The 33 reference contexts in paper V. Lyakin E., В. Лякин Е. (2016) “НАРОДНАЯ ПРАВДА В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ // PEOPLE’S VERITY IN RUSSIA IN AT THE TURN OF THE 19th – 20th CENTURIES” / spz:neicon:vestnik-k:y:2014:i:4:p:216-220

  1. Start
    1837
    Prefix
    Актуальность проблемы правды обосновывается её исследователями несколькими факторами, прежде всего недостаточностью критического или какого-либо иного анализа этой категории в современных философско-антропологических исследованиях
    Exact
    [5, с. 4]
    Suffix
    , а также распространением так называемого правдоискательства, которое в русской культуре служит предельным основанием человеческого поведения. Также возрастание интереса к правде объясняется вступлением человечества в эпоху постмодерна, которая сопровождается, с одной стороны, политической, культурной и ценностной плюральностью [5, с. 117 – 147; 10, с. 3], потерей человеком смысловых
    (check this in PDF content)

  2. Start
    2152
    Prefix
    философско-антропологических исследованиях [5, с. 4], а также распространением так называемого правдоискательства, которое в русской культуре служит предельным основанием человеческого поведения. Также возрастание интереса к правде объясняется вступлением человечества в эпоху постмодерна, которая сопровождается, с одной стороны, политической, культурной и ценностной плюральностью
    Exact
    [5, с. 117 – 147; 10, с. 3]
    Suffix
    , потерей человеком смысловых ориентиров и собственной идентичности, а с другой – кризисом рационализма, когда рациональные ценности оказываются чем-то внешним по отношению к человеку. Этимологические и лингвистические характеристики термина «правда» дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих работах, в числе которых: прагматическая [10,
    (check this in PDF content)

  3. Start
    2546
    Prefix
    Этимологические и лингвистические характеристики термина «правда» дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих работах, в числе которых: прагматическая
    Exact
    [10, с. 44]
    Suffix
    , эссенциалистская [15, с. 144], социальная [16, с. 189], антропологическая [5, с. 24], онтологическая (эпистемологическая) [9, с. 58 – 59], экзистенциальная [14, с. 83]. При этом отмечается несомненное значение рассматриваемого понятия именно для русской культуры.
    (check this in PDF content)

  4. Start
    2582
    Prefix
    Этимологические и лингвистические характеристики термина «правда» дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих работах, в числе которых: прагматическая [10, с. 44], эссенциалистская
    Exact
    [15, с. 144]
    Suffix
    , социальная [16, с. 189], антропологическая [5, с. 24], онтологическая (эпистемологическая) [9, с. 58 – 59], экзистенциальная [14, с. 83]. При этом отмечается несомненное значение рассматриваемого понятия именно для русской культуры.
    (check this in PDF content)

  5. Start
    2611
    Prefix
    Этимологические и лингвистические характеристики термина «правда» дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих работах, в числе которых: прагматическая [10, с. 44], эссенциалистская [15, с. 144], социальная
    Exact
    [16, с. 189]
    Suffix
    , антропологическая [5, с. 24], онтологическая (эпистемологическая) [9, с. 58 – 59], экзистенциальная [14, с. 83]. При этом отмечается несомненное значение рассматриваемого понятия именно для русской культуры.
    (check this in PDF content)

  6. Start
    2645
    Prefix
    Этимологические и лингвистические характеристики термина «правда» дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих работах, в числе которых: прагматическая [10, с. 44], эссенциалистская [15, с. 144], социальная [16, с. 189], антропологическая
    Exact
    [5, с. 24]
    Suffix
    , онтологическая (эпистемологическая) [9, с. 58 – 59], экзистенциальная [14, с. 83]. При этом отмечается несомненное значение рассматриваемого понятия именно для русской культуры. Так, Н. А. Земскова замечает, что наличие в русском языке двух слов-концептов «Истина» и «Правда» для выражения очень близких по значению понятий является отличительной особенностью русской культуры, для установ
    (check this in PDF content)

  7. Start
    2695
    Prefix
    Этимологические и лингвистические характеристики термина «правда» дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих работах, в числе которых: прагматическая [10, с. 44], эссенциалистская [15, с. 144], социальная [16, с. 189], антропологическая [5, с. 24], онтологическая (эпистемологическая)
    Exact
    [9, с. 58 – 59]
    Suffix
    , экзистенциальная [14, с. 83]. При этом отмечается несомненное значение рассматриваемого понятия именно для русской культуры. Так, Н. А. Земскова замечает, что наличие в русском языке двух слов-концептов «Истина» и «Правда» для выражения очень близких по значению понятий является отличительной особенностью русской культуры, для установления чего достаточно обратить внимание на частоту их уп
    (check this in PDF content)

