The 3 references with contexts in paper O. Terekhova N., О. Терехова Н. (2016) “Н. ЭЛИАС О СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВКАХ ФРАНЦУЗСКОЙ АРИСТОКРАТИИ В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА // N. ELIAS ON SOCIOCULTURAL ATTITUDES OF THE FRENCH ARISTOCRACY OF THE ABSOLUTE MONARCHY PERIOD” / spz:neicon:vestnik-k:y:2013:i:2:p:150-154

1
Элиас, Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной аристократии / Н. Элиас. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 368 с.
Total in-text references: 31
  1. In-text reference with the coordinate start=2731
    Prefix
    Труды, написанные им еще в 30-е гг., стали приобретать популярность в Германии и Голландии. Работа под названием «Придворное общество» была опубликована в 1969 г., а ее перевод на русский язык был осуществлен и издан в 2002 г.
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Теоретико-методологические взгляды Н. Элиаса и его историческая социология формировались в эпоху кризиса классического историзма. Он был убежден в том, что время событийной истории и традиционной политической истории прошло.

  2. In-text reference with the coordinate start=3217
    Prefix
    Элиас считал, что «...мы получим не только неполную, но и искаженную картину истории, если ограничимся тем, что истоки блеска эпохи Людовика XIV или – тем более – происхождение королевского двора и корни политики французского государства станем искать в неповторимой индивидуальности отдельных лиц»
    Exact
    [1, с. 37]
    Suffix
    . Полемизируя с современной ему исторической наукой, Н. Элиас воспринял идею слитности развития общества и развития личности. Концепция Н. Элиаса стала продолжением идей выдающихся немецких социологов начала XX в.

  3. In-text reference with the coordinate start=4043
    Prefix
    Фигурации постоянно изменяются и имеют свой неповторимый облик как на макроуровне, так и на микроуровне. Задача исторической социологии, по мнению Н. Элиаса, заключается в изучении причин складывания и механизма трансформации той или иной фигурации
    Exact
    [1, с. 38 – 41]
    Suffix
    . Предметом изучения в труде «Придворное общество» стали королевский двор и придворная аристократия, согласно Н. Элиасу, одна из центральных фигураций эпохи европейского абсолютизма. Ее идеально-типической моделью для Н.

  4. In-text reference with the coordinate start=5320
    Prefix
    Элиас, анализируя поведение и социальные связи аристократии, исходит из убеждения, что «даже человек, облеченный такой полнотой власти, как Людовик XIV, не был свободен в каком-либо абсолютном смысле слова»
    Exact
    [1, с. 44]
    Suffix
    и его поведение было обусловлено статусным положением в обществе и государстве. Эпоха абсолютной монархии во Франции стала, с одной стороны, временем роскоши, демонстрируемой королем и придворной аристократией, а с другой стороны, временем безудержных трат и разорений.

  5. In-text reference with the coordinate start=5808
    Prefix
    Одной из важнейших социально-поведенческих установок аристократии стало ее отношение к роскоши. Н. Элиас, опираясь на идеи М. Вебера, определял понимание аристократом «роскоши» не как излишества, а как «одно из средств его социального самоутверждения»
    Exact
    [1, с. 53]
    Suffix
    . Визуально такое понимание получает реализацию в обустройстве домов и поведении аристократии. Примером в этом вопросе выступала сама королевская власть. Франциск I (1515 – 1547 гг.) занялся расширением, перестройкой и строительством королевских замков по всей стране.

  6. In-text reference with the coordinate start=6656
    Prefix
    европейских монархов и аристократии, и многие дворцы Европы были построены по его мотивам: замок Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и Гатчине, а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии. В третьей главе «Придворного общества» Н. Элиас, начиная с Версаля, представляет детальный анализ устройства и функционирования аристократических домов
    Exact
    [1, с. 56 – 85]
    Suffix
    . Н. Элиас подчеркивает огромные размеры домов аристократии, их великолепное и дорогое убранство, многочисленный штат прислуги, обязательные приемы и визиты. По мнению Н. Элиаса практические характеристики устройства дома аристократа отходят на второй план по сравнению с функциями представительства и престижа.

