The 21 reference contexts in paper E. Komissarova L., Е. Комиссарова Л. (2016) “ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // THE FORMS OF CITIZENS’ PARTICIPATION IN THE LAW-MAKING IN MODERN RUSSIA” / spz:neicon:vestnik-k:y:2015:i:4:p:236-241

  1. Start
    2450
    Prefix
    Организующими началами этого вида правотворчества выступают: самостоятельность субъектов непосредственного правотворчества; прямое участие граждан в разработке, обсуждении, принятии правовых актов (в зависимости от формы участия); коллективность и гласность осуществляемой деятельности
    Exact
    [4, с. 85]
    Suffix
    . Участие граждан в правотворческом процессе может проходить в различных формах, отражающих основные начала народовластия. Непосредственное правотворчество народа, прежде всего, выражается в форме референдума, являющегося императивной формой прямого волеизъявления граждан.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3066
    Prefix
    Рассмотрим каждую из названных форм. Согласно части 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации, референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Данный институт народовластия представляет собой одновременно и форму выражения общественного мнения, и способ принятия важных нормативных правовых актов и социально значимых решений. Правовые основы и порядок реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме регулируются, помимо норм Конституции РФ, Федеральным конституционным законом «О референ
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4442
    Prefix
    , чья совокупная воля является прямым и единственным правообразующим источником закона, другого нормативного правового акта или иного решения; итоги референдума являются окончательными, не подлежат какому-либо утверждению и, как правило, обладают наивысшей юридической силой; подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные и муниципальные органы, комиссии референдума
    Exact
    [6, с. 264]
    Suffix
    ; принятое на референдуме решение (в т. ч. нормативный правовой акт, если он является предметом референдума) вступает в силу со дня официального опубликования результатов референдума; данное решение является общеобязательным, действует на всей территории референдума и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан ино
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4844
    Prefix
    правовой акт, если он является предметом референдума) вступает в силу со дня официального опубликования результатов референдума; данное решение является общеобязательным, действует на всей территории референдума и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Как самостоятельный вид правотворческого процесса референдум предполагает основные стадии, включающие подготовку текста проекта закона или иного нормативного правового акта инициативной группой граждан; сбор определенного числа подписей в поддержку правотворческой инициативы; проверку соблюдения установленных процедур и принятие решения о проведении референдума; непосредственное рассмотре
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5964
    Prefix
    Инициатива проведения референдума на общегосударственном уровне принадлежит не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме (п. 1 ч. 1 ст. 14 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»)
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Для проведения референдума субъекта РФ необходима поддержка граждан, число которых устанавливается законом субъекта РФ и не может превышать 2 % от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума (п. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») [14].
    (check this in PDF content)

  6. Start
    6315
    Prefix
    Для проведения референдума субъекта РФ необходима поддержка граждан, число которых устанавливается законом субъекта РФ и не может превышать 2 % от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума (п. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)
    Exact
    [14]
    Suffix
    . В большинстве субъектов Российской Федерации установлена предельная граница в 2 % от числа участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта (например, в г.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    7148
    Prefix
    В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам, число которых не может превышать 5 % от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Анализ регионального законодательства о местном самоуправлении показывает, что в большинстве субъектов РФ количество подписей в поддержку проведения местного референдума определяется на уровне 5 % от количества участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования (например, г.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    7657
    Prefix
    Москва, Приморский край, Новосибирская, Омская, Свердловская, Кемеровская области и др.). В отдельных регионах установлен меньший показатель. В частности, в Пермском крае – 4 %, в г. СанктПетербург – 2 %, в Красноярском крае – 1 %
    Exact
    [5, с. 97 – 99]
    Suffix
    . Таким образом, законодательное закрепление процедуры проведения референдума как формы прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения дает возможность населению принимать активное участие в создании законов и иных нормативных правовых актов.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    10693
    Prefix
    , иных нормативных актов общегосударственного либо регионального значения, а также общественное обсуждение населением муниципальных образований проектов правовых актов органов местного самоуправления. Данной форме непосредственной демократии присущи следующие особенности: выступает способом непосредственного участия граждан в осуществлении государственной власти и местном самоуправлении
    Exact
    [2, с. 553]
    Suffix
    ; выявляет общественное мнение и позволяет наилучшим образом учесть волю народа в нормативном регулировании наиболее важных сторон общественной жизни; является формой контроля народа за разработкой проектов законов, иных нормативных актов и организацией такой деятельности [1, с. 15]; выражает определенную степень властности и коллегиальности при принятии решений; проводится по инициативе заинт
    (check this in PDF content)

  10. Start
    11036
    Prefix
    способом непосредственного участия граждан в осуществлении государственной власти и местном самоуправлении [2, с. 553]; выявляет общественное мнение и позволяет наилучшим образом учесть волю народа в нормативном регулировании наиболее важных сторон общественной жизни; является формой контроля народа за разработкой проектов законов, иных нормативных актов и организацией такой деятельности
    Exact
    [1, с. 15]
    Suffix
    ; выражает определенную степень властности и коллегиальности при принятии решений; проводится по инициативе заинтересованных государственных и муниципальных органов, в т. ч. и граждан определенной численности, установленной нормативно; осуществляется с помощью различных методов и приемов, включая использование средств массовой информации, проведение публичных слушаний, социологических опросов, об
    (check this in PDF content)

