The 25 reference contexts in paper M. Frizen A., L. Kostenko O., М. Фризен А., Л. Костенко О. (2018) “Особенности ценностно-смысловой сферы личности в период ранней юности при разных уровнях сформированности субъектности // Axiological Sphere in Adolescents with Different Levels of Agency Formation” / spz:neicon:vestnik-k:y:2018:i:3:p:140-152

  1. Start
    3304
    Prefix
    Нам представляется значимой проблема специфичности ценностно-смысловой сферы формирующейся личности при разных уровнях сформированности субъектности с учетом многомерности, неоднородности ее проявлений. С. Л. Рубинштейн
    Exact
    [1]
    Suffix
    указывал, что по мере взросления обстоятельства жизни человека начинают преломляться его личностной сущностью – внутренними условиями, тогда человек и становится субъектом своей жизни, творцом своего жизненного пути.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3890
    Prefix
    При этом значимым оказывается вопрос о существующих различиях ценностей, смыслов, опосредующих активность человека, о степени данной опосредованности. В результате теоретического анализа нами были сделаны выводы о том, что период ранней юности является значимым в плане формирования, динамики, кристаллизации ценностей и смыслов
    Exact
    [2–6]
    Suffix
    . Если подростковому возрасту свойственен активный поиск ориентиров в ситуации смещенности смысловых абсолютов (такая смещенность обусловлена логизацией познавательной сферы 141 и первыми опытами активной рефлексии) [7; 8], социально-ролевое экспериментирование (Э.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4187
    Prefix
    Если подростковому возрасту свойственен активный поиск ориентиров в ситуации смещенности смысловых абсолютов (такая смещенность обусловлена логизацией познавательной сферы 141 и первыми опытами активной рефлексии)
    Exact
    [7; 8]
    Suffix
    , социально-ролевое экспериментирование (Э. Эриксон) [9], то в период ранней юности акцент может смещаться с отстаивания права на собственные смыслы и ценности на их кристаллизацию. Е. Ю. Коржова [10] отмечает, что жизненный старт личности в ее бытии может быть соотнесен с направленностью, определением жизненной задачи, что предполагает рефлексивную активность, опыт осмысления своих от
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4247
    Prefix
    Если подростковому возрасту свойственен активный поиск ориентиров в ситуации смещенности смысловых абсолютов (такая смещенность обусловлена логизацией познавательной сферы 141 и первыми опытами активной рефлексии) [7; 8], социально-ролевое экспериментирование (Э. Эриксон)
    Exact
    [9]
    Suffix
    , то в период ранней юности акцент может смещаться с отстаивания права на собственные смыслы и ценности на их кристаллизацию. Е. Ю. Коржова [10] отмечает, что жизненный старт личности в ее бытии может быть соотнесен с направленностью, определением жизненной задачи, что предполагает рефлексивную активность, опыт осмысления своих отношений с действительностью.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    4391
    Prefix
    активный поиск ориентиров в ситуации смещенности смысловых абсолютов (такая смещенность обусловлена логизацией познавательной сферы 141 и первыми опытами активной рефлексии) [7; 8], социально-ролевое экспериментирование (Э. Эриксон) [9], то в период ранней юности акцент может смещаться с отстаивания права на собственные смыслы и ценности на их кристаллизацию. Е. Ю. Коржова
    Exact
    [10]
    Suffix
    отмечает, что жизненный старт личности в ее бытии может быть соотнесен с направленностью, определением жизненной задачи, что предполагает рефлексивную активность, опыт осмысления своих отношений с действительностью.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    4831
    Prefix
    В контексте решения «задач на смысл» происходит формирование генерализованных смыслов в структуре ценностно-смысловой сферы, что позволяет ей выполнять функции проектирования будущего (Б. С. Братусь)
    Exact
    [3]
    Suffix
    и саморегуляции деятельности (Д. А. Леонтьев) [6]. Наиболее значимые ценности определяют направленность личности [11]. Следовательно, специфика структуры и содержания ценностно-смысловой сферы напрямую связана с деятельностной активностью, субъектностью личности.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    4881
    Prefix
    В контексте решения «задач на смысл» происходит формирование генерализованных смыслов в структуре ценностно-смысловой сферы, что позволяет ей выполнять функции проектирования будущего (Б. С. Братусь) [3] и саморегуляции деятельности (Д. А. Леонтьев)
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Наиболее значимые ценности определяют направленность личности [11]. Следовательно, специфика структуры и содержания ценностно-смысловой сферы напрямую связана с деятельностной активностью, субъектностью личности.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    4954
    Prefix
    В контексте решения «задач на смысл» происходит формирование генерализованных смыслов в структуре ценностно-смысловой сферы, что позволяет ей выполнять функции проектирования будущего (Б. С. Братусь) [3] и саморегуляции деятельности (Д. А. Леонтьев) [6]. Наиболее значимые ценности определяют направленность личности
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Следовательно, специфика структуры и содержания ценностно-смысловой сферы напрямую связана с деятельностной активностью, субъектностью личности. Под термином «субъектность» в нашем исследовании понимается атрибутивная характеристика субъекта, проявляющаяся в возможности осуществлять субъектную активность.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    5654
    Prefix
    Анализ источников позволил нам соотнести субъектность с рядом параметров, таких как локус контроля, целеполагание в деятельности, рефлексивная активность, автономность, самодетерминация, саморегуляция, ответственность за продуктивность и подлинность жизнеосуществления – его соответствие ценностям и смыслам (экзистенциальная ответственность), самоэффективность
    Exact
    [1; 2; 5; 6; 10; 12–22]
    Suffix
    . В период ранней юности (16–18 лет) возрастает степень опосредованности субъектной активности ценностями и смыслами человека, все чаще основываясь на них, формирующаяся личность начинает писать индивидуальную историю своего жизненного пути, реализовывать стратегию жизни, приобретая опыт разрешения внешних и внутренних противоречий [15].
