The 57 reference contexts in paper S. Bakhitov B., С. Бахитов Б. (2016) “АВАНГАРД И КАПИТАЛИЗМ В ЗЕРКАЛЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ // AVANT-GARDISM AND CAPITALISM IN THE MIRROR OF PHILOSOPHY OF HISTORY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2016:i:2:p:7-12

  1. Start
    1822
    Prefix
    Отец скептицизма Пиррон советовал избегать суждений, касающихся прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого, т. к. они мешают достижению высшей невозмутимости, апатии. Релятивизм ныне в моде. Так, для Т. Бинкли и Леонардо да Винчи, и М. Дюшан, пририсовавший репродукции «Джоконды» усы и бороду, – в равной степени художники
    Exact
    [1, с. 291]
    Suffix
    . К сожалению или к счастью, историк не может быть апатичным, т. к. его исследование всегда основано на соотнесении исследуемого со своим личным опытом и с общим видением исторического процесса.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3528
    Prefix
    Но победа этой демократии отнюдь не означала победы равенства, наоборот, она стала основой для закрепления неравенства между народами, между классами, между народом и правящей от его имени номенклатурой, лидеры которой стали «воплощением демократии»
    Exact
    [6, с. 21 – 48]
    Suffix
    . С утверждением управляемых номенклатурой массовых демократий утверждаются массовое холуйство и репрессии, аморализм, коррупция, засилье посредственности [6, с. 58 – 85]. Как пишет М. Кантор: «Великое демократии противопоказано – общество равных инстинктивно опасается проявления гения, вдруг это приведет к ущемлению амбиций рядовых граждан» [6, с. 95].
    (check this in PDF content)

  3. Start
    3693
    Prefix
    не означала победы равенства, наоборот, она стала основой для закрепления неравенства между народами, между классами, между народом и правящей от его имени номенклатурой, лидеры которой стали «воплощением демократии» [6, с. 21 – 48]. С утверждением управляемых номенклатурой массовых демократий утверждаются массовое холуйство и репрессии, аморализм, коррупция, засилье посредственности
    Exact
    [6, с. 58 – 85]
    Suffix
    . Как пишет М. Кантор: «Великое демократии противопоказано – общество равных инстинктивно опасается проявления гения, вдруг это приведет к ущемлению амбиций рядовых граждан» [6, с. 95]. Воплощением победы посредственности в искусстве, по мнению М.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    3876
    Prefix
    С утверждением управляемых номенклатурой массовых демократий утверждаются массовое холуйство и репрессии, аморализм, коррупция, засилье посредственности [6, с. 58 – 85]. Как пишет М. Кантор: «Великое демократии противопоказано – общество равных инстинктивно опасается проявления гения, вдруг это приведет к ущемлению амбиций рядовых граждан»
    Exact
    [6, с. 95]
    Suffix
    . Воплощением победы посредственности в искусстве, по мнению М. Кантора, и стал авангард. Если мы рассмотрим судьбы таких представителей раннего русского авангарда, как К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов, В.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    4709
    Prefix
    Кантор: «Для каждого адвоката, дантиста, риэлтора невозможно нарисовать «Взятие крестоносцами Константинополя», и не всякому дантисту это событие интересно. Но пейзаж с ракитой нарисовать можно, рынок на ракиты немереный»
    Exact
    [6, с. 453]
    Suffix
    . Автор статьи и сам поклонник импрессионизма, но признать долю истины в рассуждениях М. Кантора стоит. Яркая черта модернизма тех лет – желание быть современным и актуальным в будущем, для чего собственно и придумывались новые стили.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    5244
    Prefix
    Утверждение авангардизма привело, по его мнению, к легитимации посредственности: «Теперь всякий может быть художником, всякий может стать потребителем искусства, а стоимость произведения складывается из оборота общих интересов»
    Exact
    [6, с. 453]
    Suffix
    . Данное мнение полностью подтверждает дальнейшая история авангардизма. Достаточно вспомнить появление такого направления, как арт брют, изначально ориентированный на «интуитивное» искусство непрофессионалов [3, с. 173].
    (check this in PDF content)

  7. Start
    5452
    Prefix
    Данное мнение полностью подтверждает дальнейшая история авангардизма. Достаточно вспомнить появление такого направления, как арт брют, изначально ориентированный на «интуитивное» искусство непрофессионалов
    Exact
    [3, с. 173]
    Suffix
    . Описывая нравы русских авангардистов начала ХХ в., М. Кантор отмечает, что они ревностно толкались локтями, не пуская соседа в будущее [6, с. 390]. При этом в борьбе использовалась порой не только революционная фраза, но и власть.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    5588
    Prefix
    Достаточно вспомнить появление такого направления, как арт брют, изначально ориентированный на «интуитивное» искусство непрофессионалов [3, с. 173]. Описывая нравы русских авангардистов начала ХХ в., М. Кантор отмечает, что они ревностно толкались локтями, не пуская соседа в будущее
    Exact
    [6, с. 390]
    Suffix
    . При этом в борьбе использовалась порой не только революционная фраза, но и власть. Всем известна хрестоматийная история, как К. Малевич выгнал из Витебска М. Шагала, так что можно предположить, что главным двигателем «развития» новых стилей была конкуренция за «актуальность».
    (check this in PDF content)