  11. Start
    12419
    Prefix
    В этом случае такая форма обсуждения, предшествующая референдуму, позволяет учесть выдвигаемые гражданами замечания и предложения, направленные на совершенствование рассматриваемого законопроекта. На этом этапе законодательный орган, опубликовавший проект закона, консультируется с народом, проверяя общественным обсуждением содержание этого акта
    Exact
    [8, с. 128]
    Suffix
    . Практика проведения всенародных и народных обсуждений существовала в советский период нашего государства и давала свои положительные результаты. На широкое обсуждение народа выносилось значительное количество проектов законов общегосударственного и республиканского значения.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    13772
    Prefix
    За отведенный для обсуждения указанных законопроектов период от граждан поступило несколько десятков тысяч замечаний, предложений и комментариев, часть из которых была учтена законодателем при подготовке окончательного варианта законов
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Особенностью этих обсуждений явилось отсутствие специальной нормативной регламентации, устанавливающей процедуру проведения такого рода обсуждений в сети «Интернет», а также отсутствие возможности ознакомления с текстом законопроектов и внесения предложений и замечаний для большинства населения страны, помимо пользователей Интернета [19, с. 49].
    (check this in PDF content)

  13. Start
    14083
    Prefix
    Особенностью этих обсуждений явилось отсутствие специальной нормативной регламентации, устанавливающей процедуру проведения такого рода обсуждений в сети «Интернет», а также отсутствие возможности ознакомления с текстом законопроектов и внесения предложений и замечаний для большинства населения страны, помимо пользователей Интернета
    Exact
    [19, с. 49]
    Suffix
    . Данное обстоятельство не позволило придать данным обсуждениям статуса всенародных обсуждений, характерных для советского периода. Действующей Конституцией Российской Федерации 1993 г. институт народных обсуждений прямо не предусмотрен, можно говорить только об опосредованном правовом регулировании данной формы через анализ конституционных положений, закрепляющих народный суверенитет и пра
    (check this in PDF content)

  14. Start
    15524
    Prefix
    На сегодняшний день на законодательном уровне можно говорить лишь об основах общественного обсуждения, заложенных ст. 18, 24 Федерального закона 21.07.2014 No 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»
    Exact
    [18]
    Suffix
    , требующих дальнейшего развития. Принятию этого закона предшествовала целая серия президентских и правительственных актов, направленных на привлечение общественности к процессу обсуждения нормативных решений.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    16046
    Prefix
    Учитывая положительный опыт прошедших в сети «Интернет» законопроектных обсуждений, в целях совершенствования законотворческой деятельности и обеспечения учета общественного мнения при подготовке законов, Президентом РФ был издан Указ от 9.02.2011 г. No 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов»
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Заинтересованность государственной власти в привлечении граждан к общественной экспертизе социально значимых проектов путем вынесения их на публичное обсуждение нашла развитие в последующих президентских указах и правительственных постановлениях, например, Указе Президента от 7.05.2012 No 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Постановлении Прави
    (check this in PDF content)

  16. Start
    16719
    Prefix
    , например, Указе Президента от 7.05.2012 No 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Постановлении Правительства РФ от 25.08.2012 No 851 (ред. от 28.10.2014) «Об утверждении Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения»
    Exact
    [11]
    Suffix
    и др. Согласно данным актам, федеральные органы исполнительной власти обязаны размещать с 15.04.2013 г. на официальном сайте regulation.gov.ru информацию о подготовке проектов нормативных правовых актов, сроках и результатах их общественного обсуждения.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    19843
    Prefix
    Так, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает такую форму обращения граждан, как предложение, представляющее собой, в частности, рекомендацию гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов
    Exact
    [16]
    Suffix
    . В федеральном законодательстве можно говорить лишь о закреплении права реализации правотворческой инициативы граждан на региональном (субъектов РФ) и местном (муниципальном) уровнях. Согласно п. 1 ст. 6 ФЗ от 6 октября 1999 г.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    20452
    Prefix
    законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», право законодательной инициативы в представительном органе государственной власти субъекта РФ, наряду с обязательным перечнем основных субъектов, может принадлежать также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ, в соответствии с их конституцией (уставом)
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Следовательно, такое право дается федеральным законодателем на усмотрение конкретного субъекта Федерации. В настоящее время институт народной (гражданской) законодательной инициативы (инициативы внесения законопроекта либо законодательного предложения в представительный законодательный орган) предусмотрен конституциями (уставами) около тридцати субъектов РФ.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    23961
    Prefix
    Законом также установлена обязанность органа или должностного лица местного самоуправления рассмотреть проект муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы в течение трех месяцев со дня его внесения
    Exact
    [15]
    Suffix
    . Данное положение служит основой для реализации данного права гражданами большинства муниципальных образований, нормативно утвердивших порядок осуществления правотворческой инициативы граждан в соответствующем муниципальном образовании.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    24954
    Prefix
    пассивностью населения либо нежеланием органов публичной власти прислушиваться к мнению общества, сколько отсутствием должной регламентации, в первую очередь федеральным законодательством данного института. Определенные меры в решении данной проблемы в последнее время предпринимаются. Примером тому является создание в интернет-сети сайта «Российская общественная инициатива»
    Exact
    [9]
    Suffix
    с целью размещения гражданами различных общественных инициатив – предложений по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, в т. ч. имеющих правотворческий характер.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    25708
    Prefix
    не менее 100 тысяч голосов – в поддержку инициативы федерального уровня, не менее 5 % голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта РФ, – в поддержку инициативы регионального уровня, не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, – в поддержку инициативы муниципального уровня
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Тем не менее на сегодняшний день требуется более детальная проработка вопроса о необходимости законодательного закрепления института правотворческой инициативы граждан. Таким образом, рассмотрев основные формы непосредственного участия граждан в правотворческом процессе, можно констатировать, что данные институты народовластия не получили широкого практического применения в современном право
    (check this in PDF content)