The 44 reference contexts in paper Elena Nam V., Елена Нам Вадимовна (2016) “РОЛЬ ЧИСЛОВОЙ СИМВОЛИКИ В ШАМАНСКОЙ КОСМОЛОГИИ И В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ МИРАМИ (на материалах сибирского региона) // NUMERIC SYMBOLS IN SHAMANIC COSMOLOGY AND IN COMMUNICATION BETWEEN THE WORLDS (the case of Siberia)” / spz:neicon:vestnik-k:y:2016:i:1:p:29-33

  1. Start
    3510
    Prefix
    Изучение общих семантических противопоставлений, характерных для мифопоэтической традиции, проведенное В. Н. Топоровым, позволило ему говорить о достаточно ограниченном их количестве, которое «едва ли превышает 2 десятка»
    Exact
    [21, с. 15]
    Suffix
    . Они составляют основу дальнейшего структурирования мира. Среди универсальных оппозиций он, прежде всего, выделял такие как «счастье – несчастье», «жизнь – смерть», «чет – нечет». К наиболее древним он относил семантические противопоставления, связанные с характеристикой структуры пространства (верх – низ, небо – земля, земля – подземное царство, правый – левый, восток – запад, север
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3999
    Prefix
    К наиболее древним он относил семантические противопоставления, связанные с характеристикой структуры пространства (верх – низ, небо – земля, земля – подземное царство, правый – левый, восток – запад, север – юг), а также временные противопоставления (день – ночь, лето – зима, утро – вечер, весна – осень)
    Exact
    [21, с. 15 – 16]
    Suffix
    . Ряд противопоставлений относится к стихиям и находится на стыке природно-естественного и социального начала (сухой – мокрый, вареный – сырой, огонь – вода). Существуют также противопоставления отчетливо социального толка, которые отражают структуру человеческого коллектива (мужской – женский, старший – младший, свой – чужой, близкий – далекий и т. д.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4979
    Prefix
    данной дихотомии находятся гадательные практики, определявшие благоприятный или неблагоприятный исход предстоящего события в зависимости о того, к какому разряду (чет или нечет) относится получившееся при гадании число. В. В. Иванов предположил, что счетные знаки, которые обнаруживаются уже в произведениях палеолитического искусства, могли быть связаны с осуществлением такого рода обрядов
    Exact
    [12, с. 89]
    Suffix
    . Особенно интересно, что древнейшая гадательная практика по-прежнему актуальна в современных шаманистических культурах. В частности, интервью с бурятской шаманкой С., проведенное в июне 2015 г., выявило значительную роль гадательной практики в ее деятельности.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    6312
    Prefix
    Например, в традиции кетов, при подобной же форме общения мог использоваться только нечетный числовой ряд. Во время шаманского камлания духи извещали о своем появлении стуками в котел. Духам задают вопросы, а они отвечают постукиваниями в котел: три удара = да, один удар = нет
    Exact
    [6, с. 32]
    Suffix
    . Согласно верованиям хантов, четные и нечетные числа кодировали информацию, связанную с оппозицией «живое – мертвое». Большую роль в их системе религиозных представлений играло употребление мухоморного зелья.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    6699
    Prefix
    Существовала даже особая категория ритуальных деятелей панкал-ку (панкал – мухомор), которые выпивали настой мухомора и в бредовом состоянии передавали присутствующим содержание своих видений
    Exact
    [13, с. 60]
    Suffix
    . Чтобы получить такое снадобье, можно было обратиться к «мухоморной женщине» – похн ими, которая в свою очередь могла предложить как «живое», так и «мертвое» зелье. «Живое» готовилось из выросших рядом 3,5 или 7 мухоморов, «мертвое» – из 2, 4 или 6.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    7012
    Prefix
    Чтобы получить такое снадобье, можно было обратиться к «мухоморной женщине» – похн ими, которая в свою очередь могла предложить как «живое», так и «мертвое» зелье. «Живое» готовилось из выросших рядом 3,5 или 7 мухоморов, «мертвое» – из 2, 4 или 6. Человек, отведавший «мертвого» зелья, был обречен на самоубийство
    Exact
    [10, с. 82]
    Suffix
    . В. Н. Топоров связал числовую символику с особенностями пространственного структурирования космоса в культурах «шаманского» комплекса. Схема, предложенная ученым, предполагает совмещение горизонтальных и вертикальных характеристик пространства и содержит семь основных координат: 1) верх; 2) центр; 3) низ; 4) север; 5) восток; 6) юг; 7) запад [22, с. 70].
    (check this in PDF content)

