The 22 reference contexts in paper Yu. Geraskin V., I. Povod V., Ю. Гераськин В., И. Повод В. (2016) “СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВВ. // SYSTEM OF MUSLIM EDUCATION IN RYAZAN PROVINCE AT THE TURN OF THE 19TH – 20TH CENTURIES” / spz:neicon:vestnik-k:y:2015:i:1:p:56-58

  1. Start
    1643
    Prefix
    Российская империя была многоконфессиональным государством. Согласно переписи 1897 г. православия придерживалось 69,4 % населения, остальная его часть исповедовала различные христианские и нехристианские вероисповедания
    Exact
    [1, с. 76]
    Suffix
    . Приверженность традиционным религиям была одним из главных элементов определения своей национальной и культурной идентичности для большинства нерусских народов Российской империи. Немаловажную роль в этом играла система конфессионального образования, существовавшая в XIX – начале XX вв. у представителей некоторых вероисповеданий, в частности, у мусульман, составлявших 11,1 % населения [1
    (check this in PDF content)

  2. Start
    2016
    Prefix
    Немаловажную роль в этом играла система конфессионального образования, существовавшая в XIX – начале XX вв. у представителей некоторых вероисповеданий, в частности, у мусульман, составлявших 11,1 % населения
    Exact
    [1, с. 76]
    Suffix
    . Особенности исламского образования в Российской империи представлены в трудах как советских, так и современных исследователей. Основное внимание в этих работах уделяется тем регионам, где мусульмане составляли больше половины населения: Поволжье, Средняя Азия и Кавказ.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    2485
    Prefix
    Система исламского образования здесь имела давние традиции и представлена была множеством образовательных учреждений, некоторые из которых существовали с XV в., например, медресе в Самарканде, Ташкенте и других городах Средней Азии
    Exact
    [5, с. 253]
    Suffix
    . Достаточно подробно развитие исламского образования в этих регионах представлено в работе Д. В. Мухетдинова и А. Ю. Хабутдинова «Ислам в России в XVIII – начале XXI вв.: модернизация и традиции» [3] и в монографии А.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    2676
    Prefix
    и представлена была множеством образовательных учреждений, некоторые из которых существовали с XV в., например, медресе в Самарканде, Ташкенте и других городах Средней Азии [5, с. 253]. Достаточно подробно развитие исламского образования в этих регионах представлено в работе Д. В. Мухетдинова и А. Ю. Хабутдинова «Ислам в России в XVIII – начале XXI вв.: модернизация и традиции»
    Exact
    [3]
    Suffix
    и в монографии А. К. Тихонова «Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII – начале XX вв.» [5]. Особый случай представляли мусульмане Центральной России, в частности, Рязанской губернии, где представители этого вероисповедания были явным религиозным меньшинством.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    2797
    Prefix
    Хабутдинова «Ислам в России в XVIII – начале XXI вв.: модернизация и традиции» [3] и в монографии А. К. Тихонова «Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII – начале XX вв.»
    Exact
    [5]
    Suffix
    . Особый случай представляли мусульмане Центральной России, в частности, Рязанской губернии, где представители этого вероисповедания были явным религиозным меньшинством. Согласно данным Государственного архива Рязанской области, в Рязанской губернии в течение XIX – начале XX вв. средняя численность исламского населения была небольшой и колебалась от 5 до 6 тысяч человек.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    3322
    Prefix
    данным Государственного архива Рязанской области, в Рязанской губернии в течение XIX – начале XX вв. средняя численность исламского населения была небольшой и колебалась от 5 до 6 тысяч человек. Подавляющая его часть проживала в границах Касимовского уезда и называлась касимовскими татарами. На момент переписи 1897 г. на территории губернии постоянно проживало 5041 татар-мусульман
    Exact
    [4, с. 84 – 85]
    Suffix
    , это чуть больше 3 % от населения Касимовского уезда и около 0,04 % от общего числа жителей губернии. Изучение системы исламского образования в Рязанском регионе представляет большой интерес, так как помогает понять, каким образом удалось избежать ассимиляции довольно небольшой группы мусульманского населения.
    (check this in PDF content)

