The 30 references with contexts in paper O. Sovetova S., I. Abolonkova V., О. Советова С., И. Аболонкова В. (2016) “ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ТЕПСЕЙСКОГО МИКРОРАЙОНА // ROCK ART TRADITIONS IN THE CONTEXT OF THE ARCHAEOLOGICAL MATERIAL OF TEPSEI MICRO-REGION” / spz:neicon:vestnik-k:y:2013:i:3:p:68-75

1
Адрианов, А. В. Обследование писаниц в Минусинском крае летом 1907 года (из писем секретарю Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии) / А. В. Адрианов // Известия Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии.– СПб., 1908. – Вып. 8. – С. 37 – 46.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=18755
    Prefix
    Отдельно следует сказать о рунических надписях Тепсея [15]. Они обнаружены главным образом на скальных выходах у впадения р. Тубы в Енисей, а также известны надписи, открытые еще А. В. Адриановым почти под самой вершиной Тепсея в пещере
    Exact
    [1, с. 43]
    Suffix
    . С. Г. Кляшторным надписи Тепсея датированы VIII – IХ вв. [15, с. 324]. Материалы эпохи средневековья на Тепсее, полученные в результате раскопок, многочисленны и разнообразны. Памятники кыргызского времени сосредоточены на небольшом участке площадью около 0,5 га.

2
Боковенко, Н. А. К вопросу о датировке некоторых енисейских изображений всадников / Н. А. Боковенко // Скифо-сибирский мир: искусство и идеология. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1987. – С. 75 – 80.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=11471
    Prefix
    Шером в пунктах У-Т V, VI, были отнесены им к «раннетагарскому времени» [36, рис. 85], но, к сожалению, без какого-либо обоснования. Пока у нас нет оснований для выделения ранних или поздних рисунков в этой группе петроглифов. Преимущественно такие изображения зафиксированы на скалах, на отдельных плитках
    Exact
    [2, рис. 2, 3]
    Suffix
    , а также на камнях тагарских курганов Тепсея. Не исключено, что изображения, выполненные в этом стиле, соответствовали вкусам совсем другой группы населения. Вообще истоки этого «упрощенного» стиля до настоящего времени не выявлены.

  2. In-text reference with the coordinate start=12855
    Prefix
    Совершенно очевидно, что среди тесинских рисунков Тепсея, как и Минусинской котловины в целом, четко различаются конкретные стилистические группы. Проблема их вычленения в настоящее время является одной из наиболее сложных, тем не менее на памятниках Минусинской котловины уже выявлено несколько отдельных групп посттагарских изображений
    Exact
    [22; 24; 25; 28; 33, фото 2, 15, 17, 18, табл. 5, 6, 16]
    Suffix
    . Одна из таких групп петроглифов выделена Я. А. Шером именно по рисункам Тепсея. Это стилистическое направление характеризуется относительным схематизмом фигур, искажением их пропорций при формальном сохранении некоторых черт скифосибирского звериного стиля.

  3. In-text reference with the coordinate start=17765
    Prefix
    Все это вселяет надежду на то, что гравированные рисунки таштыкской эпохи в АМТ еще могут быть обнаружены. Также имеются на Тепсее и выбитые рисунки таштыкской эпохи. Это небольшое количество фигур животных (оленей) из пункта Тепсей II, стилистически сходных с теми, что изображены на планках
    Exact
    [38, pl. 17 – 19.2, 20.1; 32, рис. 9 – 1, 2]
    Suffix
    , и фигуры воинов, обнаруженные в том же пункте [32, рис. 2 – 14]. Несколько аналогичных фигур выявлено на У-Т V [38, pl. 75 – 29.1, 29.6, 29.7]. По сведениям М. П. Грязнова, в «склепе 2 на одной из стенок детского ящикагробика была изображена большая фигура воина, выполненная в стиле тепсейских планок» [9, с. 145 – 146] (к сожалению, осталось неясным, в какой технике она была

3
Боковенко, Н. А. Кавказская писаница на Тубе / Н. А. Боковенко, Н. В. Леонтьев // Краткие сообщения Института Археологии. – М., 1985. – No 184. – С. 82 – 88.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=11471
    Prefix
    Шером в пунктах У-Т V, VI, были отнесены им к «раннетагарскому времени» [36, рис. 85], но, к сожалению, без какого-либо обоснования. Пока у нас нет оснований для выделения ранних или поздних рисунков в этой группе петроглифов. Преимущественно такие изображения зафиксированы на скалах, на отдельных плитках
    Exact
    [2, рис. 2, 3]
    Suffix
    , а также на камнях тагарских курганов Тепсея. Не исключено, что изображения, выполненные в этом стиле, соответствовали вкусам совсем другой группы населения. Вообще истоки этого «упрощенного» стиля до настоящего времени не выявлены.

  2. In-text reference with the coordinate start=14001
    Prefix
    Савиновым на основе анализа материалов раскопок тесинского могильника, в котором были найдены плитки с изображениями спиралей, окружностей, лабиринтов и абстрактных мотивов, которые были идентифицированы им как тесинские [28; 29; 31]. Еще одну группу представляют рисунки писаниц Кунинской, Полосатой, Кавказской
    Exact
    [3]
    Suffix
    и других памятников, в которых отражена смена одной изобразительной традиции (тагарской) другой (таштыкской). Е. А. Миклашевич отметила, что стилистически это еще в целом тагарские рисунки, но уже очень упрощенные по сравнению с хорошо детализированными каноническими изображениями времени расцвета тагарской культуры.

4
Вадецкая, Э. Б. Археологические памятники в степях Енисея / Э. Б Вадецкая. – Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1986. – 180 с.
Total in-text references: 4
  1. In-text reference with the coordinate start=9701
    Prefix
    Не выделены пока и петроглифы, которые можно было бы отнести к андроновской культуре. Археологические материалы эпохи бронзы на АМТ достаточно разнообразны. Среди материалов андроновской культуры, обнаруженных лишь в пункте Тепсей IV, отмечены сосуд и несколько бусин
    Exact
    [4, с. 50]
    Suffix
    . Окуневские материалы также немногочисленны. Они представлены небольшим горшком, игольником из птичьей кости с костяной иглой в нем, бронзовым шилом, мелкими аргиллитовыми бусинами, подвеской из клыка хищника [7, с. 28].

