The 8 reference contexts in paper O. Khalidova B., R. Seferbekov I., О. Халидова Б., Р. Сефербеков И. (2018) “Процессы реисламизации в постсоветском Дагестане: проблемы и особенности (первая половина 1990-х гг.) // The Issues of Reislamization in Post-Soviet Dagestan in 1990–1995” / spz:neicon:vestnik-k:y:2018:i:3:p:64-69

  1. Start
    4082
    Prefix
    * Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Антропология дагестанского города: влияние глобализации на трансформацию культуры и быта горожан Дагестана в постсоветский период». Проект No 18-09-00420. процесса. Так, П. Бергер, определяя публичное место и роль религии в современную эпоху, закономерно связывал ее с процессом политизации
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Довольно отчетливо и выпукло этот процесс проявил себя на локальном уровне в период реисламизации в постсоветский период в национальных регионах, в частности в Республике Дагестан, где начальная фаза развернувшегося исламского постсоветского дискурса имела в перспективе неожиданные последствия для всего российского сообщества.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    7114
    Prefix
    Для них традиционный ислам и его практики были искаженными, несовременными, малограмотными, а его служители – муллы, имамы и шейхи – эксплуататорами, приверженцами всего отсталого и отжившего среди мусульман
    Exact
    [2, с. 111]
    Suffix
    . По мнению «новых мусульман», такой ислам был не программой правильной жизни человека и общества, а выгодной профессией, паразитированием на невзгодах и страхах людей, перспективным способом заработка.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    7537
    Prefix
    Служители такой веры, по мнению новых исламистов, следуя за отсталостью и предрассудками непросвещенных, превратили религию Истины в нагромождение народных суеверий и иррациональных мистических «знаний»
    Exact
    [2, с. 111]
    Suffix
    . Уже тогда Уполномоченный Совета по Дагестанской АССР С.-А. Б. Девришбеков относил мюридские группы к течениям экстремистского толка. Он отмечал, что подобные группировки представляют определенную опасность, поскольку пытаются навязать верующим свою волю и составить сильную оппозицию не только зарегистрированным служителям культа, но и активу зарегистрированных мечетей3.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    8280
    Prefix
    Происходили случаи самовольного захвата мечетей4. Однако официальные круги первоначально не замечали никакой угрозы в начавшемся процессе реисламизации Дагестана, поскольку все это происходило в недрах общества и не затрагивало власть
    Exact
    [3, с. 51]
    Suffix
    . На фоне активного развития событий на мусульманском Востоке весьма заметным становился дефицит внимания российского руководства к исламу в стране. Российские исламоведы отмечали оттягивание выработки стратегии и тактики этого направления российскими политиками и предсказывали, что недоучет исламского фактора в будущем мог неизбежно привести к самым непредсказуемым последствиям [4, с. 1].
    (check this in PDF content)

  5. Start
    8676
    Prefix
    Российские исламоведы отмечали оттягивание выработки стратегии и тактики этого направления российскими политиками и предсказывали, что недоучет исламского фактора в будущем мог неизбежно привести к самым непредсказуемым последствиям
    Exact
    [4, с. 1]
    Suffix
    . И даже первая конфликтная ситуация при активном участии салафитов в мае 1989 г. в Дагестанской АССР не вызвала должного внимания со стороны советского руководства5. Высказываясь о причинах, которые вызывали нездоровые настроения в обществе, Председатель Совета Министров по делам религий Л.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    12539
    Prefix
    В результате соперничества между аварцами и кумыками, где желанием дагестанских властей в лице заместителя председателя Совета Министров Республики Дагестана и главного куратора религиозных вопросов Хапсат Гамзатовой, стало избрание 27 января 1990 г. на пост муфтия кумыка Багаутдина Исаева
    Exact
    [5, с. 13–14]
    Suffix
    . Однако была еще одна подоплека этого конфликта – экономическая. Контроль над ДУМД, к которому стремились лидеры, открывал доступ к огромным денежным ресурсам, прежде всего к доходам от организации хаджа.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    14296
    Prefix
    Будущее предполагалось обличить новыми религиозными идеями т. н. «новой исламизации», на тот момент «не характерной для образа жизни местных религиозных сообществ и их представлений о порядке мироустройства»
    Exact
    [6, с. 83]
    Suffix
    . Таким образом, дезинтеграционные процессы в обществе и активное участие религиозных лидеров т. н. «нового ислама» в политической жизни республики позволили воспринять это как призыв перенять «пальму первенства» у государства в установлении своей религиозной идеи и захватить контроль над ДУМД.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    17390
    Prefix
    Постсоветский исламский феномен был вызван целым комплексом причин, корни в большинстве случаев кроются в латентных и явных социальных, экономических и политических недугах, а не в патологии психологических качеств отдельных людей
    Exact
    [7, с. 234]
    Suffix
    . Однако как недооценка исламского фактора советским руководством страны с отсутствием четкой государственной идеологии светского типа, которая учитывала бы интересы верующих и неверующих, так и лояльность в деятельности республиканской власти в самом начале 1990-х гг. привели к ошибкам, имеющим необратимые последствия для республики.
    (check this in PDF content)