The 31 reference contexts in paper Dmitry Dambaev N., Д. Дамбаев Н. (2017) “ПЕРВЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ И ПРОПАГАНДА АГРАРНЫХ ЗНАНИЙ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ В НАЧАЛЕ XX В. // FIRST AGRARIAN SCHOOLS AND PROPAGANDA OF AGRARIAN KNOWLEDGE IN THE BAIKAL REGION IN THE EARLY XX CENTURY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2017:i:3:p:49-54

  1. Start
    2897
    Prefix
    В современной отечественной историографии все чаще предпринимаются попытки осветить историю сельскохозяйственного образования в России второй половины XIX – начале XX вв. Среди них необходимо выделить работу А. В. Третьякова, в которой автор подробно анализирует различные факторы, способствующие возникновению и развитию специальной сельскохозяйственной школы
    Exact
    [1]
    Suffix
    . В статьях М. М. Есиковой и М. Д. Книга рассмотрены и проанализированы проблемы становления сельскохозяйственного образования как составной части профессионального образования в России, рассмотрено отношение к ним властей и общества, раскрыта степень эффективности системы сельскохозяйственного образования [2–3].
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3183
    Prefix
    Книга рассмотрены и проанализированы проблемы становления сельскохозяйственного образования как составной части профессионального образования в России, рассмотрено отношение к ним властей и общества, раскрыта степень эффективности системы сельскохозяйственного образования
    Exact
    [2–3]
    Suffix
    . Среди исследователей истории сельскохозяйственного образования в Байкальском регионе необходимо упомянуть работы забайкальских исследователей В. И. Андреева и В. И. Косых [4–5]. В. И. Андреев рассматривает историю начального образования в Западном Забайкалье, раскрывает отношение местного населения к учреждению сельскохозяйственных школ и курсов в регионе, делает вывод о том, что учреж
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3350
    Prefix
    образования как составной части профессионального образования в России, рассмотрено отношение к ним властей и общества, раскрыта степень эффективности системы сельскохозяйственного образования [2–3]. Среди исследователей истории сельскохозяйственного образования в Байкальском регионе необходимо упомянуть работы забайкальских исследователей В. И. Андреева и В. И. Косых
    Exact
    [4–5]
    Suffix
    . В. И. Андреев рассматривает историю начального образования в Западном Забайкалье, раскрывает отношение местного населения к учреждению сельскохозяйственных школ и курсов в регионе, делает вывод о том, что учреждение профессиональных учебных заведений в крае являлось необходимым мероприятием, но оно не нашло поддержки со стороны царского правительства.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4140
    Prefix
    Проблеме распространения и становления сельскохозяйственного образования в Забайкалье посвящена статья Л. П. Ледковой, в ней дан анализ архивных источников, который позволяет проследить развитие школьного и внешкольного сельскохозяйственного образования в регионе
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Недостатком является то, что автор затрагивает только Восточное Забайкалье, оставляя без внимания вопросы по развитию аграрного образования на территории Западного Забайкалья. В монографии А. К.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    4586
    Prefix
    Чернигова рассматривается история создания первой сельскохозяйственной школы в Иркутском уезде, приведены конкретные примеры по распространению агрономических знаний через сельскохозяйственные выставки, лекции и беседы
    Exact
    [7]
    Suffix
    . К сожалению, автор не дает сравнительного анализа с другими подобными школами. В целом историографический обзор позволяет сделать вывод, что история распространения и становления сельскохозяйственного образования в Байкальском регионе недостаточно исследована – не изучены вопросы по проблеме развития сельскохозяйственного просвещения в Западном Забайкалье и Прибайкалье.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    5409
    Prefix
    Стало уделяться внимание проблемам профессионального образования, в том числе и сельскохозяйственному. Об этом говорит принятое правительством в декабре 1883 г. «Нормальное положение о низшем сельскохозяйственном образовании»
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Данное положение ввело единые стандарты в организацию и содержание обучения в сельскохозяйственных школах. Кроме того, было дано право содержать низшие сельскохозяйственные школы частным лицам, земствам и различным обществам.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    6030
    Prefix
    Сразу после принятия положения в министерство государственных имуществ поступило более 150 ходатайств от различных обществ и частных лиц об открытии сельскохозяйственных школ. Основное количество школ открывалось в центральной части страны. К 1899 г. по всей стране действовало 133 специальных учебных заведения, в которых обучалось 6 тыс. человек
    Exact
    [2, с. 152]
    Suffix
    . В Байкальском регионе на тот момент было только одно сельскохозяйственное образовательное учреждение. Оно открылось в 1898 г. в с. Жердовка Иркутского уезда и представляло собой низшее сельскохозяйственное училище с педагогическим и одним подготовительным классами.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    6500
    Prefix
    Училище состояло в ведении Министерства Земледелия и Государственных Имуществ по Департаменту Земледелия. Ближайшее наблюдение возлагалось на Управление Земледелия и Государственных Имуществ Иркутской губернии и Забайкальской области
    Exact
    [8, л. 17]
    Suffix
    . Вопрос об учреждении училища приобрел такую значимость, что в его решение была вовлечена высшая губернская администрация. С 18 ноября 1896 г. в канцелярии генерал-губернатора А. Д. Горемыкина начался ряд совещаний по устройству в Иркутске низшего сельскохозяйственного училища.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    7052
    Prefix
    Согласно расчетам ежегодный расход средств на содержание училища составил 22 тыс. руб., а единовременные затраты (строительство помещений, покупка земельного участка и т. д.) составили 100 тыс. руб.
    Exact
    [7, с. 91]
    Suffix
    . Шли долгие поиски подходящего места под училище, которое должно было соответствовать всем требованиям. Остановились на селе Жердовка, которое располагалось в 40 верстах от Иркутска. Было отведено 431 дес. земли, из которых 80 дес. предназначались под пашни и 70 дес. – под сенокосы [9, с. 3].
    (check this in PDF content)