  9. Start
    6229
    Prefix
    Малевичем манифесте «Супрематическое зеркало» тот перечислил важнейшие ценности в истории человечества (Бог, Душа, Дух, Жизнь, Религия, Техника, Искусство, Наука и т. д.), обвел их скобкой и поставил рядом ноль
    Exact
    [6, с. 397]
    Suffix
    . Сам М. Кантор видит тут в первую очередь войну против христианского гуманизма [6, с. 417]. На наш взгляд, не стоит настаивать на христианском содержании гуманизма, гуманизм присутствует во всех религиях, ведущих родословную от «осевого времени», равно как и в связанных с ними философских системах, включая атеистические, например марксизм.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    6312
    Prefix
    Малевичем манифесте «Супрематическое зеркало» тот перечислил важнейшие ценности в истории человечества (Бог, Душа, Дух, Жизнь, Религия, Техника, Искусство, Наука и т. д.), обвел их скобкой и поставил рядом ноль [6, с. 397]. Сам М. Кантор видит тут в первую очередь войну против христианского гуманизма
    Exact
    [6, с. 417]
    Suffix
    . На наш взгляд, не стоит настаивать на христианском содержании гуманизма, гуманизм присутствует во всех религиях, ведущих родословную от «осевого времени», равно как и в связанных с ними философских системах, включая атеистические, например марксизм.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    6669
    Prefix
    На наш взгляд, не стоит настаивать на христианском содержании гуманизма, гуманизм присутствует во всех религиях, ведущих родословную от «осевого времени», равно как и в связанных с ними философских системах, включая атеистические, например марксизм. Модернизм в данном случае просто эксплуатировал разрушительные стороны массовой культуры, воспринятые глазами радикала-нигилиста
    Exact
    [6, с. 420]
    Suffix
    . Главным, однако, по мнению М. Кантора, было то, что авангард – это искусство Мировой демократической (на наш взгляд, скорее буржуазнобюрократической) войны 1914 – 1991 гг., ведомой за демократическим (на наш взгляд – капиталистическим) обезличиванием: «От художника-авангардиста в России, как и от члена рексистского союза в Бельгии, требовалось немного – ни особых умений, ни талантов
    (check this in PDF content)

  12. Start
    7144
    Prefix
    (на наш взгляд, скорее буржуазнобюрократической) войны 1914 – 1991 гг., ведомой за демократическим (на наш взгляд – капиталистическим) обезличиванием: «От художника-авангардиста в России, как и от члена рексистского союза в Бельгии, требовалось немного – ни особых умений, ни талантов, ни знаний – только истовая вера в великую силу современности, в новую реальность, новый порядок»
    Exact
    [6, с. 411]
    Suffix
    . Проблема вырождения культуры становится актуальной на Западе в период между двумя мировыми войнами. Так, О. Шпенглер в своем опубликованном в 1922 г. втором томе «Заката Европы» рассматривал подобное вырождение как общий удел всех приходящих в упадок цивилизаций: «Вновь и вновь во всех мировых столицах всех цивилизаций повторяется переход от напряженнейшей практической мыслительной рабо
    (check this in PDF content)

  13. Start
    7794
    Prefix
    всех цивилизаций повторяется переход от напряженнейшей практической мыслительной работы к ее противоположности, сознательно вызываемому расслаблению, духовное напряжение заменяется телесным, спортивным напряжением, телесное – чувственным «наслаждением» и духовным «возбуждением» посредством игры и пари, чистая логика повседневной работы замещается сознательно употребляемой музыкой»
    Exact
    [11, с. 106]
    Suffix
    . В конечном счете, пишет О. Шпенглер, исчезает целая пирамида пригодных для культуры людей [11, с. 109]. Развитие культуры останавливается, замещается борьбой денег и власти, которая заканчивается победой крови и деспотизма [11, с. 538 – 539].
    (check this in PDF content)

