The 13 references with contexts in paper L. Barinova V., Л. Баринова В. (2016) “ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В XIX ВЕКЕ // PROBLEMS OF INTERACTION BETWEEN SCHOOL AND FAMILY IN THE WORKS OF RUSSIAN TEACHERS OF THE 19TH CENTURY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:3:p:60-64

1
Гобза И. О. Столетие Московской гимназии (1804 – 1904 гг.). М.: Синодальная типография, 1903. 403 с.
Total in-text references: 6
  1. In-text reference with the coordinate start=12915
    Prefix
    и «при помощи классных наставников постоянно извещал родителей об успехах и поведении их детей и старался установить близкие отношения между лицами педагогического персонала и родителями учащихся, исходя из той мысли, что успешное ведение учебно-воспитательного дела невозможно без полной солидарности между школой и семьей», – читаем в одном из отчетов (п. 9 Постановления совета гимназии)
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Факты неуспешности или неподобающего поведения учащихся сообщались своевременно родителям, «кои приглашались оказать гимназии свое содействие в ее стремлении исправить провинившихся так или иначе их детей».

  2. In-text reference with the coordinate start=13176
    Prefix
    Факты неуспешности или неподобающего поведения учащихся сообщались своевременно родителям, «кои приглашались оказать гимназии свое содействие в ее стремлении исправить провинившихся так или иначе их детей». Таким образом, совет придавал особенное значение сближению школы с семьей
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Небезынтересен опыт Елецкой гимназии в утверждении взаимодействия. Педагоги, стремясь вовлечь родителей в воспитательную работу, разделили с ними ответственность за результат воспитания. Они «предоставили возможность родителям ежедневно следить за школьной жизнью своих детей, вникая в мельчайшие детали, отмечая едва уловимые нюансы их участия в ней, помогая таким образом учебному заведению

  3. In-text reference with the coordinate start=16137
    Prefix
    Погорельский, узнав, что гимназия лишилась хорошего ученика, убедил родителей в необходимости вернуть мальчика в гимназию, чтобы он продолжил обучение. Родители согласились. Мальчик возвратился в гимназию, кончил курс, поступил в университет на медицинский факультет. Это был А. Г. Тарасенков, будущий домашний врач Н. В. Гоголя
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Анализируя данную историю, мы еще раз убеждаемся в том, что внимание к детям, взаимопонимание и взаимодоверие педагогов и родителей помогают сформировать личность, дать должное воспитание и образование.

  4. In-text reference with the coordinate start=19093
    Prefix
    Но так как родители Соколова, одного из учеников, приняли меры, предложенные педагогами (наказали розгами сына), его оставили в гимназии, исключив двух других учеников, так как их родители «остались безразличными к требованиям педагогов»
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Из рассмотренных материалов протокола видно, что педагоги данного учебного заведения, отмечая понимание со стороны родителей, стремление и желание содействовать педагогам в вопросе воспитания, исправления ребенка, «находили возможным ограничиться мерами, принятыми со стороны родителей учеников для улучшения их поведения» [1].

  5. In-text reference with the coordinate start=19396
    Prefix
    Из рассмотренных материалов протокола видно, что педагоги данного учебного заведения, отмечая понимание со стороны родителей, стремление и желание содействовать педагогам в вопросе воспитания, исправления ребенка, «находили возможным ограничиться мерами, принятыми со стороны родителей учеников для улучшения их поведения»
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Кроме того, дети, видя единство требований со стороны родителей и учителей, становились более дисциплинированными не только в стенах гимназии, но и вне ее. Накопленный положительный опыт взаимодействия 1-я Московская гимназия успешно применяла в своей деятельности, о чем свидетельствуют протоколы заседаний педагогического совета гимназии.

  6. In-text reference with the coordinate start=20168
    Prefix
    чтобы все члены педагогической корпорации возможно чаще беседовали с родителями менее надежных учеников о мерах, которыми могли бы быть устранены замеченные в них недостатки, и чтобы они каждый раз подтверждали родителям, что надзор гимназии за поведением их детей вне школы не будет достигать цели, если они сами не будут принимать деятельного участия в воспитании детей и в надзоре за ними»
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Анализируя вышесказанное, необходимо отметить, что в течение всего XIX в. осуществлялась работа по сближению семьи и школы, привлечению родителей к воспитанию и осуществлению контроля за успеваемостью и поведением детей.

