The 18 reference contexts in paper I. Kovtun V., I. Rusakova D., И. Ковтун В., И. Русакова Д. (2016) “РОГАТЫЕ ЛОСИ ТОМСКИХ ПИСАНИЦ // HORNED ELKS IN THE TOM PETROGLYPHS” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:4:p:39-43

  1. Start
    666
    Prefix
    The semantic plan of drawings of elks with thirteen horn branches is reconstructed. Ключевые слова: лось, Томская писаница, семантика. Ключевые слова: elk, Tomskya pisanitsa, semantics. Микалентное копирование и повторные прорисовки изображений Томской писаницы
    Exact
    [22, с. 356 – 357 и др.]
    Suffix
    , а равно других нижнетомских петроглифических местонахождений [21, с. 352-354] позволили уточнить детали известных и выявить ранее неизвестные рисунки этих памятников. К числу последних относятся и редко встречающиеся на нижнетомских писаницах изображения рогатых лосей.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    751
    Prefix
    Ключевые слова: elk, Tomskya pisanitsa, semantics. Микалентное копирование и повторные прорисовки изображений Томской писаницы [22, с. 356 – 357 и др.], а равно других нижнетомских петроглифических местонахождений
    Exact
    [21, с. 352-354]
    Suffix
    позволили уточнить детали известных и выявить ранее неизвестные рисунки этих памятников. К числу последних относятся и редко встречающиеся на нижнетомских писаницах изображения рогатых лосей. Подавляющее большинство таких изображений зафиксировано на Томской писанице (таблица I, 1-4, 6-8) и только одно изображение лося со схематичными рогами известно на Новоромановской писанице (таблица I
    (check this in PDF content)

  3. Start
    1897
    Prefix
    На Томской писанице известен ещё один геометризованный рисунок сохатого с тринадцатью роговыми отростками, стилистически близкий вышеописанному экземпляру (таблица I, 1). В большинстве популяций рога у лосей начинают отрастать с конца марта, в апреле (на северных территориях в мае), достигая максимума к июлю-августу, а сбрасывают они их в ноябре-январе
    Exact
    [28, с. 12 – 15]
    Suffix
    . Поэтому в архаичных традициях лось с рогами ассоциировался с тёплым временем года, а без рогов – с зимой. Рога лося-оленя представлялись метафорой несущих жизненное тепло солнечных лучей. А. В.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    4300
    Prefix
    Затем счёт спускался по левой стороне тела и, пройдя до последних суставов пальцев левой руки, переходил на подъём, начиная с «когтей» правой руки, и завершался на правом плече, соответствовавшему тринадцатому лунному месяцу
    Exact
    [8, с. 79]
    Suffix
    . Подобная антропоморфизация летосчисления повторяется в ведийском движении по кругу прадакшины, вос производящем дугообразную траекторию дневного пути солнца по небосклону слева направо. Прадакшина означает ритуальное обхождение объекта – святыни, почитаемого человека или статуи божества по движению солнца, слева направо, т. е. «по часовой стрелке» [7, с. 333; 22, с. 202].
    (check this in PDF content)

  5. Start
    5024
    Prefix
    Примечательно, что и в ведийском календаре известен тринадцатимесячный год: Седьмой из парнорождённых, говорят, рождён один, А шестеро – близнецы, это риши, рождённые богами. Желанные их (дни и ночи), распределённые по порядку, Меняясь по форме, трясутся на (своём) месте.
    Exact
    [25, I. 164. 15]
    Suffix
    . «Парнорождённые» – это двенадцать месяцев, а непарнорождённый – тринадцатый месяц, трясущиеся на метафорической колеснице года [10, с. 647]. Аналогичная календарная символика зафиксирована и Атхарваведой: Узнай это, о Савитар: Шестеро близнецов, один рождён в одиночку И они ищут участия в том, Кто из них один рождён в одиночку. [1, X. 8. 5].
    (check this in PDF content)

  6. Start
    5164
    Prefix
    Желанные их (дни и ночи), распределённые по порядку, Меняясь по форме, трясутся на (своём) месте. [25, I. 164. 15]. «Парнорождённые» – это двенадцать месяцев, а непарнорождённый – тринадцатый месяц, трясущиеся на метафорической колеснице года
    Exact
    [10, с. 647]
    Suffix
    . Аналогичная календарная символика зафиксирована и Атхарваведой: Узнай это, о Савитар: Шестеро близнецов, один рождён в одиночку И они ищут участия в том, Кто из них один рождён в одиночку. [1, X. 8. 5].
    (check this in PDF content)