  14. Start
    7892
    Prefix
    , сознательно вызываемому расслаблению, духовное напряжение заменяется телесным, спортивным напряжением, телесное – чувственным «наслаждением» и духовным «возбуждением» посредством игры и пари, чистая логика повседневной работы замещается сознательно употребляемой музыкой» [11, с. 106]. В конечном счете, пишет О. Шпенглер, исчезает целая пирамида пригодных для культуры людей
    Exact
    [11, с. 109]
    Suffix
    . Развитие культуры останавливается, замещается борьбой денег и власти, которая заканчивается победой крови и деспотизма [11, с. 538 – 539]. К. Ясперс в 1931 г. незадолго до прихода к власти Гитлера пытался найти причины кризиса культуры в организации общества: «Там, где мерой человека является средняя производительность, индивид, как таковой, безразличен <.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    8016
    Prefix
    Шпенглер, исчезает целая пирамида пригодных для культуры людей [11, с. 109]. Развитие культуры останавливается, замещается борьбой денег и власти, которая заканчивается победой крови и деспотизма
    Exact
    [11, с. 538 – 539]
    Suffix
    . К. Ясперс в 1931 г. незадолго до прихода к власти Гитлера пытался найти причины кризиса культуры в организации общества: «Там, где мерой человека является средняя производительность, индивид, как таковой, безразличен <.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    8370
    Prefix
    Ясперс в 1931 г. незадолго до прихода к власти Гитлера пытался найти причины кризиса культуры в организации общества: «Там, где мерой человека является средняя производительность, индивид, как таковой, безразличен <...> Создается впечатление, что мир попадает под власть посредственности, людей без судьбы, без различий и без подлинной человеческой сущности»
    Exact
    [12, с. 42]
    Suffix
    . Всеобщее господство посредственности в рамках массового порядка создает условия для упадка искусства: «В качестве развлечения оно, правда, освобождается от принудительности трудовой деятельности, но не может предъявлять требования к самобытию человека» [12, с. 120].
    (check this in PDF content)

  17. Start
    8615
    Prefix
    Всеобщее господство посредственности в рамках массового порядка создает условия для упадка искусства: «В качестве развлечения оно, правда, освобождается от принудительности трудовой деятельности, но не может предъявлять требования к самобытию человека»
    Exact
    [12, с. 120]
    Suffix
    . Без элемента трансцендентного искусство обречено на превращение в коммерческое шоу, художник остается без направляющей его жизнь идеи. Массовая бюрократизация жизни вместе с капиталистической конкуренцией становятся основой отчуждения, корень которого, как выявил еще К.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    9296
    Prefix
    Чем больше трудится наемный работник, продавая свою рабочую силу, тем более он превращается в узкоспециализированный винтик бизнес-процесса, тем более он зависим от чуждых и враждебных ему сил капитала, тем более труд из творческого процесса превращается в простое добывание средств к существованию
    Exact
    [9, с. 91]
    Suffix
    . Естественно, деятели культуры эпохи капитализма всегда протестовали против приравнивания их к пролетариям умственного труда. Авангардистский теоретик Х. Ортега-и-Гасет в 1925 г. призывал к созданию элитарного искусства, очищенного от проблем обыденности, трансцендентности и традиции [10, с. 237].
    (check this in PDF content)

  19. Start
    9574
    Prefix
    Естественно, деятели культуры эпохи капитализма всегда протестовали против приравнивания их к пролетариям умственного труда. Авангардистский теоретик Х. Ортега-и-Гасет в 1925 г. призывал к созданию элитарного искусства, очищенного от проблем обыденности, трансцендентности и традиции
    Exact
    [10, с. 237]
    Suffix
    . Новое искусство, согласно испанскому философу, должно полностью отрицать старое, быть сродни спортивной игре или развлечению и одновременно содержать в себе мальчишескую насмешку над одряхлевшим миром, надоевшей трансцендентностью и самим собой [10, с. 255 – 260].
    (check this in PDF content)

  20. Start
    9813
    Prefix
    Новое искусство, согласно испанскому философу, должно полностью отрицать старое, быть сродни спортивной игре или развлечению и одновременно содержать в себе мальчишескую насмешку над одряхлевшим миром, надоевшей трансцендентностью и самим собой
    Exact
    [10, с. 255 – 260]
    Suffix
    . Дальнейшее развитие этих мыслей можно найти в книге американского философа П. Тиллиха «Мужество быть» (1952 г.), весьма оригинально превозносившего авангардизм в противовес реализму: «Создатели <...> современного искусства смогли увидеть отсутствие смысла в нашем существовании; они соучаствуют в присущем ему отчаянии» [10, с. 191].
    (check this in PDF content)

  21. Start
    10233
    Prefix
    Тиллиха «Мужество быть» (1952 г.), весьма оригинально превозносившего авангардизм в противовес реализму: «Создатели <...> современного искусства смогли увидеть отсутствие смысла в нашем существовании; они соучаствуют в присущем ему отчаянии»
    Exact
    [10, с. 191]
    Suffix
    . Сейчас, через полвека, мы можем сказать, что бегство от реальности оказалось неудачной стратегией. Идейное развитие протестного абстракционизма в живописи, думается, закончилось на «Черном квадрате» К.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    10533
    Prefix
    Идейное развитие протестного абстракционизма в живописи, думается, закончилось на «Черном квадрате» К. Малевича, проповедуемое Х. Ортегой-и-Гасетом выпячивание на передний план мельчайших жизненных деталей
    Exact
    [10, с. 250]
    Suffix
    привело в своем развитии к попарту, «мыльным» сериалам и «Дому-2», а изыски сюрреалистов – к мрачным триллерам и ирреальным детективам. Отказ от традиции привел того же Ж. Дюбюффе к поиску вдохновения в искусстве душевнобольных [3, с. 173].
    (check this in PDF content)

