The 29 reference contexts in paper B. Shapiro L., Б. Шапиро Л. (2018) “ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ ТЕКСТИЛЬ XVII ВЕКА: НИЗАНЫЕ ЖЕМЧУЖНЫЕ РАБОТЫ МАСТЕРСКИХ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ // CEREMONIAL TEXTILE IN XVII CENTURY: PEARL WORKS OF THE MOSCOW KREMLIN WORKSHOPS” / spz:neicon:vestnik-k:y:2018:i:1:p:74-78

  1. Start
    3275
    Prefix
    работы, выполненные в технике низания (то есть нанизывания жемчуга на нить), изготавливались на Руси в период XVI–XVII вв., а шитье жемчугом (то есть сажение) известно здесь уже с X в. [1, с. 4, 45]. Включение жемчуга в текстильные работы было отличительной чертой русских мастериц, так как иноземными рукодельницами этот материал, за редкими исключениями, таким способом не применялся
    Exact
    [2, с. 62]
    Suffix
    . Семнадцатый век стал «золотым» веком русских рукодельных работ, в том числе и для жемчужного низания. Именно в это время в мастерских Московского государства создавались подлинные шедевры [3, с. 21].
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3477
    Prefix
    Включение жемчуга в текстильные работы было отличительной чертой русских мастериц, так как иноземными рукодельницами этот материал, за редкими исключениями, таким способом не применялся [2, с. 62]. Семнадцатый век стал «золотым» веком русских рукодельных работ, в том числе и для жемчужного низания. Именно в это время в мастерских Московского государства создавались подлинные шедевры
    Exact
    [3, с. 21]
    Suffix
    . Для работ использовали привозной морской жемчуг, составлявший в XVII в. значимую часть импорта [4, с. 123, 127]. Ценность жемчуга определялась в зависимости от места его добычи, а также размера (выделялись зерна «большой, средней и малой руки») и цвета.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4111
    Prefix
    Ровные круглые зерна назывались «скатным» или «окатным» жемчугом, который ценился значительно выше, чем жемчуг неправильной формы под названиями «уродец», «зубоватый», «угольчатый» или «рогатый»
    Exact
    [1, с. 16–18]
    Suffix
    . Крупный жемчуг продавался поштучно или «кистями» (он нанизывался на нитки, которые затем связывались в кисти), мелкий – на вес, который измерялся в фунтах или золотниках [5, с. 91; 4, с. 123, 133, 139].
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4808
    Prefix
    Несколько ниже оценивался цветной цей75 Вестник Кемеровского государственного университета • 2018 • No 1 лонский и индийский некрупный жемчуг [6, с. 5–8; 1, с. 13]. Уточним, что кафимский жемчуг зачастую получал свое название не по месту его добычи, а по месту продажи
    Exact
    [1, с. 14]
    Suffix
    ; подобная практика была весьма характерна для торговли в прошлом [7, с. 414]. Техника низания представляла собой нанизывание жемчуга на нитку в виде сквозной сетки, которая была весьма разнообразна: «в снизку», «в ряску», «в перье», «в прядь», «в две пряди», «в одно зерно», «в рефидь», «в сетку», «решеткой» и др. [8, с. 657; 1, с. 46, 48].
    (check this in PDF content)

  5. Start
    4885
    Prefix
    Несколько ниже оценивался цветной цей75 Вестник Кемеровского государственного университета • 2018 • No 1 лонский и индийский некрупный жемчуг [6, с. 5–8; 1, с. 13]. Уточним, что кафимский жемчуг зачастую получал свое название не по месту его добычи, а по месту продажи [1, с. 14]; подобная практика была весьма характерна для торговли в прошлом
    Exact
    [7, с. 414]
    Suffix
    . Техника низания представляла собой нанизывание жемчуга на нитку в виде сквозной сетки, которая была весьма разнообразна: «в снизку», «в ряску», «в перье», «в прядь», «в две пряди», «в одно зерно», «в рефидь», «в сетку», «решеткой» и др. [8, с. 657; 1, с. 46, 48].
    (check this in PDF content)

