The 30 reference contexts in paper A. Goncharova A., А. Гончарова А. (2016) “ГЕНЕЗИС ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЭПИСТЕМОЛОГИИ АНТИЧНОСТИ // LINGUISTIC PHILOSOPHY GENESIS IN ANTIQUE EPISTEMOLOGY” / spz:neicon:vestnik-k:y:2015:i:2:p:120-125

  1. Start
    3716
    Prefix
    Зубковой, именно античные философы сформулировали основную лингвистическую проблему – соотношение языка и мышления. Именно для постижения основных форм мышления, его законов и принципов мыслители античности обращались к вопросам языка
    Exact
    [8]
    Suffix
    . Поэтому правомерно начать поиски истоков лингвистической философии в античных учениях, так или иначе касающихся проблемы мышления в его взаимосвязи с языком. Проблема мышления действительно интересовала философов еще с античных времен.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    4363
    Prefix
    При этом он не исключал возможности того, что разум также может обманывать, человеческое познание мыслитель признавал субъективным и ограниченным. И все же именно мышление как познавательная деятельность человека, по мнению Ксенофана, могло постепенно приблизить его к постижению истины
    Exact
    [4]
    Suffix
    . Истины точной никто не узрел и никто не узнает Из людей о богах и о всем, что я только толкую: Если кому и удастся вполне сказать то, что сбылось, Сам все равно не знает, во всем лишь догадка бывает [22, с. 173].
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4536
    Prefix
    Истины точной никто не узрел и никто не узнает Из людей о богах и о всем, что я только толкую: Если кому и удастся вполне сказать то, что сбылось, Сам все равно не знает, во всем лишь догадка бывает
    Exact
    [22, с. 173]
    Suffix
    . Таким образом, учение Ксенофана положило начало течению скептицизма. Тем не менее элейская школа первой сделала предметом философской рефлексии соотношение бытия и мышления, в отличие от своих предшественников, которые мыслили бытие, не ставя данного вопроса [3].
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4782
    Prefix
    Таким образом, учение Ксенофана положило начало течению скептицизма. Тем не менее элейская школа первой сделала предметом философской рефлексии соотношение бытия и мышления, в отличие от своих предшественников, которые мыслили бытие, не ставя данного вопроса
    Exact
    [3]
    Suffix
    . А. А. Гончарова Поскольку у Ксенофана вопрос познания был недостаточно развит, первым античным философом, в чьих работах нашла отражение проблема мышления, считается Гераклит. Он обращает внимание на многочисленные трудности, встающие на пути к познанию перед человеком, а также на то, что предмет изучения неисчерпаем.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5189
    Prefix
    Гончарова Поскольку у Ксенофана вопрос познания был недостаточно развит, первым античным философом, в чьих работах нашла отражение проблема мышления, считается Гераклит. Он обращает внимание на многочисленные трудности, встающие на пути к познанию перед человеком, а также на то, что предмет изучения неисчерпаем. Его фраза «Природа любит прятаться»
    Exact
    [22, с. 192]
    Suffix
    обобщенно выражает отношение философа к познанию, которое человеку дается нелегко: ответы на вопросы на поверхности вещей не лежат, и для достижения истинной природы явлений нужно приложить большие усилия.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    5611
    Prefix
    Одновременно люди имеют обыкновение обманываться относительно видимых вещей. Очевидно, Гераклит придавал большое значение именно мышлению, а не поверхностному накоплению знаний. С одной стороны, «многого знатоками должны быть любомудрые мужи»
    Exact
    [22, с. 191]
    Suffix
    , но при этом «многознание обладанию умом не научает» [22, с. 196], то есть познание нельзя было сводить к коллекционированию знаний. Философ противопоставляет ему углубленное понимание единства противоположностей, которое таится от внешних взглядов [2].