  10. Start
    7332
    Prefix
    Шли долгие поиски подходящего места под училище, которое должно было соответствовать всем требованиям. Остановились на селе Жердовка, которое располагалось в 40 верстах от Иркутска. Было отведено 431 дес. земли, из которых 80 дес. предназначались под пашни и 70 дес. – под сенокосы
    Exact
    [9, с. 3]
    Suffix
    . В первые годы училище не пользовалось авторитетом среди населения, но постановка учебного процесса и результаты практической деятельности училища понемногу изменяли сложившееся мнение в положительную сторону.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    8092
    Prefix
    тоном похвалы в том, что ученики школы много работают, «учатся и от работы не отвыкают, не то что в наших деревенских училищах». ...сельские обыватели уже с меньшим недоверием относятся к результатам её деятельности. Бывали случаи, что даже буряты обращались в школу за руководством в незнакомом им деле устройства парников. Огородничество среди бурят – это что-то неслыханное»
    Exact
    [7, с. 92]
    Suffix
    . Обучение в училище длилось пять лет: первый учебный год – подготовительный, три основных и последний – педагогическая подготовка. В первый класс принимались люди со свидетельством об окончании двухклассных сельских училищ или двухклассных церковно-приходских школ.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    8527
    Prefix
    В первый класс принимались люди со свидетельством об окончании двухклассных сельских училищ или двухклассных церковно-приходских школ. Обязательным условием для поступающих был возрастной ценз – не моложе 15 лет, кроме того, необходимым являлось иметь хорошие физические данные для практических работ на опытных полях училища
    Exact
    [8, л. 17 об.]
    Suffix
    . По мнению агрономической организации Иркутской губернии, существенным недостатком училища являлось отсутствие в составе преподавателей лиц с высшим сельскохозяйственным образованием. Привлечь специалистов из Европейской части России с необходимой подготовкой при низких окладах было затруднительным делом.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    9359
    Prefix
    средств на содержание учеников и мастерских в отчете организации говорится, что «училище находится в очень выгодных условиях; на содержание одного ученика с 1915 года сумма увеличена до 140 руб. в год, наравне с суммой, которая выделяется ученикам в центральной России. Такой суммы было вполне достаточно для содержания ученика низшего сельскохозяйственного учебного заведения в Сибири»
    Exact
    [10, с. 25]
    Suffix
    . В связи с началом первой мировой войны и революционными событиями 1917 г. преобразование училища приостановилось. Потребность в лицах с сельскохозяйственным образованием была значительной на всей территории России.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    9806
    Prefix
    Доказательством необходимости открытия сельскохозяйственных учебных заведений являлся их постоянный рост. Так, по данным Департамента Земледелия на 1878 г. было открыто 14 сельскохозяйственных учебных заведений, 1893 г. – 68, 1903 г. – 200
    Exact
    [11, с. 2]
    Suffix
    . На 1 января 1910 г. в Сибири, включая Дальний Восток, имелось 90 средних и низших профессиональнотехнических учебных заведения, в которых обучалось 4,365 тыс. человек. В целом по всей России к этому времени насчитывалось 3,036 тысячи специальных учебных заведений с общим числом учащихся 213,860 тыс. человек.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    10486
    Prefix
    Удельный вес образовательных учреждений Сибири в специальном образовании России был невелик: в численности учебных заведений он составлял 2,9 %, в численности учащихся – 2 %. Число учебных заведений на всей территории Сибири и Дальнего Востока было почти в 2,5 раза меньше, чем в западных областях, и в два раза меньше, чем на Кавказе
    Exact
    [12, с. 20]
    Suffix
    . Из 309 средних и низших сельскохозяйственных учебных заведений, открытых к 1910 г. на территории России, на долю Забайкалья и Дальнего Востока не приходилось ни одного, что говорит о территориальной неравномерности размещения в стране специальных учебных заведений [13, с. 18].
    (check this in PDF content)

