The 21 reference contexts in paper A. Morozov V., O. Umerenkova V., А. Викторович В., О. Умеренкова В. (2016) “МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА ЭПОХИ НЕОЛИТА-ЭНЕОЛИТА СИБИРИ (к проблеме функционально-смыслового назначения) // NEOLITHIC-ENEOLOTHIC MOBILLIARY ART IN SIBERIA (on the issue of function and meaning)” / spz:neicon:vestnik-k:y:2015:i:1:p:71-77

  1. Start
    5181
    Prefix
    Данное предположение подтверждается этнографическими наблюдениями за народами, сохранившими традиционный уклад жизни, которые устраивали магические обряды с целью успешного размножения лося и приманивания его на родовые охотничьи угодья, обеспечивая удачный промысел. При провидении подобных обрядов использовались деревянные фигурки лосей и диких оленей
    Exact
    [2, с. 29 – 32; 46, с. 70 – 71]
    Suffix
    . Специалисты не исключают возможность использования скульптурок и в парциальной магии, основной принцип которой заключался в воздействии на объект (или часть) через его подобие [30, с. 66, 97].
    (check this in PDF content)

  2. Start
    6234
    Prefix
    Вероятно, каждый охотник старался заручиться удачей при помощи различных обрядов, и для этого в его арсенале всегда имелись необходимые атрибуты. После смерти охотника, по мнению специалистов, такие предметы становились бесполезными для других и использовались в качестве сопровождающего инвентаря при погребении
    Exact
    [12, с. 78]
    Suffix
    . В данном контексте необходимо определиться с правомерностью использования понятий «культ» и «тотемное животное» по отношению к данному виду. Мы согласны с мнением М. Ф. Косарева, что образ лося во многом не соответствует тотемному образу.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    6700
    Prefix
    Безусловно, в послеледниковый период лось в тайге (как и олень в тундре) стал главным объектом мясной охоты, и поэтому табуация его (даже условная, символическая), как непреложное условие тотемического культа, не могла проявиться на сколько-нибудь приемлемом уровне
    Exact
    [18, с. 68]
    Suffix
    . На древних писаницах рисунки лося часто сочетались с обозначением загонных оград. В. Н. Чернецов видел в этих наскальных сюжетах отображение календарных обрядов, темой которых было «привлечение добычи в ловушки и удержание ее в них» и, кроме того, «весеннее оживание природы и идея размножения» [49, с. 83].
    (check this in PDF content)

