The 33 reference contexts in paper Maria Zhavoronkova Yu., Мария Жаворонкова Юрьевна (2016) “БРАЧНЫЙ МОТИВ В ДРАМАТУРГИИ Н. В. ГОГОЛЯ // MARRIAGE MOTIF IN THE DRAMA OF N. V. GOGOL” / spz:neicon:vestnik-k:y:2016:i:1:p:171-175

  1. Start
    3905
    Prefix
    Драма как род искусства сохраняет особую внутреннюю связь с обрядом, так как само действие и развитие конфликта генетически восходит к обрядовой культуре древности. О. М. Фрейденберг пишет, что «обрядовое изображение катартики легло в основу античной драмы»
    Exact
    [12, с. 347]
    Suffix
    . Представления были приурочены к празднествам, посвященным богам, а внешний вид и поведение как исполнителей, так и слушателей строго регламентировалось «театральной обрядностью». Связь драматургии с обрядом прослеживается до сих пор в том, что в пьесе события представлены в виде сцен, действие предполагает более подробное воспроизведение диалогов, костюмов, жестов.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    4572
    Prefix
    Хализев, характеризуя специфические черты жанра драмы, пишет об этом так: «Если с помощью повествования действие запечатлевается как нечто прошедшее, то цепь диалогов и монологов в драме создает иллюзию настоящего времени. <...> Действие воссоздается в драме с максимальной непосредственностью. Оно протекает будто перед глазами читателя»
    Exact
    [14, с. 340]
    Suffix
    . Эта непосредственность делает возможным более острое переживание происходящего множеством людей одновременно: «Спектакль впрямую воздействует на многих людей, как бы сливающихся воедино в откликах на совершающееся перед ними» [14, с. 342].
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4793
    Prefix
    Эта непосредственность делает возможным более острое переживание происходящего множеством людей одновременно: «Спектакль впрямую воздействует на многих людей, как бы сливающихся воедино в откликах на совершающееся перед ними»
    Exact
    [14, с. 342]
    Suffix
    . Поскольку пьеса изначально пишется для постановки на театральной сцене и роль повествователя в ней ограничена ремарками и авторскими предписаниями, то участники спектакля становятся соавторами драматурга: «Создание спектакля на основе драматического произведения сопряжено с его творческим достраиванием: актеры создают интонационно-пластические рисунки исполняемых ролей, художник оформляет с
    (check this in PDF content)

  4. Start
    5461
    Prefix
    на основе драматического произведения сопряжено с его творческим достраиванием: актеры создают интонационно-пластические рисунки исполняемых ролей, художник оформляет сценическое пространство, режиссер разрабатывает мизансцены. В связи с этим концепция пьесы несколько меняется <...>, нередко конкретизируется и обогащается: сценическая постановка вносит в драму новые смысловые оттенки»
    Exact
    [14, с. 345]
    Suffix
    . Свадьба – обряд, знаменующий собой создание новой семьи, смену центральными персонажами – женихом и невестой – семейного и социального статуса. В ходе свадебного действа достигается согласие на брак, происходит установление и закрепление нового родства и социальных связей.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    6679
    Prefix
    Замужество воспринималось как смерть в прежнем статусе и рождение в новом. Невеста часто наделялась чертами инфернального персонажа. Например, считалось, что она способна сглазить, влиять на природу, предвидеть будущее
    Exact
    [10, с. 386]
    Suffix
    . Жених «олицетворяет активную сторону обряда, от которой исходит инициатива брака» [9, с. 202]. Активная позиция жениха в обряде подчёркивается его иносказательными наименованиями, связанными с охотничьей и военной тематикой.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    6770
    Prefix
    Невеста часто наделялась чертами инфернального персонажа. Например, считалось, что она способна сглазить, влиять на природу, предвидеть будущее [10, с. 386]. Жених «олицетворяет активную сторону обряда, от которой исходит инициатива брака»
    Exact
    [9, с. 202]
    Suffix
    . Активная позиция жениха в обряде подчёркивается его иносказательными наименованиями, связанными с охотничьей и военной тематикой. Вместе с тем жених чаще всего действует не самостоятельно, а через помощников – свата и дружку.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    7436
    Prefix
    Гуры, «При выборе свата <...> особое значение придавали таким качествам, как красноречие, знание приговоров и прибауток, остроумие и умение веселить, бойкость и удальство, а также зажиточность, солидность, представительность и авторитет среди односельчан»
    Exact
    [11, с. 557]
    Suffix
    . Дружка, в отличие от свата, сверстник жениха. Его функции выполняет холостой друг жениха, его брат или муж сестры. Дружка «выступает активным посредником между родом жениха и родом невесты» [9, с. 140].
    (check this in PDF content)