  16. Start
    10743
    Prefix
    Из 309 средних и низших сельскохозяйственных учебных заведений, открытых к 1910 г. на территории России, на долю Забайкалья и Дальнего Востока не приходилось ни одного, что говорит о территориальной неравномерности размещения в стране специальных учебных заведений
    Exact
    [13, с. 18]
    Suffix
    . Вторым профессиональным сельскохозяйственным учебным заведением в Байкальском регионе стала Нерчинская низшая сельскохозяйственная школа, которой было присвоено имя императора Николая II. Одновременно с ней на Дальнем Востоке в г.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    11545
    Prefix
    Помимо указанных земских средств было пожертвовано обществом попечения о начальном образовании в г. Нерчинске 10 тыс. руб., Нерчинским городским общественным управлением – 3 тыс. руб., а также мещанским обществом – 2 тыс. руб.
    Exact
    [14, с. 149]
    Suffix
    . На содержание школы ежегодно отпускалось Департаментом земледелия 6 тыс. руб., Нерчинским городским самоуправлением – 350 руб., обществом попечения о начальном образовании – 350 руб. [14, с. 149].
    (check this in PDF content)

  18. Start
    11737
    Prefix
    Нерчинске 10 тыс. руб., Нерчинским городским общественным управлением – 3 тыс. руб., а также мещанским обществом – 2 тыс. руб. [14, с. 149]. На содержание школы ежегодно отпускалось Департаментом земледелия 6 тыс. руб., Нерчинским городским самоуправлением – 350 руб., обществом попечения о начальном образовании – 350 руб.
    Exact
    [14, с. 149]
    Suffix
    . По сравнению с Иркутским сельскохозяйственным училищем на ежегодное содержание Нерчинской школы выделялось почти в два раза меньше средств, а на постройку и оборудование – около 80 тыс. руб. Денежные средства Никольск-Уссурийской сельскохозяйственной школы второго разряда состояли из единовременных затрат на постройку школы из земских средств в сумме 63 тыс. руб., ежегодных ассигнований и
    (check this in PDF content)