  2. In-text reference with the coordinate start=10155
    Prefix
    К карасукскому времени, представленному на АМТ большим количеством находок (по сравнению с другими археологическими культурами эпохи бронзы), относятся керамика, изделия из бронзы (височные кольца, серьги, пуговицы-бляшки и др.), аргиллитовые бусинки
    Exact
    [4, с. 69]
    Suffix
    . 3. Пожалуй, самые массовые на памятнике – петроглифы эпохи раннего железного века (время тагарской культуры). Они представлены как зооморфными (олени, кони и др.) (Т I, Т II, Т IV, У-Т III, У-Т IV), так и антропоморфными персонажами (часто в батальных сценах) (Т II, Т IV, Т V, У-Т I, У-Т II, У-Т III, У-Т IV).

  3. In-text reference with the coordinate start=12206
    Prefix
    Наибольшая площадь АМТ занята курганами подгорновского этапа тагарской культуры. Среди полученных материалов этого периода – керамика, чеканы, стрелы, бронзовые бляшки, пронизки, бусины, бронзовые и костяные ножи, шила, зеркала, пряжки, втоки и др.
    Exact
    [4, с. 111]
    Suffix
    . Имеется бронзовая пронизка, покрытая золотым листком [13, с. 45]. Сарагашенские материалы представлены керамикой, стрелами, изделиями из бронзы (нож, чекан, вток, бляшки, зеркала), бусинами [4, с. 119].

  4. In-text reference with the coordinate start=12403
    Prefix
    Среди полученных материалов этого периода – керамика, чеканы, стрелы, бронзовые бляшки, пронизки, бусины, бронзовые и костяные ножи, шила, зеркала, пряжки, втоки и др. [4, с. 111]. Имеется бронзовая пронизка, покрытая золотым листком [13, с. 45]. Сарагашенские материалы представлены керамикой, стрелами, изделиями из бронзы (нож, чекан, вток, бляшки, зеркала), бусинами
    Exact
    [4, с. 119]
    Suffix
    . Отдельного внимания заслуживают петроглифы тесинского времени, к которому мы склонны отнести некоторые из рисунков на курганных камнях и скалах Тепсея. Совершенно очевидно, что среди тесинских рисунков Тепсея, как и Минусинской котловины в целом, четко различаются конкретные стилистические группы.

6
Грязнов, М. П. Тагарская культура / М. П. Грязнов // История Сибири: в 5 т. – Т. 1: Древняя Сибирь. – Л., 1968.– С. 187 – 196.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=12855
    Prefix
    Совершенно очевидно, что среди тесинских рисунков Тепсея, как и Минусинской котловины в целом, четко различаются конкретные стилистические группы. Проблема их вычленения в настоящее время является одной из наиболее сложных, тем не менее на памятниках Минусинской котловины уже выявлено несколько отдельных групп посттагарских изображений
    Exact
    [22; 24; 25; 28; 33, фото 2, 15, 17, 18, табл. 5, 6, 16]
    Suffix
    . Одна из таких групп петроглифов выделена Я. А. Шером именно по рисункам Тепсея. Это стилистическое направление характеризуется относительным схематизмом фигур, искажением их пропорций при формальном сохранении некоторых черт скифосибирского звериного стиля.

  2. In-text reference with the coordinate start=15685
    Prefix
    Материал представлен керамикой, роговыми, костяными и металлическими изделиями: застежками, кольцами, пряжками, пуговицами, нашивными бляшками и др. Особенности погребального инвентаря и приведенные ему аналогии позволили соотнести некоторые тепсейские могильники с тесинским этапом, датируемым М. П. Грязновым II – I вв. до н. э.
    Exact
    [6, с. 191 – 194]
    Suffix
    , другими авторами – продлевающими его до начала первого тыс. н. э. [29, с. 6 – 14]. Исследования могильника Тепсей VII предоставили материалы, неизвестные на Среднем Енисее в предшествующие эпохи, но имеющие полные аналогии в хуннских комплексах Забайкалья.

7
Грязнов, М. П. Окуневская культура / М. П. Грязнов // Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. – Новосибирск: Наука, 1979. – С. 27 – 29.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9908
    Prefix
    Окуневские материалы также немногочисленны. Они представлены небольшим горшком, игольником из птичьей кости с костяной иглой в нем, бронзовым шилом, мелкими аргиллитовыми бусинами, подвеской из клыка хищника
    Exact
    [7, с. 28]
    Suffix
    . К карасукскому времени, представленному на АМТ большим количеством находок (по сравнению с другими археологическими культурами эпохи бронзы), относятся керамика, изделия из бронзы (височные кольца, серьги, пуговицы-бляшки и др.), аргиллитовые бусинки [4, с. 69]. 3.

8
Грязнов, М. П. Пункты раскопок / М. П. Грязнов // Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. – Новосибирск: Наука, 1979. – С. 7 – 20.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3261
    Prefix
    Грязнова на небольшой надпойменной террасе у подножия горы Тепсей. Здесь, в 21 топографическом пункте, были зафиксированы археологические памятники (в основном погребальные) одиннадцати последовательных культурно-исторических периодов
    Exact
    [8, с. 3 – 9]
    Suffix
    . Самые ранние археологические объекты, открытые здесь, относятся к эпохе бронзы, самые поздние – к этнографическому времени. В погребениях и на поселениях обнаружены каменные предметы, керамика, изделия из кости, бронзы, железа и дерева, гипсовые маски и многое другое.

9
Грязнов, М. П. Таштыкская культура / М. П. Грязнов // Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. – Новосибирск: Наука, 1979. – С. 89 – 146.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=16772
    Prefix
    Отметим, что в последние годы интерес к тесинским памятникам значительно оживился [29]. 4. Таштыкская изобразительная традиция. Открытие на Тепсее III в первом склепе серии деревянных планок с резными рисунками показало искусство таштыкских племен в исключительном блеске
    Exact
    [9, рис. 59 – 61]
    Suffix
    . Но к большому сожалению, до настоящего времени наскальных рисунков таштыкской эпохи на горе Тепсей выявлено немного. Гравированные рисунки в основном известны по публикациям С. В. Панковой и И.

