The 38 reference contexts in paper A. Aksenova V., А. Аксенова В. (2017) “ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЕНИСЕЙСКА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. // CHARACTERISTICS OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF YENISEISK IN THE LATE XIX – EARLY XX CENTURIES” / spz:neicon:vestnik-k:y:2017:i:2:p:5-13

  1. Start
    2822
    Prefix
    Когана: «...наиболее полное выражение городские процессы получают в крупнейших исторически сложившихся городских центрах с их высоким уровнем концентрации разнообразных сфер деятельности, экономики и культуры»
    Exact
    [1, с. 46]
    Suffix
    . Тем не менее малые города, являясь особым типом поселений, имеют свою специфику. Именно через небольшие города, которые в Российской империи преобладали, шло распространение культуры, образования, здравоохранения в провинции.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3454
    Prefix
    Аналитические материалы, собранные учителями и местной администрацией для отчетов и опубликованные в прессе были благодатным материалом. Первой по данной теме в советский период была опубликована книга енисейца Г. Жолудева «Краткая история школ Красноярского края (до Великой Октябрьской социалистической революции)» (1961)
    Exact
    [2]
    Suffix
    . В работе представлен обширный статистический и аналитический материал, даны цитаты из периодической печати, рассказывается о наиболее выдающихся учителях и замечательных событиях. Наиболее полно проблематика раскрыта в трудах историков Красноярского государственного педагогического университета.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3808
    Prefix
    Наиболее полно проблематика раскрыта в трудах историков Красноярского государственного педагогического университета. Из них самым важным является высокопрофессиональный труд В. И. Федоровой (2015)
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Монография стала итогом многолетних исследований автора, она подробно и ярко раскрывает процесс развития образовательной системы в регионе. Впервые на материалах Енисейской губернии проводится исследование в рамках социальной истории, анализируются данные демографической статистики.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    6313
    Prefix
    Однако в Красноярске и Енисейске, благодаря подвижнической деятельности купечества, еще в 1860 – 1870-е гг. появились женские прогимназии, и уровень женского образования был выше, чем по губернии в целом. В Красноярске он составлял – 37,6 %, в Енисейске – 32,8 %, в Туруханске, Ачинске, Канске и Минусинске – колебался от 22 до 26 %
    Exact
    [4, с. 198]
    Suffix
    . Из этого следует, что по сравнению с жителями других малых городов Енисейской губернии, енисейцы были более грамотными. Сказывалось некогда важное торгово-экономическое положение города, приведшее к взаимодействию с образованными людьми из крупных сибирских городов и из Центральной России.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    7528
    Prefix
    К 1912 г. в Обществе попечении о народном образовании число членов ввиду экономического упадка города и смерти многих крупных благотворителей сократилось и составило 129 человек, или 0,1 % от общего населения города. В. А. Баландина, награжденная в 1905 г. золотой медалью «За труды по народному образованию», сетовала на то, что «единичные усилия не смогут сдвинуть гору невежества»
    Exact
    [5, с. 42]
    Suffix
    . Деятели общества, так называемые соревнователи, стремились расширить число жер твователей на нужды образования, однако сделать это было достаточно сложно, ощущалась потребность в деятельных людях.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    8354
    Prefix
    Баландиных и учеников Городского училища. Исполнялись песни как светского, так и духовного содержания. Всего за 1899 г. было устроено 30 чтений, каждое из них привлекало в среднем по 196 человек
    Exact
    [6, с. 16]
    Suffix
    . Особенно стоит отметить потребность жителей города в расширении сети начальных учебных заведений. К 1883 г. в городе функционировали Иверская женская школа при монастыре, два мужских одноклассных приходских училища.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    8640
    Prefix
    К 1883 г. в городе функционировали Иверская женская школа при монастыре, два мужских одноклассных приходских училища. В сибирской печати поднимался вопрос об отсу тствии элементарного женского училища
    Exact
    [7, л. 40 об.]
    Suffix
    . И в 1885 г. при содействии «Общества попечения о начальном образовании» было открыто третье женское приходское училище. Таблица 1. Динамика учащихся приходских школ города Енисейска за 1885 – 1895 гг.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    8855
    Prefix
    И в 1885 г. при содействии «Общества попечения о начальном образовании» было открыто третье женское приходское училище. Таблица 1. Динамика учащихся приходских школ города Енисейска за 1885 – 1895 гг. (Составлено по
    Exact
    [5, с. 40 – 41]
    Suffix
    ) Table 1. Dynamics of pupils of parish schools of the city of Yeniseisk for 1885 – 1895 [5, p. 40 – 41] Учебные годы 1-е приходское училище 2-е приходское училище 3-е приходское училище (только младшее отделение) Женское училище всего учеников выпускники всего учеников выпускники всего учеников выпускники всего учеников выпускники 1885 – 1890 409 71 300 50 - - 200 36
    (check this in PDF content)