  6. Start
    5657
    Prefix
    Разнообразные по форме, плащики служили богатым добавлением, эффектно заполняя узор и шитье золотом или шелками или же низание жемчугом, внося большое разнообразие в орнамент и увеличивая художественное впечатление»
    Exact
    [9, с. 123]
    Suffix
    . Кроме того, низание дополнялось аламами, или образцами – большими золочеными серебряными бляхами. Так, на бархатную шубку царицы Марьи Ильиничны в 1648 г. было «нашивано круживо с оламами, около оламов низано жемчюгом» [10, с. 3].
    (check this in PDF content)

  7. Start
    5891
    Prefix
    Кроме того, низание дополнялось аламами, или образцами – большими золочеными серебряными бляхами. Так, на бархатную шубку царицы Марьи Ильиничны в 1648 г. было «нашивано круживо с оламами, около оламов низано жемчюгом»
    Exact
    [10, с. 3]
    Suffix
    . Схожую с аламами роль исполняли и дробницы – более крупные бляхи с чеканными или резными сюжетами [10, с. 63]. Декоративность жемчужного низания еще более повышалась с применением так называемых «живых репьев» – маленьких металлических зубчатых чашечек-«гнезд», в которые вставлялись цельные жемчужные зерна или драгоценные камни.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    6002
    Prefix
    Так, на бархатную шубку царицы Марьи Ильиничны в 1648 г. было «нашивано круживо с оламами, около оламов низано жемчюгом» [10, с. 3]. Схожую с аламами роль исполняли и дробницы – более крупные бляхи с чеканными или резными сюжетами
    Exact
    [10, с. 63]
    Suffix
    . Декоративность жемчужного низания еще более повышалась с применением так называемых «живых репьев» – маленьких металлических зубчатых чашечек-«гнезд», в которые вставлялись цельные жемчужные зерна или драгоценные камни.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    6424
    Prefix
    жемчужного низания еще более повышалась с применением так называемых «живых репьев» – маленьких металлических зубчатых чашечек-«гнезд», в которые вставлялись цельные жемчужные зерна или драгоценные камни. Репьи, закрепленные «на спнях», то есть подвижно, на продетой в них серебряной золоченой проволоке, от движения «качались, дрожали и тем производили еще больше блеску во всем уборе»
    Exact
    [8, с. 589]
    Suffix
    . Среди драгоценных камней, которые использовались для жемчужного низания, встречались полудрагоценные камни, а также стекло и подделки под именем «простых камней» или «смазней» [5, с. 92]. (Наличие этого «неблагородного» по современным меркам материала объясняется его довольно высоким статусом в XVII столетии).
    (check this in PDF content)

  10. Start
    6618
    Prefix
    Репьи, закрепленные «на спнях», то есть подвижно, на продетой в них серебряной золоченой проволоке, от движения «качались, дрожали и тем производили еще больше блеску во всем уборе» [8, с. 589]. Среди драгоценных камней, которые использовались для жемчужного низания, встречались полудрагоценные камни, а также стекло и подделки под именем «простых камней» или «смазней»
    Exact
    [5, с. 92]
    Suffix
    . (Наличие этого «неблагородного» по современным меркам материала объясняется его довольно высоким статусом в XVII столетии). Однако чаще всего в рукодельных работах задействовались рубины (под именем червчатых яхонтов), лалы (красные камни с окраской бледнее рубинов), изумруды («искры изумрудные») и сапфиры («яхонты лазоревые») [5, с 91].
    (check this in PDF content)

  11. Start
    6967
    Prefix
    Однако чаще всего в рукодельных работах задействовались рубины (под именем червчатых яхонтов), лалы (красные камни с окраской бледнее рубинов), изумруды («искры изумрудные») и сапфиры («яхонты лазоревые»)
    Exact
    [5, с 91]
    Suffix
    . Так, зимой 1613– 1614 гг. «в верх к государыне иноке Марфе Ивановне в хоромы отпущено 16-ть камней, яхонтов лазоревых больших <...> а вставливати те каменья в гнезда в круживо Государю» [11, с. 106].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    7168
    Prefix
    в рукодельных работах задействовались рубины (под именем червчатых яхонтов), лалы (красные камни с окраской бледнее рубинов), изумруды («искры изумрудные») и сапфиры («яхонты лазоревые») [5, с 91]. Так, зимой 1613– 1614 гг. «в верх к государыне иноке Марфе Ивановне в хоромы отпущено 16-ть камней, яхонтов лазоревых больших <...> а вставливати те каменья в гнезда в круживо Государю»
    Exact
    [11, с. 106]
    Suffix
    . Огранка камней в рассматриваемый период была далека от совершенства; в жемчужных работах использовались в том числе и необработанные камни [5, с. 90]. Дешевые сорта жемчуга, такие как китайский морской и отечественный речной, в русских низаных работах XVII в. не применялись, поскольку в это время вещи, украшенные жемчугом, встречались исключительно в царском кругу, и даже
    (check this in PDF content)

