The 51 reference contexts in paper V. Bobrov V., N. Moor N., В. Бобров В., Н. Моор Н. (2016) “ИЗОБРАЖЕНИЯ ОЛЕНЕЙ В ДЕКОРЕ ПРЕДМЕТОВ ВООРУЖЕНИЯ В ТАГАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ // DEPICTION OF THE DEER IN TAGAR WEAPON DECORATION” / spz:neicon:vestnik-k:y:2016:i:4:p:12-21

  1. Start
    2661
    Prefix
    Этому образу посвящена обширная литература, поэтому есть необходимость дать небольшой историографический очерк его изучения. Тагарское искусство звериного стиля неоднократно являлось предметом исследования, но работы в основном были посвящены оленным бляшкам
    Exact
    [12, 31, 30, 2, 9, 18, 11]
    Suffix
    . Впервые проблему происхождения изображений оленя в тагарской культуре затронул С. В. Киселев [12, 13]. Он полагал, что появление бляшек с изображением оленя с подогнутыми ногами в тагарской культуре связано со скифским влиянием [13, с. 269].
    (check this in PDF content)

  2. Start
    2791
    Prefix
    Тагарское искусство звериного стиля неоднократно являлось предметом исследования, но работы в основном были посвящены оленным бляшкам [12, 31, 30, 2, 9, 18, 11]. Впервые проблему происхождения изображений оленя в тагарской культуре затронул С. В. Киселев
    Exact
    [12, 13]
    Suffix
    . Он полагал, что появление бляшек с изображением оленя с подогнутыми ногами в тагарской культуре связано со скифским влиянием [13, с. 269]. В работе «Скифский олень» [31] Н. Л. Членовой была впервые предложена классификация тагарских изображений оленей.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    2936
    Prefix
    Впервые проблему происхождения изображений оленя в тагарской культуре затронул С. В. Киселев [12, 13]. Он полагал, что появление бляшек с изображением оленя с подогнутыми ногами в тагарской культуре связано со скифским влиянием
    Exact
    [13, с. 269]
    Suffix
    . В работе «Скифский олень» [31] Н. Л. Членовой была впервые предложена классификация тагарских изображений оленей. Особенное внимание она уделила оленям в позе с подогнутыми ногами, выделив 10 групп таких изображений.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    2980
    Prefix
    Киселев [12, 13]. Он полагал, что появление бляшек с изображением оленя с подогнутыми ногами в тагарской культуре связано со скифским влиянием [13, с. 269]. В работе «Скифский олень»
    Exact
    [31]
    Suffix
    Н. Л. Членовой была впервые предложена классификация тагарских изображений оленей. Особенное внимание она уделила оленям в позе с подогнутыми ногами, выделив 10 групп таких изображений. В основу выделения групп легли следующие признаки – поза животного, изображение рогов, изменение деталей изображения и стилистических приемов.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    3529
    Prefix
    Это позволило ей выявить особенности изображений оленя в позе с подогнутыми ногами в Хакасско-Минусинском регионе, а также предложить линейную модель развития таких изображений, с тенденцией к схематизму
    Exact
    [31, с. 167 – 180]
    Suffix
    . Н. Л. Членова отметила сходство тагарских изображений оленей первой выделенной ею группы с изображениями оленей в аналогичной позе с территории Причерноморья (начала 6 в. до н. э.) и Саккыза (7 в. до н. э.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    4003
    Prefix
    Но значительное различие в стиле изображений не позволили исследователю считать минусинские изображения оленей импортом из Причерноморья. Большую степень сходства она усматривала между минусинскими и чиликтинскими изображениями оленей
    Exact
    [31, с. 170 – 171]
    Suffix
    . Позднее С. А. Зинченко, проведя стилистический анализ минусинских и чиликтинских оленных блях, пришла к выводу, что минусинские образцы, несмотря на общее сходство с чиликтинскими изображениями оленя (6 в. до н. э.) с подогнутыми ногами и эсовидными рогами, во многом отличаются от них по стилистическим элементам.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    4481
    Prefix
    и чиликтинских оленных блях, пришла к выводу, что минусинские образцы, несмотря на общее сходство с чиликтинскими изображениями оленя (6 в. до н. э.) с подогнутыми ногами и эсовидными рогами, во многом отличаются от них по стилистическим элементам. Значительное сходство этих элементов, полагает С. А. Зинченко, может быть обнаружено на изображении оленей из кургана Аржана-2
    Exact
    [11, с. 162 – 163]
    Suffix
    . В 1973 г. В. В. Бобров в кандидатской диссертации предложил новую классификацию тагарских изображений оленя. Кроме материалов из минусинской котловины, большую часть которых составляли случайные находки, он использовал материалы из погребальных комплексов Ачинско-Мариинской лесостепи, полученные в результате археологических работ у с.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    5971
    Prefix
    Главным признаком выделения видов внутри этой группы являются особенности изображения рогов, а внутри подгрупп – варианты изображения рогов. Другие признаки, такие как положение ног, морда, глаз, пасть, ноздри, скулы, ухо, копыта, лопатка хвост, также были учтены
    Exact
    [2, с. 27 – 68]
    Suffix
    . На основе созданной классификации изображения тагарских оленей, им была предложена поливариантная модель последовательного развития таких изображений [2, с. 76 – 126]. Было выявлено сосуществование разных типов.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    6145
    Prefix
    Другие признаки, такие как положение ног, морда, глаз, пасть, ноздри, скулы, ухо, копыта, лопатка хвост, также были учтены [2, с. 27 – 68]. На основе созданной классификации изображения тагарских оленей, им была предложена поливариантная модель последовательного развития таких изображений
    Exact
    [2, с. 76 – 126]
    Suffix
    . Было выявлено сосуществование разных типов. Появление образа оленя в тагарской культуре В. В. Бобров связывает с влиянием саков Средней Азии [2, с. 162]. Появление бляшек с изображением оленя с подогнутыми ногами в тагарской культуре в целом отнесены исследователями к 5 в. до н. э. [13, с. 269; 31, с. 168].
    (check this in PDF content)

