The 13 reference contexts in paper V. Leontiev Р., N. Drozdov I., В. Леонтьев П., Н. Дроздов И. (2016) “КУЛЬТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ПОГРЕБАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА СТОЯНКИ УСТЬ-КОВА (ЗОНА ВОДОХРАНИЛИЩА БОГУЧАНСКОЙ ГЭС) // CULT-OBJECTS FROM THE BURIAL COMPLEX OF THE UST-KOVA SITE (THE AREA OF THE BOGUCHANSKAYA HYDRO-ELECTRIC POWER STATION WATER STORAGE RESERVOIR)” / spz:neicon:vestnik-k:y:2015:i:2:p:75-80

  1. Start
    2396
    Prefix
    Часто конкретные географические объекты (гора, река, перевал и т. д.) в представлениях аборигенов Сибири были местом обитания духов и предметом поклонения им. Это находит подтверждение в многочисленных работах ряда исследователей
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Вероятно, таким местом обитания духов была гора Седло, к подножию которой примыкает площадь стоянки. Здесь, на ангарской террасе, был найден могильник и культовые сооружения для совершения поминальных обрядов.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    3028
    Prefix
    Внутри сооружений находятся мелкие камни, под которыми располагаются зольные пятна с остатками кремированных костей и сажистыми линзами, вокруг прослеживается прокал яркооранжевого цвета с вкраплениями мелких угольков
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Вероятно, эти сооружения имеют отношение к погребальному комплексу стоянки. В них во время поминальных тризн и жертвоприношений разводили огонь, осуществляли различного рода магические обряды и действия.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    9298
    Prefix
    вселенную на три основные сферы: Верхний Мир, отождествляемый с небом, небесными светилами, местом – обиталищем "бессмертной" души и добрыми божествами; Средний Мир – наша земля с водами, сушей, лесами и горами, людьми и животными; Нижний Мир, где обитали злые божества и вообще темные силы; здесь также находилась страна мертвых, куда после смерти человека уходила его душа – тень
    Exact
    [1; 13]
    Suffix
    . Именно в этом отношении большой интерес для нас представляет костяная накладка лука, имеющая гравировку, сюжет которой можно представить как вертикальную модель мира. Верхняя часть накладки обломана, и поэтому можно только предполагать, что на ней был изображен Верхний Мир.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    10353
    Prefix
    Вероятно, этот сюжет имеет отношение к Среднему Миру. Под фигурой человека накладку украшают три вертикальных ломаных линии, подобным образом часто у многих народов Сибири изображали змей или ящериц
    Exact
    [12]
    Suffix
    . Те и другие имели отношение к тотемам. Селькупы считали змею покровительницей и охранительницей души-тени во время путешествия последней в Мир Мертвых [11]. У кетов змея олицетворяла мудрость, тайны земли и Нижнего Мира.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    10492
    Prefix
    Под фигурой человека накладку украшают три вертикальных ломаных линии, подобным образом часто у многих народов Сибири изображали змей или ящериц [12]. Те и другие имели отношение к тотемам. Селькупы считали змею покровительницей и охранительницей души-тени во время путешествия последней в Мир Мертвых
    Exact
    [11]
    Suffix
    . У кетов змея олицетворяла мудрость, тайны земли и Нижнего Мира. Похожую роль выполняла ящерица. Она была ближайшим духом-помощником эвенкийского шамана в его путешествии по Нижнему Миру; ей, в отличие от шамана, были доступны абсолютно все закоулки этого мрачного царства [5].
    (check this in PDF content)

