The 14 reference contexts in paper Y. Arshinova V., M. Bilan A., Е. Аршинова В., М. Билан А. (2018) “УДК 159.9 ДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ // DYNAMIC ASPECTS OF THE INTERNALIZATION OF PROFESSIONAL VALUES IN STUDENTS OF DEONTOLOGY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2018:i:4:p:106-116

  1. Start
    2768
    Prefix
    Введение Значимым институтом развития системы ценностей и смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте становится образовательная и социальная среда вуза. Как отмечают А. Н. Леонтьев и др., период обучения в вузе является важнейшим и сензитивным для молодого человека, поскольку в этот период происходит личностное и профессиональное становление
    Exact
    [1–3]
    Suffix
    . В этом возрасте оформляются в индивидуальную систему и интегрируются во временную перспективу усвоенные ранее социальные ценности, личностные смыслы, а также обретает направленность ценностный тип сознания [4].
    (check this in PDF content)

  2. Start
    2987
    Prefix
    В этом возрасте оформляются в индивидуальную систему и интегрируются во временную перспективу усвоенные ранее социальные ценности, личностные смыслы, а также обретает направленность ценностный тип сознания
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Обучение в высшем учебном заведении состоит из двух взаимосвязанных процессов формирования профессиональных знаний и воспитания будущего профессионала. Воспитание как процесс формирования личностных качеств студента имеет особое значение в подготовке специалистов деонтологических профессий.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4471
    Prefix
    , охватывающая личностные структуры психолога в целом, а не просто затрагивающая тот или иной способ решения конкретных затруднений или противоречий, с которыми он может столкнуться в профессиональной деятельности, <...> значимость этической проблематики определяется тем, что она играет ведущую роль в формировании особого – деонтологического – менталитета целой профессиональной группы»
    Exact
    [5, c. 64–65]
    Suffix
    . Профессия психолога строится на деонтологических принципах, поэтому особое значение для нас имеет развитие ценностно-смысловой сферы и нравственного поведения студентов-психологов, будущих специалистов.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4926
    Prefix
    Серого и М. С. Яницкого, в структуре профессионально-важных качеств специалистов деонтологического профиля ценностно-смысловые ориентации занимают основополагающее и интегрирующее значение
    Exact
    [6; 7]
    Suffix
    . Будущие специалисты, входя в среду профессиональной деятельности, профессионального общения и ценностей в ходе процесса воспитания приобретают новые качества. Главным механизмом такого преобразования становится интернализация профессиональных ценностей.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5502
    Prefix
    Преподаватели вуза выступают носителями профессиональных ценностей и, кроме непосредственного обучения, всеми своими поступками, словами, образом мышления влияют на ценности студентов. Ряд исследований показывает, что профессиональные ценности формируются в практической деятельности
    Exact
    [8–10]
    Suffix
    . В ходе трудовой деятельности студенты активно взаимодействуют с профессионалами, перенимая у них сформировавшееся отношение к профессиональной деятельности, усваивая ценности и смысл работы.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    6473
    Prefix
    Сами профессиональные кризисы являются важнейшим этапом становления профессионала и предшествуют профессионально-значимым личностным новообразованиям. Разумеется, что процесс становления профессионала является динамическим явлением, поэтапным, опосредствованным профессиональными кризисами путем интернализации профессиональных ценностей
    Exact
    [10–12]
    Suffix
    . Соответственно, профессиональные кризисы, динамика личностных изменений при обучении в вузе и процесс интернализации профессиональных ценностей являются для нас ключевыми понятиями в данном исследовании.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    7637
    Prefix
    Группа студентов направления Филология выступала в качестве контрольной, а группа студентов направления Психология являлась экспериментальной. В качестве методов исследования использовались следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева
    Exact
    [13]
    Suffix
    ; опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд) [14]; тест М. Рокича в модификации Д. А. Леонтьева [15]. Сравнительный анализ проводился при помощи псевдолонгитюда.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    7735
