The 13 references with contexts in paper L. Ermolenko N., Zh. Kurmankulov K., Л. Ермоленко Н., Ж. Курманкулов К. (2016) “СЕРИЯ НОВЫХ КЫПЧАКСКИХ ИЗВАЯНИЙ ИЗ САРЫ-АРКИ // SOME NEW QIPCAQ STATUES FOUND IN SARY-ARKA” / spz:neicon:vestnik-k:y:2013:i:3:p:18-23

1
Агапов, П. В. Сокровища древнего Казахстана. Памятники материальной культуры / П. В. Агапов, М. К. Кадырбаев. – Алма-Ата: Жалын, 1979. – 252 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=12837
    Prefix
    Обращает на себя внимание специфический головной убор, воспроизведенный на изваянии из Кызылжартаса (рис. 8- 1). Точных соответствий такому убору на известных нам изваяниях нет. Некоторое сходство обнаруживает высокий «башлыкообразный» головной убор изваяния из урочища Жансай в Семиречье
    Exact
    [1, с. 118]
    Suffix
    (рис. 8- 2). На жансайском изваянии, также как на кызылжартаском, изображена «девичья» грудь и, в отличие от кызылжартаского, – сосуд, поддерживаемый обеими руками на уровне живота. С головным убором жансайского изваяния сходен убор изваяния с сосудом в обеих руках (рис. 8- 3), рисунок, которого приведен в статье А.

  2. In-text reference with the coordinate start=15430
    Prefix
    Если изваяния характеризуются принадлежностью к кыпчакской изобразительной традиции (середина IX – начало XIII в.), то мавзолей был построен позднее, возможно, в XVI – XVIII вв., как предположил М. К. Кадырбаев
    Exact
    [1, с. 211]
    Suffix
    . Во всяком случае, Ч. Валиханов засвидетельствовал в «Дневнике поездки на Иссык-Куль» хорошую его сохранность, отметив: «... за рекой виднелся через верхи тополей остроконечный шпиль могилы (Козы Корпеша.

2
Баранов, Е. Козу-Курпечь и Баян-Слу (Киргизское народное предание) / Е. Баранов // Ежемесячные приложения к журналу «Нива» на 1899 г. за январь, февраль, март и апрель. – СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1899. – С. 307 – 343.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=14034
    Prefix
    Толшиным, у мавзолея (мазара), который предание связывает с могилой фольклорного персонажа Козы-Корпеша. Речь идет о первой (рис. 8- 4) и третьей слева статуях из четырех, запечатленных на гравюре с фотографии Толшина
    Exact
    [2, рис. 2]
    Suffix
    . Все статуи изображают людей с сосудом в двух руках. По сведениям А. И. Лёвшина, относящимся к первой четверти XIX в., в мавзолее находились 3 изваяния, которым приносились жертвы [7, с. 107].

  2. In-text reference with the coordinate start=18749
    Prefix
    В результате обследования памятника Жанатурмыс-2 выявлен еще один случай подобного рода. Среди иллюстраций к тому 4 «Сочинений» А. Х. Маргулана есть рисунок изваяния No 1 в трехчетвертном ракурсе, а также зарисовка общего вида памятника
    Exact
    [8, рис. 57. 1, 2]
    Suffix
    (рис. 9). На зарисовке яма неразличима и сооружение походит на задернованный курган. Что касается изваяний, то изваяние No 3 выглядит так же, как в настоящее время (рис. 10). Вид двух других изваяний сегодня изменился: изваяние No 1 «выросло» из земли почти на 30 см, появилось изваяние No 2, на месте которого на зарисовке в книге Маргулана показан камень (именно на этой, выступавшей в

3
Валиханов, Ч. Ч. Дневник поездки на Иссык-Куль / Ч. Ч. Валиханов // Собрание сочинений в пяти томах. – Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984. – Т. 1.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15645
    Prefix
    Валиханов засвидетельствовал в «Дневнике поездки на Иссык-Куль» хорошую его сохранность, отметив: «... за рекой виднелся через верхи тополей остроконечный шпиль могилы (Козы Корпеша. – Авт.)»
    Exact
    [3, с. 308]
    Suffix
    . В связи с приведенными выше аналогиями головному убору изваяния из Кызылжартаса остановимся на вопросе о сходстве уборов кыпчакских и половецких статуй, отмеченном Я. А. Шером для изваяний при мазаре Козы Корпеша.