  10. Start
    6310
    Prefix
    На основе созданной классификации изображения тагарских оленей, им была предложена поливариантная модель последовательного развития таких изображений [2, с. 76 – 126]. Было выявлено сосуществование разных типов. Появление образа оленя в тагарской культуре В. В. Бобров связывает с влиянием саков Средней Азии
    Exact
    [2, с. 162]
    Suffix
    . Появление бляшек с изображением оленя с подогнутыми ногами в тагарской культуре в целом отнесены исследователями к 5 в. до н. э. [13, с. 269; 31, с. 168]. По мнению Н. Л. Членовой, изображения оленей с подогнутыми ногами существуют в Минусинской котловине до 3 – 2 вв. до н. э. [31, с. 181].
    (check this in PDF content)

  11. Start
    6609
    Prefix
    Появление бляшек с изображением оленя с подогнутыми ногами в тагарской культуре в целом отнесены исследователями к 5 в. до н. э. [13, с. 269; 31, с. 168]. По мнению Н. Л. Членовой, изображения оленей с подогнутыми ногами существуют в Минусинской котловине до 3 – 2 вв. до н. э.
    Exact
    [31, с. 181]
    Suffix
    . Появление оленных блях в тагарской культуре В. В. Бобров относит к концу 5 – началу 4 вв. до н. э., но отмечает, что в лесостепном варианте тагарской культуры Ачинско-Мариинской лесостепи они появляются немного позже – в 4 в до н. э., но существует здесь дольше, чем в Минусинской котловине.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    8045
    Prefix
    Схема предполагает развитие тагарских изображений оленей с подогнутыми ногами на основе исходной базовой художественной модели, которая в Березовском могильнике представлена изображением оленя с рогом в форме дуги с отростком. Появление новой иконографической схемы оленя с эсовидными рогами Г. Н. Курочкин относит сарагашенскому этапу тагарской культуры
    Exact
    [18, с. 101]
    Suffix
    . Изображений оленя в тагарской мелкой пластике очень много. Но значительную часть среди них составляют оленные бляшки – около 400 экз. [2, с. 4]. По предварительным подсчетам, за последние 40 лет полевых исследований их количество немного превышает 500 экз.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    8204
    Prefix
    Курочкин относит сарагашенскому этапу тагарской культуры [18, с. 101]. Изображений оленя в тагарской мелкой пластике очень много. Но значительную часть среди них составляют оленные бляшки – около 400 экз.
    Exact
    [2, с. 4]
    Suffix
    . По предварительным подсчетам, за последние 40 лет полевых исследований их количество немного превышает 500 экз. Несмотря на то, что оружие в тагарской культуре является одной из массовых категорий предметов, украшенных изображениями животных, из них предметов, декорированных образом оленя, известно значительно меньше (25 предметов).
    (check this in PDF content)

