The 11 reference contexts in paper O. Krechetova V., О. Кречетова В. (2016) “ОПЫТ СЦЕНАРНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРЯДА ПРОСВАТАНИЯ (на материале забайкальской казачьей свадьбы) // SCRIPT INTERPRETATION OF THE COURTSHIP RITE (on the material of the Transbaikalian Cossacks wedding ceremony)” / spz:neicon:vestnik-k:y:2015:i:4:p:102-105

  1. Start
    4200
    Prefix
    Методологическим обоснованием работы являются исследования возможности применения культурного сценария (cultural script) для описания речевых ритуалов в трудах австралийских ученых А. Вежбицкой и К. Годдарда к культурным концептам [8 – 11]. Работы в данном направлении получили продолжение в публикациях Ф. Амеки, А. Бреедвелд
    Exact
    [7]
    Suffix
    , Р. Хасады и др. В отечественной науке сценарное описание ритуального коммуникативного поведения нашло отражение в работах Г. Е. Крейдлина и С. И. Переверзевой и др. Одной из трудностей в решении сценарного опиисания обряда является определение базового критерия, который ляжет в основу построения сценария, поскольку «правильно подобранные дифференциальные признаки дают не только удобную кла
    (check this in PDF content)

  2. Start
    4739
    Prefix
    опиисания обряда является определение базового критерия, который ляжет в основу построения сценария, поскольку «правильно подобранные дифференциальные признаки дают не только удобную классификацию ритуалов, но и раскрывают степень значимости и роль того или иного соматического объекта в данном ритуале. Они же выявляют меру табуированности использования в ритуале конкретного объекта»
    Exact
    [4,
    Suffix
    . Построение сценария для первой части обряда «просватания», как видно, является довольно сложной задачей. Сложность состоит в том, что обряд состоит из действий двух сторон: сватов-гостей и хозяевродителей – и включает вербально-невербальный комплекс.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    6658
    Prefix
    Как указывает этнограф Н. И. Кашин, сначала отправлялось так называемое «сватанное письмо» с предложением породниться, и если отказа не следовало, то можно было начинать «сватание» привычным путем
    Exact
    [3, с. 149]
    Suffix
    . В отличие от других районов Сибири казаки Восточного Забайкалья в большинстве случаев не пользовались услугами профессиональных свах. В роли сватов выступали сами родители, крестные или близкие родственники.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    8163
    Prefix
    следовало незаметно перевернуть ступку для взбивания масла и очистки зерна от оболочки вверх дном с приговором: «Брошу тут без дна, Будут отец и мать без ума» – с той целью, чтобы сватовство прошло успешно. Необходимо отметить, что этот небольшой ритуал восходит к общему восточнославянскому обычаю манипулирования (переворачивания) ступками как некоего символа успешного сватовства
    Exact
    [6, с. 188]
    Suffix
    . Вербальная и невербальная группа актов представляет особый интерес в рамках сценарного анализа любого обряда, поскольку они являются магическими микроритуалами и несут дополнительную смысловую нагрузку.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    8940
    Prefix
    Действие «перевернуть вверх дном», как и переворачивание предметов, восходит к магическим обрядам, предусматривающим действия «наоборот» с целью предотвратить или не допустить сглаза, воздействия нечистой силы
    Exact
    [5, с. 679 – 680, 364 – 265]
    Suffix
    . Войдя в дом, сваты здоровались с хозяевами, но не проходили дальше матицы, а усаживались на скамью под ней. Такое поведение также рассматривается как знаковое, поскольку матица имеет сакральное значение в структуре внутреннего пространства русского дома, являясь границей между верхом и низом, а также между внутренним, «семейным» пространством и пространством внешним.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    9454
    Prefix
    как знаковое, поскольку матица имеет сакральное значение в структуре внутреннего пространства русского дома, являясь границей между верхом и низом, а также между внутренним, «семейным» пространством и пространством внешним. Как указывает Е. С. Узенёва, в свадебной обрядности «сидеть под матицей» значило «сватать невесту», и «заходить за матицу» было запрещено до определенного момента
    Exact
    [5, с. 201 – 202]
    Suffix
    . Такое поведение являлось знаковым для хозяев, и хотя разговор начинался на любую бытовую тему, после отказа от первого приглашения хозяев пройти дальше в дом, а также поздний час визита нежданных гостей, сам по себе означал всю важность предстоящего разговора.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    9988
    Prefix
    У забайкальских казаков можно было начинать сватовство только после того, как сам хозяин приглашал к столу пить чай, сваты вставали и начинали торг: Мы не чай пришли пить, а о деле говорить! // Сватушко, сватьюшка, Мы пришли с добрым делом – // Со сватаньем // Вашей дочери (имя девушки) За (имя будущего жениха)
    Exact
    [2, с. 20]
    Suffix
    . Сватовство могло начаться также и с символического торга по распространенной по сей день общей формуле купли-продажи «у Вас товар – у нас купец» либо «охотника – добычи», где девушка являлась символом «красного зверя» (соболь, лисица), а жених – «добрым охотником».
    (check this in PDF content)

  8. Start
    12004
    Prefix
    Переверзевой, которые, анализируя ритуал прихода гостя в русской коммуникативной культуре, установили семы (атомы смысла) и смысловые молекулы – семантемы, которые являются более крупными смысловыми единицами, подлежащими толкованию
    Exact
    [4, с. 114]
    Suffix
    , мы попытаемся также определить семы и семантемы для обряда сватовства. Кроме того, здесь необходимо вводить семы и семантемы, обозначающие локус, поскольку обозначения места имеет знаковый характер в народной обрядности.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    14885
    Prefix
    Наконец, сведение молекул к семантическим атомам, которое все равно нужно для описания сложных идей, позволяет привести наши сценарии к сценариям в духе Анны Вежбицкой и уже на более глубоком уровне проводить сопоставления сценариев...»
    Exact
    [4, с. 115]
    Suffix
    . Рассуждая о построении сценария для определенного обряда или обрядового комплекса, можно сделать следующие выводы. Сценарий позволяет создать некую схему культурно-обусловленных актов, основанных на определенных концептуальных кодах, которые «зашифрованы» в семантемах или семантических молекулах.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    15795
    Prefix
    Благодаря их созданию можно проследить вариативность одного и того же ритуала или обряда. Австралийский когнитолог К. Годдард отмечает, что простое владение одним и тем же языком совсем не означает одинакового владения одними и теми же культурными сценариями поведения
    Exact
    [10, p. 7]
    Suffix
    . Действительно, в пределах одной лингвокультурной традиции проведения свадебных обрядов, несмотря на примерно одинаковый набор обрядов, ритуалов, мотивов, предметов, задействованных в ритуальных действах, вариации можно пронаблюдать даже в пределах одного географического ареала.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    16226
    Prefix
    проведения свадебных обрядов, несмотря на примерно одинаковый набор обрядов, ритуалов, мотивов, предметов, задействованных в ритуальных действах, вариации можно пронаблюдать даже в пределах одного географического ареала. Например, манипулирование ступой и пестом в свадебной обрядности наблюдается практически у всех восточных славян и носит сексуальную коннотацию, по данным А. Л. Топорова
    Exact
    [5, с. 188]
    Suffix
    . У забайкальских казаков ступу переворачивали вверх дном для успешного сватовства один раз, а в Вятской губернии трижды; кроме того, у казаков Забайкалья свах не было, но были сваты, т. е. эту роль выполняли мужчины и т. д.
    (check this in PDF content)