2
Кузовлев В. П., Перцев В. В., Саввина О. А. Развитие гимназического образования в Орловской губернии: монография. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006. 236 с.
Total in-text references: 6
  1. In-text reference with the coordinate start=9013
    Prefix
    Примером служат воспоминания И. А. Бунина о годах, проведенных в гимназии. Душевный дискомфорт, отсутствие контроля со стороны родителей за успеваемостью и поведением мальчика привели к тому, что он стал неуспевающим учеником
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Лишь одно обстоятельство помогло ему избежать исключения из гимназии на первом году обучения: директор гимназии процесс обучения и поведение ребенка взял под свой личный контроль [2]. В похожей ситуации был и М.

  2. In-text reference with the coordinate start=9177
    Prefix
    Душевный дискомфорт, отсутствие контроля со стороны родителей за успеваемостью и поведением мальчика привели к тому, что он стал неуспевающим учеником [2]. Лишь одно обстоятельство помогло ему избежать исключения из гимназии на первом году обучения: директор гимназии процесс обучения и поведение ребенка взял под свой личный контроль
    Exact
    [2]
    Suffix
    . В похожей ситуации был и М. М. Пришвин, другой знаменитый писатель, обучающийся в гимназии г. Ельца. Нельзя не согласиться с профессором В. П. Кузовлевым, что отсутствие семейного контроля, нежелание трудиться, преодолевать трудности сделали из М.

  3. In-text reference with the coordinate start=9608
    Prefix
    Пришвина равнодушного к учебе ученика. Это привело к тому, что педагогический совет Елецкой гимназии принял решение «об увольнении» Михаила Пришвина из гимназии «без права поступления в учебные заведения г. Ельца»
    Exact
    [2]
    Suffix
    . В. П. Кузовлев считает, что гимназические неудачи И. А. Бунина и М. М. Пришвина объясняются, в первую очередь, исключительными обстоятельствами, связанными с вынужденной оторванностью юных гимназистов от дома, привычного уклада жизни, отсутствием контроля со стороны семьи и, конечно же, личностными чертами характеров [2].

  4. In-text reference with the coordinate start=9910
    Prefix
    Пришвина объясняются, в первую очередь, исключительными обстоятельствами, связанными с вынужденной оторванностью юных гимназистов от дома, привычного уклада жизни, отсутствием контроля со стороны семьи и, конечно же, личностными чертами характеров
    Exact
    [2]
    Suffix
    . О необходимости приблизить к жизни семейной школьную жизнь, чтобы ребенок безболезненно адаптировался в непривычных для него условиях, чтобы школьная жизнь не нанесла вреда его психологическому состоянию, говорит В.

  5. In-text reference with the coordinate start=13574
    Prefix
    Они «предоставили возможность родителям ежедневно следить за школьной жизнью своих детей, вникая в мельчайшие детали, отмечая едва уловимые нюансы их участия в ней, помогая таким образом учебному заведению в достижении учебновоспитательной цели»
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Но «контроль над учениками не ограничивался только стенами гимназии: надзиратели и помощники классных наставников следили за поведением воспитанников на улицах города, в общественных местах. К тому же помощникам классных руководителей вменялось в обязанность посещать квартиры гимназистов, не явившихся на уроки, для выяснения причин их отсутствия.

  6. In-text reference with the coordinate start=13999
    Prefix
    К тому же помощникам классных руководителей вменялось в обязанность посещать квартиры гимназистов, не явившихся на уроки, для выяснения причин их отсутствия. Не приходится удивляться тому, что пропуск занятий без уважительной причины считался в гимназиях большой редкостью»
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Показателен опыт Тамбовской гимназии взаимодействия с родителями. Привлекая родителей к осуществлению контроля за детьми, предпринимались шаги, аналогичные Елецкой гимназии. Одно из правил, принятых Тамбовской гимназией, гласит: «Родители, родственники или опекуны учащихся должны быть обязаны подпискою наблюдать за ними в домашней жизни и, кроме того, каждый ученик должен получать от завед

3
Лебедев П. А. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в.. М.: Педагогика, 1990. 608 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=7025
    Prefix
    Просветители XVIII – XIX вв. утверждали, что именно «род жизни родителей, их ежедневный пример наиболее важны: ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатляется глубже и тверже примера родителей», – гласит новиковская программа воспитания, опубликованная в «Московских ведомостях» в 1783 г.
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Иную точку зрения высказал видный ученый и педагог В. П. Кащенко. Он отмечал: родители вряд ли могут предложить определенную продуманную систему воспитательных мер. По его мнению, вначале родителям необходимо дать хотя бы элементарные представления о воспитании в семье [3].