  7. Start
    4100
    Prefix
    источником для изучения системы исламского образования в Рязанской губернии послужили документы, хранящиеся в Государственном архиве Рязанской области: рапорты участкового инспектора народных училищ, благочинного иерея Касимовского уезда и уездного исправника. Мусульманское образование России в изучаемый период было представлено: 1) начальной ступенью, мектебе; 2) высшей школой, медресе
    Exact
    [5, с. 238]
    Suffix
    . Основным документом для его регулирования были «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев», утвержденные императором Александром II 26 марта 1870 г. В начале XX в. в регионе существовало одно медресе и девятнадцать мектебе.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    4919
    Prefix
    Главными предметами обучения были Коран и арабский язык, кроме того, преподавались языки хивинский и бухарский, из светских предметов – география, логика и история, но они стояли на втором плане
    Exact
    [2, л. 7]
    Suffix
    . Медресе пользовалось определенной известностью среди российских мусульман. В 1901 г. здесь обучалось 65 учеников, 50 из которых проживали в общежитии, в основном дети небогатых Пензенских и Симбирских татар, им обеспечивалось пропитание.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    5246
    Prefix
    В 1901 г. здесь обучалось 65 учеников, 50 из которых проживали в общежитии, в основном дети небогатых Пензенских и Симбирских татар, им обеспечивалось пропитание. Все остальные расходы ученики должны были оплачивать самостоятельно, в том числе и покупку учебников
    Exact
    [2, л. 7]
    Suffix
    . Уровень образования в медресе не был высоким, в доказательство приведем выдержу из рапорта благочинного иерея. Подчеркивая, что все сведения получены от местных мусульман, он сообщает следующее: «...дело обучения, по-видимому, состоит в задавании и спрашивании уроков, учебники одобрены цензурой, но их или недостаточно, или ученики очень бедны, ученики сами от руки переписывают книги.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    6081
    Prefix
    В последние 2 – 3 года у учащихся введены экзамены для возбуждения соревнования. От Касимовского духовенства медресе совершенно независимо, мулла и ахун бывают только в качестве почетных гостей на экзамене»
    Exact
    [2, л. 8]
    Suffix
    . Исходя из этого отрывка, можно выделить две основных причины такого состояния дел в медресе: недостаток средств и неудовлетворительная постановка самого педагогического процесса. Как уже отмечалось, в Касимовском уезде было девятнадцать начальных училищ, мектебе.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    6666
    Prefix
    Женское мусульманское начальное образование в регионе только развивалось, хотя и довольно активно. Существовало три мектебе для девочек: в Касимове, с. Тарбаево (16 учениц) и с. Подлипки (19 учениц), и пять смешанных мектебе
    Exact
    [2, л. 20 – 25]
    Suffix
    . Образование у мусульман не было всеобщим, этот вывод можно сделать, сравнивая численность мусульманского населения и учащихся. Например, в с. Собакино при населении 669 человек в мектебе обучалось только 30 мальчиков, в с.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    6971
    Prefix
    Образование у мусульман не было всеобщим, этот вывод можно сделать, сравнивая численность мусульманского населения и учащихся. Например, в с. Собакино при населении 669 человек в мектебе обучалось только 30 мальчиков, в с. Подлипки при населении 931 человек обучалось только 29 мальчиков и 19 девочек
    Exact
    [2, л. 7]
    Suffix
    . Кроме того, согласно переписи 1897 г., из всех мусульман Рязанской губернии грамотными, то есть получившими хотя бы начальное образование, были 1852 человека [4, с. 118 – 121], или 36 %. Обучение шло только на татарском языке.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    7131
    Prefix
    Подлипки при населении 931 человек обучалось только 29 мальчиков и 19 девочек [2, л. 7]. Кроме того, согласно переписи 1897 г., из всех мусульман Рязанской губернии грамотными, то есть получившими хотя бы начальное образование, были 1852 человека
    Exact
    [4, с. 118 – 121]
    Suffix
    , или 36 %. Обучение шло только на татарском языке. Набор предметов в мектебе был следующим: мусульманский Закон Божий (истории о пророках, разъяснение Корана, молитвенные правила), татарское чтение и письмо и четыре действия арифметики (последнее было уже не везде).
    (check this in PDF content)

  14. Start
    7475
    Prefix
    Набор предметов в мектебе был следующим: мусульманский Закон Божий (истории о пророках, разъяснение Корана, молитвенные правила), татарское чтение и письмо и четыре действия арифметики (последнее было уже не везде). В двух мектебе: в с. Тарбаево и в с. Болотцы – преподавали также географию и русскую историю
    Exact
    [2, л. 20 – 25]
    Suffix
    . Поскольку мало кто из государственных чиновников знал татарский язык, то это приводило к проблемам в контроле над мусульманскими учебными заведениями. В результате надзор со стороны властей за этими школами практически отсутствовал [2, л. 18].
    (check this in PDF content)

  15. Start
    7700
    Prefix
    Поскольку мало кто из государственных чиновников знал татарский язык, то это приводило к проблемам в контроле над мусульманскими учебными заведениями. В результате надзор со стороны властей за этими школами практически отсутствовал
    Exact
    [2, л. 18]
    Suffix
    . Одним из пунктов упоминавшихся «Правил...» 1870 года была рекомендация всем мусульманским обществам открывать как в мектебе, так и в медресе классы по изучению русского языка. Новые мектебе и медресе должны, согласно правилам, открываться только с такими классами за счет магометанских обществ [6, с. 88].
    (check this in PDF content)