4
Гугуев, Ю. Половецкое святилище середины XI – начала XII вв. на правобережье Нижнего Дона / Ю. Гугуев, С. Гуркин // История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений. – Ростов н/Д, 1999. – С. 7 – 32.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=17662
    Prefix
    Аналогия уникальному элементу конструкции святилища с изваянием в местности Кызыл турме – «гряде» обнаруживается в устройстве «дорожки» половецкого святилища середины XI – начала XIII в. из могильника Ливенцовский-7 на Нижнем Дону
    Exact
    [4, рис. 11, 12]
    Suffix
    . Корректность сопоставления структуры кыпчакских и половецких святилищ следует, в частности, из факта сходства способов (открытого и скрытого) установки в них изваяний [5, с. 38]. В связи с вводимыми в научный оборот памятниками представляется возможным также поставить вопрос о влиянии деформационных процессов в грунтах, приводящих к изменению позиции изваяний, в частности, их вертикально

5
Ермоленко, Л. Н. Средневековые каменные изваяния казахстанских степей (типология, семантика в аспекте военной идеологии и традиционного мировоззрения) / Л. Н. Ермоленко. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. – 132 с.
Total in-text references: 6
  1. In-text reference with the coordinate start=2703
    Prefix
    На правом берегу р. Талды в урочище Жанатурмыс (Жана журт, по А. Х. Маргулану) обследованы три изваяния, стоящие с восточной стороны разрушенной конструкции, предположительно, кыпчакского святилища типа 4
    Exact
    [5, с. 37]
    Suffix
    . Визуально святилище данного типа распознается как курганообразное сооружение, с востока которого установлено одно или несколько изваяний. Координаты памятника 49º 07' 588" с. ш., 073º 58' 954" в. д., высота 744 м над ур. м.

  2. In-text reference with the coordinate start=6785
    Prefix
    Одиночное изваяние стоит в святилище типа 2 (координаты: 49º 06' 533'' с. ш., 074º 02' 530'' в. д., высота 752 м над ур. м.). Такие святилища состоят из двух сооружений, возведенных по линии запад – восток; изваяния установлены в восточной конструкции – ограде
    Exact
    [5, с. 37]
    Suffix
    . Восточное сооружение святилища Шокпартас-1 внешне представляет собой подквадратную в плане выкладку размерами 4 × 4 м, высотой 0,2 м, основу которой, по-видимому, составляет замкнутая ограда.

  3. In-text reference with the coordinate start=16488
    Prefix
    Особенность присуща также иконографии погрудного изваяния из Шетского музея, на торсе которого детализирован атрибут, очевидно, фаллос. Изваяния кыпчакской группы с фаллосом единичны. Два из них найдены около с. Унирек (Шетский район), в уникальном святилище типа 3
    Exact
    [5, с. 37]
    Suffix
    . Оба они изображают человека со сведенными на животе кистями рук, между которых выбито округлое отверстие; на обоих изваяниях детализированы ноги, но только на одном маленькими выпуклостями в виде перевернутых капель показана грудь [5, рис. 15- 31, 32].

  4. In-text reference with the coordinate start=16805
    Prefix
    Оба они изображают человека со сведенными на животе кистями рук, между которых выбито округлое отверстие; на обоих изваяниях детализированы ноги, но только на одном маленькими выпуклостями в виде перевернутых капель показана грудь [5, рис. 15- 31, 32]. Еще одно фаллическое изваяние обнаружено в урочище Сынтас (Жамбылская область)
    Exact
    [11, рис. 4, 5]
    Suffix
    . На изваянии запечатлен сидящий по-восточному мужчина с сосудом в обеих руках. Перечисленные фаллические изваяния отличаются от экземпляра из Шетского музея не только тем, что изображают фигуру человека целиком, но также тем, что фаллос на них показан вместе с тестикулами.