  2. In-text reference with the coordinate start=7272
    Prefix
    Он отмечал: родители вряд ли могут предложить определенную продуманную систему воспитательных мер. По его мнению, вначале родителям необходимо дать хотя бы элементарные представления о воспитании в семье
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Он понимал, что невысокий общий культурный уровень русского общества и, в частности, слабое развитие педагогического просвещения препятствовали взаимодействию семьи и школы. О необходимости повышения уровня знаний родителей в вопросах воспитания работники просвещения, ученые писали в педагогических журналах XIX в.

4
Модзалевский Л. Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. Для педагогов и родителей. СПб: Изд. Н. Г. Мартынова, 1899. Т. 2. 605 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=7894
    Prefix
    Основная проблематика публикаций касалась обучения. Также в журналах культивировалась идея о том, что «грамотные родители более заботятся о грамотности своих детей, а следовательно, и вообще о школьных делах, чем неграмотные»
    Exact
    [4]
    Suffix
    . В связи с вышесказанным уместным будет привести воспоминания великого русского педагога В. Острогорского. Ученый вспоминает, как «отец, прекрасно читавший, заставлял его выучивать по одной басне в день и всегда спрашивал выученное сам, не оставляя в покое до тех пор, пока басня не была прочитана с выражением».

  2. In-text reference with the coordinate start=11301
    Prefix
    , Карла Шмидта, который считал, что в воспитании человечества самое важное условие принимают три главных фактора: семья, школа и церковь, между которыми, как членами одного организма, должна быть тесная связь. «Ни один из них не может действовать успешно без содействия двух остальных; последствием такой исключительности было бы самое нестройное, уродливое развитие», – говорит К. Шмидт
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Исследованиями И. Ф. Плетенёвой доказано, что в XIX в. взаимодействие семьи и школы имело место при выборе молодыми людьми будущей профессии [8]. Следует заметить, что педагоги стремились найти пути взаимодействия с родителями в воспитании детей.

5
Недвецкая М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. М.: АПК и ППРО, 2006. 148 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1902
    Prefix
    «Изменилась семья как педагогическая система: ценности семьи, социокультурная среда, родители, дети, происходит процесс разрушения семьи в её традиционном понимании», – отмечает педагог в своих исследованиях
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Причин отчуждения семьи от образовательных учреждений много, и они весьма разнообразны. Реальность современной жизни такова, что родители вынуждены большую часть времени посвящать основному виду деятельности – профессиональному труду.

7
Острогорский В. Из истории моего учительства. Как я сделался учителем (1851 – 1864). СПб.: Изд. О. Н. Поповой, 1895. 296 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=8507
    Prefix
    «Эти чтения, рассказы и беседы имели на меня, ребенка, огромное влияние. Они незаметно обогатили меня словами и выражениями, пристрастили к чтению..., обогатили духовно», – вспоминает В. Острогорский
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Как видим, педагог отмечает, что образованность, постоянное внимание, настойчивость, терпение и контроль со стороны родителей способствуют развитию интеллектуальных и духовных качеств ребенка. Напротив, отсутствие контроля со стороны родителей за развитием и поведением ребенка могут привести к нежелательным последствиям.

8
Плетенева И. Ф. Социально-профессиональная адаптация студентов в отечественной высшей школе в XIX в. Елец, 2007. 250 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11433
    Prefix
    «Ни один из них не может действовать успешно без содействия двух остальных; последствием такой исключительности было бы самое нестройное, уродливое развитие», – говорит К. Шмидт [4]. Исследованиями И. Ф. Плетенёвой доказано, что в XIX в. взаимодействие семьи и школы имело место при выборе молодыми людьми будущей профессии
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Следует заметить, что педагоги стремились найти пути взаимодействия с родителями в воспитании детей. Меры по привлечению родителей к воспитанию, контролю за своими «чадами» были достаточно разнообразными.

9
Профессиональный стандарт педагога (проект, февраль 2013 г.). URL: http://www sk1ost.narod.ru/doc/stped13.doc
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4048
    Prefix
    Огромную роль в выстраивании взаимоотношений должна сыграть профессиональная компетенция педагога, в которую входит «знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью» (ч. 4.3, п. 20)
    Exact
    [9; 10]
    Suffix
    . В образовательной политике государства законодательно закреплено направление на взаимодействие семьи и школы в воспитании подрастающего поколения. Ответственность за воспитание личности ребенка ложится не только на родителей, но и на школу.