  14. Start
    9356
    Prefix
    Изображение оленя в позе с подогнутыми ногами (3 экз.) (рис. 1. 1 – 2) 1.1. Скульптурные изображения оленей в позе с подогнутыми ногам (2 экз.). Два экземпляра происходят из погребений (курган у д. Новомихайловка, м. 3; Серебряковский могильник, к. 16, м. 1)
    Exact
    [17, рис. 18.56; 22, рис. 106.12]
    Suffix
    . Изображение оленя на обушке чекана из Новомихайловского кургана двустороннее, но изображения с двух сторон отличаются друг от друга. Н. Ю. Кузьмин предполагал, что для отливки двустороннего изображения оленя, украшающего обушек чекана из Новомихайловского кургана, были использованы разные литейные формы [17, с. 28].
    (check this in PDF content)

  15. Start
    9711
    Prefix
    Изображение оленя на обушке чекана из Новомихайловского кургана двустороннее, но изображения с двух сторон отличаются друг от друга. Н. Ю. Кузьмин предполагал, что для отливки двустороннего изображения оленя, украшающего обушек чекана из Новомихайловского кургана, были использованы разные литейные формы
    Exact
    [17, с. 28]
    Suffix
    . Изображения оленей на обушках двух чеканов составляют однородную группу. На уменьшенном чекане из Серебряковского могильника изображение упрощенно и схематично в исполнении. Одним из общих признаков является изображение рогов животных в виде эсовидных отростков (3 или 4 отростка).
    (check this in PDF content)

  16. Start
    14383
    Prefix
    Бедро и лопатка декорированы завитками [сл. н., Батени, МКМ, инв. No 2369] (ри. 2.4). 2.1.1.2. Стоящий олень на кончиках копыт (2 экз.). Относятся к категории случайных находок – с. УстьАбаканское, местонахождение второго предмета неизвестно
    Exact
    [9, кат. 93; 14, VI. 2а, 2б]
    Suffix
    . Оба изображения едины по стилистическому исполнению. На плоскости рукоятей ножей рельефно изображены четыре фигурки оленей, расположенных друг над другом. Копыта животных как бы висят в воздух.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    19524
    Prefix
    No 3769], Батени [МКМ, инв. No 2369], Потехино [МКМ, инв. No 3772, 14, рис. VI.V], Коптерево [КККМ, инв. No 3749), Минусинский край [МКМ, инв. No 4266, 3765, 3938], Минуса [МКМ, инв. No 3758], Абакан
    Exact
    [30, табл. 34.41]
    Suffix
    , Бейское [9, кат. 148], местонахождение неизвестно [КККМ, инв. No 213-1]. Изображение головы схематично, основное внимание древнего мастера направлено на проработку сложного узора рогов животного.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    19553
    Prefix
    No 2369], Потехино [МКМ, инв. No 3772, 14, рис. VI.V], Коптерево [КККМ, инв. No 3749), Минусинский край [МКМ, инв. No 4266, 3765, 3938], Минуса [МКМ, инв. No 3758], Абакан [30, табл. 34.41], Бейское
    Exact
    [9, кат. 148]
    Suffix
    , местонахождение неизвестно [КККМ, инв. No 213-1]. Изображение головы схематично, основное внимание древнего мастера направлено на проработку сложного узора рогов животного. Морда оленя, как правило, узкая.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    19854
    Prefix
    Изображение головы схематично, основное внимание древнего мастера направлено на проработку сложного узора рогов животного. Морда оленя, как правило, узкая. На одном из изображений у оленя широко открыта пасть, глаз крупный круглый
    Exact
    [9, кат. 148]
    Suffix
    . Изображения рогов варьируется по степени схематичности (рис. 2.7 – 18). Рис. 3: Аналогии тагарским изображениям оленей: 1. Оленный камень из кургана Аржан [Приводится по: 8, рис. 3]; 2. Могильник Туран (Тува) [Приводится по: 7, рис. 1.7]; 3.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    23418
    Prefix
    Наиболее ранней стилистической группой, относящейся, вероятно, к аржано-майэмирской традиции являются изображения оленей на ножах, рукояти которых декорированы ярусными изображениями животных в позе «на цыпочках». Таких ножей известно три. Это ножи из с. Усть-Абаканское
    Exact
    [9, кат. 93]
    Suffix
    , с. Городок, местонахождение третьей находки неизвестно [14, рис. VI. 2а, 2б] (рис. 2. 1,2). Навершия ножей оформлены фигуркой кошачьего хищника. Н. Л. Членова выделила их в отдельную группу «западного» стиля и отнесла к 6 в. до н. э. по типу ножей [31, с. 189; 30, с. 130 – 131].
    (check this in PDF content)