  8. Start
    7622
    Prefix
    , как красноречие, знание приговоров и прибауток, остроумие и умение веселить, бойкость и удальство, а также зажиточность, солидность, представительность и авторитет среди односельчан» [11, с. 557]. Дружка, в отличие от свата, сверстник жениха. Его функции выполняет холостой друг жениха, его брат или муж сестры. Дружка «выступает активным посредником между родом жениха и родом невесты»
    Exact
    [9, с. 140]
    Suffix
    . Он участвует в свадебном сговоре и смотринах невесты, передаёт невесте подарки от жениха и является свадебным распорядителем. Иногда он может выполнять и функции свата, например, обручать молодых.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    8305
    Prefix
    В первом романтическом сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» присутствуют различные варианты развития брачного мотива: свадьба с участием инфернального персонажа («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы»), инцестуальный мотив («Страшная месть»), есть и несостоявшиеся свадьбы
    Exact
    [6]
    Suffix
    . А. Х. Гольденберг соотносит главных персонажей «Вечеров...» и «Мертвых душ» со свадебными чинами [5]. Первое в гоголевской драматургии обращение к брачной теме мы находим в «Женихах» (1833), наброске к будущей «Женитьбе».
    (check this in PDF content)

  10. Start
    8405
    Prefix
    романтическом сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» присутствуют различные варианты развития брачного мотива: свадьба с участием инфернального персонажа («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы»), инцестуальный мотив («Страшная месть»), есть и несостоявшиеся свадьбы [6]. А. Х. Гольденберг соотносит главных персонажей «Вечеров...» и «Мертвых душ» со свадебными чинами
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Первое в гоголевской драматургии обращение к брачной теме мы находим в «Женихах» (1833), наброске к будущей «Женитьбе». Действие комедии происходило в деревне, а основным событием были визиты женихов к невесте.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    8896
    Prefix
    Вишневская обращает внимание на то, что с появлением новых действующих лиц – Подколёсина и Кочкарёва, – а так же перенесением действия в Петербург, комедия получила новое название. По мнению исследователя, это связано с новым уровнем обобщения. «Замысел Гоголя шёл от деревни к городу, от «Женихов» к «Женитьбе»
    Exact
    [2, с. 156]
    Suffix
    , – утверждает И. Л. Вишневская. Кроме того, введение в сюжет новых персонажей смещает акценты, в результате чего «на первый план выдвигаются мотивы неудачного свата и нерешительного жениха» [1, с. 466].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    9085
    Prefix
    «Замысел Гоголя шёл от деревни к городу, от «Женихов» к «Женитьбе» [2, с. 156], – утверждает И. Л. Вишневская. Кроме того, введение в сюжет новых персонажей смещает акценты, в результате чего «на первый план выдвигаются мотивы неудачного свата и нерешительного жениха»
    Exact
    [1, с. 466]
    Suffix
    . В конечном счёте в центре внимания оказывается сама обрядовая ситуация, чем, на наш взгляд, объясняется смена Гоголем названия комедии с «Женихов» на «Женитьбу». В пьесе «Женитьба» (1835) сохранены действия подготовительного этапа обряда, свадебного сговора: сватовство, смотрины невесты, обручение.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    9522
    Prefix
    В пьесе «Женитьба» (1835) сохранены действия подготовительного этапа обряда, свадебного сговора: сватовство, смотрины невесты, обручение. Есть и основные участники обряда, но при этом «ставится под сомнение само отношение персонажей к свадьбе, сама целенаправленность и осмысленность их поступков»
    Exact
    [7, с. 220]
    Suffix
    . В первую очередь это относится к жениху, Подколёсину. В народной свадьбе жених не только был инициатором обряда, но и проходил предсвадебные испытания, призванные доказать его состоятельность и готовность к семейной жизни.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    10076
    Prefix
    С одной стороны, он стесняется своего холостяцкого положения, так как уже не молод, и понимает, что «наконец точно нужно жениться». С другой стороны, он боится изменить свою привычную жизнь и под разными предлогами отказывается ехать на смотрины
    Exact
    [7, с. 220]
    Suffix
    . Сомнения Подколеёсина разрушаются со стороны, так как появляются новые персонажи. Сваха Фекла Ивановна подталкивает его к свадьбе, находит ему невесту, Агафью Тихоновну. Подталкивает Подколёсина к свадьбе и женатый друг Кочкарёв, который расписывает ему прелести жизни женатого человека: «Ну, а как будет у тебя жена, так ты просто ни себя, ничего не узнаешь: тут у тебя будет диван, собачонк
    (check this in PDF content)