  2. In-text reference with the coordinate start=18104
    Prefix
    Несколько аналогичных фигур выявлено на У-Т V [38, pl. 75 – 29.1, 29.6, 29.7]. По сведениям М. П. Грязнова, в «склепе 2 на одной из стенок детского ящикагробика была изображена большая фигура воина, выполненная в стиле тепсейских планок»
    Exact
    [9, с. 145 – 146]
    Suffix
    (к сожалению, осталось неясным, в какой технике она была выполнена). 5. Петроглифы эпохи средневековья и этнографического времени на Тепсее дифференцированы слабо. О наличии какой-то единой изобразительной традиции говорить пока не приходится.

12
Есин, Ю. Н. Проблемы выделения изображений афанасьевской культуры в наскальном искусстве Минусинской котловины / Ю. Н. Есин // Афанасьевский сборник. – Барнаул: Азбука, 2010. – С. 53 – 73.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7803
    Prefix
    А это, по мнению исследователя, указывает на энеолитический возраст анализируемых изображений быков [20, с. 58]. Часть исследователей осторожно относит такие изображения к «доафанасьевскому времени» [23, с. 221 и др.], другие же склонны связывать с афанасьевской культурой
    Exact
    [12, с. 53 – 73]
    Suffix
    . Что касается археологических материалов АМТ, то самые ранние из них датируются исследователями афанасьевским временем, хотя в нижнем слое стоянки (Т X) и в некоторых могилах этого времени встречены предметы из камня: обломок шлифованного топора, кремневый посредник, «утюжок» из сланца, скребок.

13
Завитухина, М. П. Подгорновский этап / М. П. Завитухина // Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. – Новосибирск: Наука, 1979. – С. 40 – 54.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12270
    Prefix
    Среди полученных материалов этого периода – керамика, чеканы, стрелы, бронзовые бляшки, пронизки, бусины, бронзовые и костяные ножи, шила, зеркала, пряжки, втоки и др. [4, с. 111]. Имеется бронзовая пронизка, покрытая золотым листком
    Exact
    [13, с. 45]
    Suffix
    . Сарагашенские материалы представлены керамикой, стрелами, изделиями из бронзы (нож, чекан, вток, бляшки, зеркала), бусинами [4, с. 119]. Отдельного внимания заслуживают петроглифы тесинского времени, к которому мы склонны отнести некоторые из рисунков на курганных камнях и скалах Тепсея.

15
Кляшторный, С. Г. Руническая эпиграфика Южной Сибири (наскальные надписи Тепсея и Турана) / С. Г. Кляшторный // Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. – СПб., 2006. – С. 319 – 325.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=12855
    Prefix
    Совершенно очевидно, что среди тесинских рисунков Тепсея, как и Минусинской котловины в целом, четко различаются конкретные стилистические группы. Проблема их вычленения в настоящее время является одной из наиболее сложных, тем не менее на памятниках Минусинской котловины уже выявлено несколько отдельных групп посттагарских изображений
    Exact
    [22; 24; 25; 28; 33, фото 2, 15, 17, 18, табл. 5, 6, 16]
    Suffix
    . Одна из таких групп петроглифов выделена Я. А. Шером именно по рисункам Тепсея. Это стилистическое направление характеризуется относительным схематизмом фигур, искажением их пропорций при формальном сохранении некоторых черт скифосибирского звериного стиля.

  2. In-text reference with the coordinate start=18593
    Prefix
    Наиболее аргументированно к серии поздних петроглифов можно отнести изображения оленей, верблюдов, тамгообразных знаков [32, рис. 9 – 4-11], поскольку они имеют сходство с народными рисунками хакасов [19]. Отдельно следует сказать о рунических надписях Тепсея
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Они обнаружены главным образом на скальных выходах у впадения р. Тубы в Енисей, а также известны надписи, открытые еще А. В. Адриановым почти под самой вершиной Тепсея в пещере [1, с. 43]. С. Г.

  3. In-text reference with the coordinate start=18818
    Prefix
    Они обнаружены главным образом на скальных выходах у впадения р. Тубы в Енисей, а также известны надписи, открытые еще А. В. Адриановым почти под самой вершиной Тепсея в пещере [1, с. 43]. С. Г. Кляшторным надписи Тепсея датированы VIII – IХ вв.
    Exact
    [15, с. 324]
    Suffix
    . Материалы эпохи средневековья на Тепсее, полученные в результате раскопок, многочисленны и разнообразны. Памятники кыргызского времени сосредоточены на небольшом участке площадью около 0,5 га.

16
Кубарев, В. Д. Петроглифы Калбак-Таша I / В. Д. Кубарев. – Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2011. – 444 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=6868
    Prefix
    Они представлены фигурами лосей, медведей, оленей, кабанов, выполненных в «минусинском» и «ангарском» стилях, и некоторых антропоморфных существ (рогатых человечков) [36, с. 187 – 194; 37, с. 180 – 181]. Что касается датировки этого слоя петроглифов, то до настоящего времени проблема остается дискуссионной
    Exact
    [16, с. 25]
    Suffix
    . По концепции Н. Л. Подольского, впервые выделившего минусинский и ангарский стили, минусинский стиль появился на Енисее в эпоху энеолита, а затем некоторое время сосуществовал с ангарским, причем период его широкого распространения совпадал с окуневской культурой [26, с. 270 – 272].

  2. In-text reference with the coordinate start=12855
    Prefix
    Совершенно очевидно, что среди тесинских рисунков Тепсея, как и Минусинской котловины в целом, четко различаются конкретные стилистические группы. Проблема их вычленения в настоящее время является одной из наиболее сложных, тем не менее на памятниках Минусинской котловины уже выявлено несколько отдельных групп посттагарских изображений
    Exact
    [22; 24; 25; 28; 33, фото 2, 15, 17, 18, табл. 5, 6, 16]
    Suffix
    . Одна из таких групп петроглифов выделена Я. А. Шером именно по рисункам Тепсея. Это стилистическое направление характеризуется относительным схематизмом фигур, искажением их пропорций при формальном сохранении некоторых черт скифосибирского звериного стиля.