  21. Start
    23489
    Prefix
    Наиболее ранней стилистической группой, относящейся, вероятно, к аржано-майэмирской традиции являются изображения оленей на ножах, рукояти которых декорированы ярусными изображениями животных в позе «на цыпочках». Таких ножей известно три. Это ножи из с. Усть-Абаканское [9, кат. 93], с. Городок, местонахождение третьей находки неизвестно
    Exact
    [14, рис. VI. 2а, 2б]
    Suffix
    (рис. 2. 1,2). Навершия ножей оформлены фигуркой кошачьего хищника. Н. Л. Членова выделила их в отдельную группу «западного» стиля и отнесла к 6 в. до н. э. по типу ножей [31, с. 189; 30, с. 130 – 131].
    (check this in PDF content)

  22. Start
    24409
    Prefix
    на подгорновском этапе тагарской культуры, что фиксируется в погребальных памятниках этого времени в могильниках Гришкин Лог, курган 20 м. 2, Подгорное озера, курган 33, м. 21, Кичик-Кюзюр, курган 2, м. [32, рис. 17.9; 9, кат. 151, 152]. Ярусные изображения в тагарской культуре известны в декоре рукояти кинжала из Новопятницкого клада [КККМ, инв. No 9766/14]
    Exact
    [3, с. 70 – 72, рис. I]
    Suffix
    . Изображения зверей на кинжале выполнены в традициях, соответствующих раннескифскому изобразительному канону. Д. Г. Савинов относил ножи с таким декором к середине 7 – концу 6 вв. до н. э. [27, с. 98 – 99].
    (check this in PDF content)

  23. Start
    24626
    Prefix
    I]. Изображения зверей на кинжале выполнены в традициях, соответствующих раннескифскому изобразительному канону. Д. Г. Савинов относил ножи с таким декором к середине 7 – концу 6 вв. до н. э.
    Exact
    [27, с. 98 – 99]
    Suffix
    . Известен нож из могильника Означенное, курган 10, рукоять которого декорирована ярусными изображениями кабанов в подобной позе, но стилистически уже заметны следы упрощения изображения.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    24946
    Prefix
    Известен нож из могильника Означенное, курган 10, рукоять которого декорирована ярусными изображениями кабанов в подобной позе, но стилистически уже заметны следы упрощения изображения. Могильник Означенное хронологически соотнесен с биджинским этапом тагарской культуры (5 – 4 вв. до н. э.)
    Exact
    [29, с. 225 – 226, рис. 1.4)]
    Suffix
    . Ближайшие аналогии тагарским изображениям оленей на цыпочках происх одят из могильника Туран (7 – 5 вв. до н. э.) [7, рис. 3] (рис. 3.2). Рукоять ножа украшена изображением четырех фигурок стоящих оленей, практически идентичных тагарским.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    25090
    Prefix
    Могильник Означенное хронологически соотнесен с биджинским этапом тагарской культуры (5 – 4 вв. до н. э.) [29, с. 225 – 226, рис. 1.4)]. Ближайшие аналогии тагарским изображениям оленей на цыпочках происх одят из могильника Туран (7 – 5 вв. до н. э.)
    Exact
    [7, рис. 3]
    Suffix
    (рис. 3.2). Рукоять ножа украшена изображением четырех фигурок стоящих оленей, практически идентичных тагарским. Навершие ножа, как и у тагарских образцов, венчает фигурка кошачьего хищника. Таким образом, аналогии изображений животных в позе на цыпочках прослеживаются из погребальных комплексов тагарской культуры с подгорновского времени.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    25556
    Prefix
    Таким образом, аналогии изображений животных в позе на цыпочках прослеживаются из погребальных комплексов тагарской культуры с подгорновского времени. Нож из могильника Означенное Д. Г. предложил считать раритетом и отнес его к предшествующему времени
    Exact
    [27, с. 99]
    Suffix
    . Территория распространения изображений копытных в позе «на цыпочках» довольно обширна: такие изображения известны в первую очередь на оленных камнях, в петроглифах, различных категориях инвентаря в Туве, Приаралье, Казахстане, Алтае, Киргизии, Кавказе, Ордосе.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    25956
    Prefix
    Территория распространения изображений копытных в позе «на цыпочках» довольно обширна: такие изображения известны в первую очередь на оленных камнях, в петроглифах, различных категориях инвентаря в Туве, Приаралье, Казахстане, Алтае, Киргизии, Кавказе, Ордосе. На такое положение ног копытных в раннескифском искусстве Центральной Азии уже обращали внимание исследователи
    Exact
    [31; 7, с. 222 – 232]
    Suffix
    . Ярусность, а также положение копыт в позе «на цыпочках» являются признаком раннескифского изобразительного канона [26, с. 41 – 42]. Возможно, к той же стилистической традиции относится изображение стоящего оленя на рукояти ножа из Батени [МКМ, инв.
    (check this in PDF content)