  8. Start
    2731
    Prefix
    Этимологические и лингвистические характеристики термина «правда» дают некоторое понятие о многочисленности трактовок его значения, встречающихся в существующих работах, в числе которых: прагматическая [10, с. 44], эссенциалистская [15, с. 144], социальная [16, с. 189], антропологическая [5, с. 24], онтологическая (эпистемологическая) [9, с. 58 – 59], экзистенциальная
    Exact
    [14, с. 83]
    Suffix
    . При этом отмечается несомненное значение рассматриваемого понятия именно для русской культуры. Так, Н. А. Земскова замечает, что наличие в русском языке двух слов-концептов «Истина» и «Правда» для выражения очень близких по значению понятий является отличительной особенностью русской культуры, для установления чего достаточно обратить внимание на частоту их употребления в пословицах, погов
    (check this in PDF content)

  9. Start
    3121
    Prefix
    Земскова замечает, что наличие в русском языке двух слов-концептов «Истина» и «Правда» для выражения очень близких по значению понятий является отличительной особенностью русской культуры, для установления чего достаточно обратить внимание на частоту их употребления в пословицах, поговорках, фразеологизмах
    Exact
    [8, с. 103 – 104]
    Suffix
    . В связи с этим исследование понятия правды актуально и в культурологическом аспекте в свете возрастающего интереса к российской истории. Рассматривая вопрос с точки зрения русской религиозной философии, самоопределившейся в последней трети XIX века, можно обратиться к мнению С.
    (check this in PDF content)

  10. Start
    3726
    Prefix
    Предмет последней он определял через истину, указывая, что добро в русской философии представляет собой не должное или норму, а истину как живую онтологическую сущность мира, которую человек должен постигнуть и которой он должен покориться
    Exact
    [19, с. 86]
    Suffix
    . С другой стороны, отмечал С. Л. Франк, у русских имеется ещё другое понятие, ставшее главной темой их раздумий и духовных поисков. Это «правда», которая, с одной стороны, означает истину в смысле теоретически адекватного образа действительности, а с другой – нравственную правоту, основания жизни, посредством которых бытие становится внутренне единым, освящается и спасается.
    (check this in PDF content)

  11. Start
    4254
    Prefix
    , означает истину в смысле теоретически адекватного образа действительности, а с другой – нравственную правоту, основания жизни, посредством которых бытие становится внутренне единым, освящается и спасается. Русский мыслитель всегда ищет правду, он желает не только понять мир и жизнь, но и постичь главный религиозно-нравственный принцип мироздания, чтобы преобразить мир, очиститься и спастись
    Exact
    [19, с. 85]
    Suffix
    . При всём изложенном, отмечая высокую роль в русской философии правды как нравственной правоты, норматива поведения, многие исследователи отмечают критическую недостаточность правового сознания, правового начала в русской историко-культурной традиции.
    (check this in PDF content)

  12. Start
    5398
    Prefix
    Названное определяет цель настоящей работы – установить характеристики и систему ценностей «народной правды» как социально-культурного феномена России рубежа XIX – XX веков и её соотношение с религиозной правдой как нравственным и моральным явлением. Предмет настоящей работы задан мыслями, изложенными в статье В. К. Кантора о «народной правде»
    Exact
    [11]
    Suffix
    . Тема соотнесения христианства и политики (иначе: нравственного и юридического закона) является не новой для русской философии. В качестве примера остроты этого вопроса можно вспомнить полемику В.
    (check this in PDF content)

  13. Start
    5906
    Prefix
    Первый утверждал, что право есть требование реализации минимума нравственности, который должен иметься в каждой душе, то есть реализации определённого минимального добра, «тогда как интерес собственно нравственный относится непосредственно не к внешней реализации добра, а к его внутреннему существованию в сердце человеческом»
    Exact
    [16, с. 413]
    Suffix
    . Б. Н. Чичерин, в свою очередь, видел в этом призыве к нравственности возврат к антиправовому пафосу русской мысли. Он был убеждён в невозможности вести людей к нравственному идеалу путём внешнего принуждения.
    (check this in PDF content)