  19. Start
    12210
    Prefix
    Денежные средства Никольск-Уссурийской сельскохозяйственной школы второго разряда состояли из единовременных затрат на постройку школы из земских средств в сумме 63 тыс. руб., ежегодных ассигнований из средств государственного казначейства – в сумме 5 тыс. руб. и из земских сборов – в размере 17 тыс. руб.
    Exact
    [15, с. 18]
    Suffix
    . В первый учебный год Нерчинская школа размещалась в арендованных помещениях. Для постройки школы был организован особый строительный комитет, который состоял из начальника управления земледелия и государственных имуществ Иркутской губернии и Забайкальской области Ф.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    12777
    Prefix
    Кольчугина и др. При школе был создан наблюдательный комитет, который следил за её благосостоянием, в составе М. Ф. Суровцева, М. А. Михалева, А. А. Большакова, Н. Д. Гнедовского и И. Д. Добровольского
    Exact
    [16, л. 96]
    Suffix
    . Управляющим школой был назначен А. И. Кольчугин, который окончил Самарское среднее сельскохозяйственное училище, впоследствии работавший преподавателем специальных предметов в Иркутском сельскохозяйственном училище.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    13257
    Prefix
    Ильков, окончивший Троицкосавское реальное училище. Выпускник Иркутской духовной семинарии И. Д. Эпов был утвержден в должности законоучителя. По вольному найму при школе состоял преподаватель столярного ремесла И. В. Федоров
    Exact
    [14, с. 150]
    Suffix
    . В Нерчинскую сельскохозяйственную школу принимались ученики всех сословий, но в основном это были дети крестьян, казаков, мещан. В первом учебном году было принято 15 учащихся, хотя школа была рассчитана на 60 человек.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    13578
    Prefix
    В первом учебном году было принято 15 учащихся, хотя школа была рассчитана на 60 человек. Среди них стипендиатов было 10, полустипендиатов – 1, своекоштных пансионеров – 2 и приходящих – 2
    Exact
    [14, с. 151]
    Suffix
    . (Прим. автора: своекоштные пансионеры – находящиеся на собственном коште (содержании); приходящие ученики – не проживающие в общежитие, являлись только на учебные занятия). Курс обучения продолжался три года и состоял из трех классов.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    14309
    Prefix
    предметы: 1-й класс – закон божий, русский язык, арифметика, физика, химия, ботаника, зоология, земледелие; 2-й класс – закон божий, русский язык, арифметика, физика, геометрия, химия, земледелие, животноводство, садоводство и огородничество; 3-й класс – закон божий, земледелие, животноводство, садоводство и огородничество, пчеловодство, законоведение, землемерие
    Exact
    [17, с. 18]
    Suffix
    . Практическим занятиям уделялось большое внимание, они включали в себя занятия земледелием, огородничеством, скотоводством, пчеловодством. Проводились занятия в столярных мастерских, где ученики могли получить навыки в ремонте сельскохозяйственного инвентаря.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    15084
    Prefix
    В его хозяйстве насчитывалось 10 чистокровных коров симментальской породы, вывезенных из европейской части страны, 4 местных телки, 7 свиней, 2 пары зааненских коз и 2 борова чистокровных йоркширов
    Exact
    [18, с. 47]
    Suffix
    . Давало хорошие результаты огородничество, культивировались овощи: морковь, капуста, свекла, репа, редька и др. Проводником сельскохозяйственного образования в Забайкалье стали и церковно-приходские школы.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    15874
    Prefix
    Законоучитель, священник с. Зюльзя Н. Титов, учитель В. Демидов из с. Полканово организовали при школе огородные участки. Хорошим огородом располагала школа с. Топки, на огороде возделывались различные овощные культуры
    Exact
    [5, с. 82]
    Suffix
    . В 1899 г. лишь в 124 одноклассных и 18 двухклассных церковноприходских школах, как отмечалось в обер-прокурорском отчете, «велись показательные сельскохозяйственные занятия с учащимися» [5, с. 83].
    (check this in PDF content)