    (check this in PDF content)

  10. Start
    6028
    Prefix
    В период ранней юности (16–18 лет) возрастает степень опосредованности субъектной активности ценностями и смыслами человека, все чаще основываясь на них, формирующаяся личность начинает писать индивидуальную историю своего жизненного пути, реализовывать стратегию жизни, приобретая опыт разрешения внешних и внутренних противоречий
    Exact
    [15]
    Suffix
    . По мере становления субъектности расширяется взаимодействие с миром, что ведет и к расширению круга противоречий, встающих перед личностью [16], их активное и осмысленное преодоление ведет к становлению ответственности личности за свой жизненный путь.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    6183
    Prefix
    и смыслами человека, все чаще основываясь на них, формирующаяся личность начинает писать индивидуальную историю своего жизненного пути, реализовывать стратегию жизни, приобретая опыт разрешения внешних и внутренних противоречий [15]. По мере становления субъектности расширяется взаимодействие с миром, что ведет и к расширению круга противоречий, встающих перед личностью
    Exact
    [16]
    Suffix
    , их активное и осмысленное преодоление ведет к становлению ответственности личности за свой жизненный путь. Юноши и девушки могут направлять усилия и на изменение самих себя, саморазвитие. Человек впервые может осознанно делать себя объектом самоизменения, выступая, таким образом, в двойственной позиции: и как объект, и как субъект.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    6674
    Prefix
    Человек впервые может осознанно делать себя объектом самоизменения, выступая, таким образом, в двойственной позиции: и как объект, и как субъект. Управление собственным развитием становится новым направлением субъектной активности, однако, как отмечает Д. А. Леонтьев
    Exact
    [23]
    Suffix
    , выбор в пользу непрерывного развития делает не каждый человек. Таким образом, очевидно, что субъектность разнопланова в период ранней юности, может характеризоваться разным уровнем сформированности, в ее контексте могут по-разному преломляться ценности и смыслы личности, что и определило логику эмпирического исследования.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    7620
    Prefix
    сфера юношей и девушек с разным уровнем сформированности субъектности имеет структурно-содержательную специфику, выражающуюся в реализации функций планирования и регуляции деятельности. Методы исследования 1. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования. 2. Эмпирические методы исследования: тест самодетерминации К. Шелдона в модификации Е. Н. Осина
    Exact
    [18]
    Suffix
    ; опросник «Уровень развития субъектности личности» (УРСЛ) М. А. Щукиной [22]; опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера в модификации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда [24]; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    7703
    Prefix
    Теоретический анализ научной литературы по теме исследования. 2. Эмпирические методы исследования: тест самодетерминации К. Шелдона в модификации Е. Н. Осина [18]; опросник «Уровень развития субъектности личности» (УРСЛ) М. А. Щукиной
    Exact
    [22]
    Suffix
    ; опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера в модификации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда [24]; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [25]; ценностный опросник (ЦО) С.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    7829
    Prefix
    Осина [18]; опросник «Уровень развития субъектности личности» (УРСЛ) М. А. Щукиной [22]; опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера в модификации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда
    Exact
    [24]
    Suffix
    ; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [25]; ценностный опросник (ЦО) С. Шварца [26]; опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина [27]; методика «Отношение к значимой жизненной ситуации» Е.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    7895
    Prefix
    Щукиной [22]; опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера в модификации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда [24]; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева
    Exact
    [25]
    Suffix
    ; ценностный опросник (ЦО) С. Шварца [26]; опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина [27]; методика «Отношение к значимой жизненной ситуации» Е. Ю. Коржовой [10]; методика «Определение жизненных ценностей личности» (Must-тест) П.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    7940
    Prefix
    Щукиной [22]; опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера в модификации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда [24]; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [25]; ценностный опросник (ЦО) С. Шварца
    Exact
    [26]
    Suffix
    ; опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина [27]; методика «Отношение к значимой жизненной ситуации» Е. Ю. Коржовой [10]; методика «Определение жизненных ценностей личности» (Must-тест) П.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    8002
    Prefix
    Голынкиной, Л. М. Эткинда [24]; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [25]; ценностный опросник (ЦО) С. Шварца [26]; опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина
    Exact
    [27]
    Suffix
    ; методика «Отношение к значимой жизненной ситуации» Е. Ю. Коржовой [10]; методика «Определение жизненных ценностей личности» (Must-тест) П. Н. Иванова, Е. Ф. Колобовой [28]; русскоязычный опросник каузальных ориентаций (РОКО-12) Э.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    8079
    Prefix
    А. Леонтьева [25]; ценностный опросник (ЦО) С. Шварца [26]; опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина [27]; методика «Отношение к значимой жизненной ситуации» Е. Ю. Коржовой
    Exact
    [10]
    Suffix
    ; методика «Определение жизненных ценностей личности» (Must-тест) П. Н. Иванова, Е. Ф. Колобовой [28]; русскоязычный опросник каузальных ориентаций (РОКО-12) Э. Деси и Р. Райана в адаптации Д.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    8188
    Prefix
    Шварца [26]; опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина [27]; методика «Отношение к значимой жизненной ситуации» Е. Ю. Коржовой [10]; методика «Определение жизненных ценностей личности» (Must-тест) П. Н. Иванова, Е. Ф. Колобовой
    Exact
    [28]
    Suffix
    ; русскоязычный опросник каузальных ориентаций (РОКО-12) Э. Деси и Р. Райана в адаптации Д. А. Леонтьева, О. Е. Дергачевой, Л. Я. Дорфмана [29]; методика «Система жизненных смыслов» В.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    8345
    Prefix
    Коржовой [10]; методика «Определение жизненных ценностей личности» (Must-тест) П. Н. Иванова, Е. Ф. Колобовой [28]; русскоязычный опросник каузальных ориентаций (РОКО-12) Э. Деси и Р. Райана в адаптации Д. А. Леонтьева, О. Е. Дергачевой, Л. Я. Дорфмана
    Exact
    [29]
    Suffix
    ; методика «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова [30]; анкетирование (Что для Вас значит смысл жизни?). 3. Качественный и количественный анализ данных (t-критерий Стьюдента; U-критерий МаннаУит ни; угловое преобразование Фишера; кластерный анализ, корреляционный анализ (линейная корреляция Пирсона)), содержательная интерпретация данных.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    8408
    Prefix
    Колобовой [28]; русскоязычный опросник каузальных ориентаций (РОКО-12) Э. Деси и Р. Райана в адаптации Д. А. Леонтьева, О. Е. Дергачевой, Л. Я. Дорфмана [29]; методика «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова
    Exact
    [30]
    Suffix
    ; анкетирование (Что для Вас значит смысл жизни?). 3. Качественный и количественный анализ данных (t-критерий Стьюдента; U-критерий МаннаУит ни; угловое преобразование Фишера; кластерный анализ, корреляционный анализ (линейная корреляция Пирсона)), содержательная интерпретация данных.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    17254
    Prefix
    Согласно деятельностному подходу учебно-профессиональная деятельность является ведущей в период юности. Нацеленность формирующейся личности на задействование ее ресурсов, собственное развитие в ее контексте может выступать важным фактором успешного развития
    Exact
    [31]
    Suffix
    . Значимо более выраженные терминальные ценности респондентов ЭГ1 отражают их направленность на активную деятельность, достижения и внутреннюю гармонию. Относительная кристаллизованность ценностей указывает на то, что они становятся генерализованными смыслами, опосредующими деятельность респондентов данной группы.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    21264
    Prefix
    Безусловно, в период ранней юности такая направленность личности на управление своей жизнью, развитием может еще не подкрепляться необходимым целеполаганием, самоконтролем, осмыслением, однако уже закладывается определенная жизненная стратегия
    Exact
    [32]
    Suffix
    . Результаты методики «Определение жизненных ценностей личности» (Must-тест), где испытуемым предлагалось завершить предложение, проанализированы с помощью углового преобразования Фишера, значимые различия представлены в таблице 7.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    26636
    Prefix
    У второй группы также есть ресурс для активного построения жизни, примерно треть респондентов связали значимую жизненную ситуацию с новым опытом изменения. Осмысление жизненных событий через призму возможностей выступает значимым условием продуктивного развития
    Exact
    [33]
    Suffix
    . На следующем этапе нами был осуществлен корреляционный анализ данных для выявления структурно-содержательных особенностей ценностно-смысловой сферы респондентов обеих групп. Результаты корреляционного анализа показателей УСК и шкал других методик в обеих группах позволяют нам сделать выводы о ценностно-смысловых основаниях ответственности респондентов обеих групп за ход их жизни.
    (check this in PDF content)