The 42 reference contexts in paper I. Starikova S., Л. Старикова С. (2016) “«ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА: ПОНЯТИЕ, ГРАНИЦЫ, СПЕЦИФИКА // THE “CAMP PROSE” IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN LITERATURE OF THE 20TH CENTURY: CONCEPT, FRAMEWORK, SPECIFICITY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2015:i:2:p:169-174

  1. Start
    3560
    Prefix
    Михайлик (Австралия), «Создается впечатление, что основная аудитория лагерной литературы не желает не только полемизировать, но и вообще сталкиваться со сколь угодно косвенно выраженным утверждением, что общество, частью которого она является, выпало из истории и растеряло остатки социальных связей, а сама она нуждается в этической и социальной эволюции»
    Exact
    [16]
    Suffix
    . В западной культуре историки, философы, филологи обращаются к данной теме намного чаще. «Так, в 90-х гг. XX в. во Франции возникло самостоятельное направление «эстетика исчезновения» (а применительно к текстам выживших узников лагерей – «эстетика Лазаря»), призванное не просто проанализировать массив художественных высказываний о лагерях смерти и преступлениях фашизма, но стремящееся осмы
    (check this in PDF content)

  2. Start
    4021
    Prefix
    XX в. во Франции возникло самостоятельное направление «эстетика исчезновения» (а применительно к текстам выживших узников лагерей – «эстетика Лазаря»), призванное не просто проанализировать массив художественных высказываний о лагерях смерти и преступлениях фашизма, но стремящееся осмыслить излом чувственности, который произошёл в середине XX века в Европе, пережившей катастрофу»
    Exact
    [1]
    Suffix
    . В Польше изучают (в том числе и в школе) произведения польской лагерной прозы, например, книгу «Мы были в Освенциме» Тадеуша Боровского, Кристина Ольшевскго и Януша Неля Седлецкого, изданную в Мюнхене в 1946 г.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4412
    Prefix
    Хотя тенденция к забвению прослеживается и в Польше, так как в 2015 г. «Россия не получила официального приглашения на 70-летие освобождение Освенцима от польской стороны: мероприятие сделали не государственным»
    Exact
    [24]
    Suffix
    . Д. А. Ардамацкая отметила важность преодоления запредельного опыта и внутреннюю суть написания лагерной прозы: «свидетельство само по себе является самой важной составляющей рефлексии катастрофического опыта, сопротивляющейся исторической амнезии» [2, с. 257].
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4647
    Prefix
    Ардамацкая отметила важность преодоления запредельного опыта и внутреннюю суть написания лагерной прозы: «свидетельство само по себе является самой важной составляющей рефлексии катастрофического опыта, сопротивляющейся исторической амнезии»
    Exact
    [2, с. 257]
    Suffix
    . Рефлексия и память о пережитом становятся основой для написания произведений, воплощающих запредельный опыт человека в абсурдной реальности. Остановимся на двух обзорных статьях, посвященных лагерной прозе.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5279
    Prefix
    Разгона, «Черные камни» А. Жигулина, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. Всех авторов, принадлежащих к данному направлению, исследователь считает последователями метода «новой прозы» В. Т. Шаламова
    Exact
    [26]
    Suffix
    , характеризует их как Вергилиев, а сам лагерь как ад, «мертвый дом» [22, с. 194], обозначая тематическую общность и философскую направленность: «Развертывающаяся как безыскусное автобиографическое повествование «новая проза» все время выводит на ключевые вопросы о природе человека и человеческого» [22, с. 197].
    (check this in PDF content)

  6. Start
    5345
    Prefix
    Всех авторов, принадлежащих к данному направлению, исследователь считает последователями метода «новой прозы» В. Т. Шаламова [26], характеризует их как Вергилиев, а сам лагерь как ад, «мертвый дом»
    Exact
    [22, с. 194]
    Suffix
    , обозначая тематическую общность и философскую направленность: «Развертывающаяся как безыскусное автобиографическое повествование «новая проза» все время выводит на ключевые вопросы о природе человека и человеческого» [22, с. 197].
    (check this in PDF content)

