The 18 references with contexts in paper I. Kirdyashkin V., И. Кирдяшкин В. (2016) “ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО КОНТЕКСТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СВЕТЕ ТЕОРИИ АУТОПОЙЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ // VALUE OF COMMUNICATIVE CONTEXT OF THE YOUTH’SPOLITICAL SOCIALIZATION IN THE LIGHT OF THE AUTOPOIETIC SYSTEM STHEORY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2013:i:4:p:78-83

1
Антоновский, А. Ю. Коммуникативная рациональность – внешняя и внутренняя / А. Ю. Антоновский // Эпистемология и Философия науки. – 2008. – Т. ХVII. – No 3.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=19552
    Prefix
    системы означает способность дистанцироваться от своего собственного «средства наблюдения» (смысла, компетенций) и выдвигать предположения о будущем, т. е. о том, что случилось бы, если бы оно было иным. Здесь, пишет А. Ю. Антоновский, коммуникативная система словно сталкивается с реальностью, ориентируясь на иные коммуникативные миры, и только поэтому может самокорректироваться
    Exact
    [1, с. 74]
    Suffix
    . «Опережение» времени также включает способности человека и общества дистанцироваться от собственных средств «наблюдения» (когнитивных компетенций, схем) и выдвигать положения о том, что бы могло случиться, если бы это «средство» было бы другим, ориентируя на иную коммуникативность.

2
Антоновский, А. Ю. Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке (материалы «круглого стола») / А. Ю. Антоновский // Вопросы философии. – 2008. – No 3.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=5820
    Prefix
    Рифма поэтического произведения как таковая не существуют вне стихотворения: строчки именно благодаря таковому механизму связи выстраиваются в неслучайные последовательности, и благодаря этому конструируется поэма. Когнитивные свойства систем – отбрасывать одни возможные коммуникации и отбирать другие, осмысленные в каком-то контексте
    Exact
    [2, с. 27]
    Suffix
    . Описывая механизм аутопойезиса, Н. Луман отмечает, что система, в частности психическая система, конструирует любой смысл посредством другого (своего внутреннего смысла) [2, с. 254]. Это не только реализует рекурсивность потока переживаний мира и коммуникаций, но изменяет предмет понимания, а значит в свете теории аутопойетических систем – познания.

  2. In-text reference with the coordinate start=5991
    Prefix
    Когнитивные свойства систем – отбрасывать одни возможные коммуникации и отбирать другие, осмысленные в каком-то контексте [2, с. 27]. Описывая механизм аутопойезиса, Н. Луман отмечает, что система, в частности психическая система, конструирует любой смысл посредством другого (своего внутреннего смысла)
    Exact
    [2, с. 254]
    Suffix
    . Это не только реализует рекурсивность потока переживаний мира и коммуникаций, но изменяет предмет понимания, а значит в свете теории аутопойетических систем – познания. Исследователь, следуя феноменологической традиции, описывает акт, полагающий смысл.

3
Герасимова, И. А. Искусство мыслить будущее / И. А. Герасимова // Эпистемология и Философия науки. – 2010. – Т. ХХIII. – No 1.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=18735
    Prefix
    В этом есть мотив попадания в искомое начало пути, в заново сконструированное начало формирования политического мира, в новое понимание его смыслов. Мышление о будущем также предполагает развитие особой чувствительности к целому в его незримых измерениях
    Exact
    [3, с. 104]
    Suffix
    . Особую ценность в мышлении о будущем приобретают способности дистанцироваться от наличного существования и создание в воображении картин будущего, особенность которых связана с психоментальным развитием.

  2. In-text reference with the coordinate start=18995
    Prefix
    Особую ценность в мышлении о будущем приобретают способности дистанцироваться от наличного существования и создание в воображении картин будущего, особенность которых связана с психоментальным развитием. Искусство мыслить будущее – это искусство самопреображения
    Exact
    [3, с. 109]
    Suffix
    . Актуализируется особая способность, которая составляет современную цель политической социализации молодежи, связанную с достижением системной рациональности. Как отмечают исследователи, рациональность системы означает способность дистанцироваться от своего собственного «средства наблюдения» (смысла, компетенций) и выдвигать предположения о будущем, т. е. о том, что случилось бы, если бы оно

4
Касавин, И. Т. Критерии знания: собственно эпистемологические или социальные? / И. Т. Касавин // Эпистемология: перспективы развития. – М.: Канон-Пресс, 2012.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3895
    Prefix
    Они имеют в качестве истока сложно познаваемые контексты, в частности, связанные с характером коммуникаций в обществе. В ряде течений эпистемологии, отмечают исследователи, осознается тесная связь познания с сознанием, деятельностью и коммуникацией
    Exact
    [4, с. 50]
    Suffix
    . Познание предстает как коммуникативно-деятельностная ситуация, задающая в той или иной мере функциональность политической социализации и эволюции политического мира. Теоретико-методологическим основанием исследования взаимосвязи познания с непознавательными контекстами – сознанием в целом и коммуникацией – является, в частности, теория аутопойетических систем Н.