    Prefix
    В качестве методов исследования использовались следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [13]; опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд)
    Exact
    [14]
    Suffix
    ; тест М. Рокича в модификации Д. А. Леонтьева [15]. Сравнительный анализ проводился при помощи псевдолонгитюда. Обработка количественных данных осуществлялась с помощью методов математической статистики: U-критерия Манна-Уитни, t-критерия Стьюдента, частотного (процентного) анализа.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    7787
    Prefix
    В качестве методов исследования использовались следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [13]; опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд) [14]; тест М. Рокича в модификации Д. А. Леонтьева
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Сравнительный анализ проводился при помощи псевдолонгитюда. Обработка количественных данных осуществлялась с помощью методов математической статистики: U-критерия Манна-Уитни, t-критерия Стьюдента, частотного (процентного) анализа.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    9386
    Prefix
    Как отмечает А. В. Серый, тренинговое обучение позволяет студенту идентифицировать себя в контексте профессиональной деятельности, осмыслить полученные компетенции и перевести их в личностные качества
    Exact
    [16]
    Suffix
    . Незначительный спад показателей шкалы осмысленности жизни (ОЖ) на последнем курсе может быть обусловлен нормативным кризисом профессионального становления, связанный с тем, что ближайшее будущее для многих студентов является неопределенным, возникают сомнения в правильности профессионального выбора, потерей интереса к учебной деятельности, дальнейшей проблемой трудоустройства.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    9835
    Prefix
    жизни (ОЖ) на последнем курсе может быть обусловлен нормативным кризисом профессионального становления, связанный с тем, что ближайшее будущее для многих студентов является неопределенным, возникают сомнения в правильности профессионального выбора, потерей интереса к учебной деятельности, дальнейшей проблемой трудоустройства. Данная тенденция отмечена нами в более ранних публикациях
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Сравнительный анализ по временному локусу будущего (шкала Цель) двух групп показал, что динамика осмысленности целей по большей части совпадает, но в группе психологов интенсивность процессов изменения заметно выше, в особенности на 3–4 курсах.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    12523
    Prefix
    Достоверные различия по всем показателям шкал интернальности имеются только на последних курсах. Как отмечает М. С. Яницкий, обучение на первых курсах сопровождается адаптацией студентов к новому виду деятельности и социальным условиям
    Exact
    [18]
    Suffix
    . Достоверно более высокий уровень интернальности по всем шкалам теста на 3 курсе обучения. К 4 курсу показатели в обеих группах становятся незначительно выше. Таблица 1. Динамика смысложизненных ориентаций у студентов направлений подготовки Психология и Филология с 1 по 4 курсы Table 1.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    18397
    Prefix
    Структуру и динамику ценностных ориентаций в исследуемой выборке обуславливают особенности данного возраста, принадлежность к студенческому сообществу. Помимо этого, учебный процесс в рамках определенного направления подготовки способствует формированию профессиональной системы ценностей и профессионального образа мира
    Exact
    [19]
    Suffix
    . По методике М. Рокича в обеих исследуемых группах на первом курсе обучения преобладают такие ценности, как активная деятельная жизнь, здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, которые можно отнести к индивидуальным ценностям.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    19996
    Prefix
    Это объясняется тем, что данный набор ценностей является актуальным на всём протяжении данного возрастного этапа. Схожие результаты были получены в исследованиях Н. А. Журавлевой, А. В. Петрова, А. В. Соколова, И. О. Щербаковой, В. Е. Семенова, Н. А. Буравлевой
    Exact
    [20–25]
    Suffix
    . Таблица 3. Групповые иерархии предпочитаемых ценностей у студентов направлений подготовки Психология и Филология на первом курсе обучения Table 3. Group hierarchies of favoured values in first-year students of Psychology and Philology Ценности студентов направления Психология Средний ранг Групповой ранг Ценности студентов направления Филология Средний ранг Групповой ранг Терминальные
    (check this in PDF content)