  6. Start
    10740
    Prefix
    Похожую роль выполняла ящерица. Она была ближайшим духом-помощником эвенкийского шамана в его путешествии по Нижнему Миру; ей, в отличие от шамана, были доступны абсолютно все закоулки этого мрачного царства
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Видимо, изображения змей и ящериц на шаманских костюмах кетов, селькупов и других племен имели цель облегчить и обезопасить путешествие шамана по преисподней. Можно предполагать, что змея и ящерица издревле олицетворяли таинства страны мертвых, символизировали Нижний Мир Вселенной.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    11455
    Prefix
    Судя по археологическим данным, шаманский комплекс, возникший еще в процессе перехода от камня к металлу (глазковское время), для района Прибайкалья и долины Ангары, когда обнаруживаются первые шаманские захоронения со специфическим инвентарем, полностью складывается во второй половине второго – начале первого тысячелетия до нашей эры
    Exact
    [9; 3]
    Suffix
    . Уникальным по своему содержанию является шаманское погребение, найденное в 1990 г. на мысовой части при впадении р. Ковы в Ангару. На глубине 0,57 м от дневной поверхности, в буроватокоричневой супеси, зафиксирована каменная кладка из крупных речных камней, под которой прослеживался контур могильной ямы размером -1,9 м по линии север-юг, и -0,9 м по линии запад-восток.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    12236
    Prefix
    положении на спине ориентирован в западном направлении параллельно течению реки, руки вытянуты вдоль туловища, череп лежащий глазницами вверх слегка раздавлен, справа от черепа зафиксирована нижняя челюсть. На груди погребенного обнаружены остатки мешочка из толстой кожи (лось?), в котором находились две бронзовые антропоморфные фигуры, наложенные одна на другую и обращенные лицом вверх
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Рис. 5. Стоянка Усть-Кова. Антропоморфные изображения из бронзы Верхняя фигурка представляла собой изображение человека в фас (рис. 5, 2). Высота изделия – 0,13 м. Круглая голова соединяется с туловищем длинной шеей.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    14856
    Prefix
    Здесь же обнаружена тонкая костяная обкладка лука, длиной 0,6 м и шириной 0,03 м. На территории Западной и Восточной Сибири известно несколько антропоморфных изображений, заключенных в кольцо, обнаруженных преимущественно на памятниках таежной зоны
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Пожалуй, последней на сегодня подобной находкой стала ажурная бляха из могильника бронзового века Курма XI на о. Байкал [2]. Подобные изображения появляются на территории Сибири в эпоху бронзы и, трансформируясь, доживают до этнографической современности.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    14970
    Prefix
    На территории Западной и Восточной Сибири известно несколько антропоморфных изображений, заключенных в кольцо, обнаруженных преимущественно на памятниках таежной зоны [5]. Пожалуй, последней на сегодня подобной находкой стала ажурная бляха из могильника бронзового века Курма XI на о. Байкал
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Подобные изображения появляются на территории Сибири в эпоху бронзы и, трансформируясь, доживают до этнографической современности. Аналогичные находки с поселения Завьялово и из района с. Напас на р.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    15578
    Prefix
    По всей вероятности в древности и в эпоху средневековья необычайно популярной среди таежного населения Сибири была концепция микрокосмоса, суть которой заключается «в признании души человека некой замкнутой и целостной системой, устроенной разумно и целесообразно и, самое главное, являющейся зеркальным отражением вселенной – макрокосмоса»
    Exact
    [4, с. 95]
    Suffix
    . С шаманскими ритуальными культами связаны писаницы у д. Манзя. Отдельные детали нижнеангарских писаниц безусловно заимствованы у населения степей. Наличие "скифских" котлов на Манзинской писанице является наглядным свидетельством влияния степной скотоводческой культуры.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    16268
    Prefix
    "Образы и символы тагарцев и таштыкцев в виде крестов, "скифских" котлов и фигур всадников скрещиваются здесь с "исконными" охотничьими верованиями и обрядами лесных охотников, с первобытным тотемизмом и почитанием лося, с ритуалом охотничьих игрищ"
    Exact
    [10, с. 141]
    Suffix
    . Этот своеобразный культурный синкретизм тайги и степей, сложившийся в I тыс. до н. э. и устойчиво существовавший, вероятно, много веков позже, определил во многом облик той своеобразной религии сибирских племен, которая известна как шаманизм [10].
    (check this in PDF content)

  13. Start
    16504
    Prefix
    Этот своеобразный культурный синкретизм тайги и степей, сложившийся в I тыс. до н. э. и устойчиво существовавший, вероятно, много веков позже, определил во многом облик той своеобразной религии сибирских племен, которая известна как шаманизм
    Exact
    [10]
    Suffix
    . Во всех раскопанных погребениях и ритуальных захоронениях стоянок Усть-Кова были зафиксированы следы присутствия огня. Причем степень его присутствия в погребениях, относящихся к V – XII вв. н. э., достаточно высока.
    (check this in PDF content)