The 25 reference contexts in paper O. Terekhov E., О. Терехов Э. (2016) “ОТ ТРАДИЦИИ К «КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»: ИСТОРИЯ И ИДЕОЛОГИЯ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА // FROM TRADITION TO “CONSERVATIVE REVOLUTION”: HISTORY AND IDEOLOGY IN OSWALD SPENGLER’S CULTURAL-HISTORICAL THEORY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2015:i:3:p:49-52

  1. Start
    3705
    Prefix
    Книга наглядно свидетельствовала, какие политические теории можно было вывести из казалось бы сугубо философского учения о закате культур. Впрочем, сам Шпенглер и не отрицал политический подтекст своей книги, выход который был приурочен к окончательной победе немецкого оружия в мировой войне
    Exact
    [3, c. 127]
    Suffix
    , а замысел «Заката Европы» возник из политического очерка 1911 г., написанного им как отклик на текущие политические события [3, c. 183]. Проблема политической составляющей в философии истории Шпенглера нашла достаточно подробное освещение в шпенглериане.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3829
    Prefix
    Впрочем, сам Шпенглер и не отрицал политический подтекст своей книги, выход который был приурочен к окончательной победе немецкого оружия в мировой войне [3, c. 127], а замысел «Заката Европы» возник из политического очерка 1911 г., написанного им как отклик на текущие политические события
    Exact
    [3, c. 183]
    Suffix
    . Проблема политической составляющей в философии истории Шпенглера нашла достаточно подробное освещение в шпенглериане. Х. Мёллер писал о том, что политические сочинения Шпенглера следует воспринимать и понимать «как актуальные парафразы его необычно сенсационного и волнующего главного труда» [12, c. 51].
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4107
    Prefix
    Проблема политической составляющей в философии истории Шпенглера нашла достаточно подробное освещение в шпенглериане. Х. Мёллер писал о том, что политические сочинения Шпенглера следует воспринимать и понимать «как актуальные парафразы его необычно сенсационного и волнующего главного труда»
    Exact
    [12, c. 51]
    Suffix
    . Д. Фелькен подчеркивал, что вопрос о принципах философии Шпенглера, ее методологических и мировоззренческих основах возможен только в контексте современной Шпенглеру идеологии [9, c. 49].
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4286
    Prefix
    Мёллер писал о том, что политические сочинения Шпенглера следует воспринимать и понимать «как актуальные парафразы его необычно сенсационного и волнующего главного труда» [12, c. 51]. Д. Фелькен подчеркивал, что вопрос о принципах философии Шпенглера, ее методологических и мировоззренческих основах возможен только в контексте современной Шпенглеру идеологии
    Exact
    [9, c. 49]
    Suffix
    . Биограф Шпенглера А. М. Коктанек, рассматривая предпосылки возникновения «Пруссачества и социализма», приходит к выводу, что политические работы Шпенглера были завершающим аккордом в разработке формы его взглядов на историю и человека [10, c. 232].
    (check this in PDF content)

  5. Start
    4518
    Prefix
    Коктанек, рассматривая предпосылки возникновения «Пруссачества и социализма», приходит к выводу, что политические работы Шпенглера были завершающим аккордом в разработке формы его взглядов на историю и человека
    Exact
    [10, c. 232]
    Suffix
    . По мнению Дж. Фарренкопфа, «Закат Европы» необходимо рассматривать не только как новаторскую книгу по философии истории, но и как труд призванный дать немецкой элите рекомендации по искусству управления государством [8, c. 45 – 46, 72].
    (check this in PDF content)