  9. Start
    8959
    Prefix
    Таблица 1. Динамика учащихся приходских школ города Енисейска за 1885 – 1895 гг. (Составлено по [5, с. 40 – 41]) Table 1. Dynamics of pupils of parish schools of the city of Yeniseisk for 1885 – 1895
    Exact
    [5, p. 40 – 41]
    Suffix
    Учебные годы 1-е приходское училище 2-е приходское училище 3-е приходское училище (только младшее отделение) Женское училище всего учеников выпускники всего учеников выпускники всего учеников выпускники всего учеников выпускники 1885 – 1890 409 71 300 50 - - 200 36 1890 – 1895 488 49 490 63 80 - 319 28 Итого 897 120 (13,4 %) 790 113 (14,3 %) 80 - 519 64 (12,3
    (check this in PDF content)

  10. Start
    10021
    Prefix
    По выражению ссыльного А. Уманьского, преподавание в приходских школах было поставлено «недурно», и многие жители города, «недостаточные и даже полуграмотные», жертвовали последним, чтобы дать образование своим детям
    Exact
    [8, с. 20]
    Suffix
    . Всего за период с 1885 по 1895 гг. приходские училища окончило 297 человек. Однако не многие учащиеся стремились завершить полный курс обучения, получив элементарные основы грамотности и ремесленно-хозяйственные навыки.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    10708
    Prefix
    Из 113 воспитанников Александровского дома призрения бедных детей с 1875 по 1905 гг. выбыло, не окончив курс, 36 человек – 32 % от числа учащихся. М. П. Миндаровский указывал, что большинство из выбывших – это дети 14 – 15 лет, которых родственники стремятся эксплуатировать, «пристроить к делу», не видя пользы в будущем образовании
    Exact
    [9, л. 5]
    Suffix
    . В соответствии с «Положением о начальных народных училищах» 1864 г. учреждать и содержать их могли частные лица разного звания [10], в этом проявлялся либеральный дух правительственных преобразований и необходимость привлечения передовой общественности к образовательным потребностям страны.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    10835
    Prefix
    Миндаровский указывал, что большинство из выбывших – это дети 14 – 15 лет, которых родственники стремятся эксплуатировать, «пристроить к делу», не видя пользы в будущем образовании [9, л. 5]. В соответствии с «Положением о начальных народных училищах» 1864 г. учреждать и содержать их могли частные лица разного звания
    Exact
    [10]
    Suffix
    , в этом проявлялся либеральный дух правительственных преобразований и необходимость привлечения передовой общественности к образовательным потребностям страны. Так, в конце XIX в. в Енисейске функционировали частные школы Е.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    11320
    Prefix
    Баландина стала распорядительницей открытой при монастыре женской воскресной шк олы, а в 1895 г. она открыла бесплатную школу для девочек. Таблица 2. Динамика учащихся воскресной школы города Енисейска за 10 лет (1893 – 1902 гг.) (Составлено по
    Exact
    [11, с. 34 – 35]
    Suffix
    ) Table 2. Dynamics of pupils of Sunday school of the city of Yeniseisk for 10 years (1893 – 1902) [11, p. 34 – 35] Годы 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 Доля мещанок и крестьянок (%) 86 98 94 95 98 95 90 92
    (check this in PDF content)