  15. Start
    10575
    Prefix
    Подталкивает Подколёсина к свадьбе и женатый друг Кочкарёв, который расписывает ему прелести жизни женатого человека: «Ну, а как будет у тебя жена, так ты просто ни себя, ничего не узнаешь: тут у тебя будет диван, собачонка, чижик какой-нибудь в клетке, рукоделье... И, вообрази, ты сидишь на диване, и вдруг к тебе подсядет бабеночка, хорошенькая эдакая, и ручкой тебя»
    Exact
    [3, с. 320]
    Suffix
    . Кочкарёв берётся «заправить свадьбу», выполняя в обряде функции одновременно дружки и свата. Впервые такой тип персонажа появляется в «Вечере накануне Ивана купалы», где «клад оказывается напрямую связан со сватовством к невесте как богатство и залог положительного ответа при сватовстве» [15, с. 132].
    (check this in PDF content)

  16. Start
    10924
    Prefix
    Впервые такой тип персонажа появляется в «Вечере накануне Ивана купалы», где «клад оказывается напрямую связан со сватовством к невесте как богатство и залог положительного ответа при сватовстве»
    Exact
    [15, с. 132]
    Suffix
    . В качестве свата Кочкарёв участвует в смотринах, обручает молодых. Он помогает Подколёсину, хлопочет о венчании, свадебном угощении. Однако, как справедливо утверждает Ю. В. Манн, у Кочкарёва нет чёткой мотивации [7, с. 221].
    (check this in PDF content)

  17. Start
    11135
    Prefix
    В качестве свата Кочкарёв участвует в смотринах, обручает молодых. Он помогает Подколёсину, хлопочет о венчании, свадебном угощении. Однако, как справедливо утверждает Ю. В. Манн, у Кочкарёва нет чёткой мотивации
    Exact
    [7, с. 221]
    Suffix
    . Если в черновом варианте пьесы Кочкарёв опасается, что сваха неудачно женит Подколёсина, то в окончательной редакции эта мотивировка снимается. Свадебная ситуация в какой-то момент становится соревнованием Кочкарёва со свахой.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    11714
    Prefix
    <...> Купца третьей гильдии дочь. Да уж такая, что и генералу обиды не нанесет. <...> Да, такой великатес! А к воскресному-то как наденет шелковое платье – так вот те Христос, так и шумит. Княгиня просто!»
    Exact
    [3, с. 316 – 317]
    Suffix
    . В этом описании сказывается традиция навеличивания, когда принято было хвалить внешность, речь, наряд молодой [8, с. 306 – 307]. К навеличиванию Фёкла Ивановна прибегает, описывая Агафье Тихоновне других женихов.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    11834
    Prefix
    А к воскресному-то как наденет шелковое платье – так вот те Христос, так и шумит. Княгиня просто!» [3, с. 316 – 317]. В этом описании сказывается традиция навеличивания, когда принято было хвалить внешность, речь, наряд молодой
    Exact
    [8, с. 306 – 307]
    Suffix
    . К навеличиванию Фёкла Ивановна прибегает, описывая Агафье Тихоновне других женихов. Комический эффект этих похвал основан на несовпадении с реальностью через овнешнение достоинств персонажей в колоритной наивной игре свахи со словом, нарушение грамматических форм которого должно придать вес восхваляемой невесте.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    12370
    Prefix
    Большая часть действия пьесы связана со смотринами невесты, обрядом, во время которого происходила первая встреча молодых в присутствии родных. Смотрели и оценивали имущество, внешность, физические качества невесты и умение управляться с домашними делами
    Exact
    [12, с. 82]
    Suffix
    . В пьесе Гоголя на смотрины приходит не только Подколёсин, но и другие женихи. Конфликт разрешает Кочкарёв, который, чтобы отвадить соперников Подколёсина, порочит невесту перед другими женихами.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    13396
    Prefix
    (Плачет.) Столько лет провела в спокойствии... Вот жила, жила – а теперь приходится выходить замуж! Одних забот сколько: дети, мальчишки, народ драчливый; а там и девочки пойдут; подрастут – выдавай их замуж»
    Exact
    [3, с. 359]
    Suffix
    . Здесь мы сталкиваемся с традиционным противопоставлением девичьей жизни и замужества. Замужняя жизнь изображается полной хлопот о семье, о судьбе детей, и невеста жалеет, что не успела «повеселиться девическим состоянием» [3, с. 359].
    (check this in PDF content)