17
Кузьмин, Н. Ю. Окуневский код в семантике тесинско-таштыкской раскраски масок / Н. Ю. Кузьмин // Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. – СПб., 2006. – С. 343 – 351.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=8722
    Prefix
    Шером обнаружены изображения окуневских личин, некоторые другие изображения, характерные для искусства этой культуры [36, с. 153; 38, pl. 46 – 20b.1, 21.1; pl. 56 – 51а.1–51а.5; pl. 72 – 6.1, 6.2]. Отметим имеющуюся точку зрения, что часть «окуневских» личин могла быть создана еще в афанасьевское время
    Exact
    [17, с. 349]
    Suffix
    . Наиболее четко выделяется серия петроглифов к. II – нач. I тыс. до н. э., выполненных в особом геометрическом стиле, традиционно называемым «карасукским», характеризующимся схематичной, вплоть до линейной, изобразительной манерой [21, с. 33, 34].

  2. In-text reference with the coordinate start=12855
    Prefix
    Совершенно очевидно, что среди тесинских рисунков Тепсея, как и Минусинской котловины в целом, четко различаются конкретные стилистические группы. Проблема их вычленения в настоящее время является одной из наиболее сложных, тем не менее на памятниках Минусинской котловины уже выявлено несколько отдельных групп посттагарских изображений
    Exact
    [22; 24; 25; 28; 33, фото 2, 15, 17, 18, табл. 5, 6, 16]
    Suffix
    . Одна из таких групп петроглифов выделена Я. А. Шером именно по рисункам Тепсея. Это стилистическое направление характеризуется относительным схематизмом фигур, искажением их пропорций при формальном сохранении некоторых черт скифосибирского звериного стиля.

18
Кызласов, И. Л. Таштыкские рисунки на вершине горы Тепсей / И. Л. Кызласов // Археология Южной Сибири. К 80-летию А. И. Мартынова.– Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – Вып. 26. – С. 103 – 108.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=12855
    Prefix
    Совершенно очевидно, что среди тесинских рисунков Тепсея, как и Минусинской котловины в целом, четко различаются конкретные стилистические группы. Проблема их вычленения в настоящее время является одной из наиболее сложных, тем не менее на памятниках Минусинской котловины уже выявлено несколько отдельных групп посттагарских изображений
    Exact
    [22; 24; 25; 28; 33, фото 2, 15, 17, 18, табл. 5, 6, 16]
    Suffix
    . Одна из таких групп петроглифов выделена Я. А. Шером именно по рисункам Тепсея. Это стилистическое направление характеризуется относительным схематизмом фигур, искажением их пропорций при формальном сохранении некоторых черт скифосибирского звериного стиля.

  2. In-text reference with the coordinate start=17262
    Prefix
    Панкова скопировала и опубликовала одну из ярких сцен (Т II), включающую изображения животных и человеческих фигур [24, с. 52 – 60; рис. 2]. И. Л. Кызласовым опубликованы рисунки, скопированные им на вершине горы, и представленные фигурами животных, воинов, таштыкских сосудов, саадака и др.
    Exact
    [18, с. 103 – 108; рис. I – IХ]
    Suffix
    . С. В. Панкова сообщает о том, что некоторые гравировки были зафиксированы также Н. В. Леонтьевым на одном из тепсейских «зубьев» [24, с. 52]. Кроме того, таштыкские гравировки выявлены и на камнях тепсейских курганов.

19
Кызласов, Л. Р. Народные рисунки хакасов / Л. Р. Кызласов, Н. В. Леонтьев. – М., 1980. – 176 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=18537
    Prefix
    Наиболее аргументированно к серии поздних петроглифов можно отнести изображения оленей, верблюдов, тамгообразных знаков [32, рис. 9 – 4-11], поскольку они имеют сходство с народными рисунками хакасов
    Exact
    [19]
    Suffix
    . Отдельно следует сказать о рунических надписях Тепсея [15]. Они обнаружены главным образом на скальных выходах у впадения р. Тубы в Енисей, а также известны надписи, открытые еще А. В. Адриановым почти под самой вершиной Тепсея в пещере [1, с. 43].

20
Леонтьев, Н. В. К вопросу о хронологии петроглифов Минусинской котловины эпохи неолита и бронзы / Н. В. Леонтьев // Наскальное искусство Азии.– Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. – Вып. 1. – С. 57 – 58.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=7638
    Prefix
    Шера, быков из Сармыша, которые «старше эпохи бронзы»), привел случай перекрывания подобного быка изображением лося, выполненным в окуневской изобразительной традиции. А это, по мнению исследователя, указывает на энеолитический возраст анализируемых изображений быков
    Exact
    [20, с. 58]
    Suffix
    . Часть исследователей осторожно относит такие изображения к «доафанасьевскому времени» [23, с. 221 и др.], другие же склонны связывать с афанасьевской культурой [12, с. 53 – 73]. Что касается археологических материалов АМТ, то самые ранние из них датируются исследователями афанасьевским временем, хотя в нижнем слое стоянки (Т X) и в некоторых могилах этого времени встречены предметы и

  2. In-text reference with the coordinate start=17765
    Prefix
    Все это вселяет надежду на то, что гравированные рисунки таштыкской эпохи в АМТ еще могут быть обнаружены. Также имеются на Тепсее и выбитые рисунки таштыкской эпохи. Это небольшое количество фигур животных (оленей) из пункта Тепсей II, стилистически сходных с теми, что изображены на планках
    Exact
    [38, pl. 17 – 19.2, 20.1; 32, рис. 9 – 1, 2]
    Suffix
    , и фигуры воинов, обнаруженные в том же пункте [32, рис. 2 – 14]. Несколько аналогичных фигур выявлено на У-Т V [38, pl. 75 – 29.1, 29.6, 29.7]. По сведениям М. П. Грязнова, в «склепе 2 на одной из стенок детского ящикагробика была изображена большая фигура воина, выполненная в стиле тепсейских планок» [9, с. 145 – 146] (к сожалению, осталось неясным, в какой технике она была

22
Миклашевич, Е. А. «Племя единорога» на Енисее (сяньбэйские мотивы в наскальном искусстве Минусинской котловины) / Е. А. Миклашевич // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции: материалы тематической научной конференции. – СПб, 2004. – С. 320 – 325.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=12855
    Prefix
    Совершенно очевидно, что среди тесинских рисунков Тепсея, как и Минусинской котловины в целом, четко различаются конкретные стилистические группы. Проблема их вычленения в настоящее время является одной из наиболее сложных, тем не менее на памятниках Минусинской котловины уже выявлено несколько отдельных групп посттагарских изображений
    Exact
    [22; 24; 25; 28; 33, фото 2, 15, 17, 18, табл. 5, 6, 16]
    Suffix
    . Одна из таких групп петроглифов выделена Я. А. Шером именно по рисункам Тепсея. Это стилистическое направление характеризуется относительным схематизмом фигур, искажением их пропорций при формальном сохранении некоторых черт скифосибирского звериного стиля.

