The 19 references with contexts in paper A. Martynov I., А. Мартынов И. (2016) “НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: ПАМЯТНИКИ, ТРАДИЦИИ, НОВАЦИИ // ROCK ART: SITES, TRADITIONS, NOVATIONS” / spz:neicon:vestnik-k:y:2013:i:3:p:44-50

1
Равдоникас, В. И. Наскальные изображения онежского озера и Белого моря / В. И. Равдоникас. – М.; Л., 1936 – 1938. – Ч. 1 – 2.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1439
    Prefix
    Памятники наскального искусства в Альпийской зоне, Скандинавии, Сибири стали интересовать ученых в Европе и России с XVIII века. Предметом научного интереса памятники наскального искусства стали в конце ХIХ в. В XX веке, благодаря капитальным работам В. И. Равдоникаса
    Exact
    [1]
    Suffix
    , которого можно считать основоположником современного научного направления по изучению памятников наскального искусства в России, они стали изучаться как археологические памятники. После двух десятилетий вялотекущей археологии, 1940 – 1950-е гг., когда археологи, раскапывающие, в основном, курганы, практически никакого внимания не обращали на расположенные даже радом памятники наскального ис

2
Проблемы изучения наскального искусства в СССР. – М., 1990.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4723
    Prefix
    Определенным рубежом в постановке этих и других вопросов стала проведенная в Москве в 1989 году по инициативе М. А. Дэвлет и дирекции института Археологии научная конференция по проблемам изучения наскальных изображений в СССР
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Некоторые новационные подходы в изучении памятников наскального искусства были обозначены и на проходивших в последующие годы научных конференциях в Москве и Кемерово. Новационные подходы, не в смысле открытия новых или копирования известных памятников наскального искусства, – это известная традиция, а в смысле новых методологических подходах, в поисках новых объяснений назначения наскальн

3
Мартынов, А. И. К вопросу о типологии памятников петроглифического искусства / А. И. Мартынов // Проблемы изучения наскального искусства в СССР. – М., 1990. – С. 13 – 18.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6342
    Prefix
    В частности, было высказано мнение о том, что памятники наскального искусства на самом деле представляют по своим функциям три разных объекта: Священный рисунок – как правило, изображение священного животного (олень, баран, козел); Священный камень, с которым мы встречаемся постоянно (они, как правило, больших размеров, покрыты изображениями); и, наконец, природно-историческое святилище
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Очевидно, сейчас надо работать в этом направлении: разрабатывать типологию памятников, которые весьма условно мы называем памятниками наскального искусства, во-первых, они очень разные даже в пределах одной природноисторической, территории, во-вторых, они значительно больше по своему значению, по своей роли в историческом процессе.

4
Мартынов, А. И. Макро- и микроприродная среда как культурообразующий фактор в археологические периоды / А. И. Мартынов // Материалы XV Международной Западносибирской археолого-этнографической конференции. – Томск: Аграф-Пресс, 2010. – С. 73 – 75.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=9368
    Prefix
    В этом нет никакой политики, геополитики или географического детерминизма должен быть научный междисциплинарный подход изучения влияния как глобальных природных образований, например, степной евразийский пояс или горные системы Евразии на исторические процессы в археологические периоды, так и изучение этих процессов на более мелких природных образованиях
    Exact
    [4]
    Suffix
    . В Евразии было, на мой взгляд, четыре природно-исторических территории: 1) территория оседлого поливного земледелия (от триполья до яньшао); 2) скотоводческо-земледельческая (андроновская, катакомбная общности); 3) зона подвижного скотоводства (стенная и горная); 4) лесная территория присваивающе-производящего хозяйства.

