The 14 references with contexts in paper V. Medyushko A., В. Медюшко А. (2016) “СРАВНИТЕЛЬНЫЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА // COMPARATIVE NEUROPSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF HIGHER MENTAL FUNCTIONS OBSERVED IN PRIMARY SCHOOL PUPILS BROUGHT UP IN FAMILIES AND IN ORPHANAGES” / spz:neicon:vestnik-k:y:2013:i:4:p:92-97

1
Ахутина, Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе / Т. В. Ахутина // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: сб. докладов под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. – М., 1998. – C. 201 – 208.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4625
    Prefix
    Полякова отмечалось, что сельская популяция детей характеризовалась более развитыми правополушарными функциями и дефицитом слухоречевых функций. В методологическую основу данного исследования включены: учение Л. С. Выготского [5] о социальном генезе высших психических функций, учение А. Р. Лурии
    Exact
    [1]
    Suffix
    о высших корковых функциях человека, концептуальные положения нейропсихологии детского возраста Т. В. Ахутиной [9]. В нашем исследовании приняли участие 40 младших школьников, воспитывающихся в родных семьях и 40 детей, воспитывающихся в детских домах г.

2
Ахутина, Т. В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – М.: Академия, 2003. – 64 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17410
    Prefix
    57 3,02 0,062~ Вербально-перцептивные ошибки 1,20 1,72 0,038~ По данным Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой способность к узнаванию перечеркнутых и наложенных изображений в большей мере обусловлена левополушарными функциями, а незавершенных изображений – правополушарными
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Младшие школьники, живущие в семье, демонстрируют более сформированные левополушарные возможности и некоторую слабость правого полушария, а дети из детского дома наоборот. Условия проживания младших школьников влияют и на способность к обработке полимодальной (зрительно-пространственной) информации.

3
Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2335
    Prefix
    Корсакова отмечает, что неблагоприятная среда, в которой находиться ребенок, может приводить к несформированности отдельных функциональных систем психики ребенка [8, с. 7]. Ранняя социальная запущенность приводит не только к функциональным, но и к функционально-органическим нарушениям, меняющим путь психического развития ребенка
    Exact
    [3, с. 25]
    Suffix
    . Механизмом этих изменений является дефицит когнитивных стимулов и действие хронического стресса. Отсюда следует, что чем раньше будут проводиться коррекционные мероприятия, тем существенней повысится успеваемость ребенка и быстрее начнут происходить метаболические изменения мозга.

4
Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т. В. Ахутина; под общей редакцией Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. – М.: В. Секачев, 2008. – 128 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=5365
    Prefix
    При изучении состояния высших психических функций у младших школьников, проживающих в детском доме и в семье, использовались методы нейропсихологического обследования, разработанные А. Р. Лурией [9] и адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Статистическая обработка данных производилась с использованием описательной статистики,t – критерий Стьюдента. Использовался статистический пакет программ SPSSforWindows 17. Анализ функций III блока мозга обнаружил различия между сравниваемыми группами (табл. 1).

  2. In-text reference with the coordinate start=8554
    Prefix
    младших школьников, воспитывающихся родителями, характеризуется большей самостоятельностью, смысловой адекватностью, при пересказе текста, они воспроизводят больше смысловых единиц, сохраняя при этом их правильную последовательность и используя необходимые связующие звенья. Успешность выполнения пересказа текста детьми, воспитывающимися родителями, может указывать на правополушарные трудности
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Опираясь на специфику выполнения проб на динамический праксис, графомоторную и реципрокную координацию, можно сделать выводо состоянии функций серийной организации движений у младших школьников, воспитывающихся в неодинаковых социокультурных условиях.

5
Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4511
    Prefix
    Полякова отмечалось, что сельская популяция детей характеризовалась более развитыми правополушарными функциями и дефицитом слухоречевых функций. В методологическую основу данного исследования включены: учение Л. С. Выготского
    Exact
    [5]
    Suffix
    о социальном генезе высших психических функций, учение А. Р. Лурии [1] о высших корковых функциях человека, концептуальные положения нейропсихологии детского возраста Т. В. Ахутиной [9]. В нашем исследовании приняли участие 40 младших школьников, воспитывающихся в родных семьях и 40 детей, воспитывающихся в детских домах г.

6
Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3595
    Prefix
    Можно предположить, что дети из детского дома, даже без неврологических отклонений, все-таки будут иметь специфические особенности в состоянии высших психических функций. Согласно мнению Л. С. Выготского эти функции имеют социальную природу, а условия жизни в детском доме создают специфическую социальную ситуацию развития
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Цель исследования – изучение особенностей высших психических функций младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Гипотеза исследования, заключается в том, что младшие школьники, воспитывающиеся в детском доме, обладают менее сформированными высшими психическими функциями по сравнению со сверстниками, живущими в семье.

7
Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. – М.: Владос, 2000. – 144 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5952
    Prefix
    Лурии этот блок связан с обеспечением функций программирования и произвольной регуляции деятельности, а также серийной организации движений [10]. Функции программирования и контроля произвольных форм деятельности являются не сформированными в младшем школьном возрасте, однако этот период является сензитивным для их формирования
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Младшие школьники, воспитывающиеся в семье, имеют более высокий уровень произвольной регуляции деятельности (табл. 1), они лучше подчиняют свои действия речевой инструкции и удерживают программу, удачнее оттормаживают более простые непосредственные реакции (проба «реакция выбора»).