    (check this in PDF content)

  7. Start
    5674
    Prefix
    Очевидно, Гераклит придавал большое значение именно мышлению, а не поверхностному накоплению знаний. С одной стороны, «многого знатоками должны быть любомудрые мужи» [22, с. 191], но при этом «многознание обладанию умом не научает»
    Exact
    [22, с. 196]
    Suffix
    , то есть познание нельзя было сводить к коллекционированию знаний. Философ противопоставляет ему углубленное понимание единства противоположностей, которое таится от внешних взглядов [2]. Гераклит подчеркнул такую важную сторону противоречия бытия, как изменение вещей.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    5854
    Prefix
    С одной стороны, «многого знатоками должны быть любомудрые мужи» [22, с. 191], но при этом «многознание обладанию умом не научает» [22, с. 196], то есть познание нельзя было сводить к коллекционированию знаний. Философ противопоставляет ему углубленное понимание единства противоположностей, которое таится от внешних взглядов
    Exact
    [2]
    Suffix
    . Гераклит подчеркнул такую важную сторону противоречия бытия, как изменение вещей. Изменяемость он видел устойчивым атрибутом природы, а все изменения, по мнению философа, происходили, следуя определенному устойчивому порядку.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    6424
    Prefix
    И именно разумность мира обуславливает скрытую под покровом видимых дисгармоний «наипрекраснейшую гармонию». Противоречия этого мира взаимодополняют друг друга и связываются определенным образом так, что образуется эта самая гармония
    Exact
    [21]
    Suffix
    . Э. Кассирер установил, что противоречия – это отражение в языке проявления противоположностей в бытие. Когда в языке опровергается то или иное высказывание, утверждение сменяется отрицанием, человек раскрывает внутреннюю структуру бытия, выявляет законы его функционирования.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    7004
    Prefix
    Если каждый отдельный объект, по Гераклиту, пребывает в непрерывном становлении, то это применимо и к слову. Внутренняя многозначность слов подтверждает текучесть границ языка, что в свою очередь, индуктивно доказывает и изменчивость бытия
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Разум и мышление легли в основу понятия диалектики как метода познания мира. Однако не все философы поддержали такую идею. Ярым его противником выступил Парменид. Он стал первым антагонистом диалектики и заявил, что мир един, следовательно, неподвижен.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    7738
    Prefix
    Существующее пространство на самом деле шире, чем чувства могут охватить, а множественность одновременно представляется и конечной, и бесконечной. Отсюда, мыслимость множественности невозможна. То, что высказывается и мыслится, необходимо должно быть сущим [«тем, что есть»], ибо есть – бытие, А ничто – не есть: прошу тебя обдумать это
    Exact
    [22, с. 288]
    Suffix
    . Так Парменид пришел к выводу, что бытие едино и неизменно, а существует лишь то, что познаваемо и может быть выражено в языке. В то же время небытия не существует, ведь помыслить ни о чем невозможно.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    7985
    Prefix
    Так Парменид пришел к выводу, что бытие едино и неизменно, а существует лишь то, что познаваемо и может быть выражено в языке. В то же время небытия не существует, ведь помыслить ни о чем невозможно. Эта идея легла в основу учения Парменида о соотношении бытия и мышления
    Exact
    [9]
    Suffix
    . Стоит отметить, что в трудах Парменида впервые упоминается язык как своеобразная мера бытия, равноправная мышлению. При этом как мыслимо только сущее, так и мысль без бытия ничто, а человек как существо, наделенное высшей степенью телесной организации, получил и высшую степень мышления.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    8495
    Prefix
    «А если, – сказал Парменид, – все другие вещи, как ты утверждаешь, причастны идеям, то не должен ли ты думать, что либо каждая вещь состоит из мыслей и мыслит все, либо, хоть она и есть мысль, она лишена мышления?»
    Exact
    [19]
    Suffix
    . Демокрит, основоположник материализма, также делал акцент на истинность познания мира, основанную на разуме, однако сам мир он видел абсолютно с другого ракурса. В любой части (материи) есть и пустое, и полное, причем одно из них (плотное) – сущее, а другое (разреженное) – несущее [1].