  23. Start
    10757
    Prefix
    Ортегой-и-Гасетом выпячивание на передний план мельчайших жизненных деталей [10, с. 250] привело в своем развитии к попарту, «мыльным» сериалам и «Дому-2», а изыски сюрреалистов – к мрачным триллерам и ирреальным детективам. Отказ от традиции привел того же Ж. Дюбюффе к поиску вдохновения в искусстве душевнобольных
    Exact
    [3, с. 173]
    Suffix
    . Что же касается «элитарной» культуры, то она давно превратилась в снобистскую. По мнению современного отечественного философа А. Н. Ильина: «Привлекательность арт-рынка состоит в его недоступности широким слоям населения, в его элитарности, статусе “вотчины исключительно для обеспеченных меньшинств, для VIPценителей”» [5, с. 45].
    (check this in PDF content)

  24. Start
    11074
    Prefix
    Н. Ильина: «Привлекательность арт-рынка состоит в его недоступности широким слоям населения, в его элитарности, статусе “вотчины исключительно для обеспеченных меньшинств, для VIPценителей”»
    Exact
    [5, с. 45]
    Suffix
    . Отношения модернизма с так называемыми тоталитарными режимами 1930-х, подробно исследованные советским философом М. А. Лифшицем, складывались по-разному. Муссолини в 1920-х – начале 30-х вполне ладил с итальянскими футуристами, да и они его поддерживали [8, с. 164 – 200].
    (check this in PDF content)

  25. Start
    11325
    Prefix
    Отношения модернизма с так называемыми тоталитарными режимами 1930-х, подробно исследованные советским философом М. А. Лифшицем, складывались по-разному. Муссолини в 1920-х – начале 30-х вполне ладил с итальянскими футуристами, да и они его поддерживали
    Exact
    [8, с. 164 – 200]
    Suffix
    . Гитлер боролся с «дегенеративным искусством», но отнюдь не во имя гуманизма [8, с. 201 – 275]. Кстати, гонения на авангард в Германии вызвали критику со стороны итальянских футуристов и даже обвинения в сторону Гитлера в измене делу фашизма [8, с. 180].
    (check this in PDF content)

  26. Start
    11417
    Prefix
    Муссолини в 1920-х – начале 30-х вполне ладил с итальянскими футуристами, да и они его поддерживали [8, с. 164 – 200]. Гитлер боролся с «дегенеративным искусством», но отнюдь не во имя гуманизма
    Exact
    [8, с. 201 – 275]
    Suffix
    . Кстати, гонения на авангард в Германии вызвали критику со стороны итальянских футуристов и даже обвинения в сторону Гитлера в измене делу фашизма [8, с. 180]. Особыми симпатиями к тоталитаризму и одновременно беспринципностью отличился испанский художниксюрреалист С.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    11571
    Prefix
    Гитлер боролся с «дегенеративным искусством», но отнюдь не во имя гуманизма [8, с. 201 – 275]. Кстати, гонения на авангард в Германии вызвали критику со стороны итальянских футуристов и даже обвинения в сторону Гитлера в измене делу фашизма
    Exact
    [8, с. 180]
    Suffix
    . Особыми симпатиями к тоталитаризму и одновременно беспринципностью отличился испанский художниксюрреалист С. Дали, который в 1939 г. рассорился с другими художниками из-за своих симпатий к Франко, но жить с 1940 г. по 1948 г. предпочел в США, где заработал много денег, после чего вернулся во франкистскую Испанию [3, с. 176].
    (check this in PDF content)

  28. Start
    11874
    Prefix
    Дали, который в 1939 г. рассорился с другими художниками из-за своих симпатий к Франко, но жить с 1940 г. по 1948 г. предпочел в США, где заработал много денег, после чего вернулся во франкистскую Испанию
    Exact
    [3, с. 176]
    Suffix
    . Явно преувеличенными противоречия между авангардом и фашизмом считает и М. Кантор. Большинство авангардистов, как отмечает М. Кантор, никакого сопротивления фашизму не оказывали (автора «Герники» и «Девочки на шаре» М.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    12182
    Prefix
    Кантор, никакого сопротивления фашизму не оказывали (автора «Герники» и «Девочки на шаре» М. Кантор авангардистом не считает), воевать они не собирались и предпочли эмигрировать в Швейцарию или США
    Exact
    [6, с. 414]
    Suffix
    . Правда, соцреализм М. Кантор считает прямым продолжением авангарда, с чем трудно согласиться. Конечно, большинство соцреалистов нельзя назвать нонконформистами, но многие с оружием воевали против нацизма.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    13079
    Prefix
    Лифшиц: «Когда, например, вы видите однообразно склоненные головы, покорные глаза, иератические жесты людей, наряженных в рабочие комбинезоны или крестьянские куртки, вам ясно, что хочет сказать художник. Он соблазняет вас растворением индивидуального самосознания в слепой коллективной воле, отсутствием внутренних терзаний, счастливой бездумностью...»
    Exact
    [8, с. 55]
    Suffix
    . Но вернемся к нашим героям – авангардистам. Автору статьи бунт модернистов против культуры напоминает расправу над кошками, учиненную юными французскими учениками печатника в конце 1730-х гг., описанную одним из участников этого зверства в качестве очень «веселой» истории и исследованную американским медиевистом Робертом Дарнтоном: «Вынеся кошке приговор, ее соборовали, а затем вздерг
    (check this in PDF content)

