The 13 references with contexts in paper T. Mikhailova A., Т. Михайлова А. (2016) “ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКСТЕРНАЛИИ КАК ФАКТОРЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ // INSTITUTIONAL EXTERNALITIES AS FACTORS OF INSTITUTIONAL CHANGES” / spz:neicon:vestnik-k:y:2013:i:2:p:296-299

1
Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. – М., 1997.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=1390
    Prefix
    Методологической основой таких поисков является ряд положений неоинституциональной теории, в частности, тех из них, которые связаны с определением роли институтов в обществе. Согласно Д. Норту, эта роль состоит «...в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя и необязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми»
    Exact
    [1, с. 21]
    Suffix
    . Вторым ключевым положением можно считать идею Й. Шумпетера о сущности экономического развития, состоящей в перераспределении наличного капитала и вовлеченной рабочей силы из одних менее эффективных отраслей экономической деятельности в другие – более эффективные [2].

  2. In-text reference with the coordinate start=2076
    Prefix
    Сообразно ей, «с течением времени неэффективные институты отмирают, а эффективные – выживают, и поэтому происходит постепенное развитие более эффективных форм экономической, политической и социальной организации»
    Exact
    [1, с. 118]
    Suffix
    . Обе концепции, по существу, приводят к тождественности двух ведущих факторов институциональных изменений – относительных цен и предпочтений, на что и указывает Д. Норт [5, с. 108]. Такой отбор осуществляется на основе внутренней, межинституциональной конкуренции, т. е. конкуренции между институтами, в процессе которой, как отметил Капелюшников, «...выживают сильнейшие, т. е. наиболее эф

2
Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития / Й. А. Шумпетер. – М.: Прогресс, 1982. – 455 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1639
    Prefix
    Шумпетера о сущности экономического развития, состоящей в перераспределении наличного капитала и вовлеченной рабочей силы из одних менее эффективных отраслей экономической деятельности в другие – более эффективные
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Собственно институциональные изменения, безусловно, развертываются в исторически последовательном порядке, что послужило основой возникновения, так называемой, эволюционной теории, гипотезу которой выдвинул А.

3
Alchian, A. Uncertainty, Evolution and Economic Theory / А. Alchian // Journal of Political Economy. – 1950. – No 58.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=1852
    Prefix
    Собственно институциональные изменения, безусловно, развертываются в исторически последовательном порядке, что послужило основой возникновения, так называемой, эволюционной теории, гипотезу которой выдвинул А. Алчиан
    Exact
    [3, p. 211 – 222]
    Suffix
    . Сообразно ей, «с течением времени неэффективные институты отмирают, а эффективные – выживают, и поэтому происходит постепенное развитие более эффективных форм экономической, политической и социальной организации» [1, с. 118].

4
Капелюшников, Р. И. Экономическая теория прав собственности / Р. И. Капелюшников. – М., 1990.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=2475
    Prefix
    Такой отбор осуществляется на основе внутренней, межинституциональной конкуренции, т. е. конкуренции между институтами, в процессе которой, как отметил Капелюшников, «...выживают сильнейшие, т. е. наиболее эффективные институты»
    Exact
    [4, c. 78]
    Suffix
    . Безусловно, особую роль в этой метаконкуренции играет государство. Метаконкуренция стимулирует процессы постоянных изменений и развития, в первую очередь, именно определяющих их факторов. Имеющиеся в современной литературе подходы к вопросу об изменениях, и особенно об анализе государственной политики в рамках институционализма, вращаются вокруг идеи разделения факторов развития на экзогенны

5
Вольчик, В. В. Курс лекций по институциональной экономике / В. В. Вольчик. – Ростов н/Д.: Изд. Ростовского гос. ун-та, 2000.
Total in-text references: 3
  1. In-text reference with the coordinate start=2244
    Prefix
    ей, «с течением времени неэффективные институты отмирают, а эффективные – выживают, и поэтому происходит постепенное развитие более эффективных форм экономической, политической и социальной организации» [1, с. 118]. Обе концепции, по существу, приводят к тождественности двух ведущих факторов институциональных изменений – относительных цен и предпочтений, на что и указывает Д. Норт
    Exact
    [5, с. 108]
    Suffix
    . Такой отбор осуществляется на основе внутренней, межинституциональной конкуренции, т. е. конкуренции между институтами, в процессе которой, как отметил Капелюшников, «...выживают сильнейшие, т. е. наиболее эффективные институты» [4, c. 78].