5
Луман, Н. Введение в системную теорию / Н. Луман. – М.: Логос, 2007. – 360 с.
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=4477
    Prefix
    В ней исследуются, прежде всего, отношения человека и общества как относительно закрытых систем. Под «закрытостью» Н. Луманом понимается не термодинамическая (физическая) изолированность, а оперативноинформационная замкнутость
    Exact
    [5, с. 104]
    Suffix
    , что означает «рекурсивное условие возможностей собственных операций, исходя из результатов собственных операций» [7, с. 101]. Это предполагает, что система не поглощает всю информацию из окружения, а совершает отбор того, что в прошлом способствовало ее адаптации.

  2. In-text reference with the coordinate start=9653
    Prefix
    Она состоит из информации, которую мы выбираем из контекста как репертуар возможностей [7, с. 304], сообщения как установления сопряженности системы с информацией, ее смыслом и понимания как принятия или не принятия отбора
    Exact
    [5, с. 305]
    Suffix
    . Понимание представляет сконструированный аспект реальности [5, с. 310]. Коммуникация – процесс, поднявшийся над действием, он атрибутирует, приписывает, конструирует действия, но сам действием не является [5, с. 313 – 314].

  3. In-text reference with the coordinate start=9721
    Prefix
    Она состоит из информации, которую мы выбираем из контекста как репертуар возможностей [7, с. 304], сообщения как установления сопряженности системы с информацией, ее смыслом и понимания как принятия или не принятия отбора [5, с. 305]. Понимание представляет сконструированный аспект реальности
    Exact
    [5, с. 310]
    Suffix
    . Коммуникация – процесс, поднявшийся над действием, он атрибутирует, приписывает, конструирует действия, но сам действием не является [5, с. 313 – 314]. Теория аутопойетических систем предполагает, что важно объяснить политическую социализацию не как «перенос» смысловой модели от одной системы к другим, а как «соорганизацию» комплексностей человека и политического мира, включающий отбо

  4. In-text reference with the coordinate start=9863
    Prefix
    Понимание представляет сконструированный аспект реальности [5, с. 310]. Коммуникация – процесс, поднявшийся над действием, он атрибутирует, приписывает, конструирует действия, но сам действием не является
    Exact
    [5, с. 313 – 314]
    Suffix
    . Теория аутопойетических систем предполагает, что важно объяснить политическую социализацию не как «перенос» смысловой модели от одной системы к другим, а как «соорганизацию» комплексностей человека и политического мира, включающий отбор релевантных человеку смыслов.

  5. In-text reference with the coordinate start=11745
    Prefix
    И самореференция, артикулирующая внутренний смысл системы, полученный эволюционным путем отбора информации в прошлом, выступающий средством познания систем внешнего мира [8, с. 15]. В коммуникации смысл формирует смысл
    Exact
    [5, с. 254]
    Suffix
    . Смысл-средство можно презентовать как существо ноэзиса, того «чем я думаю». А формирующийся этим средством смысл, выросший из новой идентичности системы в окружающем мире с целью ее адаптации, можно расценивать как ноэму, то «что я думаю».

6
Луман, Н. Власть / Н. Луман. – М.: Праксис, 2001. – 234 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16381
    Prefix
    Учитывая двойственность коммуникации и ее «структуры», состоящей из смыслов-средств и их новых тематик, код должен быть двоичен. У Н. Лумана эта двоичность предполагает формальный и неформальный способы кодирования
    Exact
    [6, с. 31]
    Suffix
    . Формальное кодирование связано с инореференцией как «формой» конструирования внешнего мира. Неформальный код – с самореференцией как средством этого конструирования, выражая «достижения» селекции системы, т. е. его внутренние смыслы, берущие начало в «жизненном мире» человека.

