяться идеологическая «власть-знание», – миф. Его социальное действие анализирует Р. Барт
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Так же, как и «столбы» современной цивилизации наука и техника Хабермаса, миф присваивает историю предмета или явления, ради которого он создан («определительные»). При этом настоящая реальность будто замирает, перестает развиваться, остается только ее отражение в ярком и неизменном образе – мифе.

2
Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 200. 62 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=11829
    Prefix
    Эффективным инструментом анализа способов и форм индивидуального освоения идеологического дискурса является концепция габитуса П. Бурдье, которая, в отличие от теории К. Гирца, основывается на социальном интересе отдельной личности и определяет принципы, порождают и организуют ее социальные практики и представления
    Exact
    [2]
    Suffix
    . По А. Лембергу, идеология побуждает отдельные общественные группы и общество в целом к действию. "Идеологическая система по своей сути и целям не может быть ориентирована на объективную истину.

  2. In-text reference with the coordinate start=14619
    Prefix
    Фуко, «те, кто обладают властью, обладают также хорошими знаниями; только те, кто произвольно или невольно позволяет власти пронизывать свои тела и души, могут производить истину. Таким образом, знание развивается только в пределах и благодаря власти»
    Exact
    [2, с. 23 – 24]
    Suffix
    . Иными словами, в своей критике М. Фуко снимает противопоставление, оппозицию идеологии (как обмана, неистины) и науки (истины). Только те, кто обладают властью и соответственно производят определенную идеологию, могут давать определенные знания (продуцировать истину).

3
Гирц К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозрение. 1998. No 29.
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=11371
    Prefix
    Особенно продуктивной является теория культуры К. Гирца, понимающая идеологию как многофункциональное пространство социально-символического конструирования, формализации и стереотипизации неупорядоченных социальных действий и факторов
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Вместе с тем, без внимания этой теории остается многовариантная "повседневная" идеология и ее функции, то есть идеологические практики, опосредующие человеческую деятельность. Эффективным инструментом анализа способов и форм индивидуального освоения идеологического дискурса является концепция габитуса П.

  2. In-text reference with the coordinate start=17972
    Prefix
    Здесь важно уточнить, что для Жиля Делеза политика является своеобразной формой реакционизма, которая зачастую актуализируется именно на фоне стремлений к изменениям – «за искаженным смыслом всегда стоит политика»
    Exact
    [3, с. 39]
    Suffix
    . Процесс поглощения и деформации смысла всегда присутствовал и является обязательным свойством политики, проявляясь как через систему институциональных указаний, так и через регулятивную деятельность институтов.

  3. In-text reference with the coordinate start=18628
    Prefix
    Прежде всего следует держаться линии концептуальности исследования, во-вторых, важно, чтобы такой анализ происходил на личностном уровне – «концепт должен говорить о событии, а не о сущности»
    Exact
    [3, с. 41]
    Suffix
    . И самое важное – «то, что нас интересует – это модусы индивидуализации, которые уже не являются модусами вещи, личности или субъекта» [3, с. 41]. Последняя позиция архиважна, учитывая методологическую направленность исследования, ведь нас интересует прежде модус индивидуализации в пространстве политического, образующий чужака, а не поиск характеристик, скалькированные с персоналий.

  4. In-text reference with the coordinate start=18769
    Prefix
    Прежде всего следует держаться линии концептуальности исследования, во-вторых, важно, чтобы такой анализ происходил на личностном уровне – «концепт должен говорить о событии, а не о сущности» [3, с. 41]. И самое важное – «то, что нас интересует – это модусы индивидуализации, которые уже не являются модусами вещи, личности или субъекта»
    Exact
    [3, с. 41]
    Suffix
    . Последняя позиция архиважна, учитывая методологическую направленность исследования, ведь нас интересует прежде модус индивидуализации в пространстве политического, образующий чужака, а не поиск характеристик, скалькированные с персоналий.

4
Делёз Ж. Логика смысла [пер. с фр.]. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 480 c.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16037
    Prefix
    Идеологиями являются те системы ценностей, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, имеющего силу веры, обладают особенно большим ориентационным потенциалом, а, следовательно, в состоянии обуздать связанные с кризисом процессы социальной аномии
    Exact
    [4, с 130 – 131]
    Suffix
    . Поэтому, Э. Шилс выводит понятие идеологии, акцентируя на выполнении ею интегративной функции. Постструктурализм надо оценивать именно по результатам трансформаций традиционного для философии образа мышления, с точки зрения того, как можно мыслить по-старому после сдвигов, осуществленных постструктурализмом на проблемном поле классической философии.