  26. Start
    16069
    Prefix
    Топки, на огороде возделывались различные овощные культуры [5, с. 82]. В 1899 г. лишь в 124 одноклассных и 18 двухклассных церковноприходских школах, как отмечалось в обер-прокурорском отчете, «велись показательные сельскохозяйственные занятия с учащимися»
    Exact
    [5, с. 83]
    Suffix
    . В. И. Косых указывает пять забайкальских церковно-приходских школ, где учащихся приобщали к навыкам ведения сельского хозяйства [5, с. 82]. В связи с недостатком сельскохозяйственных учебных заведений особое внимание уделялось внешкольному сельскохозяйственному образованию.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    16200
    Prefix
    В 1899 г. лишь в 124 одноклассных и 18 двухклассных церковноприходских школах, как отмечалось в обер-прокурорском отчете, «велись показательные сельскохозяйственные занятия с учащимися» [5, с. 83]. В. И. Косых указывает пять забайкальских церковно-приходских школ, где учащихся приобщали к навыкам ведения сельского хозяйства
    Exact
    [5, с. 82]
    Suffix
    . В связи с недостатком сельскохозяйственных учебных заведений особое внимание уделялось внешкольному сельскохозяйственному образованию. В разосланном Департаментом Земледелия циркуляре относительно субсидирования мероприятий по распространению сельскохозяйственного образования внешкольным путем говорилось, что Департамент направил основную часть своих средств на организацию сельскохозяйств
    (check this in PDF content)

  28. Start
    16653
    Prefix
    В разосланном Департаментом Земледелия циркуляре относительно субсидирования мероприятий по распространению сельскохозяйственного образования внешкольным путем говорилось, что Департамент направил основную часть своих средств на организацию сельскохозяйственных чтений и курсов
    Exact
    [17, с. 20]
    Suffix
    . Среди последних особое вниманию уделялось краткосрочным курсам. В 1908 г. общая сумма средств, отпущенных на внешкольное сельскохозяйственное образование, составляла 49 тыс. руб., в следующем 1909 г. она повысилась до 65 тыс. руб., в 1910 г. – до 96,2 тыс. руб., в 1911 г. – до 439,937 тыс. руб. и в 1912 г. – до 653,700 тыс. руб., т. е. за пять лет сумма возросла в 13 раз (
    (check this in PDF content)

  29. Start
    17061
    Prefix
    В 1908 г. общая сумма средств, отпущенных на внешкольное сельскохозяйственное образование, составляла 49 тыс. руб., в следующем 1909 г. она повысилась до 65 тыс. руб., в 1910 г. – до 96,2 тыс. руб., в 1911 г. – до 439,937 тыс. руб. и в 1912 г. – до 653,700 тыс. руб., т. е. за пять лет сумма возросла в 13 раз (подсчитано автором по
    Exact
    [19, л. 2]
    Suffix
    ). Важную информацию по сельскохозяйственным курсам и чтениям содержат годовые отчеты агрономов Забайкальской области. В годовом отчете агронома Ингодино-Акшинского района за 1912 год говорится, что правительственному агроному Н.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    17692
    Prefix
    Лекторами состояли: по молочному хозяйству – инструктор молочного хозяйства И. Ф. Микулко, по ветеринарии – ветеринарный врач Н. Г. Мармышев, ведение занятий по скотоводству было возложено на агронома Н. С. Иконникова
    Exact
    [20, л. 5]
    Suffix
    . В отчете было отмечено, что местное население не препятствовало организации таких курсов, более того, приняло активное участие в них в качестве слушателей. Первыми записались 26 человек: 3 инородца Цугольской волости, 1 мещанин, 22 человека лица войскового сословия, в том числе 6 казачек.
    (check this in PDF content)

  31. Start
    18231
    Prefix
    Теоретические занятия длились от 4 до 5 часов в день, начиная с 9 часов утра. На отделение скотоводства было выделено 31 лекционный час, на ветеринарию – 26 часов и на молочное хозяйство – 36 часов
    Exact
    [20, л. 5 об., 6]
    Suffix
    . Практические занятия велись по всем отделениям курсов – скотоводству, ветеринарии и молочному хозяйству. Все работы выполнялись самими слушателями, которые для удобства были разбиты на группы.
    (check this in PDF content)