  7. Start
    5560
    Prefix
    Шаламова [26], характеризует их как Вергилиев, а сам лагерь как ад, «мертвый дом» [22, с. 194], обозначая тематическую общность и философскую направленность: «Развертывающаяся как безыскусное автобиографическое повествование «новая проза» все время выводит на ключевые вопросы о природе человека и человеческого»
    Exact
    [22, с. 197]
    Suffix
    . Идя вслед за В. Шаламовым, И. Сухих использует термин «новая проза». Исследователь Ю. В. Малова [13] утверждает начало непосредственно термина лагерной прозы в эссе «О прозе» В. Шаламова [26].
    (check this in PDF content)

  8. Start
    5664
    Prefix
    Вергилиев, а сам лагерь как ад, «мертвый дом» [22, с. 194], обозначая тематическую общность и философскую направленность: «Развертывающаяся как безыскусное автобиографическое повествование «новая проза» все время выводит на ключевые вопросы о природе человека и человеческого» [22, с. 197]. Идя вслед за В. Шаламовым, И. Сухих использует термин «новая проза». Исследователь Ю. В. Малова
    Exact
    [13]
    Suffix
    утверждает начало непосредственно термина лагерной прозы в эссе «О прозе» В. Шаламова [26]. В нем писатель пользуется словосочетанием «лагерная тема», затем направление стали именовать лагерной прозой, возможно, в соотнесении с понятием каторжной прозы.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    5749
    Prefix
    и философскую направленность: «Развертывающаяся как безыскусное автобиографическое повествование «новая проза» все время выводит на ключевые вопросы о природе человека и человеческого» [22, с. 197]. Идя вслед за В. Шаламовым, И. Сухих использует термин «новая проза». Исследователь Ю. В. Малова [13] утверждает начало непосредственно термина лагерной прозы в эссе «О прозе» В. Шаламова
    Exact
    [26]
    Suffix
    . В нем писатель пользуется словосочетанием «лагерная тема», затем направление стали именовать лагерной прозой, возможно, в соотнесении с понятием каторжной прозы. В статье 1996 г. О. В. Васильева делает попытку проследить эволюцию лагерной темы.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    6367
    Prefix
    Исследователь считает повествования обоих авторов крайне схожими, лишь акцентируя различия угла зрения на лагерный опыт: В. Шаламов берет крайние, запредельные ситуации, а Солженицын – «средне-статистический» лагерь политзаключенных»
    Exact
    [5, с. 57]
    Suffix
    . Следующий этап развития темы – «Верный Руслан» Г. Владимова, где лагерь описан глазами караульной собаки. Данный автор снял противостояние личности и системы, так как «личностное начало индивида оказалось настолько потесненным и подавленным государством, что противостояние «личность – государство» утратило смысл» [5, с. 61].
    (check this in PDF content)