  5. In-text reference with the coordinate start=17302
    Prefix
    Отсутствием конечностей и наличием признаков пола на торсе изваяние из Шетского музея походит на женское изваяние из кыпчакского святилища на реке Жинишке, при этом маленькая грудь и детородный орган жинишкинской статуи переданы фигурами в форме перевернутых капель
    Exact
    [5, рис. 49- 82]
    Suffix
    . Как было указано выше, среди публикуемых памятников есть не только изваяния с особенными атрибутами, но и необычное культовое сооружение. Аналогия уникальному элементу конструкции святилища с изваянием в местности Кызыл турме – «гряде» обнаруживается в устройстве «дорожки» половецкого святилища середины XI – начала XIII в. из могильника Ливенцовский-7 на Нижнем Дону [4, рис. 11, 12].

  6. In-text reference with the coordinate start=17835
    Prefix
    конструкции святилища с изваянием в местности Кызыл турме – «гряде» обнаруживается в устройстве «дорожки» половецкого святилища середины XI – начала XIII в. из могильника Ливенцовский-7 на Нижнем Дону [4, рис. 11, 12]. Корректность сопоставления структуры кыпчакских и половецких святилищ следует, в частности, из факта сходства способов (открытого и скрытого) установки в них изваяний
    Exact
    [5, с. 38]
    Suffix
    . В связи с вводимыми в научный оборот памятниками представляется возможным также поставить вопрос о влиянии деформационных процессов в грунтах, приводящих к изменению позиции изваяний, в частности, их вертикальному перемещению.

6
Ермоленко, Л. Н. Новые находки средневековых изваяний в Сары-Арке / Л. Н. Ермоленко, Ж. К. Курманкулов // Археология Сибири. – Кемерово: Летопись, 2006. – Вып. 24. – С. 63 – 71.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=18260
    Prefix
    Сравнение современной и прошлой визуальной документации позволило обнаружить явление «вырастания» некоторых изваяний. Подобный факт был отмечен нами ранее в отношении изваяния из кыпчакского святилища типа 4 в урочище Кенасу
    Exact
    [6, с. 66]
    Suffix
    . Существенно вышло из земли древнетюркское изваяние при оградке в урочище Бай кайканы (горы Бегазы), если сравнить наш рисунок 2004 г. [6, рис. II], с зарисовкой, опубликованной в книге Маргулана [8, ил. 70], которая была выполнена не менее трех десятилетий до этого.

  2. In-text reference with the coordinate start=18399
    Prefix
    Подобный факт был отмечен нами ранее в отношении изваяния из кыпчакского святилища типа 4 в урочище Кенасу [6, с. 66]. Существенно вышло из земли древнетюркское изваяние при оградке в урочище Бай кайканы (горы Бегазы), если сравнить наш рисунок 2004 г.
    Exact
    [6, рис. II]
    Suffix
    , с зарисовкой, опубликованной в книге Маргулана [8, ил. 70], которая была выполнена не менее трех десятилетий до этого. В результате обследования памятника Жанатурмыс-2 выявлен еще один случай подобного рода.

7
Лёвшин, А. И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей / А. И. Лёвшин; под общ. ред. М. К. Козымбаева. – Алматы: Санат, 1996. – 656 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14219
    Prefix
    Речь идет о первой (рис. 8- 4) и третьей слева статуях из четырех, запечатленных на гравюре с фотографии Толшина [2, рис. 2]. Все статуи изображают людей с сосудом в двух руках. По сведениям А. И. Лёвшина, относящимся к первой четверти XIX в., в мавзолее находились 3 изваяния, которым приносились жертвы
    Exact
    [7, с. 107]
    Suffix
    . И. А. Чеканинский, исходя из того, что очевидцы указывают разное количество изваяний или не упоминают о них вовсе (Х. Барданес в 1771 г.), заключил: «... эти каменные бабы... прямого отношения к памятнику не имеют и попали туда случайно, привезенные очевидно местными кочевниками из окрестных курганов» [12, с. 53–54].