  31. Start
    13570
    Prefix
    французскими учениками печатника в конце 1730-х гг., описанную одним из участников этого зверства в качестве очень «веселой» истории и исследованную американским медиевистом Робертом Дарнтоном: «Вынеся кошке приговор, ее соборовали, а затем вздергивали на импровизированной виселице. На взрывы смеха явилась хозяйка, которая закричала при виде болтающейся в петле окровавленной жертвы»
    Exact
    [4, с. 94]
    Suffix
    . Сам Р. Дарнтон считает, что в избиении проявилась прежде всего ненависть учеников к буржуа, т. е. к мастерам, хозяевам типографии [4, с. 96]. Как писал участник «кошачьего побоища»: «Хозяева обожают кошек, значит, работники должны их ненавидеть» [4, с. 124].
    (check this in PDF content)

  32. Start
    13701
    Prefix
    На взрывы смеха явилась хозяйка, которая закричала при виде болтающейся в петле окровавленной жертвы» [4, с. 94]. Сам Р. Дарнтон считает, что в избиении проявилась прежде всего ненависть учеников к буржуа, т. е. к мастерам, хозяевам типографии
    Exact
    [4, с. 96]
    Suffix
    . Как писал участник «кошачьего побоища»: «Хозяева обожают кошек, значит, работники должны их ненавидеть» [4, с. 124]. Условия жизни самих учеников, да и других работников, действительно были крайне тяжелые [4, с. 91].
    (check this in PDF content)

  33. Start
    13812
    Prefix
    Дарнтон считает, что в избиении проявилась прежде всего ненависть учеников к буржуа, т. е. к мастерам, хозяевам типографии [4, с. 96]. Как писал участник «кошачьего побоища»: «Хозяева обожают кошек, значит, работники должны их ненавидеть»
    Exact
    [4, с. 124]
    Suffix
    . Условия жизни самих учеников, да и других работников, действительно были крайне тяжелые [4, с. 91]. Но при этом в условиях, когда мастера свободно могли уволить любого работника, до конца XIX века эти работники в своих протестах не шли дальше символического уровня [4, с. 122].
    (check this in PDF content)

  34. Start
    13905
    Prefix
    Как писал участник «кошачьего побоища»: «Хозяева обожают кошек, значит, работники должны их ненавидеть» [4, с. 124]. Условия жизни самих учеников, да и других работников, действительно были крайне тяжелые
    Exact
    [4, с. 91]
    Suffix
    . Но при этом в условиях, когда мастера свободно могли уволить любого работника, до конца XIX века эти работники в своих протестах не шли дальше символического уровня [4, с. 122]. Символический протест подменил собой реальный, а жертвой стали беззащитные кошки.
    (check this in PDF content)

  35. Start
    14065
    Prefix
    Условия жизни самих учеников, да и других работников, действительно были крайне тяжелые [4, с. 91]. Но при этом в условиях, когда мастера свободно могли уволить любого работника, до конца XIX века эти работники в своих протестах не шли дальше символического уровня
    Exact
    [4, с. 122]
    Suffix
    . Символический протест подменил собой реальный, а жертвой стали беззащитные кошки. Подлинный расцвет авангарда на Западе наступил после Второй Мировой войны, когда он превратился в доходный бизнес.
    (check this in PDF content)

  36. Start
    14753
    Prefix
    Далее идет бизнесменгалерист, который создает подборку картин (покупая в добавление к авангардистским «шедеврам» литографию Пикассо или офорт Дали), заручается поддержкой какого-нибудь директора музея и ищет покупателей среди банкиров и чиновников, боящихся оказаться несовременными
    Exact
    [6, с. 460]
    Suffix
    . В этом искусстве, отмечает М. Кантор, одна лишняя фигура – художник. Он нужен только для представительства. В остальном художник – такой же наемный работник, подчиненный машине отчуждения труда, едва найдя слегка оригинальный жест, он готов воспроизводить этот жест всю жизнь, каждый день, в конвеерном режиме [6, с. 426].
    (check this in PDF content)