  14. Start
    11434
    Prefix
    Динамика учащихся воскресной школы города Енисейска за 10 лет (1893 – 1902 гг.) (Составлено по [11, с. 34 – 35]) Table 2. Dynamics of pupils of Sunday school of the city of Yeniseisk for 10 years (1893 – 1902)
    Exact
    [11, p. 34 – 35]
    Suffix
    Годы 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 Доля мещанок и крестьянок (%) 86 98 94 95 98 95 90 92 96 96 В течение года «перебывало» 93 118 86 101
    (check this in PDF content)

  15. Start
    12641
    Prefix
    В крестьянских и мещанских семьях женщина традиционно занималась хозяйством и воспитанием детей, поэтому полученных знаний хватало для дальнейшей жизни, а продолжение образования считалось обременительным и ненужным в семейном быту. В 1912 – 1913 гг. ситуация не изменилась: за год «перебывало 133 учащихся, а на конец года осталось 63 учащихся (47,4 %)
    Exact
    [12, с. 39]
    Suffix
    . В школе в основном обучались учащиеся мещанского и крестьянского сословия. Значимую часть енисейского общества составляла еврейская община (от 3 % до 7 % горожан), старанием которой в 1907 г. открыт хедер – еврейская начальная школа.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    14128
    Prefix
    С ней связывали надежду на преодоление потребности в опытных специалистах по засолке и консервации рыбы, так как енисейские промышленники играли важную роль в скупке и то рговле рыбой с Низовьев Енисея
    Exact
    [9, л. 10]
    Suffix
    . Открытие школы затянулось, повлияло и начало Первой мировой войны, в результате мобилизаций она пустовала, и была окончательно закрыта в 1917 г. Ключевую роль в системе начального образования Енисейска в исследуемый период играло трехклассное уездное училище, которое было преобразовано в 1899 г. в городское училище, так как уездное во второй половине XIX в. перестало отвечать потребн
    (check this in PDF content)

  17. Start
    14939
    Prefix
    Ученики, окончившие его курс, могли получить звание преподавателей приходских и начальных училищ. Многие мещане отдавали своих детей именно в городское училище. Как писал в 1880-е гг. XIX в. А. Уманьский: «...многие ограничиваются обра зованием в курсе уездного училища»
    Exact
    [8, с. 19]
    Suffix
    . В начале XX в. данная тенденция сохранялась. Так, из 952 учащихся Енисейска в 1902 г. на долю начальных учебных заведений приходилось 682 человека (72 % учащихся), из которых в Городском училище обучалось 15 %, также значительное число учащихся приходилось на 1 и 2 церковно-приходские училища (16 %), многие выпускники которых продолжали образование в уездном училище [11, с.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    15310
    Prefix
    Так, из 952 учащихся Енисейска в 1902 г. на долю начальных учебных заведений приходилось 682 человека (72 % учащихся), из которых в Городском училище обучалось 15 %, также значительное число учащихся приходилось на 1 и 2 церковно-приходские училища (16 %), многие выпускники которых продолжали образование в уездном училище
    Exact
    [11, с. 126]
    Suffix
    . Значительную долю учащихся городского училища можно объяснить тем, что образование в гимназии стоило много дороже, а курс обучения был длиннее (4 года – в училище и 7 лет – в гимназии). Кроме того, прохождение курса уездного или городского училища было обязательным условием для получения канцелярскими служителями первого классного чина коллежского регистратора, то есть для возможности
    (check this in PDF content)