  22. Start
    13610
    Prefix
    Здесь мы сталкиваемся с традиционным противопоставлением девичьей жизни и замужества. Замужняя жизнь изображается полной хлопот о семье, о судьбе детей, и невеста жалеет, что не успела «повеселиться девическим состоянием»
    Exact
    [3, с. 359]
    Suffix
    . Но плач невесты решён в комическом ключе в связи с тем, что брачный возраст героини не совпадает с традиционной нормой: Агафья Тихоновна причитает, что «и двадцати семи лет не пробыла в девках...» [3, с. 359].
    (check this in PDF content)

  23. Start
    13795
    Prefix
    Но плач невесты решён в комическом ключе в связи с тем, что брачный возраст героини не совпадает с традиционной нормой: Агафья Тихоновна причитает, что «и двадцати семи лет не пробыла в девках...»
    Exact
    [3, с. 359]
    Suffix
    . Агафья Тихоновна уже решилась на брак и волнуется, что жених «долго мешкается». Она готова к венчанию, подвенечное платье давно сшито. А Подколёсин, хоть и сам говорит, что до решения жениться «был в свете самый препустой и обыкновенный человек», все больше сомневается, боится ответственности, хочет уйти от неё и сбегает, выпрыгнув в окно.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    14320
    Prefix
    В финале пьесы персонажи констатируют несоответствие Подколёсина обрядовой роли жениха. В роли такой судьи выступает сваха: «Еще если бы в двери выбежал – ино дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно – уж тут просто мое почтение!»
    Exact
    [3, с. 365]
    Suffix
    – говорит Фёкла Ивановна Кочкарёву. Нерешительный Подколёсин не готов к инициальному событию свадьбы и неспособен принять на себя новый семейный статус и новые обязанности. Однако несостоятелен не только жених, но и его помощник, который, по словам Фёклы Ивановны, «дела свадебного не знает».
    (check this in PDF content)

  25. Start
    14926
    Prefix
    В результате, после бегства Подколёсина, невеста оказалась опозорена: «Арина Пантелеймоновна (подступая к Кочкареву). Что ж вы, батюшка, в издевку-то разве, что ли? <...> Осрамить перед всем миром девушку! Я – мужичка, да не сделаю этого. А еще и дворянин!...»
    Exact
    [3, с. 364 – 365]
    Suffix
    . Кочкарёв много хлопотал, но не позаботился о том, чтобы брачный союз состоялся. В «Женитьбе» элементы свадебного обряда используются последовательно, не нарушая традиционной их связи в народной культуре, но канонические этапы наполняются конкретным психологическим состоянием и поведением героев, «перезревших» для свадьбы.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    15808
    Prefix
    Принятый напуганными чиновниками за уполномоченное лицо коллежский регистратор Хлестаков становится женихом дочери Городничего, Марьи Антоновны. Хлестаков, по замечанию автора, «один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими»
    Exact
    [4, с. 8]
    Suffix
    , «без царя в голове». Женихом в свадебном обряде он становится случайно в силу своих психологических особенностей – легкомысленности, волокитства, страсти к вранью. «У меня лёгкость необыкновенная в мыслях» [4, с. 42, 44], – признаётся сам Хлестаков.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    16178
    Prefix
    «У меня лёгкость необыкновенная в мыслях» [4, с. 42, 44], – признаётся сам Хлестаков. Он несерьёзен, поэтому не подходит на роль жениха, как и на роль ревизора. Обе эти роли он выполняет без умысла, заранее не претендуя на них
    Exact
    [7, с. 193 – 194]
    Suffix
    . Позднее понимание Хлестаковым ситуации дается в его письме Тряпичкину. Однако Анна Андреевна и Марья Антоновна восхищаются Хлестаковым, называют его «милашкой». Действие дополняется комическим соперничеством матери и дочери, которые спорят о том, кто из них заслужил внимание «столичной штучки».
    (check this in PDF content)