    (check this in PDF content)

  14. Start
    8762
    Prefix
    Демокрит, основоположник материализма, также делал акцент на истинность познания мира, основанную на разуме, однако сам мир он видел абсолютно с другого ракурса. В любой части (материи) есть и пустое, и полное, причем одно из них (плотное) – сущее, а другое (разреженное) – несущее
    Exact
    [1]
    Suffix
    . Согласно его точке зрения, небытие существовало наравне с бытием и представляло собой некую пустоту. Бытие же образовывалось внутри этой пустоты: каждый предмет являл собой лишь определенное сплетение атомов.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    11142
    Prefix
    Но софисты решили разобраться в происхождении этих тупиков мысли и кардинально изменили интенцию своих исканий: они стали рассматривать проблему бытия не как проблему вещества, а как проблему сознания. Так были сделаны первые шаги к рефлексированию и самосознанию. Античный дух не стал ограничиваться созерцанием внешнего мира – он обратился на самого себя
    Exact
    [16]
    Suffix
    . Уместно обратить внимание на еще одно новшество, привнесенное софистами в философию благодаря выходу на новый виток культуры мышления. Они стали первыми, кто сосредоточился на проблеме языка, речи, возжелав сообщить результаты науки широким массам.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    12151
    Prefix
    Впоследствии образовательная деятельность софистов была поставлена под сомнение: если они и могли чему-то научить, то только риторике. Центральной задачей софистики стала подготовка к политической деятельности, главным образом – формальное развитие речи
    Exact
    [3]
    Suffix
    . Но есть и другой взгляд на просветительскую деятельность софистов. А. В. Душин в своем исследовании называет софистов основателями интеллектуального образования. Пусть эти философы и не давали людям глубоких предметных знаний, они призывали аудиторию к использованию мышления, которое способно заменить не только предсказания и прорицания, но и собственные эмоции.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    12747
    Prefix
    На первый план софисты выводили мыслящий субъект, который в процессе образования с помощью свободной мысли приобретет собственное убеждение. Свободное мышление, по мнению софистов должно было помочь людям изыскать базовые принципы, которые помогут правильно оценивать действительность
    Exact
    [7]
    Suffix
    . В итоге рассмотрения данного вопроса можно сделать первый частный вывод, представляющий интерес для нашего исследования. Софисты превознесли, с одной стороны, риторические способности, хорошо развитую речь, умение аргументированно доказывать свою точку зрения, а с другой – свободное мышление, которое позволяло эту самую точку зрения сформировать.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    13978
    Prefix
    Одним из мотивов для этого выступил тот факт, что индивидуальный разум имеет большее отношение к добродетели, которую Сократ ставил во главу угла. Знание добра, по мнению философа, совпадало одновременно и с благочестием, и с точным знанием
    Exact
    [6]
    Suffix
    . Считается, что Сократ совершил в философии настоящую революцию, объявив натурфилософию практически безразличной для человека. Отодвинув физику на второй план, он освободил лидирующую позицию этике, а разумному началу человека придал первостепенное значение.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    14692
    Prefix
    Вначале, считал Сократ, нужно освободиться от иллюзий и прийти к выводу, выраженному в знаменитом высказывании философа «Я знаю, что ничего не знаю». Помочь в этом способно такое сильнодействующее средство, как ирония, которую можно охарактеризовать как знание незнания. После прохождения этой стадии душа готова породить истину
    Exact
    [10]
    Suffix
    . В незнании, по мнению Сократа, коренится причина зла: нельзя, зная лучшее, сделать худшее (иными словами, осознанным стремление к злу быть не может). Если человек оперирует неверными или несовершенными представлениями, то его усилия с большой вероятностью приведут к злу.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    15499
    Prefix
    Они, по мнению Сократа, должны быть освобождены от чувственно воспринимаемого наполнения и, таким образом, утратить свою относительность и многозначность. Определить мысль для философа значило ограничить значения слов, а достичь знания – выявить чистые, исключительно логические, значения слов
    Exact
    [14]
    Suffix
    . Сократ указывал на связь мышления и речи посредством ведения диалогов. Позже Платон отметит, что никакие книги не заменят продуктивной беседы, они являются лишь подражанием диалогу. Метод Сократа стал одним из наиболее эффективных средств для улучшения речевой коммуникации: он получил распространение во времена Античности и актуален до сих пор.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    16168
    Prefix
    Безупречно пройдя естественную эмпирическую проверку веками, сократовский метод практически не изменил своей сущности и используется в современной теории менеджмента. Философ выстраивал в ходе диалога такую логическую цепочку умозаключений, чтобы оппонент вынужден был соглашаться с каждым аргументом
    Exact
    [12]
    Suffix
    . При этом своего мнения Сократ не навязывал, напоминая, что он «ничего не знает». Он тщательно работал над содержанием высказываний своего собеседника и задавал вопросы, которые вводили того в состояние ауторефлексии (то есть оппонент анализировал собственные аргументы).