5
Мартынов, А. И. Бичикту-Бом. Святилище Горного Алтая / А. И. Мартынов, В. Н. Елин, Р. М. Еркинова. – Горно-Алтайск, 2008; Мартынов, А. И. Наскальное искусство и исторический процесс / А. И. Мартынов // Наскальное искусство в современном обществе: мат-лы Междунар. науч. конф. 22 – 26 августа 2011. – Кемерово, 2011. – С. 26 – 31.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15484
    Prefix
    Носителями этих традиций было сохранившееся на местах своего обитания население предшествовавшей скифской эпохи, со своими традициями и представлениями, в уже новой гунно-сарматской эпохе в степной и горной Евразии. С этой традицией мы столкнулись на памятнике Бичикту-Бом и других памятниках Горного Алтая
    Exact
    [5]
    Suffix
    . По ряду признаков, группа изображений БичиктуБома очень близка к рисункам скифской эпохи, но не обладает характерными каноническими изобразительными штампами, правильнее будет относить их к рубежу нашей эры, ко II – I вв. до н. э. и первым векам нашей эры, т. е. к гуннской эпохе.

6
Кызласов, Л. Р. История Южной Сибири в средние века / Л. Р. Кызласов. – М., 1984; Кызыласов, Л. Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии / Л. Р. Кызласов. – Красноярск, 1992; Мартынов, А. И. О начале сибирского средневековья / А. И. Мартынов // Культурно-генетические процессы в Западной Сибири. – Томск, 1993. – С. 28 – 30.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15826
    Prefix
    По ряду признаков, группа изображений БичиктуБома очень близка к рисункам скифской эпохи, но не обладает характерными каноническими изобразительными штампами, правильнее будет относить их к рубежу нашей эры, ко II – I вв. до н. э. и первым векам нашей эры, т. е. к гуннской эпохе. На это ни раз указывалось в литературе
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Этот синкретизм в культуре, отражающий особенности новой эпохи повсеместно отмечается в археологических памятниках в переходное время, в степной Евразии, когда еще сохраняются традиции, выработанные обществами скифо-сибирского мира, и формируются хозяйственные и культурно-исторические ценности уже новой эпохи.

7
Савинов, Д. Г. Возможности синхронизации письменных и археологических дат в изучении культуры Южной Сибири скифо-сарматского времени / Д. Г. Савинов // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. – Барнаул, 1991. – С. 93 – 96.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16566
    Prefix
    С накоплением археологических материалов по гунно-сарматскому периоду в Южной Сибири появилась возможность их синхронизации с историческими событиями. Эту работу блестяще проделал Д. Г. Савинов
    Exact
    [7]
    Suffix
    . В результате приобретают историческую конкретность археологические материалы, в том числе и наскальные изображения. Древнее население Саяно-Алтайского нагорья в составе гуннского государства продолжало оставаться до 40 г. нашей эры.

8
Соёнов, В. И. Петроглифы Горного Алтая гунно-сарматского времени / В. И. Соёнов // Древности Алтая. – Горно-Алтайск, 2003. – No 10. – С. 100 – 107.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17005
    Prefix
    Этот период имел большие последствия для культурно-исторического и социальноэкономического развития местных племен. На хуннские наскальные изображения обращали внимание Л. Р. Кызласов, Э. А. Новгородова, В. Д. Кубарев, В. И. Соёнов
    Exact
    [8]
    Suffix
    . В характерном гуннском стиле выполнены фигуры лошадей на пластинах из Оглахтинского могильника. Наскальные изображения гуннской эпохи отличаются своей естественностью. Искусство же предшествующей скифской эпохи – это искусство символов определенных канонических изобразительных штампов священных животных: позы, сочетание частей тела, оскаленная пасть, клюв, когти, хвост, рога и др.