  14. Start
    6201
    Prefix
    Он был убеждён в невозможности вести людей к нравственному идеалу путём внешнего принуждения. Нравственность по принуждению – это искажения нравственности как таковой, по сути безнравственность
    Exact
    [11, с. 241]
    Suffix
    . На протяжении всей истории русской религиознофилософской литературы утверждалось, что русский народ пошёл путём «внутренней», нравственной правды, по пути мира, согласному с учением Христа. Как отмечал Е.
    (check this in PDF content)

  15. Start
    7012
    Prefix
    Франк, в свою очередь, отмечал, что русская интеллигенция искала в мыслителях и их системах не истины научной, а пользы для жизни, оправдания или освящения какой-либо общественно-моральной тенденции (благо народа, удовлетворение нужд большинства)
    Exact
    [20, с. 156 – 165]
    Suffix
    . Здесь и возникает вопрос, где находятся пределы, до которых во имя чьих-либо интересов (пусть даже народных) допустимо оправдывать мысли и поступки. Н. А. Бердяев отмечал, что русская интеллигенция, страстно желая органического слияния истины и добра, понимала справедливость только как пользу и благо народа.
    (check this in PDF content)

  16. Start
    7620
    Prefix
    Интеллигенцию интересует не вопрос об истинности или ложности теории, а лишь то, благоприятна или нет эти теория, послужит ли она благу и интересам народа. Такие стремления парализовали и практически уничтожили интерес к истине, что можно выразить формулой: да сгинет истина, если от гибели её народу будет лучше житься, если люди будут счастливы
    Exact
    [4, с. 28 – 30]
    Suffix
    . Правовед и философ Б. А. Кистяковский отмечает, что в нашей богатой литературе прошлых веков нет ни одного трактата или этюда о праве, который имел бы общественное, а не узко научное значение: «Можно сказать, что в идейном развитии нашей интеллигенции, поскольку оно отразилось в литературе, не участвовала ни одна правовая идея.
    (check this in PDF content)

  17. Start
    8040
    Prefix
    литературе прошлых веков нет ни одного трактата или этюда о праве, который имел бы общественное, а не узко научное значение: «Можно сказать, что в идейном развитии нашей интеллигенции, поскольку оно отразилось в литературе, не участвовала ни одна правовая идея. И теперь в той совокупности идей, из которой слагается мировоззрение нашей интеллигенции, идея права не играет никакой роли»
    Exact
    [12, с. 110]
    Suffix
    . Эти негативные оценки являются выражением типичного для большинства отечественных правоведов мнения о том, что, во-первых, наша правовая система является недостаточно развитой по сравнению с правовыми системами западных государств, во-вторых, магистральный путь ее развития – заимствование зарубежного (западного) права.
    (check this in PDF content)

  18. Start
    9036
    Prefix
    – это "они", это ктото распоряжающийся его жизнью и свободой <...> В народном сознании эта ситуация отразилась в восприятии власти как сакрально нечистой силы, несущей на себе печать проклятия. Власть или принимали как злое средство для хороших целей, или отвергали как источник греха. Греховность власти – одна из фундаментальных, хотя и не всегда явных интуиций русской культуры»
    Exact
    [6, с. 114 – 115]
    Suffix
    . Как пишет В. К. Кантор, тема правового сознания, правового начала в русский историко-культурной традиции и отношении к праву народа, соотношения права с т. н. «народной правдой» обострилась после революций начала XX столетия, прозвучав в работах П.
    (check this in PDF content)

  19. Start
    9373
    Prefix
    Кантор, тема правового сознания, правового начала в русский историко-культурной традиции и отношении к праву народа, соотношения права с т. н. «народной правдой» обострилась после революций начала XX столетия, прозвучав в работах П. Н. Новгородцева, Е. Н. Трубецкого, Н. Н. Алексеева, С. А. Муромцева, Ф. А. Степуна
    Exact
    [11, с. 246 – 247]
    Suffix
    . Как уже указывалось, об отсутствии правового сознания в народе неоднократно писали и «Вехи». Уже упомянутый Б. А. Кистяковский так осуждал одобрительное отношение к этому феномену со стороны славянофилов: «Герцен предполагает, что в этом коренном недостатке русской общественной жизни заключается известное преимущество.
    (check this in PDF content)