  7. Start
    7363
    Prefix
    Схема, предложенная ученым, предполагает совмещение горизонтальных и вертикальных характеристик пространства и содержит семь основных координат: 1) верх; 2) центр; 3) низ; 4) север; 5) восток; 6) юг; 7) запад
    Exact
    [22, с. 70]
    Suffix
    . В то же время двухмерные изображения пространства, представленные в шаманском искусстве, позволяют выделить 9 квадратов, из которых наиболее важны те пять квадратов, которые лежат непосредственно вдоль горизонтальной и вертикальной осей.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    7644
    Prefix
    В то же время двухмерные изображения пространства, представленные в шаманском искусстве, позволяют выделить 9 квадратов, из которых наиболее важны те пять квадратов, которые лежат непосредственно вдоль горизонтальной и вертикальной осей. То есть число значимых мест в таких схемах равно 7+-2
    Exact
    [21, с. 17]
    Suffix
    . Изучение числовой символики в шаманской системе представлений народов Сибири также позволяет выделить числа 7 и 9 в качестве наиболее значимых, стержневых категорий для описания картины мира. У бурят большое значение в шаманской практике имеет число 9.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    8297
    Prefix
    Обязательно нужно проводить шаманские камлания на 9 и 19 дни месяца по лунному календарю. В эти дни шаман призывает своих онгонов, общается с ними, просит у них защиты, угощает. Духи в ответ на это наделяют шамана новой силой. У кетов священным и особо почитаемым числом считается 7
    Exact
    [6, с. 14]
    Suffix
    . У эвенков можно встретить оба варианта числовой символики: у западных эвенков во время камланий доминировало число 7 и кратные от него, у восточных – число 9 [9, с. 245]. Числа 7 и 9 являются важными факторами космо- и антропогенеза, как они представлены в сибирской мифологии.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    8449
    Prefix
    У кетов священным и особо почитаемым числом считается 7 [6, с. 14]. У эвенков можно встретить оба варианта числовой символики: у западных эвенков во время камланий доминировало число 7 и кратные от него, у восточных – число 9
    Exact
    [9, с. 245]
    Suffix
    . Числа 7 и 9 являются важными факторами космо- и антропогенеза, как они представлены в сибирской мифологии. Нганасаны полагали, что в период, когда создавалась земля, 7 гагар поддерживали ноги земли [17, с. 87].
    (check this in PDF content)

  11. Start
    8644
    Prefix
    Числа 7 и 9 являются важными факторами космо- и антропогенеза, как они представлены в сибирской мифологии. Нганасаны полагали, что в период, когда создавалась земля, 7 гагар поддерживали ноги земли
    Exact
    [17, с. 87]
    Suffix
    . Согласно алтайской легенде, записанной В. Радловым, Тенгере Кайра Кан, главный среди богов, после создания земли вырастил на ней дерево с девятью ветвями. Под каждой из ветвей он создал по человеку, которые являются прародителями 9 племен, населяющих землю [19, с. 357].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    8889
    Prefix
    Радловым, Тенгере Кайра Кан, главный среди богов, после создания земли вырастил на ней дерево с девятью ветвями. Под каждой из ветвей он создал по человеку, которые являются прародителями 9 племен, населяющих землю
    Exact
    [19, с. 357]
    Suffix
    . В камлании алтайского кама, записанном А. В. Анохиным, слышится сходный мотив, однако фигурирует число 7: «Когда росли 7 поколений, Когда творилась земля...» [4, л. 85]. Согласно воззрениям нганасан землю населяют 7 народов, символом которых являются 7 колков (выступов) на обечайке шаманского бубна.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    9058
    Prefix
    Под каждой из ветвей он создал по человеку, которые являются прародителями 9 племен, населяющих землю [19, с. 357]. В камлании алтайского кама, записанном А. В. Анохиным, слышится сходный мотив, однако фигурирует число 7: «Когда росли 7 поколений, Когда творилась земля...»
    Exact
    [4, л. 85]
    Suffix
    . Согласно воззрениям нганасан землю населяют 7 народов, символом которых являются 7 колков (выступов) на обечайке шаманского бубна. Шаман, владеющий таким бубном, может «гнать след» любого представителя из семи народов [20, с. 176].
    (check this in PDF content)