  19. Start
    15697
    Prefix
    Кроме того, прохождение курса уездного или городского училища было обязательным условием для получения канцелярскими служителями первого классного чина коллежского регистратора, то есть для возможности продвижения по службе
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Большую роль в воспитании целого поколения бухгалтеров, счетчиков и других служащих в разные конторы и учреждения города сыграл учитель математики, инспектор городского училища В. М. Курочкин. По данным Н.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    16089
    Prefix
    Скорнякова, из учеников, обучающихся в уездном училище за 1870 – 1880 гг., 6 человек затем окончили курс Красноярской гимназии и четверо из них получили высшее образование: двое Кытмановых, Станкеев и Баландин
    Exact
    [14, л. 48]
    Suffix
    . Настоящими центрами культурной среды города во второй половине XIX – начале XX в. были средние образовательные учреждения – мужская и женская гимназии. Их образовательная программа и культурная жизнь отличалась большей содержательностью по сравнению с другими учебными заведениями города.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    17173
    Prefix
    Уманьский указывал на то, что некоторые из выпускниц пожелали бы продолжить образование и поступить на Высшие женские курсы, но при консервативной правительственной политике «встретили к этому препятствие в приостановке приема»
    Exact
    [8, с. 20]
    Suffix
    . Таблица 3. Динамика учащихся Енисейской женской гимназии за 1872 – 1915 гг. (Составлено по [2, с. 103; 11, с. 126; 15, л. 7 об; 16, с. 41; 17, с. 156]) Table 3. Dynamics of pupils of the Yeniseisk female gymnasium for 1872 – 1915 [2, p. 103; 11, p. 126; 15, p. 7/1; 16, p. 41; 17, p. 156] Учебное заведение 1872 1873 1875 1878 1885
    (check this in PDF content)

  22. Start
    18194
    Prefix
    С открытием мужской прогимназии в 1876 г. городское общество «стремилось способствовать общему образованию местного молодого поколения, и тем созданию большего числа интеллигентных людей на пользу края»
    Exact
    [14, л. 48]
    Suffix
    . В 1886 г. прогимназия получила «громадное» по местным меркам четырехэтажное здание на Большой улице. В 1905 г. старанием местной интеллигенции открыли седьмой класс, и прогимназия была преобразована в полную гимназию.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    19313
    Prefix
    Остро ощущалась проблема недофинансирования образовательных учреждений со стороны государства. Так, в 1882 г. в женской гимназии приход бюджета составлял 6 тыс. рублей, а расход – 8 тыс. рублей, в библиотеке при ней было всего 400 томов книг, физический кабинет отсутствовал
    Exact
    [15, л. 3 об.]
    Suffix
    . Чтобы поправить бедственное материальное положение гимназии принимали материальные пожертвования, ученики совместно с учителями устраивали благотворительные лотереи-аллегри, маскарады-базары, любительские спектакли и литературные вечера.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    20263
    Prefix
    Гончаров отмечает, что «забота о нуждах образования была одной из главных составляющих общественной и культурной деятельности сибирских предпринимателей. В независимости от уров ня грамотности многие предприниматели, активно участвовавшие в общественной жизни, жертвовали деньги на нужды образования и придавали этому большое значение»
    Exact
    [18, с. 146]
    Suffix
    . В 1910 г. по инициативе родительского комитета женской гимназии было образовано Общество вспомоществления учащимся мужской и женской гимназий г. Енисейска, которое выдавало пособия наиболее бедным и способным юношам и девушкам.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    20686
    Prefix
    Однако количество этих пособий было настолько незначительным, что не могло повлиять на повышение числа выпускников средних учебных заведений города. Например, в 1910 г. выдано 21 пособие, а в 1911 г. 28 пособий
    Exact
    [19, с. 7 – 11]
    Suffix
    . Были случаи исключения из гимназий способных учащихся за неуплату, что возмущало передовую общественность. Так, из 237 учениц женской прогимназии с 1872 по 1875 гг. выбыла, не окончив курс, 21 ученица, что составляло 9 % от числа обучающихся.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    21034
    Prefix
    Так, из 237 учениц женской прогимназии с 1872 по 1875 гг. выбыла, не окончив курс, 21 ученица, что составляло 9 % от числа обучающихся. Причины этому болезни, отъезд в другой город и приговор Педагогического и Попечительского совета
    Exact
    [20, л. 7 об.]
    Suffix
    . Данные таблицы 4 по ученикам мужской прогимназии подтверждают общую тенденцию малочисленности оканчивающих полный курс. Из 1273 учащихся за 16 лет существования прогимназии (с 1876 г. по 1891 г. выпусков не было) окончило курс всего 45 учеников или 3,5 % от числа учащихся.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    21412
    Prefix
    Из 1273 учащихся за 16 лет существования прогимназии (с 1876 г. по 1891 г. выпусков не было) окончило курс всего 45 учеников или 3,5 % от числа учащихся. Ситуация не изменилась и в начале XX в.: в 1902 г. мужскую гимназию окончило 6 человек (5,5 %)
    Exact
    [11, с. 126]
    Suffix
    , а в 1916 г. – 8 человек (4,8 %) [2, с. 103]. Сокращение учеников гимназий с середины 1880-х гг. можно объяснить воздействием слухов о скором их закрытии ввиду малочисленности учеников и выпускников по мысли генерал-губернатора А.
    (check this in PDF content)