10
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. No 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» ИА "ГАРАНТ". URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4048
    Prefix
    Огромную роль в выстраивании взаимоотношений должна сыграть профессиональная компетенция педагога, в которую входит «знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью» (ч. 4.3, п. 20)
    Exact
    [9; 10]
    Suffix
    . В образовательной политике государства законодательно закреплено направление на взаимодействие семьи и школы в воспитании подрастающего поколения. Ответственность за воспитание личности ребенка ложится не только на родителей, но и на школу.

11
Стоюнин В. Я. Педагогические сочинения. СПб.: Типография Училища глухонемых, 1892. 568 с.
Total in-text references: 6
  1. In-text reference with the coordinate start=4650
    Prefix
    Учителям нужно помнить, что с приходом в школу дети вступают во второй период своей жизни. «Этот период очень важен, считает В. Я. Стоюнин, т. к. продолжается физическое развитие и начинается преобладание развития рассудочного, образование идей и высших понятий»
    Exact
    [11]
    Suffix
    . ПЕДАГОГИКА Поэтому ключевую роль здесь играет школа, которая должна помочь этому развитию разъяснением и разделением понятий путем научным. «Школа является только на помощь семье, у которой не оказывается всех средств, нужных для дальнейшего правильного и многостороннего развития ребенка», – считает педагог [11].

  2. In-text reference with the coordinate start=5028
    Prefix
    ПЕДАГОГИКА Поэтому ключевую роль здесь играет школа, которая должна помочь этому развитию разъяснением и разделением понятий путем научным. «Школа является только на помощь семье, у которой не оказывается всех средств, нужных для дальнейшего правильного и многостороннего развития ребенка», – считает педагог
    Exact
    [11]
    Suffix
    . В настоящее время все острее чувствуется потребность срочной корректировки воспитания подрастающего поколения. Обращение к передовому опыту отечественной школы, наследию выдающихся теоретиков и практиков, позволит использовать научный потенциал, накопленный педагогической мыслью России, решить современные задачи в области образования и воспитания, поможет избежать повторения ошибок, соверше

  3. In-text reference with the coordinate start=6570
    Prefix
    Стоюнина: «Школа должна искать себе помощи в семье, призывать ее на свои совещания, выслушивать ее требования; семья же должна смотреть на школу как на свою помощницу в деле, которое ей ближе всего, но которого она одна не может выполнить»
    Exact
    [11]
    Suffix
    . В. Я. Стоюнин выразил в данной мысли ту позицию, которую поддерживали все прогрессивные слои общества. Просветители XVIII – XIX вв. утверждали, что именно «род жизни родителей, их ежедневный пример наиболее важны: ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатляется глубже и тверже примера родител

  4. In-text reference with the coordinate start=10199
    Prefix
    О необходимости приблизить к жизни семейной школьную жизнь, чтобы ребенок безболезненно адаптировался в непривычных для него условиях, чтобы школьная жизнь не нанесла вреда его психологическому состоянию, говорит В. Я. Стоюнин
    Exact
    [11, c. 55]
    Suffix
    . Поддерживая его точку зрения и пытаясь разрешить проблему оторванности детей от дома, привычного уклада жизни, многие учебные заведения всячески старались создать семейную, домашнюю обстановку (гимназии Ф.

  5. In-text reference with the coordinate start=17517
    Prefix
    «Гласное обсуждение в земском собрании дел училища, свободное посещение уроков родителями сроднили общество с училищем, приобрели ему уважение родителей, которое перенеслось и на детей, – пишет педагог, – дети – ученики охотно подчинялись даже строгим мерам дисциплины и приучались гордиться именем своего училища»
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Поэтому исключение ученика – редкий случай в жизни этого училища. Особое чувство вызывают доверительные отношения родительского общества к педагогам, которые особенно проявились в тяжелое время «брожения» среди молодежи.

  6. In-text reference with the coordinate start=18188
    Prefix
    Усилия эти не остались бесплодны: ни один воспитанник реального училища не был даже косвенно привлечен к политическим процессам. Итак, благотворность правильных взаимных отношений школы и семьи доказана уже на деле», пишет В. Я. Стоюнин
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Приведенные материалы о деятельности гимназий XIX в. по привлечению родителей к сотрудничеству показывают, что каждое учебное заведение находило собственные пути выстраивания взаимодействия с семьей для достижения главной цели – воспитания образованного молодого человека.