  11. Start
    6677
    Prefix
    Данный автор снял противостояние личности и системы, так как «личностное начало индивида оказалось настолько потесненным и подавленным государством, что противостояние «личность – государство» утратило смысл»
    Exact
    [5, с. 61]
    Suffix
    . Затем О. В. Васильева рассматривает повесть С. Довлатова «Зона», которая в современной литературе практически завершила лагерную тему, объединив и смешав все, что было связано с лагерем в реальном и художественном мире, в том числе и позиции своих предшественников [5, с. 62].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    6931
    Prefix
    Довлатова «Зона», которая в современной литературе практически завершила лагерную тему, объединив и смешав все, что было связано с лагерем в реальном и художественном мире, в том числе и позиции своих предшественников
    Exact
    [5, с. 62]
    Suffix
    . В целом можно выявить то общее, что исследователь отмечает у всех писателей: ад и абсурд лагерной реальности. Но также она замечает, что, по сути, данное направление лишь подтвердило тип среднего человека, такого же, как в военной и деревенской прозе. ева отдельно обращаются к теме лагеря в творчестве М.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    7824
    Prefix
    Кураев, по их мнению, также отказывается от определения человека через понятия «плохо» и «хорошо», показывает его многоплановость: он «создал модель многополярного космосоциума, когда восприятие, оценка, осознание какого-либо явления зависит от множества причин: точки зрения, остроты зрения, убеждений воспринимающего, его желания, его умения и даже – времени суток»
    Exact
    [6, с. 24]
    Suffix
    . Н. В. Ганущак, изучая творчество В. Т. Шаламова, обозначает поэтику лагерной прозы как глобальную, всечеловеческую тему: «Писатель рассматривает лагерь как своего рода модель человеческой жизни, когда ее вековечные коллизии и противоречия доведены и обострены до крайнего предела» [7].
    (check this in PDF content)

  14. Start
    8093
    Prefix
    Шаламова, обозначает поэтику лагерной прозы как глобальную, всечеловеческую тему: «Писатель рассматривает лагерь как своего рода модель человеческой жизни, когда ее вековечные коллизии и противоречия доведены и обострены до крайнего предела»
    Exact
    [7]
    Suffix
    . Ю. В. Малова рассматривает лагерную прозу как продолжение традиции «каторжной прозы» XIX века, особо опираясь на мотивы «Мертвого дома» Ф. М. Достоевского: «Произведения о лагерях XX в. перекликаются с XIX-м в изображении каторги (лагеря, ссылки, тюрьмы) как «Мертвого дома», земного ада.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    8464
    Prefix
    Достоевского: «Произведения о лагерях XX в. перекликаются с XIX-м в изображении каторги (лагеря, ссылки, тюрьмы) как «Мертвого дома», земного ада. Эхом отзывается мысль о мироподобии лагеря (каторги, ссылки), слепка «вольной» жизни России»
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Выделяет историзм данного направления. Преемственность традиций лагерной прозы от каторжной рассматривает и исследователь А. Ю. Минералов на примере отражения «Записок из Мертвого дома» Ф. М.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    8714
    Prefix
    Преемственность традиций лагерной прозы от каторжной рассматривает и исследователь А. Ю. Минералов на примере отражения «Записок из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского и «Острова Сахалин» А. П. Чехова в произведениях XX века
    Exact
    [14]
    Suffix
    . И. В. Некрасова, обобщая опыт исследователей в монографии 2003 г., в частности мнение Д. Лекуха [11], описывает два направления лагерной прозы XX в. А. И. Солженицын считается родоначальником «реально-исторического» направления, начало второму, «экзистенциальному», направлению положил В.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    8810
    Prefix
    Минералов на примере отражения «Записок из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского и «Острова Сахалин» А. П. Чехова в произведениях XX века [14]. И. В. Некрасова, обобщая опыт исследователей в монографии 2003 г., в частности мнение Д. Лекуха
    Exact
    [11]
    Suffix
    , описывает два направления лагерной прозы XX в. А. И. Солженицын считается родоначальником «реально-исторического» направления, начало второму, «экзистенциальному», направлению положил В. Т. Шаламов.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    9086
    Prefix
    Солженицын считается родоначальником «реально-исторического» направления, начало второму, «экзистенциальному», направлению положил В. Т. Шаламов. Оно отличается «авторским стремлением исследовать «человека в предельной ситуации»
    Exact
    [18, с. 35]
    Suffix
    . После Шаламова, по мнению исследователя, направление продолжил С. Довлатов. «Реальноисторическое ищет вину во внешнем: в большевизме, в попрании Бога, в искажении сущности человека – в чем угодно, только не в себе самом.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    10477
    Prefix
    Автор сознательно воздействует на чувства читателя, принуждая его пережить за «я» облегчение – но в то же самое время и укоры совести. То есть анти-катарсис – это еще более отягощенное переживание вместо облегчения, или новые беспокойство, тревога, сомнение – сопутствующие локальному облегчению»
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Мы можем найти примеры анти-катарсиса и в рассматриваемых нами произведениях. В цикле «Воскрешение лиственницы» В. Т. Шаламова ярким примером является рассказ «Тишина», где рассказчик рад тишине, которая наступила после самоубийства надоедливого сектанта, певшего псалмы и гимны.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    10888
    Prefix
    Шаламова ярким примером является рассказ «Тишина», где рассказчик рад тишине, которая наступила после самоубийства надоедливого сектанта, певшего псалмы и гимны. Он не переживает момент смерти, она и так обыденна для героев лагерной прозы
    Exact
    [9]
    Suffix
    , он думает о насущном: теперь ему надо искать нового напарника. В «Кочевании до смерти» В. Максимова один из героев убивает человека, чтобы отыграться в карты. И для всех это – нормальное событие, лагерное убийство даже стало поводом для надежды «склеить» групповое дело и получить награду оперу Ждану.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    12053
    Prefix
    Восток, кому на Соловецкие острова... 2) Восприятие тюрьмы, лагеря как особого мира, самостоятельного государства, «неведомой страны»... 3) Повествование «о туземцах» (заключенных): история, иерархия общества «туземцев», галерея тюремных и лагерных типов, исследование причин преступлений; отношения между «блатными» и «политическими», эстетика и жизненная философия; язык, фольклор»
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Годом ранее этим же исследователем издано учебное пособие, где отдельная глава посвящена лагерной прозе 2-й половины XX в. В данном пособии есть определение направления: «Под «лагерной прозой» мы понимаем тематическое ответвление (течение) русской художественно-документальной прозы, возникшее в «хрущевскую оттепель», воспринявшее традиции «каторжной прозы» ХIХ в., ... опирающееся на тр
    (check this in PDF content)