9
Дэвлет, М. А. Петроглифы на дне Саянского моря / М. А. Дэвлет. – М., 1998. – С. 192.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17819
    Prefix
    Новая эпоха сформировала и иные духовные ценности, как правильно подмечено М. А. Дэвлет «на рубеже нашей эры, в начале I тыс. на смену мифическим персонажам приходит человек – герой эпических сказаний, сражающийся, захватывающий добычу, преследующий врагов»
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Изменения произошли не только в стиле и сюжетах наскального искусства, но и в мелкой пластике, художественном оформлении аксессуаров. Ярким воплощением этого являются прямоугольные ажурные пластины со сценами борьбы животных.

10
Бобров, В. В. Восточный Алтай в эпоху Великого переселения народов (III – VII вв.) / В. В. Бобров, А. С. Васютин, С. А. Восточный. – Новосибирск, 2003.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=18503
    Prefix
    Очевидно, они были связаны с тем хуннским населением, которому принадлежат могильники кокпашского в буланкобинского типов, известные по памятникам Узунтал, Уландрык, Белый Бом II, Булан Кобы IV и др.
    Exact
    [10]
    Suffix
    в Горном Алтае, известным памятникам в Туве, материалам тесинской н раннеташтыкским изображениям гуннской эпохи. Другая группа изображений животных, выполнена в скифской традиции, однако с явно нарушенными чертами каноничности.

11
Штанов, Е. Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени (II в. до н. э. – V в. н. э.): автореф. дис. ... канд. ист. наук / Е. Штанов. – Кемерово, 2010.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=19181
    Prefix
    Этот синкретизм эпохи и отразился в рисунках БичиктуБома и других памятников наскального искусства Центральной Азии и Южной Сибири. Таким образом, относительно времени II в. до н. э. – IV в. н. э. мы можем говорить о собственно гуннском искусстве и искусстве гуннской эпохи
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Если подходить к наскальному искусству того времени не формально, то можно понять, что гуннское искусство и искусство гуннской эпохи – не одно и тоже. О погребальном и наскальном искусстве. По искусству скифской эпохи Евразии и результате раскопанных на протяжении столетий курганов и исследованных за последнее время многочисленных памятников наскального искусства накоплено огромное количест

12
Мартынов, А. И. О погребальном искусстве в обществах скифо-сибирского мира / А. И. Мартынов, А. В. Базайченко // III Международный северный Археологический конгресс. – Екатеринбург, 2010. – С. 51 – 58.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=22896
    Prefix
    Золотые нашивки на одежду с изображениями иллюстрируют, вероятно, погребальные мифы. Все это погребальное искусство со своими функциями, является материализованной в образ иллюстрацией погребальной мифологии
    Exact
    [12]
    Suffix
    , впрочем, как и у других народов мира. Это искусство выполняло свою определенную функцию, впрочем, как и наскальное искусство, роль которого была, очевидно, другой, отличной от погребального искусства.

13
Окладников, А. П. Сокровища Томских писаниц / А. П. Окладников, А. И. Мартынов. – М.: Искусство, 1972.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=24329
    Prefix
    Окладников и А. И. Мартынов в 1970-е годы обратили внимание на особенность памятника и, в частности, на площадку перед «алтарем» с рисунками и охарактеризовали этот памятник как природно-историческое святилище
    Exact
    [13]
    Suffix
    . М. А. Дэвлет доказала, что комплекс наскальных изображений Мугур-Саргола – святилище: «В центре святилища, – пишет она, – находится самой природой созданный алтарь – скопление мощных иссиня-черных скальных глыб.

14
Дэвлет, М. А. Петроглифы на дне Саянского моря / М. А. Дэвлет. – М., 1998. – С. 192.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=24686
    Prefix
    Дэвлет доказала, что комплекс наскальных изображений Мугур-Саргола – святилище: «В центре святилища, – пишет она, – находится самой природой созданный алтарь – скопление мощных иссиня-черных скальных глыб. Главная плоскость центрального камня – иконостас – обращена к горам. По бокам от него расположены два грандиозных скальных монолита столбообразной формы»
    Exact
    [14]
    Suffix
    . В другой своей работе подробно описала природное святилище Мургул-Саргола [15]. Места расположения скал с наскальными изображениями, связанные с ними жертвенниками в Забайкалье и Приамурье как древние святилища рассматривал А.