  7. In-text reference with the coordinate start=7188
    Prefix
    Элиасу, потребительские ценности, такие как удобство и прочность становятся главными для слоев занятых профессиональной деятельностью, а для аристократии определяющими были соображения престижа, демонстрация того, к какому слою принадлежит хозяин дома
    Exact
    [1, с. 74]
    Suffix
    . Н. Элиас пишет, что проще говоря, «герцог должен строить свой дом так, чтобы этот дом выражал: я герцог, а не какойнибудь граф» [1, с. 82]. Результат такого социального поведения Н. Элиас выражает словами герцога де Круа, который сказал, что «большую часть знатных семей разорили дома» [1, с. 70].

  8. In-text reference with the coordinate start=7318
    Prefix
    , потребительские ценности, такие как удобство и прочность становятся главными для слоев занятых профессиональной деятельностью, а для аристократии определяющими были соображения престижа, демонстрация того, к какому слою принадлежит хозяин дома [1, с. 74]. Н. Элиас пишет, что проще говоря, «герцог должен строить свой дом так, чтобы этот дом выражал: я герцог, а не какойнибудь граф»
    Exact
    [1, с. 82]
    Suffix
    . Результат такого социального поведения Н. Элиас выражает словами герцога де Круа, который сказал, что «большую часть знатных семей разорили дома» [1, с. 70]. Н. Элиас объясняя этот феномен отмечает, «то, что люди разоряются через свой дом и ради своего дома, – этого невозможно понять, пока мы не постигнем одновременно, что в этом дворянском обществе величина и пышность дома являются выражен

  9. In-text reference with the coordinate start=7461
    Prefix
    Элиас пишет, что проще говоря, «герцог должен строить свой дом так, чтобы этот дом выражал: я герцог, а не какойнибудь граф» [1, с. 82]. Результат такого социального поведения Н. Элиас выражает словами герцога де Круа, который сказал, что «большую часть знатных семей разорили дома»
    Exact
    [1, с. 70]
    Suffix
    . Н. Элиас объясняя этот феномен отмечает, «то, что люди разоряются через свой дом и ради своего дома, – этого невозможно понять, пока мы не постигнем одновременно, что в этом дворянском обществе величина и пышность дома являются выражением, прежде всего, не богатства, а ранга и сословия.

  10. In-text reference with the coordinate start=7872
    Prefix
    разоряются через свой дом и ради своего дома, – этого невозможно понять, пока мы не постигнем одновременно, что в этом дворянском обществе величина и пышность дома являются выражением, прежде всего, не богатства, а ранга и сословия. Внешний вид каменного дома в пространстве есть для знатного вельможи и для всего придворного общества символ положения, значения, ранга его «дома» во времени»
    Exact
    [1, с. 130]
    Suffix
    . В аристократической среде складывается парадоксальная ситуация. Согласно Н. Элиасу придворная знать соизмеряла свои расходы «с рангом и диктуемой обществом обязанностью представлять свой ранг, а доходы – нет» [1, с. 83].

  11. In-text reference with the coordinate start=8076
    Prefix
    В аристократической среде складывается парадоксальная ситуация. Согласно Н. Элиасу придворная знать соизмеряла свои расходы «с рангом и диктуемой обществом обязанностью представлять свой ранг, а доходы – нет»
    Exact
    [1, с. 83]
    Suffix
    . Н. Элиас замечает, что подобное отношение аристократии к роскоши в эпоху абсолютизма трансформируется и еще более усиливается в XVIII в. Причины этому явлению Н. Элиас видит в тех изменениях, которые претерпело французское общество.

  12. In-text reference with the coordinate start=8488
    Prefix
    Элиас отмечает, что у аристократии появились более сильные соперники и ей «приходится конкурировать с восходящими буржуазными слоями – прежде всего с финансистами – в манере поведения и образе жизни»
    Exact
    [1, с. 82]
    Suffix
    . То же самое относится и ко всей манере поведения аристократии. Аристократ, утверждает Н. Элиас, «не может потерпеть, чтобы другой вел себя более погерцогски, чем он сам. Он должен следить за тем, чтобы в официальном обиходе за ним оставалось первенство перед графом» [1, с. 82].

  13. In-text reference with the coordinate start=8738
    Prefix
    Аристократ, утверждает Н. Элиас, «не может потерпеть, чтобы другой вел себя более погерцогски, чем он сам. Он должен следить за тем, чтобы в официальном обиходе за ним оставалось первенство перед графом»
    Exact
    [1, с. 82]
    Suffix
    . Характеризуя смысловую функцию этикета при королевском дворе, Н. Элиас пишет о том, что «этикет не нуждается ни в каком обосновании соображения пользы» [1, с. 70]. В этикете придворное общество представляло себя для самого себя.