12
Федеральный закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации". URL: http://sudact.ru/law/doc
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3243
    Prefix
    взаимодействия семьи и школы, ответственности родителей в вопросах воспитания детей свидетельствует принятие Федерального закона No 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). «Родители несовершеннолетних обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», – читаем мы в статье 44 Закона
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Более того, в Профессиональном стандарте педагога, вступающего в силу в 2015 г., роль педагога определена как ключевая в вопросах воспитания ребенка, уделяется важное место умению педагога поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей учащихся и привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка (ч. 4.2, п. 14).

13
Центральный государственный исторический архив г. Москвы. Фонд 371. Оп. 1. Д. 64. 1-ая Московская мужская гимназия. Годовой отчет гимназии за 1871 г.
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=11962
    Prefix
    К примеру, в отчете Смоленской гимназии отмечаем, что гимназия, желая привлечь внимание родителей к воспитанию детей, к необходимости осуществления контроля за поведением и успеваемостью своих сыновей, обязала родителей «расписаться в прочтении ими дисциплинарных правил, напечатанных в аттестационных листах, равным образом во всяком проступке, совершенном их детьми»
    Exact
    [13]
    Suffix
    . В результате этого требования родители, прежде отговаривавшиеся незнанием всего, что касается учебного заведения: правил поведения, требований к успеваемости учащихся и т. д., не только зачитывали детям правила, но и сами знакомились с требованиями данного учебного заведения.

  2. In-text reference with the coordinate start=12341
    Prefix
    требования родители, прежде отговаривавшиеся незнанием всего, что касается учебного заведения: правил поведения, требований к успеваемости учащихся и т. д., не только зачитывали детям правила, но и сами знакомились с требованиями данного учебного заведения. Данные меры, как свидетельствуют отчеты гимназии, «принесли свой положительный результат: поведение учащихся заметно улучшилось»
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Привлекает внимание опыт Московской гимназии по сближению педагогов и родителей в воспитании учащихся. Педагогический совет гимназии не только систематически рассматривал и контролировал вопросы успеваемости и поведения гимназистов, но и «при помощи классных наставников постоянно извещал родителей об успехах и поведении их детей и старался установить близкие отношения между лицами педагогиче

  3. In-text reference with the coordinate start=14940
    Prefix
    Такими действиями гимназия не только сообщала родителям и родственникам учеников о правилах, которые касаются поведения их детей, но и «брала с родителей подписку в том, что они будут требовать от своих детей точного исполнения всех требований гимназии»
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Подобные действия со стороны педагогов нашли положительный отклик, правильное понимание и адекватное реагирование родителей, не преминули положительно сказаться на детях. ПЕДАГОГИКА Отметим еще один немаловажный фактор, влияющий на сближение образовательного учреждения и семьи, – это личное отношение родителей к директору и педагогам учебного заведения.

  4. In-text reference with the coordinate start=16760
    Prefix
    Результаты таковой деятельности выразились в успехах и поведении учеников за 2-ю переписку сравнительно с 1-й. Так, успеваемость всей прогимназии за 1-ю переписку – 3,27; за 2-ю – 3,38. Снизилось значительно количество проступков»
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Безусловно, эти меры могли принести пользу только при условии, что сами родители оказывали гимназии должное содействие, что они относились к гимназии с полным доверием (из журнала совещаний 09.11.1869 г) [13].

  5. In-text reference with the coordinate start=16949
    Prefix
    Безусловно, эти меры могли принести пользу только при условии, что сами родители оказывали гимназии должное содействие, что они относились к гимназии с полным доверием (из журнала совещаний 09.11.1869 г)
    Exact
    [13]
    Suffix
    . К примеру, елизаветградское земское училище решило, что одним из способов выстраивания взаимодействия педагогов и родителей могут стать их доверительные отношения. Обращаясь к воспоминаниям великого русского педагога В.

14
Холодный Г. М. Историческая записка Тамбовской гимназии 1786 – 1886. Тамбов: Типо-литография Д. С. Семенова, 1887. 328 с. Информация об авторе: Баринова Лариса Владимировна – аспирант кафедры педагоги начального обучения Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ No 21 г. Липецка,
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14419
    Prefix
    Одно из правил, принятых Тамбовской гимназией, гласит: «Родители, родственники или опекуны учащихся должны быть обязаны подпискою наблюдать за ними в домашней жизни и, кроме того, каждый ученик должен получать от заведения годичный билет с прописанием главнейших его обязанностей»
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Невозможно обойти вниманием опыт решения вопросов взаимодействия семьи и школы 4-й московской гимназии, где утвержденные педагогическим советом правила поведения для учеников гимназии были отпечатаны в отдельных тетрадях и розданы ученикам гимназии, а экземпляры вместе с циркулярами разосланы родителям от имени директора.