The 29 reference contexts in paper O. Naumenko N., E. Naumenko A., О. Науменко Н., Е. Науменко А. (2016) “К ВОПРОСУ О КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЕВРЕЙСКИХ ДИАСПОР ТЮМЕНИ И ТОБОЛЬСКА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ // ON RELIGIOUS TOLERANCE IN THE HISTORY AND NATIONAL PSYCHOLOGY OF THE JEWISH DIASPORA IN TYUMEN AND TOBOLSK IN THE 19TH– EARLY20TH CENTURIES” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:4:p:34-39

  1. Start
    4173
    Prefix
    Эта тенденция впервые начала проявляться в Средневековой Италии еще в XVI в., что в рамках эпохи Возрождения привело к появлению непродолжительного «золотого века» иудеев и сопровождалось не только объективными судебными приговорами в отношении евреев, если таковые возникали, но даже введением охраны еврейских кварталов
    Exact
    [22, с. 3]
    Suffix
    . В этот период возникла особая форма религиозной толерантности, пока не затрагивающая вопросы уважения нехристианских культур, но утверждающая веротерпимость как одну из экономических и политических основ государства.
    (check this in PDF content)

  2. Start
    4630
    Prefix
    Предполагалось, что толерантность должна проявляться в системе послаблений и льгот, предоставляемых отдельным группам населения, оказавшегося за пределами католического общества, но при условии, что они несут «благотворную роль» и не представляют угрозы для христианства
    Exact
    [23, с. 29]
    Suffix
    . Эту идею обсуждали философы и в последующие века: Джон Локк в «Письме о веротерпимости» (1689 г.), а также Иммануил Кант, Вильгельм фон Гумбольдт, Бенжамен Констан, Джон Стюарт Милль и др. В России впервые эта форма толерантности была провозглашена в 1773 г.
    (check this in PDF content)

  3. Start
    4978
    Prefix
    Эту идею обсуждали философы и в последующие века: Джон Локк в «Письме о веротерпимости» (1689 г.), а также Иммануил Кант, Вильгельм фон Гумбольдт, Бенжамен Констан, Джон Стюарт Милль и др. В России впервые эта форма толерантности была провозглашена в 1773 г. Екатериной II в «Указе о веротерпимости», что коренным образом изменило положение иноверческих общин
    Exact
    [4, с. 21]
    Suffix
    . Положение иудеев все же продолжало зависеть от степени антисемитских взглядов императоров и их чиновников, однако один из сибирских регионов – юг современной Тюменской области – не вписывался в общегосударственную тенденцию.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    5980
    Prefix
    Исторически Тюмень и Тобольск, будучи «воротами в Сибирь», принимали масштабные потоки переселенцев практически со всей европейской части России, которые по большей части оседали здесь же, формируя среду, толерантную к различным культурам
    Exact
    [12, с. 189]
    Suffix
    . Кроме того, в течение столетий на территории юга Тюменской области были основаны сотни татарских и смешанных русско-татарских поселений, некоторые их которых насчитывали сотни лет своей истории (например, селу Чикча более 500 лет, селу Ембаево, где проживают представители 21 национальности, более 400 лет).
    (check this in PDF content)