  37. Start
    15054
    Prefix
    В остальном художник – такой же наемный работник, подчиненный машине отчуждения труда, едва найдя слегка оригинальный жест, он готов воспроизводить этот жест всю жизнь, каждый день, в конвеерном режиме
    Exact
    [6, с. 426]
    Suffix
    . Здесь можно вспомнить приводимые М. А. Лифшицем слова идола поп-арта, богатого и знаменитого Энди Уорхола: «Машины не заняты таким количеством проблем, как человек. Я хотел бы стать машиной, а вы?» [8, с. 111].
    (check this in PDF content)

  38. Start
    15245
    Prefix
    Здесь можно вспомнить приводимые М. А. Лифшицем слова идола поп-арта, богатого и знаменитого Энди Уорхола: «Машины не заняты таким количеством проблем, как человек. Я хотел бы стать машиной, а вы?»
    Exact
    [8, с. 111]
    Suffix
    . Трудно найти более яркое воплощение отчуждения. С признанием современного производства и распространения авангардистской художественной продукции разновидностью большого бизнеса М. А. Лифшиц был бы полностью согласен.
    (check this in PDF content)

  39. Start
    15628
    Prefix
    Лифшиц был бы полностью согласен. Еще в 1966 г. он писал, что произошедшая в первой половине 1960-х победа поп-арта над абстракционизмом была прежде всего победой американского бизнеса в сфере культуры над французским
    Exact
    [8, с. 91 – 96]
    Suffix
    . При этом активно использовались все силы: «Венецианская выставка 1964 г. резко столкнула между собой абстрактное искусство и поп-арт, а международное соперничество разогрелось при этом до настоящего шовинизма.
    (check this in PDF content)

  40. Start
    16122
    Prefix
    активно использовались все силы: «Венецианская выставка 1964 г. резко столкнула между собой абстрактное искусство и поп-арт, а международное соперничество разогрелось при этом до настоящего шовинизма. С американской стороны были введены в бой превосходящие силы. Кроме специального выставочного павильона посольство Соединенных Штатов предоставило своим художникам здание бывшего консульства»
    Exact
    [8, с. 396]
    Suffix
    . Капитализация авангарда, таким образом, шла по нарастающей, выходя на международный уровень. Суммируя изложенное, можно сказать, что новым центром культуры стал не автор, но и не зритель или читатель, как привиделось в свое время Р.
    (check this in PDF content)

  41. Start
    16670
    Prefix
    При этом ориентация авангарда на сиюминутное, его отрицание классики, на наш взгляд, отражает процессы, происходящие как в способе производства, так и в общественном сознании. Как отмечает британский социолог З. Бауман, современное общество разрушает связь индивидуального и социального
    Exact
    [2, с. 7]
    Suffix
    . Ощущение единства пролетариата, возникшее в начале ХХ в., все более исчезает [2, с. 93]. Важнейшим орудием социального разъединения стала угроза безработицы, нестабильность трудовой карьеры: «Лозунгом дня стала “гибкость”, что применительно к рынку труда означает конец трудовой деятельности в известном и привычном для нас виде, переход к работе по краткосрочным, сиюминутным контрактам либ
    (check this in PDF content)

  42. Start
    16753
    Prefix
    Как отмечает британский социолог З. Бауман, современное общество разрушает связь индивидуального и социального [2, с. 7]. Ощущение единства пролетариата, возникшее в начале ХХ в., все более исчезает
    Exact
    [2, с. 93]
    Suffix
    . Важнейшим орудием социального разъединения стала угроза безработицы, нестабильность трудовой карьеры: «Лозунгом дня стала “гибкость”, что применительно к рынку труда означает конец трудовой деятельности в известном и привычном для нас виде, переход к работе по краткосрочным, сиюминутным контрактам либо вообще без таковых, к работе без всяких оговоренных гарантий, но лишь до “очередного уве
    (check this in PDF content)

  43. Start
    17132
    Prefix
    социального разъединения стала угроза безработицы, нестабильность трудовой карьеры: «Лозунгом дня стала “гибкость”, что применительно к рынку труда означает конец трудовой деятельности в известном и привычном для нас виде, переход к работе по краткосрочным, сиюминутным контрактам либо вообще без таковых, к работе без всяких оговоренных гарантий, но лишь до “очередного уведомления”»
    Exact
    [2, с. 29 – 30]
    Suffix
    . Вместе с ощущением принадлежности к социальному пропадает и ощущение причастности к чему-то выходящему за пределы собственной жизни, к историческому времени. В рамках общего тренда искусство также перестает рассматриваться в качестве традиционного моста в вечность: «Самые известные художественные артефакты наших дней высмеивают бессмертие или обнаруживают к нему полное равнодушие» [2,
    (check this in PDF content)