  2. In-text reference with the coordinate start=14481
    Prefix
    Среди кунинских рисунков она выявила отдельную группу, которую соотнесла с сянбийской торевтикой и весьма аргументированно связала их создание с проникновением сянбийцев на берега Енисея во II – III вв.
    Exact
    [22, с. 320 – 325]
    Suffix
    . На одной из курганных плит АМТ были зафиксированы рисунки, которые, возможно, представляют еще одно стилистическое направление этой эпохи. Их характеризует особая манера изображения, включая непривычные позы животных и антропоморфных фигур.

24
Панкова, C. B. Таштыкские гравировки на Тепсее / С. В. Панкова // Археология и этнография Алтая. – Горно-Алтайск, 2004. – Вып. 2. – С. 52 – 60.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=12855
    Prefix
    Совершенно очевидно, что среди тесинских рисунков Тепсея, как и Минусинской котловины в целом, четко различаются конкретные стилистические группы. Проблема их вычленения в настоящее время является одной из наиболее сложных, тем не менее на памятниках Минусинской котловины уже выявлено несколько отдельных групп посттагарских изображений
    Exact
    [22; 24; 25; 28; 33, фото 2, 15, 17, 18, табл. 5, 6, 16]
    Suffix
    . Одна из таких групп петроглифов выделена Я. А. Шером именно по рисункам Тепсея. Это стилистическое направление характеризуется относительным схематизмом фигур, искажением их пропорций при формальном сохранении некоторых черт скифосибирского звериного стиля.

  2. In-text reference with the coordinate start=17096
    Prefix
    Гравированные рисунки в основном известны по публикациям С. В. Панковой и И. Л. Кызласова. С. В. Панкова скопировала и опубликовала одну из ярких сцен (Т II), включающую изображения животных и человеческих фигур
    Exact
    [24, с. 52 – 60; рис. 2]
    Suffix
    . И. Л. Кызласовым опубликованы рисунки, скопированные им на вершине горы, и представленные фигурами животных, воинов, таштыкских сосудов, саадака и др. [18, с. 103 – 108; рис. I – IХ]. С.

  3. In-text reference with the coordinate start=17419
    Prefix
    Кызласовым опубликованы рисунки, скопированные им на вершине горы, и представленные фигурами животных, воинов, таштыкских сосудов, саадака и др. [18, с. 103 – 108; рис. I – IХ]. С. В. Панкова сообщает о том, что некоторые гравировки были зафиксированы также Н. В. Леонтьевым на одном из тепсейских «зубьев»
    Exact
    [24, с. 52]
    Suffix
    . Кроме того, таштыкские гравировки выявлены и на камнях тепсейских курганов. Все это вселяет надежду на то, что гравированные рисунки таштыкской эпохи в АМТ еще могут быть обнаружены. Также имеются на Тепсее и выбитые рисунки таштыкской эпохи.

25
Панкова, C. В. Изображения посттагарского и таштыкского времени на скалах Минусинского края / С. В. Панкова // Археологические экспедиции за 2004 год: сб. докладов. – СПб., 2005. – С. 74 – 84.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12855
    Prefix
    Совершенно очевидно, что среди тесинских рисунков Тепсея, как и Минусинской котловины в целом, четко различаются конкретные стилистические группы. Проблема их вычленения в настоящее время является одной из наиболее сложных, тем не менее на памятниках Минусинской котловины уже выявлено несколько отдельных групп посттагарских изображений
    Exact
    [22; 24; 25; 28; 33, фото 2, 15, 17, 18, табл. 5, 6, 16]
    Suffix
    . Одна из таких групп петроглифов выделена Я. А. Шером именно по рисункам Тепсея. Это стилистическое направление характеризуется относительным схематизмом фигур, искажением их пропорций при формальном сохранении некоторых черт скифосибирского звериного стиля.

26
Подольский, Н. Л. О принципах датировки наскальных изображений / Н. Л. Подольский // СА. – 1973. – No 3. – С. 266 – 275.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7124
    Prefix
    Подольского, впервые выделившего минусинский и ангарский стили, минусинский стиль появился на Енисее в эпоху энеолита, а затем некоторое время сосуществовал с ангарским, причем период его широкого распространения совпадал с окуневской культурой
    Exact
    [26, с. 270 – 272]
    Suffix
    . Я. А. Шер некоторые рисунки У-Т II предположительно датировал эпохой неолита [36, рис. 76; с. 150], У-Т III – энеолитом-бронзой [36, с. 150]. Н. В. Леонтьев, проанализировав некоторые фигуры быков из Усть-Тубы II (напоминающих, по мнению Я.

27
Пшеницына, М. П. Тесинский этап / М. П. Пшеницына // Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. – Новосибирск: Наука, 1979. – С. 70 – 89.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=15356
    Prefix
    материалы, обнаруженные на Тепсее, также отражают всю сложность исторической картины этой эпохи и этническую неоднородность общества: так, здесь выявлены традиционные большие курганы-склепы, грунтовые могильники, содержавшие от 8 до 100 и более захоронений, и значительные группы небрежно сделанных могил рядом со склепом или на более древних кладбищах («впускные захоронения»)
    Exact
    [27, с. 70]
    Suffix
    . Материал представлен керамикой, роговыми, костяными и металлическими изделиями: застежками, кольцами, пряжками, пуговицами, нашивными бляшками и др. Особенности погребального инвентаря и приведенные ему аналогии позволили соотнести некоторые тепсейские могильники с тесинским этапом, датируемым М.