  14. Start
    9275
    Prefix
    Согласно воззрениям нганасан землю населяют 7 народов, символом которых являются 7 колков (выступов) на обечайке шаманского бубна. Шаман, владеющий таким бубном, может «гнать след» любого представителя из семи народов
    Exact
    [20, с. 176]
    Suffix
    . Есть также сведения о том, что нганасаны насчитывали 9 народов, которые были связаны 9 нитями (лучами) с Солнцем или Луной [11, с. 24]. Якуты считали, что духи верхнего и нижнего миров так же, как и люди, живут племенами.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    9409
    Prefix
    Шаман, владеющий таким бубном, может «гнать след» любого представителя из семи народов [20, с. 176]. Есть также сведения о том, что нганасаны насчитывали 9 народов, которые были связаны 9 нитями (лучами) с Солнцем или Луной
    Exact
    [11, с. 24]
    Suffix
    . Якуты считали, что духи верхнего и нижнего миров так же, как и люди, живут племенами. Злые духи верхнего мира разделяются на 9 племен, а злые духи нижнего мира – на 7 племен [1, с. 114]. Числовая символика является также «строительным материалом» мироздания.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    9581
    Prefix
    Есть также сведения о том, что нганасаны насчитывали 9 народов, которые были связаны 9 нитями (лучами) с Солнцем или Луной [11, с. 24]. Якуты считали, что духи верхнего и нижнего миров так же, как и люди, живут племенами. Злые духи верхнего мира разделяются на 9 племен, а злые духи нижнего мира – на 7 племен
    Exact
    [1, с. 114]
    Suffix
    . Числовая символика является также «строительным материалом» мироздания. Особенно ярко это проявляется в космологической схеме кетов, где число 7 считается наиболее значимым и священным. Они полагали, что вселенная разделена посередине нашей землей.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    9903
    Prefix
    Особенно ярко это проявляется в космологической схеме кетов, где число 7 считается наиболее значимым и священным. Они полагали, что вселенная разделена посередине нашей землей. Над нею находятся 7 небес, под нею – 7 подземелий, а по краям расположены 7 морей
    Exact
    [6, с. 14]
    Suffix
    . Даже полный песенный цикл кетского шамана, сопровождавший его воображаемый путь в верхний мир, включал 7 разных по мотиву частей, где каждая часть соответствовала отрезку между двумя остановками на этом пути [3, с. 117].
    (check this in PDF content)

  18. Start
    10104
    Prefix
    Даже полный песенный цикл кетского шамана, сопровождавший его воображаемый путь в верхний мир, включал 7 разных по мотиву частей, где каждая часть соответствовала отрезку между двумя остановками на этом пути
    Exact
    [3, с. 117]
    Suffix
    . Ханты также «строили» свою вселенную с помощью числа 7. Считалось, что стихиями неба правят 7 братьев-Гроз (Лабат Похоль), время движут 7 братьев-Дней (Ими Хили), над землей возвышается 7 сфер Торума, под землю уходят 7 черных сфер Хынь Ики, Землею владеют 7 детей Торума [10, с. 87].
    (check this in PDF content)

  19. Start
    10370
    Prefix
    Считалось, что стихиями неба правят 7 братьев-Гроз (Лабат Похоль), время движут 7 братьев-Дней (Ими Хили), над землей возвышается 7 сфер Торума, под землю уходят 7 черных сфер Хынь Ики, Землею владеют 7 детей Торума
    Exact
    [10, с. 87]
    Suffix
    . По сведениям В. Радлова, собиравшего материал у тюркских народов Алтая, небо имеет 17 ярусов, а подземный мир – 7 или 9 [19, с. 356]. Согласно материалам Л. П. Потапова, алтайцы считали, что на 9 небесном слое живет Ульгень и его сыновья [18, с. 34].
    (check this in PDF content)