7
Луман, Н. Общество как социальная система / Н. Луман. – М.: Логос, 2004. – 231 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=4594
    Prefix
    Луманом понимается не термодинамическая (физическая) изолированность, а оперативноинформационная замкнутость [5, с. 104], что означает «рекурсивное условие возможностей собственных операций, исходя из результатов собственных операций»
    Exact
    [7, с. 101]
    Suffix
    . Это предполагает, что система не поглощает всю информацию из окружения, а совершает отбор того, что в прошлом способствовало ее адаптации. В теории Н. Лумана системы, среди которых есть человек и общество, отграничивают себя смыслами.

  2. In-text reference with the coordinate start=9529
    Prefix
    Отбор, актуализирующийся в коммуникации, конституирует свой собственный горизонт; он уже конституирует то, что отбирает отбор, а именно как информацию» [9, с. 196]. Коммуникация конституируется трехзвенным единством процесса [9, с. 121 – 122]. Она состоит из информации, которую мы выбираем из контекста как репертуар возможностей
    Exact
    [7, с. 304]
    Suffix
    , сообщения как установления сопряженности системы с информацией, ее смыслом и понимания как принятия или не принятия отбора [5, с. 305]. Понимание представляет сконструированный аспект реальности [5, с. 310].

8
Луман, Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. – М.: Логос, 2005. – 253 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=11698
    Prefix
    Инореференция, презентующая смысл систем окружающего мира. И самореференция, артикулирующая внутренний смысл системы, полученный эволюционным путем отбора информации в прошлом, выступающий средством познания систем внешнего мира
    Exact
    [8, с. 15]
    Suffix
    . В коммуникации смысл формирует смысл [5, с. 254]. Смысл-средство можно презентовать как существо ноэзиса, того «чем я думаю». А формирующийся этим средством смысл, выросший из новой идентичности системы в окружающем мире с целью ее адаптации, можно расценивать как ноэму, то «что я думаю».

  2. In-text reference with the coordinate start=12676
    Prefix
    То, пишет исследователь, что подразумевается под реальностью, может быть лишь внутренним коррелятом системных операций, а не качеством, присущим предметам познания. При этом реальность, подчеркивает исследователь, вырабатывается внутри системы не механически, а через придание смысла
    Exact
    [8, с. 16]
    Suffix
    . В этом отношении коммуникативный контекст есть средство адаптации политического мира к изменениям в человеке, других политических мирах и других окружающих его системах через придание им собственного смысла.

9
Луман, Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Н. Луман. – СПб.: Наука, 2007. – 641 с.
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=8682
    Prefix
    Системный вклад взаимопроникающих систем состоит не столько в предоставлении ресурсов, энергии, информации, что возможно. Взаимопроникновение – это глубинная связь не вкладов, а конституций
    Exact
    [9, с. 291]
    Suffix
    . Оно означает взаимное содействие, выраженное в соуправлении комплексностью, и имеет место в форме коммуникации [9, с. 196]. Коммуникация в теории общества Н. Лумана не определяет передачу или «перенос» сообщения от отправителя получателю и не имеет целью достижение консенсуса.

  2. In-text reference with the coordinate start=8802
    Prefix
    Взаимопроникновение – это глубинная связь не вкладов, а конституций [9, с. 291]. Оно означает взаимное содействие, выраженное в соуправлении комплексностью, и имеет место в форме коммуникации
    Exact
    [9, с. 196]
    Suffix
    . Коммуникация в теории общества Н. Лумана не определяет передачу или «перенос» сообщения от отправителя получателю и не имеет целью достижение консенсуса. Если исходить из теории аутопойезиса, достижение консенсуса влечет прекращение жизнедеятельности.

  3. In-text reference with the coordinate start=9359
    Prefix
    Коммуникация, пишет исследователь, «выхватывает из любого актуального горизонта указаний, который она же и конституирует, нечто и оставляет в стороне иное... Отбор, актуализирующийся в коммуникации, конституирует свой собственный горизонт; он уже конституирует то, что отбирает отбор, а именно как информацию»
    Exact
    [9, с. 196]
    Suffix
    . Коммуникация конституируется трехзвенным единством процесса [9, с. 121 – 122]. Она состоит из информации, которую мы выбираем из контекста как репертуар возможностей [7, с. 304], сообщения как установления сопряженности системы с информацией, ее смыслом и понимания как принятия или не принятия отбора [5, с. 305].