  2. In-text reference with the coordinate start=16498
    Prefix
    Поэтому тесинский этап в развитии культуры племен Среднего Енисея охарактеризован ею как самостоятельная и сложная по существу происходивших в этот период процессов эпоха, отразившая первое проникновение каких-то новых этнических элементов в среду тагарского населения минусинских степей
    Exact
    [27, с. 70 – 89]
    Suffix
    . Отметим, что в последние годы интерес к тесинским памятникам значительно оживился [29]. 4. Таштыкская изобразительная традиция. Открытие на Тепсее III в первом склепе серии деревянных планок с резными рисунками показало искусство таштыкских племен в исключительном блеске [9, рис. 59 – 61].

28
Савинов, Д. Г. Тесинские лабиринты (по материалам могильника Есино III) / Д. Г. Савинов // Древнее искусство Азии. Петроглифы. – Кемерово, 1995. – С. 6 – 10.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=12855
    Prefix
    Совершенно очевидно, что среди тесинских рисунков Тепсея, как и Минусинской котловины в целом, четко различаются конкретные стилистические группы. Проблема их вычленения в настоящее время является одной из наиболее сложных, тем не менее на памятниках Минусинской котловины уже выявлено несколько отдельных групп посттагарских изображений
    Exact
    [22; 24; 25; 28; 33, фото 2, 15, 17, 18, табл. 5, 6, 16]
    Suffix
    . Одна из таких групп петроглифов выделена Я. А. Шером именно по рисункам Тепсея. Это стилистическое направление характеризуется относительным схематизмом фигур, искажением их пропорций при формальном сохранении некоторых черт скифосибирского звериного стиля.

  2. In-text reference with the coordinate start=13913
    Prefix
    Савиновым на основе анализа материалов раскопок тесинского могильника, в котором были найдены плитки с изображениями спиралей, окружностей, лабиринтов и абстрактных мотивов, которые были идентифицированы им как тесинские
    Exact
    [28; 29; 31]
    Suffix
    . Еще одну группу представляют рисунки писаниц Кунинской, Полосатой, Кавказской [3] и других памятников, в которых отражена смена одной изобразительной традиции (тагарской) другой (таштыкской).

29
Савинов, Д. Г. Минусинская провинция Хунну (по материалам археологических исследований 1984 – 1989 гг.) / Д. Г. Савинов. – СПб., 2009. – 226 с.
Total in-text references: 5
  1. In-text reference with the coordinate start=13913
    Prefix
    Савиновым на основе анализа материалов раскопок тесинского могильника, в котором были найдены плитки с изображениями спиралей, окружностей, лабиринтов и абстрактных мотивов, которые были идентифицированы им как тесинские
    Exact
    [28; 29; 31]
    Suffix
    . Еще одну группу представляют рисунки писаниц Кунинской, Полосатой, Кавказской [3] и других памятников, в которых отражена смена одной изобразительной традиции (тагарской) другой (таштыкской).

  2. In-text reference with the coordinate start=15769
    Prefix
    Особенности погребального инвентаря и приведенные ему аналогии позволили соотнести некоторые тепсейские могильники с тесинским этапом, датируемым М. П. Грязновым II – I вв. до н. э. [6, с. 191 – 194], другими авторами – продлевающими его до начала первого тыс. н. э.
    Exact
    [29, с. 6 – 14]
    Suffix
    . Исследования могильника Тепсей VII предоставили материалы, неизвестные на Среднем Енисее в предшествующие эпохи, но имеющие полные аналогии в хуннских комплексах Забайкалья. На основе их анализа М.

  3. In-text reference with the coordinate start=16595
    Prefix
    Поэтому тесинский этап в развитии культуры племен Среднего Енисея охарактеризован ею как самостоятельная и сложная по существу происходивших в этот период процессов эпоха, отразившая первое проникновение каких-то новых этнических элементов в среду тагарского населения минусинских степей [27, с. 70 – 89]. Отметим, что в последние годы интерес к тесинским памятникам значительно оживился
    Exact
    [29]
    Suffix
    . 4. Таштыкская изобразительная традиция. Открытие на Тепсее III в первом склепе серии деревянных планок с резными рисунками показало искусство таштыкских племен в исключительном блеске [9, рис. 59 – 61].

  4. In-text reference with the coordinate start=17920
    Prefix
    Это небольшое количество фигур животных (оленей) из пункта Тепсей II, стилистически сходных с теми, что изображены на планках [38, pl. 17 – 19.2, 20.1; 32, рис. 9 – 1, 2], и фигуры воинов, обнаруженные в том же пункте [32, рис. 2 – 14]. Несколько аналогичных фигур выявлено на У-Т V
    Exact
    [38, pl. 75 – 29.1, 29.6, 29.7]
    Suffix
    . По сведениям М. П. Грязнова, в «склепе 2 на одной из стенок детского ящикагробика была изображена большая фигура воина, выполненная в стиле тепсейских планок» [9, с. 145 – 146] (к сожалению, осталось неясным, в какой технике она была выполнена). 5.

  5. In-text reference with the coordinate start=17920
    Prefix
    Это небольшое количество фигур животных (оленей) из пункта Тепсей II, стилистически сходных с теми, что изображены на планках [38, pl. 17 – 19.2, 20.1; 32, рис. 9 – 1, 2], и фигуры воинов, обнаруженные в том же пункте [32, рис. 2 – 14]. Несколько аналогичных фигур выявлено на У-Т V
    Exact
    [38, pl. 75 – 29.1, 29.6, 29.7]
    Suffix
    . По сведениям М. П. Грязнова, в «склепе 2 на одной из стенок детского ящикагробика была изображена большая фигура воина, выполненная в стиле тепсейских планок» [9, с. 145 – 146] (к сожалению, осталось неясным, в какой технике она была выполнена). 5.