  14. In-text reference with the coordinate start=8888
    Prefix
    Он должен следить за тем, чтобы в официальном обиходе за ним оставалось первенство перед графом» [1, с. 82]. Характеризуя смысловую функцию этикета при королевском дворе, Н. Элиас пишет о том, что «этикет не нуждается ни в каком обосновании соображения пользы»
    Exact
    [1, с. 70]
    Suffix
    . В этикете придворное общество представляло себя для самого себя. Таким образом, главная функция этикета заключалось в репрезентации дворянством своего положения при королевском дворе и близость к королю.

  15. In-text reference with the coordinate start=9682
    Prefix
    Он отмечал, что поведение буржуа определялось, прежде всего, необходимостью профессиональной деятельности, которая требовала более или менее упорядоченного труда и высокой степени рутинизации аффектов
    Exact
    [1, с. 143]
    Suffix
    . Люди так называемого «хорошего общества» времен ancien regime (фр. старый режим) не работали, не рационально вели свое домохозяйство, а праздно проводили время, что было обусловлено, согласно этикету, «важными требованиями социального общения» [1, с. 143].

  16. In-text reference with the coordinate start=9925
    Prefix
    Люди так называемого «хорошего общества» времен ancien regime (фр. старый режим) не работали, не рационально вели свое домохозяйство, а праздно проводили время, что было обусловлено, согласно этикету, «важными требованиями социального общения»
    Exact
    [1, с. 143]
    Suffix
    . На вершине всего этого царства праздной и красивой жизни находился король, с единственной разницей – король не мог социокультурно слиться со своими придворными. «Король как повелитель дворянства одновременно дистанцировался от него и как дворянин принадлежал к нему», – резюмирует Н.

  17. In-text reference with the coordinate start=10265
    Prefix
    На вершине всего этого царства праздной и красивой жизни находился король, с единственной разницей – король не мог социокультурно слиться со своими придворными. «Король как повелитель дворянства одновременно дистанцировался от него и как дворянин принадлежал к нему», – резюмирует Н. Элиас
    Exact
    [1, с. 146]
    Suffix
    . «Этикет для короля – инструмент не только дистанцирования, но и господства» [1, с. 147], ибо он, согласно Н. Элиасу, считал свою персону и свое существование смыслом и целью государства, а «двор был только одним фрагментом обширной сферы господства короля» [1, с. 148].

  18. In-text reference with the coordinate start=10349
    Prefix
    «Король как повелитель дворянства одновременно дистанцировался от него и как дворянин принадлежал к нему», – резюмирует Н. Элиас [1, с. 146]. «Этикет для короля – инструмент не только дистанцирования, но и господства»
    Exact
    [1, с. 147]
    Suffix
    , ибо он, согласно Н. Элиасу, считал свою персону и свое существование смыслом и целью государства, а «двор был только одним фрагментом обширной сферы господства короля» [1, с. 148]. Одной из важных социокультурных категорий придворного общества и аристократии является, по мнению Н.

  19. In-text reference with the coordinate start=10516
    Prefix
    «Этикет для короля – инструмент не только дистанцирования, но и господства» [1, с. 147], ибо он, согласно Н. Элиасу, считал свою персону и свое существование смыслом и целью государства, а «двор был только одним фрагментом обширной сферы господства короля»
    Exact
    [1, с. 148]
    Suffix
    . Одной из важных социокультурных категорий придворного общества и аристократии является, по мнению Н. Элиаса, представление о «браке» и «семье». Позволим себе привести обширную цитату из Н. Элиаса, в которой он на примере функционального строения домохозяйства аристократии описывает сущность функционального строения брака представителей придворного общества.

  20. In-text reference with the coordinate start=11548
    Prefix
    У хозяина и у хозяйки рядом с их спальнями имеется по собственному кабинету, в котором они могут принимать посетителей во время или после туалета; у обоих с этим кабинетом соседствует собственная передняя, и, разумеется, у обоих есть своя собственная гардеробная»
    Exact
    [1, с. 65]
    Suffix
    . Как далее пишет Н. Элиас, ничто так не характеризует отношения между мужчиной и женщиной, понимание брака и семьи в аристократическом обществе, как вышеприведенное описание устройства супружеского домохозяйства.