  28. Start
    26100
    Prefix
    На такое положение ног копытных в раннескифском искусстве Центральной Азии уже обращали внимание исследователи [31; 7, с. 222 – 232]. Ярусность, а также положение копыт в позе «на цыпочках» являются признаком раннескифского изобразительного канона
    Exact
    [26, с. 41 – 42]
    Suffix
    . Возможно, к той же стилистической традиции относится изображение стоящего оленя на рукояти ножа из Батени [МКМ, инв. No 2369]. Он близок по постановке ног, поднятой вверх голове, изображению рогов изображениям на оленных камнях из кургана Аржан [8, рис. 3]; Орзаксы, Туранского камня [7, рис. 1.12] (рис. 3. 1, 3, 4).
    (check this in PDF content)

  29. Start
    26375
    Prefix
    Возможно, к той же стилистической традиции относится изображение стоящего оленя на рукояти ножа из Батени [МКМ, инв. No 2369]. Он близок по постановке ног, поднятой вверх голове, изображению рогов изображениям на оленных камнях из кургана Аржан
    Exact
    [8, рис. 3]
    Suffix
    ; Орзаксы, Туранского камня [7, рис. 1.12] (рис. 3. 1, 3, 4). Оформление лопатки и бедра животного завитками в виде полукруга у оленя на тагарском ноже сходно моделировкой тела оленя на оленном камне из Аржана-1.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    26415
    Prefix
    Возможно, к той же стилистической традиции относится изображение стоящего оленя на рукояти ножа из Батени [МКМ, инв. No 2369]. Он близок по постановке ног, поднятой вверх голове, изображению рогов изображениям на оленных камнях из кургана Аржан [8, рис. 3]; Орзаксы, Туранского камня
    Exact
    [7, рис. 1.12]
    Suffix
    (рис. 3. 1, 3, 4). Оформление лопатки и бедра животного завитками в виде полукруга у оленя на тагарском ноже сходно моделировкой тела оленя на оленном камне из Аржана-1. Это является одной из особенностей ранней изобразительной традиции [35, с. 246] (рис. 2.4; 3.1).
    (check this in PDF content)

  31. Start
    26674
    Prefix
    Оформление лопатки и бедра животного завитками в виде полукруга у оленя на тагарском ноже сходно моделировкой тела оленя на оленном камне из Аржана-1. Это является одной из особенностей ранней изобразительной традиции
    Exact
    [35, с. 246]
    Suffix
    (рис. 2.4; 3.1). К ранней группе аржано-маэмирской традиции, возможно, относится изображение оленьей головы с вытянутой мордой и рогами вверх на рукояти тагарского ножа из с. Бейское [9, кат. 148].
    (check this in PDF content)

  32. Start
    26877
    Prefix
    Это является одной из особенностей ранней изобразительной традиции [35, с. 246] (рис. 2.4; 3.1). К ранней группе аржано-маэмирской традиции, возможно, относится изображение оленьей головы с вытянутой мордой и рогами вверх на рукояти тагарского ножа из с. Бейское
    Exact
    [9, кат. 148]
    Suffix
    . Пасть оленя широко открыта. Такое изображение пасти оленя делает его похожими на изображения в петроглифах аржано-майэммирского стиля и на оленных камнях монголо-забайкальского типа. Вероятно, открытая пасть, наряду с клювообразной мордой или головой – признак раннескифской изобразительной традиции.
    (check this in PDF content)

  33. Start
    27397
    Prefix
    Вероятно, открытая пасть, наряду с клювообразной мордой или головой – признак раннескифской изобразительной традиции. Такие изображения пасти известны по изображениям животных на обломке оленного камня из кургана Аржан-1, на рукояти бронзового ножа из Турана (Тува), относящимся к раннескифскому времени
    Exact
    [19, рис. 3]
    Suffix
    , а также на Туранском камне из Орзаксы (Тува) [7, рис. 1.9, 12], петроглифах Монголии (рис. 3.2,4). М. П. Завитухина датировала данный нож 6 – 5 вв. до н. э. [9, с. 61]. Возможно, развитие этой стилистической традиции представляет группа изображений оленей с рогами, идущими вверх и/или только оленьих рогов.
    (check this in PDF content)