  7. Start
    5346
    Prefix
    «Парнорождённые» – это двенадцать месяцев, а непарнорождённый – тринадцатый месяц, трясущиеся на метафорической колеснице года [10, с. 647]. Аналогичная календарная символика зафиксирована и Атхарваведой: Узнай это, о Савитар: Шестеро близнецов, один рождён в одиночку И они ищут участия в том, Кто из них один рождён в одиночку.
    Exact
    [1, X. 8. 5]
    Suffix
    . Итак, шесть близнечных пар составляют двенадцать месяцев, а «рождённый в одиночку» – это дополнительный тринадцатый месяц ведийского года [11, с. 252]. В Ригведе мотив тринадцатого месяца связывается с Варуной и присутствует в гимне, обращённом к этому божеству: Знает тот, чей завет крепок, двенадцать Месяцев с (их) потомством.
    (check this in PDF content)

  8. Start
    5489
    Prefix
    Аналогичная календарная символика зафиксирована и Атхарваведой: Узнай это, о Савитар: Шестеро близнецов, один рождён в одиночку И они ищут участия в том, Кто из них один рождён в одиночку. [1, X. 8. 5]. Итак, шесть близнечных пар составляют двенадцать месяцев, а «рождённый в одиночку» – это дополнительный тринадцатый месяц ведийского года
    Exact
    [11, с. 252]
    Suffix
    . В Ригведе мотив тринадцатого месяца связывается с Варуной и присутствует в гимне, обращённом к этому божеству: Знает тот, чей завет крепок, двенадцать Месяцев с (их) потомством. Он знает (того), кто рождается в придачу. [25, I. 25. 8].
    (check this in PDF content)

  9. Start
    5701
    Prefix
    В Ригведе мотив тринадцатого месяца связывается с Варуной и присутствует в гимне, обращённом к этому божеству: Знает тот, чей завет крепок, двенадцать Месяцев с (их) потомством. Он знает (того), кто рождается в придачу.
    Exact
    [25, I. 25. 8]
    Suffix
    . Как и в Атхарваведе, здесь тот, «кто рождается в придачу», – это тринадцатый месяц по лунному календарю [10, с. 557], являющийся частью поддерживаемого Варуной миропорядка. В Каушитаке Брахмане значимость тринадцатого месяца подчёркивается его уподоблением целому году: «По величине год таков, каков этот тринадцатый месяц; поэтому уже здесь весь год достигается (схватывается, делается
    (check this in PDF content)

  10. Start
    5814
    Prefix
    В Ригведе мотив тринадцатого месяца связывается с Варуной и присутствует в гимне, обращённом к этому божеству: Знает тот, чей завет крепок, двенадцать Месяцев с (их) потомством. Он знает (того), кто рождается в придачу. [25, I. 25. 8]. Как и в Атхарваведе, здесь тот, «кто рождается в придачу», – это тринадцатый месяц по лунному календарю
    Exact
    [10, с. 557]
    Suffix
    , являющийся частью поддерживаемого Варуной миропорядка. В Каушитаке Брахмане значимость тринадцатого месяца подчёркивается его уподоблением целому году: «По величине год таков, каков этот тринадцатый месяц; поэтому уже здесь весь год достигается (схватывается, делается доступным)» [13, с. 109].
    (check this in PDF content)

  11. Start
    6089
    Prefix
    В Каушитаке Брахмане значимость тринадцатого месяца подчёркивается его уподоблением целому году: «По величине год таков, каков этот тринадцатый месяц; поэтому уже здесь весь год достигается (схватывается, делается доступным)»
    Exact
    [13, с. 109]
    Suffix
    . Такое сравнение представляется эвфемизмом стыка Старого и Нового Года с приуроченными к этому времени новогодними ритуалами особого эмболисмического года. Тринадцатый месяц представляется и фрагментарным реликтом индоарийско-угорских связей.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    6629
    Prefix
    Мансийское представление о разновидностях змей неявно уподобляет их двенадцати месяцам года, а особая тринадцатая змея – «чёрная», при первом весеннем солнце выползает по насту: «Пород змей всего двенадцать и одна чёрная. Она не собирается с другими, а ложится на зиму где-нибудь на кочке, так, что при первом солнце оживает и бежит по насту»
    Exact
    [12, с. 45]
    Suffix
    . В образе «бегущей по насту» тринадцатой змеи угадывается инвариантный остаток архаичного представления о времени вставки дополнительного месяца – «тринадцатой змеи», приуроченной к первому насту, а астрономически – к весеннему равноденствию [18, с. 108].
    (check this in PDF content)