  21. In-text reference with the coordinate start=11869
    Prefix
    Элиас, ничто так не характеризует отношения между мужчиной и женщиной, понимание брака и семьи в аристократическом обществе, как вышеприведенное описание устройства супружеского домохозяйства. «Этот требуемый обществом минимум контактов задает в определенных точках границы для самостоятельной жизни обоих супругов»
    Exact
    [1, с. 66]
    Suffix
    . Долг перед обществом и поддержание элементарной репутации и «чести» дома – единственное, что связывает супругов. В этой связи Н. Элиас противопоставляет понимание семьи и брака аристократией и буржуазией в эпоху абсолютизма.

  22. In-text reference with the coordinate start=12242
    Prefix
    Элиас противопоставляет понимание семьи и брака аристократией и буржуазией в эпоху абсолютизма. Если для буржуазии, общественно легитимированные отношения между мужчиной и женщиной выражались в институте понятии «семья», то для аристократии – в понятии «дома»
    Exact
    [1, с. 66]
    Suffix
    . Аристократический брак, согласно Н. Элиасу, не был нацелен на создание семейной жизни в буквальном смысле этого слова. «Цель брака – увеличение или по крайне мере закрепление ранга и авторитета вступающих в брак особ как представителей своего дома.

  23. In-text reference with the coordinate start=12581
    Prefix
    «Цель брака – увеличение или по крайне мере закрепление ранга и авторитета вступающих в брак особ как представителей своего дома. В этом свете и нужно понимать отношения между хозяином и хозяйкой дома, между знатным придворным дворянином и его женой»
    Exact
    [1, с. 67]
    Suffix
    . Придворному обществу не интересна частная жизнь супругов, оно контролирует, прежде всего, отношения между мужем и женой как представителями своего дома в высшем обществе, все остальные нюансы семейной жизни придворному обществу безразличны.

  24. In-text reference with the coordinate start=14723
    Prefix
    Для него и тогда было бы важно, хотя и не так необходимо выразить это первенство в общественном обиходе, ибо он находил бы себе реализацию не только таким способом. Но в абсолютистском сословном обществе различным дворянским степеням уже почти не соответствуют никакие потестарные функции. Это, в общем, только титулы, даруемые королем»
    Exact
    [1, с. 82]
    Suffix
    . Таким образом, создание централизованного государства, усиление королевской власти и отстранение аристократии от участия в политике, создало ситуацию, при которой поддержание культа «роскоши» становиться единственной возможностью выделиться и продемонстрировать свое статусное положение.

  25. In-text reference with the coordinate start=16414
    Prefix
    Эпоха абсолютной монархии стала временем заката феодального ополчения – бана и постепенной утраты аристократией монополии на военную сферу деятельности. Происходит постепенная трансформация, по мнению Н. Элиаса, рыцаря в галантного придворного
    Exact
    [1, с. 191 – 192]
    Suffix
    . Все это приводит к изменению характера социальных связей, к формированию взаимосвязи и взаимозависимости между королем и аристократией. Монархи эпохи абсолютизма в отличие от средневековых королей раздавали не земли, а деньги и денежные ренты.

  26. In-text reference with the coordinate start=16789
    Prefix
    Монархи эпохи абсолютизма в отличие от средневековых королей раздавали не земли, а деньги и денежные ренты. Н. Элиас пишет «его деньги собирали вокруг себя этих людей», которых объединял и выделял из общества именно образ жизни, направляемый культом «роскоши»
    Exact
    [1, с. 193 – 195]
    Suffix
    . Все это объединяло короля и аристократию в единое целое. Получение придворной должности обеспечивало ее держателю близость к королю, почет и социальное превосходство, за которыми стояло богатство и власть.

  27. In-text reference with the coordinate start=17559
    Prefix
    Родовитому дворянству, в условиях разворачивающегося процесса формирования буржуазных отношений и урбанизации, практически не оставалось выбора: либо влачить жалкое существование провинциального дворянства, либо оставаться на виду, но при этом жить в Париже и быть втянутым в ловушки придворной жизни
    Exact
    [1, с. 263 – 264]
    Suffix
    . Трагедия дворянства заключалась в том, что, по словам Н. Элиаса, «люди, попавшие в водоворот этих великих перемен, не рассматривали свои судьбы как порождение длительного общественного процесса» [1, с. 264].