  5. Start
    6791
    Prefix
    Взаимодействие мусульман с православными в рамках смешанных деревень проведено Т. Г. Бакиевой, которая на основе архивных материалов утверждает, что конфликты в деревнях проявлялись на бытовой, но отнюдь не на конфессиональной почве
    Exact
    [2, с. 142]
    Suffix
    . Более того, в случае судебных споров (например, о земельных участках) представители местной власти не позволяли дискриминацию мусульман, таким образом компенсируя сложное в конфессиональном отношении российское законодательство и обеспечивая себе поддержку и уважение со стороны многочисленных мусульманских общин.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    7226
    Prefix
    местной власти не позволяли дискриминацию мусульман, таким образом компенсируя сложное в конфессиональном отношении российское законодательство и обеспечивая себе поддержку и уважение со стороны многочисленных мусульманских общин. Если антисемитизм в Западной Европе и Европейской части России отражался даже в иконописных сюжетах (изображение иудеев в аду, на Страшном Суде и пр.)
    Exact
    [19, с. 162]
    Suffix
    , то для Тобольска и Тюмени это явление не было характерно, несмотря на широкое распространение иконописи за счет открытия при Тобольской Духовной семинарии иконописного класса. В частности, богатейшая коллекция русских православных икон конца XIX – начала ХХ вв., хранящаяся в фондах Музея археологии и этнографии Тюменского государственного университета, а также сохранившиеся иконы местных
    (check this in PDF content)

  7. Start
    8622
    Prefix
    Данный феномен, отражающийся в конфессиональной толерантности, подтверждается исторической памятью, сохранившейся в культуре еврейских общин Тюмени и Тобольска, и зафиксированный в исследованиях
    Exact
    [1; 3; 5]
    Suffix
    и ряде источников. Первые примеры веротерпимости местной власти по отношению к евреям относятся к началу XIX в. В частности, в 1820 г. Александр I издал указ, запрещавший евреям принимать в услужение или на работу лиц христианского вероисповедания под угрозой за нарушение «сего запрещения подвергаться взысканию по суду» [6, л. 2].
    (check this in PDF content)

  8. Start
    8930
    Prefix
    В частности, в 1820 г. Александр I издал указ, запрещавший евреям принимать в услужение или на работу лиц христианского вероисповедания под угрозой за нарушение «сего запрещения подвергаться взысканию по суду»
    Exact
    [6, л. 2]
    Suffix
    . При ознакомлении с указом выяснилось, что, например, в Тобольске он распространялся только на одного человека – Менделя Цванга, который занимался портным ремеслом и нанимал помощников из христиан.
    (check this in PDF content)

  9. Start
    9184
    Prefix
    При ознакомлении с указом выяснилось, что, например, в Тобольске он распространялся только на одного человека – Менделя Цванга, который занимался портным ремеслом и нанимал помощников из христиан. Мендель просил губернатора «не отбирать их», и власти пошли навстречу
    Exact
    [6, л. 5]
    Suffix
    , что было прямым нарушением императорского указа и могло повлечь наказание губернатора. Примеры относительно лояльного и объективного отношения к евреям наблюдались в последующие периоды, о чем свидетельствуют полицейские и судебные дела.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    9597
    Prefix
    В качестве сравнения отметим, что в Западной Европе в Европейской части России многочисленными и регулярными были сфабрикованные судебные процессы по обвинению иудеев в ритуальных убийствах христианских детей
    Exact
    [13, с. 183]
    Suffix
    , и именно это чаще всего становилось поводом для еврейских погромов. В Тюмени и Тобольске таких обвинений и процессов не было никогда, а сохранившиеся архивные документы отражают принцип конфессионального равенства при расследовании уголовных и политических дел.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    10316
    Prefix
    Тобольске евреями основалось под руководством политического преступника Евсея Борондовича, отставного солдата Ария Туника и с дозволения еврейского старосты Давыда Водовозова три общества, без надлежащего дозволения и утверждения правительства»
    Exact
    [7, л. 10]
    Suffix
    . Во время внезапного и одновременного обыска на квартирах подозреваемых и в молитвенном доме жандармы обнаружили книги на еврейском языке, в частности, для записи пожертвований и обучения. К чести местной полиции, представленный донос в скором времени сочли ложным: «Все высказанные в доносе Турина обстоятельства выказывают только его недоброжелательность к остальному еврейскому обществуи ж
    (check this in PDF content)