  4. In-text reference with the coordinate start=9430
    Prefix
    Отбор, актуализирующийся в коммуникации, конституирует свой собственный горизонт; он уже конституирует то, что отбирает отбор, а именно как информацию» [9, с. 196]. Коммуникация конституируется трехзвенным единством процесса
    Exact
    [9, с. 121 – 122]
    Suffix
    . Она состоит из информации, которую мы выбираем из контекста как репертуар возможностей [7, с. 304], сообщения как установления сопряженности системы с информацией, ее смыслом и понимания как принятия или не принятия отбора [5, с. 305].

  5. In-text reference with the coordinate start=15228
    Prefix
    Психические системы и социальные могут сообщаться посредством языка как процесса использования знаков, наполненных смыслом (т. е. символизации). Этот процесс и переводит социальную комплексност как механизм селекции информации в психическую
    Exact
    [9, с. 358]
    Suffix
    . Операционная функция когнитивных схем, выраженных символически, становится зависимой от процесса выделения информации из сообщения, что, по сути, и производит «контекст» как коммуникативное средство.

10
Неклесса, А. И. Будущее и грядущее: кризис современного мира / А. И. Неклесса // Полис. – 2012. – No 2.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=1703
    Prefix
    проблематики происходит из важности создания теоретической концепции политической социализации, способной интегрировать особенности современного общества, презентующие его гетерогенный и мультикультурный характер. На фоне эрозии «общественного» происходит повышение моральной автономии индивида [14, с. 87]. Обостряет ответственность за выбор и онтологические риски на личность секулярность
    Exact
    [10, с. 70]
    Suffix
    . Но, как замечает А. И. Неклесса, по мере усложнения социума секулярный барьер снижается, реабилитируя виртуальное, психическое и метафизическое измерения бытия, фиксирующих амальгаму меняющихся схем мировидения [10, с. 76].

  2. In-text reference with the coordinate start=1914
    Prefix
    Но, как замечает А. И. Неклесса, по мере усложнения социума секулярный барьер снижается, реабилитируя виртуальное, психическое и метафизическое измерения бытия, фиксирующих амальгаму меняющихся схем мировидения
    Exact
    [10, с. 76]
    Suffix
    . Новая концепция политической социализации важна в свете потребности в обеспечении целостности общества и его институтов в условиях индивидуализации, атомизации мировидения, нелинейности и мозаичности социализационных практик современного человека.

11
Пирожкова, С. В. Является ли знание конструкцией? / С. В. Пирожкова // Эпистемология и Философия науки. – 2012. – Т. ХХIV. – No 4.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17415
    Prefix
    освоение мира предполагает, во-первых, включение все новых ситуаций в рамки привычного либо, если это невозможно, корректирование и модификацию этих рамок, с тем чтобы можно было взаимодействовать с новыми ситуациями. В свою очередь вторым измерением процесса освоения мира является очеловечивание мира, включение его в свое пространство, пространство своей деятельности, чему служит познание
    Exact
    [11, с. 83]
    Suffix
    . Эта несущая конструкция также должна быть тесно связана с логикой культуры и соответственно ментальности человека. На это место в качестве одной из форм культуры общества и ментальности человека может претендовать миф.

12
Смирнова, Н. М. Эпистемология жизненного мира: эвристический потенциал и когнитивные границы / Н. М. Смирнова // Эпистемология: перспективы развития. – М.: Канон-Пресс, 2012.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=6756
    Prefix
    Мир представлен в познании в само собой разумеющихся (а потому и не замечающихся) культурно-антропологических формах, в «ноэтиконоэматическом единстве». Оно составляет не мир сам по себе, но то, каким он является биографически и социально обусловленному знанию
    Exact
    [12, с. 162]
    Suffix
    . При этом феноменологический подход в лице Э. Гуссерля предполагает, что единство потока переживаний организуется универсальной генетической формой, сочетающей единство содержаний. Задачей исследования становится прояснение общей рамки конструирования мира.

  2. In-text reference with the coordinate start=8484
    Prefix
    Взаимодействие различных систем, в частности человека и общества, Н. Луман описывает через понятие взаимопроникновение, обозначающее вклад в создание систем со стороны окружающего их мира или принятия во внимание опыта «отсутствующего»
    Exact
    [12, с. 289]
    Suffix
    . Системный вклад взаимопроникающих систем состоит не столько в предоставлении ресурсов, энергии, информации, что возможно. Взаимопроникновение – это глубинная связь не вкладов, а конституций [9, с. 291].