  6. Start
    5209
    Prefix
    Шпенглер, по мнению Фарренкопфа, попытался соединить три великие немецкие интеллектуальные традиции: философию истории, культурпессимизм, «Realpolitik». Ж. Мерлио полагает, что за маской культурпессимизма и героического реализма, которую надел на себя Шпенглер, скрывалась банальная мифология германского империализма
    Exact
    [11, c. 221]
    Suffix
    . В исторической системе Шпенглера нашли свое выражение все мифы и желания немецкой национальной буржуазии: миф об особом пути Германии; имперский и государственный миф; миф о Фаусте как символе германской культуры; миф о Пруссии как о подлинной выразительнице германской сущности; миф о великом вожде.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    6246
    Prefix
    , породившие их; 2) пессимистическая культурфилософия Шпенглера стала важным опытом создания метаполитических конструкции в германском консерватизме в Веймарской республике; 3) изобретенный Шпенглером, звучный тезислозунг о «Закате Европы» (буржуазной, либеральной, космополитической Европы – авт.) стал символом обновленного немецкого консервативного движения в Веймарской республике
    Exact
    [6, c. 119 – 120]
    Suffix
    . К. Мёккель следующим образом характеризует сущность философско-исторических и политических взглядов Шпенглера: «В своей критике культуры и человека, которая, помимо философии жизни, основывается также на социал-дарвинистских и антилиберальных позициях, Шпенглер глубоко проникает в сущность современного индустриального общества и массового производства.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    6951
    Prefix
    Он стал голосом консервативных кругов в составе правящей элиты, враждебно настроенных к Веймарской республике, хотя сотрудничество Шпенглера с националсоциализмом, конечно, не состоялось в силу его элитистских убеждений»
    Exact
    [1, c. 159 – 160]
    Suffix
    . Шпенглера, как политически ориентированного мыслителя, в первую очередь занимал вопрос о проявлении в духовных и материальных феноменах культуры выражения ее идеологической и мировоззренческой основы.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    7358
    Prefix
    Издателю Курту Вольфу он следующим образом характеризовал суть замысла «Заката Европы»: «Проблема формы духовного и социального развития сегодняшней Европы образует здесь сущность окончательного анализа человеческой культуры»
    Exact
    [9, c. 40]
    Suffix
    . В самой книге он более образно проговаривает эту мысль: «Становилось ясным, что политическая проблема не может быть понята из самой политики и что существенные черты, скрытые в глубинах, зачастую осязаемо проявляются лишь в сфере искусства, часто даже только в форме весьма отдаленных научных и чисто философских мыслей» [3, c. 183].
    (check this in PDF content)

  10. Start
    7655
    Prefix
    В самой книге он более образно проговаривает эту мысль: «Становилось ясным, что политическая проблема не может быть понята из самой политики и что существенные черты, скрытые в глубинах, зачастую осязаемо проявляются лишь в сфере искусства, часто даже только в форме весьма отдаленных научных и чисто философских мыслей»
    Exact
    [3, c. 183]
    Suffix
    . В таком контексте «Закат Европы» является знаковой книгой, в которой отразился переход Шпенглера от политического традиционализма типичного для немецких консерваторов кайзеровской эпохи к радикализации идейно-политических воззрений после поражения Германии в Первой мировой войне, Ноябрьской революции и учреждения буржуазно-демократической Веймарской республики.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    9044
    Prefix
    Учреждение буржуазно-демократической Веймарской республики он воспринял как предательство исторических, культурных и национальных традиций германской государственности. Республика означала для Шпенглера крушение прусской государственнополитической традиции
    Exact
    [14, c. 115]
    Suffix
    . Мировая война также показала, какие цивилизационные силы будут доминировать в будущей мировой империи: англосаксонский капитализм или по-прусски организованный социализм. Первая мировая война завершилась, по мнению Шпенглера, не национальным возрождением, а национальным крахом Германии.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    10494
    Prefix
    В этом и заключалась основная идея первого тома: показать на грандиозных исторических примерах судьбу западной (фаустовской) культуры, входящей в стадию цивилизации, которая неизбежно должна была закончиться ее распадом. «Гибель Запада, рассмотренная таким образом, означает не больше и не меньше как проблему цивилизации»
    Exact
    [3, c. 163]
    Suffix
    . Цивилизация разрушает традиционную основу культуры, базис которой составляет мистический и почвеннический прафеномен, и выпускает на свет силы космополитизма, экономики, денег, политики, цезаризма и т. д.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    12085
    Prefix
    В первом томе «Заката Европы» также появляется один из основополагающих мотивов политической философии Шпенглера – проблема социализма. Шпенглер следующим образом обосновывает свое понимание социализма. «Социализм есть ставшее иррелигиозным фаустовское жизнечувствование» – писал Шпенглер
    Exact
    [3, c. 546]
    Suffix
    . Социализм в представлении Шпенглера являлся неким этическим кодексом фаустовского человека эпохи цивилизации, еще не растерявшего свою жизненную активность. Шпенглер отверг экономическую трактовку социализма и наполнил понятие «социализм» этическим содержанием.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    12788
    Prefix
    Таким образом, уже в первом томе «Заката Европы» содержались основные компоненты шпенглеровской концепции «прусского социализма», развитые позднее в его главном политическом сочинении «Пруссачество и социализм». Во втором томе «Заката Европы» Шпенглер политические мотивы и политическая философия Шпенглера заняли едва ли не главное место
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Шпенглер, анализируя политическую историю, вновь вернулся к противопоставлению цивилизации и культуры через оценку роли в истории социальных сословий, которые, по его мнению, являются отображением метафизического момента в истории [4, с. 355].
    (check this in PDF content)