  22. Start
    12668
    Prefix
    По отношению к произведениям этих авторов возможно также употребление термина «очерк – преступление». «Лагерная проза» представлена в жанрах мемуаров, дневников, записок, воспоминаний, автобиографий»
    Exact
    [19, с. 49]
    Suffix
    . Акцент сделан именно на традиции жанра путешествия и очерковости, с чем мы не можем согласиться, так как в первую ведения. Например, В. Шаламов утверждал, что его рассказы не имеют ничего общего с очерком: «К очерку никакого отношения проза «КР» не имеет.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    13392
    Prefix
    В «КР» дело в изображении новых психологических закономерностей, в художественном исследовании страшной темы, а не в форме «информации», не в сборе фактов. Хотя, разумеется, любой факт в «КР» неопровержим»
    Exact
    [26, с 147]
    Suffix
    . Обобщим ключевые моменты, обозначенные исследователями, которые характеризуют направление лагерной прозы и которые также находят отражение в произведениях, взятых нами для анализа. 1. Пространство лагеря как ада, «мертвого дома», абсурд лагерной реальности (О.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    15829
    Prefix
    Особенно ярко это проявляется в произведениях В. Шаламова, что отмечают и некоторые исследователи, например, Н. Л. Лейдерман: «Концлагерь, заместивший собою всю страну, страна, обращенная в огромный архипелаг»
    Exact
    [10, с. 145]
    Suffix
    ; М. Бруер: «Она также часто называется «островом», а остальное пространство «материком» или «большой землёй». Там, на материке, живут «наверху», а по аналогии, Колыма находится на самом дне, «в аду» [4].
    (check this in PDF content)

