The 8 references with contexts in paper G. Кhodakovskaya F., Г. Ходаковская Ф. (2016) “НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА УЧАЩИМИСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ // NEUROPSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF ASSOCIATION EXPERIMENT WITH FIRST-YEAR PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF LEARNING SUCCESS” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:4:p:128-132

1
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие / под ред. Л. С. Цветковой. 3-е изд., испр. и до п. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 320 с. (Серия: Библиотека психолога).
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=2015
    Prefix
    Keywords: higher psychological functions, verbal functions, neuropsychological testing, free and directed verbal associations, primary schoolchildren, learning difficulties. В современный период интенсификации российского школьного образования все шире внедряется нейропсихология детского возраста, основания которой были заложены Л. С. Выготским и А. Р. Лурия
    Exact
    [1; 3 – 4; 6]
    Suffix
    . Особую актуальность приобретают исс ледования, направленные на поиск возможных причин возникновения учебных трудностей младших школьников. С точки зрения нейропсихологии проблема трудностей обучения детей – это проблема взаимодействия мозгового, физиологического, психологического и социального уровней (А.

  2. In-text reference with the coordinate start=2626
    Prefix
    Микадзе, Е. Ю. Балашова, 1999). Во многом эффективность процесса обучения первоклассников определяется уровнем их речевого развития, сформированностью экспрессивной и импрессивной сторон речи
    Exact
    [1; 3; 6 – 7]
    Suffix
    . А. Р. Лурия (1975), дав детальный анализ психофизиологической природы составляющих речевого процесса, определил, что речевые операции осуществляются двумя системами головного мозга, которые имеют свою функциональную и структурную специфику, это синтагматическая и парадигматическая системы языка.

  3. In-text reference with the coordinate start=3963
    Prefix
    Дисфункция или незрелость префронтальной зоны лобных долей коры мозга у младших школьников могут обусловить несформированность или нарушение произвольных форм деятельности (волевых процессов и внимания, а также общего и психологического поведения ребенка)
    Exact
    [1; 9]
    Suffix
    . Особенности состояния в развитии речевых функций у младших школьников, безусловно, становятся препятствием в усвоении и освоении школьной программы начальной школы и обуславливают определенный уровень успешности обучения.

  4. In-text reference with the coordinate start=6613
    Prefix
    , с помощью свободного ассоциативного эксперимента изучается способность к активному извлечению слов, возможность переключения с одного слова на следующее, с одной семантической группы на другую. Продуктивность свободных ассоциаций позволяет говорить об особенностях состояния глубоких отделов мозга (I блока мозга по А. Р. Лурия), отвечающих за энергетический тонус и бодрствование коры
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Направленный ассоциативный эксперимент делает возможным изучение сп особности детей различать и отбирать слова нужной грамматической категории, осуществлять точный выбор слов одной лексикосемантической категории.

  5. In-text reference with the coordinate start=9072
    Prefix
    группа2 группа3 группа Как отмечают нейропсихологи, крайне бедная речевая продукция в свободном ассоциативном эксперименте наиболее часто свойственна заторможенным детям со слабостью функций программирования и контроля; для них характерна общая инактивность, быстрая истощаемость в речевой деятельности, которая проявляется в повторной речи, назывании предметов, диалогичной речи, шепотной речи
    Exact
    [1; 2]
    Suffix
    . При этом у 15,9 % детей из третьей, у 12 % из второй и 9,2 % из первой групп содержание свободных ассоциаций носит упрощенный характер (употребление списка имен, перечисление членов семьи («мама», «папа», «деда», «сестра» и т. д.), актуализация названий планет, цветов, автоматизированных рядов («1 минута, 2 минуты, 3 минуты» и т. д.), героев компьютерных игр).

2
Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5 – 7 лет // Школьный психолог. 2001. No 15(87). Режим доступа: psy.1september.ru/article.php?ID=200101506
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=9072
    Prefix
    группа2 группа3 группа Как отмечают нейропсихологи, крайне бедная речевая продукция в свободном ассоциативном эксперименте наиболее часто свойственна заторможенным детям со слабостью функций программирования и контроля; для них характерна общая инактивность, быстрая истощаемость в речевой деятельности, которая проявляется в повторной речи, назывании предметов, диалогичной речи, шепотной речи
    Exact
    [1; 2]
    Suffix
    . При этом у 15,9 % детей из третьей, у 12 % из второй и 9,2 % из первой групп содержание свободных ассоциаций носит упрощенный характер (употребление списка имен, перечисление членов семьи («мама», «папа», «деда», «сестра» и т. д.), актуализация названий планет, цветов, автоматизированных рядов («1 минута, 2 минуты, 3 минуты» и т. д.), героев компьютерных игр).