  28. In-text reference with the coordinate start=17756
    Prefix
    оставалось выбора: либо влачить жалкое существование провинциального дворянства, либо оставаться на виду, но при этом жить в Париже и быть втянутым в ловушки придворной жизни [1, с. 263 – 264]. Трагедия дворянства заключалась в том, что, по словам Н. Элиаса, «люди, попавшие в водоворот этих великих перемен, не рассматривали свои судьбы как порождение длительного общественного процесса»
    Exact
    [1, с. 264]
    Suffix
    . Немаловажную роль в генезисе «придворного общества» во Франции сыграли профессиональные предпочтения французского дворянства, а именно то, что во Франции дворянство по традиции всегда было нетрудящимся сословием воинов, а это изначально давала ему преимущество перед королем в период формирования абсолютизма.

  29. In-text reference with the coordinate start=18790
    Prefix
    дворе – придворную знать, которая, в свою очередь, постепенно трансформировалась в социальную группу придворно-аристократического дворянства с присущими ему специфическими социокультурными функциями. Н. Элиас пишет по этому поводу: «В ходе этого преобразования взаимозависимостей между людьми более старые общественные конфигурации и группы всякий раз утрачивают свои социальные функции»
    Exact
    [1, с. 270]
    Suffix
    . В случае с придворной знатью, аристократия и король образуют жестко социокультурно интегрированную систему абсолютистского королевского двора, а провинциальное дворянство утрачивало свое общественное, социальное, политическое и культурное значение.

  30. In-text reference with the coordinate start=19292
    Prefix
    Элиас отмечает, что подобные изменения были характерны не только для Франции времен абсолютной монархии, но и для других стран. Но специфика Франции была такова, что именно при французском абсолютизме «формируется самая крупная и многолюдная для своей эпохи придворная единица Европы»
    Exact
    [1, с. 297]
    Suffix
    . Таким образом, в связи с трансформацией государства и общества в XVI – XVIII вв. феномен «придворного общества» стал, с одной стороны, объединяющим фактором для аристократической корпорации, а, с другой стороны, социокультурной возможностью сохранить свою специфику в качестве элитарного сословия.

  31. In-text reference with the coordinate start=19974
    Prefix
    «Дворянство, – по словам Н. Элиаса, – как мы видели, было в ancien regime совершенно определенно сословием наивысшего ранга, но это отнюдь не означает, что оно было самым социально могущественным сословием»
    Exact
    [1, с. 329]
    Suffix
    . В противовес формирующемуся рационально-буржуазному этосу социокультурные установки аристократии базировались на постоянном воспроизводстве иррациональной социокультурной, политической и экономической модели поведения.

2
Элиас, Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования / Н. Элиас. – М.; СПб.: Университетская книга, 2001. – 382 с.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=3645
    Prefix
    Зомбарта (1863 – 1941 гг.), на которых в своей книге он часто ссылается и приводит их цитаты. Историко-социологическая концепция Н. Элиаса строится на понятии фигураций, которое он же и ввел в научный оборот
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Под фигурациями, он понимает, социальные процессы и социальные связи, в которых люди тесно взаимодействуют друг с другом. Н. Элиас считает, что фигурации понятие не статичное, а динамичное. Фигурации постоянно изменяются и имеют свой неповторимый облик как на макроуровне, так и на микроуровне.

3
Андерсон, П. Родословная абсолютистского государства / П. Андерсон. – М.: Территория будущего, 2010. – 512 с. Информация об авторе: Терехова Оксана Николаевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории средних веков КемГУ, 8-384-2-58-33-97, terehov1968@mail.ru.
Total in-text references: 1
  1. In-text reference with the coordinate start=5111
    Prefix
    Структура государства и культура гармоничного правления, достигшая совершенства в правление Людовика XIV, стала моделью для остальной аристократии Европы: Испания, Португалия, Пьемонт и Пруссия были только наиболее очевидными примерами его влияния»
    Exact
    [3, с. 96]
    Suffix
    . Н. Элиас, анализируя поведение и социальные связи аристократии, исходит из убеждения, что «даже человек, облеченный такой полнотой власти, как Людовик XIV, не был свободен в каком-либо абсолютном смысле слова» [1, с. 44] и его поведение было обусловлено статусным положением в обществе и государстве.