    (check this in PDF content)

  22. Start
    16657
    Prefix
    В результате к концу беседы с философом человек осмысливал все ошибки собственного суждения и принимал иную точку зрения, придя к ней, по сути, самостоятельно. Так Сократ, используя диалоги, заставлял людей думать, рефлексировать, оценивать свои мысли и поступки
    Exact
    [24]
    Suffix
    . Сократ совершил очередной переворот в философии, назвав сущностью человека его душу, которая, в свою очередь, представлялась способностью быть добродетельным и проявлять мыслительную активность.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    18449
    Prefix
    Изрекаемую мысль философ называл процессом рассуждения, изреченную – его результатом, а сам этот беззвучный диалог души с самой собой – рассудком. Последнее доказывается и семантически: слово dialogos образовано из dianoia (рассудок) и logos (слово, речь). Рассудок, по Платону, – разумное мышление, возникающее в виде внутренней речи
    Exact
    [18]
    Suffix
    . Анализируя вышесказанное, мы обнаруживаем в учении Платона оригинальный взгляд на связь мышления и речи с противоположного сократовскому ракурса, хотя фундаментальные идеи обеих концепций схожи.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    19633
    Prefix
    Следовательно, по Аристотелю, мышление реализовалось в двоякой направленности: как высшая разумная способность и как предметное приложение. В первом случае оно в речи невыразимо и выступает полностью интуитивным, созерцательным, во втором, напротив, мышление является дискурсивным и влечет за собой определенные поступки
    Exact
    [13]
    Suffix
    . Аристотель говорил, что высказанные слова – это символы ментального опыта, а написанные слова – символы слов высказанных. Так же как у всех людей разные почерки, и речи их звучат неодинаково. Однако ментальный опыт, который эти слова напрямую отражают, по своей сущности одинаков для всех, как и вещи, которые олицетворяют этот самый опыт.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    20889
    Prefix
    Глагол же обозначает еще и время, к тому же он всегда является обозначением для сказанного о другом (подлежащем). Когда эти две независимые части соединяются, получается такой отрезок речи, как высказывание, несущее в себе истинностную или ложную нагрузку
    Exact
    [25]
    Suffix
    . Другими словами, существительные представляют собой набор звуков, выражающих человеческое восприятие вещей, они ближе к содержанию ментального опыта, а глаголы ассоциируются с ощущением свойств вещей или взаимосвязей между ними, проявляющихся с течением времени.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    22012
    Prefix
    Слова, произнесенные и написанные, согласно этой теории, являются поверхностными структурами, однако они представляют собой преобразования более глубоких мыслительных структур. Анализируя эти словесные структуры, через языковые кодировки можно определить уровни процесса умственных операций
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Исходя из вышесказанного, можно сделать еще один важный для нашего исследования вывод. Аристотель также акцентировал внимание на объективной связи человеческого мышления и речи, он провел грань между высшим Умом и умом человека, а последнему отвел свойства дискурсивности и предметной направленности.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    23305
    Prefix
    Но стоики не отождествляли «разумное представление» и «высказывание»: содержание речи, по их мнению, отличается от образа в сознании, но образует с ним особую сущность. Мысль, которая благодаря своей особой организации находит выражение в речи, стоики называли Λεκτόν (лектон)
    Exact
    [15]
    Suffix
    . На связи между реальным объектом, обозначаемым смыслом и передающим его знаком базируется стоическая диалектика: 1. Знак = обозначающее (дион). 2. Обозначаемый смысл = то, что высказывается (лектон). 3.
    (check this in PDF content)

  28. Start
    24427
    Prefix
    Лосев отмечает, что понятие «лектон» нельзя соотносить с мышлением, поскольку последнему присуще действие, а лектон «ничего не творит, не делает, не создает». Он трактует лектон как «соответствие смысловому представлению», которому свойственна имманентная истинность
    Exact
    [17]
    Suffix
    . Стоики полагали, что различие в выражении одних и тех же смыслов будет тождественно различию естественных языков. Также они отметили, что дети не владеют синтаксисом, то есть не знают, как правильно связываются слова и корреспондируются лектоны.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    24936
    Prefix
    А именно правильная импликация является некоторой гарантией осмысленности мироздания. В целом же разумные существа способны четко сообщать содержание своего сознания другим таким же разумным существам и оказывать на них воздействия словами
    Exact
    [23]
    Suffix
    . Таким образом, у стоиков мы обнаруживаем диалектическую связь языка и мышления. В работах Хрисиппа, большое внимание уделявшего вопросам духовной сферы человека, проблема соотношения языка и мышления была одной из центральных.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    26105
    Prefix
    Поппер скажет, что стоики «открыли третий мир, наряду с миром тела и души»: язык, будучи выражением субъективного психического состояния индивида, можно отнести к духовному миру, но нельзя исключить и его принадлежность к физическому миру звука
    Exact
    [20]
    Suffix
    . Иными словами, у Христиппа мы обнаруживаем связь языка и мышления в психологическом аспекте. В результате обобщения изученного теоретического материала можно сделать вывод, что проблема взаимосвязи языка и мышления действительно получила многоаспектное рассмотрение в философии Античности, когда закладывались фундаментальные идеи философской мысли, актуализировались вопросы разума, его преоб
    (check this in PDF content)