  2. In-text reference with the coordinate start=12211
    Prefix
    Независимо от успешности обучения чаще всего повторы встречаются при актуализации глаголов, при этом более трех повторов допускают 23,7 % первоклассников с комплексными трудностями учения, тогда как в первой группе такие ошибки допускают 9,1 % учащихся, а во второй – 12 % детей. Увеличение количества повторов характеризует детей со сниженными возможностями слухоречевой памяти
    Exact
    [2]
    Suffix
    . При актуализации названия действий младшие школьники иногда прибегают к ответу фразой, что говорит о трудностях вычленения глагола из синтагмы и указывает на функциональную слабость задних отделов мозга.

  3. In-text reference with the coordinate start=13240
    Prefix
    с третьей группой). 61,9 % школьников из первой группы, 40 % из второй и 53,8 % из третьей групп используют наиболее част отные слова («роза», «ромашка», «одуванчик», «колокольчик») (диапазон в интервале от 3 до 8 слов). Такие особенности актуализации характеризуют детей со слабостью функций переработки слухоречевой информации, свидетельствующей о дефиците II блока мозга
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Неадекватные ответы (пример, «листья», «веточки», «букет», «песок», «шишки», «стебель») встречаются у 26,1 % детей в первой группе, у 44 % во вт орой (р = 0,076, при сравнении с первой группой) и у 39,7 % в третьей группах.

  4. In-text reference with the coordinate start=14396
    Prefix
    Для 6,3 % детей из третьей группы в свободном эксперименте и в 4,8 % случаев в глагольной серии у психолога возникает необходимость к повторению инструкции. 12,7 % первоклассников из третьей группы при вербализации растений после двух-четырех называний отказываются от дальнейшего выполнения задания («Я не знаю больше», «Уже не помню»). Паузы – распространенное явление
    Exact
    [2; 5]
    Suffix
    . Длительные паузы, говорящие о трудностях вхождения в задание, перед п ервой ассоциацией в свободном эксперименте встречаются у 3,1 % школьников из первой группы, у 25 % из второй и у 12,7 % из третьей групп.

3
Ахутина Т. В., Пылаева, Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008. 320 с. (Серия: Детскому психологу).
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2626
    Prefix
    Микадзе, Е. Ю. Балашова, 1999). Во многом эффективность процесса обучения первоклассников определяется уровнем их речевого развития, сформированностью экспрессивной и импрессивной сторон речи
    Exact
    [1; 3; 6 – 7]
    Suffix
    . А. Р. Лурия (1975), дав детальный анализ психофизиологической природы составляющих речевого процесса, определил, что речевые операции осуществляются двумя системами головного мозга, которые имеют свою функциональную и структурную специфику, это синтагматическая и парадигматическая системы языка.

5
Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. Изд. 3-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 256 с.
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=3373
    Prefix
    Задние отделы речевых зон отвечают за стойкость звуковой основы слова, за выделение существенных элементов зрительного образа предмета и превращение последовательно поступающей информации в одновременные пространственные (квазипространственные) схемы, эти операции базируются на парадигматических связях языка
    Exact
    [5; 8]
    Suffix
    . Отставания в речевом развитии у детей младшего школьного возраста препятствуют усвоению учебной информации, ее сохранению и правильному использованию в практической деятельности (Э. Г. Симерницкая, 1995; Н.

  2. In-text reference with the coordinate start=6977
    Prefix
    Направленный ассоциативный эксперимент делает возможным изучение сп особности детей различать и отбирать слова нужной грамматической категории, осуществлять точный выбор слов одной лексикосемантической категории. Определенный интерес эти пробы представляют в плане анализа словарного состава речи школьника со стороны его разнообразия, стратегий выбора слова, структуры семантических полей
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Количественный и качественный нейропсихологический анализ к результатам исследования сделал возможным получение дифференцированной информации о состоянии развития разных компонентов речевой системы у первоклассников в зависимости от успешности обучения (таблица 1).

  3. In-text reference with the coordinate start=13862
    Prefix
    Данные ошибки возникают из-за регуляторных проблем, обусловленных отставанием в развитии функций программирования и контроля деятельности. Уточняющие вопросы, вводные слова, фразы («Так» «Может», «Как же там»), паузы могут рассматриваться как компенсаторные стратегии
    Exact
    [5]
    Suffix
    при возникновении трудностей при вербализации ассоциативных рядов. Уточняют инструкцию первого задания («А сколько слов?», «Каких слов?», «Любые слова?») 12 % первоклассников из второй группы.