  13. Start
    6867
    Prefix
    В образе «бегущей по насту» тринадцатой змеи угадывается инвариантный остаток архаичного представления о времени вставки дополнительного месяца – «тринадцатой змеи», приуроченной к первому насту, а астрономически – к весеннему равноденствию
    Exact
    [18, с. 108]
    Suffix
    . Показательна констатированная Ригведой причастность Варуны к тринадцатому месяцу, прямое отношение к которому имеет демиург и верховное божество Неба обских угров Нуми-Торум. Он упоминается в календарных ритуалах не менее трёх раз в году: дважды в составе божественного трио – Неба, Земли и Подземелья, и единожды отдельно.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    9909
    Prefix
    бык среди зверей, и тринадцатый (или вставленный) месяц, для согласования календаря с солнечным годом, – его своеобразный нарост; так и эта Ашвамедха является главной среди остальных жертвоприношений, и поскольку у быка есть (горб) (иначе = нарост. – И. К.), можно добавить тринадцатый локоть к узде, словно нарост к этой (Ашвамедхе): даже если нарост находится на спине быка, будет так»
    Exact
    [29, XIII. 1. 2. 2]
    Suffix
    . Таблица I 1 – Томская писаница, плоскость 8, прорисовка с фотографии начала ХХ века; 2, 4 – Томская писаница, плоскость 6; 3 – Томская писаница, плоскость 8; 5 – Новоромановская писаница; 6 – 8 – Томская писаница, плоскость 3 Ведийскому жертвенному коню предшествовал образ лося / шарабхи – мифического зверя индоариев [18, с. 95 – 97].
    (check this in PDF content)

  15. Start
    10314
    Prefix
    Таблица I 1 – Томская писаница, плоскость 8, прорисовка с фотографии начала ХХ века; 2, 4 – Томская писаница, плоскость 6; 3 – Томская писаница, плоскость 8; 5 – Новоромановская писаница; 6 – 8 – Томская писаница, плоскость 3 Ведийскому жертвенному коню предшествовал образ лося / шарабхи – мифического зверя индоариев
    Exact
    [18, с. 95 – 97]
    Suffix
    . Параллелизм ведийского śarabhά и угорского sarp, šorp или мансийского šuorp, šōrp как обозначения лося [2, с. 28; 26, с. 147] удостоверяет лексические связи индоариев с уграми в ареале обитания этого животного, подтверждая, что прообразом шарабхи был лось [5, с. 105 и др.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    10688
    Prefix
    Параллелизм ведийского śarabhά и угорского sarp, šorp или мансийского šuorp, šōrp как обозначения лося [2, с. 28; 26, с. 147] удостоверяет лексические связи индоариев с уграми в ареале обитания этого животного, подтверждая, что прообразом шарабхи был лось [5, с. 105 и др.]. Поэтому тезис Б. Мункачи о соответствии ведийского слова «шарабха» названию лося у хантов и манси
    Exact
    [5, с. 105 – 106]
    Suffix
    соотносит образ лося с мифическим зверем индоариев, а рассматриваемых лосей Томской писаницы – с идеей заклания главной жертвы в канун главного тринадцатимесячного года. Вероятно, жертвоприношение лося с тринадцатью роговыми отростками – главного среди зверей в Западной Сибири (наряду с медведем), также приурочивалось к новогодней вставке дополнительного месяца олицетворявшего особый э
    (check this in PDF content)

  17. Start
    11747
    Prefix
    Его рога схематичны, но орнаментация корпуса удостоверяет продолжение мифокалендарной традиции жертвоприношения животного. На полностью исследованном местонахождении Долгая-1 у Новоромановской писаницы
    Exact
    [4, с. 215 – 216; 20, с. 84 – 87 и др.]
    Suffix
    обнаружены не рога, но причастная к ритуальным действиям серия костей ног нескольких лосиных особей [19, с. 64 – 86]. К какому времени следует отнести данное изображение? Один из древнейших комплексов нижнетомских петроглифов представлен изображениями самусьской изобразительной традиции [17, с. 103; 18, с. 288; 19, с. 31 – 35, 111 – 121].
    (check this in PDF content)

  18. Start
    11885
    Prefix
    На полностью исследованном местонахождении Долгая-1 у Новоромановской писаницы [4, с. 215 – 216; 20, с. 84 – 87 и др.] обнаружены не рога, но причастная к ритуальным действиям серия костей ног нескольких лосиных особей
    Exact
    [19, с. 64 – 86]
    Suffix
    . К какому времени следует отнести данное изображение? Один из древнейших комплексов нижнетомских петроглифов представлен изображениями самусьской изобразительной традиции [17, с. 103; 18, с. 288; 19, с. 31 – 35, 111 – 121].
    (check this in PDF content)