  20. Start
    10090
    Prefix
    В слабости внешних правовых форм и даже в полном отсутствии внешнего правопорядка в русской общественной жизни они усматривали положительную, а не отрицательную сторону <...> Поэтому отношения между народом и государем в России, особенно допетровской, основывались на взаимном доверии и на обоюдном искреннем желании пользы»
    Exact
    [12, с. 114]
    Suffix
    . Кистяковский всё же уточняет: «Притупленность правосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом нашего застарелого зла – отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа» [12, с. 113].
    (check this in PDF content)

  21. Start
    10334
    Prefix
    Кистяковский всё же уточняет: «Притупленность правосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом нашего застарелого зла – отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа»
    Exact
    [12, с. 113]
    Suffix
    . Данную проблему В. К. Кантор считает одной из сущностных для русской действительности [11, с. 248]. Так, до упомянутой дискуссии начала XX века из всех областей мировоззрения интерес к проблеме права фактически имелся только в художественной сфере.
    (check this in PDF content)

  22. Start
    10427
    Prefix
    Кистяковский всё же уточняет: «Притупленность правосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом нашего застарелого зла – отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа» [12, с. 113]. Данную проблему В. К. Кантор считает одной из сущностных для русской действительности
    Exact
    [11, с. 248]
    Suffix
    . Так, до упомянутой дискуссии начала XX века из всех областей мировоззрения интерес к проблеме права фактически имелся только в художественной сфере. Правовые проблемы, девиантное поведение волновали деятелей русской культуры, прежде всего, литераторов (романы Ф.
    (check this in PDF content)

  23. Start
    11520
    Prefix
    При этом он принимал и существование правды образованного общества, указывая, что это общество должно «преклониться перед народом и ждать от него всего, и мысли и образа; преклониться перед правдой народной»
    Exact
    [7, с. 45]
    Suffix
    . Преклонение не должно быть раболепным: тут же Достоевский настаивает на сохранении и самости образованного общества: «Не можем же мы совсем перед ним уничтожиться, и даже перед какой бы то ни было его правдой; наше пусть остаётся при нас и мы не отдадим его ни за что на свете, даже, в крайнем случае, и за счастье соединения с народом.
    (check this in PDF content)

  24. Start
    11868
    Prefix
    Преклонение не должно быть раболепным: тут же Достоевский настаивает на сохранении и самости образованного общества: «Не можем же мы совсем перед ним уничтожиться, и даже перед какой бы то ни было его правдой; наше пусть остаётся при нас и мы не отдадим его ни за что на свете, даже, в крайнем случае, и за счастье соединения с народом. В противном случае пусть уж мы оба погибаем врознь»
    Exact
    [7, с. 45]
    Suffix
    . Но основную массу русского народа Достоевский в своём романе «Бесы» нарисовал погруженной в языческую стихию, живущей вне христианства, представив русский народ-богоносец в образе бесноватого. В.
    (check this in PDF content)

  25. Start
    12625
    Prefix
    Алексеев говорил: «Монархия-то Божье дело, да порядки в ней, скорее, дело нечистого». И у русского человека возникает глубочайшее стремление – исправить эти порядки. С величайшим подъёмом ищет он «правды» и хочет государство своё построить как «государство правды»
    Exact
    [1, с. 83]
    Suffix
    . При этом «исправление порядков» и «строительство государства правды» Н. Н. Алексеев понимал достаточно односторонне, ставя в пример эпоху Ивана Грозного и учреждённую им опричнину. При этом В.
    (check this in PDF content)

  26. Start
    12934
    Prefix
    Алексеев понимал достаточно односторонне, ставя в пример эпоху Ивана Грозного и учреждённую им опричнину. При этом В. К. Кантор справедливо отмечает, что ни Ивана Грозного, ни верхушку опричнины нельзя причислить к народу, крестьянам, хлебопашцам
    Exact
    [11, с. 252]
    Suffix
    . По сути произошло размывание понятий: такие размышления в некоем роде оправдали знаменем «народной правды», «благом народа» дальнейшую политику ортодоксальных представителей русского общества.
    (check this in PDF content)

  27. Start
    13870
    Prefix
    Надо только расшатать и разрушить старую власть и старый порядок, а затем всё само собою устроится... На почве таких воззрений нельзя было, конечно, организовать ни народовластия, ни управления»
    Exact
    [13, с. 566]
    Suffix
    . Изложенное ещё раз подтверждает высказанный ранее тезис о низком уровне правосознания русского народа. В результате распространения анархических идей дворянство не прошло конституционной школы, тезисы о законности, правопорядке, подчинении существующим нормам права, гарантий собственности, личной неприкосновенности и иных базисных свобод, разработанных Монтескьё ещё в середине XVIII век
    (check this in PDF content)