  34. Start
    27455
    Prefix
    Такие изображения пасти известны по изображениям животных на обломке оленного камня из кургана Аржан-1, на рукояти бронзового ножа из Турана (Тува), относящимся к раннескифскому времени [19, рис. 3], а также на Туранском камне из Орзаксы (Тува)
    Exact
    [7, рис. 1.9, 12]
    Suffix
    , петроглифах Монголии (рис. 3.2,4). М. П. Завитухина датировала данный нож 6 – 5 вв. до н. э. [9, с. 61]. Возможно, развитие этой стилистической традиции представляет группа изображений оленей с рогами, идущими вверх и/или только оленьих рогов.
    (check this in PDF content)

  35. Start
    27575
    Prefix
    Такие изображения пасти известны по изображениям животных на обломке оленного камня из кургана Аржан-1, на рукояти бронзового ножа из Турана (Тува), относящимся к раннескифскому времени [19, рис. 3], а также на Туранском камне из Орзаксы (Тува) [7, рис. 1.9, 12], петроглифах Монголии (рис. 3.2,4). М. П. Завитухина датировала данный нож 6 – 5 вв. до н. э.
    Exact
    [9, с. 61]
    Suffix
    . Возможно, развитие этой стилистической традиции представляет группа изображений оленей с рогами, идущими вверх и/или только оленьих рогов. Изображения отличаются степенью условности. Все они происходят из случайных находок, что затрудняет хронологическую атрибуцию.
    (check this in PDF content)

  36. Start
    27925
    Prefix
    Возможно, развитие этой стилистической традиции представляет группа изображений оленей с рогами, идущими вверх и/или только оленьих рогов. Изображения отличаются степенью условности. Все они происходят из случайных находок, что затрудняет хронологическую атрибуцию. На них впервые обратила внимание Н. Л. Членова
    Exact
    [31, с. 184]
    Suffix
    . Область распространения таких изображений она ограничила территорией между Нижним Поволжьем и Минусинским краем. Аналогий таким изображениям немного. Наиболее близкие по типу изображения происходят из могильника Чинге, кургана 27 (Тува), Калининского могильника, курган 8, погребение 35 и из Ордоса [16, рис. 6] (рис. 3.6-8).
    (check this in PDF content)

  37. Start
    28261
    Prefix
    Аналогий таким изображениям немного. Наиболее близкие по типу изображения происходят из могильника Чинге, кургана 27 (Тува), Калининского могильника, курган 8, погребение 35 и из Ордоса
    Exact
    [16, рис. 6]
    Suffix
    (рис. 3.6-8). Из кургана 27 могильника Чинге (5 – 3 вв. до н. э.) происходит нож, рукоять которого декорирована стилизованной головкой оленя с двумя вертикальными волнообразными рогами. Это изображение по стилю выполнения наиболее близко к тагарским изображениям оленьих рогов на рукояти ножей и связано с этой же категорией инвентаря.
    (check this in PDF content)

  38. Start
    28862
    Prefix
    Бобровым уже было отмечено сходство в положении ног, морды, некоторых элементов в исполнении рогов у изображений оленя с подогнутыми ногами и повернутой назад головой на ноже из с Аешка и оленя выбитого на камне с реки Иволги
    Exact
    [23, рис. 2; 2, с. 89]
    Suffix
    (рис. 3.5). Сама манера исполнения – моделировка тела оленя напоминает аппликации из пазырыкских курганов. А. П. Окладников датировал Иволгинский оленный камень временем около 7 – 5 вв. до н. э. и синхронизировал его с ранними плиточными могилами Забайкалья [23, с. 218].
    (check this in PDF content)

  39. Start
    29155
    Prefix
    Сама манера исполнения – моделировка тела оленя напоминает аппликации из пазырыкских курганов. А. П. Окладников датировал Иволгинский оленный камень временем около 7 – 5 вв. до н. э. и синхронизировал его с ранними плиточными могилами Забайкалья
    Exact
    [23, с. 218]
    Suffix
    . По классификации Н. Л. Членовой ножи, подобные ножу из с Аешка (с расширяющейся вверх и закругленной ручкой с круглым отверстием), встречаются в тагарских комплексах с 5 – 4 вв. до н. э. [30, с. 183].
    (check this in PDF content)