  13. Start
    7332
    Prefix
    Так, зимой 1613– 1614 гг. «в верх к государыне иноке Марфе Ивановне в хоромы отпущено 16-ть камней, яхонтов лазоревых больших <...> а вставливати те каменья в гнезда в круживо Государю» [11, с. 106]. Огранка камней в рассматриваемый период была далека от совершенства; в жемчужных работах использовались в том числе и необработанные камни
    Exact
    [5, с. 90]
    Suffix
    . Дешевые сорта жемчуга, такие как китайский морской и отечественный речной, в русских низаных работах XVII в. не применялись, поскольку в это время вещи, украшенные жемчугом, встречались исключительно в царском кругу, и даже здесь их бытование не было широким.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    7939
    Prefix
    Обыкновенно жемчужным низанием «с запоны и с каменьем» декорировали вещи царского обихода и одежды царского наряда, такие как троны и парадные платна. Остальные одежды и бытовые предметы украшались более простыми отделками: кованым (на верхних платьях), тканым (на вторых платьях) и плетеным кружевом (повсеместно)
    Exact
    [12, с. 46]
    Suffix
    . Жемчужное низание украшало собой и другой церемониальный текстиль: прежде всего это платы и покровы литургические (напрестольные одежды, воздуха, индитии, а также крещатые и традиционные квадратные покровцы), свадебные платы (ширинки) и парадные конские покровы (попоны, чалдары и чепраки).
    (check this in PDF content)

  15. Start
    8543
    Prefix
    Лучшие экземпляры в большинстве своем выполнены в Царицыной мастерской палате и других мастерских Московского Кремля (для проведения сложных работ в технике низания привлекались мастера Серебряной палаты)
    Exact
    [3, с. 23]
    Suffix
    . В основном это вещевой материал, издавна хранившийся в составе царской казны и патриаршей ризницы. Сегодня эти предметы находятся в сокровищнице Оружейной палаты Московского Кремля. Большинство из них датируется второй половиной XVII в.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    9870
    Prefix
    , серебром, разноцветными шелками и жемчугом гербами областей Московского государства: Казанской, Сибирской, Новгородской, Тверской, Рязанской, Болгарской, Пермской, Вятской и Нижегородской; круги обведены рельефно вышитыми золотом и серебром обводками с жемчужным низаньем; жемчуг обильно украшает все шитье покровца. По краю – серебряная бахрома, подкладка – желтой камки»
    Exact
    [13, с. 268]
    Suffix
    . Покровец был выполнен в начале второй четверти XVII в. в технике так называемого «высокого» шитья золото-серебряной нитью способом «высокий шов» и «высокий накладной шов» с включением жемчужного низания [14, с. 15].
    (check this in PDF content)

  17. Start
    10094
    Prefix
    Покровец был выполнен в начале второй четверти XVII в. в технике так называемого «высокого» шитья золото-серебряной нитью способом «высокий шов» и «высокий накладной шов» с включением жемчужного низания
    Exact
    [14, с. 15]
    Suffix
    . С большим искусством выполнен русскими мастерами и парадный чепрак «бархатный, червчатый, низанный жемчугом, угловатым и круглым, в виде развода из цветов, с коймою и с обводкою вокруг узора из волоченого золота, в виде веревочки; у цветов в срединах, равно и по некоторым лепесткам вставки золотые, чеканные с припаянными гнездами, в которых посажены изумруды и красные яхонтики; с трех сторон
    (check this in PDF content)