  20. Start
    10575
    Prefix
    Считалось, что стихиями неба правят 7 братьев-Гроз (Лабат Похоль), время движут 7 братьев-Дней (Ими Хили), над землей возвышается 7 сфер Торума, под землю уходят 7 черных сфер Хынь Ики, Землею владеют 7 детей Торума [10, с. 87]. По сведениям В. Радлова, собиравшего материал у тюркских народов Алтая, небо имеет 17 ярусов, а подземный мир – 7 или 9
    Exact
    [19, с. 356]
    Suffix
    . Согласно материалам Л. П. Потапова, алтайцы считали, что на 9 небесном слое живет Ульгень и его сыновья [18, с. 34]. Верховное божество якутов Tangara (небо) также «имеет свой престол в 9 небе» [14, с. 42].
    (check this in PDF content)

  21. Start
    10685
    Prefix
    Радлова, собиравшего материал у тюркских народов Алтая, небо имеет 17 ярусов, а подземный мир – 7 или 9 [19, с. 356]. Согласно материалам Л. П. Потапова, алтайцы считали, что на 9 небесном слое живет Ульгень и его сыновья
    Exact
    [18, с. 34]
    Suffix
    . Верховное божество якутов Tangara (небо) также «имеет свой престол в 9 небе» [14, с. 42]. У нганасан мир мертвых находится под землей в мерзлоте. Всего таких «мерзлот» насчитывается 7 или 9.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    10772
    Prefix
    Согласно материалам Л. П. Потапова, алтайцы считали, что на 9 небесном слое живет Ульгень и его сыновья [18, с. 34]. Верховное божество якутов Tangara (небо) также «имеет свой престол в 9 небе»
    Exact
    [14, с. 42]
    Suffix
    . У нганасан мир мертвых находится под землей в мерзлоте. Всего таких «мерзлот» насчитывается 7 или 9. Считается, что все умершие встречаются на 7-й мерзлоте [11, с. 77]. Согласно космологическим представлениям чукчей количество миров 5, 7 или 9.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    10935
    Prefix
    Верховное божество якутов Tangara (небо) также «имеет свой престол в 9 небе» [14, с. 42]. У нганасан мир мертвых находится под землей в мерзлоте. Всего таких «мерзлот» насчитывается 7 или 9. Считается, что все умершие встречаются на 7-й мерзлоте
    Exact
    [11, с. 77]
    Suffix
    . Согласно космологическим представлениям чукчей количество миров 5, 7 или 9. Эти миры расположены в равном количестве над и под землей, и каждому верхнему миру соответствует симметричный нижний [7, с. 40].
    (check this in PDF content)

  24. Start
    11124
    Prefix
    Считается, что все умершие встречаются на 7-й мерзлоте [11, с. 77]. Согласно космологическим представлениям чукчей количество миров 5, 7 или 9. Эти миры расположены в равном количестве над и под землей, и каждому верхнему миру соответствует симметричный нижний
    Exact
    [7, с. 40]
    Suffix
    . Верхний мир у хакасов является обителью девяти творцов, каждый из которых занимает один из 9 небесных слоев. Нижний мир состоит из 7 слоев и находится под управлением 7 подземных божеств [8, с. 48, 51].
    (check this in PDF content)

  25. Start
    11823
    Prefix
    Считалось, что еще находясь в чреве матери, человек получал несколько душ из тех животных и растений, которые употребляла в пищу будущая мать. И только незадолго до рождения через половые органы беременной вселяется главная душа – улwej
    Exact
    [6, с. 10]
    Suffix
    . Шаман мог получать при посвящении дополнительные анатомические характеристики (вторые глаза, уши, новое горло и т. д.), отличавшие его от других людей. В описании одного из посвящений нганасанского шамана, записанного А.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    12133
    Prefix
    Шаман мог получать при посвящении дополнительные анатомические характеристики (вторые глаза, уши, новое горло и т. д.), отличавшие его от других людей. В описании одного из посвящений нганасанского шамана, записанного А. А. Поповым, говорится о том, что духи сделали ему 7 сердец, чтобы пользоваться ими при путях 7 болезней
    Exact
    [17, с. 97]
    Suffix
    . Отличить лесных мифических существ Мис-Махум от людей манси могли по высокому росту, длинной шее и по наличию 7 пальцев на руках [15, с. 91]. Принадлежностью костюма ненецкого шамана была особая перчатка с 7 пальцами, которую шаман использовал во время камлания: он брал ею горящий хворост и раскаленное железо [23, с. 19].
    (check this in PDF content)