8
Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. – М., 2001.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2177
    Prefix
    В последнее время все больше отмечается случаев различных отклонений в детском развитии, причинами которых являются помимо биологических факторов, влияние неблагоприятных социокультурных условий. Так, Н. К. Корсакова отмечает, что неблагоприятная среда, в которой находиться ребенок, может приводить к несформированности отдельных функциональных систем психики ребенка
    Exact
    [8, с. 7]
    Suffix
    . Ранняя социальная запущенность приводит не только к функциональным, но и к функционально-органическим нарушениям, меняющим путь психического развития ребенка [3, с. 25]. Механизмом этих изменений является дефицит когнитивных стимулов и действие хронического стресса.

9
Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – No 1. – 497 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=4733
    Prefix
    Выготского [5] о социальном генезе высших психических функций, учение А. Р. Лурии [1] о высших корковых функциях человека, концептуальные положения нейропсихологии детского возраста Т. В. Ахутиной
    Exact
    [9]
    Suffix
    . В нашем исследовании приняли участие 40 младших школьников, воспитывающихся в родных семьях и 40 детей, воспитывающихся в детских домах г. Абакан. Всего было обследовано 80 детей в возрасте 7 – 8 лет.

  2. In-text reference with the coordinate start=5272
    Prefix
    При изучении состояния высших психических функций у младших школьников, проживающих в детском доме и в семье, использовались методы нейропсихологического обследования, разработанные А. Р. Лурией
    Exact
    [9]
    Suffix
    и адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова [4]. Статистическая обработка данных производилась с использованием описательной статистики,t – критерий Стьюдента.

10
Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – 5-е изд. – М.: Академия, 2006. – 384 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5779
    Prefix
    Анализ функций III блока мозга обнаружил различия между сравниваемыми группами (табл. 1). Согласно взглядам А. Р. Лурии этот блок связан с обеспечением функций программирования и произвольной регуляции деятельности, а также серийной организации движений
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Функции программирования и контроля произвольных форм деятельности являются не сформированными в младшем школьном возрасте, однако этот период является сензитивным для их формирования [7]. Младшие школьники, воспитывающиеся в семье, имеют более высокий уровень произвольной регуляции деятельности (табл. 1), они лучше подчиняют свои действия речевой инструкции и удерживают программу, удач

11
Осипенко, Т. Н. Психоневрологическое развитие дошкольников / Т. Н. Осипенко. – М.: Медицина, 1996. – 228 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3177
    Prefix
    Так, MacLean указывает на то, что чем раньше ребенок попадает в условия депривации (детский дом), тем больший урон наносится психическому развитию ребенка [14, c. 860]. На задержку в статико-моторном и речевом развитии у дошкольников, воспитывающихся в детском доме, указывает Т. Н. Осипенко
    Exact
    [11, с. 135]
    Suffix
    . По ее данным 81,2 % таких детей могут быть отнесены в группу риска по нейропсихологическим и неврологическим показателям. Можно предположить, что дети из детского дома, даже без неврологических отклонений, все-таки будут иметь специфические особенности в состоянии высших психических функций.

12
Поляков, В. М. Нейрохирургия в скрининговых исследованиях детских популяций / В. М. Поляков // А. Р. Лурия и психология XXI века: доклады II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия; под ред. Т. В. Ахутиной и Ж. М. Глозман. – М., 2003. – 199 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4266
    Prefix
    В наиболее неблагоприятном положении оказываются функции с более длительным периодом формирования в онтогенезе, а именно функции программирования и контроля произвольных форм деятельностии левополушарные функции. Влияние социально-экономических, экологических и климатографических условий на функциональную зрелость мозговых структур у дошкольников изучалось в работе В. М. Полякова
    Exact
    [12, c. 9]
    Suffix
    . В исследовании В. М. Полякова отмечалось, что сельская популяция детей характеризовалась более развитыми правополушарными функциями и дефицитом слухоречевых функций. В методологическую основу данного исследования включены: учение Л.

13
Фотекова, Т. А. Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме / Т. А. Фотекова. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. – 168 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=12129
    Prefix
    Дефицит социокультурных влияний не препятствует развитию праксиса пользы пальцев, а вот стимулирующее влияние среды приводит к смещению развития в сторону вербальных функций и кинестетические, по-видимому, не успевают сформироваться в полной мере
    Exact
    [13, с. 73]
    Suffix
    . Анализ обработки слуховой невербальной информации показывает, что она успешнее у детей, воспитывающихся в семье. Детям из детского дома труднее дается как оценка ритмов, так и воспроизведение ритмического рисунка по образцу (табл. 2).

  2. In-text reference with the coordinate start=16445
    Prefix
    В нейропсихологическом исследовании Т. А. Фотековой 82 учащихся 1 – 3 класса, также отмечается, что узнавание недорисованных изображений вызывает наибольшие трудности для всех младших школьников
    Exact
    [13, с. 76]
    Suffix
    . При этом в нашем исследовании успешность детдомовских детей в опознании недорисованных изображений выше (р < 0,05). А вот узнавание изображений, наложенных друг на друга и выделение контурного изображения, отделив его от посторонних элементов фона младшие школьники, воспитывающиеся в детском доме, узнают хуже сверстников из семей.

14
MacLean, K. The impact of institutionalization on child development. Development and Psychopathology / K. MacLean. – 2003. – 860 с. Информация об авторе: Медюшко Вадим Александрович – аспирант кафедры общей и клинической психологии медикопсихолого-социального института Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова»,
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3047
    Prefix
    На психическое развитие воспитанников детских домов влияет время поступления. Так, MacLean указывает на то, что чем раньше ребенок попадает в условия депривации (детский дом), тем больший урон наносится психическому развитию ребенка
    Exact
    [14, c. 860]
    Suffix
    . На задержку в статико-моторном и речевом развитии у дошкольников, воспитывающихся в детском доме, указывает Т. Н. Осипенко [11, с. 135]. По ее данным 81,2 % таких детей могут быть отнесены в группу риска по нейропсихологическим и неврологическим показателям.