  28. Start
    21457
    Prefix
    Из 1273 учащихся за 16 лет существования прогимназии (с 1876 г. по 1891 г. выпусков не было) окончило курс всего 45 учеников или 3,5 % от числа учащихся. Ситуация не изменилась и в начале XX в.: в 1902 г. мужскую гимназию окончило 6 человек (5,5 %) [11, с. 126], а в 1916 г. – 8 человек (4,8 %)
    Exact
    [2, с. 103]
    Suffix
    . Сокращение учеников гимназий с середины 1880-х гг. можно объяснить воздействием слухов о скором их закрытии ввиду малочисленности учеников и выпускников по мысли генерал-губернатора А. Д. Горемыкина и инспектора народных училищ И.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    21828
    Prefix
    Горемыкина и инспектора народных училищ И. П. Татлина. Особенно остро вопрос стоял в отношении мужской прогимназии. Таблица 4. Динамика учащихся мужской прогимназии Енисейска в 1881 – 1891 гг. (Составлено по
    Exact
    [14, л. 45 об.]
    Suffix
    ) Table 4. Dynamics of pupils of a men's pro-gymnasium of Yeniseisk in 1881 – 1891 [14, p. 45/1] Год 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 Число учащихся 104 107 85 81 67 65 71 63 59 69 61
    (check this in PDF content)

  30. Start
    23586
    Prefix
    Яворский, два года обучавшийся в прогимназии: «Какая-то ничем неоправданная злоба существовала между гимназией и этим приходским училищем». Также он писал, что иногда доходило до больших сражений, и разнимать дерущихся камнями, ремнями и палками учеников выходили преподаватели
    Exact
    [21, л. 5]
    Suffix
    . Енисейск являлся центром богатого золотопромышленного района, однако остро ощущалась нехватка грамотных технических специалистов, эту проблему поднимал видный общественный деятель Н. В. Скорняков.
    (check this in PDF content)

  31. Start
    24191
    Prefix
    В целом в стране было более развито классическое гуманитарное образование, нежели техническое. В. А. Скубневский указывает, что на 1898 г. в стране насчитывалось около 200 гимназий и 44 прогимназии и всего чуть более 100 реальных училищ
    Exact
    [22, с. 54]
    Suffix
    . Местная пресса часто критически описывала постановку учебного дела на местах, указывала на муштру и зубрежку как преобладающие методы обучения детей. Не раз акцентировалось внимание на нерегулярном и недостаточном жаловании учителей гимназий, что оказывало значительное влияние и на их отношение к учебному делу [15, л. 3 об.; 23, л. 14 об.
    (check this in PDF content)

  32. Start
    24482
    Prefix
    Местная пресса часто критически описывала постановку учебного дела на местах, указывала на муштру и зубрежку как преобладающие методы обучения детей. Не раз акцентировалось внимание на нерегулярном и недостаточном жаловании учителей гимназий, что оказывало значительное влияние и на их отношение к учебному делу
    Exact
    [15, л. 3 об.; 23, л. 14 об.]
    Suffix
    . Вследствие недостатка учителей в Сибири, часто принимали плохо подготовленных к созидательной учительской деятельности лиц. Учителя играли большую роль в развитии культурной среды провинциального города, несмотря на то, что были поставлены в тяжелое положение, и являлись фактически «рабами инструкций» [14, л. 35].
    (check this in PDF content)