  44. Start
    17495
    Prefix
    В рамках общего тренда искусство также перестает рассматриваться в качестве традиционного моста в вечность: «Самые известные художественные артефакты наших дней высмеивают бессмертие или обнаруживают к нему полное равнодушие»
    Exact
    [2, с. 314]
    Suffix
    . Классическим примером, на наш взгляд, здесь мог бы быть боди-арт (родоначальником которого, кстати, был русский авангардист, основатель лучизма М. Ларионов), сводящийся обычно к разрисовыванию тела на срок от дня до трех недель.
    (check this in PDF content)

  45. Start
    17993
    Prefix
    Кантора, авангард отвечал ряду важнейших требований победившей западной буржуазной демократии: − он обеспечивал «демократичность» (кавычки здесь и далее в предложении мои – прим. автора) искусства за счет отсутствия гениальности и предоставления толпе необходимых ей элементов балагана
    Exact
    [6, с. 95 – 97]
    Suffix
    ; − создавал неопасных капиталу «социально полезных бунтарей» [6, с. 185]; − воспитывал в людях важную для «демократии» способность воодушевляться без повода [6, с. 378]; − создавал иллюзию свободы [6, с. 410]; − формировал жестокость, аморальность и безответственность [6, с. 414].
    (check this in PDF content)

  46. Start
    18068
    Prefix
    Кантора, авангард отвечал ряду важнейших требований победившей западной буржуазной демократии: − он обеспечивал «демократичность» (кавычки здесь и далее в предложении мои – прим. автора) искусства за счет отсутствия гениальности и предоставления толпе необходимых ей элементов балагана [6, с. 95 – 97]; − создавал неопасных капиталу «социально полезных бунтарей»
    Exact
    [6, с. 185]
    Suffix
    ; − воспитывал в людях важную для «демократии» способность воодушевляться без повода [6, с. 378]; − создавал иллюзию свободы [6, с. 410]; − формировал жестокость, аморальность и безответственность [6, с. 414].
    (check this in PDF content)

  47. Start
    18157
    Prefix
    демократии: − он обеспечивал «демократичность» (кавычки здесь и далее в предложении мои – прим. автора) искусства за счет отсутствия гениальности и предоставления толпе необходимых ей элементов балагана [6, с. 95 – 97]; − создавал неопасных капиталу «социально полезных бунтарей» [6, с. 185]; − воспитывал в людях важную для «демократии» способность воодушевляться без повода
    Exact
    [6, с. 378]
    Suffix
    ; − создавал иллюзию свободы [6, с. 410]; − формировал жестокость, аморальность и безответственность [6, с. 414]. Он оказался идеально подходящим для обывателя: «Когда обыватель, глядя на дерзновенные кляксы и свободолюбивые какашки, говорит, что и сам так бы смог – в его словах содержится глубокая правда.
    (check this in PDF content)

  48. Start
    18195
    Prefix
    демократичность» (кавычки здесь и далее в предложении мои – прим. автора) искусства за счет отсутствия гениальности и предоставления толпе необходимых ей элементов балагана [6, с. 95 – 97]; − создавал неопасных капиталу «социально полезных бунтарей» [6, с. 185]; − воспитывал в людях важную для «демократии» способность воодушевляться без повода [6, с. 378]; − создавал иллюзию свободы
    Exact
    [6, с. 410]
    Suffix
    ; − формировал жестокость, аморальность и безответственность [6, с. 414]. Он оказался идеально подходящим для обывателя: «Когда обыватель, глядя на дерзновенные кляксы и свободолюбивые какашки, говорит, что и сам так бы смог – в его словах содержится глубокая правда.
    (check this in PDF content)

  49. Start
    18265
    Prefix
    ) искусства за счет отсутствия гениальности и предоставления толпе необходимых ей элементов балагана [6, с. 95 – 97]; − создавал неопасных капиталу «социально полезных бунтарей» [6, с. 185]; − воспитывал в людях важную для «демократии» способность воодушевляться без повода [6, с. 378]; − создавал иллюзию свободы [6, с. 410]; − формировал жестокость, аморальность и безответственность
    Exact
    [6, с. 414]
    Suffix
    . Он оказался идеально подходящим для обывателя: «Когда обыватель, глядя на дерзновенные кляксы и свободолюбивые какашки, говорит, что и сам так бы смог – в его словах содержится глубокая правда.
    (check this in PDF content)

  50. Start
    18583
    Prefix
    Он оказался идеально подходящим для обывателя: «Когда обыватель, глядя на дерзновенные кляксы и свободолюбивые какашки, говорит, что и сам так бы смог – в его словах содержится глубокая правда. Он не только смог бы так, он так ежедневно и делает, обсуждая начальство у себя на кухне, но исправно выполняя все, на него обществом возложенное»
    Exact
    [6, с. 426]
    Suffix
    . Позиция М. А. Лифшица здесь более сложная: «...среди активных участников этого движения есть немало активных деятелей, тесно связанных с реакционными классовыми силами современности, но есть также много других людей, настроенных против старого, капиталистического порядка и ненавидящих общественную несправедливость, особенно в таких ее зверских проявлениях, как война, полицейщина, расовое не
    (check this in PDF content)