  25. Start
    16030
    Prefix
    Лейдерман: «Концлагерь, заместивший собою всю страну, страна, обращенная в огромный архипелаг» [10, с. 145]; М. Бруер: «Она также часто называется «островом», а остальное пространство «материком» или «большой землёй». Там, на материке, живут «наверху», а по аналогии, Колыма находится на самом дне, «в аду»
    Exact
    [4]
    Suffix
    . В рассказе «За письмом» главный герой едет за письмом, посланным ему впервые за 15 лет. До письма он добирается в течение нескольких дней, проезжает 500 км, продает попутно почти все ценные вещи.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    16837
    Prefix
    Психологически иллюзии нет никакой. Колыма – это остров. С нее возвращаются на «материк», на «Большую землю». И материк, и Большая земля – это словарь повседневности: журнальный, газетный, книжный»
    Exact
    [25, с. 252]
    Suffix
    . Образ лагеря в указанных произведениях описан как ад на земле, что подтверждали уже некоторые исследователи [4; 7; 10; 15; 16], где абсурд становится нормой существования, а смерть переходит из экзистенциального понятия в сферу обыденного.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    16947
    Prefix
    И материк, и Большая земля – это словарь повседневности: журнальный, газетный, книжный» [25, с. 252]. Образ лагеря в указанных произведениях описан как ад на земле, что подтверждали уже некоторые исследователи
    Exact
    [4; 7; 10; 15; 16]
    Suffix
    , где абсурд становится нормой существования, а смерть переходит из экзистенциального понятия в сферу обыденного. Сам С. Д. Довлатов, анализируя своих предшественников и их восприятие лагеря, пишет ставшую хрестоматийной фразу: «По Солженицыну, лагерь – это ад.
    (check this in PDF content)

  28. Start
    17240
    Prefix
    описан как ад на земле, что подтверждали уже некоторые исследователи [4; 7; 10; 15; 16], где абсурд становится нормой существования, а смерть переходит из экзистенциального понятия в сферу обыденного. Сам С. Д. Довлатов, анализируя своих предшественников и их восприятие лагеря, пишет ставшую хрестоматийной фразу: «По Солженицыну, лагерь – это ад. Я же думаю, что ад – это мы сами...»
    Exact
    [8, с. 8]
    Suffix
    . Но в этом случае, несмотря на постмодернистский характер «Зоны», смех и игру Довлатова, его концепция даже более удручающая: если ад – это мы, люди, все, тогда ад – не просто лагерь, ад – это весь мир, к тому же враждебный: «По обе стороны запретки расстилался единый и бездушный мир» [8, с. 53].
    (check this in PDF content)

  29. Start
    17509
    Prefix
    Но в этом случае, несмотря на постмодернистский характер «Зоны», смех и игру Довлатова, его концепция даже более удручающая: если ад – это мы, люди, все, тогда ад – не просто лагерь, ад – это весь мир, к тому же враждебный: «По обе стороны запретки расстилался единый и бездушный мир»
    Exact
    [8, с. 53]
    Suffix
    . «Мир, в который я попал, был ужасен» [8, с. 18], – не раз подчеркивает герой «Зоны». Лагерь – это система, действующая не только в рамках конкретной зоны, но и в пределах страны, и всего мира. Характерным в этом отношении также становится опыт героя романа В.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    17554
    Prefix
    Но в этом случае, несмотря на постмодернистский характер «Зоны», смех и игру Довлатова, его концепция даже более удручающая: если ад – это мы, люди, все, тогда ад – не просто лагерь, ад – это весь мир, к тому же враждебный: «По обе стороны запретки расстилался единый и бездушный мир» [8, с. 53]. «Мир, в который я попал, был ужасен»
    Exact
    [8, с. 18]
    Suffix
    , – не раз подчеркивает герой «Зоны». Лагерь – это система, действующая не только в рамках конкретной зоны, но и в пределах страны, и всего мира. Характерным в этом отношении также становится опыт героя романа В.
    (check this in PDF content)