  15. Start
    13006
    Prefix
    Шпенглер, анализируя политическую историю, вновь вернулся к противопоставлению цивилизации и культуры через оценку роли в истории социальных сословий, которые, по его мнению, являются отображением метафизического момента в истории
    Exact
    [4, с. 355]
    Suffix
    . Шпенглер ставит политику в центр исторического развития, космического течения жизни «Политика в высшем смысле – это жизнь, и жизнь – это политика» – пишет он [4, с. 354]. Шпенглер подчеркивает силу традиций для становления и развития института государства.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    13166
    Prefix
    политическую историю, вновь вернулся к противопоставлению цивилизации и культуры через оценку роли в истории социальных сословий, которые, по его мнению, являются отображением метафизического момента в истории [4, с. 355]. Шпенглер ставит политику в центр исторического развития, космического течения жизни «Политика в высшем смысле – это жизнь, и жизнь – это политика» – пишет он
    Exact
    [4, с. 354]
    Suffix
    . Шпенглер подчеркивает силу традиций для становления и развития института государства. Государство возможно только в контексте культуры, а создателями и носителями культуры в истории, по Шпенглеру, выступают дворянство и духовенство.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    13639
    Prefix
    Позитивно оценивает Шпенглер и крестьянство, которое как сословие кровно связанно с землей и поэтому также является носителем культуры. «Всемирная история – история государств» – утверждал он
    Exact
    [4, с. 385]
    Suffix
    . Шпенглер, основываясь на своем принципе морфологические подхода к истории, рассматривает государство как естественную форму исторического существования народа, обусловленную особенностями культуры.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    13984
    Prefix
    Шпенглер, основываясь на своем принципе морфологические подхода к истории, рассматривает государство как естественную форму исторического существования народа, обусловленную особенностями культуры. Проблема стабильности государства – это вопрос о его внутреннем авторитете, который зависел не от конституции, а от работы правительства и авторитета вождя
    Exact
    [7, с. 40 – 41]
    Suffix
    . Истинным порождением культуры и, соответственно, подлинным государством могло быть, по мнению Шпенглера, только сословное государство. С наступлением цивилизации и приходом буржуазии к политической власти авторитет государства начинает падать.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    14389
    Prefix
    С наступлением цивилизации и приходом буржуазии к политической власти авторитет государства начинает падать. Наступает современная эпоха демократии и парламентаризма, которую Шпенглер ненавидел. Шпенглер считал парламентаризм «продолжением буржуазной революции иными средствами»
    Exact
    [4, с. 441]
    Suffix
    . Демократия верный признак и начало упадка и гибели культуры. С распадом парламентаризма государство в эпоху цивилизации вступает в свою заключительную стадию – стадию цезаризма; господства сильной харизматической личности, но лишенной культурноисторической детерминации.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    14869
    Prefix
    «Цезаризмом я называю такой способ управления, который, несмотря на все государственно-правовые формулировки... бесформен по своему внутреннему существу» – характеризовал Шпенглер последнюю стадию существования государства в истории
    Exact
    [4, с. 459]
    Suffix
    . К. Экерманн, рассматривая функцию власти и политики в философии истории Шпенглера, писала, что «в концепции Шпенглера власть возникает как противоположность культуре, а политика становится высшим проявлением виталистского напора в самоутверждении властной экспансии» [7, с. 40].
    (check this in PDF content)