8
Маргулан, А. Х. Каменные изваяния Улытау / А. Х. Маргулан // Сочинения: в 14 т. – Т. 3 – 4; сост. Д. А. Маргулан, Д. Маргулан. – Алматы: Дайк-Пресс, 2003.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=15164
    Prefix
    таким признакам, как «головные уборы..., стилистические особенности, детали одежды, ... общий изобразительный канон»), предположил, что скульптуры одновременны зданию – памятнику X – XII вв. [13, с. 46]. В литературе встречаются другие датировки мавзолея Козы Корпеша. А. Х. Маргулан, например, отнес его к типу юртообразных построек дын и датировал вместе с изваяниями VIII – IX вв.
    Exact
    [8, с. 38]
    Suffix
    . Нам представляется, что изваяния и мазар не одновременны. Если изваяния характеризуются принадлежностью к кыпчакской изобразительной традиции (середина IX – начало XIII в.), то мавзолей был построен позднее, возможно, в XVI – XVIII вв., как предположил М.

  2. In-text reference with the coordinate start=18460
    Prefix
    Существенно вышло из земли древнетюркское изваяние при оградке в урочище Бай кайканы (горы Бегазы), если сравнить наш рисунок 2004 г. [6, рис. II], с зарисовкой, опубликованной в книге Маргулана
    Exact
    [8, ил. 70]
    Suffix
    , которая была выполнена не менее трех десятилетий до этого. В результате обследования памятника Жанатурмыс-2 выявлен еще один случай подобного рода. Среди иллюстраций к тому 4 «Сочинений» А.

  3. In-text reference with the coordinate start=18749
    Prefix
    В результате обследования памятника Жанатурмыс-2 выявлен еще один случай подобного рода. Среди иллюстраций к тому 4 «Сочинений» А. Х. Маргулана есть рисунок изваяния No 1 в трехчетвертном ракурсе, а также зарисовка общего вида памятника
    Exact
    [8, рис. 57. 1, 2]
    Suffix
    (рис. 9). На зарисовке яма неразличима и сооружение походит на задернованный курган. Что касается изваяний, то изваяние No 3 выглядит так же, как в настоящее время (рис. 10). Вид двух других изваяний сегодня изменился: изваяние No 1 «выросло» из земли почти на 30 см, появилось изваяние No 2, на месте которого на зарисовке в книге Маргулана показан камень (именно на этой, выступавшей в

9
Плетнева, С. А. Половецкие каменные изваяния / С. А. Плетнева // САИ. – М.: Наука, 1974. – Вып. Е4–2. – 200 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=15968
    Prefix
    В связи с приведенными выше аналогиями головному убору изваяния из Кызылжартаса остановимся на вопросе о сходстве уборов кыпчакских и половецких статуй, отмеченном Я. А. Шером для изваяний при мазаре Козы Корпеша. Следует указать, что высокий убор вышеупомянутого жансайского изваяния тоже похож на головные уборы некоторых половецких скульптур
    Exact
    [9, табл. 6- 30, 9- 26, 14- 46, 22- 143 и др.]
    Suffix
    (рис. 8- 5,6). Возможно, на жансайском и других привлеченных для сравнения кыпчакских изваяниях (в том числе кызылжартаском), которые относятся к разряду плоской скульптуры, передан убор, подобный сложным уборам объемных половецких статуй.

10
Чариков, А. А. Изобразительные особенности каменных изваяний Казахстана / А. А. Чариков // СА. – 1986. – No 1. – С. 87 – 102.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=13155
    Prefix
    На жансайском изваянии, также как на кызылжартаском, изображена «девичья» грудь и, в отличие от кызылжартаского, – сосуд, поддерживаемый обеими руками на уровне живота. С головным убором жансайского изваяния сходен убор изваяния с сосудом в обеих руках (рис. 8- 3), рисунок, которого приведен в статье А. А. Чарикова
    Exact
    [10, рис. 1- II]
    Suffix
    . Судя по примечанию Чарикова, рисунок выполнен на основе фотографии или прорисовки, предоставленной кем-то из исследователей – А. И. Марьяшевым, А. С. Ермолаевой, Н. К. Кушарбаевым или М.