6
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология: критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Л. Фейербаха, Б. Бауэра, И. Штернера и немецкого социализма в лице ее различных пророков; соч. М, 1955. Т. 3.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=8763
    Prefix
    книге "Идеология и утопия" (1929 г.) он формулирует основы собственной теории идеологии, исходя из рассмотрения проблемы познания в контексте субъект-объектных отношений, причем с опорой на субъекта как основу объективного существования. "Идеология, – пишет Мангейм, – мы называем те трансцендентные к бытию представления, которые de facto никогда не достигают реализации своего содержания"
    Exact
    [6, с. 19]
    Suffix
    . История общественной мысли, в изложении Мангейма, является перманентным столкновением "частичных идеологий", то есть явно искаженных представлений о социальной действительности. По Мангейму, любая идеология представляет собой апологию существующего строя, выражает взгляды класса, заинтересованного в сохранении статус-кво.

7
Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=4109
    Prefix
    Остановимся на анализе указанных вопросов более подробно. Исторически первой концепцией идеологии была марксистская. Так, в работе "Немецкая идеология" К. Маркс определяет ее как совокупность взглядов, идей, которые "овладевают" миром
    Exact
    [7, с. 10]
    Suffix
    . Идеи и понятия он считает определяющими принципами, выражающие "таинство материального мира, которое доступно только философам" [7, с. 10]. В дальнейшем концепцию идеологии К. Маркс развил в "Капитале".

  2. In-text reference with the coordinate start=4240
    Prefix
    Маркс определяет ее как совокупность взглядов, идей, которые "овладевают" миром [7, с. 10]. Идеи и понятия он считает определяющими принципами, выражающие "таинство материального мира, которое доступно только философам"
    Exact
    [7, с. 10]
    Suffix
    . В дальнейшем концепцию идеологии К. Маркс развил в "Капитале". Здесь идеология уже не сводится к рациональному обману или манипуляции сознанием эксплуатируемых масс со стороны идеологов господствующего класса, а обосновывается ее экономическая природа.

8
Попова И. М. Повседневные идеологии. Как они живут, меняются, исчезают. К.: Ин-т социологии НАНУ, 2000. 219 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=10671
    Prefix
    Надо отметить, что возможность выяснения и исследования социальных функций идеологии стала реальной с распространением в социальной науке структурно-функционального подхода. Сосредоточил внимание на смысловом и ценностном аспектах общественных феноменов, в том числе и идеологии. Т. Парсонс
    Exact
    [8]
    Suffix
    , который предложил концепцию идеологии как ценностной целостности, открыл, по сути, большое поле для дальнейших ее прикладных исследований в рамках различных научных парадигм, поскольку толкования мира с помощью идей и ценностей не может быть канонизировано в рамках отдельного научного подхода.

9
Резинко Д. Б. Идеологические практики в контексте советской модернизации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2002. 27 с.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=4681
    Prefix
    По мнению современного исследователя Маркса Дж. Мехама, экономическая основа идеологии дает человеку такие же фальшивые и иллюзорные основы для мышления, поскольку они сформированы в условиях эксплуататорского общества
    Exact
    [9, с. 19]
    Suffix
    . Позже понятие идеологии развивали Антонио Грамши и Луи Альтюссер. Оба были, как известно, марксистами и основывались на марксовом и ленинском понимании этого термина. Для Антонио Грамши, общественная идеология формируется в процессе осуществления общественной гегемонии.

  2. In-text reference with the coordinate start=12101
    Prefix
    "Идеологическая система по своей сути и целям не может быть ориентирована на объективную истину. Иначе она не могла бы выполнять свои функции как система, стимулирует и направляет человеческое поведение»
    Exact
    [9, с. 13 – 14]
    Suffix
    . Все упомянутые методологии позиционировались на специфических условиях проявления функций идеологии. Это сделали в своих исследованиях тоталитарного общества Г. Маркузе, Т. Адорно, К. Ленк, которые исследовали функцию взаимодействия (столкновения) отдельных социальных практик.

  3. In-text reference with the coordinate start=12894
    Prefix
    факта, что любое социальное действие, любой факт действительности в сложном современном обществе потенциально обладает (т. е. может быть наделен) тем или иным семантическим значением, как для отдельного человека, так и для общества в целом, соответственно, может быть идеологизирован. Тезис о гиперидеологичности действительности был впервые высказан в трудах теоретиков Франкфуртской школы
    Exact
    [9, с. 23]
    Suffix
    . Согласно ей, ошибочность идеологии заключается не в ее обусловленности социально-политическими интересами и не вследствие ее ценностного характера, а от "ошибочности самой действительности", которая выдается как "насквозь идеологическая".

10
Сокулер З. А. Мишель Фуко и его концепция “власти-знания“ // Жизнь и власть в работах Мишеля Фуко. Реферативный сборник. М.: ИНИОН РАН, 1997. С. 5 – 13.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=23094
    Prefix
    Фуко), которая структурировала пространство социально легитимного существования индивидов. Со временем она приобретала тотальный характер, охватывая новые локальные поля социального взаимодействия, постепенно изменяя их структуру и содержание
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Следовательно, философы советской школы, ориентированные на господство идеологии, и ее примате в системе человеческих ценностей, не стали участниками мировой дискуссии по проблемам и судьбам современной идеологии.