  4. Start
    6979
    Prefix
    Чернецов видел в этих наскальных сюжетах отображение календарных обрядов, темой которых было «привлечение добычи в ловушки и удержание ее в них» и, кроме того, «весеннее оживание природы и идея размножения»
    Exact
    [49, с. 83]
    Suffix
    . Тотемическая же идея, если и присутствовала, то в самом общем плане – на уровне признания родственной связи человека со всей окружающей живой природой. Считалось, что лось влияет на жизнь людей, прежде всего на их промысловое счастье, т. к. данный представитель фауны предоставлял человеку все необходимое для жизни – от пищи до материала изготовления орудий труда.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    8710
    Prefix
    Остяки, например, верили, что бывают годы, когда лось движется по небу быстрее других созвездий, и в иные зимы уже в ноябре или в начале декабря занимает на небосводе то место, где должен находиться в январе. В такие годы весна бывает ранняя, дружная, добывается много рыбы и зверя
    Exact
    [18, с. 68]
    Suffix
    . Важно отметить, что скульптурные фигурки лося как в китойских, так и в глазковских погребениях всегда находились только при мужских костяках и в захоронениях с яркими особенностями погребального ритуала или со специфическим набором инвентаря.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    12180
    Prefix
    Правая сторона считалась у традиционных народов Сибири священной, левая – областью темных духов. Следовательно, двухголовые подвески можно было считать защитой «на все стороны света», на все случаи жизни как в мире духов, так и в мире людей
    Exact
    [7, с. 108]
    Suffix
    . Находки в погребениях дают материал для размышления относительно использования этих фигурок в связи с поверьем о перерождении охотника в медведя после смерти, либо использования в качестве оберегов при жизни – Медведь считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    13790
    Prefix
    У обских угров сохраняются представления, согласно которым медведь является «иночеловеком», сохозяином земли, сыном, братом и посланником бога Торума (которого спустили с неба, чтобы обучить людей добывать огонь)
    Exact
    [50, с. 8 – 14]
    Suffix
    . И если почитание лося происходило, прежде всего, с позиции основного источника пропитания, то отношение к медведю, скорее всего, не было связано с его промысловым значением. Использование фигурок медведей, найденных в неолитических и энеолитических памятниках можно реконструировать по подвескам сибирских шаманских костюмов, среди которых встречаются как медведь, так и другие животные.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    14354
    Prefix
    Обычно это плоские профильные изображения с отверстием для прикрепления к одежде. Рассмотренные выше древние фигурки медведя – не обязательно шаманские подвески, но трактовка их как амулетов или оберегов кажется вполне вероятной
    Exact
    [41, с. 344 – 350]
    Suffix
    . Образ медведя в мировоззрении сибирских охотников многогранен и полисемантичен. Поверья, свяствующей практике у традиционных народов, как правило, использовались части медвежьей туши, шкура, кости.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    16160
    Prefix
    населения с тем огромным экономическим значением, которое, по ее мнению, имела охота на птицу ранней весной (в особенно голодное для людей время), когда птицы прилетали, а также поздней весной в период линьки. Изображения птиц на предметах искусства, а также на петроглифах, по предположению исследователя, являлись свидетельством существования и широкого распространения этих представлений
    Exact
    [14, с. 112]
    Suffix
    . Для древних народов, как и для населения всей лесной зоны Восточной Европы, характерен чрезвычайно сложный комплекс представлений, связанных с водоплавающей птицей [26, с. 5 – 21]. Орнитоморфные сюжеты воплощены в кремневой, деревянной и костяной скульптуре, в графических плоскостных изображениях на посуде и скалах.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    16323
    Prefix
    Изображения птиц на предметах искусства, а также на петроглифах, по предположению исследователя, являлись свидетельством существования и широкого распространения этих представлений [14, с. 112]. Для древних народов, как и для населения всей лесной зоны Восточной Европы, характерен чрезвычайно сложный комплекс представлений, связанных с водоплавающей птицей
    Exact
    [26, с. 5 – 21]
    Suffix
    . Орнитоморфные сюжеты воплощены в кремневой, деревянной и костяной скульптуре, в графических плоскостных изображениях на посуде и скалах. Стилистические особенности моделировки, местонахождение сакральных изображений передают наличие культурнохронологической специфики и многообразие семантики фигур.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    17128
    Prefix
    , найденная среди инвентаря погребений, и характер сопровождающего инвентаря (особый статус целых вещей, подвесок каплевидной и округлой форм, иногда скульптурных изображений птиц) иллюстрирует мифологический сюжет о происхождении Вселенной, о возрождении новой жизни, т. к. птица и душа составляли один архетип – в образе птицы душа переносилась из верхнего мира в средний, где обретала новую
    Exact
    [28, с. 66 – 68; 47, с. 99 – 100; 48, с. 38]
    Suffix
    . Широко известны в представлениях различных народов мира птицы-первопредки, в частности, у палеоазиатских народов [25, с. 48 – 50]. При всем широком диапазоне возможных значений птичьего образа само создание, изображение мифических предков, образов этиологических и космологических мифов должно было способствовать устойчивости мира, изобилию, благу [4, с. 52].
    (check this in PDF content)

  12. Start
    17279
    Prefix
    изображений птиц) иллюстрирует мифологический сюжет о происхождении Вселенной, о возрождении новой жизни, т. к. птица и душа составляли один архетип – в образе птицы душа переносилась из верхнего мира в средний, где обретала новую [28, с. 66 – 68; 47, с. 99 – 100; 48, с. 38]. Широко известны в представлениях различных народов мира птицы-первопредки, в частности, у палеоазиатских народов
    Exact
    [25, с. 48 – 50]
    Suffix
    . При всем широком диапазоне возможных значений птичьего образа само создание, изображение мифических предков, образов этиологических и космологических мифов должно было способствовать устойчивости мира, изобилию, благу [4, с. 52].
    (check this in PDF content)