  18. Start
    11387
    Prefix
    Интересным декоративным оформлением чепрака служит сетка, сплетенная из золотого шнурка с включением жемчуга. По манере исполнения она схожа с декором, который в XVII столетии носил название «гривы»
    Exact
    [3, с. 25]
    Suffix
    : с «гривой конской», то есть с «плетеной из пряденого золота или серебра сеткой, которою покрывали гриву лошади для украшения» [10, с. 28], и с «гривой одеяльной». Такая вещь упоминается в «Приходной и расходной книге товарам и кроильные платью» за 1627 г.: «от царицы из хором принесена одеяльная грива – по атласу по червчатому низаны травы жемчугом; меж трав в гнездах 22 яхонты лазо
    (check this in PDF content)

  19. Start
    11530
    Prefix
    По манере исполнения она схожа с декором, который в XVII столетии носил название «гривы» [3, с. 25]: с «гривой конской», то есть с «плетеной из пряденого золота или серебра сеткой, которою покрывали гриву лошади для украшения»
    Exact
    [10, с. 28]
    Suffix
    , и с «гривой одеяльной». Такая вещь упоминается в «Приходной и расходной книге товарам и кроильные платью» за 1627 г.: «от царицы из хором принесена одеяльная грива – по атласу по червчатому низаны травы жемчугом; меж трав в гнездах 22 яхонты лазоревых, да 25 изумрудов, да 17 лалов; подкладка киндяк лазорев» [11, с. 339].
    (check this in PDF content)

  20. Start
    11858
    Prefix
    Такая вещь упоминается в «Приходной и расходной книге товарам и кроильные платью» за 1627 г.: «от царицы из хором принесена одеяльная грива – по атласу по червчатому низаны травы жемчугом; меж трав в гнездах 22 яхонты лазоревых, да 25 изумрудов, да 17 лалов; подкладка киндяк лазорев»
    Exact
    [11, с. 339]
    Suffix
    . Богато декорированные парадные чепраки, закрывающие спину, бока, бедра и (частично) голени лошади, надевались под седло и использовались в комплекте с прочим парадным конским убранством при церемониалах светского (царских выездах, коронациях и венчаниях, встречах иноземных посланников) и культово-ритуального назначения [3, с. 21–27].
    (check this in PDF content)

  21. Start
    12200
    Prefix
    Богато декорированные парадные чепраки, закрывающие спину, бока, бедра и (частично) голени лошади, надевались под седло и использовались в комплекте с прочим парадным конским убранством при церемониалах светского (царских выездах, коронациях и венчаниях, встречах иноземных посланников) и культово-ритуального назначения
    Exact
    [3, с. 21–27]
    Suffix
    . Последние совершались в день водоосвящения, на Пасху и в Вербное воскресенье. Вот как выглядело праздничное пасхальное шествие: «царь [возвращаясь из собора в Кремле], в самой лучшей одежде, сидел на своей лучшей лошади.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    12835
    Prefix
    Некоторые лошади были накрыты попонами из золотой парчи, другие – из серебряной, у третьих попоны были расшиты камнями, жемчугом и бриллиантами; стремена из серебра или великолепно позолочены, узда и сбруя из кованого позолоченного серебра, цепи со звеньями, размером больше пяди и шириной 2–3 дюйма, свисали с головы и шеи лошади, седла, да и сами лошади были не менее великолепны»
    Exact
    [15, с. 152]
    Suffix
    . Еще одним видом церемониального текстиля, декорированного низаным жемчугом, были небольшие парадные платки «ширинки». В русской средневековой культуре эти предметы были весомой частью обряда выбора царской невесты.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    13141
    Prefix
    Еще одним видом церемониального текстиля, декорированного низаным жемчугом, были небольшие парадные платки «ширинки». В русской средневековой культуре эти предметы были весомой частью обряда выбора царской невесты. Передача ширинки знаменовала окончание процедуры избрания невесты
    Exact
    [6, с. 14]
    Suffix
    , после чего она торжественно вводилась в кремлевские палаты [8, с. 221]. Ширинки были обязательной частью свадебного женского костюма и свадебных даров [16, с. 42] и особо значимой частью патриарших и посольских даров: «а бывают те дары ширинки тафтяные белые, шиты кругом золотом и серебром, около кисти золото с серебром, а иные золото и серебро с шелком» [17, с. 10].
    (check this in PDF content)