  28. Start
    16790
    Prefix
    Хлестаков не проявляет никакой инициативы вступить брак, не собирается жениться на Марье Антоновне, однако же «волочится за женой и дочкой» Городничего, как сам пишет Тряпичкину, «напропалую», предпочитая браку флирт. Он «говорит и действует без особого соображения»
    Exact
    [4, с. 8]
    Suffix
    , по ситуации. Событие обручения с Марией Антоновной происходит без какого-либо стремления или умысла со стороны Хлестакова, складываясь, с точки зрения зрителя, как недоразумение. Городничий, узнав о жалобах на него, вбегает в комнату, оправдываясь, и не сразу понимает, что «ревизор» просит руки его дочери.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    17194
    Prefix
    Городничий, узнав о жалобах на него, вбегает в комнату, оправдываясь, и не сразу понимает, что «ревизор» просит руки его дочери. В традиционном отцовском благословении сквозит страх перед ожидаемым наказанием: «Да благословит вас Бог, а я не виноват»
    Exact
    [4, с. 68 – 69]
    Suffix
    . Ситуация мнимого обручения мнимого же ревизора с Марьей Антоновной раскрывает перед зрителем новые грани характеров персонажей. Родители Марьи Антоновны воспринимают все всерьез и хватаются за предложение Хлестакова как за перспективу перемены своего социального положения.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    18007
    Prefix
    почему хочется быть генералом? потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут, везде вперед: "Лошадей!" И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь: обедаешь где-нибудь у губернатора, а там: стой, городничий! Хе, хе, хе (заливается и помирает со смеху), вот что, канальство, заманчиво!»
    Exact
    [4, с. 72]
    Suffix
    . «Резкий переход от низости к высокомерию» [4, с. 8], свойственный Городничему, по замечанию Гоголя, здесь наиболее заметен. Анна Андреевна в ответ на просьбу Коробкина «оказать протекцию на службе» его сыну говорит мужу: «да ведь не всякой же мелузге оказывать покровительство» [4, с. 78].
    (check this in PDF content)

  31. Start
    18057
    Prefix
    куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут, везде вперед: "Лошадей!" И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь: обедаешь где-нибудь у губернатора, а там: стой, городничий! Хе, хе, хе (заливается и помирает со смеху), вот что, канальство, заманчиво!» [4, с. 72]. «Резкий переход от низости к высокомерию»
    Exact
    [4, с. 8]
    Suffix
    , свойственный Городничему, по замечанию Гоголя, здесь наиболее заметен. Анна Андреевна в ответ на просьбу Коробкина «оказать протекцию на службе» его сыну говорит мужу: «да ведь не всякой же мелузге оказывать покровительство» [4, с. 78].
    (check this in PDF content)

  32. Start
    18273
    Prefix
    «Резкий переход от низости к высокомерию» [4, с. 8], свойственный Городничему, по замечанию Гоголя, здесь наиболее заметен. Анна Андреевна в ответ на просьбу Коробкина «оказать протекцию на службе» его сыну говорит мужу: «да ведь не всякой же мелузге оказывать покровительство»
    Exact
    [4, с. 78]
    Suffix
    . После разоблачения Хлестакова иллюзии и планы семьи Городничего рушатся. Анна Андреевна пытается вернуть ситуацию в лоно традиции: «Анна Андреевна. Но это не может быть, Антоша: он обручился с Машинькой.
    (check this in PDF content)

  33. Start
    18573
    Prefix
    Анна Андреевна пытается вернуть ситуацию в лоно традиции: «Анна Андреевна. Но это не может быть, Антоша: он обручился с Машинькой... Городничий (в сердцах). Обручился! кукиш с маслом – вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!...»
    Exact
    [4, с. 83]
    Suffix
    . Хлестаков оказывается «сосулькой, тряпкой», а свадебный обряд, благословлённый иконой, оборачивается пустышкой. В обеих пьесах Гоголь использует многие элементы свадебного обряда, наделяя их художественным содержанием.
    (check this in PDF content)