  13. Start
    17496
    Prefix
    При всем широком диапазоне возможных значений птичьего образа само создание, изображение мифических предков, образов этиологических и космологических мифов должно было способствовать устойчивости мира, изобилию, благу
    Exact
    [4, с. 52]
    Suffix
    . Естественно, что в процессе изучения культурно-исторических явлений бесписьменных периодов, где единственным источником является археологический, специалисты не могут определенно утверждать, что изучаемые нами изображения птиц имели отношение к тотемистическим представлениям.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    18055
    Prefix
    В качестве тотемов родов и отдельных родовых групп у разных народов Урала и Сибири почитались самые различные породы птиц, в частности, орел, ястреб, глухарь, журавль, ворон, лебедь, гоголь, филин
    Exact
    [16, с. 103]
    Suffix
    . Как крылатые существа птицы противопоставляются бескрылым. Являясь символом воздуха, они противопоставляют непостоянство устойчивости. Скульптурные изображения птиц известны в Сибири с эпохи верхнего палеолита.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    18598
    Prefix
    Птица являлась достаточно распространенным образом в наскальном искусстве, изображаясь с признаками солярной символики. По мнению специалистов, в некоторых случаях можно говорить о совпадении образа птицы с образом оленя
    Exact
    [29, с. 101 – 123]
    Suffix
    . Использование птицы как символа души встречается в фольклоре всех народов мира. Обычно птицы выступают в функции волшебного помощника или вестника, а также представляют духов или ангелов. Вместе с тем они являются воплощением человеческой души.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    19855
    Prefix
    Значительную роль здесь сыграло, вероятно, огромное количество икринок, которые мечет рыба – плодовитость существа-символа соотносилась с идеей плодородия. Таким образом, фигура рыбы призвана была обеспечить потомство. Среди специалистов бытует мнение, что образ рыб являлся более древним символом, чем птица
    Exact
    [18, с. 84 – 91; 23, с. 171 – 174; 42, с. 391 – 393]
    Suffix
    . Рис. 4. Культовые стилизованные фигурки рыб: 1 – погребение в пещере Каменная; 2 – могильник Усть-Иша; 3 – могильник Иткуль; 4 – могильник Солонцы-5 (погребение 6) Довольно сложными для толкования представляются изображения змеи.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    20266
    Prefix
    Культовые стилизованные фигурки рыб: 1 – погребение в пещере Каменная; 2 – могильник Усть-Иша; 3 – могильник Иткуль; 4 – могильник Солонцы-5 (погребение 6) Довольно сложными для толкования представляются изображения змеи. Фигурки змей раннего времени – явление достаточно редкое. Для эпохи неолитаэнеолита известно 2 скульптурки на всю территорию Сибири: поселение ЮАО-VIII
    Exact
    [43]
    Suffix
    ; VI разрез Горбуновского торфяника. Образ змеи становится популярным в искусстве более позднего времени, в эпоху бронзы. Для пресмыкающихся в Сибири, по мнению Ф. М. Косарева, нет даже косвенных этнографических свидетельств их тотемной принадлежности [18, с. 83].
    (check this in PDF content)

  18. Start
    20502
    Prefix
    Образ змеи становится популярным в искусстве более позднего времени, в эпоху бронзы. Для пресмыкающихся в Сибири, по мнению Ф. М. Косарева, нет даже косвенных этнографических свидетельств их тотемной принадлежности
    Exact
    [18, с. 83]
    Suffix
    . Змея и ящерица у сибирских народов являлись помощниками шамана в его путешествиях по «нижним дорогам» [22, с. 7]. И. В. Усачева приводит данные о змее, анализируя не только работы, связанные с исследовательскими этнографическими наблюдениями за народами Сибири, но и мира [43, с. 126 – 127].
    (check this in PDF content)

  19. Start
    20611
    Prefix
    Косарева, нет даже косвенных этнографических свидетельств их тотемной принадлежности [18, с. 83]. Змея и ящерица у сибирских народов являлись помощниками шамана в его путешествиях по «нижним дорогам»
    Exact
    [22, с. 7]
    Suffix
    . И. В. Усачева приводит данные о змее, анализируя не только работы, связанные с исследовательскими этнографическими наблюдениями за народами Сибири, но и мира [43, с. 126 – 127]. А. В. Головнев отмечает двойственное отношение к змеям, как и ко всем земноводным вообще, связывая их принадлежность к нижнему миру? и прослеживает связь b[ образов с женщиной.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    20767
    Prefix
    Змея и ящерица у сибирских народов являлись помощниками шамана в его путешествиях по «нижним дорогам» [22, с. 7]. И. В. Усачева приводит данные о змее, анализируя не только работы, связанные с исследовательскими этнографическими наблюдениями за народами Сибири, но и мира
    Exact
    [43, с. 126 – 127]
    Suffix
    . А. В. Головнев отмечает двойственное отношение к змеям, как и ко всем земноводным вообще, связывая их принадлежность к нижнему миру? и прослеживает связь b[ образов с женщиной. Змея выступает в его исследованиях как символ природно-женского низа, который не только предопределял смерть, но и возрождал жизнь [13, с. 523 – 524].
    (check this in PDF content)

  21. Start
    21074
    Prefix
    Головнев отмечает двойственное отношение к змеям, как и ко всем земноводным вообще, связывая их принадлежность к нижнему миру? и прослеживает связь b[ образов с женщиной. Змея выступает в его исследованиях как символ природно-женского низа, который не только предопределял смерть, но и возрождал жизнь
    Exact
    [13, с. 523 – 524]
    Suffix
    . По мнению И. В. Усачевой? содержание змеиного сюжета только этим не исчерпывается [43, 1998, с. 127]. Исследователь выделяет функции оберега, причем не только женского, но оберега жизненного пути вообще, как земного, так и потустороннего.
    (check this in PDF content)