  24. Start
    13212
    Prefix
    В русской средневековой культуре эти предметы были весомой частью обряда выбора царской невесты. Передача ширинки знаменовала окончание процедуры избрания невесты [6, с. 14], после чего она торжественно вводилась в кремлевские палаты
    Exact
    [8, с. 221]
    Suffix
    . Ширинки были обязательной частью свадебного женского костюма и свадебных даров [16, с. 42] и особо значимой частью патриарших и посольских даров: «а бывают те дары ширинки тафтяные белые, шиты кругом золотом и серебром, около кисти золото с серебром, а иные золото и серебро с шелком» [17, с. 10].
    (check this in PDF content)

  25. Start
    13308
    Prefix
    Передача ширинки знаменовала окончание процедуры избрания невесты [6, с. 14], после чего она торжественно вводилась в кремлевские палаты [8, с. 221]. Ширинки были обязательной частью свадебного женского костюма и свадебных даров
    Exact
    [16, с. 42]
    Suffix
    и особо значимой частью патриарших и посольских даров: «а бывают те дары ширинки тафтяные белые, шиты кругом золотом и серебром, около кисти золото с серебром, а иные золото и серебро с шелком» [17, с. 10].
    (check this in PDF content)

  26. Start
    13519
    Prefix
    Ширинки были обязательной частью свадебного женского костюма и свадебных даров [16, с. 42] и особо значимой частью патриарших и посольских даров: «а бывают те дары ширинки тафтяные белые, шиты кругом золотом и серебром, около кисти золото с серебром, а иные золото и серебро с шелком»
    Exact
    [17, с. 10]
    Suffix
    . В XVII столетии такие платки выполнялись из ценных тонких хлопчатобумажных и шелковых тканей: арабского глянцевого миткаля, венецианской тафты «виницейки» или полупрозрачной кисеи [18, с. 57– 59, 64].
    (check this in PDF content)

  27. Start
    13920
    Prefix
    В XVII столетии такие платки выполнялись из ценных тонких хлопчатобумажных и шелковых тканей: арабского глянцевого миткаля, венецианской тафты «виницейки» или полупрозрачной кисеи [18, с. 57– 59, 64]. По периметру они украшались полосами шитой или кружевной отделки из золота, серебра и шелка. Иногда края дополнительно снабжались кистями; эти ширинки носили название накищенных
    Exact
    [8, с. 636– 637]
    Suffix
    . Такой была, например, ширинка, найденная при раскопках Московского Кремля в начале XVIII в.: «ширинка тафтяная, вместо шитых узоров низано золотом с жемчугом, кисти золоченые» [19, с. 29]. В Оружейной палате Московского Кремля также хранятся несколько ширинок, изготовленных мастерицами Царицыной мастерской палаты в 1670-х гг. [6, с. 13].
    (check this in PDF content)

  28. Start
    14119
    Prefix
    Иногда края дополнительно снабжались кистями; эти ширинки носили название накищенных [8, с. 636– 637]. Такой была, например, ширинка, найденная при раскопках Московского Кремля в начале XVIII в.: «ширинка тафтяная, вместо шитых узоров низано золотом с жемчугом, кисти золоченые»
    Exact
    [19, с. 29]
    Suffix
    . В Оружейной палате Московского Кремля также хранятся несколько ширинок, изготовленных мастерицами Царицыной мастерской палаты в 1670-х гг. [6, с. 13]. Все они сделаны из светлых однотонных тканей; золотное кружево к ним выполнено в форме оплетов в виде низанных жемчугом решеток.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    14281
    Prefix
    Такой была, например, ширинка, найденная при раскопках Московского Кремля в начале XVIII в.: «ширинка тафтяная, вместо шитых узоров низано золотом с жемчугом, кисти золоченые» [19, с. 29]. В Оружейной палате Московского Кремля также хранятся несколько ширинок, изготовленных мастерицами Царицыной мастерской палаты в 1670-х гг.
    Exact
    [6, с. 13]
    Suffix
    . Все они сделаны из светлых однотонных тканей; золотное кружево к ним выполнено в форме оплетов в виде низанных жемчугом решеток. По периметру ширинки декорированы длинными кистями из золотных нитей.
    (check this in PDF content)