13
Филатова, А. А. Когнитивные формы культуры / А. А. Филатова. – Ростов н/Дону: Изд-во ЮФУ, 2009. – 248 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14963
    Prefix
    Андрад полагает, что когниция схемы предполагает прямой путь связывания культурных и психологических процессов. Схема является способом связи культуры с другими психологическими процессами, которые влияют на деятельность людей
    Exact
    [13, с. 107]
    Suffix
    . Когнитивные схемы выражены в знаках. Психические системы и социальные могут сообщаться посредством языка как процесса использования знаков, наполненных смыслом (т. е. символизации). Этот процесс и переводит социальную комплексност как механизм селекции информации в психическую [9, с. 358].

14
Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью / Ю. Хабермас. – М.: Наука, 1992. – 175 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1614
    Prefix
    Актуальность проблематики происходит из важности создания теоретической концепции политической социализации, способной интегрировать особенности современного общества, презентующие его гетерогенный и мультикультурный характер. На фоне эрозии «общественного» происходит повышение моральной автономии индивида
    Exact
    [14, с. 87]
    Suffix
    . Обостряет ответственность за выбор и онтологические риски на личность секулярность [10, с. 70]. Но, как замечает А. И. Неклесса, по мере усложнения социума секулярный барьер снижается, реабилитируя виртуальное, психическое и метафизическое измерения бытия, фиксирующих амальгаму меняющихся схем мировидения [10, с. 76].

15
Шестопал, Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х / Е. Б. Шестопал. – М.: РОССПЭН, 2000. – 431 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2809
    Prefix
    Шестопал считает, что политическую социализацию можно рассматривать как процесс включения человека в политическую систему, благодаря которому осуществляется преемственность политических ценностей
    Exact
    [15, с. 178]
    Suffix
    . Основанием политической социализации в исследованиях А. И. Щербинина являются ее фундаментальные ценностные основы, напоминающие о сверхценностях политического мира [17, с. 20]. При ответе на вопрос, как осуществима политическая социализация при росте его измерений, наиболее изначально важным является ответ на вопрос о сущности восприятия человеком политического мира.

16
Шурбе, В. З. Поколение хай-тек и «новый конфликт» поколений? / В. З. Шурбе // Социологические исследования. – 2013. – No 4.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2393
    Prefix
    Как замечают исследователи, формируется новая фигурация межпоколенных отношений, которая наиболее адекватна современным социальным условиям и отношениям, – полифигуративный тип культуры. Он характеризуется тем, что разные поколения учатся у разных поколений
    Exact
    [16, с. 106]
    Suffix
    . Политическая социализация актуализируется как разнонаправленный процесс, связанный с ростом его измерений. Определения политической социализации исходят из позиции необходимости интеграции человека в политический мир, его культуру.

17
Щербинин, А. И. Политическое образование как фактор политического процесса: автореф. дис. ... д-ра полит. наук / А. И. Щербинин. – М.: Моск. гос. ун-т, 2000. – 52 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2977
    Prefix
    Шестопал считает, что политическую социализацию можно рассматривать как процесс включения человека в политическую систему, благодаря которому осуществляется преемственность политических ценностей [15, с. 178]. Основанием политической социализации в исследованиях А. И. Щербинина являются ее фундаментальные ценностные основы, напоминающие о сверхценностях политического мира
    Exact
    [17, с. 20]
    Suffix
    . При ответе на вопрос, как осуществима политическая социализация при росте его измерений, наиболее изначально важным является ответ на вопрос о сущности восприятия человеком политического мира.

18
Щербинина, Н. Г. Коммуникационная роль современного политического мифа / Н. Г. Щербинина // Политическая психология, культура и коммуникация. – М.: РОСПЭН, 2008. Информация об авторе: Кирдяшкин Иван Владимирович – кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии философского факультета Томского государственного университета, 89138246055, kirdjhkin@mail.ru.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17785
    Prefix
    На это место в качестве одной из форм культуры общества и ментальности человека может претендовать миф. По мнению Н. Г. Щербининой, мифология является смыслосодержащей формой социально-политических коммуникаций. Миф представляет собой архетипическую форму транспортировки смысла
    Exact
    [18, с. 316]
    Suffix
    . Миф как символическая форма смысла связывает коммуникативные акты контекста политической социализации. При этих теоретических допущениях ключевой особенностью символики коммуникативного контекста политической социализации именно молодежи является важность его нацеленности на выигрыш во времени, иначе говоря, нацеленность на потенциальные когнитивные схемы как схемы выделения человеком потен