  27. Start
    12262
    Prefix
    Поповым, говорится о том, что духи сделали ему 7 сердец, чтобы пользоваться ими при путях 7 болезней [17, с. 97]. Отличить лесных мифических существ Мис-Махум от людей манси могли по высокому росту, длинной шее и по наличию 7 пальцев на руках
    Exact
    [15, с. 91]
    Suffix
    . Принадлежностью костюма ненецкого шамана была особая перчатка с 7 пальцами, которую шаман использовал во время камлания: он брал ею горящий хворост и раскаленное железо [23, с. 19]. Возможно, она придавала шаману особые нечеловеческие качества.
    (check this in PDF content)

  28. Start
    12429
    Prefix
    Отличить лесных мифических существ Мис-Махум от людей манси могли по высокому росту, длинной шее и по наличию 7 пальцев на руках [15, с. 91]. Принадлежностью костюма ненецкого шамана была особая перчатка с 7 пальцами, которую шаман использовал во время камлания: он брал ею горящий хворост и раскаленное железо
    Exact
    [23, с. 19]
    Suffix
    . Возможно, она придавала шаману особые нечеловеческие качества. Сакральный характер чисел 7 и 9 ярко проявляется в пространственных характеристиках нечеловеческих миров, важной составляющей которых являлись дороги.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    13428
    Prefix
    Существует своя дорога для самоубийц, для утонувших, для замерзших в пургу. Существует отдельная дорога для тех, кто умер в грудном возрасте. Среди всех дорог выделяется главная, которая предназначена для умерших от старости, болезней и родов
    Exact
    [11, с. 76]
    Suffix
    . Алтайский кам во время путешествия в подземный мир к Эрлику входит в отверстие земли и вскоре оказывается на перекрестке 7 дорог [18, с. 143]. Нганасанский шаман во время посвящения оказывается около реки с 7 руслами.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    13555
    Prefix
    Среди всех дорог выделяется главная, которая предназначена для умерших от старости, болезней и родов [11, с. 76]. Алтайский кам во время путешествия в подземный мир к Эрлику входит в отверстие земли и вскоре оказывается на перекрестке 7 дорог
    Exact
    [18, с. 143]
    Suffix
    . Нганасанский шаман во время посвящения оказывается около реки с 7 руслами. Духи объясняют ему, что каждый большой шаман имеет 7 начал, спускаясь по этим началам (руслам), можно найти начало болезни [17, с. 99].
    (check this in PDF content)

  31. Start
    13750
    Prefix
    Нганасанский шаман во время посвящения оказывается около реки с 7 руслами. Духи объясняют ему, что каждый большой шаман имеет 7 начал, спускаясь по этим началам (руслам), можно найти начало болезни
    Exact
    [17, с. 99]
    Suffix
    . По представлениям кетов, человек, подчинившийся зову духов, получает название – дадij – блаженный, одержимый. Он отличается необычным поведением (становится пугливым, заговаривается, беспричинно плачет или хохочет и т. д.
    (check this in PDF content)

  32. Start
    14107
    Prefix
    Он отличается необычным поведением (становится пугливым, заговаривается, беспричинно плачет или хохочет и т. д.). Считается, что в этот период он ищет свою шаманскую дорогу. Перед ним 7 дорог, и если он не найдет свою заветную, то или умрет, или станет безумцем
    Exact
    [6, с. 24]
    Suffix
    . Графически дороги шамана в верхний мир можно представить в виде дерева с семью разной длины и направления ветвями, начинающегося на земле и пересекающего остальные слои [3, с. 103]. Когда будущий шаман селькупов взрослеет, к нему являются духи и учат его положить жертву на 7 дорог: на дорогу в воде, на дорогу к богу, в огонь, вниз и еще на 3 дороги [16, с. 169].
    (check this in PDF content)