  40. Start
    29425
    Prefix
    По классификации Н. Л. Членовой ножи, подобные ножу из с Аешка (с расширяющейся вверх и закругленной ручкой с круглым отверстием), встречаются в тагарских комплексах с 5 – 4 вв. до н. э.
    Exact
    [30, с. 183]
    Suffix
    . Из представленных выше тагарских ножей к ранним, отличающимся массивностью и выраженностью выступа между лезвием рукоятью, можно отнести ножи с ярусными изображениями животных на цыпочках.
    (check this in PDF content)

  41. Start
    30363
    Prefix
    Новомихайловка (Хакасско-Минусинская котловина) и Серебряковского могильника (Ачинско-Мариинская лесостепь) составляют единую стилистическую группу с изображениями оленей с эсовидными рогами в виде оленных бляшек (рис. 1.1 – 2). По ряду признаков, в том числе форме рогов, их можно отнести к группе I вида I по классификации, предложенной В. В. Бобровым
    Exact
    [2, с. 28 – 29]
    Suffix
    . По типу вещей могила 2 кургана у д. Новомихайловка датирована 4-первой половиной 3 вв. до н. э. [17, с. 28]. Курган 16 могильника Серебряково по характеру погребальных сооружений и погребальному инвентарю может быть отнесен к 3(2) – 1 вв. до н. э. [20, с. 195 – 196; 2, с. 112].
    (check this in PDF content)

  42. Start
    30485
    Prefix
    По ряду признаков, в том числе форме рогов, их можно отнести к группе I вида I по классификации, предложенной В. В. Бобровым [2, с. 28 – 29]. По типу вещей могила 2 кургана у д. Новомихайловка датирована 4-первой половиной 3 вв. до н. э.
    Exact
    [17, с. 28]
    Suffix
    . Курган 16 могильника Серебряково по характеру погребальных сооружений и погребальному инвентарю может быть отнесен к 3(2) – 1 вв. до н. э. [20, с. 195 – 196; 2, с. 112]. Вероятно, изображения оленей с подогнутыми ногами на обушке чеканов в тагарской культуре появляются на сарагашенском этапе тагарской культуры, возможно, в 4 – первой половине 3 вв. до н. э.
    (check this in PDF content)

  43. Start
    30635
    Prefix
    Новомихайловка датирована 4-первой половиной 3 вв. до н. э. [17, с. 28]. Курган 16 могильника Серебряково по характеру погребальных сооружений и погребальному инвентарю может быть отнесен к 3(2) – 1 вв. до н. э.
    Exact
    [20, с. 195 – 196; 2, с. 112]
    Suffix
    . Вероятно, изображения оленей с подогнутыми ногами на обушке чеканов в тагарской культуре появляются на сарагашенском этапе тагарской культуры, возможно, в 4 – первой половине 3 вв. до н. э. Из Ачинско-Мариинского района из могильника Ягуня, кургана 1, м. 3 происходит чекан, обушек которого декорир ован скульптурным изображением оленьих рогов [КОКМ, инв.
    (check this in PDF content)

  44. Start
    31162
    Prefix
    Из Ачинско-Мариинского района из могильника Ягуня, кургана 1, м. 3 происходит чекан, обушек которого декорир ован скульптурным изображением оленьих рогов [КОКМ, инв. No ОФ 8528/70]. Курган 1 датирован А. И. Мартыновым по характеру обряда погребений, погребальному инвентарю концом 3 в. до н. э.
    Exact
    [21, с. 223]
    Suffix
    . Вероятно, временем не ранее 4 – 3 вв. до н. э. датированы чеканы с изображениями стоящего оленя на обушке. Один из предметов происходит из Кадатского могильника, в кургане, датированном по серии бронзовых вещей 3 в. до н. э. [4, с. 51] (рис. 1.5).
    (check this in PDF content)

  45. Start
    31411
    Prefix
    Вероятно, временем не ранее 4 – 3 вв. до н. э. датированы чеканы с изображениями стоящего оленя на обушке. Один из предметов происходит из Кадатского могильника, в кургане, датированном по серии бронзовых вещей 3 в. до н. э.
    Exact
    [4, с. 51]
    Suffix
    (рис. 1.5). Изображение оленя в позе с подогнутой и вытянутой вперед передней ногой на втулке чекана [сл. н., КККМ, инв. номер утрачен] синхронно изображениям оленей в позе с подогнутыми ногами на оленных бляшках, которые, исходя из сложившихся представлений об их хронологии, появляются в тагарской культуре в 5 в. до н. э. (на противоположной стороне втулки этого же чекана изо
    (check this in PDF content)