30
Савинов, Д. Г. Тепсей, петроглифический микрорайон и возможности его изучения / Д. Г. Савинов // Наскальное искусство в современном обществе. К 290-летию научного открытия Томской писаницы. – Кемерово, 2011. – Т. 1. – С. 48 – 53.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4206
    Prefix
    По мнению Д. Г. Савинова, тепсейский археологический микрорайон, чрезвычайно насыщенный археологическими памятниками различных исторических эпох, может считаться особой «сакральной территорией»
    Exact
    [30, с. 48 – 53]
    Suffix
    . Погребальные памятники Тепсея свидетельствуют о существовании у оставившего их населения сложных мировоззренческих представлений. Сами конструкции погребений, рисунки на курганных камнях, наличие поминальных объектов (ямки с поминальными приношениями; ритуальные захоронения людей с вертикально установленными рядами камней около могил – каменными поминальниками; остатки шкур жертвенных

31
Савинов, Д. Г. Памятники тагарской культуры Могильной степи (по результатам археологических исследований 1986 – 1989 гг.) / Д. Г. Савинов. – СПб.: ЭликСис, 2012. – 180 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13913
    Prefix
    Савиновым на основе анализа материалов раскопок тесинского могильника, в котором были найдены плитки с изображениями спиралей, окружностей, лабиринтов и абстрактных мотивов, которые были идентифицированы им как тесинские
    Exact
    [28; 29; 31]
    Suffix
    . Еще одну группу представляют рисунки писаниц Кунинской, Полосатой, Кавказской [3] и других памятников, в которых отражена смена одной изобразительной традиции (тагарской) другой (таштыкской).

32
Советова, О. С. Петроглифы горы Тепсей / О. С. Советова // Древнее искусство Азии. Петроглифы. – Кемерово, 1995 – С. 33 – 54.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=17765
    Prefix
    Все это вселяет надежду на то, что гравированные рисунки таштыкской эпохи в АМТ еще могут быть обнаружены. Также имеются на Тепсее и выбитые рисунки таштыкской эпохи. Это небольшое количество фигур животных (оленей) из пункта Тепсей II, стилистически сходных с теми, что изображены на планках
    Exact
    [38, pl. 17 – 19.2, 20.1; 32, рис. 9 – 1, 2]
    Suffix
    , и фигуры воинов, обнаруженные в том же пункте [32, рис. 2 – 14]. Несколько аналогичных фигур выявлено на У-Т V [38, pl. 75 – 29.1, 29.6, 29.7]. По сведениям М. П. Грязнова, в «склепе 2 на одной из стенок детского ящикагробика была изображена большая фигура воина, выполненная в стиле тепсейских планок» [9, с. 145 – 146] (к сожалению, осталось неясным, в какой технике она была

  2. In-text reference with the coordinate start=17853
    Prefix
    Это небольшое количество фигур животных (оленей) из пункта Тепсей II, стилистически сходных с теми, что изображены на планках [38, pl. 17 – 19.2, 20.1; 32, рис. 9 – 1, 2], и фигуры воинов, обнаруженные в том же пункте
    Exact
    [32, рис. 2 – 14]
    Suffix
    . Несколько аналогичных фигур выявлено на У-Т V [38, pl. 75 – 29.1, 29.6, 29.7]. По сведениям М. П. Грязнова, в «склепе 2 на одной из стенок детского ящикагробика была изображена большая фигура воина, выполненная в стиле тепсейских планок» [9, с. 145 – 146] (к сожалению, осталось неясным, в какой технике она была выполнена). 5.

  3. In-text reference with the coordinate start=18460
    Prefix
    О наличии какой-то единой изобразительной традиции говорить пока не приходится. Наиболее аргументированно к серии поздних петроглифов можно отнести изображения оленей, верблюдов, тамгообразных знаков
    Exact
    [32, рис. 9 – 4-11]
    Suffix
    , поскольку они имеют сходство с народными рисунками хакасов [19]. Отдельно следует сказать о рунических надписях Тепсея [15]. Они обнаружены главным образом на скальных выходах у впадения р. Тубы в Енисей, а также известны надписи, открытые еще А.

33
Советова, О. С. Петроглифы тагарской эпохи на Енисее (сюжеты и образы) / О. С. Советова. – Новосибирск, 2005. – 140 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=12855
    Prefix
    Совершенно очевидно, что среди тесинских рисунков Тепсея, как и Минусинской котловины в целом, четко различаются конкретные стилистические группы. Проблема их вычленения в настоящее время является одной из наиболее сложных, тем не менее на памятниках Минусинской котловины уже выявлено несколько отдельных групп посттагарских изображений
    Exact
    [22; 24; 25; 28; 33, фото 2, 15, 17, 18, табл. 5, 6, 16]
    Suffix
    . Одна из таких групп петроглифов выделена Я. А. Шером именно по рисункам Тепсея. Это стилистическое направление характеризуется относительным схематизмом фигур, искажением их пропорций при формальном сохранении некоторых черт скифосибирского звериного стиля.

36
Шер, Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии / Я. А. Шер. – М.: Наука, 1980. – 328 с.
Total in-text references: 6
  1. In-text reference with the coordinate start=5812
    Prefix
    В данном случае под изображениями Тепсея мы имеем в виду всю совокупность петроглифов как югозападного и северо-восточного склонов горы, по индексации, предложенной Я. А. Шером, – Тепсейских, так и южного склона, тянущегося вдоль правого берега р. Тубы – Усть-Тубинских (далее – У-Т– О. С., И. А.)
    Exact
    [36, с. 148 – 153]
    Suffix
    . По мнению Я. А. Шера, самые ранние из рисунков выполнены в так называемом «минусинском» и «ангарском» стилях. Эпоха бронзы представлена изображениями окуневской культуры, главным образом сосредоточенных на усть-тубинской стороне; четко выделяются изображения, характерные для карасукской изобразительной традиции (Тепсей III), часть рисунков отнесена к эпохе бронзы предварительно (Тепсей

  2. In-text reference with the coordinate start=6530
    Prefix
    Анализ изобразительного материала в сопоставлении с вещественными находками позволил получить следующую картину (табл. I): 1. Самые древние изображения обнаружены в пунктах Тепсей I, У-Т I, II, III
    Exact
    [36, рис. 68, 76 – 83 и др.]
    Suffix
    . Они представлены фигурами лосей, медведей, оленей, кабанов, выполненных в «минусинском» и «ангарском» стилях, и некоторых антропоморфных существ (рогатых человечков) [36, с. 187 – 194; 37, с. 180 – 181].