  33. Start
    14266
    Prefix
    Перед ним 7 дорог, и если он не найдет свою заветную, то или умрет, или станет безумцем [6, с. 24]. Графически дороги шамана в верхний мир можно представить в виде дерева с семью разной длины и направления ветвями, начинающегося на земле и пересекающего остальные слои
    Exact
    [3, с. 103]
    Suffix
    . Когда будущий шаман селькупов взрослеет, к нему являются духи и учат его положить жертву на 7 дорог: на дорогу в воде, на дорогу к богу, в огонь, вниз и еще на 3 дороги [16, с. 169]. Аналогом дорог или русел реки могут выступать двери, которые необходимо открыть шаману в ином мире, чтобы добиться своей цели.
    (check this in PDF content)

  34. Start
    14432
    Prefix
    Графически дороги шамана в верхний мир можно представить в виде дерева с семью разной длины и направления ветвями, начинающегося на земле и пересекающего остальные слои [3, с. 103]. Когда будущий шаман селькупов взрослеет, к нему являются духи и учат его положить жертву на 7 дорог: на дорогу в воде, на дорогу к богу, в огонь, вниз и еще на 3 дороги
    Exact
    [16, с. 169]
    Suffix
    . Аналогом дорог или русел реки могут выступать двери, которые необходимо открыть шаману в ином мире, чтобы добиться своей цели. Посвящение нганасанского шамана сопровождается открытием 9 дверей земляного чума, находящегося на вершине высокой сопки.
    (check this in PDF content)

  35. Start
    14848
    Prefix
    Посвящение нганасанского шамана сопровождается открытием 9 дверей земляного чума, находящегося на вершине высокой сопки. Каждая дверь имеет порог с очень острым верхним краем, зазубренным «как пила», за каждой дверью живут разные нго, за 9-й дверью – лысый безглазый старик Девятибог – отец и мать всех шаманов
    Exact
    [11, с. 134]
    Suffix
    . Наряду с пространственными характеристиками число 7 имеет ярко выраженный сакральный характер во временном измерении, представляя собой некий цикл, определяющий особенности взаимодействия жизни и смерти человека (или различных вариантов жизненности).
    (check this in PDF content)

  36. Start
    15294
    Prefix
    Миф о происхождении смерти у кетов повествует о том, что первый умерший человек должен был воскреснуть через 7 дней в случае соблюдения определенных правил. Люди не смогли выполнить необходимые условия, поэтому стали смертными
    Exact
    [6, с. 11]
    Suffix
    . В связи с этим кеты верили, что умерших шаманов нельзя хоронить в течение 7 дней, так как после этого срока они могут ожить [3, с. 96]. Кеты считали, что после смерти человека его главная жизненная субстанция улʼвэj в течение 7 лет повторяет его жизненный путь в обратном направлении – от места захоронения (вариант – смерти) до начальной точки, где он стал восприниматься окружающими
    (check this in PDF content)

  37. Start
    15415
    Prefix
    Люди не смогли выполнить необходимые условия, поэтому стали смертными [6, с. 11]. В связи с этим кеты верили, что умерших шаманов нельзя хоронить в течение 7 дней, так как после этого срока они могут ожить
    Exact
    [3, с. 96]
    Suffix
    . Кеты считали, что после смерти человека его главная жизненная субстанция улʼвэj в течение 7 лет повторяет его жизненный путь в обратном направлении – от места захоронения (вариант – смерти) до начальной точки, где он стал восприниматься окружающими в образе человека.
    (check this in PDF content)

  38. Start
    15772
    Prefix
    Кеты считали, что после смерти человека его главная жизненная субстанция улʼвэj в течение 7 лет повторяет его жизненный путь в обратном направлении – от места захоронения (вариант – смерти) до начальной точки, где он стал восприниматься окружающими в образе человека. Целью этого 7-летнего путешествия было собрать все волосы и ногти, по небрежности оставленные в разных местах
    Exact
    [2, с. 40]
    Suffix
    . В похоронной обрядности алтайцев большое значение играет представление о том, что в юрте, где находится умерший, 7 дней живет дух смерти алдачи. Через 7 дней он уходит к Эрлику, поэтому кам до 7 дней не может входить в эту юрту [5, л. 11].
    (check this in PDF content)