  21. Start
    15129
    Prefix
    Экерманн, рассматривая функцию власти и политики в философии истории Шпенглера, писала, что «в концепции Шпенглера власть возникает как противоположность культуре, а политика становится высшим проявлением виталистского напора в самоутверждении властной экспансии»
    Exact
    [7, с. 40]
    Suffix
    . Шпенглер понимал государство как органический индивидуум, в котором единичная воля подчинялась воли общей [7, с. 40]. Уже в первом томе «Заката Европы» Шпенглер в своем понимании традиции вышел за рамки традиционализма вильгельмовской эпохи в Германии.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    15239
    Prefix
    Экерманн, рассматривая функцию власти и политики в философии истории Шпенглера, писала, что «в концепции Шпенглера власть возникает как противоположность культуре, а политика становится высшим проявлением виталистского напора в самоутверждении властной экспансии» [7, с. 40]. Шпенглер понимал государство как органический индивидуум, в котором единичная воля подчинялась воли общей
    Exact
    [7, с. 40]
    Suffix
    . Уже в первом томе «Заката Европы» Шпенглер в своем понимании традиции вышел за рамки традиционализма вильгельмовской эпохи в Германии. Во втором томе, как мы писали выше, этот тренд проявился еще более отчетливо.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    16728
    Prefix
    Молер давал следующие ее определение: «Консервативная революция» – это процесс, имеющий европейский характер, который еще не завершен, но начало которого следует относить к Великой Французской революции. «Консервативная революция» – это контрреволюция, направленная против идей Великой Французской революции и в целом XIX столетия»
    Exact
    [13, c. 19]
    Suffix
    . Другой вариант трактовки «консервативной революции» принадлежит известному современному германскому политологу и социологу Ш. Бройеру, который считает, что «консервативная революция» не была консервативной в том смысле в каком ее понимают, и в целом мало имела отношение к консерватизму как таковому.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    17424
    Prefix
    Бройер рассматривает «консервативную революцию» как одно из проявлений кризиса «буржуазного сознания» в форме нового национализма, родившегося в недрах «массового общества», стремившегося разрушить узкоклассовые интересы «старого» консерватизма и рассматривающего как единое целое
    Exact
    [5, c. 183]
    Suffix
    . «Консервативная революция осталась в истории последним ярким явлением немецкого романтизма» [2, c. 133]. По существу, в «Закате Европы» Шпенглер отразил главные мировоззренческие и идейные тренды «консервативной революции»: идею сословно-корпоративного строя и общественной иерархии, опору на традицию и поиск новых ценностных ориентиров для ее дальнейшего развития, неприятие как чуждых духу
    (check this in PDF content)

  25. Start
    17524
    Prefix
    Бройер рассматривает «консервативную революцию» как одно из проявлений кризиса «буржуазного сознания» в форме нового национализма, родившегося в недрах «массового общества», стремившегося разрушить узкоклассовые интересы «старого» консерватизма и рассматривающего как единое целое [5, c. 183]. «Консервативная революция осталась в истории последним ярким явлением немецкого романтизма»
    Exact
    [2, c. 133]
    Suffix
    . По существу, в «Закате Европы» Шпенглер отразил главные мировоззренческие и идейные тренды «консервативной революции»: идею сословно-корпоративного строя и общественной иерархии, опору на традицию и поиск новых ценностных ориентиров для ее дальнейшего развития, неприятие как чуждых духу немцев идеалов секуляризации, либерализма, демократии, народного представительства, равенства и свободы и
    (check this in PDF content)