  2. In-text reference with the coordinate start=2904
    Prefix
    Имеющиеся в современной литературе подходы к вопросу об изменениях, и особенно об анализе государственной политики в рамках институционализма, вращаются вокруг идеи разделения факторов развития на экзогенные и эндогенные, на инкрементные, эволюционные и революционные
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Так, В. В. Вольчик с опорой на ряд работ все типы институциональных изменений, которые описаны в экономической литературе, группирует следующим образом: 1. Инкрементные институциональные изменения за счет закрепления неформальных правил, норм, институтов в относительно малых группах с семейнородственными связями.

  3. In-text reference with the coordinate start=3493
    Prefix
    Возникающие неформальные практики постепенно закрепляются как общепризнанные в формальных институтах. 3. Революционные институциональные изменения. Обычно проявляются при экзогенном заимствовании институтов, или их «импорте»
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Методологически другим подходом к анализу институциональных изменений, в том числе и факторов влияния, является инженерный подход к институтам, изложенный в работах К. Оффе [6, с. 668]. Конкурентное противостояние в любой сфере, как производства, так и распределения и потребления ресурсов, основывается на соотношении спектра избирательных стимулов.

6
Оффе, К. Политэкономия: социологические аспекты / К. Оффе // Политическая наука: новое направление; под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингемана. – М., 1999.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3655
    Prefix
    Обычно проявляются при экзогенном заимствовании институтов, или их «импорте» [5]. Методологически другим подходом к анализу институциональных изменений, в том числе и факторов влияния, является инженерный подход к институтам, изложенный в работах К. Оффе
    Exact
    [6, с. 668]
    Suffix
    . Конкурентное противостояние в любой сфере, как производства, так и распределения и потребления ресурсов, основывается на соотношении спектра избирательных стимулов. К примеру, в трудовых отношениях между предпринимателями и рабочими существуют различные уровни избирательных стимулов по сравнению с конкурентными возможностями предпринимателей.

7
Олсон, М. Логика коллективных действий / М. Олсон. – М.: ФЭИ, 1995.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=4592
    Prefix
    Согласно этой Вестник КемГУ 2013 No 2 (54) Т. 1 | теории, малые группы с большим доступом к ресурсам имеют более выгодные положения и преимущества, нежели большие группы с ограниченным доступом к ресурсам
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Следовательно, возникает необходимость институционально уравновешивать шансы доступа к ресурсам, что ведет к созданию соответствующих институтов и развитию институциональной среды. В то же время в литературе имеются подходы, которые методологически пытаются преодолеть механическое разделение факторов формирования институтов и их изменений с опорой на эндогенные и экзогенные, как на исходн

8
Модельски, Дж. Эволюция глобальной политики / Дж. Модельски // Полис. – 2005. – No 3-4.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5123
    Prefix
    В то же время в литературе имеются подходы, которые методологически пытаются преодолеть механическое разделение факторов формирования институтов и их изменений с опорой на эндогенные и экзогенные, как на исходную основу дальнейшего анализа. В таких моделях эндогенные факторы ведущие, но их содержание определяется экзогенными, глобально-политическими подвижками в мире. Так, Джордж Модельски
    Exact
    [8]
    Suffix
    связывает эволюцию институтов с эволюцией глобальной политики в контексте соотношения лидерской миссии, т. е. обличенной «исполнительной» концепцией глобального лидера в мировой глобальной политике, ее эволюции, со становлением «постгегемонистской эры», которая уже началась.

9
Чихарев, И. А. Многомерность мировой политики / И. А. Чихарев // Полис (Политические исследования). – 2005. – No 1.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=6516
    Prefix
    Сама же сложность определяется, как возможность изменяться, т. е. развиваться. С идеей структуралистской модели Дж. Модельски перекликаются идеи многих других авторов, которые нашли освещение, в частности, в аналитическом обзоре И. А. Чихарева
    Exact
    [9, с. 161 – 172]
    Suffix
    . В первую очередь, это идея, выдвинутая Дж. Розенау, – управление без правительства. Она, при всей тяге к либеральности, все же перекликается с постструктуралистской концепцией «бессубъектных стратегий» Мишеля Фуко.