  16. Start
    7976
    Prefix
    Одним из пунктов упоминавшихся «Правил...» 1870 года была рекомендация всем мусульманским обществам открывать как в мектебе, так и в медресе классы по изучению русского языка. Новые мектебе и медресе должны, согласно правилам, открываться только с такими классами за счет магометанских обществ
    Exact
    [6, с. 88]
    Suffix
    . Это положение в мусульманских учебных заведениях Касимовкого уезда не соблюдалось и обучение русскому языку здесь отсутствовало совершенно. В итоге многие из татар с большим трудом говорили по-русски, а чтобы получить свидетельство в знании русского языка (это нужно было тем, кто собирался стать муллой), брали уроки у кого-либо из русских учителей.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    8403
    Prefix
    В итоге многие из татар с большим трудом говорили по-русски, а чтобы получить свидетельство в знании русского языка (это нужно было тем, кто собирался стать муллой), брали уроки у кого-либо из русских учителей. Например, ахун Ханской мечети учился русскому языку у бывшего псаломщика Богоявленской церкви Василия Тумовского
    Exact
    [2, л. 7]
    Suffix
    . По данным переписи 1897 г. «русской грамотностью» среди касимовских татар владел только 291 человек [4, с. 118 – 121], около 5 % мусульманского населения края. Незнание русского языка закрывало татарскому населению доступ в средние и высшие образовательные учреждения Российской империи.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    8515
    Prefix
    Например, ахун Ханской мечети учился русскому языку у бывшего псаломщика Богоявленской церкви Василия Тумовского [2, л. 7]. По данным переписи 1897 г. «русской грамотностью» среди касимовских татар владел только 291 человек
    Exact
    [4, с. 118 – 121]
    Suffix
    , около 5 % мусульманского населения края. Незнание русского языка закрывало татарскому населению доступ в средние и высшие образовательные учреждения Российской империи. В частности, в Касимове существовало техническое училище, но за период с 1896 г. по 1901 г. из 205 учащихся было только шестеро детей мусульман, а в 1901 г. из мусульман не было ни одного желающего поступить в учил
    (check this in PDF content)

  19. Start
    8892
    Prefix
    В частности, в Касимове существовало техническое училище, но за период с 1896 г. по 1901 г. из 205 учащихся было только шестеро детей мусульман, а в 1901 г. из мусульман не было ни одного желающего поступить в училище
    Exact
    [2, л. 9 об.]
    Suffix
    . На рубеже XIX – XX вв. в Касимовском уезде, как и в других мусульманских регионах России, появляются «новометодные школы». Они отличались тем, что татарский язык преподавался по новому звуковому методу обучения, а также большее внимание уделялось изучению светских предметов.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    9343
    Prefix
    Согласно спискам, в Касимовском уезде числилось 6 новометодных мектебе: в селах Тарбаево, Болотцы, Мунтово, в деревне Шегамалов, в касимовских частном мектебе Хасана Булатова и приходском мектебе
    Exact
    [2, л. 8, 20 – 25]
    Suffix
    . Необходимо несколько слов сказать о преподавателях мусульманских школ. Известно, что из 25 учителей один обучался в Константинополе, семеро – в медресе (Казанском и Касимовском), и один закончил местное мектебе в с.
    (check this in PDF content)

  21. Start
    9797
    Prefix
    Болотцы, сведения об образовании других отсутствуют. Преподаванием Закона Божьего, как правило, занимался местный мулла, а арифметикой, письмом и другими предметами – отдельный преподаватель, мударис, хотя в некоторых местах всем занимался мулла
    Exact
    [2, л. 8]
    Suffix
    . Интересно, что сами мусульмане не были довольны своими священнослужителями как учителями. Ситуация осложнялась тем, что в школах не платили конкретного жалования, а получали только то, что могли дать родители учеников, поэтому найти хорошего преподавателя, 58 Вестник Кемеровского государственного университета 2015 No 1 (61) Т. 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ особенно в сельское мектебе,
    (check this in PDF content)

  22. Start
    10183
    Prefix
    Ситуация осложнялась тем, что в школах не платили конкретного жалования, а получали только то, что могли дать родители учеников, поэтому найти хорошего преподавателя, 58 Вестник Кемеровского государственного университета 2015 No 1 (61) Т. 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ особенно в сельское мектебе, было довольно сложно
    Exact
    [2, л. 8 об]
    Suffix
    . Подводя итог, можно отметить ряд положительных моментов в системе исламского конфесионального образования в регионе. В Касимовском уезде существовало одно высшее мусульманское учебное заведение – медресе.
    (check this in PDF content)