  4. In-text reference with the coordinate start=14396
    Prefix
    Для 6,3 % детей из третьей группы в свободном эксперименте и в 4,8 % случаев в глагольной серии у психолога возникает необходимость к повторению инструкции. 12,7 % первоклассников из третьей группы при вербализации растений после двух-четырех называний отказываются от дальнейшего выполнения задания («Я не знаю больше», «Уже не помню»). Паузы – распространенное явление
    Exact
    [2; 5]
    Suffix
    . Длительные паузы, говорящие о трудностях вхождения в задание, перед п ервой ассоциацией в свободном эксперименте встречаются у 3,1 % школьников из первой группы, у 25 % из второй и у 12,7 % из третьей групп.

6
Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.: Институт практической психологии, 1996. 64 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2015
    Prefix
    Keywords: higher psychological functions, verbal functions, neuropsychological testing, free and directed verbal associations, primary schoolchildren, learning difficulties. В современный период интенсификации российского школьного образования все шире внедряется нейропсихология детского возраста, основания которой были заложены Л. С. Выготским и А. Р. Лурия
    Exact
    [1; 3 – 4; 6]
    Suffix
    . Особую актуальность приобретают исс ледования, направленные на поиск возможных причин возникновения учебных трудностей младших школьников. С точки зрения нейропсихологии проблема трудностей обучения детей – это проблема взаимодействия мозгового, физиологического, психологического и социального уровней (А.

7
Полонская Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 192 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9534
    Prefix
    свободных ассоциаций носит упрощенный характер (употребление списка имен, перечисление членов семьи («мама», «папа», «деда», «сестра» и т. д.), актуализация названий планет, цветов, автоматизированных рядов («1 минута, 2 минуты, 3 минуты» и т. д.), героев компьютерных игр). Такая стратегия вербализации свидетельствует о слабости произвольной регуляции деятельности, об инертности
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Значительно меньшее количество слов актуализируется при названии действий и растений: младшие школьники, успешные в обучении, дают в среднем 9,6 и 8,6 продуктивных ассоциаций (соответственно), дети с парциальными трудностями в учебной деятельности – 8,1 и 7,0 слов, первоклассники с комплексными трудностями учения – 7,4 и 6,5 (рис. 2, 3).

8
Практикум по клинической психологии. Ч. 1. Нейропсихологическая диагностика: учебно-методический комплекс по дисциплине / сост. Т. А. Фотекова. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Катанова, 2008. 92 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=3373
    Prefix
    Задние отделы речевых зон отвечают за стойкость звуковой основы слова, за выделение существенных элементов зрительного образа предмета и превращение последовательно поступающей информации в одновременные пространственные (квазипространственные) схемы, эти операции базируются на парадигматических связях языка
    Exact
    [5; 8]
    Suffix
    . Отставания в речевом развитии у детей младшего школьного возраста препятствуют усвоению учебной информации, ее сохранению и правильному использованию в практической деятельности (Э. Г. Симерницкая, 1995; Н.

  2. In-text reference with the coordinate start=6244
    Prefix
    Первые две серии позволяют оценить состояние функций программирования и контроля, третья в большей степени направлена на оценку состояния «задних» функций и исследует в основном номинативную функцию речи
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Кроме того, с помощью свободного ассоциативного эксперимента изучается способность к активному извлечению слов, возможность переключения с одного слова на следующее, с одной семантической группы на другую.

9
Хо даковская Г. Ф. Состояние функций программирования и контроля произвольной деятельности у младших школьников с разной успешностью обучения // В мире научных открытий. 2013. No 9 (45). С. 178 – 195. Информация об авторе: Ходаковская Гелена Федоровна – аспирант кафедры психологии медико-психолого-социального института
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=3963
    Prefix
    Дисфункция или незрелость префронтальной зоны лобных долей коры мозга у младших школьников могут обусловить несформированность или нарушение произвольных форм деятельности (волевых процессов и внимания, а также общего и психологического поведения ребенка)
    Exact
    [1; 9]
    Suffix
    . Особенности состояния в развитии речевых функций у младших школьников, безусловно, становятся препятствием в усвоении и освоении школьной программы начальной школы и обуславливают определенный уровень успешности обучения.

  2. In-text reference with the coordinate start=4880
    Prefix
    успешно усваивают и овладевают учебным материалом начальной школы по всем основным школьным предметам; 2 группа – 16,3 % учащихся с парциальными трудностями учения (имеют трудности в овладении отдельными школьными предметами); 3 группа – 41,2 % детей с комплексными трудностями учения, у которых обнаруживаются систематические ошибки при выполнении разной направленности школьных заданий
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Методологическая основа нашей работы: нейропсихологический подход к анализу природы речевых способностей (А. Р. Лурия, 2002; Т. В. Ахутина, 2008), Вестник Кемеровского государственного университета 2014 No 4 (60) Т. 2 концептуальный аппарат нейропсихологии детского возраста Т.