  51. Start
    18968
    Prefix
    Лифшица здесь более сложная: «...среди активных участников этого движения есть немало активных деятелей, тесно связанных с реакционными классовыми силами современности, но есть также много других людей, настроенных против старого, капиталистического порядка и ненавидящих общественную несправедливость, особенно в таких ее зверских проявлениях, как война, полицейщина, расовое неравенство»
    Exact
    [8, с. 148]
    Suffix
    . Среди европейских мыслителей конца ХХ в. также есть сторонники идеи революционности авангарда, правда не современного, а прошлого. Французский философ Жан Бодрийар склонен искать истоки современного кризиса культуры не в политике правящей элиты, а в особенностях масс, на которые он возлагает ответственность за провал авангардизма: «Прославленное движение современности привело не к трансмута
    (check this in PDF content)

  52. Start
    19410
    Prefix
    Французский философ Жан Бодрийар склонен искать истоки современного кризиса культуры не в политике правящей элиты, а в особенностях масс, на которые он возлагает ответственность за провал авангардизма: «Прославленное движение современности привело не к трансмутации всех ценностей, как мы мечтали, но к рассеиванию и запутанности ценностей»
    Exact
    [12, с. 248]
    Suffix
    . Думается, однако, что глупо пенять на зеркало, когда в самом авангардизме, демонстративно отрицающем гуманистическую традицию, были заложены причины краха. В России разгул авангардизма, по М. Кантору, наступил вместе с капитализмом с 1990-х гг.
    (check this in PDF content)

  53. Start
    20027
    Prefix
    Один новатор мастурбировал на вышке в бассейне, а искусствоведы стояли внизу и аплодировали, другой изображал животное и кусался, кто-то наложил кучу в музее у картины Ван Гога, кто-то зарубил топором козленка, а некий джентльмен привязал к члену газовую горелку и – с риском опалить детородный орган – бегал по выставочному залу»
    Exact
    [6, с. 424]
    Suffix
    . При этом среднестатистические произведения российских нонконформистов были до неразличимости похожи на творения западных коллег [6, с. 424]. Был здесь, конечно, и бунт, но как и ранее – неразумный и неопасный.
    (check this in PDF content)

  54. Start
    20159
    Prefix
    , другой изображал животное и кусался, кто-то наложил кучу в музее у картины Ван Гога, кто-то зарубил топором козленка, а некий джентльмен привязал к члену газовую горелку и – с риском опалить детородный орган – бегал по выставочному залу» [6, с. 424]. При этом среднестатистические произведения российских нонконформистов были до неразличимости похожи на творения западных коллег
    Exact
    [6, с. 424]
    Suffix
    . Был здесь, конечно, и бунт, но как и ранее – неразумный и неопасный. К сожалению, назвать неопасными идеи авангарда, связанные с культом безобразного, внедряющиеся в массовую культуру, нельзя.
    (check this in PDF content)

  55. Start
    20647
    Prefix
    Бинаева) сыном мультфильма о черепашках-ниндзя, живущих в канализации: «Мой шестилетний сын спросил: пап, а канализация ведь – это где какашки плавают? И глаза его весело блестели... Оказывается и там можно жить!»
    Exact
    [7, с. 556]
    Suffix
    . На наш взгляд, приведенный материал показывает, что главную ответственность за современный кризис культуры несет приходящий в упадок глобальный капитализм. Что касается демократии, то здесь вопрос остается открытым: возможна ли демократия без капитализма?
    (check this in PDF content)

  56. Start
    21515
    Prefix
    Кантору, в современной России намечается схватка вороватых либералов и националистов-славянофилов, но выиграет в этой схватке начальство, готовое использовать завезенные либералами западные технологии для укрепления власти, а славянофилов – для обуздания либералов
    Exact
    [6, с. 234 – 235]
    Suffix
    . С кем же быть? По мнению М. А. Лифшица, с человеком труда [8, с. 141]. Конечно, человек труда в массовом порядке – далеко не ангел. Он коммунален до откровенной завистливости, часто сверхпатриотичен до национализма, подвержен влиянию рекламы и СМИ.
    (check this in PDF content)

  57. Start
    21588
    Prefix
    Кантору, в современной России намечается схватка вороватых либералов и националистов-славянофилов, но выиграет в этой схватке начальство, готовое использовать завезенные либералами западные технологии для укрепления власти, а славянофилов – для обуздания либералов [6, с. 234 – 235]. С кем же быть? По мнению М. А. Лифшица, с человеком труда
    Exact
    [8, с. 141]
    Suffix
    . Конечно, человек труда в массовом порядке – далеко не ангел. Он коммунален до откровенной завистливости, часто сверхпатриотичен до национализма, подвержен влиянию рекламы и СМИ. Но такова реальность.
    (check this in PDF content)