  39. Start
    15990
    Prefix
    В похоронной обрядности алтайцев большое значение играет представление о том, что в юрте, где находится умерший, 7 дней живет дух смерти алдачи. Через 7 дней он уходит к Эрлику, поэтому кам до 7 дней не может входить в эту юрту
    Exact
    [5, л. 11]
    Suffix
    . Нечетные числа всегда находились в опасном соседстве с числами четными. Так, для того, чтобы достичь семиричности как воплощения некоторого «правильного» порядка, необходимо было преодолеть число 6.
    (check this in PDF content)

  40. Start
    16396
    Prefix
    Так, для того, чтобы достичь семиричности как воплощения некоторого «правильного» порядка, необходимо было преодолеть число 6. Например, «шаманская болезнь» у хантов обычно длилась 6 полугодий («лет») и соответствовала восхождению через шестое Небо к седьмому
    Exact
    [10, с. 87]
    Suffix
    . Число 6 также могло стать признаком нечеловеческих существ, несущих в себе опасность для человека. В мифологии хантов упоминается чудище по имени Пырнэ, главным признаком которого является шестипалость.
    (check this in PDF content)

  41. Start
    16670
    Prefix
    Число 6 также могло стать признаком нечеловеческих существ, несущих в себе опасность для человека. В мифологии хантов упоминается чудище по имени Пырнэ, главным признаком которого является шестипалость. Новорожденные младенцы, имевшие 6 пальцев, рассматривались как его воплощение
    Exact
    [10, с. 87]
    Suffix
    . Любопытно, что у эвенов была записана легенда о великом шамане, который ожил через 6 дней после смерти [14, с. 69]. А Л. П. Потапов упоминает о том, что у телеутов число 6 было сакральным [18, с. 168].
    (check this in PDF content)

  42. Start
    16778
    Prefix
    Новорожденные младенцы, имевшие 6 пальцев, рассматривались как его воплощение [10, с. 87]. Любопытно, что у эвенов была записана легенда о великом шамане, который ожил через 6 дней после смерти
    Exact
    [14, с. 69]
    Suffix
    . А Л. П. Потапов упоминает о том, что у телеутов число 6 было сакральным [18, с. 168]. Возможно это была сакрализация того, что несло на себе отпечаток «до(не)человеческого» порядка. В качестве одного из вариантов интерпретации можно рассматривать число 6 как некий рубеж между мирской и духовной жизнью [10, с. 87], и в целом между жизнью и смертью.
    (check this in PDF content)

  43. Start
    16859
    Prefix
    Новорожденные младенцы, имевшие 6 пальцев, рассматривались как его воплощение [10, с. 87]. Любопытно, что у эвенов была записана легенда о великом шамане, который ожил через 6 дней после смерти [14, с. 69]. А Л. П. Потапов упоминает о том, что у телеутов число 6 было сакральным
    Exact
    [18, с. 168]
    Suffix
    . Возможно это была сакрализация того, что несло на себе отпечаток «до(не)человеческого» порядка. В качестве одного из вариантов интерпретации можно рассматривать число 6 как некий рубеж между мирской и духовной жизнью [10, с. 87], и в целом между жизнью и смертью.
    (check this in PDF content)

  44. Start
    17069
    Prefix
    Возможно это была сакрализация того, что несло на себе отпечаток «до(не)человеческого» порядка. В качестве одного из вариантов интерпретации можно рассматривать число 6 как некий рубеж между мирской и духовной жизнью
    Exact
    [10, с. 87]
    Suffix
    , и в целом между жизнью и смертью. В наибольшей степени это получило свое отражение в шаманской идеологии: способность шамана ожить по прошествии 6 дней – на 7-й, 7 шаманских дорог, участвующих в посвящении, а значит переводящих шамана в новый «духовный» статус и т. д.
    (check this in PDF content)