  12. Start
    10729
    Prefix
    К чести местной полиции, представленный донос в скором времени сочли ложным: «Все высказанные в доносе Турина обстоятельства выказывают только его недоброжелательность к остальному еврейскому обществуи желание набросить противоправительственную тень...»
    Exact
    [7, л. 10]
    Suffix
    . В 1879 г. началось расследование нового дела [8, л. 10]. Согласно слухам, ходившим среди обывателей Тобольска, местные евреи собирали деньги для помощи сосланным в Сибирь государственным преступникам.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    10787
    Prefix
    К чести местной полиции, представленный донос в скором времени сочли ложным: «Все высказанные в доносе Турина обстоятельства выказывают только его недоброжелательность к остальному еврейскому обществуи желание набросить противоправительственную тень...» [7, л. 10]. В 1879 г. началось расследование нового дела
    Exact
    [8, л. 10]
    Suffix
    . Согласно слухам, ходившим среди обывателей Тобольска, местные евреи собирали деньги для помощи сосланным в Сибирь государственным преступникам. Следствие показало, что начиная с 1861 г. они действительно организованно собирали пожертвования для иерусалимских бедных евреев.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    11397
    Prefix
    С этой целью на каждом еврейском доме были прикреплены специальные жестяные кружки, которые разрешалось открывать три раза в год. Заключение следствия гласило: «Пожертвования не имеют никакого политического характера, а есть не более, как милостыня почитающих священные книги на Святой земле...»
    Exact
    [8, л. 10]
    Suffix
    . В 1882 г. началось очередное следствие. Тобольский губернатор писал исправнику, что по сведениям МВД в России существует тайное еврейское общество, в которое вступили все евреи-капиталисты, отчислив крупные денежные взносы.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    11739
    Prefix
    Тобольский губернатор писал исправнику, что по сведениям МВД в России существует тайное еврейское общество, в которое вступили все евреи-капиталисты, отчислив крупные денежные взносы. Евреи имеют в своих домах кружки для сбора пожертвований в пользу всемирного еврейского кагала, для поддержания революционной партии
    Exact
    [8, л. 10]
    Suffix
    . Результаты расследования были объективными: в Тобольске ни одного члена этого общества не оказалось. Наиболее показательным примером межконфессионального взаимодействия и толерантности является история строительства Тюменской синагоги.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    12173
    Prefix
    В 1911 г. был торжественно заложен ее фундамент, и на этом мероприятии «было много публики разных вероисповеданий», которые поздравляли евреев; в этот день было собрано 1200 рублей пожертвований на строительство синагоги
    Exact
    [15]
    Suffix
    . В 1912 г. синагога была готова. На ее торжественное открытие «пришло много русских, в числе их – представители города и приглашенные лица». Евреи просили православного купца Андрея Ивановича Текутьева «...как бывшего городского голову, оказавшего много услуг при постройке Синагоги, сделать честь еврейскому обществу – разрезать ленту у входной двери» [16], – этот факт свидетельствуе
    (check this in PDF content)

  17. Start
    12511
    Prefix
    Евреи просили православного купца Андрея Ивановича Текутьева «...как бывшего городского голову, оказавшего много услуг при постройке Синагоги, сделать честь еврейскому обществу – разрезать ленту у входной двери»
    Exact
    [16]
    Suffix
    , – этот факт свидетельствует не просто о веротерпимости представителя власти (пусть и бывшего), а о более высоком уровне толерантности – признании равенства иудаизма и уважении его представителей.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    13271
    Prefix
    На настоящий момент появились данные, что только в Тобольске действовало три синагоги, а на Тюменском еврейском кладбище, основанном в начале 1890-х гг., к 1912 г. было похоронено уже около тысячи евреев
    Exact
    [10, с. 151]
    Suffix
    . Общая численность еврейского населения в городах доходила до 10 – 12 % [18, с. 73]. Наиболее активно массовое переселение в Сибирь началось со строительством Транссибирской железной дороги. Известен факт, что сразу после ее открытия вЗападной Сибири за счет переселения евреев в течение года резко выросло число «маслоделательных заводов»: с 5 до 195 – почти в 40 раз, и масло начало экспорти
    (check this in PDF content)