10
Лебедева, М. М. Предметное поле и предметные поля мировой политики / М. М. Лебедева // Международные процессы. – 2004. – No 2; Лебедева, М. М. «Воронка причинности» при исследовании мировых политических процессов // Полис. – 2002. – No 5.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7387
    Prefix
    К этим идеям близка концепция О. Е. Андерсена, изложенная М. М. Лебедевой, описывающая, «как внутригосударственные регионы и мегаполисы вписываются в процесс глобализации, фактически выстраивая ее»
    Exact
    [10, с. 97 – 108]
    Suffix
    . Соотношение субнациональных и глобальных уровней, в том числе и экономической политики, превращается в некую сеть, которая характеризуется многомерностью взаимосвязей государства, бизнеса и гражданского общества, многомерностью соединения персонального, локального, национального и транснационального уровней [11, с. 95 – 113, с. 129 – 179].

11
Сморгунов, Л. В. Современная сравнительная политология / Л. В. Сморгунов. – М.: РОССПЭН, 2002. Также о сетях, как явлении и как объектах институционального исследования, см.: Кузьминов, Я. И. Курс институциональной экономики: институты, сети, транзакционные издержки, контракты / Я. И. Кузьминов, К. А. Бендукидзе, М. М. Юдкевич. – М.: ГУ ВШЭ, 2006.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=7693
    Prefix
    Соотношение субнациональных и глобальных уровней, в том числе и экономической политики, превращается в некую сеть, которая характеризуется многомерностью взаимосвязей государства, бизнеса и гражданского общества, многомерностью соединения персонального, локального, национального и транснационального уровней
    Exact
    [11, с. 95 – 113, с. 129 – 179]
    Suffix
    . И. Чихарев особенно подчеркивает то, что важную основу этой ткани создает управление окружающей средой, действия по совместному решению экологических проблем, а также технологическое развитие и распространение информации.

12
Сухарев, О. С. Институциональная теория и экономическая психология: объяснение современных закономерностей общественного развития. См.: http://www.tu-bryansk.ru/, а также: Сухарев, О. С. Институциональная теория и экономическая политика. К новой теории передаточного механизма в макроэкономике: в 2 т. / О. С. Сухарев. – М.: Экономика, 2007. – 1328 с.
Total in-text references: 2
  1. In-text reference with the coordinate start=9981
    Prefix
    Сухарев справедливо отмечает сложность разделения этих типов в практическом исследовании, и «...настолько же трудно в интеллектуальном смысле затем объединить эти изменения, чтобы иметь общую картину, системный взгляд на проблему институциональных изменений»
    Exact
    [12]
    Suffix
    . С этой позиции он выделяет следующую цепочку саморегуляции и механизма институциональных изменений: сначала имеет место некое изменение макроэкономических факторов, включая негативную их составляющую, затем это воспроизводит реакцию политической системы в лице правительственных организаций, направленную на элиминирование этих факторов или их негативного влияния; следом происходит переоцен

  2. In-text reference with the coordinate start=11160
    Prefix
    Их реакция меняет правила и даёт результаты, которые изменяют политические процессы, следствием чего является изменение правил и регуляторов, что в дальнейшем изменит и реакцию экономических агентов»
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Как видим, Т. Хаавельмо сводит все к реакции функционирующих агентов, однако вряд ли можно удовлетвориться таким положением. Вне всяких сомнений, реакция функционирующих агентов меняет или оказывает определенное влияние на правила, на институты более высокого уровня, в том числе и политические процессы, имеющие свои институциональные последствия.

13
Шаститко, А. Е. Государство и экономический рост / А. Е. Шаститко // Экономика и математические методы. – 1996. – Вып. 3. – Т. 32. Вольчик, В. В. Курс лекций по институциональной экономике / В. В. Вольчик. – Ростов н/Д.: Изд. Ростовского гос. ун-та, 2000. Информация об авторе: Михайлова Татьяна Александровна – соискатель кафедры экономической теории КемГУ, старший препо-
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=14629
    Prefix
    И хотя именно государство является необходимым атрибутом прогрессирующих хозяйственных систем, институты, генерируемые им, могут не только способствовать повышению эффективности (в смысле приближения к условиям Паретто – оптимального распределения ресурсов), но и препятствовать ей
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Созданные для предотвращения пагубного влияния негативных экстерналий, в том числе оппортунистических поведений действующих субъектов ВЭД, снятия неопределенности, институты сами в процессе своего функционирования могут привносить элемент нестабильности и усложнения ситуации.