11
Чариков, А. А. Новые находки средневековых изваяний в Казахстане / А. А. Чариков // СА. – 1989. – No 3. – С. 184 – 192.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=16805
    Prefix
    Оба они изображают человека со сведенными на животе кистями рук, между которых выбито округлое отверстие; на обоих изваяниях детализированы ноги, но только на одном маленькими выпуклостями в виде перевернутых капель показана грудь [5, рис. 15- 31, 32]. Еще одно фаллическое изваяние обнаружено в урочище Сынтас (Жамбылская область)
    Exact
    [11, рис. 4, 5]
    Suffix
    . На изваянии запечатлен сидящий по-восточному мужчина с сосудом в обеих руках. Перечисленные фаллические изваяния отличаются от экземпляра из Шетского музея не только тем, что изображают фигуру человека целиком, но также тем, что фаллос на них показан вместе с тестикулами.

12
Чеканинский, И. А. Казакская поэма Козу Курпеш и Баян Слу (Сюжет, параллели и библиография) / И. А. Чеканинский // Записки Семипалатинского отдела общества изучения Казакстана (бывший Семипалатинский Отдел Государственного Русского Географического общества). – Вып. XVIII. – Семипалатинск, 1929. – Т. 1.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=14561
    Prefix
    Чеканинский, исходя из того, что очевидцы указывают разное количество изваяний или не упоминают о них вовсе (Х. Барданес в 1771 г.), заключил: «... эти каменные бабы... прямого отношения к памятнику не имеют и попали туда случайно, привезенные очевидно местными кочевниками из окрестных курганов»
    Exact
    [12, с. 53–54]
    Suffix
    . Он также сослался на мнение В. В. Радлова о большей древности («приблизительно на целое тысячелетие») изваяний по сравнению с мавзолеем [12, с. 54]. Я. А. Шер, констатировавший сходство изваяний у мазара КозыКорпеша с половецкими (по таким признакам, как «головные уборы..., стилистические особенности, детали одежды, ... общий изобразительный канон»), предположил, что скульптуры одновреме

  2. In-text reference with the coordinate start=14703
    Prefix
    Барданес в 1771 г.), заключил: «... эти каменные бабы... прямого отношения к памятнику не имеют и попали туда случайно, привезенные очевидно местными кочевниками из окрестных курганов» [12, с. 53–54]. Он также сослался на мнение В. В. Радлова о большей древности («приблизительно на целое тысячелетие») изваяний по сравнению с мавзолеем
    Exact
    [12, с. 54]
    Suffix
    . Я. А. Шер, констатировавший сходство изваяний у мазара КозыКорпеша с половецкими (по таким признакам, как «головные уборы..., стилистические особенности, детали одежды, ... общий изобразительный канон»), предположил, что скульптуры одновременны зданию – памятнику X – XII вв. [13, с. 46].

  3. In-text reference with the coordinate start=17662
    Prefix
    Аналогия уникальному элементу конструкции святилища с изваянием в местности Кызыл турме – «гряде» обнаруживается в устройстве «дорожки» половецкого святилища середины XI – начала XIII в. из могильника Ливенцовский-7 на Нижнем Дону
    Exact
    [4, рис. 11, 12]
    Suffix
    . Корректность сопоставления структуры кыпчакских и половецких святилищ следует, в частности, из факта сходства способов (открытого и скрытого) установки в них изваяний [5, с. 38]. В связи с вводимыми в научный оборот памятниками представляется возможным также поставить вопрос о влиянии деформационных процессов в грунтах, приводящих к изменению позиции изваяний, в частности, их вертикально

13
Шер, Я. А. Каменные изваяния Семиречья / Я. А. Шер. – М.; Л.: Наука, 1966. – 138 с. Информация об авторах: Ермоленко Любовь Николаевна – доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры археологии КемГУ, luybov.ermolenko@mail.ru. Lyubov N. Ermolenko – Doctor of History, Professor at the Department of Archaeology, Kemerovo State University.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14983
    Prefix
    Шер, констатировавший сходство изваяний у мазара КозыКорпеша с половецкими (по таким признакам, как «головные уборы..., стилистические особенности, детали одежды, ... общий изобразительный канон»), предположил, что скульптуры одновременны зданию – памятнику X – XII вв.
    Exact
    [13, с. 46]
    Suffix
    . В литературе встречаются другие датировки мавзолея Козы Корпеша. А. Х. Маргулан, например, отнес его к типу юртообразных построек дын и датировал вместе с изваяниями VIII – IX вв. [8, с. 38].