  19. Start
    13349
    Prefix
    На настоящий момент появились данные, что только в Тобольске действовало три синагоги, а на Тюменском еврейском кладбище, основанном в начале 1890-х гг., к 1912 г. было похоронено уже около тысячи евреев [10, с. 151]. Общая численность еврейского населения в городах доходила до 10 – 12 %
    Exact
    [18, с. 73]
    Suffix
    . Наиболее активно массовое переселение в Сибирь началось со строительством Транссибирской железной дороги. Известен факт, что сразу после ее открытия вЗападной Сибири за счет переселения евреев в течение года резко выросло число «маслоделательных заводов»: с 5 до 195 – почти в 40 раз, и масло начало экспортироваться, что говорило о резком развитии отрасли и начале конкурентности [14, с. 85].
    (check this in PDF content)

  20. Start
    13703
    Prefix
    Известен факт, что сразу после ее открытия вЗападной Сибири за счет переселения евреев в течение года резко выросло число «маслоделательных заводов»: с 5 до 195 – почти в 40 раз, и масло начало экспортироваться, что говорило о резком развитии отрасли и начале конкурентности
    Exact
    [14, с. 85]
    Suffix
    . Самовольное массовое переселение в Сибирь стало возможным в связи с несовершенством законодательной базы, с множеством противоречивых и запутанных нормативных актов об ограничении их прав. Губернская администрация, обремененная множеством других проблем, не имела ни времени, ни возможности, ни желания вникать в юридические тонкости вопроса, чтобы точно и своевременно выполнять законодательст
    (check this in PDF content)

  21. Start
    14373
    Prefix
    Когда предпринимались попытки детально разобраться в нормативной базе, возникали коллизии: например, одни члены Правления считали, что запрет селиться в Сибири распространяется на всех, в т. ч. купцов первой гильдии, другие – что не распространяется на тех, кто живет в Сибири «долго», и т. д.
    Exact
    [9, л. 41]
    Suffix
    . Поэтому практически на каждый запрос евреев о разрешении им постоянного проживания в регионе губернские власти обращались за разъяснениями в вышестоящие инстанции, вплоть до Сената, а ответ мог прийти через несколько лет, в течение которых евреев нельзя было выселить.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    15403
    Prefix
    «Черные списки» на выселение евреев составлялись регулярно, но в отличие, например, от Томской губернии, не так активно применялись на практике (в частности, есть решения о высылке, но нет данных об их исполнении). В частности, в конце XIX в. был составлен график высылки: в 1899 г. из Тобольской губернии планировалось выдворить 246 чел.
    Exact
    [9, л. 18]
    Suffix
    , в 1901 г. – уже 460 [9, л. 5]. Однако местная власть не торопилась это делать под предлогом отсутствия средств в губернском бюджете, переполнения мест заключения, занятости иными проблемами и пр.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    15442
    Prefix
    «Черные списки» на выселение евреев составлялись регулярно, но в отличие, например, от Томской губернии, не так активно применялись на практике (в частности, есть решения о высылке, но нет данных об их исполнении). В частности, в конце XIX в. был составлен график высылки: в 1899 г. из Тобольской губернии планировалось выдворить 246 чел. [9, л. 18], в 1901 г. – уже 460
    Exact
    [9, л. 5]
    Suffix
    . Однако местная власть не торопилась это делать под предлогом отсутствия средств в губернском бюджете, переполнения мест заключения, занятости иными проблемами и пр. В результате высылка все откладывалась, пока вопрос сам собой не «сошел на нет», и основная часть евреев осталась на своих местах.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    16530
    Prefix
    губернии семью Янкеля Пейселя, который, по его мнению, «являлся вредным для местного населения по своему мельничному занятию, отсыпая себе «лишние лопатки», т. е. брал с помольцев больше установленного». В юртах началось волнение, общество обратилось в губернское правление и объяснило, что требование выслать Пейселя вызвано «корыстью заседателя», и власти разрешили дальнейшее проживание
    Exact
    [9, л. 19.]
    Suffix
    . В начале XX в. в Тобольское губернское правление в защиту евреев поступала «масса ходатайств со стороны христиан, которые в течение долгого времени вступали с евреями в правовые, имущественные и личные отношения».
    (check this in PDF content)