  46. Start
    32158
    Prefix
    В тагарской мелкой пластике такая поза у копытных известна на шиле-вкладыше, которое декорировано фигуркой козла в подобной позе [МКМ, инв. No 3865], но в большей степени изображения лошадей в подобной позе известны в наскальном искусстве Минусинской котовины (Оглахты)
    Exact
    [35, рис. 120; 28, рис. 3Д]
    Suffix
    (рис. 3.10; 12 – 15). На оленных камнях Монголии есть единичные изображения копытных в такой позе [5, табл. 31, 40.1, 41, 116] (рис. 3.9). Подобных изображению оленя с вытянутой вперед передней ногой и вывернутым крупом на перекрестье тагарского кинжала из М.
    (check this in PDF content)

  47. Start
    32918
    Prefix
    Подобные изображения есть в наскальном искусстве тагарской культуры (Бейская стела, Абакано-Перевоз), где изображены лошади с вывернутым крупом но передняя нога естественно подогнута под туловище
    Exact
    [28, табл. 9.7-9]
    Suffix
    (рис. 3.19 – 20). Изображения копытных с вывернутым крупом известны из пятого пазырыкского кургана, втор ого Башадарского [24, рис. 55, 82; 25, табл. XXXI] (рис. 3.16 – 17). Изображения с подогнутыми задними ногами и вытянутыми передними есть в пазырыкском и туэктинском курганах [25, рис. 142]).
    (check this in PDF content)

  48. Start
    33232
    Prefix
    Изображения копытных с вывернутым крупом известны из пятого пазырыкского кургана, втор ого Башадарского [24, рис. 55, 82; 25, табл. XXXI] (рис. 3.16 – 17). Изображения с подогнутыми задними ногами и вытянутыми передними есть в пазырыкском и туэктинском курганах
    Exact
    [25, рис. 142]
    Suffix
    ). Но, пожалуй, самые ранние изображения животных с вытянутыми передними ногами происходят из кургана Аржан-2 [33, рис. 1]. По своей позе, выбору образа и предмета в декоре которого выполнено изображение, олени на перекрестье тагарского кинжала с Малой Ини ближе всего к фрагменту золотой накладки на ножнах кинжала из кургана Иссык (Казахстан) (4 – 3 вв. до н. э.) [1, табл. 26] (рис. 3.2
    (check this in PDF content)

  49. Start
    33361
    Prefix
    Изображения с подогнутыми задними ногами и вытянутыми передними есть в пазырыкском и туэктинском курганах [25, рис. 142]). Но, пожалуй, самые ранние изображения животных с вытянутыми передними ногами происходят из кургана Аржан-2
    Exact
    [33, рис. 1]
    Suffix
    . По своей позе, выбору образа и предмета в декоре которого выполнено изображение, олени на перекрестье тагарского кинжала с Малой Ини ближе всего к фрагменту золотой накладки на ножнах кинжала из кургана Иссык (Казахстан) (4 – 3 вв. до н. э.) [1, табл. 26] (рис. 3.21), но стилистически изображения разные.
    (check this in PDF content)

  50. Start
    33619
    Prefix
    По своей позе, выбору образа и предмета в декоре которого выполнено изображение, олени на перекрестье тагарского кинжала с Малой Ини ближе всего к фрагменту золотой накладки на ножнах кинжала из кургана Иссык (Казахстан) (4 – 3 вв. до н. э.)
    Exact
    [1, табл. 26]
    Suffix
    (рис. 3.21), но стилистически изображения разные. По стилю тагарские олени ближе к алтайским изображениям пазырыкского времени и, возможно, хронологически синхронны им. Хронология изображений животных в подобной позе находится в орбите общей дискуссии о времени возникновения культур раннего железного века на СаяноАлтайском нагорье [например, 10, с. 23 – 25; 34, с. 69
    (check this in PDF content)

  51. Start
    34436
    Prefix
    На фоне тагарских изображений оленей выделяется изображение оленя в позе с подогнутыми ногами на рукояти тагарского ножа из с. Потехино [МКМ, инв. No 3775] (рис. 2.5). Подобные по типу ножи встречаются в тагарских комплексах 4 – 3 вв. до н. э.
    Exact
    [30, с. 183]
    Suffix
    . Н ехарактерно размещение оленя на ноже – голова животного изображена на одной стороне рукояти, туловище на другой стороне, а также изображение рогов животного. Таким образом, изображений оленей в декоре предметов вооружения немного, но они довольно таки разнообразны и демонстрируют различные изобразительные традиции.
    (check this in PDF content)