The 9 references with contexts in paper S. Zarutskaya V., С. Заруцкая В. (2016) “АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ СБОРНИКА «ВЕХИ» // THE ACTUAL THEMES OF «VEKHI»” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:1:p:180-182

1
Бердяев, Н. А. Философская истина и интеллигентская правда / Н. А. Бердяев // Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – 240 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7619
    Prefix
    сборника, считал, что выходом из этой ситуации послужит нравственная внутренняя работа личности над собой: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, то есть возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы. Тем самым мы признаем большую степень свободы, а значит и ответственности человека за общество и за себя»
    Exact
    [1, c. 25]
    Suffix
    . Соответственно, прежде чем браться за социальные преобразования, необходимо стать более ответственным по отношению к себе. К своей личности необходимо относиться более требовательно, развивать ее.

2
Булгаков, С. Н. Героизм и подвижничество: (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) / С. Н. Булгаков // Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – 240 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=6475
    Prefix
    Булгакова: «Все зло объясняется внешним неустройством человеческого общежития, и потому нет ни личной вины, ни личной ответственности, и вся задача общественного устроения заключается в преодолении этих внешних неустройств, внешними же реформами»
    Exact
    [2, c. 38]
    Suffix
    . По мнению большинства, причины, препятствующие устроению земного рая, лежат не внутри, а вне человека – в его социальной обстановке, в несовершенствах общественного механизма. И так как причины эти внешние, то они и могут быть устранены внешним, механическим приемом.

  2. In-text reference with the coordinate start=9443
    Prefix
    Булгаков: «Крайне непопулярны среди интеллигенции понятия личной нравственности, личного самоусовершенствования, выработки личности (и наоборот, особенный, сакраментальный характер имеет слово общественный)»
    Exact
    [2, c. 48]
    Suffix
    . М. О. Гершензон в унисон предыдущему автору пишет: «До сих пор общепризнан был один путь хорошей жизни – жить для народа, для общества; потому что все другие пути считались недостойными; Смысл жизни был заранее установлен общий для всех, без всяких индивидуальных различий» [6, c. 89].

3
Булгаков, С. Н. К. Маркс как религиозный тип / С. Н. Булгаков // Булгаков, С. Н. Сочинения: в 2 т. – Т. II. Избранные статьи. – М.: Наука, 1993. – 751 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3251
    Prefix
    Булгаков, «социалистическая деятельность Маркса как одного из вождей движения, направленного к защите обездоленных в капиталистическом обществе и к преобразованию общественного строя на началах справедливости, равенства, свободы по объективным своим целям, казалось бы, должна быть признана работой для создания царства Божия»
    Exact
    [3, c. 271]
    Suffix
    . Социализм искал осуществления правды, справедливости и любви в общественных отношениях, однако допускал такие чувства, как классовая ненависть, нигилизм и разрушение. Многие «веховцы» формировались в радикальной интеллигентской среде, но вскоре они отрекаются от догматизма радикальных народников, а затем марксистов.

4
Булгаков, С. Н. Основные проблемы теории прогресса / С. Н. Булгаков // Булгаков, С. Н. Сочинения: в 2 т. – Т. II. Избранные статьи. – М.: Наука, 1993. – 751 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=11955
    Prefix
    Если ж поставить знак равенства между добром и удовольствием, то нет того падения и чудовищного порока, которое бы не освещалось этим принципом. Идеалом с этой точки зрения могло бы явиться обращение человечества в животное состояние, как сопровождающееся минимальным количеством страданий»
    Exact
    [4, c. 67]
    Suffix
    . Авторы сборника «Вехи» подвергают критике основной пафос теории социализма, а именно – мировоззрение, в котором идея производства вытеснена идеей распределения. Согласно С. Л. Франку, «моральный пафос социализма сосредоточен на идее распределительной справедливости и исчерпывается ею; и эта мораль тоже имеет свои корни в механико-рационалистической теории счастья, в убеждении, что условий

5
Булгаков, С. Н. Народное хозяйство и религиозная личность / С. Н. Булгаков // Булгаков, С. Н. Сочинения: в 2 т. – Т. II. Избранные статьи. – М.: Наука, 1993. – 751 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=8900
    Prefix
    «Между «экономическим человеком» – условностью политической экономии – и человеком вообще ставится знак равенства, а то, что не вмещается в намеченную рамку, или урезается, или насильственно в нее втискивается; конечно при этом истребляется все индивидуальное»
    Exact
    [5, c. 346]
    Suffix
    . И если при гуманизме высшей ценностью является сам человек, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие, то в ситуации, сложившейся к 1909 году, главным становится не человек, а служение Человечеству.