15
Дэвлет, М. А. Петроглифы Мугур-Саргола / М. А. Дэвлет. – М, 1980. – С. 244 – 258.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=24760
    Prefix
    Главная плоскость центрального камня – иконостас – обращена к горам. По бокам от него расположены два грандиозных скальных монолита столбообразной формы» [14]. В другой своей работе подробно описала природное святилище Мургул-Саргола
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Места расположения скал с наскальными изображениями, связанные с ними жертвенниками в Забайкалье и Приамурье как древние святилища рассматривал А. И. Мазин [16]. Большие по количеству и разновременные скопления петроглифов считал святилищами В.

16
Мазин, А. И. Древние святилища Приамурья / А. И. Мазин. – Новосибирск, 1994.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=24908
    Prefix
    В другой своей работе подробно описала природное святилище Мургул-Саргола [15]. Места расположения скал с наскальными изображениями, связанные с ними жертвенниками в Забайкалье и Приамурье как древние святилища рассматривал А. И. Мазин
    Exact
    [16]
    Suffix
    . Большие по количеству и разновременные скопления петроглифов считал святилищами В. Д. Кубарев (Калбак-Таш, Цагаан-Салаа Бага-Ойгур) [17]; грот Куйлю и сопутствующие ему памятники рассматривают В.

17
Кубарев, В. Д. О новом памятнике наскального искусства Алтая / В. Д. Кубарев // Изучение историкокультурного наследия народов Южной Сибири. – Горно-Алтайск, 2005. – С. 75 – 79.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=25038
    Prefix
    Места расположения скал с наскальными изображениями, связанные с ними жертвенниками в Забайкалье и Приамурье как древние святилища рассматривал А. И. Мазин [16]. Большие по количеству и разновременные скопления петроглифов считал святилищами В. Д. Кубарев (Калбак-Таш, Цагаан-Салаа Бага-Ойгур)
    Exact
    [17]
    Suffix
    ; грот Куйлю и сопутствующие ему памятники рассматривают В. И. Молодин и Н. С. Ефремова как культовый комплекс [18]. Ясно, что природные святилища различны, создавались в разной природной среде и отличаются друг от друга природными особенностями, своей идентичностью.

18
Молодин, В. И. Грот Куйлю культовый комплекс на реке Кучерле (Горный Алтай) / В. И. Молодин, Н. С. Ефремова. – Новосибирск, 2010.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=25145
    Prefix
    Большие по количеству и разновременные скопления петроглифов считал святилищами В. Д. Кубарев (Калбак-Таш, Цагаан-Салаа Бага-Ойгур) [17]; грот Куйлю и сопутствующие ему памятники рассматривают В. И. Молодин и Н. С. Ефремова как культовый комплекс
    Exact
    [18]
    Suffix
    . Ясно, что природные святилища различны, создавались в разной природной среде и отличаются друг от друга природными особенностями, своей идентичностью. Несмотря на это, можно отметить наиболее характерные их признаки.

19
Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М., 1996. – С. 141. Информация об авторе: Мартынов Анатолий Иванович – доктор исторических наук, профессор кафедры археологии факультета истории и международных отношений, КемГУ, prof_martynov@mail.ru.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=26278
    Prefix
    Думается, что в выборе места святилища определенную роль должна была играть и характерная растительность, в первую очередь та, которая мифологична, например, заросли папоротника, определенная кустарниковая и древесная растительность, почитаемые, как священные, камни и деревья становятся иерофониями, отражающими в сознании человека совсем иной, священный смысл
    Exact
    [19]
    Suffix
    . Все это можно расценивать так, как будто сама земля, природа дает знак, указывает на это место, его природную священность. На святилищах, как правило, представлены рисунки разных исторических периодов.