  31. Start
    18062
    Prefix
    Максимова «Кочевание до смерти», которому все порядки мира во все времена видятся лишь вариантами лагерной системы, в которых сменяются надзиратели и заключенные. Весь мир описан как ловушка для человека, мощь природы и вселенной довлеет над ним, даже «освещенный лагерь» выглядит «словно игрушечный макет, наспех собранный случайной рукой»
    Exact
    [12, с. 609]
    Suffix
    . В итоге для героя мир – «огромная мышеловка» [12, с. 725], которая захлопывается, а единственным выходом из нее является смерть (для героя – самоубийство). психология человека, оказавшегося в пограничье, пытающегося разобраться в себе.
    (check this in PDF content)

  32. Start
    18116
    Prefix
    Весь мир описан как ловушка для человека, мощь природы и вселенной довлеет над ним, даже «освещенный лагерь» выглядит «словно игрушечный макет, наспех собранный случайной рукой» [12, с. 609]. В итоге для героя мир – «огромная мышеловка»
    Exact
    [12, с. 725]
    Suffix
    , которая захлопывается, а единственным выходом из нее является смерть (для героя – самоубийство). психология человека, оказавшегося в пограничье, пытающегося разобраться в себе. Ключевым становится философское осмысление человека в ситуации несвободы.
    (check this in PDF content)

  33. Start
    18740
    Prefix
    Шаламов в своем эссе «О прозе» пишет, что в его рассказах «показаны новые психологические закономерности, новое в поведении человека, низведенного до уровня животного – впрочем животных делают из лучшего материала и ни одно животное не переносит тех мук, какие перенес человек. Новое в поведении человека, новое – несмотря на огромную литературу о тюрьмах и заключении»
    Exact
    [26, с. 147 – 148]
    Suffix
    . В рассказе «Термометр Гришки Логуна» В. Шаламов подчеркивает, что власть – главный критерий растления человеческой души: «Власть – это растление. Спущенный с цепи зверь, скрытый в душе человека, ищет жадного удовлетворения своей извечной человеческой сути в побоях, в убийствах» [25, с. 125].
    (check this in PDF content)

  34. Start
    19024
    Prefix
    Шаламов подчеркивает, что власть – главный критерий растления человеческой души: «Власть – это растление. Спущенный с цепи зверь, скрытый в душе человека, ищет жадного удовлетворения своей извечной человеческой сути в побоях, в убийствах»
    Exact
    [25, с. 125]
    Suffix
    . Еще одним примером служит рассказ «Белка», где толпа людей убивает зверька просто так, по животной природе человека, жаждущего убийства. По С. Довлатову «Зло определяется конъюнктурой, спросом, функцией его носителя.
    (check this in PDF content)

  35. Start
    19341
    Prefix
    Еще одним примером служит рассказ «Белка», где толпа людей убивает зверька просто так, по животной природе человека, жаждущего убийства. По С. Довлатову «Зло определяется конъюнктурой, спросом, функцией его носителя. Кроме того, фактором случайности. Неудачным стечением обстоятельств. И даже – плохим эстетическим вкусом»
    Exact
    [8, с 85]
    Suffix
    ; «Человек неузнаваемо меняется под воздействием обстоятельств. И в лагере – особенно» [8, с 46]. Ситуация владеет выбором человека, а зло существует в нем всегда, как и добро. Характерным примером двойственности в «Зоне» можно считать ситуацию с одним из персонажей – вохровцем Егоровым, жена которого не могла спать из-за лая сторожевой лагерной собаки.
    (check this in PDF content)

  36. Start
    19435
    Prefix
    Кроме того, фактором случайности. Неудачным стечением обстоятельств. И даже – плохим эстетическим вкусом» [8, с 85]; «Человек неузнаваемо меняется под воздействием обстоятельств. И в лагере – особенно»
    Exact
    [8, с 46]
    Suffix
    . Ситуация владеет выбором человека, а зло существует в нем всегда, как и добро. Характерным примером двойственности в «Зоне» можно считать ситуацию с одним из персонажей – вохровцем Егоровым, жена которого не могла спать из-за лая сторожевой лагерной собаки.
    (check this in PDF content)