  33. Start
    24792
    Prefix
    Вследствие недостатка учителей в Сибири, часто принимали плохо подготовленных к созидательной учительской деятельности лиц. Учителя играли большую роль в развитии культурной среды провинциального города, несмотря на то, что были поставлены в тяжелое положение, и являлись фактически «рабами инструкций»
    Exact
    [14, л. 35]
    Suffix
    . Личность учителя очень многое значила для детей. По воспоминаниям А. Л. Яворского, заинтересовать предметом могли не все педагоги, но среди них был учитель арифметики младших классов мужской гимназии (в старших преподавал физику, а впоследствии стал директором) Р.
    (check this in PDF content)

  34. Start
    25289
    Prefix
    Настоящей «притчей во языцех» был учитель географии Погуляй, «если бы от него отнять его тучность и лень был бы неплохим преподавателем... А что касается его как классного наставника, то он для нас был идеалом»
    Exact
    [21, л. 3]
    Suffix
    . Были среди учителей и лица с университетским образованием, сыгравшие большую роль в деле просвещения и распространения культуры. Например, преподавательница енисейской женской гимназии В. А. Баландина окончила Высшие женские курсы в Петербурге, учитель истории и географии мужской гимназии Н.
    (check this in PDF content)

  35. Start
    27388
    Prefix
    изучении Закона Божьего и латинского языка, о свободном посещении библиотеки и образовании своих ученических библиотек, о разрешении среди учащихся организаций для надлежащей постановки школы и защиты ученических интересов». Вследствие этого школа как проводник правительственного курса подавила свободолюбивые проявления учеников, лица, поощрявшие учеников, были уволены со службы
    Exact
    [24, л. 21 – 22]
    Suffix
    . В целом давление со стороны правительства сдерживало развитие культурных процессов в малом сибирском городе. Несмотря на административный и церковный контроль образование в Сибири все же развивалось.
    (check this in PDF content)

  36. Start
    28235
    Prefix
    Так, в 1904 г. в Енисейске было 5 приходских училищ и 3 церковно-приходские школы, в Минусинске – 4 приходские училища и одна церковноприходская школа, в Канске – три приходских училища и одна церковно-приходская школа, в Ачинске – два приходских училища и одна церковно-приходская школа, в Туруханские они вовсе отсутствовали
    Exact
    [25, с. 50 – 74]
    Suffix
    . Выше были и показатели в образовательной сфере по сравнению с другими сибирскими малыми городами. Например, в западносибирском городе Таре с численностью населения 12400 человек в начале XX в. было только 7 учебных заведений: женская трехклассная гимназия, уездное училище и пять приходских училищ [26, с. 172 – 174].
    (check this in PDF content)

  37. Start
    28528
    Prefix
    Например, в западносибирском городе Таре с численностью населения 12400 человек в начале XX в. было только 7 учебных заведений: женская трехклассная гимназия, уездное училище и пять приходских училищ
    Exact
    [26, с. 172 – 174]
    Suffix
    . По материалам Г. В. Оглезневой, среди уездных городов Иркутской губернии самыми развитыми в образовательном плане были Нижнеудинск и Киренск, где увеличилось не только количество начальных учебных заведений, но и появились заведения среднего типа – реальное училище и женская гимназия.
    (check this in PDF content)

  38. Start
    28905
    Prefix
    Оглезневой, среди уездных городов Иркутской губернии самыми развитыми в образовательном плане были Нижнеудинск и Киренск, где увеличилось не только количество начальных учебных заведений, но и появились заведения среднего типа – реальное училище и женская гимназия. В Верхоленске и Балаганске высшим типом учебного заведения являлось только четырехклассное городское училище
    Exact
    [27, с. 179]
    Suffix
    . Итак, образование являлось ядром культурной среды Енисейска, именно через образованных людей шло распространение культуры в провинциальной среде уездного города. Со времен либеральных реформ Александра II у городской общественности появилось больше возможностей для решения насущных проблем города.
    (check this in PDF content)