6
Гершензон, М. О. Творческое самосознание / М. О. Гершензон // Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – 240 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9701
    Prefix
    Гершензон в унисон предыдущему автору пишет: «До сих пор общепризнан был один путь хорошей жизни – жить для народа, для общества; потому что все другие пути считались недостойными; Смысл жизни был заранее установлен общий для всех, без всяких индивидуальных различий»
    Exact
    [6, c. 89]
    Suffix
    . Вот что пишет об этом С. Л. Франк: «Символ веры русского интеллигента есть благо народа, удовлетворение нужд «большинства». Служение этой цели есть для него высшая и вообще единственная обязанность человека.

7
Казимирча-Полонская, Е. И. Профессор протоиерей Сергей Булгаков. 1871 – 1944: личность, жизнь, творческое служение, осияние фаворским светом / Е. И. Казимирча-Полонская. – М., 2003.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13360
    Prefix
    Казимирча-Полонской, астронома, доктора физико-математических наук и доктора философии Варшавского университета), был инициатором нового – творческого монашества в миру, в котором «первохристианская любовь к Богу и ближнему должна была сочетаться с общественным, или иконописным, или научнокультурным творческим трудом»
    Exact
    [7, c. 263]
    Suffix
    . Поэтому наши претензии на счастье зависят от нашего понимания счастья, степени нашей культуры, уровня нашей нравственности, правосознания.

8
Клюс, Э. Традиция «Вех» в позднее советское время / Э. Клюс // Сборник «Вехи» в контексте русской культуры. – М.: Наука, 2007. – 426 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3744
    Prefix
    «Они увидели в интеллигенции своего времени гипертрофированную идею об идеале равенства, проповедующегося в ущерб истине, отсутствие критического мышления, пренебрежительное отношение к праву и закону»
    Exact
    [8, c. 265]
    Suffix
    . Авторы сборника «Вехи»: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, С. Л. Франк – видели то, к чему может привести взятый курс и предвидели великую трагедию.

9
Франк, С. Л. Этика нигилизма / С. Л. Франк // Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции. – Свердловск: Издво Урал. ун-та, 1991. – 240 с. Информация об авторе: Заруцкая Светлана Валериевна – соискатель кафедры философии КемГУ, Кемерово, 8-961-716-09-99, intellect-center@rambler.ru.
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=7227
    Prefix
    Франк в своей статье говорит, что «интеллигенция почти так же мало, как о производстве материальном, заботится о производстве духовном, о накоплении идеальных ценностей; развитие науки, литературы, искусства и вообще культуры ей гораздо менее дорого, чем распределение уже готовых, созданных духовных благ среди массы»
    Exact
    [9, c. 187]
    Suffix
    . Н. А. Бердяев, равно как и другие участники сборника, считал, что выходом из этой ситуации послужит нравственная внутренняя работа личности над собой: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, то есть возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы.

  2. In-text reference with the coordinate start=10068
    Prefix
    Служение этой цели есть для него высшая и вообще единственная обязанность человека. Деятельность, руководимая любовью к науке или искусству, жизнь, озаряемая религиозным светом в собственном смысле, то есть общением с Богом, – все это отвлекает от служения народу»
    Exact
    [9, c. 174]
    Suffix
    . О том, как такая благая, казалось бы, идея превращается в идею разрушительную, высказывается С. Л. Франк: «Социалист любит уже не живых людей, а лишь свою идею – именно идею всечеловеческого счастья.

  3. In-text reference with the coordinate start=10576
    Prefix
    Так из великой любви к грядущему человечеству ро| ФИЛОСОФИЯ 182 | Вестник КемГУ 2014 No 1 (57) Т. 1 ждается великая ненависть к людям, страсть к устроению земного рая становится страстью к разрушению, и верующий народник-социалист становится революционером»
    Exact
    [9, c. 182]
    Suffix
    . Очевидно согласие авторов в отношении такого служения человечеству. Предсказуемыми становятся и последствия. Поэтому, говоря о прогрессе общества, надо помнить, что реальным носителем этого прогресса являются люди, каждый индивидуальный по своему человек, а не люди в своей массе.

  4. In-text reference with the coordinate start=12433
    Prefix
    Франку, «моральный пафос социализма сосредоточен на идее распределительной справедливости и исчерпывается ею; и эта мораль тоже имеет свои корни в механико-рационалистической теории счастья, в убеждении, что условий счастья не нужно вообще созидать, а можно просто взять или отобрать их у тех, кто незаконно завладел ими в свою пользу»
    Exact
    [9, c. 181]
    Suffix
    . Вывод: трагедией социализма было убеждение о всемогуществе внешних реформ механическим способом. Очевидно, что только повышая уровень своей образованности, своей культуры, правосознания, мы можем создавать тот образованный класс, о котором говорят авторы сборника.