  28. Start
    15091
    Prefix
    Через всю историю русской религиозной мысли проходит, если и не красною линией, то всё же красным пунктиром проходит домысел, что право – могила правды, что лучше быть бьющим себя в перси грешником, чем просто порядочным существом...». «Что право может быть не могилой правды, а её прославлением... – это для философской стихии русского духа никогда не было по-настоящему убедительно»
    Exact
    [17, с. 328]
    Suffix
    . Всё это можно было принять, если бы народная правда действительно была тождественна христианской правде. Как пишет Степун, «всякий добрый европеец, не верующий в Бога, далеко ещё не безбожный человек, в нём в той или иной степени, в том или ином ущерблении всегда или почти всегда жива вера: вера в нравственность, в право, в культуру, в науку, во все ризы отрицаемого им Божества.
    (check this in PDF content)

  29. Start
    15578
    Prefix
    верующий в Бога, далеко ещё не безбожный человек, в нём в той или иной степени, в том или ином ущерблении всегда или почти всегда жива вера: вера в нравственность, в право, в культуру, в науку, во все ризы отрицаемого им Божества. Народная же Россия всем этим верованиям всегда была чужда. Никогда не верила она ни в науку, ни в право, а всегда только в Бога, в нагого, не облачённого Бога»
    Exact
    [17, с. 322]
    Suffix
    . А когда в ходе революции произошло крушение народной веры, неоформленность народного сознания не дала ему удержаться во внешних формах. Вера в нагого, абстрактного, не окружённого мировоззренческими ценностями Бога, сразу, почти без перехода, перешла в голое циничное безбожие.
    (check this in PDF content)

  30. Start
    16008
    Prefix
    Вера в нагого, абстрактного, не окружённого мировоззренческими ценностями Бога, сразу, почти без перехода, перешла в голое циничное безбожие. Этим срывом народной души и объясняют напряжённость и жестокость русской революции. По выражению Н. В. Устрялова, «думали перерасти правовое государство, а на деле не доросли до него»
    Exact
    [18, с. 170]
    Suffix
    . Вестник Кемеровского государственного университета 2014 No 4 (60) Т. 3 Н. А. Бердяев утверждал, что хотя правда и истина всегда бывают в меньшинстве, правду и истину должно поставить выше воли народа, подчинить эту волю им.
    (check this in PDF content)

  31. Start
    16558
    Prefix
    Поскольку в божественной справедливости есть истина и любовь, а в человеческой – неправда и ненависть, то в самом восстании против основ социального строя во имя справедливости содержится религиозная ложь. Люди не должны думать, что они справедливее Бога и могут исправить справедливость
    Exact
    [3, с. 167 – 168]
    Suffix
    . Таким образом, народная правда и её не оформившаяся вера в пустого Бога ещё раз проявила свою антиправовую сущность, погубив только ещё утверждавшееся в России правовое сознание. При этом В. К.
    (check this in PDF content)

  32. Start
    17177
    Prefix
    напротив, во всех своих работах ищет путей, которые позволили бы не просто возродить интерес к православию в России, но сделать его основой демократических изменений: даже «оставляя в стороне историю демократии, нельзя не видеть, что её основной принцип – принцип защиты свободы мнения как формы коллективного искания освобождающей мысли – должен быть близок духу христианской политики»
    Exact
    [17, с. 451]
    Suffix
    (курсив Степуна). И далее: пути личного религиозного творчества «неизбежно приводят к многообразию христианских миросозерцаний, а тем самым и к многообразию решений тех или иных социально-политических вопросов» [17, с. 451], что и является общим выражением сути демократии.
    (check this in PDF content)

  33. Start
    17384
    Prefix
    , что её основной принцип – принцип защиты свободы мнения как формы коллективного искания освобождающей мысли – должен быть близок духу христианской политики» [17, с. 451] (курсив Степуна). И далее: пути личного религиозного творчества «неизбежно приводят к многообразию христианских миросозерцаний, а тем самым и к многообразию решений тех или иных социально-политических вопросов»
    Exact
    [17, с. 451]
    Suffix
    , что и является общим выражением сути демократии. Исследование вышеозначенных вопросов позволяет сформулировать следующие выводы. В качестве отличительной особенности русской ментальности и культуры отмечен интерес к правде.
    (check this in PDF content)