  3. In-text reference with the coordinate start=6722
    Prefix
    Самые древние изображения обнаружены в пунктах Тепсей I, У-Т I, II, III [36, рис. 68, 76 – 83 и др.]. Они представлены фигурами лосей, медведей, оленей, кабанов, выполненных в «минусинском» и «ангарском» стилях, и некоторых антропоморфных существ (рогатых человечков)
    Exact
    [36, с. 187 – 194; 37, с. 180 – 181]
    Suffix
    . Что касается датировки этого слоя петроглифов, то до настоящего времени проблема остается дискуссионной [16, с. 25]. По концепции Н. Л. Подольского, впервые выделившего минусинский и ангарский стили, минусинский стиль появился на Енисее в эпоху энеолита, а затем некоторое время сосуществовал с ангарским, причем период его широкого распространения совпадал с окуневской культурой [26,

  4. In-text reference with the coordinate start=7221
    Prefix
    Подольского, впервые выделившего минусинский и ангарский стили, минусинский стиль появился на Енисее в эпоху энеолита, а затем некоторое время сосуществовал с ангарским, причем период его широкого распространения совпадал с окуневской культурой [26, с. 270 – 272]. Я. А. Шер некоторые рисунки У-Т II предположительно датировал эпохой неолита
    Exact
    [36, рис. 76; с. 150]
    Suffix
    , У-Т III – энеолитом-бронзой [36, с. 150]. Н. В. Леонтьев, проанализировав некоторые фигуры быков из Усть-Тубы II (напоминающих, по мнению Я. А. Шера, быков из Сармыша, которые «старше эпохи бронзы»), привел случай перекрывания подобного быка изображением лося, выполненным в окуневской изобразительной традиции.

  5. In-text reference with the coordinate start=7278
    Prefix
    впервые выделившего минусинский и ангарский стили, минусинский стиль появился на Енисее в эпоху энеолита, а затем некоторое время сосуществовал с ангарским, причем период его широкого распространения совпадал с окуневской культурой [26, с. 270 – 272]. Я. А. Шер некоторые рисунки У-Т II предположительно датировал эпохой неолита [36, рис. 76; с. 150], У-Т III – энеолитом-бронзой
    Exact
    [36, с. 150]
    Suffix
    . Н. В. Леонтьев, проанализировав некоторые фигуры быков из Усть-Тубы II (напоминающих, по мнению Я. А. Шера, быков из Сармыша, которые «старше эпохи бронзы»), привел случай перекрывания подобного быка изображением лося, выполненным в окуневской изобразительной традиции.

  6. In-text reference with the coordinate start=11255
    Prefix
    Еще одно стилистическое направление представлено изображениями, выполненными силуэтно или линейно, не столь реалистично, как описанные выше. Некоторые из них, зафиксированные Я. А. Шером в пунктах У-Т V, VI, были отнесены им к «раннетагарскому времени»
    Exact
    [36, рис. 85]
    Suffix
    , но, к сожалению, без какого-либо обоснования. Пока у нас нет оснований для выделения ранних или поздних рисунков в этой группе петроглифов. Преимущественно такие изображения зафиксированы на скалах, на отдельных плитках [2, рис. 2, 3], а также на камнях тагарских курганов Тепсея.

37
Шер, Я. А. Енисейские писаницы / Я. А. Шер, Н. Л. Подольский, И. Н. Медведская [и др.] // Археологические открытия 1968 года. – М.: Наука, 1969. – С. 180 – 182.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6722
    Prefix
    Самые древние изображения обнаружены в пунктах Тепсей I, У-Т I, II, III [36, рис. 68, 76 – 83 и др.]. Они представлены фигурами лосей, медведей, оленей, кабанов, выполненных в «минусинском» и «ангарском» стилях, и некоторых антропоморфных существ (рогатых человечков)
    Exact
    [36, с. 187 – 194; 37, с. 180 – 181]
    Suffix
    . Что касается датировки этого слоя петроглифов, то до настоящего времени проблема остается дискуссионной [16, с. 25]. По концепции Н. Л. Подольского, впервые выделившего минусинский и ангарский стили, минусинский стиль появился на Енисее в эпоху энеолита, а затем некоторое время сосуществовал с ангарским, причем период его широкого распространения совпадал с окуневской культурой [26,

38
Blednova, N. Repertoire des Pétroglyphes d'Asie Centrale, Fascicule No. 2: Sibérie du sud 2: Tepsej I–III, Ust'-Tuba I–VI (Russie, Khakassie) / N. Blednova, H.-P. Francfort, N. Legchilo [et al.]. – Paris, 1995. – 153 р. Информация об авторах: Советова Ольга Сергеевна – доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры археологии КемГУ, 8 906 922 3712; olgasovetova@yandex.ru.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=17765
    Prefix
    Все это вселяет надежду на то, что гравированные рисунки таштыкской эпохи в АМТ еще могут быть обнаружены. Также имеются на Тепсее и выбитые рисунки таштыкской эпохи. Это небольшое количество фигур животных (оленей) из пункта Тепсей II, стилистически сходных с теми, что изображены на планках
    Exact
    [38, pl. 17 – 19.2, 20.1; 32, рис. 9 – 1, 2]
    Suffix
    , и фигуры воинов, обнаруженные в том же пункте [32, рис. 2 – 14]. Несколько аналогичных фигур выявлено на У-Т V [38, pl. 75 – 29.1, 29.6, 29.7]. По сведениям М. П. Грязнова, в «склепе 2 на одной из стенок детского ящикагробика была изображена большая фигура воина, выполненная в стиле тепсейских планок» [9, с. 145 – 146] (к сожалению, осталось неясным, в какой технике она была

  2. In-text reference with the coordinate start=17920
    Prefix
    Это небольшое количество фигур животных (оленей) из пункта Тепсей II, стилистически сходных с теми, что изображены на планках [38, pl. 17 – 19.2, 20.1; 32, рис. 9 – 1, 2], и фигуры воинов, обнаруженные в том же пункте [32, рис. 2 – 14]. Несколько аналогичных фигур выявлено на У-Т V
    Exact
    [38, pl. 75 – 29.1, 29.6, 29.7]
    Suffix
    . По сведениям М. П. Грязнова, в «склепе 2 на одной из стенок детского ящикагробика была изображена большая фигура воина, выполненная в стиле тепсейских планок» [9, с. 145 – 146] (к сожалению, осталось неясным, в какой технике она была выполнена). 5.