  25. Start
    17007
    Prefix
    Эти волнения также не прошли бесследно: власти постановили отсрочить высылку на год, «пока отношения между евреями и христианами не будут упорядочены», а также не выселять одиноких евреев старше 70 лет, если местное христианское общество, городское или сельское, согласится принять их на попечение
    Exact
    [9, л. 95]
    Suffix
    . Массовым явлением среди евреев стала передача паспортов родственникам и знакомым при полицейских проверках. Такой паспорт не содержал «особых примет» и фотографии; он выдавался на всю семью и включал лишь имена и возраст главы семьи, его жены и детей.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    17596
    Prefix
    Полицейский исправник видел, что паспорта повторяются, но формальных оснований для ареста не имел. Попытки уличить обманщиков не приводили к успеху: согласно информации Тобольского губернского правления, паспорта передавались «каким-то чудесным образом»
    Exact
    [9, л. 273]
    Suffix
    . Тот факт, что данное явление было массовым, но ни одна «семья» не была уличена, представляется довольно странным и ставит вопрос о добросовестности исполнения своих обязанностей полицейскими исправниками.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    18054
    Prefix
    Причины таких «упущений» не ясны, но они могли исходить не только из непрофессионализма и коррумпированности служащий, а также из их представлений о веротерпимости. В начале XX в. было замечено, что согласно официальным спискам, многие евреи имеют христианские имена или фамилии
    Exact
    [9, л. 247]
    Suffix
    , причем сочетание было необычным, например, «Рыбкин Моисей Иосифович» и т. п. При составлении списков незаконно проживающих евреи, не имея официальных документов, сознательно присваивали себе русские имена или изменяли фамилии в соответствии с русским переводом, надеясь таким образом в будущем избежать антисемитского преследования.
    (check this in PDF content)

  28. Start
    18932
    Prefix
    Многие фамилии сибирских евреев в тот период имели уменьшительно-ласкательный суффикс: «Птичкины», «Рыбкины», «Воробейчиковы», «Карасиковы» и т. п. До 1915 г. присвоение русских имен и фамилий было уголовно-наказуемым деянием, за что, например, в 1911 г. в Томске было привлечено к ответственности 64 чел.
    Exact
    [11, л. 32.]
    Suffix
    , но ни одного подобного процесса по Тюменскому региону архивы не зафиксировали. Несмотря на встречавшиеся факты антисемитизма, данная среда все же сформировала в еврейской культуре устойчивые представления о Тюмени и Тобольске как едином конфессиональном культурном пространстве, что особенно ярко проявлялось в ситуациях, когда помощь требовалась православному населению.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    19836
    Prefix
    Лейбовича поступило письмо: «Узнав от представителей Тобольского христианского общества... о готовящейся постановке на тобольской сцене пьесы «Распятый Христос» и ее кощунственном содержании, я считаю своей обязанностью уведомить евреев, что посещение такого зрелища, оскорбляющего чувства верующих, совершенно недопустимо»
    Exact
    [17, с. 82]
    Suffix
    . Общими усилиями христиан, мусульман и иудеев пьеса была исключена из репертуара. Мирное сосуществование иудеев в представителями иных конфессий вызывало тесные контакты между ними на бытовом и личностном уровнях и содействовала слиянию евреев с местным населением через многочисленные смешанные браки.
    (check this in PDF content)