  37. Start
    20307
    Prefix
    Довлатова, анализируя представление о человеке в «Зоне», говорит и о предыдущей традиции: «Солженицын абсолютно уверен, что человек, сохранивший в душе Бога, вынесет любые муки, преодолеет, победит... Человека можно убить, но нельзя сломать»
    Exact
    [21, с. 98]
    Suffix
    . По В. Шаламову, если «человек все-таки что-то сохранил в себе, значит, его просто мало били. Просветительское «среда заела» трансформируется у Шаламова в абсолютную, рабскую зависимость человека от тоталитарного целого.
    (check this in PDF content)

  38. Start
    20626
    Prefix
    Просветительское «среда заела» трансформируется у Шаламова в абсолютную, рабскую зависимость человека от тоталитарного целого. Потому шаламовские рассказы – это «записки с того света» человека, который так и не вырвался, не вернулся из ада»
    Exact
    [21, с. 98]
    Suffix
    . Так, позиция С. Довлатова оказывается некоторым образом между двумя крайностями, а «Человек человеку... как бы это получше выразиться – табула раса. Иначе говоря – все, что угодно» [8, с. 86].
    (check this in PDF content)

  39. Start
    20808
    Prefix
    Потому шаламовские рассказы – это «записки с того света» человека, который так и не вырвался, не вернулся из ада» [21, с. 98]. Так, позиция С. Довлатова оказывается некоторым образом между двумя крайностями, а «Человек человеку... как бы это получше выразиться – табула раса. Иначе говоря – все, что угодно»
    Exact
    [8, с. 86]
    Suffix
    . Из трех рассматриваемых нами писателей самый суровый приговор человеку выносит В. Максимов, показывая человека по сути слабым, беспомощным в мире-мышеловке. Он идет дальше, с одной стороны, и оказывается в чем-то схож с С.
    (check this in PDF content)

  40. Start
    21407
    Prefix
    Один из героев (доктор в лагере) уверен: «Голодные люди все одинаковы, культура наша, дорогой друг, это так, легкий грим на обыкновенной обезьяне, не выдерживает первого же серьезного испытания вроде снега или дождя»
    Exact
    [12, с. 580]
    Suffix
    . Трех писателей также объединяет мотив творчества, в котором отражается рефлексия над своей жизнью и историей страны. Они интерпретируют не только тексты, но и реальность, осмысляя и переживая ее художественными образами, что позволяет нам рассматривать данные произведения на метатекстовом уровне.
    (check this in PDF content)

  41. Start
    22510
    Prefix
    жизни, что отражается иногда в его взгляде на себя со стороны третьего лица: «Когда меня избивали около Ропчинской лесобиржи, сознание действовало почти невозмутимо: «Человека избивают сапогами. Он прикрывает ребра и живот. Он пассивен и старается не возбуждать ярость масс... Какие, однако, гнусные физиономии! У этого татарина видны свинцовые пломбы...». Кругом происходили жуткие вещи»
    Exact
    [8, с. 26 – 27]
    Suffix
    . В «Кочевании до смерти» В. Максимова герой не только рефлексирует над собственной жизнью, но является и автором исторического романа о своем отце и об истории России. Сама структура демонстрирует прием «текст в тексте».
    (check this in PDF content)

  42. Start
    23103
    Prefix
    жанр «Кочевания до смерти» как «филологический роман»: «Наличие многочисленных лирических отступлений в романе «Кочевание до смерти» и использование приема «роман в романе», который якобы пишет главный герой, позволяет говорить о важности темы творчества, психологии творческого процесса, что дает возможность определить жанровую разновидность произведения как «филологический роман»
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Во-вторых, все три произведения построены как описание прошлого через настоящее, что диктует рефлексивность авторского повествования. «Воскрешение лиственницы» начинается рассказом «Тропа», где события отражают последние годы заключения самого В.
    (check this in PDF content)